В какой момент возникнут проблемы с налоговой?

Переход из одной ИФНС в другую: подводные камни налоговой «миграции»

В какой момент возникнут проблемы с налоговой?

Собственники и руководители бизнеса зачастую сталкиваются с необходимостью изменить юридический адрес компании. Чаще всего владельцы компаний принимают решение о смене юридического адреса  для перехода в другую ИФНС, полагая, что это поможет избавиться от бремени налоговых долгов или избежать налоговой проверки.

Причины смены адреса

Повод задуматься об изменении  юр адреса у бизнесменов может появиться по различным причинам. Такая необходимость может быть связна с развитием бизнеса, когда возникает необходимость в более просторном помещении или, напротив, в период кризиса, когда собственники компаний пытаются экономить, в том числе, и на арендной плате.

Также смена юридического адреса может понадобиться при банальном отказе арендодателя в пролонгации договора аренды. Нередко владельцы компаний принимают решение о смене юридического адреса  для перехода в другую ИФНС, полагая, что это поможет избавиться от бремени налоговых долгов или избежать налоговой проверки.

Поговорим о проблемах, которые может повлечь смена налоговой инспекции при смене юридического адреса.

Последние изменения в вопросах регистрации и проверках адресов

  1. С 1 января 2016 года существенно изменился порядок изменения места нахождения юридического лица. Подробнее об этом читайте в статье «Изменение юридического адреса ООО 2017: пошаговая инструкция».
  2. Теперь налоговая вправе произвести как документарную проверку нового адреса, так и выездную (инспектор выезжает на место, опрашивает персонал организации, составляет акт). Когда у инспекции возникают основания для проведения проверки достоверности нового юридического адреса, она вправе в течение 5 дней принять решение о приостановлении государственной регистрации изменений до конца проверки данного адреса, но не более чем на 1 месяц. При этом сам срок регистрации тоже прерывается.
  3. С начала 2016 года налоговые инспекции вправе осуществлять проверки по выявлению недостоверных сведений в ЕГРЮЛ в части адреса места нахождения компаний. Свое право на осуществление проверок налоговые органы охотно реализовывают. Список оснований для признания информации об адресе юридического лица недостоверной:
    • адрес массовой регистрации;
    • адрес в действительности не существует (например, объект недвижимости разрушен);
    • адрес является почтовым и присвоен объекту незавершенного строительства;
    • адрес не может использоваться для связи с организацией (по таким адресам размещены органы государственной власти, воинские части и т.п.);
    • имеется заявление собственника о том, что он не разрешает регистрировать юридические лица по адресу и др.
  4. В случае установления в ходе проверки недостоверной информации об адресе ИФНС направит в адрес этой организации, учредителям и руководителю уведомление, и в течение 30 дней необходимо исправить неверные данные в реестре или представить документы, подтверждающие достоверность этой информации. Если не сделать этого в указанные сроки, ИФНС внесет в ЕГРЮЛ запись о недостоверности содержащихся сведений. О последствиях читайте в публикации «Налоговики будут ликвидировать компании без суда за недостоверные сведения в ЕГРЮЛ»

Широко известна практика, при которой смена юридического адреса используется как один из способов «слива» организации. Более того, под «сливом» понимается и создание организации по заведомо недействительному адресу.

Как правило, это делается при создании фирм «однодневок».

А потому налоговые инспекции заинтересованы в том, чтобы в их ведомстве находилось меньше организаций и ИП с огромным количеством долгов, которые признаны безнадежными, и нет возможности их взыскать.

С этой целью законодатель и предоставил налоговым инспекциям право проводить проверку таких адресов и пресекать изменение юридического адреса на «нехорошую квартиру».

Между тем, любой отказ в государственной регистрации изменения юридического адреса ООО должен быть мотивирован со стороны налоговой инспекции (см. врезку).

Что говорят суды об отказе ИФНС в смене адреса

Любой отказ в государственной регистрации изменений в части адреса места нахождения компании должен быть мотивирован со стороны налоговиков. Это подтверждается положительной судебной практикой:

  • Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 10.10.2013 по делу N А33-5495/2013

Отказ ИФНС в государственной регистрации вследствие представления недостоверных сведений должен быть исчерпывающим образом мотивирован не только со ссылкой на соответствующую норму закона, но и на конкретные обстоятельства, которые, по мнению налоговиков, свидетельствуют о недостоверности сведений. В противном случае отказ незаконен.

Источник: //1c-wiseadvice.ru/company/blog/perekhod-iz-odnoy-ifns-v-druguyu-pomozhet-li-smena-yuridicheskogo-adresa-izbezhat-nalogovykh-riskov-/

Как собирать налоги с цифровой экономики, или что позволяет гигантам GAFA уклоняться от уплаты 24 трлн йен

В какой момент возникнут проблемы с налоговой?

  • Home
  • В деталях
  • Как собирать налоги с цифровой экономики, или что позволяет гигантам GAFA уклоняться от уплаты 24 трлн йен

Общество Экономика Технологии 16.10.

2019 Всё чаще приходится слышать о том, что предприятия-гиганты информационных технологий, в первую очередь те, кого собирательно именуют GAFA (Google, Amazon, и Apple), создавшие свои уникальные бизнес-модели, захватывают мировую экономику и вместе с тем укрывают в государствах с низкими налоговыми ставками и различных налоговых офшорах колоссальную прибыль, не желая нести бремя налогов тех стран, где находятся потребители, создающие им эту прибыль. По подсчётам Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), речь идёт об уклонении от налоговой нагрузки в масштабах от 100 до 240 млрд долларов (по курсу 1 доллар=100 йен это составляет от 10 до 24 трлн йен). Иначе говоря, речь идёт о 4-10% общемировых сборов налогов на юридических лиц.

