Положена ли компенсация работнику, который попал в ДТП на служебной машине?

Верховный суд установил предел штрафа за аварию на служебной машине

Положена ли компенсация работнику, который попал в ДТП на служебной машине?

Очень важное решение вынес Верховный суд по делу о материальных последствиях аварии со служебным автомобилем. Актуальность разъяснений суда очень высока. Ведь ежедневно десятки, если не сотни тысяч водителей по всей стране садятся за руль служебных автобусов, грузовиков или легковых автомашин.

Известно, что аварийность на отечественных дорогах остается достаточно высокой. Поэтому конторы, чьи транспортные средства нанесли кому-то ущерб при ДТП, расплачиваются с пострадавшими – деваться некуда. Ведь именно хозяин отвечает за принадлежащий ему источник повышенной опасности.

Но предприятия или фирмы никак не хотят терять деньги, выплаченные жертве аварии. Они всеми силами стараются вернуть себе потраченное, взяв их со своего работника, оказавшегося за рулем в тот злосчастный день. Существует ли предел в денежном эквиваленте последствия аварии?

ВС РФ объяснил, как при разводе поступать с домами без документов

Изучив ситуацию, Верховный суд заявил – есть предел суммы, которую работодатель имеет право по закону взять с водителя – виновника аварии с последствиями. И эта сумма не должна превышать среднемесячный заработок водителя. Исключения возможны лишь в том случае, если устраиваясь на работу водитель подписал особый договор о полной материальной ответственности.

Итак, в суд обратилась некая фирма с иском к своему бывшему водителю, который управляя служебной машиной, совершил ДТП и в нем пострадали люди, находящиеся в другой машине. ГАИ признала виновником аварии водителя фирмы и ей, как собственнику автомобиля, было назначено выплатить ущерб пострадавшим в другой машине.

Уголовное дело против водителя фирмы поначалу было возбуждено, но позже прекращено по примирению сторон – с пострадавшим коммерсанты смогли договориться и возместить ущерб деньгами. Что фирма и сделала.

Точнее – решением районного суда с нее были взысканы в пользу пострадавшего деньги, в размере его утраченного заработка за 9 месяцев.

Но кто же будет терять свои деньги и контора потребовала от своего водителя заплатить ту сумму, которую она потратила на жертву этого ДТП. И с таким иском коммерсанты обратились в суд уже к своему работнику.

В суде водитель пытался доказать, что с него фирмой уже были взысканы деньги в возмещении ущерба в размере его заработка за несколько месяцев. Но районный суд отверг эти доводы, заявив, что деньги брались по другим основаниям и за другие периоды.

Апелляция с таким вердиктом согласилась полностью, заявив, что вина водителя в аварии очевидна. Поэтому с ответчика можно взять денег больше, чем его среднемесячный заработок.

Предел суммы, которую фирма может взять с водителя, не должен превышать его среднемесячный заработок

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда, отменив предыдущие решения, не стала пересылать это дело на место, чтобы его пересмотрели заново. Она вынесла по нему новое решение, что Верховный суд делает крайне редко и только по важным вопросам.

Госавтоинспекция разъяснила, когда ДТП может обойтись без инспектора

Вот важнейшая мысль, которую высказал Верховный суд. Он заявил, что применение ограниченной материальной ответственности в пределах среднемесячного заработка означает, что если размер ущерба превышает заработок работника предприятия любой формы собственности, то сам работник обязан возместить только ту ее часть, которая равна его среднемесячному заработку. Остальное доплачивает хозяин.

Правило об ограниченной материальной ответственности работника в пределах его среднего заработка применяется во всех случаях. Исключением являются случаи, когда Трудовым кодексом или иным федеральным законом прямо установлена более высокая материальная ответственность работника.

Верховный суд напомнил, что его коллегами в районном суде, где первый раз рассматривали это дело, уже был взыскан именно решением суда среднемесячный заработок с водителя в возмещение ущерба его работодателю и плюс сумма возмещения вреда в порядке регресса. То есть вернули деньги, уже уплаченные фирмой жертве аварии.

Проще говоря, районный суд взял деньги с водителя не единожды. Выходит, что водитель неоднократно возмещал один и тот же вред в разных вариантах.

При этом, Верховный суд подчеркнул – предусмотренных законом (243 статьей Трудового кодекса) оснований возложить на водителя материальную ответственность в полном объеме местные суды не привели.

А еще суд подчеркнул – неоднократность обращения жертвы аварии в суды о возмещении вреда здоровью не порождает у работодателя регрессное право на взыскание с работника ущерба за пределами размера ответственности работника, определенного законом.

Источник: https://rg.ru/2015/07/20/avariya.html

Дтп на служебной или личной машине: выплаты в пользу работника и кадровые решения

Положена ли компенсация работнику, который попал в ДТП на служебной машине?

Если ДТП произошло на служебной машине, возможно применение санкций к водителю, являющемуся сотрудником организации (предпринимателя). За совершение ряда виновных действий сотрудника могут лишить водительских прав.

В таком случае работник (водитель) не сможет выполнять обязанности, составляющие его трудовую функцию, для выполнения которых он и был принят на работу, а у бухгалтера возникает вопрос, как оформить данный факт и начислять ли в пользу сотрудника какую-либо оплату (например, выплаты исходя из среднего заработка).

Обращаем ваше внимание, что речь в данном разделе идет именно о лишении водителя права на управление транспортным средством, которое производится судом. Если права были изъяты с выдачей временного водительского удостоверения, водитель до окончательно разрешения дела может продолжать выполнять трудовую функцию.

