Перерасчет коммунальных платежей в соответствии с проживанием

Прокуратура разъясняет

Перерасчет коммунальных платежей в соответствии с проживанием

Отвечает прокурор Северного административного округа г. Москвы Константин Константинович Кремнев

В соответствии с п. 11 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием для невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.

В то же время при временном отсутствии граждан в жилом помещении предусмотрена возможность освобождения от платы за отдельные виды коммунальных услуг.

Так, право потребителей на осуществление перерасчета платы за отдельные виды коммунальных услуг за период временного отсутствия потребителей в занимаемом жилом помещении определено пунктом 11 статьи 155 Жилищного кодекса РФ и разделом 8 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011г. №354.

В соответствии с названными нормативными актами, при временном отсутствии потребителя в жилом помещении более 5 полных календарных дней подряд осуществляется перерасчет платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение и газоснабжение.

При этом такой перерасчет осуществляется при отсутствии в жилом помещении индивидуальных приборов учета по соответствующим видам коммунальных услуг.

Также, в соответствии с пп. 86. 88 указанных Правил перерасчету не подлежит плата за коммунальные услуги по отоплению и газоснабжению на цели отопления жилых помещений, а также за коммунальные услуги на общедомовые нужды.

Перерасчет размера платы за коммунальные услуги производится исполнителем (управляющей организацией, товариществом собственников жилья, жилищно-строительным, жилищным или иным специализированным потребительским кооперативом, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений – иной организацией, производящей или приобретающей коммунальные ресурсы) в течение 5 рабочих дней на основании письменного заявления потребителя, поданного в течение месяца после окончания периода временного отсутствия.

К заявлению прилагаются документы, подтверждающие продолжительность периода временного отсутствия потребителя и (или) проживающих совместно с ним лиц по месту постоянного жительства.

Документом, подтверждающим временное отсутствие потребителя, могут являться:

а) копия командировочного удостоверения или справка о командировке, заверенные по месту работы; б) справка о нахождении на лечении в стационарном лечебном учреждении; в) проездные билеты, оформленные на имя потребителя (в случае если имя потребителя указывается в данных документах в соответствии с правилами их оформления), или их копии; г) счета за проживание в гостинице, общежитии или другом месте временного пребывания или их копии; д) свидетельство о регистрации по месту пребывания; е) справка организации, осуществляющей охрану жилого помещения, в котором потребитель временно отсутствовал;

ж) иные документы, подтверждающие временное отсутствие потребителя.

Должностное лицо, ответственное за проведение перерасчета, вправе снимать копии предъявляемых потребителем документов и проверять их подлинность, полноту и достоверность содержащихся в них сведений, в том числе путем направления официальных запросов в выдавшие их органы и организации.

Перерасчет размера платы за коммунальные услуги производится пропорционально количеству дней временного отсутствия потребителя, которое определяется исходя из количества полных календарных дней его отсутствия, не включая день выбытия с места его постоянного жительства и день прибытия на это место. При этом, необходимо учитывать, что перерасчет размера платы за водоотведение осуществляется в случае перерасчета размера платы за холодное водоснабжение и (или) горячее водоснабжение.

Указанные Правила предусматривают перерасчет размера платы за коммунальные услуги после получения письменного заявления потребителя о перерасчете размера платы за коммунальные услуги.

При этом такое заявление может быть подано как до начала периода временного отсутствия потребителя, так и после его истечения, но не позднее 30 дней с момента окончания указанного периода.

В расчет количества дней, за которые следует произвести перерасчет, не включается день выбытия из жилого помещения и день прибытия в указанное помещение.

В том случае, если заявление подается до начала периода временного отсутствия, предельный срок, за который может быть произведен перерасчет, составляет 6 месяцев.

По истечении 6 месячного срока, если отсутствие в жилом помещении продолжается, гражданин имеет право обратиться с заявлением о продлении периода временного отсутствия и соответственно о перерасчете платы за коммунальные платежи за период временного отсутствия.

