Снимается ли административный надзор после отбывания за нарушение административного надзора?

На свободе, но под надзором

Снимается ли административный надзор после отбывания за нарушение административного надзора?

Пленум Верховного Суда РФ 16 мая 2017 года принял Постановление № 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы». Оно направлено на решение многочисленных спорных моментов и нюансов в сфере административного надзора, предусмотренного законодательством Российской Федерации.

Как мера воздействия

Проблема административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, в современной России стоит достаточно остро.

Данная категория лиц нуждается в повышенном внимании со стороны контролирующих органов во избежание рецидивов преступлений и для облегчения процесса социальной адаптации после освобождения из мест лишения свободы.

Однако в российском законодательстве до сих пор присутствуют многочисленные спорные моменты, нуждающиеся в дополнительном истолковании и уточнении. Собственно, с этой целью и принималось Постановление № 15 Пленума ВС РФ.

Для индивидуального профилактического воздействия и предотвращения вероятности совершения новых преступлений за лицом, освободившимся из мест лишения свободы, по решению суда на определенное время устанавливается административный надзор, заключающийся во временном ограничении некоторых прав и свобод. Контроль за соблюдением этих ограничений возлагается на органы внутренних дел. Задачей органов внутренних дел становятся профилактическая работа с данной категорией лиц, предупреждение возможного совершения ими преступлений и правонарушений, в том числе рецидивного характера.

Следует отметить, что административное ограничение нельзя рассматривать в качестве наказания за совершение преступления или правонарушения либо в качестве одного из компонентов наказания. Его смысл сводится к предотвращению возможного повторного совершения преступлений или правонарушений лицами, имеющими судимость за определенные виды преступлений.

Что касается принятия решений об установлении, о продлении, досрочном прекращении административного надзора, а также о частичной отмене или дополнении установленных административных ограничений, то оно осуществляется районными судами с учетом соблюдения территориальной подсудности.

Основные категории поднадзорных

В первую очередь необходимо обозначить категории лиц, которые подлежат административному надзору. Согласно законодательству суд устанавливает административный надзор в отношении следующих категорий совершеннолетних лиц, освобождаемых или освобожденных из мест лишения свободы:

–имеющих непогашенную или неснятую судимость за совершение тяжкого или особого тяжкого преступления;

–имеющих неснятую или непогашенную судимость за совершение преступления при рецидиве преступления;

–имеющих неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего.

Перечисленные категории лиц попадают под административный надзор в том случае, если во время отбывания назначенного срока лишения свободы были признаны злостными нарушителями режима (установленного порядка отбывания наказания в исправительном учреждении).

Особая категория лиц, в отношении которых устанавливается административный надзор, – это совершеннолетние лица, имеющие непогашенную или неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, а также лица, совершившие преступление против половой неприкосновенности несовершеннолетнего, не достигшего 14-летнего возраста, и лица, страдающие расстройством сексуального предпочтения (педофилией), не исключающей вменяемости.

Необходимость осуществления мер административного надзора в отношении данной категории лиц обусловлена повышенным риском совершения ими повторных преступлений аналогичной направленности.

Как показывает практика, многие лица, отбывавшие наказание за половые преступления против несовершеннолетних, впоследствии вновь совершают рецидивные преступления.

Именно на их профилактику и направлена мера административного надзора.

За половые преступления против несовершеннолетних могут быть привлечены и лица, совершившие указанные преступления также в несовершеннолетнем возрасте. Но согласно нормам законодательства административный надзор в качестве меры может применяться лишь к совершеннолетним лицам.

Поскольку данное обстоятельство вызывало проблематичность применения меры административного надзора, в Постановлении № 15 подчеркивается, что в отношении данной категории лиц административный надзор устанавливается при достижении ими 18 лет к моменту обращения с соответствующим административным исковым заявлением.

Другой спорный момент, который был отрегулирован после принятия Постановления № 15, касается правил применения административного надзора в отношении иностранных граждан, а также лиц без гражданства, которые также могли отбывать наказание за совершение преступлений на территории Российской Федерации и, соответственно, подпадают под действие законодательства об административном надзоре. В Постановлении № 15 обозначено, что административный надзор в отношении данной категории лиц применяется в том случае, если они имеют законные основания для нахождения на территории Российской Федерации и не помещены в какие-либо специальные учреждения.