Алгоритм действий работодателя в обозначенной ситуации (лишении водительских прав по судебному решению) должен быть таким. Вначале сотруднику следует предложить временный перевод на другую должность. Оформить перевод без согласия водителя работодатель не вправе (ст. 72.2 ТК РФ).

Если водитель согласен на перевод, следует составить приказ по форме № Т-5 (утв. приказом Госкомстата РФ от 05.01.2004 № 1) и перевести работника на другую должность (работу) на срок лишения его водительских прав.

Оплата труда в данном случае производится по выполняемой работе.

Никаких требований о сохранений за водителем прежнего заработка в законодательстве нет. То есть с согласия сотрудника его можно перевести и на нижеоплачиваемую должность (работу).

Новый оклад (размер зарплаты по новой работе) следует указать в дополнительном соглашении к трудовому договору, которое необходимо оформить в связи с тем, что перевод оказывает влияние на существенные условия трудового договора.

При временном переводе, как и при постоянном, не устанавливается испытательный срок. Это следует из части 1 статьи 70 ТК РФ, согласно которой испытательный срок можно установить при заключении трудового договора с целью проверки соответствия работника поручаемой работе.

При временном переводе записи в трудовую книжку об этом не вносятся. Такой вывод следует из содержания пункта 4 Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей (утв. Постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 № 225), согласно которому в трудовую книжку вносятся сведения о переводе на другую постоянную работу.

Если вакансий в организации (у предпринимателя) нет или они не подходят сотруднику по состоянию здоровья или работник на перевод не согласен, дальнейший порядок действий зависит от срока лишения водительских прав:

  • не более двух месяцев;
  • свыше двух месяцев.

В первом случае следует оформить отстранение от работы (ст. 76 ТК РФ). При этом работодателю необходимо оформить приказ в производной форме. На наш взгляд, раньше, чем решение суда о лишении права управления транспортным средством вступит в силу, оформлять отстранение нельзя. Связано это с тем, что гражданин может обжаловать соответствующее решение.

Напоминаем, время отсутствия работника на работе без уважительных причин, в том числе вследствие его отстранения от работы в случаях, предусмотренных статьей 76 ТК РФ, в отпускной стаж не входит.

Зарплата за период отстранения от работы не начисляется.

В табеле учета рабочего времени период отстранения от работы на основании статьи 76 ТК РФ отражается как НБ или 35 (отстранение от работы (недопущение к работе) по причинам, предусмотренным законодательством).

Если водителя лишили прав на срок более двух месяцев и предложить ему другую работу не представляется возможным, работодатель может оформить увольнение. В этом случае издается приказ (форма № Т-8, утв.

приказом Госкомстата РФ от 05.01.2004 № 1) на основании пункта 9 статьи 83 ТК РФ.

Выходное пособие сотруднику в данной ситуации не положено, однако нужно рассчитать и выплатить ему (при необходимости) компенсацию за неиспользованный отпуск.

Для того чтобы подстраховать себя от возможных споров с уволенным работником, нужно иметь на руках письменное подтверждение того, что от предложенных вакансий он отказался (например, заявление работника) или что вакансий на момент увольнения не было (например, штатное расписание).

Важно отметить, что в тех случаях, когда водитель лишен права на управление транспортным средством на срок более года, у работодателя могут возникнуть дополнительные сложности. Предположим, сотрудник согласен на временный перевод на другую работу на срок лишения водительских прав. Согласно положениям статьи 72.

2 ТК РФ перевести работника временно можно максимум на год (кроме случая, когда перевод нужен для замещения временно отсутствующего работника). На наш взгляд, увольнять работника при наличии у работодателя вакансии, на которую сотрудник согласен, довольно рискованно. Работник может попытаться оспорить законность увольнения через суд.

Временный перевод на срок более года производить не стоит.

Поэтому наиболее безопасным вариантом будет оформления постоянного перевода. Повторное оформление временного перевода сроком на год не соответствует смыслу норм действующего законодательства РФ. В соответствии со статьей 72.2.

ТК РФ если по окончании срока перевода (а в данном случае максимального срока временного перевода) прежняя работа работнику не предоставлена, а он не потребовал ее предоставления и продолжает работать, то условие соглашения о временном характере перевода утрачивает силу и перевод считается постоянным.

На практике может возникнуть вопрос: как быть, если водитель был лишен водительских прав при ДТП на личном автомобиле и скрывает данный факт от работодателя? Например, ДТП произошло во время нахождения работника в отпуске, затем он берет больничный, затем еще один.

Важно отметить, что законодательство не обязывает водителя (работника) предъявлять водительское удостоверение в период действия трудового договора по требованию работодателя.

Вместе с тем, если работодателю все же стало известно о факте лишения водительских прав после соблюдения обозначенных выше процедур водителя можно уволить даже в период нахождения в отпуске или на больничном.

Дело в том, что ограничения на увольнение сотрудника в период отсутствия на работе по причине отпуска или болезни установлены в действующем законодательстве только в отношении увольнения по инициативе работодателя. А увольнение в связи с лишением права на управление транспортным средством – это увольнение по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон трудового договора.

Удержание суммы ущерба

Если в результате дорожно-транспортного происшествия поврежден служебный автомобиль, возникает вопрос о необходимости и возможности применить финансовые санкции к водителю. Если ущерб покрывает страховая компания, вопрос о материальной ответственности водителя не возникает.

Во всех остальных случаях важно понимать, что материальная ответственность водителя возможна только в одном случае – он признан виновным в совершении ДТП.

Сотрудник должен будет возместить прямой действительный ущерб (за поврежденный автомобиль работодателя) и сумму возмещения ущерба, которая была выплачена пострадавшей стороне. Взыскивать с водителя недополученный из-за аварии доход (упущенную выгоду) работодатель не имеет права. Об этом говорится в статье 238 ТК РФ.

