Распределение оплаты общедомовых расходов на тех жителей, которые не установили приборы учета

Платежи за общедомовые нужды разорят управляющие компании Зауралья

Распределение оплаты общедомовых расходов на тех жителей, которые не установили приборы учета

В Курганской области управляющие компании заявили о грядущем массовом банкротстве из-за того, что им приходится из своего кармана оплачивать сверхнормативное потребление электричества и воды в местах общего пользования многоэтажек.

Напомним, в апреле этого года вступили в силу поправки в Жилищный кодекс, которые позволяют собственникам жилья в многоквартирных домах (МКД) заключать прямые договоры с поставщиками ресурсов, минуя управляющие компании (УК).

Курганская область в этом плане оказалась впереди планеты всей: здесь еще с 2010 года потребители напрямую заключают договоры с ресурсоснабжающими организациями и рассчитываются с ними через Единый расчетный кассовый центр, поэтому плата за общедомовые нужды (ОДН) никак не затрагивала интересы УК.

Как соблюсти баланс в тарифах ЖКХ при росте НДС

Все изменилось с января прошлого года, когда в федеральное законодательство были внесены очередные поправки, благодаря которым ОДН превратились из коммунальной услуги в жилищную.

Разница принципиальная: за коммунальные услуги (электроэнергию, воду, тепло, газ) мы платим ресурсоснабжающим организациям, а жилищные оказывает УК по договору управления многоквартирным домом.

Плата за ОДН теперь включена в строку “содержание жилого помещения” и рассчитывается по нормативам, установленным в регионах. Это расходы на подъезды, двор, лифт, домофон, подвал: их нужно мыть, убирать, освещать и отапливать.

Сюда же входят потери коммунальных ресурсов при авариях, вода, которую используют при промывке и опрессовке инженерных систем и на полив газонов и клумб, а также обслуживание детских площадок, уличное освещение.

Все эти траты пропорционально распределяются между собственниками квартир, они платят за ОДН управляющей компании, а она уже рассчитывается с поставщиками. Жители рассчитываются по нормативу, а если расходы на ОДН оказываются больше, то разницу должны оплачивать УК.

По замыслу разработчиков закона, такая мера призвана стимулировать коммунальщиков заниматься энергосбережением, следить, чтобы жители вовремя передавали показания счетчиков, не было порывов и утечек в инженерных сетях, хищений и незаконных подключений.

Но эти благие намерения обернулись настоящей головной болью для управляшек Курганской области и поставили их на грань выживания, поскольку ресурсные компании выставляют УК счета по фактическому потреблению, а оно порой в несколько раз превышает норматив.

Потери включили в счет

Самый крупный счет, который получил директор шадринской управляющей компании Юрий Соловьев за ОДН – 110 070 рублей 51 копейка.

Такую сумму генерирующая компания выставила УК за месяц – за 743 кубометра горячей воды, израсходованной на общедомовые нужды в пятиэтажном доме на 74 квартиры, где живут всего 118 человек.

Раньше, когда поставщиком коммунальных ресурсов была сама УК, дом тратил не более 15 кубов – в деньгах выходило 2096 рублей, в норматив укладывались. Откуда теперь набежало в 50 раз больше, если в доме не было протечек, аварий, в подвале сухо?

В России упросят оплату услуг ЖКХ

Представители УК попытались разобраться. Причина крылась в законе физики. В домах установлены счетчики и на подающем, и на обратном трубопроводах. Как известно, чем вода горячее, тем больше ее объем. Таким образом, на выходе без всяких утечек потери оказались существенными.

Но это только техническая сторона проблемы, не самая серьезная. А главная беда в том, что УК, по сути, приходится платить за нерадивых собственников квартир, которые вовремя не передают показания индивидуальных приборов и не рассчитываются за потребленные ресурсы. Наказать таких неплательщиков УК не может.

Да что там, не в состоянии даже выяснить, сколько в доме таких жильцов, потому что доступа к их счетчикам у управляшки нет: право контролировать показания раз в полгода имеют лишь ресурсоснабжающие организации. По их данным, показания счетчиков передает лишь треть жителей.

Кстати, во многих других регионах показания индивидуальных счетчиков снимают специалисты УК как исполнители коммунальных услуг, и там подобных проблем нет.

– Суть ОДН ушла как таковая, – сокрушается Юрий Соловьев.

– Если раньше это были действительно траты на обслуживание мест общего пользования, то сейчас – разница между показателями общедомовых и поквартирных приборов учета.

Сколько ресурсов конкретно идет на обслуживание мест общего пользования, не знает никто. Справедливо тогда было бы в законе поменять название с ОДН на “возмещение затрат в пользу ресурсоснабжающих организаций”.

Ресурсные компании выставляют УК счета по фактическому потреблению, а оно порой в несколько раз превышает норматив

Кстати, жители многоэтажек могут на общем собрании принять решение и взять все расходы на ОДН на себя, но такое случается крайне редко – проще все свалить на УК. По мнению Соловьева, там, где установлены общедомовые приборы учета, нужно вообще отменить нормативы. Это будет мотивировать собственников вовремя передавать показания, а главное – повысит их ответственность по отношению к соседям.

Не платить за соседа

Оплата сверхнормативного потребления коммунальных ресурсов на ОДН волнует не только шадринцев. Недавно в Кургане прошла встреча городских властей с руководителями управкомпаний, ресурсоснабжающих организаций, старшими домов, общественниками.