Источник: https://www.mosproc.ru/m/about/prokuratura-razjasnjaet/?EID=5913

Законные способы меньше платить за услуги ЖКХ :: Жилье :: РБК Недвижимость

Перерасчет коммунальных платежей в соответствии с проживанием

Стоимость жилищно-коммунальных услуг постоянно растет. «РБК-Недвижимость» разбирается, как уменьшить ежемесячные платы законными способами и что для этого нужно

Zahaoha/Pixabay

Внимательно читайте данные из квитанции и отказывайтесь от оплаты услуг, которые не предоставляются (или не соответствуют требованиям). Иногда в них включают никому не нужные радиоточки, давно не используемый городской телефон.

Если вы пользуетесь водой, газом и электричеством без учета, то обязательно уведомляйте управляющую компанию о длительном отсутствии свыше пяти дней. По возвращении можно предоставить билеты, командировочный лист с работы или документы из отеля.

В таком случае ваш счет будет снижен на сумму около 20% за услуги, которые были не нужны, когда в квартире никого нет.

Перерасчет также требуется, если вам не понравилось качество предоставляемых услуг, не соответствующих нормам ГОСТ и СанПиН (это фиксирует экспертиза), либо их просто не было в течение нескольких часов. В таких случаях по заключению управляющей компании вы можете не платить за воду, газ, водоотведение, газоснабжение, электричество и отопление.

Некоторым категориям граждан скидки на оплату коммунальных услуг предоставляются по закону. Среди них собственники, находящиеся на государственной службе, семьи, потерявшие кормильца, ветераны войны, участники блокады, инвалиды всех групп и их близкие родственники, состоящие на иждивении.

Если в квартире проживают ребенок-инвалид, сироты или пожилые люди старше 80 лет, они также платят по сниженным тарифам.

К основным группам льготников добавляют региональные списки, в числе которых ветераны труда, пенсионеры, работники военного тыла и репрессированные граждане, матери-одиночки и многодетные семьи.

Скидки рассчитываются индивидуально, начиная с первого числа месяца, следующего за подачей заявления. По ним снижается итоговая сумма за электричество, газо-, водо- и электроснабжение, а также капитальный ремонт.

Например, скидка для инвалидов может составить до половины от общей суммы платежа, а многодетные семьи экономят на ЖКХ порядка 30%.

Для оформления скидки на квартплату по льготе нужно обратиться в ЖЭК, а для экономии на электричестве — в энергопоставляющую компанию.

Субсидии — это деньги, выделенные государством на оплату ваших счетов. При расчете льгот имеет значение только статус жильца, при этом не учитывают доход семьи и его личный, а также площадь квартиры.

Субсидии рассчитываются индивидуально; имеет значение как уровень дохода, так и метраж квартиры. Кроме того, подавать заявление на выплату субсидий можно, только если вы платите за ЖКХ больше определенного процента от общего дохода семьи.

Этот процент разнится в регионах и устанавливается местным законодательством.

Например, в Санкт-Петербурге дают субсидии, если жилец отдает жилищно-коммунальным службам более 14% месячного заработка, в Кемеровской области — от 7 до 15% в зависимости от прожиточного минимума, а в Омске действуют отдельные расчеты для пенсионеров и инвалидов I, II группы — от 18%.

Вам могут отказать в предоставлении субсидий, если есть задолженность по квартплате. Имейте в виду, что расчет при обращении будет проводиться индивидуально и к нему, помимо официальных зарплат, прибавят пособия на детей, стипендии студентов, пенсии и гонорары.

Для оформления субсидий обратитесь в отдел социальной защиты по месту жительства или в городской центр жилищных субсидий. Заявки рассматривают быстро: если вы подали заявление не позднее второй половины месяца, то есть шанс получить первую субсидию уже в конце него.

Экономить можно не только на сторонних расходах, но и на самих ЖКУ. Учет воды, газа и электроэнергии помогает существенно снизить итоговые суммы в квитанции.

В среднем, если платить только за фактически полученные услуги, получается сэкономить до 30% стоимости ЖКХ за год при средней цене на прибор около 5–7 тыс. руб. При этом удобно контролировать расчеты управляющей компании, которые без счетчиков иногда округляют в большую сторону.

Уточните в управляющей компании информацию о тарифах, во многих городах предусмотрено снижение оплаты за пользование электричеством в период с 22 или 23 часов.

Не нужно ограничивать водные процедуры или стирать в два раза реже, но есть несколько способов сэкономить на привычных делах. Например, двухфазный счетчик позволит стирать ночью дешевле.