Актуальным является вопрос: можно ли заключить договор о полной материальной ответственности с водителем служебного автомобиля, чтобы в случае ДТП обязать его возместить причиненный ущерб?

На данный вопрос следует ответить отрицательно. Дело в том, что заключить договор о полной материальной ответственности можно только с теми сотрудниками, должности которых указаны в перечне, утв. постановлением Минтруда России от 31.12.2002 № 85. Должность водителя в данном перечне отсутствует.

Однако напомним, что если водитель будет признан виновником ДТП, то нанесенный материальный ущерб он должен возместить в полном объеме и без дополнительного договора о полной материальной ответственности (подп. 6 ч. 1 ст. 243 ТК РФ).

По распоряжению работодателя с работника можно взыскать сумму, не превышающую его среднемесячный заработок (ст. 241 ТК РФ). Если же размер ущерба превышает его среднемесячный заработок, то взыскать сумму ущерба можно либо на основании соглашения с работником о добровольном возмещении убытков, либо по решению суда.

Как рассчитать сумму среднемесячного заработка, в законодательстве не сказано. Имеется только порядок расчета среднего дневного (часового) заработка. Речь идет о положении, утв. Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 № 922.

Мы рекомендуем применять его и данной ситуации и рассчитывать среднемесячный заработок путем умножения показателя «средний дневной заработок» на число рабочих дней в месяце, в котором произошло ДТП, или путем умножения показателя «средний часовой заработок» на количество рабочих часов в данном месяце.

Если удержания производятся по инициативе работодателя, их размер ограничен. Удерживать можно не более 20 % заработной платы. Согласно статье 138 ТК РФ максимальный размер удержаний нужно рассчитывать исходя из дохода, причитающегося сотруднику. Следовательно, до расчета норматива «20 %» нужно уменьшить сумму заработка на НДФЛ.

Также отметим, что работодатель может полностью или частично отказаться от финансовых претензий к виновному в аварии сотруднику-водителю, учитывая обстоятельства происшествия (ст. 240 ТК РФ).

Оплата больничного

Если сотрудник, попавший в ДТП, предъявит в бухгалтерию работодателя больничный листок, ему должны начислить пособие по временной нетрудоспособности.

В тех случаях, когда травма носит серьезный характер и сотрудник находится на излечении в течение длительного времени, у практикующих специалистов могут возникать вопросы о необходимости выплачивать пособие за весь период болезни (в том числе продолжающийся несколько месяцев).

По общему правилу, период, за который выплачивается пособие по временной нетрудоспособности, отсчитывается с первого дня болезни и до выздоровления работника. Или же до того момента, когда медико-социальная экспертная комиссия назначит ему группу инвалидности. Это определяет статья 6 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ (далее – Закон № 255-ФЗ).

Источник: https://buh.ru/articles/documents/15047/

��� �� ��������� �����������: ����������� ������

Положена ли компенсация работнику, который попал в ДТП на служебной машине?

�������, ��������� � ����������� ������ � ������ ���, ���������������� ������� � 1961. �������� �. 21.3 ��.

21 ������ � 1961 ��� ������������� ������������� �������� � �������� �������� ����, ����������� ��, ������� ����� ��� ���� ��������� ����� (����������).

�� ���������� ������� ����������� ������������ ������������� �������� ��� ������ ������������� ����������� ����������-�������� ���������������, ������������ �� ���������� ������� (�. 21.1 ��. 21 ������ � 1961).

�������������, �������� ������ ����������, � ��� ����� � ����������, ������ ����� ����� ������������� ����������� ����������-�������� ���������������, �� �������� ������� ����� ������ ������������� ���� ��������� ����������. �� ������� ���������, ��� ����������� ������� ����������� ��������������� ������� �������� (����� �������, �� ����������� ��������� ��������� ��� ����� ��������).

������ �������� �� ���������� ������, ������������ ��������� �����������, ��������������� ��� ���������� �������� ������������� ����������� ����������-�������� ���������������.

�� �� ����� ��������� 2 % �� ��������� �����, � �������� ������� ����������� ������, ����������� ��������� �����������.

��������� ���������� ������ ����������� �� ����� ��������, ������������ �� �������� ���������� ��������� (�. 12.1 ������ � 1961).

���������� ����� ����� ���� ����������� �� ��������� ������������� ����������� ������������ ������� (�����). ��������� ����� ���������� ��� ���������� ����, ������������� � ������. ������ ��������� ����� ��������������� ������� ��������, � “�������������” ����� ������ ������������ �������� ���.

� �������, ������������ �. 38.1 ��. 38 ������ � 1961, ����� ������� ���������� ���������� ��������� �������� ����� ����� ������ ���������� ��� � ������������ ��� �������� ������������� ��������, ����������������� ���.

� ���������, ��������� ����� ������� � ��������, ����� ��� ���� ���������� � ������������� ������� ���������������� ������������ �������������� ������������ ��������� � ������������ ������������� �������� ����������� ������ ��������� �������� (��.

“�” ��. 38.1.1 ��. 38 ������ � 1961).

��� �������������� �����, �� �������� ������� �����������

��� ������� ����������� � ������ ��� �� ��������� ����������� ������� �������� �� ����, ��� ������������, ��������� � ��������������, ��������� ��� ����������� ������������ �������, �������� ���������� ���������� ��������� (�. 1 ��.

1187 ���). ����� ��� ����� ��������������� ����������� �����, ��������� �� ��������������� �������� ��������� (����� �������������, ���� ������������ �����, ������� �������, ������ � �. �.) ������������ ��������� (�. 2 ��. 1187 ���).