Директора УК приводили поистине астрономические цифры, например, в прошлом году одной компании за горячую воду ресурсники предъявили к оплате на 262 тысячи рублей больше, чем начислено собственникам жилья. За холодную воду начислено 150 тысяч рублей, а поставщик потребовал 347 тысяч.

По данным директора другой управляшки, за месяц в дом поступило 600 кубометров холодной воды, из них жители израсходовали 80 – остальное якобы пошло на ОДН. И таких примеров много.

Где УК взять деньги на оплату сверхнормативного потребления? Источник один – статья расходов на содержание и текущий ремонт дома. Иными словами, у тех же собственников квартир. Но и этих средств порой не хватает.

Ситуация накаляется: УК отказываются платить, поставщики ресурсов подают на них в суд. К ним претензии тоже не предъявишь: они работают строго по закону. А пока идут разбирательства, долги обрастают пенями и штрафами.

Если дело так пойдет и дальше, сетуют коммунальщики, их ждет банкротство.

По мнению коммунальщиков, там, где установлены общедомовые приборы учета, нужно отменить нормативы. Это мотивирует жильцов вовремя передавать показания и повысит их ответственность по отношению к соседям

Городские власти перспектива оставить дома без обслуживания, конечно, не устраивает.

– Граждане и управкомпании должны передавать показания приборов учета ежемесячно. Пока этого не будет, ситуация не изменится, – заявила представитель энергосбытовой компании Анжела Быкова.

По данным мэрии, в Кургане 1866 многоквартирных домов, в 70 процентах из них созданы советы, выбраны председатели, старшие по подъездам. По мнению чиновников, именно на этот актив нужно опираться поставщикам ресурсов и УК, чтобы вместе навести порядок с передачей показаний счетчиков.

К слову, в маленьких домах, где почти все друг друга знают, проблем с выявлением недобросовестных плательщиков почти не возникает.

А вот в многоэтажках на сотни квартир все сложнее: во-первых, многие просто не пускают к себе проверяющих, во-вторых, и самим активистам не слишком хочется наживать себе врагов.

По мнению члена жилищно-бытовой комиссии городского совета ветеранов Владимира Семенова, в каждом доме есть такие, кто не платит годами, поэтому проблему нужно решать на законодательном уровне, а не вынуждать УК и добросовестных жителей платить за своих соседей.

Источник: https://rg.ru/2018/07/18/reg-urfo/platezhi-za-obshchedomovye-nuzhdy-razoriat-upravliaiushchie-kompanii-zauralia.html

Россияне заплатят за все дыры в коммуналке

Распределение оплаты общедомовых расходов на тех жителей, которые не установили приборы учета

10.06.2011 00:00:00

Теперь все россияне оплатят не только воду из крана, но и внеплановые утечки.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)

В ближайшие месяцы российские граждане получат новые коммунальные счета, в которых появится оплата так называемых общедомовых нужд.

Особенно разочарованными будут владельцы индивидуальных счетчиков: ведь оплачивать придется не только личное потребление, но и малопонятные общедомовые нужды, куда часто включаются потери воды по вине управляющих компаний.

Максимальный уровень этих общедомовых расходов региональные власти утвердят в течение пяти месяцев.

В преддверии 2012 года Россия окончательно перейдет на новые правила предоставления коммунальных услуг. В июне вступило в силу новое постановление правительства РФ, согласно которому наличие в домах индивидуальных счетчиков вовсе не отменяет необходимости оплачивать общедомовой перерасход ресурсов.

Квитанции по квартплате будут включать два пункта – плата за индивидуальное потребление воды и электричества и плата за так называемые общедомовые нужды (ОДН).

В категорию ОДН будут входить, например, технологические промывки системы водоснабжения, сливы воды при ремонтах, работа насосов, лифтов, освещение подъездов и др.

Тем самым новые правила поставили под сомнение попытки граждан экономить на услугах ЖКХ при помощи индивидуальных счетчиков.

Чиновники и представители коммунальной сферы активно агитировали россиян за установку индивидуальных счетчиков, благодаря которым жильцы освобождались от оплаты произошедших не по их вине утечек.

Если у дома случался перерасход воды из-за халатности управляющей компании (УК), которая не отремонтировала вовремя коммуникации и допустила аварию, то все издержки в идеале должны были бы лечь на саму УК.

Тут стоит заметить, что на самом деле УК находили возможность переложить свои издержки на жильцов – прежде всего на тех из них, кто до сих пор не установил индивидуальный счетчик. УК постоянно проводили перерасчет услуг и высылали жильцам дополнительные квитанции о задолженностях и внутридомовом небалансе.

Наиболее яркий пример – существование так называемой «тринадцатой платежки» за тепло, высылаемой в конце года. Кроме того, счетчик на воду учитывал количество, но не качество льющейся из крана жидкости. Так, грязная после ремонта коммуникаций вода, сливаемая жильцом, тоже учитывалась счетчиком.

Теперь те граждане, которые установили индивидуальные счетчики, получат в свои квитанции новую строку – ОДН. Одновременно с этим для жильцов, которые так и не приобрели счетчики, расчеты будут производиться, как и ранее, – по нормативам. Новшество лишь в том, что внеплановые утечки распределят уже не только по ним, но и по счастливым владельцам счетчиков.