Сложившуюся ситуацию по большей части порождают два фактора.

Во-первых, если до сих пор для ведения бизнеса в стране, где происходит потребление, приходилось открывать филиал, строить производственное предприятие или создавать другие «постоянные объекты» (PE), иначе говоря, обеспечивать физическое присутствие, то с развитием цифровой экономики появилась возможность вести крупномасштабный бизнес и без учреждения такого рода объектов в стране, где происходит потребление.

Появилась возможность давать рекламу и привлекать клиентов через бизнес-платформы, действующие в мировой сети, и предлагать услуги поверх государственных границ – подобно тому, как, к примеру, желающие насладиться хитами группы «Битлз» теперь могут обходиться без приобретения грампластинок или компакт-дисков благодаря широкому распространению услуг по загрузке контента из интернета. В результате исчезают основания, позволяющие обложить продавца услуги налогом на юридическое лицо страны потребления (или его активы в этой стране), и налоги прекращают поступать.

Во-вторых, поскольку в цифровой экономике возросла ценность нематериальных активов в создании предприятием стоимости, уклоняться от уплаты налогов стало гораздо проще.

Предприятия GAFA обращают в нематериальный актив свою бизнес-модель использования алгоритмов и искусственного интеллекта (ИИ) с опорой на самостоятельно собираемые огромные массивы информации – так называемые «большие данные».

Нематериальный актив, в отличие от материальных капиталов, можно с лёгкостью переводить в дочерние структуры поверх государственных границ – достаточно просто наличия контракта.

Проблемы стран потребления

Подобное положение дел порождает ряд проблем, и прежде всего недостачу налоговых поступлений как в промышленно развитых, так и в новых индустриальных странах (как, впрочем, и в развивающихся).

В любой стране процесс старения общества сопровождается хроническим дефицитом государственного бюджета из-за увеличения расходов на социальные нужды, и обеспечение поступлений от налогов становится важнейшей задачей.

Данная проблема имеет ещё одно следствие: поскольку налоговая нагрузка на цифровой бизнес оказывается легче в сравнении с налоговым бременем (соперничающего с ним) национального бизнеса, это вредит принципу конкурентной борьбы «по единым правилам».

По данным исследования, проведённого Европейской комиссией, налоговая нагрузка на предприятия цифрового бизнеса составляет 9,5%, что более чем наполовину ниже бремени на уровне 23,2%, которое несёт обычный бизнес.

Подтверждением служит то, что в странах Запада вследствие так называемого «эффекта Амазона» один за другим закрываются крупные универсальные магазины и другие предприятия розничной торговли.

Вторая проблема состоит в том, что действующая налоговая система оказывается несовместимой с переходом экономики в цифровое пространство.

В этих условиях саммит «Большой двадцатки» продемонстрировал лидерство и взялся за поиск путей препятствования уклонению от уплаты налогов транснациональными предприятиями сферы информационных технологий. Разработать конкретный проект поручили ОЭСР.

Так возник проект BEPS (по борьбе с размыванием налоговой базы и выводом прибыли из-под налогообложения), в котором в настоящий момент участвуют 129 стран и территорий. Работа ведётся с целью представить обществу итоговый доклад в 2020 году.

Нынешним летом на саммите G20 в Осаке участники согласовали план работ в рамках подготовки итогового доклада, что свидетельствует о существенном прогрессе. Помимо этого, участники саммита взяли на себя новые обязательства.

Перераспределить налоги в пользу стран потребления

Постепенно участники процесса приходят к консенсусу о том, что наличие устойчивых отношений со страной потребления – регулярное получение прибыли от трансграничных цифровых сделок и т. п. – подтверждает право взимания налогов страной, где происходит потребление.

Вопрос состоит в том, в какой мере и какие именно правила необходимо выработать для того, чтобы утвердить это право сбора налогов.

Иными словами, вопрос состоит в выработке конкретных правил о том, каким образом следует распределить колоссальную прибыль гигантских транснациональных корпораций сферы информационных технологий между страной потребления и страной производства.

К примеру, в случае Google создаётся бизнес-модель, в которой через предоставление бесплатного поискового сервиса компания собирает самые разнообразные сведения о пользователях, чтобы на основе анализа этих данных заниматься целевым маркетингом и рекламой.

В условиях использования модели, в которой прибыль, получаемая от рекламы различных предприятий, выплачивается дочерним фирмам Google, расположенным в странах с низкой налоговой нагрузкой, страна потребления, где проживает пользователь, лишена возможности собирать налоги, поскольку в ней не возникает ни выручки, ни прибыли.

Каким образом такую форму бизнеса можно обложить налогом в стране потребления?

На данный момент имеются три предложения, внесённые Великобританией, Соединёнными Штатами Америки и Индией. Предложение Великобритании основано на подходе, согласно которому в цифровом бизнесе пользователь сам является участником создания ценности бизнеса, и соответственно этому участию налоги должны перераспределяться в пользу страны потребления.

Проект Соединённых Штатов исходит из того, что страна потребления может претендовать на прибыль, возникающую из ценности торговой марки предприятия-транснациональной корпорации сферы IT, создаваемой в стране-потребления.

Индия делает особый упор на том, что распределение прибыли должно производиться по простой формуле, реализуемой даже в развивающихся странах.