� ���� �� � ������������ � �. 1 ��. 1172 ��� ����������� ���� ��������� ����, ���������� ��� ���������� ��� ���������� �� ����� �������� (���������) ������������. �� ���� ����������� ������ �� ��������� ��������� ����������� ������������.

�� ��� �������� �������� � ����. ���, � �.

6 ������������� � 4 �����������, ��� �� ��������� �����, �������������� ������������, ������� �������� ���������� ���������� ���������, � �� ����� ��������������� �� ����� ����� ����������� ����, ����������� ������������ ��������� � ����� � ����������� ����� �������� (���������) ������������ �� ��������� ��������� �������� (���������) � �����, ��������� �� ��������������� �������� ��������� (����� �������������, ���� ������������ �����, ������� �������, ������ � �. �.) ������������ ���������, ���� � ��� �������� ����������-�������� �������. ������ ���� ����� ���� ���������� � ��������������� ������������� ������ � ���������� ������� �������� ��. 1191 ���.

�������������, ����������� ������ ����������� ������������, ������ �� ������ ��� � � ��� ������, ����� � ��� �������� ������������ � ��������� ����������.

����������� ����, ������������ �����, ���������� ��� ���������� ��� ���������� �������� (���������) ������������ �� ��������� ��������� �������� (���������) ��� ����������-��������� ��������, ����� ����� ��������� ���������� (��������) � ���������� ��������� � ������������ ��������� ������������ ������ � � ������� ������������ ����������, ���� ���� ������ �� ���������� ������� (�. 1 ��. 1191 ���, �. 6 ������������� � 4).

�� �����, ����������� ����������� ��� ���������� �������� ������������, ��������� (����� ����������� ���), �� ���� ������� �� ��� ��������, ����� ������������ ��������������� � ������� ������� ��������������� ������, �� �� ����� ������ �������� ��������� ���������. ������������ ��������������� ����� �������� ��������� ��������� ����������� ���� � �������, ������������ � ���������������� (��. 132 ����).

��������, � ������� ��������� ����� ������������ ��������������� � ������ ������� ������, ������������ �� �� ���� �����������, ����������� � ��. 134 ����. � ���������, ��� ��������, ����:

� ����� ���������� � ������������ � ������������ �� ��. 1351 ���� ��� �������� ���������� ������� � ������ �� ���� ���������� ������ ������������ ��������������� �� ������������� ����������� ��������� � ������ ���������, ���������� ��� ��� �������� ��� ��� ���� ����� (� ��������� ������ ����� ������� �� �����������, ��������� ������ ��������� �� �������� � �������� � 447/24);

� ����� ��� ������� ���������� ���������, �������� �������� ������, ������������ � ��������� �������;

� ����� ��� ������� ����������, ������� ��� � ��������� ���������;

� ����� ��� ������� �� ��� ���������� �������� ������������.

���� ����������� ����� ����� �������� � �������� ����� � ������ ������, ����������� ������ ��� ��������������� ���������, ��� �������� ���������� � ����� � ��� �� ����� ���������� �������� (��. 136 ����). ���� ������� �������� ��� ������ ������� ���� ���������� 1 ��� �� ��� ��������� ������������ ������ (��. 233 ����).

����� � �������, �� ����������� �������� ��������� ��������� ���������, ������������ ������ �������� ��������������.

��� ����� ���������� ������ ��������������� ������������ (������) �� ������� ���� ������ �� ��� ��������� ������������ ���������� ������, � ��� ��� ������� ���������.

�� ��������� ������ ������� ����� 7 ���� ����� ��� ������ � ���������� ���������� ����� ����������� ��������� �� ���������� ����� (��. 136 ����).

������ ��� ������ ������� ���������� ����� ����� ������ ���� ��������� �� ����� ��������� 20 %, � � ������ ���������� �� ���������� �������������� ���������� � 50 % �������� (��. 128 ����).

��� �������� ���������� � �����

� ��� �� ����������������� ������������� ����������� ���������� ������������� � ��������� ������� ������������� ���� ����������� � ��������� �� ��������� ����� ���������� ������. ������� ��� ����������� ������ �� ������� (�������������� � ������������) �������� ��������� �������� � “����������” ����� �� ��������� ������ �������������� �����.

�� ���� �� ��� �������� ������� � ��������� ����������� �� ����� �� ������, ��������� ��� �� ������� � ��������� ������� (�����, �����).

������ � ��� ���������� �� ���� ������� ������ �� ������ � ���, ���������� �� ��� �������� ��������� ����� ���������� ���������� �� ��������� ���� (����������� �� ������� 101.04 ������ ���� ��������� ������).

� � ��������� ������� ���������� ���������� �� ��������� ��� ���� ����������� ���������� �� ������������ ��������� � ������������� ������ �������� ��� ����������� ��������� ���������������� ��������� (����������� �� ������� 101.07 ������ ���� ��������� ������).

����� ������������ ������ � ������������� ����� ���������� �� �������� 977 “������ ������� ������������”, � ����� ���������� ����������� �� ��������� � �� �������� 746 “������ ������”.

���������� ����� � ���, � ������� ������� �������� �����������. �������� ��������� ������������� ���� ����������� ������ � ������� 20000 ���, ��� ���� � ��������� ���� �������� ����� ������ � ������� ��������������� ��������� (5000 ���).

������� �� �������� ��������� �������� � �������.

