Проблема с устройством на работу

Проблемы трудоустройства студентов и выпускников ВУЗов

Проблема с устройством на работу

Насретдинова М.М.

Студент, Башкирский государственный университет

Проблемы трудоустройства студентов и выпускников ВУЗов

Аннотация

В данной статье будет рассматриваться вопрос занятости студенческой молодежи.   Молодежная безработица остается одной из острейших проблем в сфере труда.

Целью исследования является выявление места студентов на рынке труда, а также выявление факторов, которые мешают устроиться на хорошую работу.

На основе результатов исследования сформулированы рекомендации по оптимизации трудоустройства студенческой молодежи.

Ключевые слова: молодежь, студенчество, трудоустройство, занятость, безработица.

Nasretdinova MM

Student, BashkirStateUniversity

The problem of employment of students and graduates

Abstract

This article will address the issue of employment of college students. Youth unemployment remains one of the most acute problems in the workplace. The aim of the study is to identify the location of students in the labor market, as well as to identify factors that hinder find a good job. the results of the study provide recommendations for optimizing placement of students.        

Keywords: youth, students, job placement, employment, unemployment.

В данной статье будет рассматриваться такая группа молодежи, как студенты, а именно занятость учащихся студентов и студентов-выпускников.

Положение молодежи на российском рынке труда обуславливается двумя важнейшими обстоятельствами:

•     во-первых,   молодые люди составляют около 35% трудоспособного населения России,

•    во-вторых, они – будущее страны.

     Сейчас очень остро стоит вопрос о трудоустройстве недавно выпустившихся студентов. Работодатели не хотят брать молодых на работу, так как у них нет опыта, а производственные практики в ВУЗах не дают нужного опыта. Чаще всего студентам говорят прийти в последний день практики за печатью и подписью. А на собеседовании «многообещающе» говорят: «Мы Вам перезвоним».

     Карл Маркс и Фридрих Энгельс рассматривали молодежь как каждое новое поколение, наследующее и продолжающее традиции старшего поколения. По их мнению, молодежь с одной стороны продолжает унаследованную деятельность, а с другой стороны благодаря трудовой деятельности видоизменяет старые условия.

     Позже, в конце XIX века Эмиль Дюркгейм исследовал особенности и пути вхождения молодёжи в те или иные структуры общества. Впоследствии данные исследования были продолжены американскими (Толкотт Парсонс, Роберт Мертон, Нейл Смелзер и др.), российскими (В. Т. Лисовский, Н. М. Блинов и др.), эстонскими и белорусскими социологами.

     В. Т.

Лисовский одним из первых выдвинул само определение молодёжи в 1968 году: «это поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих образование, профессиональные, культурные и другие социальные функции».

Игорь Кон определял молодёжь как социально-демографическую группу, выделяющуюся на основе совокупности возрастных характеристик, особенности социального положения, и обусловленную социально-психологическими свойствами.

     Основаниями для выделения молодёжи в отдельную группу стали: возраст, статус, ролевые функции. Однако, до сих пор не существует единого мнения по поводу возрастной границы. В Древнем Китае молодёжь составляли лица до 20 лет, Пифагор же определял молодость в рамках от 20 до 40 лет, называя это «Лето жизни».

     В Федеральном законе «О молодежи» сказано, что молодежью являются лица, проживающие на территории Российской Федерации физические лица (граждане Российской Федерации, а в случаях предусмотренных законодательством Российской Федерации так же иностранные граждане и лица без гражданства) в возрасте от 14 до 30 лет.

     По данным Росстата за май 2013 года видно, что наибольшее число безработных среди молодежи от 15 до 24 лет. Молодежь до 25 лет составляет среди безработных 23,0%, в том числе в возрасте 15-19 лет – 3,3%, 20-24 лет – 19,7%.

Высокий уровень безработицы отмечался в возрастной группе 15-19 лет (21,4%) и 20-24 лет (11,6%). По сравнению с маем 2012г.

уровень безработицы в возрасте 15-19 лет снизился на 2,4 процентных пункта, в возрасте 20-24 лет – на 0,1 процентного пункта.

     В среднем среди молодежи в возрасте 15-24 лет уровень безработицы в мае 2013г. составил 16,8%, в том числе среди городского населения – 17,25%, среди сельского населения – 16,5%. Коэффициент превышения уровня безработицы среди молодежи в среднем по возрастной группе 15-24 лет по сравнению с уровнем безработицы взрослого населения в возрасте 30-49 лет составляет 3,8 раза.

      По данным Росстата можно сказать, что за последний год безработица среди молодежи выросла. Это обусловлено переходом на европейскую систему образования.

Если раньше ВУЗы выпускали специалистов, то сейчас идет первая волна выпускников-бакалавров.

Работодатели считают бакалавриат незаконченным высшим образованием, так как на эту программу образования выделено меньше часов, чем на специалитет, так, во многих вузах бакалавры учатся на год меньше, чем учились бы специалисты.

     Еще одной проблемой при трудоустройстве, выделенной студентами является отсутствие опыта работы. В отчете «Занятость и безработица в Российской Федерации в мае 2013г. (по итогам обследования населения по проблемам занятости)» было выделено число безработных по наличию опыта работы.

В численности безработных 28,3% составляют лица, не имеющие опыта трудовой деятельности. В мае 2013г. их численность по сравнению с маем 2012г. увеличилась на 46 тыс.человек, или на 4,3% и составила 1,1 млн.человек.

