Признали, что продали мне автомобиль с покрашенной крышей, а полную стоимость вернуть не хотят

«Мне просто попался некачественный товар». Покупатель дошел до суда, чтобы расторгнуть договор о приобретении Renault Duster… и выиграл

Признали, что продали мне автомобиль с покрашенной крышей, а полную стоимость вернуть не хотят

Безусловно, это прецедент. Юрий из Новополоцка посчитал, что качество Renault Duster не соответствует заявленному уровню и написал претензию о возврате автомобиля ненадлежащего качества. По его мнению, все дело в состоянии лакокрасочного покрытия.

Вооружившись положениями закона «О защите прав потребителей», мужчина обратился к дилеру. Ничего особенного, ремонт по гарантии.

Но терпение и лояльность к бренду у Юрия стали заканчиваться: на протяжении первых двух лет эксплуатации новой модели мужчина три раза обнаруживал недостатки ЛКП. Дело дошло до суда.

Не так давно было принято решение: договор купли-продажи расторгнуть, а дилера обязать вернуть 47 тыс. рублей разочаровавшемуся покупателю. Юристы дилера называют претензии Юрия преувеличенными, а недостатки — не столь значительными. Onliner.by выяснил позиции обеих сторон.

Для начала восстановим хронологию событий, зафиксированных в материалах дела. Только факты, без каких-либо оценочных суждений.

Юрий купил Renault Duster у официального дилера еще в декабре 2013 года. В те времена кроссовер стоил около $23,5 тыс. Покупатель внес всю сумму сразу, без кредитов и лизингов. Первый год эксплуатации прошел гладко, без сюрпризов: езда по новополоцким дорогам, плановые ТО и видимое отсутствие проблем.

Однако в феврале 2015-го мужчина обнаружил вздутие ЛКП сразу на трех участках: на крышке багажника (в двух местах), передней левой двери и заднем правом крыле (в двух местах). Конечно, Юрий обратился к официальному дилеру в Витебске для устранения недостатков. Оттуда его перенаправили в столицу, так как в облцентре не было покрасочного цеха.

Покрасили в рамках гарантийного ремонта.

Во второй раз недостаток ЛКП проявился в ноябре 2015 года, причем снова на крышке багажника. Вновь клиент отправился в Минск — на сей раз для ремонта двух элементов (той самой крышки и заднего левого крыла).

Через шесть месяцев проблемы с ЛКП снова проявились как на элементах кузова, на которых уже производился ремонт (12 точек на крышке багажника, как указано в иске), так и в других местах.

Если быть точным, упоминаются нюансы на правом заднем пороге, передней левой стойке, передней правой двери, заднем левом крыле (во второй раз), крыше автомобиля, правом заднем крыле (во второй раз), переднем левом крыле, переднем правом крыле — всего на девяти элементах, как указано в иске.

Юрий посчитал: если за два с половиной года был дважды проведен гарантийный ремонт, а недостатки продолжали проявляться и носили множественный характер, то качество машины не соответствует заявленному уровню. В ответ на претензию мужчины, касающуюся возврата автомобиля ненадлежащего качества, в Полоцк прибыли специалисты по гарантии.

Комиссия признала недостатки ЛКП на трех элементах, другие нюансы на шести элементах были названы последствиями сорности краски. Также проводил осмотр эксперт. Чтобы понять, в чем причина повреждений, необходимо было частично разрушить покрытие. Провести это автовладелец согласился только на четырех элементах кузова.

В результатах экспертизы фигурирует фраза «скрытый производственный дефект» (не эксплуатационный). Вскоре пришел ответ от дилера:

По букве закона

В итоге Юрий обратился в суд с иском, в котором попросил расторгнуть договор купли-продажи. В заявлении он опирался на некоторые положения закона «О защите прав потребителей».

В документе сказано: «Потребитель, которому продан товар ненадлежащего качества, если его недостатки не были оговорены продавцом, вправе потребовать замены технически сложного товара в случае обнаружения его существенных недостатков» (п. 2, ст. 20).

