Сводная сестра постоянно проживает за границей, повлияет ли это на получение допуска к гос тайне?

Определение Конституционного Суда РФ от 15 января 2015 г. N 25-О Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Пушкина Сергея Александровича на нарушение его конституционных прав абзацем четвертым части первой статьи 22 Закона Российской Федерации О государственной тайне

Сводная сестра постоянно проживает за границей, повлияет ли это на получение допуска к гос тайне?

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,

заслушав заключение судьи Г.А. Жилина, проводившего на основании статьи 41 Федерального конституционного закона “О Конституционном Суде Российской Федерации” предварительное изучение жалобы гражданина С.А. Пушкина, установил:

1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин С.А.

 Пушкин оспаривает конституционность абзаца четвертого части первой статьи 22 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5485-I “О государственной тайне”, согласно которому основаниями для отказа должностному лицу или гражданину в допуске к государственной тайне могут являться постоянное проживание его самого и (или) его близких родственников за границей и (или) оформление указанными лицами документов для выезда на постоянное жительство в другие государства.

Как следует из представленных материалов, С.А.

 Пушкин как заместитель начальника оперативного отдела Пограничного управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Амурской области имел допуск к сведениям, составляющим государственную тайну со степенью секретности “совершенно секретно”.

Приказом начальника указанного управления от 8 февраля 2014 года его допуск был прекращен в связи с постоянным проживанием близкого родственника за границей: его сын, 1997 года рождения, 28 июля 2013 года выехал на учебу в город Окленд (Новая Зеландия).

Решением Благовещенского гарнизонного военного суда от 31 марта 2014 года, оставленным без изменения апелляционным определением Дальневосточного окружного военного суда от 22 мая 2014 года, в удовлетворении заявления С.А. Пушкина об оспаривании данного приказа отказано.

При этом суд исходил из того, что применительно к правоотношениям, связанным с защитой государственной тайны, под близкими родственниками понимаются, в частности, дети, а под постоянным проживанием за границей – проживание за пределами Российской Федерации более шести месяцев в течение года.

По мнению заявителя, абзац четвертый части первой статьи 22 Закона Российской Федерации “О государственной тайне” не соответствует статьям 15 (части 1 и 2), 19 (часть 1) и 55 (часть 2) Конституции Российской Федерации в той мере, в какой в силу данного законоположения нахождение близких родственников лица, имеющего доступ к государственной тайне, за пределами Российской Федерации более шести месяцев в течение года – без документального подтверждения постоянного жительства в иностранном государстве – в правоприменительной практике рассматривается как их постоянное проживание за границей и, соответственно, в качестве основания для прекращения допуска указанного лица к государственной тайне.

2. Конституция Российской Федерации закрепляет в статье 29 (часть 4) право каждого свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом и одновременно устанавливает, что перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.

При этом в соответствии с ее статьей 55 (часть 3) права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Конкретизирующий данные конституционные положения Федеральный закон от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ “Об информации, информационных технологиях и защите информации” в части 3 статьи 9 устанавливает, что защита информации, составляющей государственную тайну, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной тайне.

Закон Российской Федерации “О государственной тайне”, регулирующий отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием и защитой в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации, устанавливает порядок допуска должностных лиц и граждан к государственной тайне, основания для отказа к такому допуску, а также условия его прекращения (преамбула, статьи 21-23). По смыслу взаимосвязанных положений абзаца четвертого части первой его статьи 22 и абзаца четвертого части первой статьи 23, допуск должностного лица или гражданина к государственной тайне может быть прекращен, если он сам и (или) его близкие родственники постоянно проживают за границей и (или) им оформлены документы для выезда на постоянное жительство в другие государства. Такое решение принимается руководителем органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации в индивидуальном порядке с учетом результатов проверочных мероприятий и может быть обжаловано в вышестоящую организацию или суд (часть вторая статьи 22 названного Закона).

Правительство Российской Федерации в соответствии с полномочиями, предоставленными Законом Российской Федерации “О государственной тайне” (пункт 3 статьи 4 и часть десятая статьи 21), постановлением от 6 февраля 2010 года N 63 утвердило Инструкцию о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне, которой определено, что к близким родственникам относятся жена (муж), отец, мать, дети, усыновители, усыновленные, полнородные и неполнородные (имеющие общих отца или мать) братья и сестры, а постоянное проживание за границей означает не связанное с исполнением обязанностей государственной службы проживание граждан за пределами Российской Федерации более шести месяцев в течение года (пункт 3).