В числе безработных, не имеющих опыта трудовой деятельности, 10,4% составляет молодежь до 20 лет, 44,0% – от 20 до 24 лет, 20,3% – от 25 до 29 лет.

      По данным онлайн-опроса на сайте «Анкетер» на вопрос «Как Вы считаете, с какими трудностями чаще всего встречаются студенты и выпускники ВУЗов при устройстве на работу?» обозначили недостаточность опыта, практики 91,7% студентов, про невостребованность специальности упомянули 25,0% опрошенных, 16,7%    студентов считают, что возраст тоже может стать проблемой трудоустройства, еще одной из важных проблем, по мнению респондентов, является то, что работодатель не считает бакалавриат высшим образованием, так считают 16,7% студентов. Невозможность работать полный рабочий день отметили 18,4% опрошенных. Также студенты считают проблемами трудоустройства такие, как отсутствие военного билета (12,5%)  и некотируемость ВУЗа (8,3%).

      Сейчас многие молодые люди с образованием пополняют ряды “челноков”, уличных и базарных торговцев, т. е. происходит ощутимый отток молодежи в сферу теневой экономики.

      Так, на вопрос «Вы работаете по своей специальности?» положительно ответили только треть студентов(33,3%), остальные 66,7% работают не по своей специальности.

      Также, среди безработной молодежи 35,3% имеют высшее образование, 35,9% — профессиональное, 23% — полное среднее и только 0,3% — начальное образование

      Но стоит учитывать, что приведенные данные не совсем точные, так как они основаны на статистике центров занятости, реальные цифры еще больше, а портрет молодого безработного — сложнее. Например, отсутствуют какие-либо данные об уровне скрытой безработицы.       Еще раз обратимся к онлайн-опросу с сайта «Анкетер».

Студентам задавался вопрос «Есть ли в вашем ВУЗе программа помощи выпускникам? Направления на работу?», на который положительно ответили 71,4% респондентов и отрицательно – 28,6%. Да, действительно существуют программы помощи, но напрашивается вопрос об их качестве.

Часто встречается такое, что учебное заведение договорилось о стажировке энного количества студентов в фирме/на заводе и пр., но эти фирмы/заводы чаще всего не имеют возможность принять студентов на достаточное для получения практических знаний время.

Поэтому студенты чаще всего идут работать не по специальности, а, как уже указывалось выше, менеджерами, промоутерами, курьерами и на другие должности низшего звена с маленькой  перспективой карьерного роста или вообще без нее. И, что не удивляет, трудоустройство по таким вакансиям чаще всего неофициальное.

То есть даже работая, студент не получает записи в трудовой книжке, что опять же лишает его опыта работы, но в данном случае документально подтвержденного.

      Правовые вопросы занятости студентов представляются весьма важными. Ответ на вопрос: «Какая у Вас форма трудоустройства?», показали, что из числа работающих студентов  около 40 % имеют с работодателем юридически оформленные отношения, у большинства же (60%) трудовые отношения с работодателем не оформлены или являются неофициальными.

      Труд студентов выгоден предпринимательским структурам, которые таким образом имеют возможность избежать дополнительных расходов, связанных с налогообложением, с социальным страхованием работника, а также манипулировать оплатой труда. Студент же, будучи временным работником, не уделяет должного внимания этой стороне дела.

       Создавшаяся ситуация может являться источником дискриминации студентов на рынке труда. Такое положение будет иметь место до тех пор, пока студент как временный работник не будет реально обеспечен правовыми нормами, пока не будет реализовываться на практике трудовое законодательство в отношении временных, контрактных, частичных и т.п. работников.

      Теперь обратимся к мнению работодателей, какими они хотят видеть студентов при приеме на работу и что они при этом учитывают.

      Опросы работодателей показывают, что из профессиональных качеств выпускников вузов они ценят, прежде всего:

•        качество полученного ими образования (фундаментальность образования, уровень профессиональных знаний, умений, навыков),

•        наличие опыта практической работы, повышающего уровень их профессиональных знаний, умений и навыков,

•        способность к восполнению и применению своих знаний, в том числе в смежных и других областях, что выражается в способности к самообразованию, в общей эрудиции, в разносторонности и широте знаний, в наличии дополнительной профессиональной подготовки.

Эффективное решение проблем трудоустройства выпускников и обеспечения предприятий региона кадрами квалифицированных специалистов зависит от многих факторов, в том числе от:

•        качества подготовки специалистов в вузах,

•        развития программ опережающей подготовки, учитывающих тенденции перспективного развития промышленности и экономики в целом,

•        структуры и объёма подготовки специалистов с высшим образованием в регионе, их соответствия текущей и перспективной потребности в них реальной экономики,

•        обучения навыкам предпринимательства, развития в вузах малых и средних предприятий,

•        развития процессов интеграции деятельности вузов, других учреждений профессионального образования и предприятий в сфере науки, образования и в других сферах взаимных интересов,

•        профориентации студентов для работы на предприятиях и воспитания у них востребованных рынком труда личностных качеств,

•        развития студенческой инициативы в сфере профориентации студентов, трудоустройства выпускников и их адаптации к рынку труда,

•        адаптации и закрепления молодых специалистов на предприятиях, развития наставничества, социальных программ поддержки молодых специалистов,

•        создания условий для самореализации молодёжи, поддержки молодёжных инициатив, успешного творческого, профессионального и служебного роста молодых специалистов и т.д.