«Существенный недостаток — неустранимый недостаток либо недостаток, который выявляется неоднократно или проявляется вновь после его устранения» (ст. 1). «Вместо замены потребитель вправе расторгнуть договор купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы» (п. 3 ст. 20).

Статья 1 упомянутого закона дает определение качеству товара: это «совокупность свойств товара, относящихся к его способности удовлетворить установленные и (или) предполагаемые потребности потребителя». Юрий решил, что в данном случае автомобиль со следами коррозии не может обеспечить его собственные эстетические требования.

Также закреплено: «При возврате потребителю уплаченной за товар денежной суммы продавец не вправе удерживать из нее сумму, на которую понизилась стоимость товара» (п. 3 ст. 20).

В итоге районный суд Витебска, руководствуясь законом «О защите прав потребителей», встал на сторону покупателя. Последовала кассационная жалоба (ее тезисы изложены под заголовком «Позиция дилера»), после ее рассмотрения в областном суде решение осталось без изменения.

Позиция клиента

«Консенсуса с дилером не удалось достичь из-за отсутствия каких-либо предложений, кроме очередной (третьей) перекраски, хотя в экспертизе указано, что все недостатки, которые я предъявил, относятся к скрытым производственным дефектам, — уверяет Юрий. — Казалось бы, в связи с тем, что за машину я заплатил $23,5 тыс.

, дилеру было бы выгодно откликнуться на мое предложение о мировом соглашении и не расторгать договор купли-продажи, а заменить автомобиль на аналогичный, который теперь стоит приблизительно $15,5 тыс. Но ответа на такое предложение, исходившее с моей стороны, не было.

Более всего поразило желание дилера любыми путями не допустить возникновения прецедента о возврате автомобиля. Например, на первом заседании ответчик говорил, что все дело в плохих малярах, которые некачественно перекрашивали.

На втором — что повторяемости существенного недостатка нет, так как крышку багажника перекрашивали только один раз (дилер предоставил документы, которые не были приняты во внимание судом). На третьем речь шла о точечном перекрашивании элементов кузова, хотя ранее заверяли, что краска смывается вся».

«Считаю, что дилер ради единовременной прибыли не дорожит имиджем, — мужчина не скупится на эмоциональные высказывания, выходящие за рамки судебного дела.

— Советую всем потенциальным покупателям внимательно читать договор купли-продажи. Так, перед покупкой на словах мне было сказано, что гарантия на ЛКП составляет три года, а в договоре указан один год.

Поразило и то, как юрист ответчика интерпретирует статьи законов в зависимости от своей позиции».

Позиция дилера

Юристы регионального дилера видят в обращении Юрия в суд признаки недобросовестного поведения: «Посудите сами. Человек ездит на автомобиле почти три года и за несколько месяцев до истечения гарантийного срока предъявляет требование о расторжении договора, а в последующем обращается с иском в суд.

В нем он требует вернуть сумму без учета износа машины, удорожания валюты и падения цен на авторынке. Речь о $23,5 тыс. — тогда как за $15,5 тыс. на сегодняшний день можно приобрести уже модернизированный автомобиль, с улучшенными характеристиками.

Независимая экспертиза пришла к выводу, что повреждения незначительны, могут быть устранены в течение 36 часов, стоимость их ликвидации согласно расчетам сервисного центра — около $200—300. Некоторые нюансы исчезли бы после простой полировки.

При этом в качестве основного недостатка истец заявлял повреждение ЛКП на одном из элементов кузова — то есть на съемном элементе, который можно просто заменить».

«Клиенту предложили замену элемента, однако он все равно отказался, причем ни о каком досудебном урегулировании истец и слышать не хотел, — добавили представители дилера. — В итоге по решению суда мужчина получил почти три года эксплуатации автомобиля и вернул потраченные на него деньги без учета удешевления.

