Насколько законен акт проверки, если он составлен через 3 дня после даты ее окончания?

О подаче возражений на акты налоговых проверок: разъяснения фнс

Насколько законен акт проверки,  если он составлен через 3 дня после даты ее окончания?

Карпова Е.В., эксперт журнала

Главное налоговое ведомство страны рассказало, как рассматриваются возражения на акты налоговых проверок налогоплательщиков (Информация ФНС). Полагаем, что основные моменты темы будут интересны широкому кругу читателей.

Акты налогового органа

Результаты определенных действий (налоговые проверки, обнаружение фактов налоговых правонарушений) налоговый орган сопровождает оформлением акта, который вручается налогоплательщику (см. таблицу ниже).

Вид налогового контроляОформление результатов (примечание)Сроки для оформления результатов налогового контроля
Камеральная налоговая проверка (КНП)Акт налоговой проверки (составляется только в случае, если проверяющими выявлены нарушения, – п. 5 ст. 88 НК РФ)*10 рабочих дней со дня окончания проверки (абз. 2 п. 1 ст. 100 НК РФ)
Выездная налоговая проверка (ВНП)Акт налоговой проверки (составляется вне зависимости от результатов проверки)Два месяца со дня составления справки о выездной налоговой проверке (абз. 1 п. 1 ст. 100 НК РФ).
Обнаружение фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства о налогах и сборах, ответственность за которые установлена НК РФ**Акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о налоговых правонарушениях***10 дней со дня выявления указанного нарушения (п. 1 ст. 101.4 НК РФ)

* Акт вручается проверяемому лицу под подпись или направляется по почте заказным письмом в течение пяти рабочих дней со дня составления акта (пп. 1 п. 3, п. 5 ст. 100 НК РФ). Как правило, вместе с актом вручается извещение о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки.

** За исключением налоговых правонарушений, дела о выявлении которых рассматриваются в порядке, установленном ст. 101 НК РФ (п. 1 ст. 101.4).

*** Акт вручается лицу, совершившему налоговое правонарушение, под подпись или передается иным способом, свидетельствующим о дате его получения.

Если указанное лицо уклоняется от получения акта, должностным лицом налогового органа делается соответствующая отметка в акте (п. 1 ст. 101.4 НК РФ) и акт направляется этому лицу по почте заказным письмом (п. 4 ст. 101.4).

Датой вручения акта, направленного по почте заказным письмом, считается шестой день считая с даты его отправки.

Подача возражений

Налогоплательщик может не согласиться:

  • с выводами, предложениями, какими‑либо фактами, изложенными контролерами в акте (п. 6 ст. 100, п. 5 ст. 101.4);
  • с результатами дополнительных мероприятий налогового контроля (п. 6.1 ст. 101 НК РФ).

Тогда он вправе подать возражения: письменно обратиться в налоговый орган.

К сведению:

Письменные возражения по акту, результатам дополнительных мероприятий налогового контроля можно представить в целом или по отдельным положениям (в части). В приложении к Информации ФНС приведена форма представления возражений по акту налоговой проверки.

К письменным возражениям налогоплательщик вправе приложить подтверждающие обоснованность своих возражений документы (их заверенные копии). Впрочем, не поздно это сделать и во время явки на рассмотрение акта, а также результатов дополнительных мероприятий налогового контроля. Тогда же даются устные пояснения.

На подачу возражений налогоплательщику отводится определенный промежуток времени (см. таблицу ниже).

Выражение несогласия на…Срок для подачи возражения на акт налоговой проверки
…акт налоговой проверкиМесяц со дня получения акта (п. 6 ст. 100)
…акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о налоговых правонарушенияхМесяц со дня получения акта (п. 5 ст. 101.4)
…результаты дополнительных мероприятий налогового контроляВ течение 10 дней со дня истечения срока проведения дополнительных мероприятий налогового контроля (п. 6.1 ст. 101)

Возражения на налоговую проверку подаются (лично или через представителя) в канцелярию налогового органа или окно приема документов, но можно воспользоваться и почтовой отправкой.