    Как показывают многочисленные опросы работодателей только в Москве, пока выпускники негосударственных вузов у них явно не в почете. Более 60% руководителей предпочитают нанимать на работу выпускников с дипломом госвуза. В целом качество выпускников сегодня очень неоднородно – что в государственных, что в негосударственных вузах.

Поэтому в условиях большого насыщения рынка труда у работодателей есть возможность выбора. И если бы мы говорили о цифре “более 90 процентов”, то тогда стоило бы говорить о неких негативных тенденциях. А приведенные результаты опроса естественны. Конечно, репутация вузов зависит от них самих.

В частности, от умения вуза работать с работодателем и трудоустраивать своих выпускников.

Литература

1. Википедия — свободная энциклопедия, URL:  ru.wikipedia.org (дата обращения 01.07.2013);

Источник: https://research-journal.org/social/problemy-trudoustrojstva-studentov-i-vypusknikov-vuzov/

Личные проблемы при устройстве на работу | Со-бытие

Проблема с устройством на работу

Человек, который однажды поверил, что от проблем нужно избавляться, проиграл. Проблемы желательно не уничтожать, а решать с пользой для себя и других.

Если вы это делали, наверняка заметили, что каждая решенная проблема помогает вывести свою жизнь на новый уровень и развить в себе новые качества. Одни проблемы могут быть решены самостоятельно, другие – с помощью кого-то или чего-то.

Здесь будем говорить о личных проблемах, которые решаются путем трудоустройства.

Сначала скажем, что вообще такое проблема. Это невозможность решить некоторую трудность или противоречие в сложившихся условиях или при помощи того ресурса, который у человека есть (например, объема знаний, опыта и т.п.).

Если вы помните, проблемы связаны с некоторым «провалом, разрывом» или, проще говоря, с отсутствующим элементом между имеющейся и желаемой ситуацией. В данном случае имеющийся ресурс и будет выступать в качестве такого «провального» элемента.

Другими словами, его будет не совсем достаточно для решения возникшей проблемы.

Когда речь идет о личных проблемах, предполагается, что у специалиста могут быть какие-то затруднения, которые он рассчитывает решить при помощи трудоустройства. Могут быть у него такие затруднения? Могут. И на то есть, как минимум, две причины.

Если человек жив, то перед ним практически всегда стоят какие-то личные задачи (так устроен наш мир). Если специалист рассматривает работу как вариант взаимовыгодного сотрудничества, то обоснованно рассчитывает, что в результате сможет не только принести благо другим, но и приобрести что-то для себя.

Скажите, взаимовыгодное сотрудничество – это нормально? А желание в результате своего труда принести пользу не только другим? Только тяжело больной в моральном плане товарищ может решить, что наличие проблем и намерения решить некоторые из них посредством трудоустройства, это что-то «из ряда вон».

Ненормально, это когда путается личное с профессиональным и личные проблемы решаются не в результате своей работы, а вместо нее.

Что это могут быть за проблемы, которые специалист собирается решить посредством трудоустройства? Самые разные. Однако все их можно разделить на две основные группы:

  • проблемы, решив которые можно изменить свою личную (частную) жизнь;
  • проблемы, решив которые можно изменить свою профессиональную жизнь.

Обе группы относятся к разряду личных проблем, поскольку касаются перспективы изменения жизни самого кандидата (специалиста). Как вы помните, профессиональные проблемы касаются изменения в жизни других людей, но это другая тема.

Для иллюстрации возьмем два примера.

А. Специалист хочет взять ипотечный кредит для улучшения своих жилищных условий, но для его погашения зарплаты на прежнем рабочем месте недостаточно. Поэтому принимает решение заняться поиском более высокооплачиваемой работы. В этом случае к поиску нового рабочего места подталкивает личное материальное затруднение.

В выборе вакансий упор делается на необходимый размер зарплаты. Если подходящий вариант найдется, то препятствия новоселью исчезнут и жизнь наладится. А саму проблему в этом случае можно обозначить, например, так: «недостаточный размер прежнего заработка для погашения планируемого ипотечного кредита». Решение этой проблемы приведет к изменениям в частной жизни специалиста, т.

е. проблема относится к первой группе.

Б. Или, к примеру, такая ситуация. Специалист долго проработал на одном рабочем месте и понял, что «достиг потолка». Он приобрел важные знания и развил необходимые навыки, чтобы отменно справляться со своими рабочими задачами.

Об этом свидетельствует и обширный опыт удачно разработанных и успешно завершенных проектов, и карьерный путь, который привел его к сегодняшней должности, и неоднократные поощрения со стороны руководства, коллег, клиентов. Но с некоторого времени работа стала для него обыденным и довольно скучным делом. Она больше не вызывает особых трудностей и не возбуждает заметной активности.

Он словно притормозил, остановился и замер. А ему хочется драйва, неизвестных доселе рабочих ситуаций, необходимости получать новые знания, добиваться новых результатов и т.д. Появляется решение подыскать для себя более интересную работу.

В этом случае проблему можно обозначить, например, так: «отсутствие рабочих задач, которые способствуют продолжению личного профессионального развития». Решение этой проблемы приведет к изменениям в профессиональной жизни специалиста, т.е. проблема относится ко второй группе.

Чаще всего начать заниматься поиском новой работы побуждают проблемы первого типа. Хотя, проблемы второго типа тоже не редкость.

Бывает, что решая проблему первого типа, специалист достигает изменений и в частной, и в профессиональной сфере.

