Пострадавшая в ДТП сторона решили подать в суд за затраты на аренду авто

Верховный суд объяснил, когда виновник ДТП не должен оплачивать ущерб – МК

Пострадавшая в ДТП сторона решили подать в суд за затраты на аренду авто

Судьи рассмотрели дело москвича, разбившего машину друга

26.05.2017 в 16:39, просмотров: 17610

Интересное для всех автомобилистов определение вынес на днях Верховный суд. В документе описана ситуация, при которой хозяин авто может оказаться виновником ДТП, даже не участвуя в нем.

Как стало известно «МК», на рассмотрение судьям ВС попало гражданское дело о взыскании ущерба, причиненного в результате ДТП. Авария с участием двух легковушек произошла на территории строительного рынка.

Виновником оказался мужчина, который не являлся собственником автомобиля: он просто взял «железного коня» у друга на время.

В аварии получил травмы водитель, сидевший за рулем второго автомобиля (потом он долгое время провел на больничном), его машина также была сильно повреждена.

Примечательно, что хозяин авто, из-за которого произошло ДТП, не выписал на приятеля доверенность. Более того, он не вписал его в полис ОСАГО в качестве лица, допущенного к управлению транспортным средством. Пострадавший подал иск на непосредственного водителя и на собственника машины-виновницы.

Черемушкинский суд Москвы, который рассматривал дело в первой инстанции, принял решение взыскать весь ущерб (расходы на лечение, потерянный заработок, ущерб автомобилю и моральный вред) с водителя. Однако его такой вердикт не устроил. Ответчик дошел до Верховного суда, который занял совсем иную позицию.

В своем определении ВС указал, что нижестоящие суды неверно истолковали закон. Служители Фемиды, взыскивая весь ущерб с водителя, исходили из того, что машина была ему передана законным путем.

А это значит, что он ее либо купил, либо получил на время по договору аренды, лизинга или на основании хотя бы простой рукописной доверенности, дающей право временного управления. Однако никаких документов у водителя-виновника не было.

Более того, он не был вписан в документ ОСАГО, что также говорит об отсутствии законных оснований сидеть за рулем чужого авто. При этом ВС указал на то, что автомобиль в силу закона является источником повышенной опасности.

А в Гражданском кодексе (статья 1079) на этот счет сказано, что за ущерб, причиненный источником повышенной опасности, отвечает собственник. Откреститься от обязанности платить он может, только если докажет (то есть подтвердит документами), что его машина была в момент ДТП под управлением другого человека. Поэтому в данном случае расплачиваться по долгам нерадивого приятеля придется хозяину машины.

Крымчанка названа одной из самых красивых замужних женщин мира Алина Астровская обнажила грудь ради апокалиптических кадров: фотоискусство Эффектная баскетболистка Александра Столяр стала блогером: откровенное фотоперевоплощение Кадры теракта на Лубянке: стрелок был в черном “Я видел боль”: плакаты на пресс-конференции Путина Эмоциональная дисрегуляция: Дане Борисовой после конфликта с дочерью поставили диагноз В Лондоне выбрали новую “Мисс Мира”: веселая красотка Дочь Пескова пожаловалась на невоспитанность русских за границей: фотопротест Лицо Путина на пресс-конференции выражало противоречивые чувства Показать еще
видео проезда Путина в кабине машиниста по Крымскому мосту Семью, попавшую в мелкое ДТП, сбила насмерть другая машина: видео Путин назвал экс-посла Польши “антисемитской свиньей”: видео Путин с интересной мимикой сказал про отмену двух сроков подряд Манюров прицельно стреляет по кабинетам ФСБ: кадры с Лубянки У отца террориста с Лубянки прошел обыск: сосед рассказал подробности Ранение одного из участников перестрелки на Лубянке попало на видео Появилось загадочное видео подъема купола над челябинским метеоритом Террорист, открывший стрельбу на Лубянке, попал на видео Показать еще Ведущий НТВ жестко раскритиковал «цирк» на пресс-конференции Путина Артем Кожедубов В Москве работники ломбарда отрубили мужчине голову и руки Кирилл Русаков В Москве тетя с сожителем насиловали племянницу Артем Кошеленко Настя Каменских снялась полностью обнаженной, позабыв про зеркало MK.RU Россиянки будут жить на пенсии умерших мужчин Анастасия Власова Большая часть марок российского сливочного масла объявлена подделкой MK.RU Врачам пришлось снимать “ломку” Даны Борисовой Артем Кошеленко Трагедия на северо-западе Москвы: школьница разбилась насмерть, записывая видеоролик Лина Корсак “Протертые” на ягодицах штаны Асмус взорвали Сеть Артем Кошеленко Прошедший пытку гречкой мальчик захотел остаться с матерью Ирина Бричкалевич Ведущий “Что? Где? Когда?” устроил скандал во время шоу Степунин Кирилл Помощник Путина раскрыл будущее Донбасса на закрытой встрече с ополченцами Артем Кожедубов Путин заткнул рот хамящим чиновникам: не просто наказывать, а увольнять Дмитрий Попов Мать отравила сына и умерла: семейная трагедия на востоке Москвы Виктория Чумакова Сокуров ответил Кадырову про Героя России и разнес власти Чечни Ярослав Белоусов Нюша шокировала поклонников, натянув слишком маленький «леопардовый» купальник Кирилл Русаков Кристина Асмус сфотографировалась без бюстгалтера и прослыла «демонессой» Кирилл Русаков Трансгендер рассказала о свадьбе в Казани: нам нужен хайп Геннадий Колюшев Прощание с Юрием Лужковым выглядело странно Ирина Боброва В Москве журналист умер после совета врачей приложить курицу Артем Кошеленко Жуткая тихая смерть: сын погиб, проведя неделю у тела матери Ирина Боброва Родители-богачи оставили дочь на пять лет расти в роддоме Екатерина Сажнева Мысли Путина и Зеленского расшифровал эксперт по лжи Ирина Боброва Собчак прокомментировала смерть Лужкова, напомнив о Доренко Павел Быстров Показать еще Блог Лидии Сычевой: Логическое противоречие пресс-конференции Путина Блог Георгия Янса: «Я жив, и очень хорошо себя чувствую»: суть пресс-конференции Путина Блог Евгения Додолева: Певица Ёлка про Украину Блог Евгения Додолева: Как Гарик Сукачёв за Горбачёва агитировал Блог Евгения Додолева: Макс Покровский про Украину Блог Евгения Додолева: Антонио Бандерас: имя меня заставил сменить Альмодовар Екатеринбург Охотников, защищающих общедоступные угодья от коммерсантов, завалили проверками Псков Страшно и грязно: Пункт назначения – Fjord Plaza Санкт-Петербург В Петербурге открылось инклюзивное кафе с необычными работниками Иркутск Временное правительство: Иркутской области назначили генерала Саратов Новый виток «дела саратовских главврачей» Израиль Уходите-3: Израильские политики вновь становятся посмешищем