К сведению:

Законные представители – это представители организации по закону или на основании учредительных документов (ст. 27 НК РФ); уполномоченные представители – представители, действующие на основании доверенности (ст. 29 НК РФ).

Процедура подачи возражений на акты налоговых проверок

В Информации ФНС акцентирует внимание на процедуре подачи возражений на акты налоговых проверок. Такие возражения на налоговую проверку направляются (лично или через представителя) в адрес налогового органа, составившего акт.

К сведению:

Номер, адрес и реквизиты своей налоговой инспекции можно узнать с помощью сервиса «Адрес и платежные реквизиты Вашей инспекции».

Рассмотрение возражений

Возражения на акт налоговой проверки рассматриваются в следующем порядке
(см. схему ниже):

Рассмотрение материалов налоговой проверки
Проверка явки лица, в отношении которого составлен акт
В случае явки лицаВ случае неявки лица
Налоговый орган рассматривает материалы налоговой проверки (или материалы дела) и возражения лица (в случае их наличия)Налоговый орган устанавливает, извещено ли лицо о дате, времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки

Далее ФНС приводит следующий алгоритм действий:

Извещение лица установлено…
…надлежащим…ненадлежащим
Присутствие лица…Принимается решение об отложении рассмотрения материалов налоговой проверки
…обязательно…необязательно
Принимается решение об отложении рассмотрения материалов налоговой проверкиПринимается решение о рассмотрении материалов налогового контроля в отсутствие указанного лица

Перед рассмотрением материалов налоговой проверки по существу налоговый орган должен (п. 3 ст. 101 НК РФ):

  • объявить, кто рассматривает дело и материалы какой налоговой проверки подлежат рассмотрению;
  • установить факт явки лиц, приглашенных для участия в рассмотрении;
  • в случае участия представителя лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка, проверить полномочия этого представителя;
  • разъяснить лицам, участвующим в процедуре рассмотрения, их права и обязанности (ст. 21, 23 НК РФ);
  • вынести решение об отложении рассмотрения материалов налоговой проверки в случае неявки лица, участие которого необходимо для рассмотрения.

Результатом рассмотрения материалов налоговой проверки станет одно из следующих решений:

  • о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля (п. 6 ст. 101 НК РФ);
  • о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (п. 7 ст. 101 НК РФ);
  • об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (п. 7 ст. 101 НК РФ);
  • о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение (п. 8 ст. 101.4 НК РФ);
  • об отказе в привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение (п. 8 ст. 101.4 НК РФ). 

НДС: проблемы и решения, №6, 2018 год

Источник: https://www.audar-press.ru/obzhalovat-reshenie-nalogovoy-proverki

Процедура оформления результатов налоговых проверок

Насколько законен акт проверки,  если он составлен через 3 дня после даты ее окончания?

02.03.2018

действительный государственный советник РФ 3 класса

Каждая выездная налоговая проверка заканчивается доначислениями. Недоимка, пени и штрафы могут быть выявлены и по итогам камеральной проверки.
Вопросам, посвященным срокам и порядку оформления результатов налоговых проверок, включая проведение дополнительных мероприятий налогового контроля, посвящено интервью с экспертом.

— Какой документ составляется по окончании выездной налоговой проверки? В последний день налоговой проверки проверяющий (руководитель проверяющей группы) обязан составить справку о проведенной проверке (пункт 15 статьи 89 НК РФ). В справке фиксируются предмет проверки, сроки ее проведения.

Датой начала проверки является дата вынесения решения о проведении выездной (повторной выездной) налоговой проверки. Датой окончания проверки является дата составления указанной справки. В справке отдельно оговариваются сроки приостановления или продления проверки. Форма справки приведена в приложении № 7 к Приказу ФНС России от 08.05.

2015 № ММВ-7-2/189@. С составлением справки выездная налоговая проверка заканчивается.

Справка вручается налогоплательщику.

Если в момент составления справки проверяющие уже не находятся на территории налогоплательщика и налогоплательщик проигнорировал уведомление явиться в налоговый орган для получения справки, то она направляется налогоплательщику заказным письмом по почте.