Но помните – как правило, дополнительные блага приносят радость и пользу на фоне отсутствия актуальных задач. Хотите быть довольными своей жизнью, смотрите «в корень» проблем.

Понять, что именно вами движет – значит, начать двигаться осознанно.
Понять, какая проблема должна быть решена в результате – значит, четко сформулировать цель и подобрать оптимальные варианты ее достижения.

Понять, какие изменения требуются – значит, получить возможность контролировать эффективность предпринимаемых шагов и адекватность полученных результатов.

Когда вы понимаете, в чем заключается возникшая перед вами проблема, она перестает быть непреодолимой трудностью и раскладывается на условия задачи, которую предстоит решить. С этого момента окружающие будут в состоянии вам помочь.

К примеру, как вы считаете, ради чего на собеседовании звучит вопрос о том, почему вам интересна вакансия, на которую вы претендуете? Все просто. Ответ позволяет работодателю оценить насколько сотрудничество с ним будет для вас действительно полезно, сможете ли вы получить то, на что рассчитываете. Если он вменяемый, то лгать не станет.

Личные интересы – вещь глубинная и внешнему управлению если и поддаются, то с огромным трудом и на короткое время. Лгать в таких вопросах, что называется “себе дороже”. Нормальному руководителю это не нужно. Зато перспектива взаимовыгодного сотрудничества наоборот желательна.

Это значит, что если ваши личные интересы и возможности работодателя совпадут, то предоставленное рабочее место станет залогом успешного решения вашей проблемы.

А в завершение напомним еще об одном нюансе.

Большинство работодателей кроме прочего высоко ценят три вещи: открытость кандидата, способность к четкой формулировке производственных задач (особенно при отборе на ведущие позиции), ориентация на результат.

Готовность говорить о своих интересах, четкая формулировка проблемы и отчетливая позиция, направленная на ее решение, продемонстрируют наличие этих качеств уже на собеседовании. Действуйте.

И, наконец, бонус для внимательных читателей. Если вам необходимо подготовиться к ответу на вопрос: “почему вы хотите работать именно в нашей организации?” или “почему вас интересует именно эта вакансия”, – помните следующее.

В подобных случаях желательно продемонстрировать понимание прямой, непосредственной связи между ресурсом интересующей вас организации (или рабочего места) с вашими личными целями в профессиональной деятельности. Речь идет о ресурсах, которыми располагает организация.

Речь идет о ресурсах, которые нужны вам, чтобы решить возникшие затруднения в своей личной жизни или профессиональном плане. Глубже понять возникшие затруднения и написать актуальную личную цель вам поможет Пошаговый мастер постановки цели.

личные цели, личный выигрыш, проблема

Источник: http://so-byitie.ru/lichnye-problemy-i-trudoustrojstvo/

7 советов, которые помогут вам пройти собеседование и получить работу

Проблема с устройством на работу

Если перефразировать известный афоризм, то можно сказать: кто владеет информацией, тот владеет ситуацией на собеседовании.

Прежде чем отправиться в офис, узнайте:

  • с кем вы будете беседовать: с начальником, руководителем отдела кадров или его рядовым сотрудником;
  • формат интервью (групповое или индивидуальное, вопрос-ответ или самопрезентация);
  • дресс-код и вещи, которые нужно иметь при себе (документы, гаджеты и прочее);
  • как добраться (опаздывать недопустимо).

Поможет выяснить это сайт компании или звонок в офис.

Что нужно узнать перед собеседованием

Составьте карту ответов на типичные вопросы

Интервью при устройстве на работу однотипны и одновременно не похожи друг на друга. Многие слышали о стрессовых собеседованиях, где могут внезапно начать кричать на соискателя, чтобы выбить его из колеи. Также есть так называемые case-интервью: претендента помещают в некие обстоятельства (например, разговор с недовольным клиентом) и наблюдают за тем, как он решает проблему.

Не всегда удаётся выяснить, какой тип собеседования предпочитают в той или иной компании, поэтому готовым нужно быть ко всему.

Для этого сделайте карту с ответами на типичные вопросы и просьбы (их задают в 99,9% случаев):

  • топ-5 ваших главных достоинств;
  • в чём вы хороши;
  • стратегические направления саморазвития;
  • предложения по работе компании;
  • ваша жизненная и рабочая философия;
  • ваши краткосрочные и долгосрочные цели;
  • необычные задачи, которые вам приходилось решать.

Также следует заранее подготовить перечень тем, которые вы хотели бы обсудить с менеджером по персоналу.

Как составить план для собеседования

Интерпретируйте вопросы нанимателя

«А» не всегда означает «А», а дважды два не всегда четыре. Рекрутеры порой задают коварные вопросы, где за простой формулировкой кроется хитрый план — заставить соискателя сказать больше, чем следует.

Простой вопрос: «Какую заработную плату вы хотели бы получать?». Но ответ помогает интервьюеру понять вашу мотивацию: деньги, социальные гарантии, график работы и прочее. Если вас спросят, были ли у вас конфликты с руководством и как вы их разрешили, то, скорее всего, HR-менеджер хочет узнать, склонны ли вы брать на себя ответственность или привыкли перекладывать её на других.

Хитрых вопросов — множество. Нужно уметь видеть «двойное дно» (без фанатизма!).

Как понимать вопросы работодателя

Продумайте своё невербальное поведение

HR-менеджеры — люди, а не автоматы. Они, как все, обращают внимание на невербальные знаки: внешность, мимика, походка, жесты и прочее. Опытному профессионалу могут отказать только потому, что он неправильно вёл себя.