Вместо того чтобы простимулировать управляющие компании к повышению эффективности и отменить распределение издержек по некоторым жильцам, власти сделали это распределение легальным и тотальным.

Как разъясняли чиновники на местах, общедомовый прибор учета станет главным, а индивидуальные счетчики будут нужны для того, чтобы показания общедомовых приборов правильно распределялись между всеми жильцами.

Согласно постановлению, регионы должны пересмотреть нормативы потребления ресурсов и классифицировать их на индивидуальные и общие. Подразумевается, что будут существовать региональные нормы общедомовых нужд в расчете на каждого человека, и сверх этих норм с граждан взимать плату уже не смогут. На подсчеты и утверждения нормативов регионам отводится пять месяцев.

Казалось бы, проблема дополнительных платежей сверх показаний индивидуального счетчика не столь серьезна. Однако на самом деле во многих регионах жители чрезвычайно остро восприняли нововведения. Ведь выходит, что их затраты на установку и обслуживание счетчиков оказались бессмысленными.

О важности проблемы можно судить, например, по заявлениям некоторых губернаторов, которые выступают с требованием оплаты строго по показаниям индивидуальных счетчиков, а не по общедомовым приборам учета.

Как передает КузПресс, губернатор Кузбасса Аман Тулеев выступил в минувшую среду с заявлением, что с 1 июня текущего года кузбассовцы будут платить за воду исключительно по показаниям своих индивидуальных счетчиков, а те, у кого нет счетчиков, – по нормативам потребления.

Призыв платить строго по показаниям индивидуальных счетчиков идет вразрез с правительственным постановлением, однако отражает недовольство жителей ростом коммунальных платежей.

«Любая неструктурированная плата, разносимая на всех жильцов, разрушает саму концепцию индивидуальных счетчиков, – комментирует ситуацию аналитик группы «Развитие» Сергей Шандыбин. – Суть была именно в индивидуальной ответственности каждого домохозяйства за расход воды.

А теперь снова вводится круговая порука, которая в принципе может разрастись до любой величины». И здесь не может быть каких-то общих, единых для региона нормативов, продолжает эксперт, ведь все зависит от каждого конкретного жилища.

«Надо сначала понять, для чего в конкретном доме будет использоваться «общественная вода». К примеру, если в доме нет помещения для консьержа, а уборка подъездов осуществляется за счет «квартирной» воды самими жильцами, то и «общедомового» расхода появиться не может.

Если же, невзирая на конкретные обстоятельства, людей будут кормить некими «общими нормативами», то это больше напоминает банальное воровство», – замечает Шандыбин.

Новые правила не создают для УК стимулов экономии, а в системе учета не повышается прозрачность, считает эксперт компании «2К Аудит – Деловые консультации / Morison International» Ирина Воробьева. Отмена так называемой тринадцатой квитанции – это, конечно, хороший шаг, однако, уточняет Воробьева, данная мера вовсе не помешает коммунальщикам увеличивать тарифы, чтобы компенсировать потери.

В то же время ведущий консультант компании «ФинЭкспертиза» Дмитрий Ширяев уточняет, что на самом деле «новые правила более подробны и вносят ясность в ряд вопросов, которые ранее не были урегулированы».

Так, распределение общедомовых расходов теперь затронет и владельцев нежилых встроенно-пристроенных помещений, предусмотрена возможность оплачивать услуги напрямую снабжающим организациям, будут определены места для сбора утилизируемых энергосберегающих ламп и др.

Конкретизация взаимоотношений в сфере ЖКХ в любом случае полезна. Также Ширяев отметил, что распределение расходов на ОДН помесячно представляется более щадящим, чем их аккумулирование в конце года.

Однако – уточним – на самом деле гуманность такой меры довольно цинична, ведь платить за некий перерасход граждане будут в любом случае, просто им дадут возможность делать это постепенно.

Опасаться, по мнению Ширяева, нужно не столько завышения региональных нормативов, сколько необоснованного роста тарифов. «Управляющие компании до сих пор не подлежат обязательному аудиту, в связи с чем жильцы не могут проверить обоснованность их расценок», – резюмирует эксперт.

Источник: http://www.ng.ru/economics/2011-06-10/1_communalka.html

Закон о коммерческом учете тепла и воды: опровержение мифов

Распределение оплаты общедомовых расходов на тех жителей, которые не установили приборы учета

2 августа 2017 вступил в силу Закон Украины “О коммерческом учете тепловой энергии и водоснабжения”.

Это – один из пакета законодательных актов, имеющих целью привести рынок предоставления жилищно-коммунальных услуг в Украине в цивилизованное состояние, способствовать энергосбережению, а следовательно – и энергетической независимости нашего государства. Тем не менее, сразу после обнародования нового закона в сети Интернет вокруг него появилось немало мифов. Мы выбрали несколько самых распространенных и ниже рассмотрим, как ситуация выглядит на самом деле.

МИФ №1

“Говорят, что закон позволяет игнорировать показания индивидуальных (квартирных) счетчиков”

Нет, это не так. На самом деле, если говорить о многоквартирных домах, то закон выделяет два вида узлов учета тепловой энергии, холодной и горячей воды: узел коммерческого учета (общедомовой) и узлы распределительного учета (квартирные).

