Требования к зонам в детском саду по фгос

Развивающая среда в ДОУ по ФГОС

Требования к зонам в детском саду по фгос

Главное требование к образовательной среде в ДОУ — предоставить ребёнку возможность свободу выбора деятельности, в которой он сможет самостоятельно получать знания об окружающем мире, развивать свои таланты и способности. А роль педагога заключается в том, чтобы наблюдать и контролировать этот процесс и защищать ребёнка от вредных воздействий. 

Этим требованиям отлично соответствует концепция, сформулированная доктором психологических наук С.Л. Новосёловой, и именно этой концепции придерживается большая часть специалистов.

Она утверждает, что развивающая предметная среда — это система материальных объектов деятельности ребенка, которая развивает его духовный и физический облик и предполагает единство социальных и природных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка. 

Отсутствие деятельности ведёт к ограничению возможностей и депривации личности в дальнейшем. Именно поэтому деятельность ставится в этой концепции на первое место. Она формирует психику через обобщение ребёнком своего личного опыта, а предметное окружение этому способствует. 

Из чего состоит развивающая среда?

Полноценная предметно-пространственная развивающая среда в детском саду по ФГОС состоит из:

  • большой игровой площадки;
  • разнообразного игрового оборудования;
  • набора игрушек;
  • игровой атрибутики;
  • различных игровых материалов.

В такой среде ребёнок должен самостоятельно стремиться к деятельности, которая будет развивать у него умственные и творческие способности, воображение, навыки общения, формировать личность в целом. Чтобы быть развивающей, среда должна соответствовать всем этим требованиям. Вопрос её организации — задача дошкольного образовательного учреждения, которую ставит новый ФГОС. 

Компоненты развивающей среды 

Анализируя работы учёных, можно выделить три компонента развивающей среды. При этом предметно-пространственному компоненту отводится центральное место. 

Основными критериями этого компонента являются:

  • хорошее, весёлое настроение;
  • уважение к воспитателю как руководителю процесса;
  • дружеская атмосфера, которая способствует совместной деятельности детей и поощряет сотрудничество;
  • задействованность всех субъектов среды в образовательном процессе.
  1. Пространственно-предметный.
  • среда должна быть гибкой настолько, что и ребёнок и воспитатель могли управлять ею при необходимости.
  • у ребёнка должна быть возможность легко переходить от одной деятельности к другой и любые её виды должны быть частью одного целостного процесса;
  • среда обязана быть комплексной и сложной, включать в себя множество различных элементов, помогающих ребёнку развиваться и познавать.

Под этим компонентом подразумевается такая деятельность педагогов, вовлечённых в процесс воспитания и образования, которая будет способствовать полноценному развитию детей. 

Требования ФГОС к развивающей предметно-развивающей среде

ФГОС содержит много общих формулировок, но, по сути, он требует полноценной реализации всех компонентов развивающей среды. При этом учитывается, что игра по-прежнему является основной формой деятельности ребёнка. 

ФГОС требует обогатить образовательную среду всевозможными компонентами, которые будут стимулировать познавательную и образовательную деятельность детей. При этом очень важна доступность всех этих компонентов и помещений образовательной организации для каждого ребёнка. 

Предметно-пространственная среда в ДОУ по ФГОС должна быть организована так, чтобы дети могли беспрепятственно заниматься тем, что им больше нравится. Оборудование должно быть размещено по секторам по интересам детей. В одном месте — конструкторы, в другом — наборы для рисования, в третьем — наборы для экспериментирования или ручного труда. 

Обязательное условие — наличие среди оборудования большого набора материалов, которые будут стимулировать ребёнка к познанию:

  • развивающие игры;
  • простые технические устройства и модели;
  • лупы, магниты, весы и наборы для проведения опытов;
  • природные материалы, которые можно изучать, собирать в коллекции и с которыми можно проводить эксперименты. 

Основные проблемы при организации предметно-развивающей среды 

Можно выделить две основные причины плохой организации развивающей среды. Первая — использование устаревшего подхода, бывает, даже с советских времён. Вторая — понимание среды как фона, мол, педагог должен воспитывать, а окружение — лишь средство. 

Из-за этого происходят проблемы. К примеру, отсутствие понимания того, как изменился мир сегодняшнего дошкольника. Нельзя игнорировать такое популярное явление, как конструктор «Лего» и популярнейшие трансформеры, не говоря уже про различные гаджеты и компьютерные игры. Развивающая среда должна быть привлекательна для ребёнка, он должен чувствовать себя в ней комфортно. 

Нарушение целостности и отсутствие разнообразия так же снижает интерес дошкольника к среде, а также может увеличить утомляемость и доставить дискомфорт.

Это происходит, когда развивающая среда состоит из набора не связанных уголков или жёстко зонируется либо, если по каким-то причинам, педагоги делают необоснованный упор на определённый вид деятельности (например, рисование или краеведение), либо, когда пространство перенасыщено устаревшими или однообразными игрушками и другими материалами. 