Продумайте заранее язык тела. Если от волнения вы привычно дёргаете ногой, то сядьте нога на ногу. Если стучите пальцами по столу, попробуйте занять руки чем-нибудь, например шариковой ручкой.

HR-менеджеры — люди, а не автоматы. Они понимают, что вы волнуетесь. Но естественность в невербальном общении повысит кредит доверия к вам.

Как не запороть собеседование

Установите табу на некоторые темы

«Расскажите о себе», — просит интервьюер. «Я родился 2 апреля 1980 года (по гороскопу Овен). В юности занимался футболом, был капитаном городской команды. Потом окончил институт…» — если рассказ соискателя примерно таков, не видать ему должности как своих ушей.

Есть вещи, которые абсолютно неинтересны работодателю и которые никак не характеризуют вас как профессионала. В приведённом примере это год рождения (это можно прочесть в резюме), знак зодиака и спортивные достижения.

Есть темы, на которые нужно наложить для себя табу:

  • пересказ резюме;
  • личные жизненные цели (купить дом, завести детей и прочее);
  • репутация компании и её сотрудники;
  • навыки и опыт, не имеющие отношения к будущей работе (прекрасно готовлю, разбираюсь в сантехнике и тому подобное);
  • неудачи, демонстрирующие некомпетентность.

Так же, как вы составили план, о чём будете говорить, напишите и запомните темы, которые следует игнорировать. Также подумайте, как корректно ответить, если вас всё-таки спросят об этом.

О чём не стоит говорить на собеседовании

Созерцайте, чтобы успокоиться

Собеседование — дело нервное. Можно забыть, как тебя зовут, не говоря уж о демонстрации деловых качеств.

Чтобы успокоиться, оглянитесь вокруг. Осмотрите офис, технику, сотрудников. Детали расскажут вам много о компании, куда вы собираетесь устроиться, а их анализ поможет привести в норму нервную систему.

Критичный взгляд на фирму и будущих коллег может повысить чувство собственной важности. Помните: компания нуждается в хорошем работнике так же сильно, как вы в хорошей работе.

Как постичь дзен на собеседовании

Берите инициативу в свои руки

В собеседовании, как правило, наступает момент, когда интервьюер и интервьюируемый меняются местами и у соискателя появляется возможность задать интересующие его вопросы.

Не тратьте время на бесполезные «Вы сами позвоните мне или мне перезвонить вам?», «Почему эта позиция открыта?» и так далее. Проявите себя как инициативный сотрудник. Спросите:

  • Есть ли у компании какая-то актуальная проблема? Как вы думаете, чем я могу вам помочь?
  • Не могли бы вы описать, каким вы представляете идеального кандидата на эту должность?
  • Какой совет вы могли бы дать тому, кто начинает работать в вашей компании?

Есть также ряд вопросов, которые задавать не рекомендуется. Какие — расскажет клик по кнопке ниже.

Как взять собеседование под контроль

Следование этим советам подготовит вас к собеседованию и увеличит шансы на трудоустройство.

Источник: https://lifehacker.ru/7-sovetov-projti-sobesedovanie/

О другом подходе к устройству на работу

Проблема с устройством на работу

… или почему я никогда не занимался веерной рассылкой резюме, а долго присматривался, затем посылал одно, и меня там брали. Пришедшая на почту рассылка новостей принесла мне очередную статью с «ХедХантера», призванную, якобы, помочь соискателям правильнее составить резюме. Одна из многих подобных. Несть им числа.

Там, конечно же, рассказывалось о том, что хорошо, а что плохо писать в разных разделах резюме, какими словами о себе рассказывать можно, а какими нет, в общем — как представить из себя идеально собранную машинку по исполнению скромной, но очень важной для компании роли.

Этой статьёй хочу выразить протест против устоявшейся практики преподнесения себя соискателями и предложить этому «раболепию по гайдлайнам» какую-то разумную альтернативу.

Статья для соискателей.

Почему не так?

Проходя более 4 лет назад последнее собеседование, на котором присутствовали сразу все соискатели, я обратил внимание на внутренний настрой тех, кто там был. Знаете, что меня зацепило?

Большинство из них выглядели… жалкими.

Они были неплохими специалистами (наверное), некоторые бы даже справились с задачей лучше меня.

Но они выглядели жалкими, потому что пришли в лучшем случае продавать себя, а в худшем — надеяться на работу и зарплату почти как на милостыню.

Соответствующими были и их вопросы. «А насколько у вас нормирован рабочий день? А будет ли у нас „белая“ зарплата?» — спрашивали первые. Вторые вопрошали — «А отпустят ли меня в отпуск в мае хотя бы на 3 дня — мне надо навестить родителей». Были и третьи. Они выглядели самоуверенными, бодро рапортовали о своих прошлых успехах, явно тренировали речь, быть может даже учили ответы заранее. Забегу вперед — ни одного из этих не взяли. Неожиданные вопросы почему-то заставляли их мяться, в бодрой дикции сразу наступал провал. Вылезали неожиданные неприятные нюансы (у одного довольно респектабельного на вид парня даже не оказалось гражданства).

Причина их неудачи не в плохо отрепетированной дикции, а в том, что их конечной целью было попасть на эту работу. Конечной — это значит, что на этом их цель кончалась.
Для них всё их стремление заканчивалось там, где, по надеждам руководителя проекта, всё должно было только начинаться.