Покупайте бытовую технику А-класса, она отличается высоким уровнем энергосбережения.

Для экономии воды можно поставить насадки на краны, снижающие напор воды, а вентили на батареях помогут регулировать уровень отопления, вместо того чтобы открывать окна и «отапливать улицу», когда в квартире жарко.

Если нет приборов индивидуального учета, то суммы за коммунальные услуги начисляются исходя из средних нормативов потребления. Чем меньше человек прописано на площади, тем меньше будут счета за вывоз мусора, освещение в подъезде и другие услуги, предусмотренные региональными тарифами.

Некоторые семьи живут в одной и той же квартире поколениями, особо не беспокоясь о том, что указано в документах на нее. Дети вырастают и уезжают, супруги разводятся, но поддерживают отношения и не выписываются. Такие жильцы присутствуют лишь на бумаге и повышают стоимость коммунальных услуг.

Чтобы не платить за тех, кого нет, их нужно выписать либо при добровольном согласии, либо через суд. 

Источник: https://realty.rbc.ru/news/5c49e9c79a794771b1ea4c98

Перерасчет коммунальных платежей при временном отсутствии жильцов

Перерасчет коммунальных платежей в соответствии с проживанием

Погодина И.В.,к.ю.н., доцент, зав. кафедрой гражданского права и процесса Владимирского государственного университета

Смирнова А.В., студентка Владимирского государственного университета

Перерасчет коммунальных платежей при временном отсутствии жильцов

На дворе май, а это значит, что близится лето, а вместе с ним дачный и отпускной сезон. Многие квартиры будут пустовать. Можно совместить приятное с полезным: провести время вдали от городских стен и одновременно сэкономить на коммунальных платежах.

К сожалению, немногие из нас реально используют возможность сократить свои расходы за счет различных перерасчетов коммунальных платежей в период временного отсутствия потребителей в занимаемом жилом помещении. Однако вернуть деньги за коммунальные услуги, которыми вы не пользовались, не так сложно.

Следует заметить, что перерасчету подлежат только такие услуги, как водоснабжение (горячее и холодное), водоотведение, газо- и электроснабжение. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищных фондов, включает плату за:

— пользование жилым помещением (плата за наем);

— содержание и ремонт жилого помещения, в том числе за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда;

— коммунальные услуги.

Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает плату за:

— содержание и ремонт жилого помещения, в том числе за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме;

— коммунальные услуги.

Плата за коммунальные услуги, в свою очередь, включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электро- и газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления)1.

Временное отсутствие жильца в квартире никак не отражается на плате за отопление, содержание и ремонт жилого помещения, плате за наем, поэтому оплачивать данные услуги придется полностью.

Данное положение (о том, что временное отсутствие не влечет за собой перерасчета платы за отопление, содержание и ремонт жилого помещения, а также за наем) подтверждается и судебной практикой. Так, муниципальное унитарное предприятие «Электротеплосеть» обратилось в Ольский районный суд с заявлением о взыскании с Б. задолженности за предоставленные коммунальные услуги.

В обоснование своих требований заявитель сослался на то, что ответчик, являясь нанимателем квартиры, не исполняет обязанности по оплате предоставляемых ему МУП «Электротеплосеть» коммунальных услуг за текущий ремонт и отопление, а также за наем жилого помещения, в результате чего  в период с января 2007 по февраль 2009 года образовалась задолженность.      

Судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда решение районного суда справедливо оставила без изменения, кассационную жалобу Б.

– без удовлетворения; поскольку плата за холодное и горячее водоснабжение, подлежащая согласно действующему порядку перерасчету в связи с временным отсутствием, Б.

не начислялась и в расчет задолженности за спорный период не включена, а возможность перерасчета платы за наем, за содержание и ремонт жилого помещения и за отопление действующим законодательством не предусмотрена2.

Важно заметить, что перерасчет не полагается, если в жилом помещении есть индивидуальные приборы учета воды, газа и света; такое правило объясняется просто: если в квартире никто не живет, вода, свет и газ не расходуются, соответственно, счетчик будет стоять.

Авторы, безусловно, поднимают актуальную тему – перерасчет коммунальных платежей, что в условиях постоянного роста расходов на содержание жилья очень важно.