Источник: https://www.mk.ru/social/2017/05/26/verkhovnyy-sud-obyasnil-kogda-vinovnik-dtp-ne-dolzhen-oplachivat-ushherb.html

Возмещение ущерба при ДТП виновником: основания, порядок | Правоведус

Пострадавшая в ДТП сторона решили подать в суд за затраты на аренду авто

В данной статье мы подробно расскажем об этапах действия потерпевшей стороны при возмещении ущерба после ДТП виновником. Все подробности истребования материального ущерба, когда следует взыскивать ущерб и что можно требовать в качестве возмещения ущерба, возможность скачать претензию о возмещении ущерба при ДТП.

К сожалению, система возмещения ущерба, действующая на территории Российской Федерации, далеко не идеальна, что подразумевает большое количество различных ситуаций, когда получить причитающиеся денежные средства со страховой компании не представляется возможным либо сумма, выплаченная страховой, не может покрыть расходы на восстановление транспортного средства. В подобных случаях за возмещением материального ущерба после ДТП следует обращаться непосредственно к виновнику аварии. Этот вопрос можно решить в добровольном порядке – вторая сторона полностью покрывает расходы, или в судебном – истребование ущерба происходит через суд путем подачи потерпевшим искового заявление о возмещении ущерба с виновника ДТП.

Когда возмещение ущерба при ДТП нужно требовать с виновника

Практика возмещения ущерба при ДТП показывает, что таких ситуаций, когда выплату денежных средств необходимо требовать с виновника аварии, достаточно много, рассмотрим самые распространенные из них: 

  • Сумма материального ущерба с учетом износа превышает лимит страховой компании. Например, стоимость восстановления транспортного средства составляет 500 000 руб., а лимит страховой компании составляет – 400 000 руб., в этом случае разницу можно взыскать с виновника ДТП.
  • Данные о страховом полисе виновника не известны/виновник аварии не имеет страхового полиса (его полное отсутствие, окончание до момента аварии), равно как и наличие недействительного («липового»). Потерпевший имеет право требовать возмещения ущерба с виновной стороны.
  • Ущерб транспортному средству был причинен не во время движения. Например, при неосторожном открытии двери автомобиля на стоянке один водитель поцарапал транспортное средство другого. Это не является страховым случаем, следовательно, ОСАГО не возмещает страхователю убытки. Материальный ущерб будет возмещать виновник происшествия.
  • Виновником возмещается вред, причиненный жизни и здоровью, если сумма ущерба превышает лимит страховой организации.
  • По ОСАГО не возмещается моральный вред, следовательно, компенсацию морального вреда следует взыскивать с виновника ДТП в судебном порядке.

Что можно взыскать с виновника ДТП в качестве возмещения ущерба

При осуществлении процесса взыскания ущерба с виновника дорожно-транспортного происшествия следует понимать, что возмещение средств производится исключительно с учетом износа транспортного средства.

То есть, вряд ли получится взыскать с виновника денежные средства, потраченные на ремонт автомобиля в полном объеме, поскольку улучшение автомобиля за счет виновного лица считается неправомерным.

Виновник обязан возместить ущерб, а не увеличить стоимость автомобиля потерпевшего за счет установки в ходе ремонта новых деталей. Итак, с виновника ДТП можно взыскать: 

  • возмещение ущерба с учетом износа деталей и стоимости всех работ по восстановлению автомобиля;
  • затраты на эвакуацию автомобиля на сервис или с места аварии и услуги по его хранению;
  • утрату товарной стоимости автомобиля, если ее можно рассчитать. Напомним, что УТСА рассчитывается, если на момент ДТП срок эксплуатации автомобиля не превышает 5 лет или величина эксплуатационного износа не превышает 35 %;
  • моральный вред, если жизни и здоровью потерпевшего в результате ДТП был причинен вред, физические и нравственные страдания;
  • возмещение утраченного заработка, расходов на лечение и реабилитацию, выплат при потере кормильца, при причинении вреда жизни и здоровью потерпевшего;
  • расходы на услуги оценочной компании, услуги юриста, почтовые расходы, а также иные расходы, которые суд признает необходимыми в связи с наступлением дорожно-транспортного происшествия.

Добровольное возмещение ущерба при ДТП виновником

Сразу стоит отметить, что добровольное возмещение ущерба виновником ДТП осуществляется крайне редко, особенно если речь идет о больших суммах.

К моменту обращения к виновной стороне потерпевший должен соблюсти общий порядок процесса возмещения ущерба, следовательно, получить необходимую документацию в ГИБДД, побывать в страховой компании (получить отказ от страховой выплаты либо сумму размером меньше нанесенного ущерба), сделать независимую экспертизу и только потом вести переговоры с виновником ДТП. 

Началом переговоров должна стать досудебная претензия о возмещении ущерба ДТП. Данный документ составляется по примеру заявления о страховом возмещении и должен содержать: 

  • данные виновника аварии;
  • информацию о ДТП;
  • информацию о поврежденном транспортном средстве;
  • данные независимой экспертизы;
  • общую сумму причиненного ущерба, включая все расходы, связанные с ДТП;
  • информацию о страховой выплате;
  • разница между страховым возмещением и фактическим размером ущерба;
  • сумму, которую необходимо выплатить виновной стороне, чтобы снять претензии потерпевшего;
  • данные потерпевшего для переговоров (телефон и адрес).

При составлении досудебной претензии следует обязательно озвучить срок, в который потерпевший предлагает виновнику выплатить указанную сумму, а также форму этой выплаты – наличными либо на счет в банке. К претензии обязательно прилагаются копии всех документов: 

  1. копия акта о страховом случае;
  2. копию постановления, протокола или определения по делу об административном правонарушении;
  3. копию телеграммы с вызовом на осмотр;
  4. копию отчета независимой экспертизы;
  5. копию чеков и квитанций, а также договоров по расходам.