В ходе этого собеседования я вдруг остро почувствовал, что так нельзя. Это всё какие-то неправильные пути, которые в той или иной степени нечестны. Это попытки обмануть либо работодателя, либо — что чаще — самого себя.

Работа или труд?

Здесь я немного отклонюсь от темы, чтобы внести ясность в важный вопрос. Вопрос о понимании архетипов.

Что несёт нам в себе архетип «работа», как его понимают сейчас? Это когда вы приходите в некую компанию к таким-то часам по рабочим дням, выполняете круг обязанностей (еще соблюдаете дисциплину, правила и т.п.

), в положенные часы уходите домой, и потом вам за это дают зарплату — то есть те самые деньги, ради которых всё и затевалось.

Что это такое, по сути? Продажа своего времени за деньги.

В чём здесь проблема?

В том, что из архетипа «работа» начисто, ко всем чертям, вычеркнуто стремление к некоему результату. Вы скажете, что результат — это зарплата. Но она платится за проданные часы. Не за достигнутый результат.

Чтобы хоть как-то привязать сотрудника к достигаемому им результату, придумываются различные «схемы мотивации», которые заключаются в премиях, штрафах, досках почета, грамотах, бонусах (я негодую при этом слове), и так далее. Но вообще, по сути, в голове сотрудника сидит принцип «отсидел — не накосячил — заплатили». Я не хочу разводить здесь кастанедовщину, но это — рабский подход, в котором человек не признаёт себя причиной своих действий, и — как показывает практика — в случае неуспеха редко понимает, за что его наказывают: он всего лишь винтик, его просто неправильно закручивали, это не он придумал, он жертва обстоятельств, и т.п. И на работу он устроился не для того, чтобы достигать результата, а чтобы получать «достойную» и «престижную» зарплату. Другой подход называется «трудом». В отличие от «работы», труд совершается ради результата, как такового — довольный заказчик, красивый дизайн, вызывающий приятное удивление интерфейс, полезное и удобное устройство — любое изменение мира к лучшему, совершенное лично вами. Вместо зарплаты за безвозвратно проданное время, вы получаете вознаграждение в благодарность за то, что своим трудом сделали мир немного добрее. Если вы не сделали его добрее, то за что же тогда он будет вам благодарен?

Вот с такой позицией мы с вами идем устраиваться на работу — нет, забудьте, мы идем искать, как сделать мир лучше.

Маленький Будда

— Хакимура! Кто самый лучший кузовной мастер в стране?
— Я!
Сначала мы, как начинающие боги, должны решить, чем мы умеем улучшать этот мир.

Один умеет не просто «конструктивно общаться с заказчиками», а вызывать этим общением радость, надежду и облегчение у людей, которые искали решение своих проблем (а это именно так), и нашли его в приобретении данного продукта, на которые им открыл глаза этот добрый человек.

Другой умеет продумывать работающие решения, которые отличаются удобством, понятностью, лёгкостью в использовании, и тем самым помогают людям экономить время, силы, делают жизнь людей проще.

Третий умеет разрабатывать не просто «креативный и концептуальный дизайн», а обладает чувством прекрасного и умеет воплощать это в своих творениях, вызывающих потом удивление, изумление, восторг.

Четвертый — не просто программист с N-летним стажем, умеющий «реализовывать сложные многокомпонентные приложения», а способный реализовать их так удобно, ресурсоэкономно и гибко, чтобы конечные пользователи потом не могли понять, как они раньше вообще без этого жили? Вот такой внутренний настрой — ни больше, ни меньше.

Вы — не скитающийся работник, ищущий, где кормят и не гонят, а специалист по улучшению мира, причём, специалист хороший.

Компания работодатель — это теперь не храм, куда нужно прийти и молиться, а это коллектив усталых людей, которых замучили проблемы, и которые нуждаются в вашей помощи. Если бы они в ней не нуждались, то они бы не размещали вакансию свой зов о помощи на всех ресурсах.

Ведь, действительно, задумайтесь, если им нужны новые люди, значит они не справляются сами. Значит у них где-то «прорвало плотину». И вы приходите не для того чтобы предлагать им купить себя. Вы приходите чтобы предложить помощь. Вы можете помочь. Вы же специалист по улучшению мира, и вы заметили у них проблемы, которые знаете, как решить. Соответственно, меняется и само собеседование. Вместо того, чтобы пытаться понравиться странной девушке из отдела HR, вы пришли, чтобы понять, какие проблемы испытывает компания, и как вы можете ей помочь. Для того, чтобы это понять, вам нужно пообщаться с руководителем рабочей группы, к которой вы потом подключитесь. Никакого сослагательного наклонения. ВЫ. ПОДКЛЮЧИТЕСЬ. Без «может быть» и «если вдруг вы решите…». Конечно, HR может сослаться на его занятость. Но что это? Кто еще лучше него объяснит в чём возникли проблемы и где нужна помощь? Девушка, пригласите его, или давайте договоримся, когда мы сможем с ним поговорить. А Вы можете рассказать подробнее, мне необходимо знать, какова суть проблем, которые мне нужно будет решать. Это главные вопросы. Способны ли вы решить проблемы компании? Беретесь ли вы улучшать здесь мир? Хотят ли улучшений (и вообще — решения проблем) те, кто там работают? Будет ли вам, как специалисту, удобно работать с ними? Если что-то из этих вопросов вызывает у вас сомнение, протест, страх — проясните сомнения или прочь оттуда. Не тратьте время там, где вам препятствуют.