Узел коммерческого учета служит для измерения объема всей тепловой энергии/воды, потребленной в здании.

То есть, именно по показаниям его приборов учета будет определяться, сколько всего тепловой энергии или воды потребили все потребители в здании.

Этот объем необходимо “распределить” между потребителями в доме – то есть, определить, кто сколько услуг употребил и сколько должен за них заплатить. Именно для этого и будут использоваться квартирные счетчики.

Для лучшего понимания рассмотрим ситуацию на примере учета воды. Следует понимать, что точность измерения квартирного счетчика воды обычно ниже, чем у домового.

Поэтому закон предусматривает такой базовый принцип распределения: объем, определенный с помощью общедомового узла, будет распределяться между потребителями пропорционально показаниям квартирных счетчиков. Именно поэтому квартирные счетчики и названы в законе “распределительными”.

(Заметим, что закон содержит подробные указания по распределению показаний узла коммерческого учета для различных ситуаций, которые могут иметь место на практике, учитывая расходы воды на общедомовые нужды, случаи несанкционированного вмешательства в систему и т.д.).

Благодаря такому подходу снимается проблема “разницы в показаниях” (разница между суммой показаний квартирных счетчиков и показаниями домового вследствие различного класса точности), а также проблема потерь вследствие утечек воды из внутридомовых сетей через их неудовлетворительное состояние (содержание внутридомовых сетей является ответственностью совладельцев многоквартирного дома).

Итак, закон и в дальнейшем предусматривает использование показаний квартирных счетчиков при расчетах за коммунальные услуги.

МИФ № 2

“Говорят, что закон содержит формулу, по которой придется платить за соседей”

Нет, это не так. На самом деле, если говорить о многоквартирных домах, то закон и в дальнейшем предполагает, что каждый платит сам за себя.

Статья 4 и п.2 Заключительных и переходных положений закона предусматривают, по общему правилу, все помещения в многоквартирном доме должны быть оборудованы “квартирными счетчиками”. И, как мы уже сказали выше, учета их показаний является обязательным при расчетах за потребленные услуги.

Следует помнить, что разница между показаниями домового счетчика и суммой показаний квартирных счетчиков будет пропорционально распределена между всеми потребителями в многоквартирном доме.

И если, например, горячая вода вылилась через дырявую трубу, или кто-то из соседей “отматывает” счетчик – за это, в конечном итоге, придется заплатить всем.

Поэтому совладельцам многоквартирного дома следует заботиться, как и раньше, о качественном обслуживании и исправное состояние внутридомовых сетей.

Итак, “соседа” платить не придется. Но за элементарным порядком в доме следить надо прежнему.

МИФ № 3

“Говорят, что закон запрещает устанавливать счетчики на отопление мест общего пользования”

Нет, это не так. Часть шестая статьи 4 Закона предусматривает, что “установление узлов распределительного учета тепловой энергии, приборов-распределителей тепловой энергии в помещениях (местах) общего пользования здания не обязательно”. То есть, закон не обязывает устанавливать такие узлы учета, но и не запрещает.

Более того, часть вторая статьи 10 закона прямо предусматривает, что перед распределением объемов потребленной тепловой энергии между потребителями тепловая энергия, затраченная на отопление мест общего пользования, вычитается из общего объема потребленной в здании тепловой энергии.

Закон прямо не указывает, как должен быть определен объем потребленной на отопление мест общего пользования тепловой энергии. То есть, возможны и приборный и расчетный методы. Окончательно точки над “и” в этом вопросе должна расставить методика, которой в ближайшее время утвердить Минрегион.

Итак, закон не запрещает устанавливать счетчики на отопление мест общего пользования. Там где такая возможность существует, ею стоит воспользоваться.

МИФ № 4

“Говорят, что в платежке появится еще одна дополнительная графа об оплате ремонта, обслуживания и поверки счетчиков”

Такая дополнительная графа в платежке действительно должна появиться. Однако это тот случай, когда дополнительная графа не означает дополнительной платы.

Уже сегодня большинство исполнителей коммунальных услуг заложили в тарифы на свои услуги расходы на установку и поверку узлов учета.

Закон предусматривает, что отныне такие расходы не должны включаться в состав тарифа на коммунальную услугу.

Таким образом, жители домов, установили общедомовые счетчики за свой счет, а не будут платить за их установку в других домах через инвестиционную составляющую тарифа, которая равномерно начислялась на всех потребителей.

Такой подход, как ожидается, будет способствовать более прозрачному финансированию установления, поверки и замены узлов учета. Отдельно следует обратить внимание на то, что перед установкой общедомового счетчика, оператор сети должен согласовать счетчик и его стоимость с жильцами дома, которые могут предложить более дешевую или лучшую модель.

Итак, закон просто предусматривает вынесение в отдельный платеж тех расходов, которые ранее уже были “спрятаны” в тарифе на коммунальную услугу, но не применялись на практике.

МИФ № 5

“Говорят, что исполнители коммунальных услуг могут игнорировать закон если в их тарифе не утверждено установление счетчиков”

Нет, это не так. В действительности, закон предусматривает совершенно новый подход к установлению узлов учета, не «привязан» к тарифу на коммунальную услугу.

Статья 3 закона предусматривает, что установление узла коммерческого учета (общедомового) инициирует оператор внешних инженерных сетей (в большинстве случаев он же является и исполнителем коммунальной услуги).