А по нашим данным, стоимость модели существенно снизилась. Пробег автомобиля составлял более 40 тыс. километров. Недостатки кузова (например, появившиеся уже во время эксплуатации сколы, которые истец назвал не причиняющими ему морального вреда) и амортизация не были учтены при оценке.

Очевидно, в нынешних условиях за свою модель на свободном рынке он не смог бы выручить аналогичную сумму, которую ранее отдал за покупку нового автомобиля.

При этом ни на одном судебном заседании не отрицались факты как о проведенных работах по ремонту, так и о возможности предоставления разумной компенсации за, возможно, доставленные неудобства».

У юристов дилера вызывает сомнения определение выявленных дефектов как «существенных недостатков»: «Это оценочное суждение, которое, на наш взгляд, вряд ли можно применить к данному случаю.

Автомобиль — специфический товар, состоящий из десятка тысяч элементов, его поломки могут носить неоднократный характер. Пример: в один год выходит из строя лампочка освещения салона, во второй — прикуриватель.

Разве можно в такой ситуации сказать, что в автомобиле имеются существенные недостатки, например, по признаку неоднократности? Под существенностью недостатков товара стоит понимать невозможность эксплуатировать товар по его прямому назначению; под существенным нарушением договора — ущерб, в результате которого сторона в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать (согласно ст. 420 ГК РБ).

Считаем, в данном конкретном деле автомобиль возможно использовать, ездить на нем, он находится в технически исправном состоянии, является безопасным и может эксплуатироваться по назначению — как это предусмотрено техрегламентом Таможенного союза „О безопасности колесных ТС“, указом президента РБ „О мерах по повышению безопасности дорожного движения“. К такому же выводу пришла и независимая экспертиза. Более того, этот автомобиль без проблем проходит процедуру техосмотра, в частности по внешним признакам. По нашему мнению, если бы речь шла о значительных, существенных недостатках, автомобиль не смог бы пройти ТО. Кроме того, в законе есть положение (п. 6 ст. 21), которое определяет возможность возврата импортного товара по истечении двух лет его эксплуатации только в случае отказа продавца в безвозмездном устранении проявившихся недостатков».

«Суд констатировал, что товар имеет существенный недостаток, но не указал признаки существенности, — продолжают юристы дилера. — В законе указано как минимум пять таких признаков.

Эксперты пришли к выводу: недостатки имеют устранимый характер, могут быть оперативно устранены, не влияют на потребительские свойства товара, их устранение экономически целесообразно, недостатки не проявляются вновь после их устранения, не носят неоднократного характера».

Дилер не согласился с решениями судов, он имеет право на обжалование решений в Верховном суде.

Пневматические краскопульты в каталоге Onliner.by

Источник: https://auto.onliner.by/2017/08/21/sud-381

Варианты аннулирования договора купли-продажи автомобиля между физ лицами

Признали, что продали мне автомобиль с покрашенной крышей, а полную стоимость вернуть не хотят

Привет всем любителям и пользователям авто!

Сегодня я ознакомлю вас с таким щепетильным вопросом, как аннулирование договора купли продажи автомобиля покупателем или продавцом.

В повседневной практике продаж автомашин с пробегом, с какой бы осторожностью ни проводилась сделка, все равно часты случаи обнаружения всяческих крупных «сюрпризов» уже после её заключения.

Зачастую, столкнувшись с серьезными неприятностями после сделки, ее участник желает расторгнуть договор, но не знает возможно ли это, с какой стороны подступиться к делу и с чего начинать.

Иногда незнание своих юридических прав, приводит к импульсивным и глупым поступкам, наподобие физического рукоприкладства, что может запросто вылиться в уголовное производство и еще большие потери – финансовые и не только. Ведь такой исход вам точно не нужен.

Поэтому я написал для вас обзор на тему аннуляции и оспаривания договоров купли-продажи (ДКП), чтобы, если вдруг возникнет надобность, вам было что прочитать по этому поводу.