Режим секретности сведений, составляющих государственную тайну, направлен на ее сохранение, не предполагает свободный доступ к таким сведениям каждого гражданина, а потому лишение должностного лица права доступа к таким сведениям – при наличии обстоятельств, создающих угрозу для их защиты, – не может рассматриваться как неоправданное с точки зрения допускаемых Конституцией Российской Федерации, в том числе ее статьями 19 и 29 (часть 4), ограничение прав и свобод человека и гражданина.

Вместе с тем уполномоченные органы и должностные лица, принимая решение о прекращении допуска того или иного лица к государственной тайне по соответствующему основанию, и суды при оценке правомерности такого решения не могут руководствоваться лишь критериями, установленными Инструкцией о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне, и исходить из одного только факта проживания (нахождения) лица за пределами Российской Федерации более шести месяцев в течение года – без учета всех обстоятельств, в том числе степени секретности составляющих государственную тайну сведений, наличие которых позволяет сделать вывод о том, что проживание самого должностного лица или гражданина и (или) его близких родственников за границей действительно представляет угрозу для обеспечения безопасности государства и защиты указанных сведений.

В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации С.А. Пушкин, по сути, выражает несогласие с оценкой судом обстоятельств его конкретного дела, в частности с тем, что при принятии решения по его делу не были учтены положения законодательства, регулирующего вопросы миграции.

Однако проверка законности и обоснованности правоприменительных решений по делу заявителя не относится к полномочиям Конституционного Суда Российской Федерации, как они определены статьей 125 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Федерального конституционного закона “О Конституционном Суде Российской Федерации”.

Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона “О Конституционном Суде Российской Федерации”, Конституционный Суд Российской Федерации определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Пушкина Сергея Александровича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона “О Конституционном Суде Российской Федерации”, в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.

ПредседательКонституционного СудаРоссийской Федерации В.Д. Зорькин

Законом о гостайне в т. ч. определены обстоятельства, которые могут являться основаниями для отказа должностному лицу или гражданину в допуске к гостайне. Это, в частности, постоянное проживание его самого и (или) его близких родственников за границей и (или) оформление указанными лицами документов для выезда на постоянное жительство в другие государства.

Конституционность данной нормы оспаривал заявитель, ранее имевший допуск к совершенно секретным сведениям. Допуск был прекращен в связи с тем, что его сын выехал на учебу в Новую Зеландию.

По мнению заявителя, норма неконституционна в той мере, в какой нахождение близких родственников за пределами России более 6 месяцев в течение года рассматривается как их постоянное проживание за границей и, соответственно, как основание для прекращения допуска к гостайне.

Конституционный Суд РФ не принял жалобу к рассмотрению, пояснив следующее.

Правительство РФ утвердило Инструкцию о порядке допуска должностных лиц и граждан к гостайне.

В соответствии с ней к близким родственникам относятся жена (муж), отец, мать, дети, усыновители, усыновленные, полнородные и неполнородные (имеющие общих отца или мать) братья и сестры.

А постоянное проживание за границей означает не связанное с исполнением обязанностей госслужбы проживание граждан за пределами России более 6 месяцев в течение года.

Режим секретности сведений, составляющих гостайну, направлен на ее сохранение, не предполагает свободный доступ к таким сведениям каждого гражданина. Поэтому прекращение доступа к таким сведениям – при наличии обстоятельств, создающих угрозу для их защиты, – не может рассматриваться как неоправданное ограничение прав и свобод человека и гражданина.

Вместе с тем нельзя руководствоваться лишь критериями, установленными названной инструкцией, и исходить из одного только факта проживания (нахождения) лица за границей более 6 месяцев в течение года. Необходимо учитывать все обстоятельства (в т. ч.

степень секретности сведений), которые позволяют сделать вывод о том, что проживание самого человека и (или) его близких родственников за границей действительно представляет угрозу для обеспечения безопасности государства и защиты указанных сведений.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Источник: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70766878/

Осторожно: государственная тайна!

Сводная сестра постоянно проживает за границей, повлияет ли это на получение допуска к гос тайне?
Необходимость оформления допуска к государственной тайне возникает при проведении любых – постоянных или временных – работ, так или иначе затрагивающих сведения, защищаемые грифом секретности.

Работодатель обязан организовать процедуру оформления права на доступ в отношении каждого из своих сотрудников, которые при выполнении должностных обязанностей могут соприкоснуться с охраняемой законом тайной. Процедура, мягко говоря, не из простых.