Оператор не менее чем за два месяца обязан предупредить совладельцев многоквартирного дома о своем намерении установить узел коммерческого учета и стоимость такого узла.

Если совладельцы не хотят устанавливать такой узел учета самостоятельно, оператор устанавливает его, а соответствующие расходы взимает из совладельцев в соответствующей конкретной здания в виде взноса за установление узла коммерческого учета, рассрочивается на 5 лет.

Впрочем, это касается только узлов коммерческого учета (общедомовых). Узлы распределительного учета (квартирные) потребители должны устанавливать за свой счет.

Следовательно, исполнитель коммунальной услуги обязан инициировать установление узла коммерческого учета независимо от того, были ли ранее соответствующие расходы включены в тариф.

МИФ № 6

“Говорят, что наказание за невыполнение закона исполнителями коммунальных услуг отсутствует”

Нет, это не так. В действительности, статьи 13-16 закона предусматривают применение ряда финансовых санкций к операторам внешних инженерных сетей и исполнителей коммунальных услуг за нарушение требований закона.

Также заключительные и переходные положения закона вносятся изменения и дополнения в Кодекс Украины об административных правонарушениях, которыми предусматривают административную ответственность за нарушение закона – в том числе и для потребителей.

Источник:

Источник: https://uteka.ua/publication/news-14-delovye-novosti-36-zakon-o-kommercheskom-uchete-tepla-i-vody-oproverzhenie-mifov

Общедомовые нужды: что будет дальше

Распределение оплаты общедомовых расходов на тех жителей, которые не установили приборы учета

Достаточно продолжительное время одним из наиболее острых вопросов для собственников помещений в многоквартирных домах (МКД) является бремя несения расходов на общедомовые нужды (ОДН). Законодатель все время пытается усовершенствовать отношения в указанной сфере, однако градус недовольства собственников жилья постоянно растет.

Правила расчета расходов на ОДН

С 1 января 2017 года ОДН были перенесены из коммунальной в жилищную услугу. Данный шаг предполагал учет и контроль потребления услуги.

С 2017 года квитанции об оплате не содержат строку «ОДН», расходы на общие нужды включены в соответствующие строки коммунальных ресурсов.

Предполагалось, что указанная мера снизит агрессию населения к ОДН, так как появится некоторая «прозрачность». Однако стало еще больше путаницы и проблем с расчетами.

Постоянные жалобы от населения в связи с несоответствием начисленных сумм на ОДН реальному потреблению услуги способствовали тому, что в марте 2017 года в Государственную Думу РФ был внесен законопроект № 11267-7 об изменениях в ст. 156 и 161 ЖК РФ, которым предлагаются новые правила расчета расходов на ОДН.

С 10 августа 2017 года соответствующие изменения вступили в законную силу, и на настоящий момент ч. 9.2 ст.

156 ЖК РФ содержит варианты расчета платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в МКД в составе платы за содержание жилого помещения (общедомовые коммунальные услуги), в зависимости от оснащенности МКД общедомовыми приборами учета (ОДПУ):

–размер расходов граждан и организаций на общедомовые коммунальные услуги при наличии ОДПУ определяется исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний ОДПУ;

–в случае если дом оснащен автоматизированной информационно-измерительной системой учета потребления коммунальных ресурсов и коммунальных услуг, при котором размер расходов граждан на общедомовые коммунальные услуги определяется исходя из показаний этой системы учета при условии обеспечения этой системой учета возможности одномоментного снятия показаний;

–собственники на общем собрании могут принять решение об определении размера расходов на общедомовые коммунальные услуги исходя из среднемесячного объема потребления коммунальных ресурсов с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний общедомового прибора либо исходя из объема потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям общедомового прибора учета, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

–при отсутствии общедомового прибора учета размер расходов граждан определяется исходя из норматива потребления соответствующего вида услуг.

Таким образом, расход собственника на ОДН равен остатку после вычета из общедомового объема потребления услуг суммы индивидуальных показаний по помещениям в МКД и определяется пропорционально принадлежащей собственнику площади. То есть количество проживающих в квартире жильцов никак не влияет на распределение расходов на ОДН.

Проблемы, касающиеся расходов на ОДН

Переход на указанные способы расчета был продиктован тем, что населению выставлялся счет, в котором расходы на ОДН рассчитывались исходя из нормативов потребления.

Ресурсоснабжающие организации, в свою очередь, производят расчет с управляющими организациями исходя из показаний приборов учета.

Так как нормативы потребления не отражают индивидуальных особенностей и параметров МКД и зачастую завышены, во взаиморасчетах между управляющей организацией и ресурсоснабжающими организациями возникают «небалансы».

Совсем немного времени после введения новых правил расчета понадобилось, чтобы выявить ряд проблем, касающихся расходов на ОДН:

1. Нет четкого единого механизма расчета расходов на ОДН. К этому ведет как отсутствие установки повсеместно индивидуальных и общедомовых приборов учета, так и отсутствие гибкой системы нормативов потребления, учитывающих индивидуальные особенности МКД.

2. Так как управляющие организации являются «промежуточным» звеном между собственником (конечным потребителем услуги) и ресурсоснабжающей организации (РСО), то появляются варианты для злоупотреблений как со стороны управляющей организации, так и со стороны собственников.

