На кого подавать в суд после ДТП, совершенного пьяным 16 летним водителем?

Минчанин: «6-летнего сына во дворе сбил пьяный водитель». Дело прекращено из-за отсутствия состава преступления

На кого подавать в суд после ДТП,  совершенного пьяным 16 летним водителем?

В то время когда все силы были брошены на обеспечение безопасности школ, детей продолжают сбивать во дворах.

«Казалось бы, вина водителя, сбившего ребенка, очевидна: нетрезвый мужчина на угнанном Jeep Grand Cherokee на скорости 60 км/ч напротив подъезда в дом сбивает мальчика, который получает сочетанную травму и ушиб головного мозга, — негодует житель столицы Валерий.

— Для многих достаточно этих нескольких фактов, чтобы осудить автомобилиста на немалый срок. Но только не в моем случае». По решению следствия водитель не мог предотвратить наезд.

Кроме того, Грибной переулок, на котором и случилось ДТП, считается полноценной проезжей частью, хотя все люди воспринимают его как дворовую территорию: он расположен между детской площадкой и выходом из подъезда. Поэтому посчитали, что водитель не нарушал скоростной режим.

Валерий детально описал вечер 3 августа, когда его сына сбили: «Я с двумя детьми вышел на вечернюю прогулку. На обратном пути они решили поиграть на площадке.

В тот вечер было довольно жарко, младший сын снял бейсболку и оставил рядом со скамейкой (сразу это не заметил, а узнал позже). Примерно через полтора часа мы отправились домой. Зашли в подъезд, я вызвал лифт, зашел в него.

И тут дети закричали, мол, давай выясним, как быстрее: мы пешком или ты на лифте. Я согласился и поехал на шестой этаж. Уже наверху, на площадке, услышал шаги в районе третьего-четвертого этажей, открыл дверь в квартиру, стал дожидаться детей.

Вскоре старший сын позвонил в домофон, сказал, младшего Диму сбили. Позже я узнал: Дима на лестнице вспомнил, что оставил бейсболку, и побежал за ней. Он выскочил из подъезда, сделал пару шагов, и его сбил автомобиль».

«Я быстро спустился, вижу — водитель стоит на коленях, Дима лежит рядом без сознания, машина стояла в торце дома, по словам свидетеля, была вмятина на переднем бампере справа, — рассказал обстоятельства происходившего мужчина. — Кто-то позвонил в „скорую“, милицию… Подошел к водителю, тот кричал: „Можете убить меня, я совершил непоправимое“.

Поднял его, стал трясти: что натворил?! Он только выдавил: „Ну, понимаете…“ — и еще что-то невнятное. Я почувствовал запах сильного перегара. На месте аварии собралось человек 200. Позже сестра владельца Jeep рассказала мне предысторию: хозяин машины (он риелтор) знаком с водителем 10 лет.

В ту субботу они и еще пара человек собрались под подъездом водителя, пили водку. Предполагаю, когда выпивка закончилась, одного отправили за добавкой. По пути он сбил моего сына.

К слову, со стороны предполагаемых виновников только сестра автовладельца проявила какое-то участие: приходила в больницу, дарила игрушки, фрукты, водитель же до сих пор находится под стражей — правда, по подозрению в угоне».

«Хирург сказал мне, что если бы Диму привезли на 20 минут позже, ему бы уже не смогли помочь, — делится переживаниями мужчина. — В итоговом эпикризе значатся ушиб головного мозга, множественные переломы свода черепа, вторично-открытый перелом обеих костей левой голени со смещением отломков. Травма головы и операция привели к неизгладимому обезображению.

Фактически у ребенка сейчас отсутствует часть кости черепа. Была повреждена лобная часть мозга, которая отвечает за логику. У ребенка возникли проблемы: поначалу он не разговаривал, не узнавал ни меня, ни мать, позже с трудом составлял предложения, провалы в памяти есть до сих пор. В этом году он должен был пойти в школу, но, понятное дело, не вышло.