Административные ограничения

Безусловным плюсом Постановления № 15 является уточнение особенностей выбора вида административных ограничений. В документе подчеркивается, что выбор вида административных ограничений не может быть произвольным.

Цель выбора – выявление и устранение тех факторов, которые сыграли детерминирующую роль в отношении совершения преступления.

Кроме того, выбор вида административного ограничения заключает в себе профилактический потенциал, так как направлен на воспитательное воздействие в целях недопущения совершения преступлений или правонарушений.

В Постановлении № 15 указано, что административные ограничения не должны ограничивать на несоразмерном уровне право поднадзорного лица на труд, получение образования, медицинской помощи.

Административное ограничение учитывает образ жизни поднадзорного, факторы и обстоятельства, повлиявшие на совершение им преступления, поведение поднадзорного лица в период отбытия наказания в местах лишения свободы и после отбытия наказания.

Так, суд вправе ограничить возможность пребывания поднадзорного в определенных местах.

Например, если преступление было совершено поднадзорным в состоянии алкогольного опьянения, судом может быть принято решение о запрете посещения данным лицом предприятий общественного питания, в ассортимент предлагаемых продуктов которых входят спиртные напитки.

Тем самым достигается профилактический эффект – лицо вынуждено воздерживаться от употребления спиртных напитков и от посещения тех мест, в которых оно может испытать соблазн употребления спиртных напитков.

С учетом того что значительное количество тяжких и особо тяжких преступлений, а также преступлений половой направленности в отношении несовершеннолетних совершались их субъектами в состоянии алкогольного опьянения, данная мера может быть признана достаточно эффективной с точки зрения профилактики рецидивов преступлений.

В Постановлении № 15 рассмотрены и весьма актуальные проблемы запрещения лицу, в отношении которого осуществляется административный надзор, пребывать в определенное время суток вне жилого помещения или иного помещения, являющегося его местом жительства либо местом пребывания.

Дело в том, что иным помещением, которое значится в законе, может быть помещение, которое не отвечает требованиям, предъявляемым российским законодательством к жилым помещениям. Отсутствие характеристик жилого помещения не мешает лицу, в отношении которого осуществляется административный надзор, выбрать данное помещение в качестве места жительства или пребывания.

Поэтому суд не может вынести решение о запрете пребывания в определенное время суток вне данного помещения, так как если оно не соответствует требованиям, предъявляемым к жилому помещению, то поднадзорный может, к примеру, покинуть его в целях отправления естественных потребностей.

В таких случаях суд может назначить другие административные ограничения, служащие достижению цели административного надзора, например запретить выезд за пределы определенной территории (муниципального образования, субъекта Российской Федерации, страны).

Также в Постановлении № 15 подчеркивается, что суд, устанавливая время суток, в течение которого поднадзорное лицо не имеет права покидать место жительства или пребывания, обязан принять во внимание характер трудовой деятельности поднадзорного лица, его учебу в образовательном учреждении и иные обстоятельства.

То есть если поднадзорному лицу необходимо выехать на сессию учебного заведения в другой город, то суд должен принять это обстоятельство во внимание, но при наличии документального подтверждения, предоставленного поднадзорным лицом.

Эта мера также позволяет защитить законные права поднадзорного лица на трудовую деятельность, получение образования, медицинских услуг.

Регулирование защиты прав

На защиту законных прав административного ответчика, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы, направлен п.

11 Постановления № 15, регламентирующий вопросы личной явки лица, в отношении которого решается вопрос об административном надзоре, на судебное заседание.

Если административный ответчик отсутствует по месту жительства или пребывания либо если место его фактического пребывания неизвестно, суд получает право назначить данному лицу официального представителя – адвоката.

Следовательно, создается возможность для рассмотрения дела без присутствия административного ответчика, но в присутствии его официального представителя. Участие административного ответчика не обязательно и в том случае, если он не явился на судебное заседание или не сообщил суду об уважительных причинах своей неявки.

В Постановлении № 15 указывается, что административный надзор может быть досрочно прекращен. Для этого требуется решение суда, вынесенное по заявлению: 1) органа внутренних дел; 2) поднадзорного лица или его представителя.

Заявление может быть подано по истечении не менее половины срока административного надзора, установленного судом.

При этом от поднадзорного лица требуется безукоризненное соблюдение всех установленных административных ограничений, выполнение предусмотренных законодательством РФ обязанностей, наличие положительной характеристики по месту работы и месту жительства или пребывания.