3. Вопреки ожиданиям, расходы собственников помещений в МКД на ОДН не только не снизились, но и возросли.

Нужна новая система оплаты

Огромное количество жалоб граждан обращают внимание законодательных органов к данному вопросу. Так, в октябре в Общественной палате РФ прошел круглый стол, участники которого говорили о необходимости внесения изменений в систему оплаты за общедомовые нужды. Основная тема обсуждения –распределение расходов на общие нужды дома между жильцами МКД.

Председатель Комиссии общественной палаты РФ по ЖКХ И. Шпектор предложил разработать механизм распределения расходов на общедомовые нужды, который бы удовлетворял интересы не только управляющих компаний, но и собственников квартир.

На указанной встрече поднималось много других вопросов:

–Как правильно рассчитывать размер ОДН: пропорционально площади или стоит учитывать количество зарегистрированных в квартире лиц?

–Что лучше: нормативы потребления или показатели приборов учета?

–Кто виноват в «небалансах»: недобросовестный собственник или злоупотребляющая правом управляющая организация?

Мнения участников во многом разделились. Единственное, с чем согласились все, –рассматриваемый вопрос требует внесения изменений и дополнений в действующее законодательство.

Шаг вперед, два шага назад

На сегодняшний день в Государственной Думе РФ находятся на рассмотрении несколько законопроектов о внесении изменений в Жилищный кодекс РФ в части расходов собственников помещений в МКД на коммунальные услуги.

Так, 23.06.2017 был внесен проект закона № 207460-7 «О внесении изменений в ЖК РФ». В соответствии с данным проектом собственники помещений в МКД получат право напрямую с РСО заключать договоры поставки соответствующих коммунальных услуг и ресурсов. Для этого должны быть соблюдены некоторые условия:

–решение о прямом заключении договоров должно быть принято на общем собрании собственников;

–договор будет заключен только с согласия ресурсоснабжающей организации;

–Правительством РФ должен быть утвержден типовой договор ресурсоснабжения.

В случае если собственниками помещений не принимается решение о прямых взаиморасчетах с РСО, оплата коммунальных услуг лежит на управляющей организации. Кроме того, РСО имеет право одностороннего отказа от предоставления коммунальных услуг при подтверждении решением суда задолженности управляющей организации по оплате коммунальных услуг.

В таком случае собственникам помещений направляется уведомление о расторжении договора с управляющей организацией, и через 30 дней договор ресурсоснабжения будет считаться заключенным РСО напрямую с собственниками (при этом заключения договора с собственником в письменной форме уже не требуется).

Как будет рассчитываться сумма расходов на ОДН, в данном случае не совсем понятно.

Указанный законопроект прошел предварительное рассмотрение в Государственной Думе РФ.

Кроме того, 27 октября 2017 года в Госдуму был внесен законопроект № 298590-7 о внесении изменений в ст. 154, 156 и 157 ЖК РФ, рекомендуемый к синхронному рассмотрению с проектом № 207460-7.

Документом вместо существующего сейчас понятия «коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в МКД в составе платы за содержание жилого помещения в МКД» предлагается ввести понятие «коммунальные услуги, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в МКД». Фактически предлагается полностью перевести общедомовые коммунальные услуги на прямые взаиморасчеты собственников помещений в МКД с ресурсоснабжающими организациями.

Таким образом, в отношении РСО с управляющих организаций будет снята ответственность за неоплату поставленных коммунальных услуг перед собственниками помещений в МКД. Управляющая организация будет нести ответственность только за надлежащее содержание общего имущества собственников в МКД.

Еще одним важным предложением является исключение из ЖК РФ ч. 9.2 ст.

156 –при расчете расходов на общедомовые коммунальные услуги предлагается полностью отказаться от расчетов на основании показаний общедомовых приборов учета и вернуться к нормативам потребления соответствующих видов ресурсов.

При этом может сложиться комичная ситуация – во многих МКД были установлены общедомовые приборы учета в целях учета потребления общедомовых коммунальных услуг, но использоваться они не будут, так как нормативы все же оказались точнее.

Анализируя изменения, происходящие в последнее время в сфере жилищно-коммунального хозяйства, можно сделать вывод, что законодателю непросто дается регулирование вопросов в данной отрасли экономики. Но порой кажется, что все проблемы появляются из-за того, что делая шаг вперед, потом приходится делать два назад.

Источник: https://www.eg-online.ru/article/363151/

Кому выгодно ставить счётчик тепла

Распределение оплаты общедомовых расходов на тех жителей, которые не установили приборы учета

ИТАР-ТАСС/ Юрий Машков

Недавно Конституционный суд разрешил гражданам платить за отопление не по нормативу, а по показаниям индивидуальных счётчиков, даже если соседи по многоквартирному дому этого не делают.

Эту новость многие восприняли как сенсацию, ведь обычный россиянин «поборол» систему ЖКХ, дойдя до суда высшей инстанции.

«Парламентская газета» выяснила, кто теперь сможет сэкономить на оплате отопления.

Нормативы с потолка

Читайте по теме Настойчивый житель одной из подмосковных новостроек Сергей Деминец дошёл до Конституционного суда в поисках справедливости.

При постройке многоэтажки в ней установили и коллективные, и индивидуальные приборы учёта тепла, но многие соседи Сергея их убрали либо просто перестали снимать показания.