Ваше время бесценно. Ведь если вы потратите его напрасно, мир может стать не настолько прекрасен, насколько мог бы.

Источник: https://habr.com/ru/post/285362/

Десять главных ошибок при устройстве на работу

Проблема с устройством на работу
?

Categories: Кризис, однако. Безработица, массовые увольнения. В Украине так вообще уже о первых случаях каннибализма рапортуют (пруфлинк).В связи со всем этим я таки собрался сделать небольшой мастер-класс по прохождению собеседований.

Благо, так уж сложилось, за последние годы собеседований я провёл много. Несколько тысяч.На всех этих собеседованиях передо мной сидели живые люди, из плоти и крови. И эти разные люди изо дня в день, из месяца в месяц совершали одни и те же ошибки.Так вот.

Привожу перечень из десяти типичных ошибок соискателей.

Ошибка 1. Лень

ошибка, как это ни забавно, банальное нежелание ходить на собеседования. Я неоднократно видел людей, которые «ищут работу» месяцами и ходят при этом на собеседования даже не каждую неделю.Это, конечно же, не поиск работы, а только имитация поиска.Простая арифметика. Во многих приличных местах просматривают 10-20-30 человек на одно место.

Следовательно, чтобы гарантировано устроиться, нужно пройти около ста собеседований. Повезёт — меньше. Не повезёт — больше.При темпе одно-два собеседования в неделю — это год. При темпе три собеседования в день — это один месяц.Поэтому день ищущего работу должен выглядеть так. Проснулся, посмотрел свежие вакансии.

Разослал штук 20-50 резюме, забил собеседованиями завтрашний день. Поехал на сегодняшние собеседования.Повторю ещё раз: нежелание плотно искать работу — это ошибка номер один, с большим отрывом от остальных.

Если Вы не готовы посетить несколько десятков собеседований, лучше заранее смиритесь с тем, что Вам придётся в итоге согласиться на посредственный вариант.

Ошибка 2. Придирчивость к фирме

Многие, листая газету, начинают отбирать «жирок». «Это не подойдёт, написано от 15 тыр, а мне надо 25». «Это не подойдёт, сказано упаковщик, а мне надо старший упаковщик». Ну и так далее.Корень этой «придирчивости» лежит в естественном нежелании ездить на собеседования. Ну, в самом деле, почему бы не сэкономить время и не вычеркнуть заочно фирму, которая может не подойти?Ответ прост.

Это тот случай, когда лучше рискнуть и прокатиться «наугад», чем сидеть дома и смотреть телевизор. Будьте уверены — если Вы понравитесь работодателю, он найдёт способ предложить Вам интересные условия.В конце концов, даже если выяснится, что предлагаемые условия Вас не устраивают, Вы получите ценный опыт прохождения ещё одного собеседования.

Ошибка 3.

 Придирчивость к себе

Зеркальное отражение второй ошибки — излишняя придирчивость к себе. Ну, например, написано, что нужен опыт от трёх лет, а у Вас опыт год. Что, сразу переходить к следующей вакансии?Конечно, нет! Требования к соискателям, которые указываются в вакансии — это, практически всегда, не более чем пожелания.

По той простой причине, что если человек соответствует длинному перечню требований кадровика, он, скорее всего, будет претендовать на более высокую зарплату.Поэтому, если Вас устраивает предлагаемая должность и зарплата, имеет смысл отправить резюме и позвонить проверить, получили ли его.

Ошибка 4.

 Опоздания

Значительная часть кадровиков (включая меня) сразу отказывает соискателям, опоздавшим на 15 минут. Уж очень много потом будет геморроя, если выяснится, что взятый на работу сотрудник — патологический опоздун.

Опоздунов готовы, морщась, терпеть только на полуфрилансерских или низкооплачиваемых должностях, типа курьеров или распространителей косметики.

Поэтому, приходя на собеседования невовремя, Вы чуть ли не в разы понижаете скорость своего устройства на работу.

Ошибка 5. Нытьё

Никто не любит нытиков. Если Вы начнёте беседу с нытья в стиле «никто не хочет брать на работу людей за 50», будьте уверены, откажут Вам и в этом месте.Ну, нытики выглядят жалко, тогда как работодателю нужен боец в команду, а не инвалид.

Кроме того, многие кадровики справедливо опасаются, что нытики будут портить атмосферу в коллективе и халтурить. В самом деле: какой работы можно ожидать от человека, который своим положением недоволен?На всякий случай, расшифрую более подробно, чего не надо делать.

Вот Вы пришли на собеседование. Работодатель спрашивает, «как добрались».Не надо рассказывать про мерзкую погоду и ужасные пробки. Скажите просто: «хорошо добрался». Или: «без приключений». Или: «отлично добрался, погода сказочная. Как у Пушкина: мороз и солнце».

Ошибка 6. Предыдущее место работы

Чего не нужно рассказывать про предыдущее место работы? Не нужно рассказывать, какие все там были сволочи и как они Вас мучали. Ни в коем случае не надо рассказывать о конфликтах, скандалах, драках и судах.Так как работодатель, расспрашивая Вас о прошлой работе, хочет понять, как Вы будете работать у него.

Хочет понять, будете ли Вы создавать проблемы, и насколько легко Вы вольётесь в коллектив. Хочет понять, не будут ли ему потом звонить клиенты, жалуясь на Ваше хамство.И если, например, сисадмин рассказывает, как его кинули, а он в отместку стёр базу данных за три года — ну, Вы понимаете. Такого сотрудника на работу не возьмут — страшно.