Аннулирование покупателем

Для начала давайте разберемся в главных ключевых моментах. Сперва я перечислю основные причины, по которым чаще всего происходит расторжение ДКП:

  • Покупка машины с серьезными или неустранимыми повреждениями, имеющей выявленные покупателем скрытые дефекты;
  • Покупка машины с характеристиками существенно отличными от заявленных;
  • Покупка машины являющейся залоговым имуществом.

Теперь о важном юридическом нюансе. При расторжении ДКП используется следующий основной правовой рычаг:

«Гражданский кодекс РФ» – применяется в случае, если обе стороны являются физическими лицами (продавец и покупатель).

Чаще всего инициатором расторжения такого ДКП бывает покупатель и чаще всего, так или иначе, обманутый продавцом.

К сожалению, и к удивлению многих новичков в тяжбах такого рода, прославленным в судах законом «О защите прав потребителей», при заключенном между физлицами ДКП, воспользоваться не удастся. Этот закон предусматривает «разбор полетов» только если одна из сторон является юридическим лицом.

Но не беда. В качестве основной законодательной базы тут вполне успешно выступает статья 450 и некоторые другие статьи «Гражданского кодекса».

Согласно пункту 2.1 этой статьи ДКП можно расторгнуть, имея на это существенное основание. Вот на сей момент обратите особенное внимание. В пояснении к этому пункту дается определение, что именно подразумевается под «существенным основанием».

Внимание! Существенным основанием для расторжения ДКП служат обстоятельства, при которых покупатель, по факту, оказывается лишен значительной части того, за что он заплатил деньги согласно договору.

То есть это означает, что вы не вправе требовать полного расторжения ДКП, если обнаруженные после сделки «косяки» не имеют особой значимости ни по отдельности, ни в совокупности.

Установить существенность недостатка вправе только суд на основании собственных убеждений, положений закона и выводов экспертов исключительно по техническим вопросам.

К существенным недостаткам относятся:

  • Снижение ресурса (срока службы) изделия, заложенного изготовителем, утрата товарной стоимости изделия.
  • Неустранимый дефект базовой детали изделия или дефект базовой детали изделия, возникший вновь после его устранения в соответствии с рекомендованной ремонтной технологией.
  • Дефект или совокупность дефектов, стоимость устранения которых с утратой товарной стоимости изделия составляет не менее 10% стоимости нового изделия.
  • Если выявлен дефект несущей конструкции (кузова, рамы).
  • Выявлены дефекты хотя бы трех основных агрегатов (двигателя, КПП, раздаточной коробки, заднего моста в сборе, переднего моста в сборе и т.п.), удовлетворяющие хотя бы одному из условий, указанных в предыдущем списке.

В этом случае вы вправе просить лишь соответствующей компенсации, что, правда, будет весьма затруднительно осуществить в принудительном порядке. Мое мнение таково, что если вы просмотрели какие-либо мелочи и продавец не согласен вернуть за них соответствующую сумму, то дешевле будет потратиться самому, нежели устраивать из-за этого малоперспективное судебное разбирательство.

Итак, основополагающие моменты мы уяснили, теперь перейдем непосредственно к способам расторжения ДКП между физлицами.

Аннулирование по соглашению сторон

Это самый оптимальный и малозатратный вариант как по деньгам, так и по времени и нервотрепке. Тут следует учесть, что существует две категории расторжения по соглашению сторон:

  • Техническая;
  • Классическая.

Техническое расторжение договора

Применяется в различных случаях каких-либо нестыковок в процессе заключения сделки, делающих ее нежелательной для обеих или одной стороны. Ну, например, вы вдруг решили купить другую машину у этого же продавца, или на авто кто-то оставил залог и явился чуть позже установленного срока и т. п. частности.