Досудебную претензию о возмещении ущерба при ДТП рекомендуется отправлять ценным письмом с описью и уведомлением о вручении.

Возмещение ущерба при ДТП виновником в судебном порядке

Если виновник добровольно в установленный в претензии срок не возмещает материальный ущерб, причиненный им в результате дорожно-транспортного происшествия, потерпевшая сторона имеет право урегулировать спор в судебном порядке. Для этого потребуется составление искового заявления о возмещение ущерба в результате ДТП и копии и оригиналы всех имеющихся документов.

Исковое заявление подается по месту жительства виновника ДТП, при этом обязательно оплачивается государственная пошлина. Иск может быть рассмотрен мировым судьей – если цена иска не превышает 50 000 руб. или в районном суде – при цене иска свыше 50 000 руб.

Величина морального вреда определяется в ходе судебного процесса и не входит в сумму иска, а также не облагается пошлиной. 

Важно! Все расходы, которые несет истец о время судебного процесса, могут быть включены в итоговый размер ущерба, в том числе сумма госпошлины и стоимость услуг юриста. 

Претензия о возмещении ущерба ДТП

Источник: https://pravovedus.ru/practical-law/auto/vozmeshhenie-ushherba-pri-dtp-vinovnikom/

После ДТП страховая подала на меня в суд, что делать?

Пострадавшая в ДТП сторона решили подать в суд за затраты на аренду авто

Присылайте документы по Вашему судебному делу на нашу электронную почту, и мы подробно расскажем о перспективах судебного дела в случаях, когда страховая компания подала на Вас в суд).

Если Ваш вопрос касается Европротокола, то жмите сюда.

Примерно 30-40% звонков, поступающих к нам, начинаются со слов: «2-3 года назад (более трех лет назад), я был виновником ДТП, у потерпевшего было КАСКО и он отремонтировал свой автомобиль в страховой компании «N». Теперь эта «N» страховая компания подала на меня в суд о возмещении ущерба, причиненного в результате ДТП, в порядке суброгации (и это не ругательное слово)».

Понятие суброгации

Суброгация (лат. subrogatio — замена) — переход к страховщику, выплатившему страховое возмещение, права требовать компенсацию с лица, ответственного за ущерб, причиненный страхователю в пределах возмещенного.

То есть, страховая компания «N» имеет право требовать с Вас компенсацию, что не накладывает на Вас обязанность платить все, что страховщики просят в своем иске.

Как долго ждать претензию или иск?

Срок исковой давности по таким делам равен трем годам и страховые компании стараются к окончанию этого срока подавать иски на ничего не подозревающих автолюбителей, с расчетом на Вашу забывчивость и беспечность.

Вы вспоминаете, что действительно, было дело, на осмотр поврежденного авто Вас никто не приглашал, а откуда взялась львиная доля повреждений, и, как следствие, сумма исковых требований, Вы представления не имеете. Тут же Вы начинаете себя корить, что не позаботились о расширении лимита по ОСАГО, прикидывать в течение какого срока у Вас получится возместить указанную сумму и каким образом…

Тут стоит остановиться.

Будьте бдительны и внимательны!

В 90% случаев иск по суброгации подаёт страховое коллекторское агентство.  Чаще всего это “Центр долгового управления” (ЦДУ), “Бизнес коллекшн групп”, ООО “Реновацио”, ЦАП “Ваше право”.

Во-первых, обратите внимание на дату подачи искового заявления. Она не должна превышать трех лет со дня, случившегося по Вашей вине ДТП.

В связи с тем, что дел таких много, то  страховые коллекторы иногда не успевают подать иск в срок, поэтому, хоть и редко, но у Вас есть шанс выиграть дело по суброгации вообще без юристов.

При просрочке исковой давности вы можете просто подать заявление о применении срока исковой давности.

Во-вторых, вспомните обстоятельства ДТП. Не всегда нарушение Вами пункта ПДД равно виновности в причинении ущерба.

А в-третьих, также, как страховая компания хочет обмануть Вас, точно также она завышает сумму ущерба, которую требует с Вас в порядке суброгации.

Как вести себя в подобной ситуации?

В любом случае отстаивать свои права в суде или в досудебном порядке Вам придется. Нужно будет пройти от начала и до конца все судебные заседания самому или, выдав доверенность юристу, иначе из-за Вашей неявки будет вынесено заочное решение, согласно которому будут удовлетворены полностью требования страховой компании «N», какими бы необоснованными они ни были.

ПРИМЕР УСПЕШНОГО РЕШЕНИЯ ПО ДЕЛУ О СУБРОГАЦИИ

“Подводные камни” этой процедуры

В суде по суброгации Вы имеете право:

Главное в этом «бою» – владеть законодательной базой, так как именно по Вашему незнанию законов иски такого рода удовлетворяются в пользу страховой компании, что накладывает на Вас обязанность выплачивать в копилку страховой компании невероятно завышенные суммы.

Что дальше?

  1. Вам нужно ознакомиться с экспертизой или ремонтными документами, на основании которых рассчитана цена иска. 
  2. Понять насколько перечень повреждений соответствует действительным повреждениям автомобиля.

Иногда очевидно, что перечисленные в экспертном заключении повреждения по Вашей вине просто не могли быть образованы, например, в том случае, когда Вы совершили столкновение с потерпевшим, въехав ему в задний бампер справа, а в экспертизе фигурирует передняя левая фара.

Бывает, сумма ущерба завышена так, что намного превышает стоимость автомобиля, а бывает, что после ДТП страховая компания требует взыскать с виновника стоимость ущерба без учета эксплуатационного износа деталей – неправильно.

Внимание!

Так же стоит помнить о существовании годных остатков, которые в натуре (и это не блатной жаргон), либо в денежной форме, Вы имеете право требовать на основании закона.

Ознакомившись с этими документами, Вы можете прийти к выводу, что необходимо ходатайствовать о проведении судебной экспертизы. Правда придется ее оплатить, но в некоторых случаях законодательством предусмотрено освобождение от оплаты, уменьшение размеров оплаты, рассрочка.