Действительно, такое право предусмотрено, указанными авторами нормативно-правовыми актами и гражданам необходимо об этом знать.

Кроме того, хотелось бы напомнить, что для ряда категорий существуют субсидии по оплате коммунальных услуг и ими не надо пренебрегать.

Если же в квартире счетчики не установлены, то коммунальные услуги отпускаются по нормативам потребления. Согласно пункту 58 Постановления Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 г.

№ 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» перерасчет размера платы за коммунальные услуги производится пропорционально количеству дней временного отсутствия потребителя, которое определяется исходя из количества полных календарных дней его отсутствия, не включая день выбытия с места его постоянного жительства и день прибытия на это место3.

Перерасчет размера платы за коммунальные услуги осуществляется исполнителем в течение 5 рабочих дней на основании письменного заявления потребителя, поданного не позднее чем через месяц после окончания периода его временного отсутствия.

Результаты перерасчета размера платы будут указаны в платежном документе. К заявлению необходимо приложить документы, которые подтвердят продолжительность периода временного отсутствия потребителя и (или) проживающих совместно с ним лиц по месту постоянного жительства.

Такими документами могут быть:

а) копия командировочного удостоверения или справка о командировке, заверенные по месту работы;

б) справка о нахождении на лечении в стационарном лечебном учреждении;

в) проездные билеты, оформленные на имя потребителя (в случае если имя потребителя указывается в данных документах в соответствии с правилами их оформления), или их копии;

г) счета за проживание в гостинице, общежитии или другом месте временного пребывания или их копии;

д) справка органа внутренних дел о временной регистрации потребителя по месту его временного пребывания;

е) справка организации, осуществляющей охрану жилого помещения, в котором потребитель временно отсутствовал;

ж) иные документы, подтверждающие временное отсутствие потребителя.

На практике к указанным документам предъявляются определенные требования. Так, справки от организаций должны быть с четкой печатью и всеми реквизитами выдавшими их организациями.

В случае предоставления потребителем копий документов, подтверждающих продолжительность периода временного отсутствия потребителя и (или) проживающих лиц по месту жительства, одновременно должны быть предъявлены оригиналы документов.

Если расчет размера оплаты за коммунальные услуги производит ЕИРЦ, то сотрудник ЕИРЦ на основании оригинала удостоверяет подлинность копии, ставит пояснительную надпись «копия верна», свою подпись, ее расшифровку, число и круглую печать ЕИРЦ.

Таким образом, список документов является открытым. Для проверки достоверности представленной информации управляющая компания вправе снимать копии документов и проверять подлинность содержащихся в них сведений, в том числе путем направления запросов в выдавшие их организации.

Отдельно следует рассмотреть вопрос о перерасчете коммунальных платежей для дачников. Первоначально в письме Министерства регионального развития РФ от 05.08.2008 г.

№ 19197-АД/14 было дано разъяснение о порядке перерасчета платы за коммунальные услуги, малоутешительное для значительной части владельцев загородной недвижимости: справка, выданная председателем садоводческого кооператива, не является документом, подтверждающим временное отсутствие лица в жилом помещении, и не может служить основанием для перерасчета платы за отдельные виды коммунальных услуг за период временного отсутствия потребителя4. Однако в ходе проверки соблюдения прав граждан в сфере жилищно-коммунального хозяйства в деятельности Министерства регионального развития РФ Генеральная прокуратура установила, что в указанном письме был необоснованно ограничен перечень документов, подтверждающих факт длительного отсутствия граждан, что повлекло многочисленные нарушения прав граждан, временно проживающих в садоводческих, огороднических и дачных объединениях, на перерасчет оплаты за коммунальные услуги. По результатам проверки в адрес Министра регионального развития Российской Федерации было направлено представление об устранении нарушений законодательства, регламентирующего оплату коммунальных услуг5.