Британский проект нацелен на предприятие, которое получает прибыль за счёт предоставления площадки для продаж и цифровой рекламы, пользуясь «большими данными» пользователей, в то время как американское предложение ориентировано на предприятия, источником дохода которых служат, главным образом, нематериальные активы, такие как стоимость торговой марки.

Во всех трёх предложениях упор делается на перераспределении в пользу страны потребления средств из прибыли транснациональных предприятий, которая до сих пор не учитывалась при налогообложении, поскольку бухгалтерский учёт велся в налоговых офшорах.

Европейские страны со своей стороны начинают самостоятельно облагать цифровые сделки (цифровые услуги) налогами с продаж, чтобы стимулировать такого рода обсуждения.

Франция уже вводит в действие систему, предусматривающую трёхпроцентный налог с продаж на услуги платформ или рекламы при достижении объёма продаж свыше установленной величины.

Великобритания тоже с апреля 2020 года планирует ввести налогообложение продаж по двухпроцентной ставке в отношении услуг бизнес-платформ, услуг поиска, рекламы и т. п.

Однако она выражает намерение участвовать в международных обсуждениях в рамках ОЭСР и других структур и не прибегать к этой мере в случае, если ОЭСР удастся прийти к международному соглашению.

Форма налога с продаж выбрана потому, что в отличие от прямых налогов такой налог можно вводить в индивидуальном порядке (только в собственной стране), не будучи связанным обязательствами по международным соглашениям, требующим согласия страны-партнёра.

Однако для предприятия налог с продаж приводи к двойному обложение и обложение убыточных операций, порождая проблему экономической неэффективности.

К тому же, поскольку под такой налог подпадают и предприятия собственной страны, проблема состоит ещё и в том, что данный подход не исправляет несправедливость конкурентных позиций предприятий GAFA.

Администрация президента США Дональда Трампа выступила против налоговой системы, введённой Францией, и представитель американского правительства по торговым вопросам (USTR) продемонстрировал намерение рассмотреть вопрос о приведении в действие Статьи 301 Закона о торговле – той самой, которая используется при введении санкций в форме таможенных пошлин в отношении Китая.

Позиция Японии

В том случае, если каждая страна будет вводить налоги по отдельности, возникнет не только проблема двойного налогообложения и налоговых убытков – это затронет и согласованность международных действий, для достижения которой до сих пор было приложено немало усилий. Сегодня, когда мир всё сильнее фрагментируется, налогообложение является одной из немногих областей, где имеет место согласованность, и необходимо сделать всё возможное, чтобы избежать её разрушения.

Ситуация сулит Японии как выгоды, так и неудобства. Вопрос состоит в том, насколько пересмотр налогообложения, помимо предприятий с высоким уровнем ведения дел в цифровой среде, подобных GAFA, затронет более традиционные формы ведения бизнеса.

В Японии имеются предприятия-цифровые платформы, идущие по пятам GAFA, а равно и компании, нацеленные на развёртывание глобального бизнеса на базе данных – в области искусственного интеллекта, беспилотного вождения и т. п. Их интересы тоже необходимо учитывать.

В условиях, когда переход к цифровой среде постепенно распространяется на всю экономическую деятельность, вычленить из всего остального именно цифровую экономику отнюдь не просто.

Японии важно продолжать продвигаться по довольно узкой дорожке: ей необходимо стремиться к роли стороны, формирующей консенсус между США, Европой и новыми индустриальными странами, одновременно вырабатывая схемы будущего индустрии беспилотного вождения и интернета вещей (IoT) и жёстко препятствуя уклонению от налогов американских гигантов сферы IT.

Фотография к заголовку (© Jiji Press)

Статья по теме

  • Как быть с гигантами информационной индустрии?

налоги информационные технологии GAFA

Источник: //www.nippon.com/ru/in-depth/d00511/

Все легко, но есть нюансы. Первые самозанятые поделились опытом работы

В какой момент возникнут проблемы с налоговой?

В России с 1 января 2019 года стартовал пилотный проект налога на профессиональный доход (НПД), более известный как налог для самозанятых.

Фактически это не новый налог — россияне и так обязаны платить отчисления с доходов, а льготный режим, призванный “вывести самозанятых из тени”.

То есть теперь любой человек, зарегистрировавшийся в приложении “Мой налог”, может вполне легально платить со своего дохода по льготной ставке — 4% при работе с физическими лицами, 6% — с юридическими лицами.

По данным на 6 марта, с начала года в качестве самозанятых зарегистрировались 38 тыс. человек. “Это очень солидная сумма, говорит о том, что проект пошел”, — прокомментировал результаты министр экономического развития Максим Орешкин.

Это в 12 раз больше, чем набралось за два года налоговых каникул для самозанятых — на 1 января 2019 года их число составляло 3062 человека. При этом только в Google Play приложение “Мой налог” скачали около 50 тыс. раз.

В целом же власти рассчитывают, что с учетом нового налогового режима к 2024 году в качестве самозанятых зарегистрируются 2,4 млн человек.

По крайней мере, такие целевые показатели устанавливает нацпроект “Малое и среднее предпринимательство (МСП) и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы”. 

Удобнее, чем ИП

“О налоге для самозанятых муж прочел в новостях. Я заинтересовалась, так как хотела быть фрилансером, а содержать ИП было дорого.

Много читала и консультировалась прежде, чем приняла решение”, — рассказала копирайтер из Москвы Мария Сорокина.

Она ушла во фриланс после семи лет работы в кулинарном бизнесе, когда из-за рождения ребенка пришлось удалиться от оперативной работы в собственной студии.