Судебная экспертиза, как правило, проясняет ситуацию, но и среди экспертов случаются малообразованные специалисты. В том случае, если именно такой встретился на Вашем пути, представив суду необоснованное заключение, не нужно опускать руки, нужно бороться и отстаивать свои права.

Примеры из реальной жизни

В нашей практике были случаи, когда суд при вынесении решения не учитывал результаты и судебной экспертизы, если она реально не соответствует указанным выше параметрам. Главное – грамотно и обоснованно написанный отзыв (рецензия) на заключение эксперта.

Судебные разбирательства по суброгации в большинстве своем имеют массу тонкостей и нюансов, могут обернуться неожиданными открытиями, как для Вас, так и для страховой компании.

Поэтому рекомендуем не заниматься самодеятельностью, а обратиться к компетентным специалистам (хотя бы за бесплатной консультацией), которые «собаку съели» на такого рода делах и будут «отстаивать права и интересы заказчика, реализовывать мероприятия, с той оперативностью и степенью заботливости, разумности и добросовестности, как если бы они отстаивали свои собственные права и интересы» (цитата из п.3.1.3. нашего договора на оказание юридических услуг).

Кто возместит мои затраты?

В случае если дело будет рассмотрено в Вашу пользу, расходы на юридические услуги, согласно статье 100 ГПК РФ, будут возмещены Вам пропорционально либо в разумных пределах.

В том случае, если по независящим от Вас обстоятельствам решение судом первой инстанции уже вынесено и вынесено не в Вашу пользу, не отчаивайтесь, всякое незаконно вынесенное решение можно обжаловать в суд вышестоящей инстанции.

Уникально предложение для тех, на кого подала в суд страховая компания.

Наш опыт показывает, что в случае, когда на виновника ДТП подает страховая компания пострадавшего, где была застрахована его машина по КАСКО (суброгация), весь судебный процесс ограничивается в среднем максимум тремя заседаниями. В связи с этим мы решили оптимизировать стоимость затрат на юристов по таким категориям дел.

Мы поможем!

Вне зависимости от размера ущерба, который с Вас требуют в суде, за нашу работу Вы заплатите всего 6000 рублей за выезд в суд по г. Москве (область 7000 рублей).

В стоимость входят:

  • представление интересов в суде;
  • составление заявлений, ходатайств, возражений на заседание;
  • анализ документов;
  • консультация юриста.

Предложение постоянное.

Образец ответа на претензию страховой (скачать).

Источник: https://xn--80aagwcmqkqjjc5b8c.xn--p1ai/stati/35-posle-dtp-strahovaja-podala-na-menja-v-sud-chto-delat

Суд объяснил, какое столкновение автомобилей считается ДТП

Пострадавшая в ДТП сторона решили подать в суд за затраты на аренду авто

Само по себе столкновение двух автомобилей – еще не дорожно-транспортное происшествие. А поэтому у водителя не возникает обязанности немедленно остановить автомобиль, выставить знак аварийной остановки и не перемещать предметы. А также не оставлять место происшествия.

К такому неожиданному выводу пришел председатель суда Ненецкого автономного округа, разбирая дело гражданки Медведевой, которую ранее лишили прав за оставление места ДТП.

На парковках регулярно случаются такие ситуации: кто-то пытался выехать в узком пространстве, случайно задел соседнюю машину, не заметил этого и уехал. Владелец пострадавшего автомобиля вызывает ГИБДД.

При этом на уехавшего водителя заводится административное дело за оставление места ДТП. За это предусмотрена ответственность частью 2 статьи 12.

27 Кодекса об административных правонарушениях в виде лишения прав на срок от года до полутора лет.

камеры выявили много поддельных полисов ОСАГО

Подобная история произошла с гражданкой Медведевой. Она выезжала с парковки задним ходом, потом выровняла автомобиль и поехала вперед, как вдруг сзади раздался сигнал. Она остановилась, к ней подошел мужчина и сказал, что она наехала на припаркованный “ВАЗ”. Медведева осмотрела свою машину и “ВАЗ”, повреждений не увидела и уехала.

Однако свидетель сообщил о происшествии в дежурную часть. Он же встретил вышедшего из магазина хозяина припаркованного “ВАЗа” и рассказал ему о наезде. А вечером к Медведевой приехали сотрудники ГИБДД и оформили протокол о неисполнении обязанностей при ДТП.

Мировой суд признал ее виновной, несмотря на заявления о том, что она звука столкновения не слышала и повреждений на машинах не обнаружила, и лишил прав на год.

При этом суд сослался на то, что повреждения на автомобилях усмотрели сотрудники ГИБДД: нитевидную царапину на заднем бампере автомобиля обвиняемой и повреждение лакокрасочного покрытия на правом переднем крыле “ВАЗа”.

Выводы мирового судьи поддержал и городской Нарьян-Марский суд. Однако председатель суда Ненецкого автономного округа признал решения нижестоящих судов незаконными. И вот по каким основаниям. Мировой суд установил, что Медведева при движении на своем автомобиле задним ходом совершила наезд на стоящий “ВАЗ”, после чего уехала.

Само по себе соприкосновение машин между собой без последствий, указанных в правилах, не может квалифицироваться как ДТП

Это подтверждается доказательствами, исследованными мировым судьей, и по существу не оспаривались Медведевой. Хотя она и заявила, что столкновения при совершении маневра не слышала.

ГИБДД раскрыла положение всех камер фотовидеофиксации нарушений ПДД

Признавая ее виновной, мировой судья сослался на имеющиеся в материалах дела доказательства, а именно: на протокол об административном правонарушении, схему места ДТП, справку о ДТП, а также на письменные объяснения пострадавшего и самой обвиняемой.

Но выводы мирового судьи о наличии дорожно-транспортного происшествия, предусмотренного Правилами дорожного движения РФ, сделаны были без всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в их совокупности на основании доказательств, представленных ГИБДД.

Согласно пункту 1.2 Правил дорожного движения под дорожно-транспортным происшествием понимается событие, возникшее в процессе движения по дороге автомобиля и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.

Само по себе взаимодействие, соприкосновение машин между собой без наступления указанных последствий не может квалифицироваться как дорожно-транспортное происшествие и на водителя не могут быть возложены обязанности, предусмотренные правилами при ДТП, указал председатель суда.