В общем, если хотите произвести благоприятное впечатление, забудьте про негатив. Скандалисты не нужны никому. Рассказывайте о бывшем работодателе и бывших коллегах как о покойниках — или хорошо, или ничего.Да, ещё. На всякий случай, история из жизни.Пришёл ко мне на собеседование один товарищ, 59 лет. Расспрашиваю его, где он работает.

Выясняется, что работает он в одной конторе два раза в неделю, по вторникам и пятницам. Ну а тогда как раз вторник был.Задаю контрольный вопрос — как он с работы отпросился. А мне кандидат заявляет, что его там контролируют слабо, работает он один, и уйти на два-три часа спокойно может. Работодатель, дескать, лох и ничего не узнает.

Как полагаете, принял я этого человека на работу?

Ошибка 7. Неправильное резюме

Мне страшно сейчас даже подумать о тех тысячах работников, которых я не пригласил на собеседование или на работу по той простой причине, что не смог до них дозвониться.У кого-то вообще не был указан на резюме номер мобильника, кто-то не ответил на мой звонок. Кто-то ответил, пообещал перезвонить через 15 минут и не перезвонил. А у кого-то кончились деньги на трубе.

Поэтому весьма важно, чтобы на Вашем резюме на видном месте непременно должен быть указан номер мобильника. Работающего мобильника.Оформление резюме тоже важно. Но наверное, мне нет смысла в деталях на нём останавливаться: наберите в Гугле «как составить резюме», Вам объяснят. Да, ещё важный момент.

Часто после краткой телефонной беседы кадровик просит: «Пришлите резюме по факсу».Это не значит, что кадровик над Вами издевается. Это не значит, что Вам только что отказали. Это значит, что резюме нужно прислать по факсу. Обычное разумное требование.У Вас нет факса? Ну, найдите где-нибудь. Заезжайте в обед в гости к знакомому с факсом и отправляйте факсы от него.

Ваши шансы найти хорошую работу возрастут.

Ошибка 8. Неверная мотивация

Знаете, что такое мотивация? Мотивация, в понимании кадровика, это та движущая сила, которая будет заставлять Вас работать. И хороший кадровик непременно проверит, есть ли эта мотивация у Вас.Если Вы говорите, что Вам нужны деньги, чтобы платить за съёмную квартиру и за еду — отлично. Деньги нужны всем, это близко и понятно.

Если же Вы говорите, что просто «хотите развиваться» или, скажем «любите работать с людьми» — это Вам минус. Потому что сегодня, допустим, Вы развиваться хотите, а завтра у Вас появились другие интересы — и прощай работа.Проще говоря, Вы должны убедить работодателя, что работа Вам действительно нужна, и Вы не забьёте на неё, когда работать Вам надоест.

Ошибка 9. Долгие раздумья

Вот Вы пришли на собеседование. Поговорили. Вроде как, всё нормально, и Вы устраиваете работодателя, и Вас он устраивает. Сколько времени у Вас есть, чтобы дать решиться: подходит Вам эта работа или нет?По-хорошему, решаться нужно сразу.

Или прямо во время собеседования, или, на крайний случай, утром следующего рабочего дня.Расскажу почему. Вот Вы сидите на собеседовании, весь такой из себя ангел. Как полагаете, будет кадровик видеть Вас через полчаса насквозь, как открытую книгу? Очевидно, нет.

Чтобы примерно понять, что из себя человек представляет как работник, нужно с ним хотя бы одну-две недели вместе отработать.Так и с работой. Чтобы понять, что из себя представляет фирма, нужно отработать в ней как минимум несколько дней. Поэтому думать долго — совершенно бессмысленно.

Думая долго Вы и рискуете опоздать, и зарабатываете репутацию человека, который сам не знает, чего хочет.

Ошибка 10. Загибание пальцев

Некоторые, придя на собеседование, начинают перечислять свои многочисленные навыки и рассказывать, какие крупные суммы они привыкли получать в виде зарплаты. Это зачастую совсем не радует работодателя.

Вот представьте себе: к Вам на вакансию кладовщика устраивается человек тридцати пяти лет от роду, с двумя высшими образованиями, со свободным немецким и французским языком и строчками в резюме типа «исполнительный директор» и «руководитель департамента».

Возьмёте его на работу?Я бы не стал. Потому что этот человек, очевидно, может претендовать на более высокооплачиваемую должность. Значит ко мне он хочет устроиться временно, на пару месяцев, пока не найдёт другой вариант.

Либо, возможно, у него есть какие-то скрытые дефекты, типа пристрастия к спиртному или привычки опаздывать на полдня.

Update от black_browning:

Ошибка 11. Отказ от тестов

Работодатель часто просит что-нибудь сделать. Заполнить анкету, пройти письменный тест. Выполнить ещё какое-нибудь простое задание на 10 минут.Если работник задание выполняет — молча, спокойно и аккуратно — это ему плюс.

Если работник начинает возмущаться, типа “чего анкета такая длинная” или “а вот на этот вопрос нельзя ответить однозначно” — это ему минус.

Особенно это относится к тестам. Будьте уверены, если кадровик дал Вам тест, это важно. Решение относительно Вас будет приниматься на основе результатов теста.

И если Вы этот тест не пройдёте, это будет очень серьёзная причина, чтобы отказать Вам в приёме.

Источник: https://olegmakarenko.ru/180382.html

Окно права
Добавить комментарий