�������

� �/�������������� ��������������������� ����
���������,���
1����������� ����������� ������ ������������� � ��� ����97731120000,00
2����������� ���������� �� ���������� ������ � ��������� ��������� � ��������3757465000,00
3�������� ����� ���������� ������ �� ���������� ����� (���������� � �������� 20 %)6613751000,00

����� �� ������ ���� ������� �������� “������ ���������� ���������� ����� ���: ��������� � ������������� ����”.

Источник: http://bz.ligazakon.ua/magazine_article/BZ011020

Сотрудник попал в ДТП на служебной машине

Положена ли компенсация работнику, который попал в ДТП на служебной машине?

В большинстве компаний есть служебный автомобиль, которым пользуется или специальный водитель, или один из работников для выполнения своих поручений. Такой водитель, как и любой другой автомобилист, не застрахован от падания в аварию, ведь это происшествие происшествие практически невозможно предугадать.

Порядок действий после дорожно-транспортного происшествия на служебном автомобиле существенно отличается от привычного.

Действия водителя, если попал в ДТП на служебном автомобиле

Дорожно-транспортные происшествия случаются каждый день, и большинство из них происходит с участием служебных автомобилей.

Автомобилист, который находится за рулем рабочего транспортного средства, должен знать о том, что по законодательству к таким участникам аварии применяются особые требования.

https://www.youtube.com/watch?v=vrhNSFyNM-U

Действия водителя, ставшего участником дорожно-транспортного происшествия на служебном автомобиле, совпадают с последовательностью действий, совершаемых автомобилистами на собственных машинах.

  1. Сначала водитель должен остановить автомобиль, заглушить двигатель и поставить знак аварийной остановки на расстоянии 15 метров от авто.
  2. Далее автомобилист должен убедиться в том, что в результате происшествия нет пострадавших. Если таковые все же имеются, необходимо оказать им первую медицинскую помощь, чтобы поддержать жизнедеятельность пострадавшего до приезда кареты скорой помощи.
    Если у автомобилиста нет навыков оказания первой помощи, он может попросить об этом очевидцев произошедшего.
  3. Во время ожидания приезда представителей экстренных служб, водитель должен внимательно осмотреть служебный автомобиль и выявить все причиненные в результате дорожно-транспортного происшествия повреждения. Все найденные царапины, вмятины и сколы необходимо зафиксировать на фото или видеокамеру.
    Также желательно сделать снимки следов транспорта, оставшихся на дорожном покрытии, и местонахождение авто относительно стационарных объектов (светофоров).
  4. До приезда сотрудников ГИБДД нужно заручиться поддержкой свидетелей, взять их контактные данные.

Помимо этого, работник, попавший в ДТП, должен уведомить своего начальника о произошедшей аварии, так как только работодатель имеет право сообщить страховщику о наступлении страхового случая.

Действия работника после приезда сотрудников ГИБДД

По приезду на место происшествия сотрудников дорожной инспекции, автомобилист должен соблюдать определенные правила:

  1. Во время составления протокола водитель не должен признавать свою личную вину в ДТП на служебном автомобиле.
  2. Сотрудникам ГИБДД стоит рассказать ситуацию именно так, как ее увидел водитель. После рассказа необходимо убедиться, что инспектор зафиксировал произошедшее именно так, как рассказал работник.
  3. Перед тем, как поставить подпись на документе, водитель должен убедиться в том, что все было зафиксировано должным образом. Иногда инспектор вносит в протокол данные, которые в дальнейшем могут повлиять на ход разбирательства.
  4. После заполнения сотрудниками дорожной инспекции всех необходимых документов, работник должен получить свои экземпляры, чтобы в дальнейшем отдать их своему непосредственному работодателю.
    Также автомобилист должен уточнить адрес отделения ГИБДД, где он сможет получить недостающие документу для страховой компании.
  5. Если во время проверки документов, заполненных сотрудником ГИБДД, автомобилист должен указать ему на неточности и ошибки. Если инспектор оказывается вносить изменения, водитель должен отметить это в протоколе, рядом со своей подписью.

Ответственность за ДТП на служебном автомобиле в рабочее время

Если автомобилист попал в ДТП, не имея страхового полиса, или если он не списан в данный полис, придется понести дополнительную ответственность.

Однако в соответствии с требованиями Кодекса об административных правонарушениях, ответственность за недобросовестное исполнение страхового права возлагается на собственника транспортного средства.

Соответственно, если речь идет о служебном транспорте, разбираться со страховой компанией и выплачивать ущерб пострадавшим будет юридическое лицо. Водитель, который оказался участником дорожно-транспортного происшествия, не будет принимать участие в судебном разбирательстве.

Однако автомобилист, находившийся за рулем служебного авто в момент аварии, понесет свою долю ответственности. Если в ходе разбирательства будет установлено, что именно этот человек стал виновником ДТП, ремонт служебной машины будет проводиться именно за его счет или из части его ежемесячной оплаты труда.

Работодатель имеет право привлечь виновника аварии, управляющего служебным авто, к ответственности, в соответствии с требованиями локальных нормативных правовых актов.

Если же в ходе судебного разбирательства будет установлено, что действия работника не были причиной дорожно-транспортного происшествия, ни представители государственных учреждений, ни его работодатель не будут иметь права привлекать его к каким-либо видам ответственности.

Стоит помнить о том, что ответственность за отсутствие страхового полиса или прочие деяния, совершенные автомобилистом, переходит на юридическое лицо только в том случае, если происшествие произошло в рабочее время, когда автомобилист-работник компании фактически выполнял свои служебные обязанности.

Если же водитель управлял служебным авто в нерабочее время, последствия аварии будут другими.