Если касание машин не расценивается как авария, то водитель не обязан остановиться, выставить знак аварийной остановки и вызвать ГАИ

В то же время в протоколе об административном правонарушении нет указаний о наличии каких-либо последствий наезда автомобиля Медведевой на “ВАЗ”. В объяснении владельца “ВАЗа” нет сведений о том, что его автомобилю был причинен какой-либо материальный ущерб.

Сама Медведева отрицает повреждение своей машины в результате наезда. Из справки о ДТП видно, что на автомобилях есть повреждения.

Но ни ГИБДД, ни мировым судьей время и механизм образования этих повреждений не выяснялся: образовались ли они в результате наезда или были на транспортных средствах до наезда.

Оформить ДТП можно будет на смартфоне

То, что по данному делу не проводилась автотехническая экспертиза на предмет наличия соотносимых между собой повреждений машин, не позволяет сделать однозначный вывод об имевшем место дорожно-транспортном происшествии с их участием. Собранных доказательств недостаточно для того, чтобы вменить Медведевой оставление места ДТП.

А поэтому председатель суда Ненецкого автономного округа отменил решения нижестоящих судов и прекратил производство по делу в связи с недоказанностью.

В общем, чтобы доказать, что авария была, необходимо, чтобы были повреждения на автомобилях, и еще требуется доказать, что они появились в результате взаимодействия этих машин.

Действительно, об аварии в данной ситуации сотрудникам ГИБДД и потерпевшему стало известно только со слов свидетеля. Пострадавший не предъявлял материальных претензий.

Виновница якобы произошедшего ДТП тоже не заметила никаких повреждений своего автомобиля.

Получается, что авария высосана из пальца сотрудниками ГИБДД только на основании показаний некоего свидетеля, который неизвестно что увидел, при этом суды его не допрашивали.

Разъяснение “РГ”

Напомним, в каких случаях водитель может спокойно уехать с места ДТП и ему за это ничего не будет. Все они прописаны в правилах дорожного движения и законе об ОСАГО. Увы, водителям необходимо знать постулаты этих документов. Потому что правила дорожного движения отсылают именно к закону об ОСАГО.

Если в аварии получили повреждения только автомобили и не пострадали люди, то можно передвинуть машину на обочину и оформить аварию без вызова ГИБДД. То есть по Европротоколу. На обе машины должны быть оформлены полисы ОСАГО. При этом не причинен ущерб третьим лицам. Например, ни одна из машин не въехала в отбойник или тросовое заграждение.

Если у автовладельцев вообще нет претензий к друг другу, то также можно смело уезжать.

Источник: https://rg.ru/2019/09/23/sud-obiasnil-kakoe-stolknovenie-avtomobilej-schitaetsia-dtp.html

Профессиональные автоюристы Москвы

Пострадавшая в ДТП сторона решили подать в суд за затраты на аренду авто

  • Иск о взыскании страхового возмещения, нарушение прав потребителя

    Истец обратилась в суд с иском к страховой компании о выплате страхового возмещения, неустойки, морального вреда, штрафа и судебных расходов. В результате ДТП ее автомобилю были причинены механические повреждения.

    Страховой компанией в возмещении расходов было отказано на основании того, что за рулем автомобиля во время ДТП, находилось лицо, не указанное в страховом полисе.

    Не согласившись с данной позицией, истец обратилась в нашу компанию с просьбой оказать содействие во взыскании страховой выплаты и прочих расходов.

    Представителем истца выступил Малов Д.В., наш профессионал в страховых спорах с большим стажем работы в данной сфере.

    Им были представлены юридически обоснованные основания, согласно которым страховая компания не имела права отказывать в возмещении причиненного ущерба автомобилю.

    Изучив доводы возражений, изучив представленные материалы по делу, суд приходить к решению в удовлетворении почти всех исковых требований нашей клиентки.

    Владелице автомобиля страховой компанией были возмещены затраты на устранение повреждения автомобиля (страховые выплаты), также расходы на оплату услуг по экспертизе, расходы на оплату адвокатских услуг, моральный вред.

    Кроме того, на страховую компанию был наложен штраф, предусмотренный законодательством о нарушении прав потребителя.

    Статус дела: Дело выграно

  • Иск о взыскании страхового возмещения, утраты товарной стоимости имущества

    Истец обратилась в суд с иском к страховой компании о выплате страхового возмещения, неустойки, морального вреда, штрафа и судебных расходов. В результате ДТП его автомобилю были причинены механические повреждения.

    Страховой компанией в возмещении расходов было отказано на основании того, что истцом не были оплачены в установленные в договоре сроки страховые взносы.

    Не согласившись с данной позицией, истец обратилась в нашу компанию с просьбой оказать содействие во взыскании страховой выплаты и прочих расходов.

    Представителем истца выступил Малов Д.В., наш профессионал в страховых спорах с большим стажем работы в данной сфере.

    Им были представлены юридически обоснованные основания, согласно которым страховая компания не имела права отказывать в возмещении причиненного ущерба автомобилю.

    Изучив доводы возражений, изучив представленные материалы по делу, суд приходить к решению в удовлетворении почти всех исковых требований нашего клиента (взыскать со страховой компании страховое возмещение, величину утраты товарной стоимости, штраф и прочие расходы по оплате нотариальных и других услуг, госпошлины, а также компенсацию морального вреда).

    Статус дела: Дело выграно

  • О взыскании страхового возмещения и компенсации морального вреда

    К нам обратился клиент с просьбой оказать содействие в выплате страховой компанией страхового возмещения по факту причинения ущерба автомобилю в результате дорожно-транспортного происшествия. Отказ страховой компании в выплатах основывался на том, что согласно п. 23 ст.

    21 Правил страхования ТС не является страховым случаем и не подлежит возмещению ущерб, возникший при управлении ТС лицом, не имеющим в соответствии с нормативными актами РФ права управления ТС.

    В случае нашего клиента лицо, управляющее автомобилем в момент ДТП, имело водительское удостоверение другого государства.

    Представителем истца выступил Малов Д.В., наш профессионал в страховых спорах с большим стажем работы в данной сфере.

    Им были представлены юридически обоснованные основания, согласно которым страховая компания не имела права отказывать в возмещении причиненного ущерба автомобилю.

    С учетом приведенных законоположений, включая нормы международного права (Конвенции о дорожном движении и др.