Однако право на досрочное прекращение административного надзора не может быть использовано в отношении лиц, отбывавших наказание за преступление против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, поскольку подобные лица нуждаются в более тщательном наблюдении и профилактическом воздействии в целях пресечения возможных рецидивов преступлений.

Необходимо отметить, что в Постановлении № 15 содержится и упоминание о возможной продолжительности продления срока административного надзора. Суд получает возможность продлить административный надзор на срок до шести месяцев, но не более срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости.

Причиной продления срока административного надзора может стать совершение поднадзорным лицом двух административных правонарушений и более в течение одного года.

Административный надзор устанавливается повторно в случае совершения освобожденными лицами в течение одного года после освобождения двух административных правонарушений или более против порядка управления, посягающих на общественный порядок, общественную безопасность, общественную нравственность и здоровье населения.

То есть, например, это могут быть мелкое хулиганство или распитие спиртных напитков в общественном месте, иные нарушения общественного порядка, которые на первый взгляд кажутся незначительными, но в перспективе могут заключать в себе существенный деструктивный потенциал.

Помимо перечисленных изменений, в Постановлении № 15 содержится еще целый ряд мер, направленных на улучшение исполнения законодательства Российской Федерации в сфере административного надзора и на защиту законных прав поднадзорных лиц.

Можно сделать вывод, что в конечном счете Постановление № 15 позволяет значительно усовершенствовать практику административного надзора в качестве профилактической меры и меры воздействия на граждан, имеющих потенциальную склонность к совершению преступлений и правонарушений.

Источник: //www.eg-online.ru/article/348257/

Административный надзор за освобожденными: правила игры на воле

Снимается ли административный надзор после отбывания за нарушение административного надзора?

08:05, 30 июля 2012

Под административным надзором понимается система осуществляемых органами внутренних дел временных принудительных профилактических мероприятий наблюдения и контроля за поведением отдельных лиц, освобожденных из мест лишения свободы…

Среди задач социального контроля, возложенных на государство, особое значение имеет административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы. Ведь основная цель такого надзора – недопущение совершения повторных преступлений. К кому применим административный надзор, порядок его применения и последствия его несоблюдения выясняла «Судебно-юридическая газета».

К кому применяется административный надзор

В соответствии со ст.

 1 ЗУ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (далее – Закон), под административным надзором понимается система осуществляемых органами внутренних дел временных принудительных профилактических мероприятий наблюдения и контроля за поведением отдельных лиц, освобожденных из мест лишения свободы. Устанавливается такой надзор в отношении совершеннолетних лиц нескольких групп.

К первой группе относятся совершеннолетние, осужденные за тяжкие, особо тяжкие преступления или осужденные два и более раза к лишению свободы за умышленные преступления, если во время отбывания наказания их поведение свидетельствовало об упорном нежелании становиться на путь исправления и если такие лица остались опасными для общества.

Вторую группу составляют осужденные к лишению свободы за тяжкие, особо тяжкие преступления или осужденные два и более раза к лишению свободы за умышленные преступления, но уже при условии, что после отбывания наказания или условно-досрочном освобождении от отбывания наказания они, несмотря на предупреждения органов внутренних дел, систематически нарушают общественный порядок и права других граждан, совершают другие правонарушения.

К последней группе относятся осужденные за преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров.

Порядок установления надзора

Административный надзор устанавливается в судебном заседании единолично судьей районного, районного в городе, городского или горрайонного суда по местонахождению учреждения исполнения наказаний по представлению начальника учреждения исполнения наказаний в отношении лиц, отнесенных к первой и третьей группам.

В отношении же лиц второй группы это происходит также в судебном заседании – решение принимается единолично судьей районного, районного в городе, городского или горрайонного суда по месту жительства лица, освобожденного из мест лишения свободы, по представлению начальника органа внутренних дел.

При этом в представлении для поднадзорного должны быть определены ограничения, которые предлагает установить начальник учреждения исполнения наказаний или органа внутренних дел (например, запрет выхода из дома (квартиры) в определенное время), и обоснование целесообразности таких мероприятий.

Вместе с представлением в суд направляются копия приговора и материалы, свидетельствующие о необходимости установления административного надзора за этим лицом.