Работодатель водителя обязан возместить вред, причиненный автотранспорту третьего лица в результате ДТП на служебном автомобиле. Если в аварии виновен работник, работодатель на основании статьи 1068 ГК РФ самостоятельно компенсирует ущерб пострадавшей стороне, а затем взыскивает его с работника в порядке регресса (статья 1081 ГК РФ).

В случае, когда ДТП произошло во внерабочее время, статья 1068 ГК РФ не применяется. Водитель будет нести ответственность лично как владелец источника повышенной опасности на основании статьи 1079 ГК РФ.

Ответственность за ДТП на служебном автомобиле в нерабочее время

Если в рабочее время автомобилист попал в ДТП на служебном автомобиле, ситуация разрешается достаточно просто. Всеми разбирательствами занимается юридическое лицо – собственник транспортного средства.

Однако такое возможно только в том случае, когда работник управлял авто во время фактического исполнения им своих трудовых обязанностей.

В противном случае, если водитель управлял авто в нерабочее время, даже имея на это разрешение от своего непосредственного работодателя, он будет должен в полной мере понести ответственность за совершенное им деяние.

Конечно, по закону, ответственность за автомобиль, ставший инициатором дорожно-транспортного происшествия, будет нести компания-собственник авто. Однако в том случае, если виновник аварии управлял транспортом в нерабочее время, юридическое лицо имеет полное право подать на него иск за повреждение авто.

В таком случае, водитель будет должен:

  1. Полностью возместить весь ущерб, понесенный работодателем.
  2. По желанию руководства организации компенсировать причиненный моральный ущерб.

Каждый автомобиль, который находится в собственности предприятия, выполняет определенные функции. Следовательно, если в течение определенного промежутка времени авто не используется, компания несет убытки.

В таком случае законодатель находится полностью на стороне руководителя компании, и позволяет ему не только получить с работника материальный и моральный ущерб, но и привлечь его к дисциплинарной ответственности (от выговора до увольнения).

  • Информация на сайте может быть не полной, т.к. законодательство регулярно меняется, вносятся поправки в законы.
  • В каждом отдельном случае могут быть особые условия.
  • Именно по этой причине обратитесь за консультацией бесплатно к нашим экспертам, мы выслушаем и окажем помощь в решении вашей проблемы! Задавайте вопрос сейчас!

Источник: https://AutoLegal.ru/pomoshh-pri-dtp/dtp-na-sluzhebnom-avtomobile/

Дтп на служебной или личной машине: выплаты в пользу работника и кадровые решения

Если ДТП произошло на служебной машине, возможно применение санкций к водителю, являющемуся сотрудником организации (предпринимателя). За совершение ряда виновных действий сотрудника могут лишить водительских прав.

Источник: https://sudar-buh.com/sotrudnik-popal-v-dtp-na-sluzhebnoy-mashine/

Дтп на служебном автомобиле. когда работник заплатит за ремонт

Положена ли компенсация работнику, который попал в ДТП на служебной машине?

 Ссылка на PDF версию статьи

Работник может стать виновником ДТП на служебном автомобиле. Компания не только отремонтирует собственный автомобиль за свой счет. Она также выплатит потерпевшим моральный вред и стоимость ремонта их машин. Все эти расходы реально взыскать с работника. Для суда подготовьте один из четырех наших аргументов.

Работник причинил ущерб во время поезкди по личным делам

Даже если вина работника в ДТП доказана, это не значит, что он должен возмещать полную стоимость ремонта служебного автомобиля. По общему правилу работник возмещает ущерб только в размере среднего заработка. Весь ущерб он возмещает в определенных случаях. Например, если ДТП произошло во время поездки по личным делам (п. 8 ч. 1 ст. 243 ТК РФ).

Различие между личными и служебными поездками зависят от их цели. Суд признает поездку служебной, если работник выполнял поручение начальника.

При этом время поездки не так важно. Например, поездку после окончания рабочего дня, но в интересах работодателя, суд посчитает служебной.

Судебная практикаРаботник самовольно взял автомобиль компании и уехал по личным делам. Во время поездки он попал в аварию. Компания починила автомобиль за свой счет. Затем потребовала взыскать с работника стоимость ремонта. Суд удовлетворил иск. Работник причинил ущерб не при выполнении трудовых обязанностей. Поэтому должен возмещать полную стоимость ремонта (апелляционное определение ВС РТ от 06.08.2015 по делу № 33-11605/2015).

Некоторые компании подтверждают личный характер использования автомобиля в момент ДТП следующим образом. Они заранее просят работника написать заявление на отпуск с открытой датой. Если происходит ДТП, в заявлении указывают дату события. Получается, что работник причинил ущерб не при выполнении трудовых обязанностей.

Суд может раскрыть такую схему в входе рассмотрения дело о взыскании ущерба с работника. Например, на основании показаний свидетелей. Также суд учтет, что работодатель оплатил отпуск не за три дня до его начала, а позже (ч. 9 ст. 136 ТК РФ). В итоге компания взыщет с работника только средний заработок.

Кроме того, суд вправе направить руководителю местной трудовой инспекции частное определение (ст. 226 ГПК РФ). Инспекция проведет проверку и оштрафует компанию несвоевременную оплату отпуска.

Другие компании подробно описывают режим использования служебного автомобиля в локальном акте.

В этом случае предполагается, что все, что находится за рамками такого описания будет являться личной поездкой. Конечно, суды смотрят на фактический характер поездки.

Но все же компаниям при наличии такого локального акта будет легче доказать личный характер поездки в случае возникновения спорных моментов.

Работника оштрафовали за нарушение ПДД

Если работник нарушил правила дорожного движения, инспектор ГИБДД или суд привлекут его к административной ответственности. Постановление о назначении наказания подтвердит, что авария произошла в результате административного проступка. А это одно из оснований полной материальной ответственности работника (п. 6 ч. 1 ст. 243 ТК РФ).