В этом случае, расторгнуть ДКП согласны обе стороны, никаких конфликтов не возникает и дело приобретает чисто технический оборот. А делается это так:

  • Если ДКП просто составлены и подписаны в частном порядке, без привлечения каких-либо регистраций и заверений, то они так же просто уничтожаются физически, на чем сделка считается расторгнутой;
  • Если же была сделана запись в ПТС (паспорт транспортного средства), то эта запись зачеркивается и зачеркнутое поле визируется надписью типа: «Договор расторгнут», рядом с которой ставятся подписи сдельщиков (подписи заверять не нужно);
  • Если ДКП заключался с привлечением нотариуса, ТС (транспортное средство) успели перерегистрировать и т. п., то аннуляция происходит с обратной перерегистрацией и нотариальным заверением аннулирования сделки.

Классическое расторжение договора

В этом случае покупатель убеждает продавца расторгнуть ДКП по согласию сторон, по прошествии какого-либо времени после сделки.

Такое расторжение лучше проводить письменно (в свободной форме) даже если согласие полное и бесконфликтное. На деле это, конечно же, бывает редко. Чаще всего со стороны продавца возникает минимум недовольство, а максимум открытое противодействие. Действительно, ведь деньги продавец мог уже потратить, да и просто отдавать лежащее уже в кармане для многих очень тяжело психологически

В случае явного нежелания партнера по сделке ее расторгнуть, вам следует поступить так, как описано ниже.

После не возымевших действие устных предложений и требований (при свидетелях, могущих подтвердить это в суде) аннулирования ДКП, вы должны составить письменную Претензию (в свободной форме), в которой ясно и четко будет указано следующее:

  • Подробный перечень дефектов и несоответствий, выявленных вами в ходе эксплуатации;
  • Настоятельное предложение о добровольной аннуляции ДКП с возвратом денежных средств;
  • Предупреждение о судебном иске продавцу в случае его отказа от добровольного сотрудничества.

Данный документ вы скрепляете своей подписью (с датой) и отправляете на почтовый адрес продавца. С этой Претензии снимается копия и остается у вас. Не теряйте квитанцию об отправке!

Внимание! Отправку такой Претензии осуществляйте только заказным письмом с уведомлением отправителя о вручении.

После отправки на ожидание ответа отводится время в один месяц. По его прошествии вы уже в полном праве подавать иск в суд.

Аннулирование в судебном порядке

Мой вам совет: подобные судебные иски лучше всего подавать при помощи профильного юриста, что повышает шансы на успех.

Сам иск обычно подается по адресу регистрации ответчика, но это не особо принципиально. К судебному разбирательству нужно подготовить все касающиеся сделки документы, даже второстепенного значения.

Место рассмотрения дела о расторжении договора зависит от того, на какую сумму была заключена сделка. Так, гражданские дела по имущественным спорам при цене иска до 50 тыс. руб. рассматриваются мировым судьей, более 50 тыс. руб. — в районном (ст. 23, 24 ГПК).

Порядок действий истца я представлю вам в нижеследующей последовательности.

Составить иск

Сперва вы (желательно с юристом) составляете сам иск. В нём вы указываете:

  • Ясно и четко все обстоятельства дела;
  • Период эксплуатации вами ТС купленного у ответчика;
  • Подробный перечень всех выявленных существенных дефектов и несоответствий – именно существенных, т. к. «плач Ярославны» по поводу плохо действующего стеклоподъемника рассмотрен не будет;
  • Прописать нанесенный вам ответчиком, по вашему мнению, ущерб в обоснованном денежном эквиваленте;
  • Просить об аннуляции договора купли-продажи, взыскании с ответчика уплаченных ему денег, а также сумм компенсации ущерба (если таковой был нанесен) и судебных издержек. При этом вы должны ссылаться на «Гражданский кодекс» (ст. 450, 469, 470).

Бланк искового заявления можно скачать.

Если иск подан в рамках ФЗ «О защите прав потребителей», то согласно ст. 15 ФЗ вы вправе требовать компенсации морального вреда, размер которой определяется судом и не зависит от размера имущественного вреда.

Судебная практика по данному вопросу разная. Был случай, когда истец просил взыскать компенсацию морального вреда в размере 100 000 руб., а суд взыскал — 5 000 руб, истец просил взыскать 10 000 руб, суд столько и взыскал.