Спорная ситуация разрешилась изданием Министерством регионального развития в мае 2009 года нового письма, согласно которому справки, выданные органами управления садоводческих некоммерческих организаций, могут приниматься исполнителями в качестве основания для перерасчета платы за отдельные виды коммунальных услуг. В связи с тем что справки, выданные органами управления садоводческих некоммерческих организаций, устанавливают юридические факты, являющиеся основанием для возникновения права на перерасчет платы за коммунальные услуги, указанные справки должны содержать сведения, однозначно свидетельствующие о факте и сроке нахождения гражданина на территории садоводческой некоммерческой организации. При этом должна быть обеспечена возможность проверки исполнителем коммунальных услуг имеющих место фактов. Теперь дачники, отсутствующие в городских квартирах более пяти дней, смогут законно получать свой вычет.

Таким образом, на коммунальных платежах можно и нужно экономить, главное — уметь правильно это делать.

Хотелось бы отметить, что существуют также и иные основания, и порядок проведения перерасчета оплаты за коммунальные услуги.

Так, согласно п. 60. Правил предоставления коммунальных услуг гражданам (утверждены Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г.

№307) «при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную приложением N 1 к настоящим Правилам продолжительность, размер платы за каждую коммунальную услугу подлежит уменьшению в соответствии с указанным приложением». П. 61 указанных Правил устанавливает, что «при перерывах в предоставлении коммунальной услуги, превышающих установленную продолжительность, а также при проведении 1 раз в год профилактических работ плата за коммунальные услуги при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) или индивидуальных приборов учета снижается на размер стоимости непредоставленных коммунальных услуг».

При этом «объем (количество) непредоставленного коммунального ресурса рассчитывается исходя из норматива потребления коммунальной услуги, количества потребителей (для водоснабжения, водоотведения, электроснабжения и газоснабжения) или общей площади жилых помещений (для отопления), а также времени непредоставления коммунальной услуги» (п. 62 указанных Правил).

Таким образом, можно выделить заявительный порядок (в частности, как указывали авторы ранее в статье, гражданин, отсутствовавший более 5 дней подряд, должен обратиться с заявлением о перерасчете) и установленный нормативно-правовым актом порядок перерасчета (перерасчет в связи с ежегодными профилактическими работами производится вне зависимости от обращения потребителя); а также следующие основания перерасчета:

– временное отсутствие потребителя;

– предоставление коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами;

– профилактические работы.

Основание перерасчета влияет на перечень видов коммунальных услуг, оплата за которых подлежит перерасчету. Так, в отличие от перерасчета в связи с временным отсутствием потребителей при перерывах в предоставлении коммунальных услуг производится перерасчет оплаты и за отопление.

В статье авторы обстоятельно проанализировали основание и порядок перерасчета размера оплаты коммунальных платежей в связи с временным отсутствием потребителей.

Дайджест:

Дачники, отсутствующие в городских квартирах более пяти дней, смогут законно получать свой вычет

Источник: https://www.top-personal.ru/estatelawissue.html?71

Основания для перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг по случаю временного отсутствия потребителей

Перерасчет коммунальных платежей в соответствии с проживанием

Дмитрий Никитин, кандидат юридических наук адвокат Адвокатской палаты г. Москвы

Потребитель, желая произвести перерасчет размера платы за коммунальные услуги, должен документально подтвердить факт своего отсутствия в жилом помещении.

Зачастую между потребителями и управляющими организациями возникают споры о достаточности и достоверности представленных потребителем сведений.

К примеру, подается заявление о производстве перерасчета за несколько лет, а в качестве подтверждающих документов представляются железнодорожные билеты либо справка об оплате коммунальных услуг по другому адресу.

В заявленный «период отсутствия» потребитель или иные лица, как правило, имеют реальную возможность пользования жилым помещением и коммунальными услугами, что ставит управляющую организацию в затруднительное положение по поводу принятия решения о перерасчете. Противоречивые подходы по данной проблеме наблюдаются также и в судебной практике.

Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги установлена ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 188-ФЗ (с изм. и доп.)1 (далее — ЖК РФ).

В ст. 154 ЖК РФ урегулированы вопросы о структуре платы за жилое помещение и коммунальные услуги.

Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (ч. 1 ст. 157 ЖК РФ).

Как следует из ч. 11 ст. 155 ЖК РФ неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.

При временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке и в случаях, которые утверждаются Правительством Российской Федерации.

Порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг за период временного отсутствия потребителей в занимаемом жилом помещении, не оборудованном индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета, регламентируется п. 86-97 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354 (с изм. и доп.)2 (далее — Правила).