Кто вомещает ущерб потерпевшим в ДТП?

Если работник попадает в аварию во время рабочей поездки, то ущерб потерпевшим возмещает его работодатель. Если авария произошла в ходе личной поездки, то работник платит потерпевшим самостоятельно.

Работодатель обязан возмещать вред третьим лицам, который ее работник причинил при выполнении трудовых обязанностей. Поэтому если работник станет виновником ДТП, чинить автомобили пострадавших и компенсировать им моральный вред будет работодатель (ст. 1068 ГК РФ). Затем он сможет взыскать ущерб с работника в порядке регресса (ст. 1081 ГК РФ).

Это правило не применяют, когда работник попадает в ДТП во время поездки на служебном автомобиле по личным делам (ст. 1068 ГК РФ). В таком случае действует ст. 1079 ГК РФ об ответственности за источники повышенной опасности (в нашем случае это автомобиль).

Норма возлагает обязанность возмещать вред на лицо, которое владеет автомобилем. В данном случае это работник. Поэтому если ДТП произошло во время поездки работника в личных целях, то пострадавшие в ДТП лица будут взыскивать ущерб непосредственного с него.

 

 С работника можно взыскать деньги, выплаченные потерпевшему в ДТП

Регрессный иск к работнику нужно подать в течение года с момента выплаты денег потерпевшему. Компания рискует проиграть дело по формальному основанию, если опоздает с иском.

Часто с момента аварии до расчета компании с потерпевшими проходит больше года. Время нужно на то, чтобы установить размер ущерба, на судебные разбирательства. Работник компании, скорее всего, постарается использовать это обстоятельство. Он заявит в суде о пропуске годичного срока давности на взыскание ущерба (ст. 392 ТК РФ).

Апеллируйте тем, что срок давности в данном случае исчисляют не с момента аварии, а с момента выплаты денег потерпевшему. Именно в этом момент компания получает ущерб. Как следствие у нее возникает право регрессного требования к работнику.

Закон не прописывает это правило напрямую. Вывод о порядке исчисления сроков давности следует из абз. 3 п. 15 постановления Пленума Верховного суда РФ от 16.11.2006 № 52. Поэтому ссылайтесь на это постановление, если работник заявит, что вы опоздали с иском.

Судебная практика

Источник: https://www.cls.ru/rus/press-centr/publikacii/dtp-na-sluzhebnom-avtomobile-kogda-rabotnik-zaplatit-za-remont/

Ответственность работодателя за ДТП совершенное работником

Положена ли компенсация работнику, который попал в ДТП на служебной машине?

В статье рассматриваются правовые вопросы возмещения ущерба, причиненного в дорожно-транспортном происшествии лицом, управляющим транспортным средствам, исполняющим обязанности по трудовому договору либо действующим в интересах работодателя, из предложенного материала читатель узнает о том, как и в каком размере возмещается ущерб, причиненный работником – водителем, мы рассмотрим основания, при которых водитель несет полную и ограниченную материальную ответственность перед работодателем за причинённый им в дорожной аварии ущерб.

статьи

Основным признаком любого дорожно-транспортного происшествия является наступление вредоносных последствий. Вне зависимости от характера и размера причинённого вреда – материального, морального, либо его совокупности, вред подлежит возмещению потерпевшему лицу в полном объеме.

Частным случаем причинения вреда, имеющим определенную специфику, является ДТП по вине работника – водителя, управляющего транспортным средством. Как правило, в таких ДТП, прямой материальный ущерб для работодателя выражается в повреждении принадлежащего ему транспортного средства и (или) перевозимого груза.

Кроме того, если в ДТП пострадали третьи лица либо их имущество, то за такие действия работника несёт ответственность работодатель, которому причиняется тем самым косвенный ущерб.

Ответственность работодателя за ущерб, причиненный работником в ДТП

В соответствии со статьёй 1068 ГК РФ:

Юридическое лицо либо гражданин возмещает вред, причиненный его работником при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей.

Для правильного понимания и применения данной правовой нормы применительно к рассматриваемой в статье темы, термин «работник» распространяется на физических  лиц, вне зависимости от их гражданской принадлежности, которые управляли транспортным средством на основании трудового договора (контракта), а также водителей, выполняющих работу по гражданско-правовому договору, если при этом указанные лица действовали или должны были действовать по заданию работодателя (поручителя) и под его контролем за безопасностью перевозок.

Таким образом, действующее положения закона, недвусмысленно указывают работодателя, как лицо, ответственное за вредоносные последствия от действий водителя – работника перед потерпевшим.

Водителям – профессионалам, которые стали участниками ДТП, вне зависимости от их вины в нарушении требований Правил дорожного движения, следует знать и помнить о том, что при предъявлении к ним иска о возмещении ущерба, следует привлекать к участию в деле в соответчика работодателя.

Основания и размер возмещения ущерба, причиненного работником- водителем

В подавляющем большинстве дорожно-транспортных происшествий, совершенных по вине работников, работодатели предъявляют к ним претензии с требованиями полного возмещения причинённого материального ущерба от повреждения, принадлежащих им автомобилей и (или) иного имущества.

Такого рода требования не всегда основаны на законе. Дело в том, что при заключении трудового договора работодатель зачастую включает в него условия о полной материальной ответственности водителя за повреждение вверенного ему транспортного средства и иного имущества.

Однако, полная материальная ответственность работника не может устанавливается договорном порядке.

Порядок и условия возмещения ущерба урегулированы в действующем трудовом законодательстве.