Затем, перед подачей иска, вы должны выслать его копию продавцу (заказное письмо, уведомление, квитанцию сохраняете);

Подать в суд

Перечень документов для подачи следующий:

  • Исковое заявление с чеком оплаты судебных сборов;
  • ДКП с нотариальной заверенностью;
  • Акт приема-передачи ТС, если он составлялся;
  • Ксерокопию отосланной ранее продавцу Претензии с квитанцией об отправке;
  • Квитанцию об отправке продавцу копии судебного иска.

Не забудьте оплатить гос пошлину в сумме 300 руб. при подаче иска о расторжении договора купли-продажи ТС в суд. Если вы предъявляете требования о возврате суммы авто по сделке и компенсации вреда, то сумма гос пошлины будет выше, так как в этом случае она зависит от цены иска.

Внимание! После начала судебных заседаний крайне желательно подать ходатайство на спецэкспертизу ТС, для проверки и визирования всех указанных в иске дефектов и несоответствий.

Если в деле присутствует заключение этой экспертизы, то суд, обычно, выносит решение основываясь именно на нем. Оплата за спецэкспертизу ТС взимается только по вынесении судебного решения вместе с судебными издержками с проигравшей стороны.

Аннулирование продавцом

Конечно, продавцы намного реже выказывают стремление вернуть проданное авто, но такие ситуации иногда бывают. Например, в случаях, когда продажа осуществлялась с частной рассрочкой платежа, а покупатель отказался выплачивать всю сумму по той или иной причине (не обязательно злонамеренной).

Продавцу, как и покупателю, сперва нужно обязательно обратиться к партнеру по сделке с предложением решить вопрос по обоюдному согласованию. Если уговоры действия не возымели, то также отправляется Претензия, по описанной уже схеме, с требованием возврата авто.

По прошествии месячного срока ожидания, при условии молчания адресата, можно подавать исковое заявление и требовать возврата машины через суд. Весь процесс аналогичен уже описанному, за исключением проведения спецэкспертизы транспортного средства, которая не требуется.

Однако, она может понадобиться, если авто, по решению суда, будет возвращено владельцу в ненадлежащем виде и это спровоцирует второй иск о возмещении ущерба (нанесенного автомобилю).

Советы

  • Всегда сохраняйте все документы, касающиеся дорогостоящего имущества, даже если они второстепенного значения.
  • Тщательное обследование автомобиля перед его покупкой резко снижает риск последующих неприятностей, хлопот и судебных тяжб.
  • Продавцу лучше всего соглашаться на частную рассрочку платежа только в исключительных случаях, с людьми которым можно доверять.

Заключение

Из данной статьи ясно видно, что к серьезным вещам и сделкам нужно относиться серьезно. Безалаберность в вопросах оформления и сохранения документации на авто может стать причиной последующей головной боли и проигрышей в суде, с материальными и моральными издержками.

А в каких случая вам приходилось расторгать договор? И не сложно было это сделать? Может у вас целая детективная история? — если так, то отлично! Ну в том плане, что всем интересно будет)) Расскажите об этом в комментах к статье. А также, я, по традиции, из того, что вы напишите, выберу интересное и/или полезное и добавлю в статью с указанием вашего авторства!

В завершение посмотрите этот феерический видеоролик, после которого так и хочется встать на лыжи, покататься на скейте, велосипеде… Да хотя бы побегать по стадиону. Это же классно! 

На этом я прощаюсь с вами, уважаемые посетители моего блога. Не забывайте дарить ценную информацию вашим друзьям через социальные кнопки. Подписывайтесь для удобства на обновления блога.

Будьте бдительны на дорогах и активны по жизни. Всего вам наилучшего.

Этой статьей стоит поделиться с друзьями. Жми!

Источник: https://kulikavto.ru/kuplya-prodazha/annulirovaniya-dogovora-avtomobilya.html

Окно права
Добавить комментарий