Следует отметить, что действующие нормы Правил более детально регулируют рассматриваемые отношения по сравнению с утратившими силу п.

54-59 раздела VI Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» (с изм. и доп.)3.

Вместе с тем ряд вопросов, возникающих в правоприменительной практике, остаются нерешенными и вызывающими сложности.

Согласно п. 86 Правил перерасчет платы за коммунальные услуги может быть произведен при наличии следующих обстоятельств:

– жилое помещение не оборудовано индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета;

– потребитель отсутствует в жилом помещении более 5 полных календарных дней подряд.

Указанные обстоятельства сами по себе не образуют основание для производства перерасчета. В силу пп. «д» п.

33 Правил, потребитель имеет право требовать в случаях и порядке, которые установлены настоящими Правилами, изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении.

Пример из судебной практики.

В удовлетворении иска потребителя к жилищно-строительному кооперативу о частичном возврате платежей за оказанные коммунальные услуги, связанные с использованием холодной и горячей воды, водоотведением, было отказано. Суд указал, что истец с заявлением о перерасчете соответствующих платежей в порядке, предусмотренном п. 91 Правил, к управляющей организации не обращался.

Между тем, данная процедура закреплена как обязательная при возникновении у потребителя желания произвести перерасчет коммунальных платежей в связи с его временным отсутствием по месту их начисления.

В таком положении у жилищно-строительного кооператива не возникло обязанности по перерасчету платежей4.

Виды коммунальных услуг, оказываемых потребителю, перечислены в п. 4 Правил: холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление и пр. Согласно содержащейся в п.

86 Правил оговорке, перерасчет платы не производится за предоставление коммунальных услуг по отоплению и газоснабжению на цели отопления жилых помещений.

Также не подлежит перерасчету размер платы за коммунальные услуги на общедомовые нужды (п. 88).

На основании п. 90 Правил перерасчет размера платы за коммунальные услуги производится пропорционально количеству дней периода временного отсутствия потребителя, которое определяется исходя из количества полных календарных дней его отсутствия, не включая день выбытия из жилого помещения и день прибытия в жилое помещение.

Так, основанием для обращения в суд послужили следующие обстоятельства. 2 июля 2012 г. истец на личном транспорте уехал в У., находясь в отпуске. В отпускном удостоверении была сделана отметка о прибытии на место 5 июля 2012 г. Из У. истец выехал 25 июля 2012 г.

, что также зафиксировано в удостоверении. По прибытии истец обратился в расчетный центр с заявлением о перерасчете коммунальных платежей за время отсутствия. Согласно ответу перерасчет будет произведен за период, указанный в отпускном удостоверении, с 5 по 25 июля 2012 г.

, 6 дней, затраченных на дорогу, в перерасчет не включаются.

Расчетный центр пришел к выводу, что однозначно идентифицировать чеки на приобретение истцом бензина не представляется возможным, в связи с чем в перерасчет не был включен период проезда к месту отдыха и обратно.

Из материалов дела следует, что истцом ответчику были представлены отпускное удостоверение, копия свидетельства о регистрации транспортного средства, собственником которого является истец, чеки на дизельное топливо, в том числе за 3, 4 июля 2012 г., а также 26, 27, 28 июля 2012 г. Истец утверждает, что к месту проведения отпуска и обратно следовал на принадлежащем ему автомобиле.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия пришла к выводу, что в данном случае имеются основания для произведения перерасчета размера платы за коммунальные услуги за период отсутствия истца в жилом помещении во время его следования к месту отдыха и обратно. Ответчиком должен быть произведен перерасчет размера платы за коммунальные услуги за период нахождения истца в пути (3, 4, 26, 27 июля 2012 г.), поскольку дни выбытия и прибытия (2 и 28 июля 2012 г.) не могут быть включены в указанный перерасчет5.

Заявление о перерасчете платы за коммунальные услуги может быть подано до начала или не позднее 30 дней после окончания периода временного отсутствия. Пропуск тридцатидневного срока является основанием для отказа в производстве перерасчета6.

Заявление о перерасчете должно содержать фамилию, имя и отчество каждого временно отсутствующего потребителя, день начала и окончания периода его временного отсутствия в жилом помещении7.