В судебное заседание вызывается лицо, в отношении которого внесено представление об установлении административного надзора, а при его ходатайстве – и защитник, а также представитель органа, начальник которого внес представление.

Рассмотрение вопроса начинается с доклада о содержании представления и материалах, поступивших вместе с ним, после чего заслушиваются объяснения лиц, явившихся в судебное заседание.

После рассмотрения дела судья удаляется в совещательную комнату для принятия решения, после чего возвращается в зал заседаний и объявляет постановление об установлении административного надзора и ограничений, которые устанавливаются относительно поведения поднадзорного.

Далее постановление судьи направляется для исполнения начальнику районного (городского) отдела внутренних дел по месту жительства лица или же начальнику учреждения исполнения наказаний.

Администрация учреждения исполнения наказаний в последний день заключения направляет постановление судьи для исполнения органу внутренних дел по месту жительства, которое выбрал отбывший наказание.

Порядок осуществления надзора

Административный надзор осуществляется милицией. Лиц, в отношении которых установлен административный надзор, берут на учет, фотографируют, а в случае необходимости у них берут отпечатки пальцев.

Сотрудники милиции обязаны систематически контролировать поведение этих лиц, предотвращать нарушения ими общественного порядка и прав других граждан и пресекать такие нарушения, а также проводить розыск лиц, которые избегают административного надзора.

Срок административного надзора

Согласно ст. 6 Закона, срок административного надзора устанавливается продолжительностью от одного года до двух лет и начинается со дня объявления лицу постановления судьи. Однако срок надзора не может превышать сроков, предусмотренных законом для погашения или снятия судимости.

В случае же, когда есть основания полагать, что лицо, в отношении которого установлен административный надзор, остается опасным для общества, административный надзор по представлению соответствующего органа внутренних дел может быть продлен в установленном порядке каждый раз на шесть месяцев, но не более срока, предусмотренного законом для погашения или снятия судимости.

Обязанности поднадзорных

В соответствии и со ст.

 9 Закона, лица, в отношении которых установлен надзор, обязаны вести законопослушный образ жизни, не нарушать общественный порядок и соблюдать некоторые правила: прибыть в определенное учреждение исполнения наказаний или по месту жительства и зарегистрироваться в органе внутренних дел в установленный срок; являться по вызову милиции в указанный срок и давать устные и письменные объяснения по вопросам, связанным с выполнением правил административного надзора; сообщать работникам милиции, которые осуществляют административный надзор, об изменениях места работы или жительства, а также о выезде за пределы района (города) по служебным делам; в случае отъезда по личным делам с разрешения милиции в другой населенный пункт и пребывания там более суток зарегистрироваться в местном органе внутренних дел.

Ограничение действий поднадзорных

К лицам, в отношении которых установлен административный надзор, постановлением суда также могут быть применены (частично или в полном объеме) некоторые ограничения. Согласно ч. 1 ст.

 10 Закона, к таким ограничениям относятся запрет выхода из дома (квартиры) в определенное время (не может превышать восьми часов в сутки); запрет пребывать в определенных местах района (города); запрет выезда или ограничение времени выезда по личным делам за пределы района (города); регистрация в милиции от одного до четырех раз в месяц.

При осуществлении административного надзора суд по представлению начальника органа внутренних дел с учетом личности поднадзорного, его образа жизни и поведения может уменьшать или увеличивать объем ограничений, предусмотренных этой статьей.

Порядок прекращения надзора

Административный надзор прекращается постановлением судьи по представлению начальника органа внутренних дел в нескольких случаях. Так, надзор снимается в случае погашения или снятия судимости с лица, находящегося под надзором. При этом поднадзорный может сам подать ходатайство о снятии надзора по данным основаниям.

Досрочно надзор снимается, если поднадзорный не является опасным для общества и положительно характеризуется по месту работы.

Административный надзор автоматически прекращается в трех случаях: при истечении срока, на который он установлен, если органом внутренних дел не подано ходатайство о продлении надзора или судья отказал в продлении надзора; если поднадзорный осужден к лишению свободы и направлен к месту отбывания наказания; если поднадзорный умер.

В соответствии с нормами ст. 395 УК Украины, самовольное оставление лицом места жительства с целью уклонения от административного надзора, а также неявка без уважительных причин в установленный срок на избранное при освобождении из мест лишения свободы место жительства наказываются арестом на срок до шести месяцев.