    ) необходимость лица, имеющего иностранное водительское удостоверение обменять это удостоверение на российское, не может быть расценена как отсутствие у него права на управление транспортным средством.

    Изучив доводы возражений и представленные материалы по делу, суд приходить к решению в удовлетворении почти всех исковых требований нашего клиента (взыскать со страховой компании страховое возмещение, штраф и прочие расходы по оплате представительских и других услуг, госпошлины, а также компенсацию морального вреда).

    Статус дела: Дело выграно

  • О взыскании страхового возмещения в связи с неисполнением страхового договора

    Истец обратился в суд с иском к страховой компании о выплате страхового возмещения, неустойки, морального вреда, штрафа и судебных расходов. В результате ДТП его автомобилю были причинены механические повреждения.

    Страховой компанией в возмещении расходов было отказано на основании того, что предъявленные механические повреждения не соответствуют заявленному механизму их образования и получены не при ДТП.  

    Не согласившись с данной позицией, истец сначала обратился в бюро независимых экспертиз, чтобы установить происхождение повреждений коробки передачи, а затем – в нашу компанию с просьбой оказать содействие во взыскании страховой выплаты и прочих расходов. Экспертиза подтвердила, что механические повреждения полностью соответствуют механизму и обстоятельствам ДТП (при наезде передней частью автомобиля на низко расположенное препятствие в момент неуправляемого заноса авто).

    Представителем истца выступил Малов Д.В., наш профессионал в страховых спорах с большим стажем работы в данной сфере.

    Им были представлены юридически обоснованные доводы, согласно которым страховая компания не имела права отказывать в возмещении причиненного ущерба автомобилю.

    Изучив представленные материалы по делу, суд приходить к решению в удовлетворении почти всех исковых требований нашего клиента (взыскать со страховой компании страховое возмещение, величину утраты товарной стоимости, штраф и прочие расходы по оплате нотариальных и других услуг, госпошлины, а также компенсацию морального вреда).

    Статус дела: Дело выграно

  • О взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами, компенсации морального вреда

    К нам обратился клиент с просьбой оказать содействие в выплате страховой компанией страхового возмещения по факту причинения ущерба автомобилю в результате ДТП, расходы по оплате транспортировки ТС, компенсацию морального вреда, штраф и прочие нотариальные расходы.  Отказ страховой компании в выплатах основывался на том, что за рулем транспортного средства в момент ДТП находился гражданин, не указанный в страховом полисе.

    Представителем истца выступил Малов Д.В., наш профессионал в страховых спорах с большим стажем работы в данной сфере.

    В ходе судебного заседания представитель страховой компании (ответчика) заявил, что некоторое время назад ими было выплачено страховое возмещение по данному ДТП, а также они готовы возместить расходы на транспортировку ТС и другие.

    Суд, выслушав стороны, оценив и изучив материалы дела, пришел к следующему решению – удовлетворить частично исковые требования заявителя.

    Поскольку страховая компания возместила сумму ущерба автомобиля до договору страхования, то в пользу истца подлежат взысканию: проценты за пользование чужими денежными средствами (так как страховая выплата была произведена только через длительное время после заявления о ДТП), расходы по оплате транспортировки ТС, компенсацию морального вреда, штраф за неисполнение закона о правах потребителя и прочие нотариальные и адвокатские расходы.

    Статус дела: Дело выграно

  • Иск о взыскании страхового возмещения

    Истец обратилась в суд с иском к страховой компании о выплате страхового возмещения, неустойки, морального вреда, штрафа и судебных расходов. В результате ДТП ее автомобилю были причинены механические повреждения.

    Страховая компания возместила ущерб суммой, значительно меньше той суммы, в которую его оценило бюро независимых экспертиз. Не согласившись с данной позицией, истец обратилась в нашу компанию с просьбой оказать содействие во взыскании остальной суммы страховой выплаты и прочих расходов.

    Представителем истца выступил Малов Д.В., наш профессионал в страховых спорах с большим стажем работы в данной сфере.

    Им были представлены юридически обоснованные основания, согласно которым страховая компания должна возместить полною стоимость ущерба, причиненного автомобилю.

    Изучив доводы возражений, изучив представленные материалы по делу, суд приходить к решению в удовлетворении всех исковых требований нашей клиентки.

    Владелице автомобиля страховой компанией были возмещены дополнительные затраты на устранение повреждения автомобиля, неустойка, также расходы на оплату услуг по экспертизе, расходы на оплату адвокатских услуг, моральный вред.

    Кроме того, на страховую компанию был наложен штраф, предусмотренный законодательством о нарушении прав потребителя.

    Статус дела: Дело выграно

  • Иск о взыскании части страхового возмещения

    Истец обратился в суд с иском к страховой компании о выплате части страхового возмещения, неустойки, морального вреда, штрафа и судебных расходов. В результате ДТП ее автомобилю были причинены механические повреждения.

    Страховая компания возместила ущерб суммой, с размером которой истец не согласился и обратился в нашу компанию с просьбой оказать содействие во взыскании остальной суммы страховой выплаты и прочих расходов. Проведенная независимая экспертиза показала, что сумма причиненного ущерба значительно выше, чем та, которую оплатила страховая компания.

    Представителем истца выступил Малов Д.В., наш профессионал в страховых спорах с большим стажем работы в данной сфере.

    Им были представлены юридически обоснованные основания, согласно которым страховая компания должна возместить полною стоимость ущерба, причиненного автомобилю.

    Изучив доводы возражений, изучив представленные материалы по делу, суд приходить к решению в удовлетворении всех исковых требований нашего клиента.

    Владельцу автомобиля страховой компанией были возмещены дополнительные затраты на устранение повреждения автомобиля, неустойка, также расходы на оплату услуг по экспертизе, расходы на оплату адвокатских услуг, моральный вред.

    Кроме того, на страховую компанию был наложен штраф, предусмотренный законодательством о нарушении прав потребителя.

    Статус дела: Дело выграно

  • Иск о взыскании страхового возмещения вследствие повреждения автомобиля на автостоянке

    Истец обратилась в суд с иском к страховой компании о выплате страхового возмещения, компенсации морального вреда, штрафа и судебных расходов. Ее автомобилю были причинены механические повреждения, пока он находился на стоянке.

    https://www.youtube.com/watch?v=Mw6b_ncUX4c

    Страховая компания отказала в выплате в связи с отсутствием информации об обстоятельствах повреждения автомобиля, несмотря на то, что полицией было вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении. Проведенной независимой экспертизой была установлена сумма ущерба.