И, будучи напрямую связанной ­с государственными интересами, требует особого внимания.

На сегодняшний день все, что касается государственной тайны, регулируется в Российской Федерации Законом РФ от 21.07.1993 г.

№ 5485-1 «О государственной тайне» (далее – Закон о государственной тайне). Данный закон раскрывает суть понятия «государственная тайна» ­применительно к любым существующим правоотношениям.

Итак, государственная тайна – это защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации (ст. 2 Закона о государственной тайне).

Как следует из данного определения, государственная тайна отличается от служебной, коммерческой и иной тайны тем, что сведения, ее составляющие, напрямую связаны с государственными интересами Российской Федерации (а не конкретного предприятия или организации) и их разглашение может нанести ущерб безопасности всего государства, а не отдельно взятого юридического лица или предпринимателя. Именно поэтому в любой стране мира государственной тайне всегда уделяется повышенное внимание.

Поскольку обладание сведениями, составляющими государственную тайну, налагает на гражданина определенные обязанности и ограничения, связанные с их сохранностью и нераспространением, законодатель четко определяет данные сведения, закрепив их перечень в ст. 5 Закона ­о государственной тайне и подразделив их на следующие категории:

  1. сведения в военной области;
  2. сведения в области экономики, науки и техники;
  3. сведения в области внешней политики и экономики;
  4. сведения в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности.

При этом органы государственной власти в порядке, установленном Правилами разработки перечня сведений, отнесенных к государственной тайне, утвержденными постановлением Правительства РФ от 23.07.2005 г.

№ 443, могут отнести к государственной тайне иные категории сведений, что оформляется путем внесения соответствующих изменений в ст. 5 Закона о государственной тайне.

Следовательно, никакой другой нормативный акт, кроме Закона о государственной тайне, не вправе устанавливать категории сведений, которые могут составлять государственную тайну.

Непосредственный же перечень сведений (в рамках установленных категорий), отнесенных на сегодняшний день к государственной тайне, а также наименования государственных органов и организаций, наделенных полномочиями по распоряжению этими сведениями, предусмотрены Указом Президента РФ от 30.11.1995 г.

№ 1203 «Об утверждении перечня сведений, отнесенных к государственной тайне». Органами государственной власти, руководители которых наделены полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, разрабатываются развернутые перечни сведений, подлежащих засекречиванию.

В эти перечни включаются сведения, полномочиями по распоряжению которыми наделены указанные органы, и устанавливается степень их секретности.

Помимо сведений, составляющих государственную тайну, также предусмотрен перечень сведений, которые не подлежат отнесению к государственной тайне и засекречиванию. В соответствии со ст. 7 Закона о государственной тайне таковыми являются сведения:

  • о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, и их последствиях, а также ­о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях;
  • о состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства, а также о состоянии преступности;
  • о привилегиях, компенсациях и социальных гарантиях, предоставляемых государством гражданам, должностным лицам, ­предприятиям, учреждениям и организациям;
  • о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина;
  • о размерах золотого запаса и государственных валютных резервах Российской Федерации;
  • о состоянии здоровья высших должностных лиц Российской Федерации;
  • о фактах нарушения законности органами государственной власти и их должностными лицами.

Данный перечень служит гарантом защиты прав работников, допущенных к государственной тайне, от возможных злоупотреблений со стороны работодателя, поскольку не позволяет последнему выдавать указанные выше сведения за государственную тайну и на этом основании применять к работникам меры дисциплинарного воздействия за их разглашение, даже если такое разглашение, по тем или иным причинам, вредит интересам работодателя.

Порядок допуска к государственной тайне

Согласно ст. 2 Закона о государственной тайне допуск к государственной тайне – это процедура оформления права граждан на доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, а предприятий, учреждений и организаций – на проведение работ с использованием таких сведений.

Допуск организаций к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны осуществляется путем получения ими лицензий на проведение работ со сведениями ­соответствующей ­степени секретности1.

Лицензия выдается предприятиям при выполнении ими следующих условий:

  • выполнение требований нормативных документов по обеспечению защиты сведений, составляющих государственную тайну;
  • наличие подразделений по защите государственной тайны и специально подготовленных сотрудников для работы по защите информации, количество и уровень квалификации которых достаточны для обеспечения защиты государственной тайны;
  • наличие сертифицированных средств защиты информации.

Граждане, которым по характеру занимаемой ими должности необходим доступ к государственной тайне, могут быть назначены на эти должности только после оформления допуска по соответствующей форме в установленном порядке. Под доступом к сведениям понимается санкционированное полномочным должностным лицом ознакомление ­конкретного лица со сведениями, составляющими государственную тайну.