В п. 93, 94 Правил приводится перечень документов, подтверждающих продолжительность периода временного отсутствия потребителя по месту постоянного жительства, а также предъявляемые к ним требования.

Данный перечень не является исчерпывающим. Кроме того, в Правилах не оговаривается вопрос о достаточности информации, подтверждающей временное отсутствие.

Строго говоря, для производства перерасчета потребитель должен доказать факт непрерывного отсутствия в жилом помещении, в связи с чем в определенных случаях представление того или иного документа не может свидетельствовать о достоверности сообщаемых им сведений.

Несколько примеров из судебной практики.

  1. В удовлетворении требований об обязании произвести перерасчет коммунальных платежей было отказано, поскольку истец, зарегистрированный и проживающий по иному адресу, не был лишен возможности пользоваться услугами по холодному, горячему водоснабжению, водоотведению и газоснабжению в жилом помещении, принадлежащем ему на праве собственности. Приборы учета в указанной квартире не установлены.

Доказательств приостановления или отказа от потребления коммунальных ресурсов, а также доказательств, с достоверностью подтверждающих факт непотребления коммунальных услуг, истцом не предоставлено8.

  1. Справки администрации сельского поселения о проживании истца и его сына в спорный период в поселке при отсутствии регистрации по месту пребывания не являются основанием для перерасчета платы за коммунальные услуги9.

  2. Суды первой и второй инстанции признали законным отказ в производстве перерасчета платы за коммунальные услуги, поскольку, несмотря на представление справки садового некоммерческого товарищества, в спорный период истец совершал со стационарного телефона звонки, в том числе в аварийно-диспетчерскую службу для проведения работ в квартире. Факт посещения квартиры в спорный период истец не отрицал.

  3. Не могут служить поводами для перерасчета составленные «акт о проживании» в одном месте и «акт о непроживании» в другом10.

Существует и иной подход, более формальный, когда суды признавали в качестве основания для перерасчета, к примеру, справку о проживании на даче и свидетельские показания11, справку товарищества собственников жилья о фактическом проживании и оплате коммунальных услуг по другом адресу12, свидетельство о регистрации по месту пребывания13, акт о фактическом проживании по другому адресу14.

Интересные выводы делались и арбитражными судами.

Товарищество собственников жилья обратилось в арбитражный суд с заявлением, в котором просит признать незаконным и отменить постановление территориального отдела управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека о назначении административного наказания по ч. 1 ст. 14.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (с изм. и доп.)15 (далее — КоАП РФ) в виде штрафа в размере 20 000 руб.

По мнению товарищества, справка отдела вневедомственной охраны не может являться доказательством проживания истца и членов его семьи в спорный период в другом месте. Кроме того, в пользу проживания в спорный период потребителей в жилом помещении указывают иные доказательства: данные о потреблении электроэнергии, комиссионный акт товарищества с письменными показаниями соседей.

В удовлетворении заявленных требований было отказано.

Суд обратил внимание заявителя на то, что в данном случае спор не состоит в определении периода, за который подлежит перерасчету плата за коммунальные услуги.

Нарушение, допущенное товариществом, заключается в необоснованном отказе в таком перерасчете в полном объеме при том, что доказательства временного отсутствия собственника жилого помещения имеются16.

Еще пример. В отношении управляющей организации было вынесено предписание об устранении нарушений законодательства (производстве перерасчета за период временного отсутствия К., Ч.).

По мнению управляющей организации, справка с места работы не относится к документам, подтверждающим право на перерасчет коммунальных услуг. Посчитав предписание незаконным, управляющая организация обратилась в арбитражный суд.

Судом было установлено, материалами дела подтверждено, что предоставленные Ч. заявления о перерасчете с приложенными справками приняты управляющей организацией без каких-либо замечаний к форме и порядку оформления прилагаемых документов.

Управляющая организация не воспользовалась предоставленным ей правом проверить подлинность, полноту и достоверность содержащихся в представленных документах сведений, не направила официальных запросов в выдавшие их органы и организации (п. 95 Правил).

Суд пришел к выводу о законности оспариваемого предписания17.

Как видно из приведенных примеров, в судебной практике по-разному решаются вопросы, связанные с документальным подтверждением периода временного отсутствия. Управляющая организация не лишена права занимать активную позицию при проверке предоставленных потребителем сведений.