Как создать развивающую среду в ДОУ?

При создании развивающей среды в ДОУ по ФГОС нужно понимать, какие задачи она должна решить. Главной среди них будет — повысить самостоятельность и самодеятельность ребёнка.

Для этого среда должна быть комфортной для всех её участников и удовлетворять их интересы и потребности.

Не менее важно для среды иметь место для образования детей, их воспитания и развития социальных способностей. 

Создавая развивающую среду, необходимо учитывать и то, из чего она состоит, и какие основные компоненты она должна содержать, что требуют государственные стандарты и каких ошибок стоит избегать. 

Следующие пять принципов лишь дополняют основные положения, рассмотренные выше.

  1. Принцип постоянного изменения окружения. И обстановка, и непосредственное наполнение должны постоянно обновляться. Среда должна быть гибкой и реагировать на изменение потребностей детей в зависимости от текущих потребностей или в зависимости от возраста.
  2. Принцип общения «глаза в глаза». Важно использование разнообразной мебели и её расстановка таким образом, чтобы упростить и сделать комфортным общение детей и взрослых. Это уравнивает позиции всех участников и помогает сблизиться.
  3. Принцип разнообразия пространства. У ребёнка должна быть возможность по настроению или желанию изменить вид деятельности, сменить активность на отдых. Пространства должно быть много, и оно должно быть легкодоступно. Детям нужна возможность в одно и тоже время заниматься разными делами так, чтобы не мешать друг другу.
  4. Гендерный принцип. В развивающей среде должны быть материалы, которые учитывали бы все особенности детей. Часть их должна предназначаться для того, чтобы мальчики получали представление о мужественности, а девочки – о женственности.
  5. Эстетический принцип. Большая часть информации воспринимается человеком визуально. Поэтому важно, чтобы всё разнообразие элементов среды гармонично сочеталось между собой, а декор создавал атмосферу лёгкости и не «давил» на детей.

Комментарий специалиста

Анна Борисовна Теплова, кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник Лаборатории профессионального развития педагогов ФГБНУ «Института изучения детства, семьи и воспитания РАО», автор более 20 научных статей и эксперт Академии профессионального развития поделилась своим мнением на тему развивающей предметно-пространственной среду в детском саду и выделила два способа её организации: 

  1. Разделение пространства на три полифункциональных части-зоны:
  • зона для спокойной деятельности;
  • зоны для деятельности с экстенсивным использованием пространства (активным движением, возведением крупных игровых построек и т.п.);
  • рабочей зоны.

При реализации этого способа важно соблюдение следующих условий:

  • возможность частей изменяться по объёму, иметь подвижные трансформируемые границы зон;
  • оборудование рабочей зоны должно включать части для занятий (с большим рабочим столом или несколькими столами) и пространства для свободной самостоятельной деятельности нитеобразно;
  • необходимо наличие низких стеллажей, шкафчиков, пространства для сюжетной игры, опытов и экспериментирования, настольных игр и дидактических упражнений, конструирования, ручного труда и изобразительной деятельности, книжного уголка.
  1. Формирование центров активности:
  • центр сенсорики;
  • центр рисования;
  • центр строительства;
  • центр игры;
  • центр песка/воды;
  • центр книги;
  • центр математики, науки;
  • центр кулинарии.

Анна Борисовна отмечает, что в любом случае предметно-пространственная среда в ДОУ по ФГОС должна «поддерживать» программу. Именно это, по её мнению, является главным требованием стандарта. А главная мысль из комментариев к нему — «Среда должна обеспечивать возможность общения».

Больше полезной информации для развития вашего детского сада вы получите на Международной конференции «Взаимодействие ДОУ и семьи: лучшие российские практики и зарубежный опыт», которая пройдёт 6―8 августа. Приходите на конференцию, и вы узнаете, как завоевать доверие родителей и создать положительный имидж ДОУ.

Источник: https://academy-prof.ru/blog/razvivayutschaya-sreda

Групповые помещения

Требования к зонам в детском саду по фгос

Раздевальная комната детского сада, она же приемная, должна иметь размер не менее 18 м², в соответствии с действующими на настоящее время санитарными нормами 2.4.1.3049-13. Функции раздевальной и ее оборудование различаются в зависимости от возраста детей в группе.

Так, для детей раннего возраста в раздевальной должно быть место, где мамы могут покормить малышей, находящихся на грудном вскармливании.

Оставшаяся часть раздевальной комнаты, как и приемная для детей постарше, оборудуется небольшими шкафами, высотой от 1,2 до 1,35 метров, лавочками, полками или стеллажом для игрушек, и сушильным шкафом. Материалы, габариты и комплектация этой мебели должна соответствовать гигиеническим требованиям.