— В какой срок должен быть составлен акт выездной налоговой проверки? Акт составляется не позднее двух месяцев после составления справки о проведенной проверке.

Форма акта, составляемого по результатам налоговых проверок, должна соответствовать приложению № 23 к Приказу ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@.

Если выездная проверка организации включала проверки ее филиалов и представительств, то ранее собственно акта оформляются разделы акта по результатам налоговой проверки филиала (представительства).

Акт по результатам налоговой проверки составляется с учетом разделов акта проверки филиалов и представительств.

Сами разделы акта проверок филиалов (представительств), подписанные проверяющими и представителем филиала (представительства), остаются на хранении в налоговом органе.

— Может ли акт быть подписан должностным лицом налогового органа, не участвовавшим в проверке? Может. Согласно Постановлению Президиума ВАС РФ от 24.01.2012 № 12181/11 сам по себе факт подписания акта налоговой проверки лицом, не проводившим проверку, не указывает на существенное нарушение прав проверяемого налогоплательщика.

Налогоплательщик должен обосновать, в чем состояло нарушение его прав (это могут быть, в частности, препятствия в праве подачи возражений, представлении объяснений).

Другая ситуация имеет место, когда акт налоговой проверки, например, по причине отсутствия должностного лица налогового органа на рабочем месте, подписан за него другим должностным лицом.

Акт, подписанный сфальсифицированной подписью, не является надлежащим доказательством и не может лежать в основе решения о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности. Независимо от того, привело или не привело это к принятию неправильного по существу решения (Постановление АС Поволжского округа от 29.04.2015 № Ф06-23225/2015).

— Какие сроки составления акта по итогам камеральной проверки? Статьей 88 НК РФ на камеральную проверку отводится 3 месяца со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета). По общему правилу, составление справки о проведенной камеральной проверке НК РФ не предусмотрено.

Камеральная налоговая проверка декларации по НДС, акцизам имеет некоторые особенности.

По окончании проверки декларации, в которой суммы налога заявлены к возмещению, налоговый орган в течение семи дней обязан принять решение о возмещении, если не были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах (статьи 176 и 203 НК РФ).

При камеральной проверке возмещения НДС в заявительном порядке, возмещения акциза лицам, указанным в пункте 1 статьи 203.

1 НК РФ (в частности, имеющим свидетельство на переработку прямогонного бензина), предусмотрено в соответствующих случаях направление налоговым органом сообщения налогоплательщику об окончании налоговой проверки и об отсутствии выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах (пункт 12 статьи 176.1, пункт 9 статьи 203.1 НК РФ). Акт камеральной налоговой проверки составляется при выявлении нарушений законодательства о налогах и сборах в течение 10 рабочих дней после окончания камеральной проверки.

— Как акт передается налогоплательщику? Акт по итогам камеральной и выездной проверки в течение 5 дней с даты подписания вручается налогоплательщику под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате его получения налогоплательщиком.

Акт составляется после окончания проверки. Поскольку проверяющие уже не находятся на территории налогоплательщика, вручение акта выездной проверки под расписку может быть реализовано только вызовом налогоплательщика в налоговый орган для получения акта.

Если по каким-то причинам налогоплательщик не явился на получение акта, то акт подлежит направлению налогоплательщику по почте заказным письмом в течение тех же самых пяти дней с даты этого акта.

Другого способа вручения акта в этом случае пункт 5 статьи 100 НК РФ не предусматривает.

— Будет ли считаться нарушением, если акт вручен с пропуском срока? На практике присутствуют случаи вручения акта позже срока, установленного пунктом 5 статьи 100 НК РФ (письмо ФНС России от 08.12.2017 № ЕД-4-15/24930@).

Это не признается существенным нарушением условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки. Но при условии, что налогоплательщик был своевременно проинформирован о дате, времени и месте рассмотрения материалов проверки.

— Сколько времени отводится налогоплательщику для подготовки возражений по акту?