В соответствии со степенями секретности сведений, составляющих государственную тайну, устанавливаются следующие формы допуска:

  1. первая форма – для граждан, допускаемых к сведениям особой важности;
  2. вторая форма – для граждан, допускаемых к совершенно секретным сведениям;
  3. третья форма – для граждан, допускаемых к секретным сведениям.

При этом наличие допуска к сведениям более высокой степени секретности является основанием для доступа к сведениям более низкой степени секретности.

Порядок допуска должностных лиц и граждан к государственной тайне определяется Законом о государственной тайне, а также Инструкцией о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации2 к государственной тайне, утвержденной постановлением ­Правительства РФ от 28.10.1995 г. № 1050 (далее – Инструкция о порядке допуска).

Итак, допуск должностных лиц и граждан к государственной тайне осуществляется в добровольном порядке и предусматривает:

1. Принятие на себя гражданином или должностным лицом обязательств перед государством по нераспространению доверенных сведений, составляющих государственную тайну.

2. Согласие гражданина или должностного лица на частичные, временные ограничения прав. В соответствии со ст. 24 Закона о государственной тайне должностное лицо или гражданин, допущенные или ранее допускавшиеся к государственной тайне, могут быть временно ограничены в своих правах. Ограничения могут касаться:

  • права выезда за границу на срок, оговоренный в трудовом договоре (контракте) при оформлении допуска гражданина ­к государственной тайне3;
  • права на распространение сведений, составляющих государст­венную тайну, и на использование открытий и изобретений, ­содержащих такие сведения;
  • права на неприкосновенность частной жизни при проведении проверочных мероприятий в период оформления допуска ­к государственной тайне.

3. Письменное согласие гражданина или должностного лица на проведение в его отношении проверочных мероприятий полномочными органами.

Проверочные мероприятия, связанные с оформлением граждан по первой и второй формам допуска, осуществляются ФСБ РФ и ее территориальными органами во взаимодействии с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность (далее – органы безопасности).

Допуск граждан по третьей форме, за исключением случаев, когда имеются обоснованные сомнения в достоверности данных, предоставленных гражданином, осуществляется руководителем организации без проведения проверочных мероприятий органами безопасности.

Однако это не касается руководителей организаций, допуск которых оформляется только после проведения проверочных мероприятий органами безопасности (п. 6 Инструкции о порядке допуска).

Объем проверочных мероприятий зависит от степени секретности сведений, к которым оформляется допуск. Проверка проводится с целью выявления оснований, которые могут послужить причиной отказа в допуске к государственной тайне. Согласно ст. 22 Закона о государственной тайне для гражданина или должностного лица такими основаниями являются:

  • признание его судом недееспособным, ограниченно дееспособным или рецидивистом, нахождение его под судом или следствием за государственные и иные тяжкие преступления, наличие у него неснятой судимости за эти преступления;
  • наличие у него медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну, согласно перечню4 , утверждаемому федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области здравоохранения и социального развития;
  • постоянное проживание его самого и (или) его близких родственников за границей и (или) оформление указанными лицами ­документов для выезда на постоянное жительство в другие государства;
  • выявление в результате проверочных мероприятий действий оформляемого лица, создающих угрозу безопасности Российской Федерации;
  • уклонение его от проверочных мероприятий и (или) сообщение им заведомо ложных анкетных данных.

Если при проверке обнаруживается хотя бы одно из указанных оснований, гражданину или должностному лицу должно быть отказано в допуске к государственной тайне.

Решение об отказе принимается руководителем органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации в индивидуальном порядке с учетом результатов проверочных меро­приятий.

Гражданин имеет право обжаловать это решение в вышестоящую организацию или в суд.

4. Определение видов, размеров и порядка предоставления гражданину или должностному лицу социальных гарантий. Для должностных лиц и граждан, допущенных к государственной тайне на постоянной основе, устанавливаются следующие социальные гарантии:

  • преимущественное право при прочих равных условиях на оставление на работе при проведении организационных и (или) штатных мероприятий;
  • процентные надбавки к заработной плате в зависимости от степени секретности сведений, к которым сотрудник имеет доступ;
  • дополнительная процентная надбавка к заработной плате за стаж работы для сотрудников структурных подразделений по защите государственной тайны.

Источник: http://www.delo-press.ru/articles.php?n=7171

Окно права
Добавить комментарий