Тоже в декрете свое дело начала и директор smm-агентства Ксения Шайкомалова: “Когда я только начинала, доход был непостоянный, и я работала в основном с физлицами, поэтому не видела смысла “выходить из тени”. Потом появились клиенты-юрлица, обороты стали серьезнее.

И я решила стать самозанятой, потому что это гораздо проще, чем режим для индивидуальных предпринимателей (ИП), и я подхожу по всем условиям. Естественно, стоимость своих услуг я повысила на 4% для физлиц, на 6% для юрлиц.

Таким образом клиент оплачивает налог за меня, а я получаю столько, сколько изначально намечала”.

Копирайтер и копимаркетолог из Московской области Вероника Чурсина рассказала, что думала о регистрации ИП, но ее останавливала и очень пугала налоговая отчетность, онлайн-кассы и другие тонкости этой системы.

Как оказалось, сложности налогообложения для ИП мешали не только тому, чтобы стать им, но и тому, чтобы продолжать работать в этом статусе. Так, например, дизайнер бижутерии Анастасия Климанова закрыла ИП в конце прошлого года, когда переехала из Томска в Москву.

Тогда же она решила поучаствовать в эксперименте с новым налоговым режимом: “Привлекло, что не надо быть привязанным к прописке и можно зарегистрироваться там, где осуществляешь свою деятельность”. Кроме того, основной плюс, по ее словам, в том, что не надо ничего платить, если деятельность не ведется.

Со статусом ИП так не получится.

От ИП отказалась и консультант в области бухгалтерских и юридических услуг и сфере госзакупок Жанна Жукова из Казани: “Раньше я работала по системе УСН (упрощенной системе налогообложения — прим. ТАСС).

Режим для самозанятых мне показался более оптимальным вариантом, по крайней мере, в краткосрочной перспективе. На УСН много не очень удобных нюансов — например, фиксированные платежи по страховым взносам, которые нужно обязательно платить до конца квартала.

У самозанятых налог платится исходя из фактически полученных доходов, соответственно, в конце квартала не нужно бегать и искать в поте лица деньги, которые нужно уплатить”.

Директор Центра социально-политического мониторинга РАНХиГС Андрей Покида отметил, что число самозанятых действительно может вырасти не за счет их выхода “из тени”, а из-за перехода в новый режим бывших ИП. А это едва ли можно назвать эффективным результатом. Еще об опасениях экспертов, как новый режим может еще больше увести экономику “в тень”, читайте в другом материале ТАСС.

Впрочем, пока опасения о полномасштабной “миграции” ИП в самозанятые не подтверждаются. Большинство — 85% — зарегистрировавшихся с начала года раньше не имели статуса индивидуальных предпринимателей.

“Мы ожидали, что к нам массово будут переходить действующие индивидуальные предприниматели, но пока этого не произошло.

В основном те, кто подключаются к приложению, это вновь зарегистрировавшиеся самозанятые”, — рассказал СМИ замруководителя Федеральной налоговой службы (ФНС) Даниил Егоров.

Также он уточнил, кто именно подключился к приложению “Мой налог”: чуть более 20% как основной вид деятельности выбрали перевозку пассажиров, 7,1% — сдают квартиры, 5,3% — указали “консультирование”, 4,5% занимаются репетиторством, а доля специалистов по маркетингу и рекламе по 2,2% соответственно. А все остальные — более 58% — не стали указывать вид деятельности.

Проще простого…

“Чтобы зарегистрироваться, понадобилось минут десять. Все было просто, это приятно удивило”.

“Зарегистрировалась очень быстро — никаких проблем не возникло. Вопросов к работе в приложении за полтора месяца тоже не появилось — так там все легко, быстро и интуитивно понятно”.

“Регистрация в приложении простая, не выходя из дома”.

По крайней мере, с чем точно ни у кого не возникло проблем, так это с регистрацией в приложении “Мой налог”. Отметили самозанятые и общее удобство дальнейшей работы. “Есть большая кнопка “новая продажа”. Выбираете — физическому или юридическому лицу вы оказали услугу.

Если физическому, достаточно ввести сумму, название операции и дату. Появляется кнопка “сформировать чек”. Его можно отправить клиенту по e-mail, через любой мессенджер либо распечатать. У чека есть номер и штрихкод.

В чеке для юрлица дополнительно указывается название и ИНН юрлица — их нужно запросить у клиента”, — рассказала Мария Сорокина.

“В личном кабинете отражается, сколько налогов начисляется за каждую “продажу”, так что я вижу, сколько мне потом нужно будет заплатить в режиме реального времени”, — уточнила Вероника Чурсина.

…но есть нюансы

Без сложностей, впрочем, ожидаемо не обошлось — чаще всего они возникают при взаимодействии с юридическими лицами.

Например, клиенты Марии Сорокиной попросили справку о самозанятости. “Оформить ее можно только в личном кабинете на сайте nalog.ru, — рассказала она. — И чтобы получить к нему доступ, пришлось поехать в налоговую, удаленного пути не оказалось. В справочной, правда, сказали, что этот вопрос решается — планируется специальный сервис, который избавит от поездок”.

А Ксению Шайкомалову клиенты даже попросили подтвердить, что она действительно платит налоги. “Я сделала запрос через приложение больше месяца назад, и до сих пор жду. Клиенты мне просто поверили на слово. Не может же из-за этого работа стоять”.

Действительно, первые налоги самозанятым должны были начислить 7 марта — сразу и за январь, и за февраль. Их общая сумма составила 52 млн рублей, рассказал начальник управления оперативного контроля ФНС Андрей Бударин. Заплатить налоги самозанятые должны до 25 марта, а дальше начисления будут производить ежемесячно.