Источник: https://taxcom.ru/about/news/oformlenie_razg/

И им оно не с руки, и нам некстати, а все равно припираются, еще и уходить не хотят..

Насколько законен акт проверки,  если он составлен через 3 дня после даты ее окончания?

Проблемные ситуации при проверках и возможные пути их разрешения

Каждое предприятие, осуществляющее хозяйственную деятельность, знает, что рано или поздно к нему наведаются лучшие друзья субъектов хозяйствования — проверяющие из органов ГНС.

Нередко на практике возникают проблемные ситуации, когда, например, бухгалтер сомневается: должен ли он допустить налогового инспектора на проверку; может ли он, с одной стороны, настаивать на переносе сроков проверки, а с другойсогласиться с налоговиками на продление сроков проверки; какие действия он должен предпринять, если в результате проверки у него имеется только акт, а налоговое уведомление-решение отсутствует и т. д.

В настоящей статье мы рассмотрим несколько налоговопроверочных ситуаций, с просьбой о помощи в разрешении которых к нам обратились подписчики.

Ситуация 1

Предприятие получило уведомление о проведении плановой выездной проверки, в котором были указаны даты начала и окончания ее проведения. Однако в положенное время налоговики на предприятии не появились.

Через 10 дней после указанной даты начала проверки предприятие получило из ГНИ письмо, в котором сообщалось, что в связи с реорганизацией ГНИ (реформа подразделений, занимающихся крупными налогоплательщиками) о сроках проведения проверки будет сообщено дополнительно. И наконец еще через 2 недели на предприятие поступило второе письмо, информирующее о том, что врученное ранее уведомление отзывается и направляется новое уведомление с новыми сроками начала и окончания проверки.

Насколько законным является перенос проверки на более поздний срок путем отзыва первого уведомления и направления второго?Имеет ли право предприятие не допустить налоговиков к проверке?

Для справки:

В результате нахождения в режиме ожидания проверки предприятие было вынуждено отменить командировку должностного лица, отозвать работника из отпуска и длительное время отвлекать работников от исполнения основных обязанностей в связи с подготовкой документов к проверке.

Напомним, что плановая проверка осуществляется в соответствии с планомграфиком, который составляется контролирующими органами ежеквартально согласно Порядку координации проведения плановых выездных проверок органами исполнительной власти, уполномоченными осуществлять контроль за начислением и уплатой налогов и сборов (обязательных платежей), утвержденному Постановлением КМУ от 21.07.2005 г. № 619 (далее — Порядок № 619)*.

* Порядок № 619 — см. в «Бухгалтере» № 39'2007 на с. 13т–15т.

В п. 3 Порядка № 619 указывается:

«Замена в планах-графиках плановых выездных ревизий и проверок субъекта хозяйствования, деятельность которого подлежит проверке, и изменение сроков их проведения запрещаются, кроме случаев возникновения объективных обстоятельств (ликвидация, банкротство субъекта хозяйствования, прекращение его деятельности на длительное время, обстоятельства непреодолимой силы и т. п.)».

Из этого, полагаем, следует, что, сроки проверки могут быть изменены лишь в исключительных случаях возникновения объективных обстоятельств именно у плательщика налогов.

В отношении же контролирующего органа говорится лишь о возникновении обстоятельств непреодолимой силы, то есть войны, экстремальных погодных условий, пожара,общественных беспорядков и др.

Так что реорганизация ГНИ к вопросу переноса срока проверки отношения не имеет.

Сама ГНАУ в вопросе недопустимости изменения сроков проверки достаточно последовательна.

Так, в п. 1.1 обзорного письма ГНАУ от 06.07.2009 г. № 14082/7/23-4017/354 (см. «Бухгалтер» № 30'2009, с. 13–14, далее — обзорное письмо № 14082) разъясняется:

«Не допускается повторная выписка уведомления о проведении плановой выездной проверки одного и того же плательщика налогов с изменением сроков ее проведения».

Отметим, что аналогичный

Источник: https://buhgalter.com.ua/articles/details/706/

Окно права
Добавить комментарий