Егор Желтухин,

«Судебно-юридическая газета»

Источник: //sud.ua/ru/news/publication/41091-nadzor

Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы

Снимается ли административный надзор после отбывания за нарушение административного надзора?

Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. № 64-ФЗ “Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы” (вступил в законную силу с 1 июля 2011 г.) предусматривает введение административного надзора за освободившимися из мест лишения свободы.

его цель – предупреждение совершения преступлений и других правонарушений лицами, в отношении которых устанавливается  надзор, а также для оказания на них индивидуального профилактического воздействия.

Административный надзор устанавливается за осужденными за тяжкие и особо тяжкие преступления, умышленные преступления против несовершеннолетних либо за теми, у кого был рецидив. Ограничения вводятся, только если данные лица злостно нарушали порядок отбывания наказания либо в течение года после освобождения дважды и более нарушали общественный порядок.

Кроме того, предусмотрено обязательное введение административного надзора за всеми, кто имеет судимость за преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, а также при опасном или особо опасном рецидиве преступлений.

Независимо от иных оснований устанавливается административный надзор в отношении лица, которое в возрасте старше 18 лет совершило преступление против половой неприкосновенности несовершеннолетнего младше 14 лет и страдает педофилией. За ним должны следить в течение принудительного лечения, но не менее срока, необходимого для погашения судимости.

Согласно закону поднадзорному могут запретить находиться в определенных местах, посещать массовые мероприятия, покидать жилье в определенное время суток, выезжать за установленную территорию. Он обязан периодически (1-4 раза в месяц) являться в орган внутренних дел (ОВД) для регистрации. Последний следит за соблюдением поднадзорным установленных ограничений.

Надзор вводится по решению суда на основании заявления исправительного учреждения или ОВД на 1-3 года (но не свыше срока для погашения судимости), а в отношении совершивших преступления против несовершеннолетних и при опасном (особо опасном) рецидиве – на период погашения судимости. Этот срок могут продлить, если поднадзорный систематически нарушает общественный порядок. А могут и сократить при добросовестном поведении.

Закон также определяет права и обязанности поднадзорных, полномочия органов внутренних дел, порядок установления и прекращения надзора.     

Административный надзор прекращается в связи с истечением срока, снятием судимости с поднадзорного лица, осуждением лица к лишению свободы за новое преступление, смерти поднадзорного лица либо вступлении в законную силу решения суда об объявлении поднадзорного лица умершим.

Досрочное прекращение административного надзора возможно по истечении не менее половины установленного судом срока надзора при условии, что поднадзорное лицо добросовестно соблюдает административные ограничения, выполняет возложенные на него обязанности и положительно характеризуется по месту работы и (или) жительства.

Суд вправе отказать в досрочном прекращении административного надзора. Повторное заявление в таком случае может быть подано не ранее чем по истечении шести месяцев со дня вынесения решения.

В отношении лица, которое отбывало наказание за преступление против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, административный надзор не может быть прекращен досрочно.

При прекращении административного надзора не исключается установление судом административного надзора повторно в течение срока погашения судимости.

За нарушения лицом, в отношении которого установлен административный надзор, ограничений и запретов предусмотрена уголовная и административная ответственность.

Статьей 314.1 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена ответственность за уклонение от административного надзора.

Санкцией этой статьи предусмотрено  наказание в виде обязательных работ на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительных работ на срок до двух лет, либо лишения свободы на срок до одного года за неприбытие без уважительных причин лица, в отношении которого установлен административный надзор при освобождении из мест лишения свободы, к избранному им месту жительства или пребывания в определенный администрацией исправительного учреждения срок, а равно самовольное оставление данным лицом места жительства или пребывания, совершенные в целях уклонения от административного надзора.

Статья 19.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях:

По части первой новой редакции этой статьи несоблюдение лицом, в отношении которого установлен административный надзор, административных ограничения или ограничений, установленных ему судом в соответствии с федеральным законом, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей либо административный арест на срок до пятнадцати суток.

Частью второй этой статьи установлено наказание в виде предупреждения или наложения административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей за невыполнение лицом, в отношении которого установлен административный надзор, обязанностей, предусмотренных федеральным законом, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния.

Источник: //38.xn--b1aew.xn--p1ai/document/2600347

Окно права
Добавить комментарий