    Представителем истца выступил Малов Д.В., наш профессионал в страховых спорах с большим стажем работы в данной сфере.

    Им были представлены юридически обоснованные основания, согласно которым страховая компания должна возместить стоимость ущерба, причиненного автомобилю.

    Изучив доводы возражений, изучив представленные материалы по делу, суд приходить к решению в удовлетворении всех исковых требований нашего клиента.

    Владельцу автомобиля страховой компанией были возмещены затраты на устранение повреждения автомобиля, также расходы на оплату услуг по экспертизе, расходы на оплату адвокатских услуг, моральный вред.

    Кроме того, на страховую компанию был наложен штраф за неудовлетворение требований в добровольном порядке.

    Статус дела: Дело выграно

  • О взыскании страховой выплаты

    К нам обратился клиент с просьбой оказать содействие в выплате страховой компанией страхового возмещения по факту причинения ущерба автомобилю в результате ДТП, расходы по оплате транспортировки ТС, компенсацию морального вреда, штраф и прочие нотариальные расходы.  Отказ страховой компании в выплатах основывался на том, что страховой полис числился в списке украденных, а в отношении истца были совершены мошеннические действия.

    Представителем истца выступил Малов Д.В., наш профессионал в страховых спорах с большим стажем работы в данной сфере.

    Суд, выслушав стороны, оценив и изучив материалы дела, пришел к следующему решению – удовлетворить частично исковые требования заявителя (взыскать со страховой компании страховое возмещение вреда, расходы по экспертизе, госпошлину).

    Статус дела: Дело выграно

  • О взыскании страховой выплаты

    Истец обратился в суд с иском к страховой компании о выплате части страхового возмещения, неустойки, морального вреда, штрафа и судебных расходов. В результате ДТП ее автомобилю были причинены механические повреждения.

    Страховая компания возместила ущерб суммой, с размером которой истец не согласился и обратился в нашу компанию с просьбой оказать содействие во взыскании остальной суммы страховой выплаты и прочих расходов. В судебном заседании был доказан факт необоснованного занижения суммы страхового возмещения, что подтверждено результатом проведения независимой экспертизы.

    Представителем истца выступил Малов Д.В., наш профессионал в страховых спорах с большим стажем работы в данной сфере.

    Им были представлены юридически обоснованные основания, согласно которым страховая компания должна возместить полною стоимость ущерба, причиненного автомобилю.

    Также поскольку было установлено, что выплата страхового ущерба истцу в полном объеме не произведена, истце вправе требовать уплаты неустойки за несвоевременную выплату страхового возмещения.

    Изучив доводы возражений, изучив представленные материалы по делу, суд приходить к решению в удовлетворении части исковых требований нашего клиента. Владельцу автомобиля страховой компанией были возмещены затраты на устранение повреждения автомобиля, неустойка, также расходы на оплату услуг по экспертизе, расходы на оплату адвокатских услуг.

    Статус дела: Дело выграно

  • Источник: https://advokat-malov.ru/avtoyurist.html

    Доверил по доверенности. «Продал автомобиль, через пять лет получил иски за чужое ДТП, требуют более 400 миллионов рублей»

    Пострадавшая в ДТП сторона решили подать в суд за затраты на аренду авто

    В весьма неприятную историю попал минчанин Александр Пинязик. Он продал по генеральной доверенности старенький Ford Sierra. Покупатель уверял, мол, переоформит машину на себя. Но через пять лет оказалось, что де-юре Александр по-прежнему является собственником автомобиля.

    И только потому, что он считается владельцем источника повышенной опасности, теперь должен оплатить ущерб, нанесенный в результате чужого ДТП. «Общая сумма по трем предъявленным искам составляет более 400 миллионов рублей! Я получил жизненный нокаут: из-за обыкновенной формальности теперь должен огромную сумму.

    Уже наложены аресты на мой дом в деревне и автомобиль. Что делать?» — в отчаянии спрашивает мужчина.

    — В 2007 году я решил продать Ford Sierra, который нуждался в ремонте и был не на ходу, — рассказывает Александр Анатольевич. — Покупатель предложил оформить генеральную доверенность, пообещав потом поставить автомобиль на учет на свое имя. В общем, я поверил. Через некоторое время мы созвонились и он заверил меня, что машину перерегистрировал. На этом я и успокоился.

    Надо сказать, что в то время еще не было камер скорости и сделки по «продаже автомобилей по доверенности» (намеренно берем фразу в кавычки, поскольку такой процедуры по закону не существует) были довольно распространены.

    Однако при этом формальные владельцы транспортного средства, которым они реально уже не обладали, не учитывали важную особенность законодательства. Иначе они бы все же потратили день-другой для оформления купли-продажи.

    Последствия незнания законов редко афишируются, но получаются не менее показательными. История Александра Пинязика — одна из таких. В 2012 году минчанин совершенно случайно узнал, что Ford Sierra по-прежнему зарегистрирован на его имя: «Меня остановил сотрудник ГАИ. Стал что-то проверять по базам и сообщил, что автомобиль до сих пор зарегистрирован на мое имя. Я уже совсем забыл о нем!»

    Мужчина забеспокоился и стал узнавать, где «его» машина. Впоследствии выяснилось, что она находится у молодого жителя Климовичей. «Причем автомобиль он тоже купил.

    Но только не у мужчины-покупателя, а у неких его родственников. Молодой человек передал деньги, а взамен получил расписку от руки. Я пошел в милицию, хотел найти контакты.

    Далее планировал все-таки переоформить машину по закону», — подчеркивает минчанин.

    Но эти действия уже были запоздалыми. Через несколько недель Александра Пинязика вызвали в суд Климовичского района. Иск? Компенсация? За что? Сначала мужчина решил, что это недоразумение. Однако чем больше он погружался в ситуацию, тем больше понимал — все очень и очень серьезно.

    — Оказалось, что новый владелец автомобиля, тот самый молодой человек из Климовичей, ездил на машине без техосмотра и даже обязательной страховки, — продолжает Александр Анатольевич. — Одним осенним днем 2010 года он совершил наезд на пешехода, что стало отправной точкой судебного процесса.