Чтобы избежать споров, добросовестные потребители до начала периода временного отсутствия могут в порядке п.

96 Правил обращаться к управляющей организации с заявлением об отключении и опломбировании запорной арматуры, отделяющей внутриквартирное оборудование в жилом помещении потребителя от внутридомовых инженерных систем. В данном случае предоставление документов, подтверждающих период отсутствия, не требуется.

Источник: https://www.top-personal.ru/estatelawissue.html?885

Подлежит ли перерасчету плата за жилищно-коммунальные услуги при временном отсутствии потребителя?

Перерасчет коммунальных платежей в соответствии с проживанием

В соответствии с п. 11 ст. 155 Жилищного кодекса РФ, Правилами предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила) неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.

При временном, то есть более 5 полных календарных дней подряд, отсутствии потребителя в жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, внесение платы за коммунальные услуги, за исключением коммунальной услуги по отоплению и коммунальных услуг на общедомовые нужды, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан.

Плата за содержание и ремонт жилого помещения вносится в полном объеме и перерасчету за период временного отсутствия потребителя не подлежит.

Перерасчет размера платы за коммунальные услуги производится пропорционально количеству дней периода временного отсутствия потребителя, которое определяется исходя из количества полных календарных дней его отсутствия, не включая день выбытия из жилого помещения и день прибытия в жилое помещение.

Согласно п. 91 Правил перерасчет размера платы за коммунальные услуги осуществляется исполнителем после получения письменного заявления потребителя о перерасчете размера платы за коммунальные услуги, поданного до начала периода временного отсутствия потребителя или не позднее 30 дней после его окончания.

К заявлению о перерасчете должны прилагаться документы (оригиналы или их заверенные копии), подтверждающие период временного отсутствия потребителя, такие как:

–  копия командировочного удостоверения или справка о служебной командировке с приложением проездных билетов;

– справка о нахождении на лечении в стационарном лечебном учреждении или на санаторно-курортном лечении;

– проездные билеты, оформленные на имя потребителя;

– счета за проживание в гостинице, общежитии или другом месте временного пребывания;

– справка организации, осуществляющей вневедомственную охрану жилого помещения, в котором потребитель временно отсутствовал, подтверждающая начало и окончание периода, в течение которого жилое помещение находилось под непрерывной охраной и пользование которым не осуществлялось;

– справка, подтверждающая период временного пребывания гражданина по месту нахождения учебного заведения, детского дома, школы-интерната, специального учебно-воспитательного и иного детского учреждения с круглосуточным пребыванием;

– справка консульского учреждения или дипломатического представительства Российской Федерации в стране пребывания, подтверждающая временное пребывание гражданина за пределами Российской Федерации, или заверенная копия документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации, содержащего отметки о пересечении государственной границы Российской Федерации при осуществлении выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию;

– справка дачного, садового, огороднического товарищества, подтверждающая период временного пребывания гражданина по месту нахождения дачного, садового, огороднического товарищества;

– иные документы, которые, по мнению потребителя, подтверждают факт и продолжительность временного отсутствия потребителя в жилом помещении.

Указанные документы, за исключением проездных билетов, должны быть подписаны уполномоченным лицом выдавшей их организации (индивидуальным предпринимателем), заверены печатью такой организации, иметь регистрационный номер и дату выдачи.

В случае подачи заявления о перерасчете до начала периода временного отсутствия потребителя перерасчет размера платы за коммунальные услуги осуществляется исполнителем за указанный в заявлении период временного отсутствия потребителя, но не более чем за 6 месяцев.  При этом после возращения в течении 30 дней потребитель обязан предоставить документы, подтверждающие продолжительность периода временного отсутствия.

В случае не представления документов в установленный срок, исполнитель коммунальных ресурсов вправе начислить плату за коммунальные услуги за период неподтвержденного отсутствия в полном размере, а также пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на момент оплаты, от не выплаченных в срок сумм за каждый день просрочки начиная со следующего дня после наступления установленного срока оплаты по день фактической выплаты включительно.

Источник: http://gkh27.ru/feedback/projects/komys.php?ELEMENT_ID=339

Окно права
Добавить комментарий