Кто такие самозанятые?

Анастасия Климанова посетовала на дикую путаницу с самим термином “самозанятый”: “Есть программа поддержки самозанятых, которая реализуется через центры занятости и позволяет получить от государства субсидию. Собственно, благодаря такой программе я когда-то и стала ИП. Она позволяет открыть или легализовать свое дело и даже впоследствии нанимать людей.

Кроме того, в некоторых регионах есть статус, для которого действуют налоговые каникулы, например, в Амурской области самозанятые репетиторы и няни в 2019 году не платят НДФЛ и страховые взносы. Но при этом есть регионы, где налоговые каникулы действуют и для тех, кто оформлен как ИП на патенте.

Мне кажется, что в таких регионах сложнее всего разобраться с данной темой и выбрать для себя подходящую систему налогооблажения”.

В законе действительно нет термина “самозанятые”, это понятие складывается из ряда условий, которым должен отвечать человек:

  • получать доход от самостоятельного ведения деятельности или использования имущества;
  • не иметь работодателей (по трудовому договору) или наемных работников в рамках той деятельности, по которой он платит НПД;
  • работать в Москве, Калужской или Московской областях и республике Татарстан;
  • также размер его дохода и вид деятельности не должны входить в список исключений. Подробнее о нем и других деталях режима читайте в материале ТАСС.

“Какой классный чек! А будет еще?”

Такой забавной, по мнению самой Вероники Чурсиной, фразой отреагировал один из ее клиентов на платежный документ. Еще, по ее словам, заказчики среди физлиц “удивлялись, что не нужны ни их имя, ни фамилия, — налоговая не спрашивает, с кем именно я работаю, главное — чтобы я сама платила налог”.

Клиенты Марии Сорокиной положительно реагируют на статус самозанятого: “Одна заказчица была приятно удивлена чеком, потому что ей важна социальная ответственность подрядчиков и их готовность платить налоги.

Некоторые уходят советоваться с бухгалтером, так как еще не знакомы с этим налоговым режимом. Потом возвращаются, просят справку и предлагают заключить договор. Пока не встречала тех, кто не согласен работать с самозанятыми”.

Но не всем так везет.

Так, по словам Жанны Жуковой, сейчас, к сожалению, достаточно большое количество организаций в принципе не готово работать с индивидуальными предпринимателями: “Не знаю, возможно, они опасаются каких-то проверок со стороны налоговых органов.

Те, кто изначально не готов работать с ИП, не работают с ними ни при каком раскладе, хотят, чтобы было именно юрлицо.

Для тех, кто нормально смотрит на таких, как я, ничего особенно не поменялось, кроме того, что теперь помимо актов выполненных работ и услуг я им предоставляю чек”.

Нет пока особой практики работы с самозанятыми и у банков, отметила Вероника Чурсина. Она рассказала, что когда пришла в кредитную организацию, которая сама в рассылке предлагала займ, то ее со справкой о самозанятости просто не поняли. Говорили: “Это все хорошо, а работаете-то вы где?”

А пока банки — более 30 в настоящий момент — готовы подключиться к сервису ФНС, чтобы предоставить своим клиентам аналогичный “Моему налогу” функционал — возможность зарегистрироваться, указывать доход, “выписывать” чеки и платить налоги.

То есть если у вас есть приложение или онлайн-банкинг уполномоченной организации, то даже не обязательно будет скачивать “Мой налог”.

С конца февраля эта услуга уже доступна в приложении “Альфа-банка” (но выборочно — редактору ТАСС, искавшему функцию, предложили пока воспользоваться “Моим налогом” и объяснили, что функционал еще дорабатывается), анонсирует запуск и Сбербанк.

“Преимущества важнее”

“Что касается пенсии, то я никогда не рассчитывала на государственную и всегда понимала, что этот вопрос должна буду решить сама”, — сказала Мария Сорокина.

“Что касается пенсионных накоплений, то тут я всегда в первую очередь рассчитывала на себя. Но пока еще не решила для себя вопрос, нести деньги в пенсионный фонд или нет”, — размышляет Вероника Чурсина. Вообще, по ее мнению, существующий режим удобен, потому что если ИП, например, обязаны платить отчисления, а самозанятых никто не заставляет это делать, — можно платить, можно не платить.

“С точки зрения предпринимателя это оптимальный способ налогообложения. Конечно, тут нужно упомянуть, что теперь я не плачу страховые взносы. Соответственно, в Пенсионный фонд ничего не идет, пенсионные взносы не начисляются. Тем не менее преимущества для меня сейчас важнее, чем потеря пенсионных взносов”, — отметила Жанна Жукова.

Пенсионное обеспечение остается важным вопросом, и сейчас его подготовка по большей части ложится на плечи самих самозанятых. Они могут и сами копить деньги, и зарабатывать при этом трудовой стаж — для более высоких выплат в будущем.

Для этого нужно подать заявление в Пенсионный фонд России (ПФР) и самостоятельно перечислять взносы — период их уплаты и посчитают за трудовой стаж.

В противном случае самозанятые могут рассчитывать на социальную пенсию по старости, которая начисляется при отсутствии необходимого страхового стажа (минимум 15 лет).

Зачем платить, если можно не платить?

В Сети много комментариев, которые так или иначе сводятся к этой мысли, — те, кто долгие годы работал “в тени”, не видят смысла выходить “на свет”. Андрей Покида предположил, что хотя предложенный налог минимальный и на самом деле очень привлекательный (4% и 6% против 13% НДФЛ), реального интереса у самозанятых он может не вызвать.