Тогда управляющая компания начала выставлять счета по показаниям одного общедомового счётчика. Расходы на отопление заметно увеличились, но бережливый Деминец с таким подходом не согласился.

По словам зампреда Комитета Госдумы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству ПавлаКачкаева, нормативы по теплу во многих регионах берутся с потолка. Так, в них не учитывается, что многие давно заменили деревянные рамы на стеклопакеты, перестав «отапливать улицу».

«В любом случае постановление Конституционного суда — это шаг вперёд. На сегодняшний день у нас индивидуальные приборы учёта установлены всего в шести-семи процентах домов. И то получается, что в новостройках они только «для красоты». Хотя бы те дома, где собственники считают, что у них завышены нормативы по теплу, будут ставить счётчики», — сказал законодатель.

Депутаты давно просили кабмин внести изменения в процедуру оплаты отопления, напомнил коллега Качкаева по комитету Александр Сидякин.

Пока что в большинстве многоквартирников даже терморегуляторы не на что поставить, хотя в принятом в 2009 году Федеральном законе №261 «Об энергосбережении» говорится, что к 2012-му все дома при наличии технической возможности должны быть оснащены приборами учёта. ФотО: ПГ

«Можно вообще у себя батареи вырезать, но не мёрзнуть — тепло будет поступать от соседей сквозь стены и пол. Поэтому тут нужен особый подход к регулированию. Начисление по нормативам при установленном счётчике — это действительно несправедливо, потому что граждане рассчитывают на то, что сэкономят, но этого не происходит», — пояснил он.

Экономия, но не для всех

Воспользоваться судебным прецедентом смогут лишь жители новостроек, объясняет исполнительный директор национального центра «ЖКХ Контроль» Светлана Разворотнева. Постановление Конституционного суда касается тех домов, которые введены в эксплуатацию с 1 января 2012 года при условии, что все жилые и нежилые помещения в них оборудованы отопительными счётчиками. Читайте по теме

Только застройка последних лет предусматривает горизонтальную разводку: в каждую квартиру горячая вода поступает по одному стояку, от него расходится к отопительным приборам. Изредка её делают при капитальном ремонте.

В подавляющем же большинстве российских многоквартирных домов разводка по-прежнему вертикальная, то есть один стояк обслуживает один ряд батарей на всех этажах.

Получается, что на каждый радиатор пришлось бы устанавливать свой прибор учёта, что невыгодно, да и подсчёты затруднительны.

В Минстрое подготовили проект правительственного постановления, которое разрешит оплачивать тепло по специальной формуле жителям тех домов, которые решили перейти на индивидуальные системы отопления, всё согласовали, оборудовали, получили разрешения от ресурсников и местного самоуправления, но кто-то из соседей которых продолжает отапливаться централизованно.

«Предполагается, что жители смогут платить за то, что сами потребили, плюс небольшую часть — за отопление общедомового имущества. Но документ хоть и разработан, но не принят, так что придётся подождать», — отметила Светлана Разворотнева.

Начисление по нормативам при установленном счётчике — это действительно несправедливо, потому что граждане рассчитывают на то, что сэкономят, но этого не происходит.

Пока же в большинстве многоквартирников даже терморегуляторы не на что поставить, хотя в принятом в 2009 году Федеральном законе №261 «Об энергосбережении» говорится, что к 2012-му все дома при наличии технической возможности должны быть оснащены приборами учёта.

«Прошло шесть лет, но решение выполнено в лучшем случае где-то наполовину. Проблему не то что не стараются решить, но ввели повышающие коэффициенты для тех, кто платит по нормативам, а не по показаниям приборов учёта.

Поначалу обещали, что эти деньги пойдут на мероприятия по повышению энергоэффективности, но затем об этом благополучно забыли. Получается, что ресурсники получают дополнительную прибыль, и никакого резона ставить общедомовые счётчики им нет.

Да и сами граждане далеко не всегда осознают, что переплачивают лишнее», — констатировала исполнительный директор «ЖКХ Контроль».

Источник: https://www.pnp.ru/social/komu-vygodno-stavit-schyotchik-tepla.html

Общедомовые приборы учета

Распределение оплаты общедомовых расходов на тех жителей, которые не установили приборы учета

До 1 июля 2012 года все дома должны быть оборудованы общедомовыми приборами учета. Кто обязан их устанавливать, кто будет за них платить и, наконец, что ждет тех, кто не выполнит требования закона?

Кто заплатит за покупку и установку общедомового счетчика?

По закону об энергосбережении (Ст. 13, ч. 5), который и контролирует все нюансы установки и эксплуатации общедомовых счетчиков, именно собственники «обязаны обеспечить оснащение своих домов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию».

Подкрепляет это утверждение и Жилищный кодекс (ст.

158): «Собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения».

Поэтому собственникам рано или поздно придется раскошелиться. Правда, сам процесс установки общего счетчика, а так же вопрос оплаты за него, может решаться по-разному.

Вариант 1: Жильцы самостоятельно решают установить счетчик

Обычно это происходит в ТСЖ или в домах с сильным Советом дома, когда жильцы понимают, что требований закона все равно не избежать, и осознают свою выгоду от установки прибора учета.