Шкафы маркируются картинками, чтобы каждый ребенок мог запомнить свой шкафчик. Кроме этого, в раздевальной можно разместить небьющееся зеркало и стенд с информацией для родителей.

Групповая комната

Размеры групповой комнаты, в соответствии с актуальными СанПин, должны составлять не менее 2 м² на каждого ребенка. Современные правила требуют, чтобы групповая комната была самостоятельным помещением, но в некоторых случаях, когда речь идет о детских садах старого типа, не прошедших реконструкцию, допускается совмещение групповой и спальной комнат.

Для групповой комнаты выбирают мебель без острых углов, которую легко содержать в чистоте. Оборудование игровой, включая игрушки, выполняется из материалов, которые не боятся воды и моющих средств.

Обычный набор мебели для этой комнаты включает шкафы, в которых хранятся игры и игрушки, стеллажи, используемые для хранения обучающих материалов и пособий.

Завершают список необходимой мебели столы и детские стулья, размеры которых должны соответствовать антропометрическим характеристикам детей.

Для физического развития детей в групповой комнате устанавливают или манеж (для самых маленьких), или небольшой спортивный комплекс.

В группах старшего дошкольного возраста необходимо оставить достаточно места, чтобы дети могли двигаться и играть в активные игры.

Практика показывает, что дети чувствуют себя лучше, когда помещение групповой комнаты делится на зоны. В каждой из которых есть свои игрушки, и где могут играть вместе 3-6 человек.

Спальня

Количество кроватей в спальне соответствует числу воспитанников, а их размеры определяются возрастом детей. Так, для детей до трех лет используют кровати размером 120х60 см, а для тех, кто старше – 140х60. Высота кровати, соответствующей правилам, составляет 30 см. Согласно санитарным нормам, в детских садах не допускается использование двухъярусных кроватей, их считают травмоопасными.

В детских садах старого образца, где нет отдельных помещений для спален, допускается использование раскладных кроватей, но ложе у них обязательно должно быть жестким.

Кровати располагают на расстоянии 65 см друг от друга, причем расстояние между изголовьями может составлять 30 см.

Можно также использовать встроенную мебель, но только после получения разрешения от санитарно-эпидемиологической службы.

Помимо кроватей в спальне могут находиться вешалки для одежды, стулья, в некоторых случаях – книжный уголок. Для последнего требуются стол, стулья (их можно заменить индивидуальными подушками), небольшой стеллаж.

Буфетная

Буфетная – это помещение, в котором раскладывается пища для детей перед подачей на столы, в ней же моют, хранят, стерилизуют и сушат посуду. Располагается эта комнатка всегда рядом с групповой (она же игровая). В соответствии с санитарными нормами (2.4.1.3049-13), буфетная должна быть отделена перегородкой, дверь в нее должна плотно закрываться.

Оборудуют буфетную мойкой, шкафом и столом. Ко всем этим предметам мебели предъявляются строгие требования. Мойка должна быть двухгнездной, подключенной к горячей и холодной воде, с полками для посуды.

Обычно с одной стороны складывается грязная посуда, с другой – чистая. Размеры такой мойки составляют 160х55 см. Шкаф в буфетной предназначается для чистой посуды и имеет габариты 100х45 см.

Если к этому добавить стол размером 100х72, как того требует СанПин, то будет очевидно, что площадь буфетной не может быть менее 3 м².

Тщательное соблюдение этих правил обеспечивает поддержание здоровой санитарно-эпидемиологической обстановки в группе и помогает сохранить здоровье детей.

Туалетная

Туалетная комната делится на умывальную и зону санитарных узлов. Оборудуют ее в соответствии с потребностями возрастной группы. Площадь туалетной тоже зависит от возраста – для детей до 3-х лет она составляет 12 м², для тех, что старше – 16.

Оборудование туалетной должно быть безопасным, легким в уходе и надежно закрепленным. Для малышей до полутора лет в туалетной ставят детскую ванну, взрослый умывальник, полотенцесушитель.

В зоне санитарных узлов устанавливают шкаф для горшков, ячейки которого в обязательном порядке маркируют, и делают слив-видуар. Для двухлетних малышей устанавливают детские унитазы (если есть такая возможность), в умывальной зоне монтируют душ с поддоном и минимум 4 умывальника.

Унитазы устанавливаются в кабинках, раздельно для девочек и мальчиков. Кабинки не запираются. При этом размер кабинки тоже регламентируется.

Помимо этого в туалетной вешают небьющееся зеркало и шкафчики для личных принадлежностей, таких как расчески или полотенца.

Шкафчики выполняют из материала, позволяющего ежедневно обрабатывать их с применением дезинфицирующих средств.

Перед кранами часто вешают картинки, которые помогают детям правильно мыть руки, умываться, чистить зубы. Яркие изображния-инструкции облегчают обучение детей основам гигиены.

Источник: http://children-time.ru/gruppovye-pomeshcheniya

Окно права
Добавить комментарий