Вероника Чурсина со своей стороны удивляется такой позиции: “Ведь если мы хотим жить в правовом государстве, начинать надо с себя. А мне комфортно быть в правовом поле”.

А Ксения Шайкомалова не боится, что в один “прекрасный момент” ей заблокируют карточку и заставят объяснять происхождение каждого рубля.

Эксперты призывают не спешить с выводами об успехе нового налогового режима для самозанятых. Должен пройти хотя бы год, чтобы стало понятно, как он работает, отметил заведующий Центром анализа социальных программ и рисков НИУ ВШЭ Сергей Смирнов.

Впрочем, Минэкономразвития собирается предложить расширить режим на всю страну уже с 2020 года, а глава ФНС Михаил Мишустин ранее и вовсе заявлял, что это должно произойти осенью 2019 года.

Арина Раксина, Екатерина Кузнецова, Константин Крашенинников

Источник: //tass.ru/ekonomika/6203901

Как налоговая узнаёт о доходах предпринимателя

В какой момент возникнут проблемы с налоговой?

Налоги – это одна из главных проблем малого бизнеса в нашей стране. Несмотря на все обещания государства развивать малый бизнес, на все выходящие законопроекты, налоги меньше не становятся.

Поэтому новичкам в бизнесе бывает так трудно продержаться, и поэтому так много молодых предприятий разваливаются уже через 1-2 года после своего появления (а то и раньше).

Неудивительно, что у многих возникает соблазн найти какой-нибудь способ либо совсем не платить налоги, либо платить их меньше.

Пока мы не сталкиваемся с государством и разными государственными службами, они представляются нам очень далёкими, никакого отношения к нам не имеющими.

Предприниматели постоянно заполняют различные налоговые декларации, в которых сами должны указывать размер дохода и сумму уплачиваемых государству средств.

А что, если указать сумму, меньшую, чем она есть на самом деле? Как государство сможет об этом узнать? И ведь существует же множество историй об успешных бизнесменах, которым легко удаётся обманывать систему.

На самом деле, не платить налоги – это не очень хорошая идея. Конечно, вероятнее всего, в системе налогообложения существуют какие-то лазейки. Но в любых незаконных действиях всегда есть очень большой риск.

Ваша попытка экономии может обернуться огромными штрафами, необходимостью уплаты пени или даже уголовной ответственностью. С государством шутить не стоит, ведь оно знает всё.

А вот откуда налоговики берут информацию о доходах, мы сейчас и разберёмся.

Запросы в банки

Не важно, каким типом деятельности вы занимаетесь, вы ИП или ООО, или зарабатываете деньги с помощью фриланса, в любом случае у вас должен быть счёт в банке, куда поступают денежные средства.

Даже если вы не являетесь юридическим лицом и вообще не зарегистрировали официально никакой бизнес, у вас наверняка есть банковская карта, на которую заходят средства. Если эти средства заходят регулярно, и они достаточно крупных размеров, у налоговой службы могут возникнуть к вам вопросы.

Данные о подобных начислениях банк обязан передавать ФНС, если она запрашивает информацию.

Более того, банк должен оповещать государство о различных подозрительных операциях. Сумма этих подозрительных операций должна превышать 600 тысяч рублей. Только тогда это может вызвать подозрение банка.

Например, если был переведён платёж на эту сумму или выше, банк обязан сообщить об этом в соответствующие органы. Подозрительным считается, если на счёт поступило несколько переводов подряд.

Если налоговая обнаружит, что данный доход был скрыт фирмой или в декларации значится меньшая сумма, это может привести к серьёзным проблемам.

Также на основании статьи 86 НК РФ (в которую были внесены изменения в 2014 году), банк обязан оповещать ФНС об открытии банковского счёта физическим лицом. Добросовестным гражданам это ничем не грозит, налоговая, скорее всего, даже не заинтересуется, сколько у вас на этом счету денег. Но вот если ваша компания попала под подозрение, все счета будут проверяться, особенно новые.

Однако банк не оповещает налоговиков обо всех банковских операциях компании. Лучше даже сказать, практически ни о каких не оповещает.

А у налоговой есть другие дела, кроме как проверять поступления на банковские счета всех маленьких фирм. Поэтому тотального контроля здесь нет.

ФНС может заинтересоваться вами, если, например, была заподозрена в неуплате налогов компания, с которой вы сотрудничаете.

Бывают ещё такие случаи. Фирма платит сотрудникам «серую» зарплату, а сотрудники кладут эти деньги на банковскую карту. Регулярность внесений и их величина может показаться банку подозрительным, и об этом будет сообщено в ФНС. Тогда налоговики будут проверять сотрудников, а вместе с ними и всю компанию.

Как налоговая узнаёт об интернет-доходах?

Казалось бы, интернет – абсолютно неконтролируемая государством система. Но здесь, на самом деле, всё зависит от того, о каких суммах идёт речь. Если на ваших электронных кошельках несколько тысяч, естественно, никто не будет проверять вас из-за такой мелочи.

Но вот если между счетами переводятся достаточно крупные суммы, данные транзакции попадают под закон о национальной платёжной системе. Платёжные системы, между которыми прошёл перевод, должны передавать сведения государству.
Понять, будут ли данные о переводе переданы в государственные органы, можно очень просто.

При попытке перевести крупную сумму система попросит вас ввести свои персональные данные и подтвердить свою личность. Помимо ввода данных вас могут попросить прислать сканы необходимых документов.