В большинстве случаев это дома, общее состояние которых удовлетворительное, им не требуется экстренный капитальный ремонт системы водоснабжения или электроэнергии, а на счету многоэтажки уже скопилась немалая сумма. Эти накопления жильцы и решают потратить на установку счетчиков.

Для этого собирают собрание, и большинством принимают решение – надо ставить. Деньги в этом случае дом снимает со статьи «текущий ремонт».

Бывают случаи (если денег на счету дома не достаточно), когда собственники решают собрать средства на установку счетчика дополнительно к основным платежам. Тогда тоже необходимо провести общее собрание и проать за целевой сбор. Если большинство собственников согласятся, то платить придется всем, даже тем, кто проал «против»

Воплотить в жизнь свое решение, жильцы поручают ТСЖ или Управляющей компании.

Вариант 2: Счетчик устанавливается по предложению Управляющей компании

Если жильцы в доме не проявляют инициативу по установке общедомового прибора учета, то выйти с таким предложением обязана Управляющая компания.

В соответствии со ст.12 п.

7 закона “Об энергосбережении”УК обязана «регулярно (не реже чем один раз в год) разрабатывать и доводить до сведения собственников помещений в многоквартирном доме предложения о мероприятиях по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, которые возможно проводить в многоквартирном доме, с указанием расходов на их проведение, объема ожидаемого снижения используемых энергетических ресурсов и сроков окупаемости предлагаемых мероприятий».

УК должна способствовать проведению собрания, на котором жильцы либо поддержат решение об установке счетчика, либо откажутся от этого.

Что касается оплаты, то жильцам традиционно предложат использовать деньги по статье «текущий ремонт» или организовать дополнительный сбор средств. Часто «управляйки» предлагают жителям поставить счетчик в рассрочку.

Вариант 3: Счетчик ставят ресурсники

Если до июля 2012 общедомовой прибор учета так и не установили, то за дело возьмутся компании, которые и поставляют в наши дома свет, воду и тепло. Закон обязывает их (ст.13 п.9)«осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют».

Ресурсники направят всем УК и ТСЖ договор, в котором предложат подходящий  для каждого конкретного дома прибор учета и сами установят счетчик. Жильцы и обслуживающая организация со своей стороны обязаны предоставить такой компании доступ в подвалы, к сетям и другим объектам общедомового имущества.

Платить за прибор учета придется опять же жильцам – можно в рассрочку до 5 лет. К общей стоимости оборудования прибавляются еще и проценты. К счастью, по закону они не должны превышать ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на день начисления.

Отказаться от предлагаемых «услуг» собственники уже не смогут. Если они не захотят добровольно оплатить прибор учета и расходы по его установке, поставщики коммунальных услуг взыщут эти деньги через суд. Закон будет на их стороне.

Кстати, уже сейчас жильцы могут через свою УК или ТСЖ обратиться в ДЭК, ДГК, или Примводоканал с заявлением о заключении договора об установке общедомового прибора учета в рассрочку.

Это имеет смысл сделать, если жильцы хотят установить счетчик, но на счету дома не хватает денег, а УК не может предоставить рассрочку из собственных средств. Нужно знать, что по закону (ст. 13 ч.

10) , компании не имеют права отказать в заключении такого договора.

Если жильцы не воспользуются предложением компаний-поставщиков коммунальных услуг, то вместо метода «пряника» государство начнет применять метод «кнута»: ТСЖ и УК посыплются штрафы и предписания.

Меры наказания

 Законодатели предусмотрели, что далеко не все жильцы ринутся исполнять предписания закона об энергосбережении ставить общедомовые счетчики, поэтому сразу внесли изменения в Административный кодекс (добавили статью 9.16), в которых предусмотрели штрафы и наказания для тех, кто не успеет вовремя обзавестись приборами учета.

1. Если УК и ТСЖ не разработали и не донесли до жителей предложения о мероприятиях по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в многоквартирных домах, им  грозит штраф:

– на должностных лиц в размере от 5 до 10 тысяч рублей

– на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от 10 тысяч до 15 тысяч рублей

– на юридических лиц – от 20 до 30 тысяч рублей.

2. Если рессурсоснабжающие организации не вышли с предложением к УК и ТСЖ оснастить дома приборами учета, то их так же ждет наказание в виде штрафа:

– на должностных лиц в размере от 20  до 30 тысяч рублей

–  на юридических лиц – от 100 до 150 тысяч рублей

3. Если дом к 1 июля не оборудован общедомовыми приборами учета!!!

для УК и ТСЖ

Если УК или ТСЖ ни разу не предлагали собственникам на общем собрании проать за установку счетчиков, то отвечать перед законом придется им. В этом случае придется заплатить штраф:

– на должностных лиц – в размере от 5 до 10 тысяч рублей

– на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юрлица, – от 10 до 15 тысяч рублей

–  на юридических лиц – от 20 до 30 тысяч рублей

для СОБСТВЕННИКОВ

Как мы уже говорили выше, после 1 июля собственникиобязаны оплатить прибор учета и расходы ресурсоснабжающей организации по его установке. Отказ грозит судом. В этом случае проигравшему иск собственнику придется оплатить еще и расходы компании на услуги юриста.

ст. 13 п. 12 закона об «Энергосбережении»:«В случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно также оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания».

Источник: http://strobet-l.ru/informatsiya/7-obshchedomovye-pribory-ucheta

Окно права
Добавить комментарий