    Авария случилась 23 ноября 2010 года на ул. 50 лет СССР в Климовичах. Молодой водитель Ford Sierra сбил женщину. У той были диагностированы переломы обеих костей голени.

    Впоследствии эти травмы признали тяжкими. А медицинская комиссия назначила потерпевшей вторую группу инвалидности.

    Возбудили уголовное дело по части 2 статьи 317 «Нарушение правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств».

    Не будем вдаваться в нюансы расследования аварии. То, что дело дошло до суда, говорит само за себя. Отметим также, что водитель во время заседания вину не признал. Однако его приговорили к исправительным работам и лишению водительских прав.

    Про компенсацию нужно рассказать отдельно. Во время заседания Климовичского районного суда представители истицы попросили взыскать средства за поврежденное пальто (2,6 млн рублей), транспортные расходы потерпевшей к месту лечения и обратно (6,1 млн), лекарства (5,4 млн), юридическую помощь (85 млн), а также в счет возмещения вреда здоровью (241 млн).

    При чем тут бывший владелец Ford, спросите вы. Дело в том, что юридически на момент аварии именно он являлся собственником автомобиля.

    А по статье 948 Гражданского кодекса граждане, «деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (в том числе использование транспортных средств), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего.

    Обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности либо на ином законном основании».

    Только не нужно думать, что это некая уловка! Напротив, во время подобных заседаний всегда выясняется, кому по документам принадлежит автомобиль. Даже если уголовное дело возбуждено не было, у потерпевшего всегда есть возможность подать гражданский иск, апеллируя к этой норме.

    Оба ответчика иск не признали. Водитель, в частности, объяснил, что не считает себя виновным в ДТП. А Александр Пинязик — что в реальности не являлся владельцем источника повышенной опасности (того самого злополучного Ford Sierra).

    Однако суд постановил взыскать с водителя 91,7 млн рублей (сюда вошли стоимость поврежденного имущества потерпевшей, лекарств, расходы по оказанию юридической помощи и оплата проезда), а также госпошлину и расходы по оплате услуг представителя в суде. Для сравнения: Александру Пинязику, кроме оплаты госпошлины и услуг представителя, нужно выплатить 241 млн рублей за вред, причиненный здоровью потерпевшей.

    Другой иск поступил от Белорусского бюро по транспортному страхованию. Эта организация после ДТП выплатила потерпевшей компенсацию (в 109 млн рублей) и выставила регрессный иск, что является стандартной процедурой в таких случаях (ведь машина не была застрахована по «автогражданке»). Выплата данной суммы также ложится на плечи собственника автомобиля.

    По словам Александра Пинязика, был еще третий иск, по которому предстоит выплатить около 40 млн рублей. То есть в итоге мужчина должен более 400 млн.

    — Очень интересно получается: водитель признан виновником ДТП, реально машина принадлежит ему, а выплачивать бóльшую часть компенсации женщине, которую я никогда не видел (в суде ее интересы представляли дочь и адвокат), должен я! — возмущается экс-владелец Ford.

    — И расскажите, в чем я виновен? Что продал машину, не оформив документы? Но меня нагло обманули! Это был не автомобиль, а корыто, не на ходу. Чтобы снять его с учета, потребовалось бы везти в ГАИ, нанимать эвакуатор.

    А покупатель умолял обойтись без этого, обещал все оформить самостоятельно.

    По сути, дело в простой формальности. Смысл введения нормы об ответственности владельца транспортного средства в Гражданский кодекс очевиден: раз доверяешь кому-то потенциально опасный объект, то постарайся контролировать обращение с ним.

    Это своеобразное перекладывание ответственности, не лишенное смысла в условиях, когда автомобиль стал массовым явлением. Другой вопрос, что этот механизм не работает эффективно.

    Часто за рулем машин оказываются люди случайные, а отвечает за их действия мало причастный (или совсем не причастный) к произошедшему человек.

    — Не представляю, как смогу выплатить хотя бы часть долга! — минчанин объясняет, что числится в одном из банковских отделений обычным рабочим. — Моя ежемесячная зарплата — всего 5 млн рублей, у жены и того меньше — 4 млн.

    К Александру Пинязику уже приходили судебные исполнители, наложен арест на дом и земельный участок в Стародорожском районе, которые достались ему по наследству от родителей, а также на автомобиль Renault Megane (2008 г. в.).

    — Говорят, могут высчитывать 70% зарплаты, — рассказывает мужчина. — Так сколько у меня тогда останется? Миллион, два? А мне еще семью содержать, дочь с мужем живут с нами, у них недавно родился второй ребенок. Нужно помогать внукам! Мне 54 года, работать по ночам не могу, здоровье уже не позволяет.

    Минчанин все же не сдается, пытается обжаловать решение суда, пишет апелляции, доказывает, что отношения к произошедшему не имеет. Однако по документам владельцем автомобиля является он, и ничего здесь не попишешь! Все его аргументы наталкиваются на этот железобетонный факт.

    В статье 948 Гражданского кодекса есть оговорка: если источник повышенной опасности выбыл из обладания в результате противоправных действий других лиц, то владелец не отвечает за вред. Речь об угоне или краже (это разные понятия) автомобиля. Однако в данном случае говорить об этом неуместно, считают юристы: «Ведь изначально транспортное средство было передано добровольно».

    Впрочем, у Александра Пинязика есть шанс отбиться от иска. Существует постановление пленума Верховного суда (от 01.10.2008 г.

    ) №7 «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств», в котором сказано: «Судам надлежит принимать меры к разрешению гражданских исков, имея при этом в виду, что в качестве гражданских ответчиков должны привлекаться владельцы транспортных средств, поскольку в соответствии с законодательством обязанность по возмещению вреда, в том числе и морального, причиненного источником повышенной опасности, возлагается на владельца этого источника, то есть на организацию или гражданина, осуществляющих эксплуатацию источника повышенной опасности как в силу права собственности или оперативного управления, так и по другим основаниям (по доверенности, договору аренды и т. п.) (ст. 948 ГК)».

    …Это не единичный случай, когда основную финансовую нагрузку иска несут владельцы автомобилей, потерявшие машину из виду. Нежелание погрузиться в бюрократический процесс спустя время оборачивается большими проблемами.

    Источник: https://auto.onliner.by/2016/01/20/sud-287

    Окно права
    Добавить комментарий