Если с электронных кошельков средства выводятся на банковскую карту, там контроль над финансами берёт на себя банк. И здесь работает та же система, что и с обычными банковскими счетами.

Избежать электронных платежей можно, используя систему наложенного платежа. Однако Почта России — это тоже государственная организация. ФНС может запросить у неё данные на ваше имя и получить сведения обо всех совершённых платежах.

Выездная проверка

Это тот случай, когда налоговая служба лично приходит к вам, чтобы проверить, действуете ли вы в рамках закона. Естественно, она не проводится на пустом месте.

Чаще всего причиной бывают какие-нибудь нестыковки в документах, неясные места в декларациях и т.п.

Подозрительным могут показаться слишком маленькие зарплаты сотрудников или тот факт, что в нескольких декларациях подряд ваши расходы превышают доходы.

Такие проверки обычно бывают не чаще, чем раз в 3 года. И проверять вашу деятельность сотрудники ФНС могут только за два последних года и текущий период. Проверка длится обычно не более 2 месяцев. Но если в укрывании налогов заподозрены ваши партнёры, налоговики могут устроить встречную проверку, и тогда всё это может затянуться на 30 месяцев.

При выездной проверке с вас потребуют все документы, проведут инвентаризацию, осмотр помещений и опрос свидетелей.

Если вдруг к вам нагрянули налоговики, а вы точно уверены, что действуете по закону, обязательно попросите у сотрудников их удостоверение и решение о проведении проверки (это решение должно быть соответствующим образом задокументоровано). Без этих документов у вас не имеют право ничего проверять, и никаких штрафов вы платить не должны.

Чем грозит неуплата налогов?

Если налоговая служба выяснила, что вы не платили налоги или платили их на меньшие, чем есть в действительности, суммы, вам сразу насчитают пени за то, что вы не платили. Помимо начисления пени вас заставят платить штраф.

Размер штрафа зависит от уровня правонарушения, может быть от 500 р. до 500000 р.

Второй способ наказания – это принудительные работы. В зависимости от характера преступления и его тяжести предпринимателю могут назначить принудительные работы сроком до 5 лет.

Третий способ наказания предпринимателей, укрывающихся от налогов – уголовная ответственность. Но привлечь вас к уголовной ответственности могут, только если речь идёт об экономических операциях с суммами более 2,5 миллионов рублей.

Выводы

Налоги для малого бизнеса в нашей стране действительно достаточно большие, больше, чем в некоторых других странах. Однако, попав под статью НК РФ, вы потеряете гораздо больше. Поэтому самой верной экономией будет добросовестное соблюдение закона.

Источник: //nebopro.ru/blog/nalogovaya-znaet

Почему возникают проблемы с возвратом НДС в Казахстане

В какой момент возникнут проблемы с налоговой?

Depositphotos.com/PixelRobot

Развитие внешнеэкономической деятельности и привлечение инвестиций позволят расширить экспортный потенциал Казахстана. Для стимулирования роста государство предоставляет налогоплательщикам, осуществляющим обороты, облагаемые по нулевой ставке НДС, права на возврат из бюджета сумм НДС, уплаченных поставщикам товаров, работ и услуг, которые использовались для целей оборотов по нулевой ставке.

К оборотам, облагаемым по нулевой ставке НДС, относятся:

– экспортные операции;

– оказание услуг по международным перевозкам;

– реализация горюче-смазочных материалов, осуществляемая аэропортами при заправке воздушных судов иностранных авиакомпаний, выполняющих международные полёты, международные воздушные перевозки;

– реализация товаров на территорию СЭЗ;

– реализация аффинированного золота и другие виды реализации товаров, работ и услуг, перечисленные в налоговом законодательстве Казахстана.

Возврат НДС из бюджета осуществляется на основании требования налогоплательщика, осуществляющего обороты, облагаемые по нулевой ставке, указанного в декларации по НДС, в установленные налоговым законодательством сроки.

Первыми ее преимущества оценят в Алматы →

Указание этого требования инициирует проведение тематической налоговой проверки по подтверждению достоверности сумм НДС, предъявленных налогоплательщиком к возврату.

Налоговое законодательство Казахстана предусматривает случаи возврата НДС без проведения налоговой проверки.

В данной статье речь пойдёт об одной из проблем, возникающих у налогоплательщиков в результате тематических налоговых проверок – это отказ в возврате НДС в связи с применением критериев системы управления рисками (СУР).

Критерии утверждены приказом министра финансов РК от 2 февраля 2018 №118 «Об утверждении правил применения системы управления рисками в целях подтверждения достоверности сумм превышения налога на добавленную стоимость и критериев степени риска» (далее – правила СУР).

Правила СУР разработаны в соответствии с налоговым законодательством Казахстана и применяются для подтверждения суммы превышения НДС, предъявленной к возврату.

При этом их цель – предотвратить случаи злоупотреблений и превышений прав отдельными налогоплательщиками.

Часть критериев СУР направлена на выявление фиктивных взаиморасчетов, когда счёт-фактуры выставляются с НДС без экономической сущности, например:

  • взаиморасчёты с лицом, снятым с учёта по НДС, после даты его снятия с учёта по НДС;

  • взаиморасчёты с лицом, ликвидированным на момент выставления счёта;

  • взаиморасчёты с лицом, признанным банкротом решением суда, вступившим в силу на момент выставления счёта.

Этот подход является взвешенным и обоснованным, поскольку НДС по таким транзакциям не отражается неблагонадёжными поставщиками в декларации по НДС и в дальнейшем не уплачивается в бюджет. Соответственно, в результате выявления таких фиктивных взаиморасчётов исключается риск возврата из бюджета НДС налогоплательщику, осуществившему взаиморасчёты с неблагонадёжными поставщиками.