Условия трудового или иного договора, противоречащие требованиям закона, не должны применяться и признаются недействительными.

Поэтому водителю, попавшему в ситуацию, при которой затронуты имущественные интересы работодателя (заказчика), рекомендуется воздержаться от безоговорочного выполнения подобного рода претензий.

Статья 22 Трудового кодекса РФ наделяет работодателя правом привлекать работников к дисциплинарной и материальной ответственности в установленном порядке, поэтому в каждом отдельном случае ДТП важно разобраться с фактическими основаниями для взыскания ущерба с работника-водителя.

В соответствии с законом ответственность работника – водителя транспортного средства за причинение имущественного ущерба работодателю, наступает только при наличии вины. Вина должна быть доказана и установлена вступившим в законную силу актом.

Статья по теме: Как оспорить вину в ДТП

Статьей 238 ТК РФ закреплена обязанность работника возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб.

При этом под прямым действительным ущербом понимается реальное уменьшение наличного имущества работодателя или ухудшение состояния указанного имущества (в том числе имущества третьих лиц, находящегося у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества), а также необходимость для работодателя произвести затраты либо излишние выплаты на приобретение, восстановление имущества либо на возмещение ущерба, причиненного работником третьим лицам.

При этом, работодатель может отказаться права взыскания ущерба с виновного работника, освободив последнего от материальной ответственности (ст. 240 ТК РФ).

Закон защищает права работника, ограничивая размер его ответственности в пределах установленного на момент ДТП среднего месячного заработка по занимаемой должности.

Таким образом, по общему правилу, за причинение материального ущерба от повреждения подвижного состава и (или) перевозимого груза, а также компенсированный работодателем вред, причинённый третьим лицам, работник – водитель несет материальную ответственность в пределах своего среднего месячного заработка (ст. 241 ТК РФ).

Однако нормы Трудового кодекса РФ (ТК РФ), предусматривают возможность и полноразмерной ответственности работника.

Работник — водитель может привлекаться к полной материальной ответственности в виде возмещения причиненного работодателю прямого действительного ущерба в полном размере.

Основания, которые влекут за собой полную материальную ответственность и её условия перечислены в статьях 242, 243 ТК РФ.

Можно выделить следующие случаи полной ответственности водителя перед работодателем.

   1. Совершение административного правонарушения, повлекшее за собой дорожно-транспортное происшествие и привлечение к административной ответственности, вступившим в законную силу постановлением ГИБДД, суда или иного административного органа.

Рекомендуем к ознакомлению:

Как правило, речь идёт о нарушениях ПДД РФ, ответственность за которые предусмотрена главой 12 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Судебная практика по таким делам основана на позиции, утверждённой пунктом 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.11.

2006 N 52 «О применении судами законодательства, регулирующего материальную ответственность работников за ущерб, причиненный работодателю».

   2. Совершение преступления, повлекшего причинение вреда и подтверждённое вступившим в законную силу приговором суда. Это может быть, как умышленное преступление, так и преступление, совершенное по неосторожности, примером которого является состав, указанный в статье 264 УК РФ.

   3. Причинения ущерба в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения. Факт нахождения в состоянии опьянения должен быть доказан и подтверждён актом медицинского освидетельствования или заключением медико-наркологической экспертизы.

   4. Совершение дорожно-транспортного происшествия не при исполнении трудовых обязанностей с использованием транспортного средства, принадлежащего работодателю.

Важно знать: ответственность работника – водителя транспортного средства перед работодателем исключается в случаях причинения ущерба вследствие непреодолимой силы, нормального хозяйственного риска, крайней необходимости или необходимой обороны, а равно и при неисполнении работодателем обязанности по обеспечению надлежащих условий для поддержания в технически исправном состоянии транспортного средства, вверенного работнику для исполнения трудовых обязанностей.

Порядок возмещения ущерба, причиненного работником работодателю

Порядок возмещения ущерба, причиненного работником работодателю, определен нормами ТК РФ. Его основные положения сводятся к следующим действиям.

  • Установление размера, причиненного водителем-работником ущерба. Его сумма включает в себя все фактические потери, исчисляемым исходя из рыночных цен, действующих в данной регионе на дату возникновения ущерба, но не ниже стоимости имущества по данным бухгалтерского учета с учетом степени износа этого имущества (ст. 246 ТК РФ).
  • Проведение работодателем проверки для определения суммы причиненного вреда, а также и причин, и условий его возникновения. На практике эти задачи решаются комиссией, которая создаётся по письменному распоряжению работодателя и осуществляет возложенные на неё полномочия.
  • В ходе проверки, от работника в письменной форме принимается объяснение, по факту обстоятельств дорожно-транспортного происшествия, принимаются меры к получения необходимых сведений и документов из ГИБДД о ДТП, составляются сметы и расчёты и пр. При отказе водителя излагать требуемую информацию, членами комиссии составляется акт.
  • По завершении работы комиссии, составляется акт проверки, который подписывается всеми её членами. Все материалы, собранные комиссией и итоговое заключение, предоставляются работнику – водителя для ознакомления. При несогласии работник имеет право обжаловать выводы комиссии.
  • На основании акта комиссии работодателем издаётся распоряжение (приказ) о взыскании причиненного ущерба из заработной платы работника, если сумма причиненного ущерба не превышает среднего месячного заработка работника. Такое распоряжение издаётся в срок не превышающий одного месяца с даты установления работодателем окончательного размера причиненного материального вреда.

Источник: https://trudpravorf.com/otvetstvennost-rabotodatelya-za-dtp-sovershennoe-rabotnikom/

Окно права
Добавить комментарий