С начала года средства фонда сократились на 70,3 млрд до 25 316,2 млрд тенг… →

При этом правила СУР предусматривают начисление баллов по каждому критерию, всего критериев 15.

Если суммарный итог критериев 35 баллов и более, то налогоплательщик относится к рисковым и налоговые органы проверяют не только его непосредственных поставщиков, но и всех остальных поставщиков до последнего уровня.

Если менее 35 баллов, то налогоплательщик признаётся менее рискованным, и в этом случае проверяются только его непосредственные поставщики. В данном случае, если налоговый орган усмотрит в деятельности налогоплательщика схему ухода от налогов, то его всё равно могут проверить до последнего поставщика.

Однако на практике налоговые органы не представляют обоснованных доводов о наличии каких-либо схем или признаков уклонения от уплаты налогов. Сам факт субъективного усмотрения налоговым инспектором возможного признака уклонения от налогов считается достаточным основанием для запуска аналитического отчёта «Пирамида по поставщикам» по всем уровням поставщиков.

Налогоплательщики отмечают, что взаимоотношения поставщиков 2 и 3 уровней и более не могут влиять на их взаимоотношения с непосредственными поставщиками.

Соответственно, у налогоплательщиков нет возможности регулировать и/или контролировать сделки, совершаемые между поставщиками последующих уровней (кроме первого уровня). У них также отсутствует возможность самостоятельной отработки выявленных у данных контрагентов нарушений.

В результате добросовестные налогоплательщики не защищены от действий недобросовестных контрагентов и несут значительные налоговые риски в части невозврата НДС.

Согласно статье 6 Налогового кодекса, налоговое законодательство должно строиться на принципе определённости: «Определённость налогообложения означает установление в налоговом законодательстве Республики Казахстан всех оснований и порядка возникновения, исполнения и прекращения налогового обязательства налогоплательщика, обязанности налогового агента по исчислению, удержанию и перечислению налогов».

В большинстве случаев налоговые органы при налоговых проверках по подтверждению сумм НДС к возврату запускают аналитический отчёт «Пирамида по поставщикам», где проверяются все поставщики до последнего уровня, но при этом причины, которыми руководствуются налоговые органы при невозврате суммы НДС, зачастую прямо не предусмотрены налоговым законодательством. Так, на практике были случаи, когда:

  • налоговый орган не принимает во внимание тот факт, что поставщик на момент сделки был добросовестным налогоплательщиком (т.е. не учитывает, что НДС в полной мере был уплачен сторонами сделки и был отражён в декларации по НДС своевременно);

  • налоговый орган указывает в качестве основания для исключения суммы НДС к возврату обстоятельства, не предусмотренные налоговым законодательством и правилами СУР (например, не удаётся проследить происхождение товара, работ и услуг);

  • при построении отчёта «Пирамида по поставщикам» налоговым органом учитывались суммы НДС дважды, а иногда и трижды по одним и тем же поставщикам (т.е. допускались математические ошибки);

  • налоговый орган не предоставляет налогоплательщикам одновременно с актом проверки Реестр направленных в территориальные налоговые управления запросов по выявленным нарушениям;

  • налоговыми органами нарушается порядок формирования аналитического отчёта «Пирамида по поставщикам», а также порядок анализа и обработки его результатов.

В последнее время обозначилась тенденция, когда после проведения тематической проверки по подтверждению достоверности превышения НДС и возврата подтверждённой суммы НДС налогоплательщику, налоговые органы выставляют уведомление о камеральном контроле, в результате которого начисляется НДС к уплате за уже проверенный период. 

Это значит, что ранее возвращённый из бюджета НДС подлежит уплате в бюджет вместе с начисленной пеней. При этом налогоплательщики не могут оспорить уведомления о камеральном контроле в судебном порядке и вынуждены обжаловать действия налоговых органов.

//www.youtube.com/watch?v=32XtMn2AAis

Социальный популизм властей, щедро раздаваемые во время выборов обещания бе… →

Таким образом, налоговые органы, применяя толкование, не основанное на принципе определённости налогообложения, могут приводить причины невозврата НДС, не предусмотренные налоговым законодательством.

В таких случаях налогоплательщикам необходимо отстаивать свои права при обнаружении подобных нарушений со стороны налоговых органов путём обжалования уведомлений о результатах тематической проверки по подтверждению достоверности превышения суммы НДС, предъявленной к возврату, и/или уведомлений о камеральном контроле, выставленных после проведения тематической проверки по НДС.

Вопрос возврата НДС остаётся наиболее проблемным в налоговом администрировании, а налогоплательщик, осуществляющий обороты, облагаемые по нулевой ставке, имеет право на своевременный возврат в полном объёме из бюджета суммы НДС, предъявленной им к возврату, только в идеальных условиях, которые практически недостижимы в условиях, когда налоговые органы не соблюдают принцип определённости налогообложения.

В настоящее время имеются положительные изменения в налоговом законодательстве (новый метод администрирования НДС путем внедрения контрольных счетов НДС с применением технологии Blockchain и виртуального склада), предполагающие прозрачность в порядке проведения налоговыми органами возвратов НДС, в результате чего показатель возврата НДС налогоплательщикам из бюджета значительно улучшится.

Источник: //m.forbes.kz/process/expertise/pochemu_voznikayut_problemyi_s_vozvratom_nds_v_kazahstane/

Окно права
Добавить комментарий