Сейчас пытаюсь „выбить“ учителя на дом».

Мы прошлись с Валерием по Грибному переулку, где было совершено ДТП. С географической точки зрения участок проезжей части можно назвать придворовой территорией — по крайней мере, так считают местные жители хотя бы потому, что дорога отделяет подъезд от детской площадки.

На этом участке нет ни дорожной разметки, ни пешеходного перехода. В нескольких десятках метров установлены «спящий полицейский» и знак, ограничивающий максимально разрешенную скорость до 40 км/ч. К сожалению, Валерий не смог вспомнить, были ли изменения в организации движения с момента ДТП.

Однако следственный эксперимент установил, что Jeep двигался со скоростью приблизительно 60 км/ч.

«Так как сын был в тяжелом состоянии, я тоже решился на госпитализацию, вышел на больничный, — вспоминает отец. — Примерно через два месяца в больницу приехал следователь. Он сообщил: дело разбили на два отдельно рассматриваемых, а именно — угон и ДТП.

Со слов сестры владельца Jeep я узнал: ее брат (видимо, чтобы избежать ответственности) заявил, что машину угнали. Через некоторое время он и обвиняемый могут прийти к мировому соглашению без всяких наказаний. Расследование обстоятельств ДТП ни к чему не привело.

Через пару дней вернулся домой, из дверной щели торчит письмо: в отношении водителя уголовное преследование по статье 317 УК прекращено в связи отсутствием состава преступления (п. 2 ч. 1 ст. 29 УПК Республики Беларусь).

В материалах дела указано: дорога, прилегающая к дому, не находится на жилой территории, следовательно, по ней разрешено двигаться со скоростью 60 км/ч; ребенок сам прыгнул на автомобиль, и водитель не имел возможности отреагировать.

Но в тот вечер у края проезжей части были припаркованы машины, а водитель должен ехать с безопасной скоростью, а не максимально разрешенной. Даже если знак не был установлен, нарушение ПДД налицо. Получается следующая картина: пьяный угонщик, двигаясь по двору со скоростью 60 км/ч, сбивает несовершеннолетнего пешехода, что приводит к тяжким телесным повреждениям последнего. Но „состав преступления отсутствует“. Нонсенс!»

Валерий подал жалобу в прокуратуру, ее перенаправили в Следственный комитет, откуда пришел ответ, ничем не отличающийся от предыдущего. «Однако мне сообщили, что я могу ознакомиться с делом, — отметил минчанин. — Как оказалось, к тому моменту оно было уже закрыто и передано в суд».

«Управлением Следственного комитета Республики Беларусь по г. Минску расследовано уголовное дело в отношении минчанина 1985 г. р., подозревавшегося в совершении преступлений, предусмотренных ч. 2 ст. 317 УК (ДТП с пострадавшим) и ч. 1 ст. 214 УК (угон), — позже сообщили в Следственном комитете.

— Подозреваемый, управляя принадлежащим знакомому Jeep Grand Cherokee, двигался по переулку Грибному в направлении улицы Артема. После пересечения улицы Пожарского от дома 9 на проезжую часть выбежал 6-летний мальчик.

В результате столкновения с транспортным средством и падения ребенку причинены тяжкие телесные повреждения, он госпитализирован».

«Учитывая первоначальные сведения, полученные на месте происшествия, УСК по г. Минску в отношении водителя возбудил уголовное дело по подозрению в нарушении ПДД лицом, управляющим транспортным средством, повлекшем по неосторожности причинение тяжкого телесного повреждения, — говорится в сообщении.

— В связи с заявлением владельца Jeep Grand Cherokee о том, что виновник ДТП взял автомобиль без его ведома, в отношении подозреваемого дополнительно возбуждено уголовное дело по признакам преступления, квалифицированного как угон. Подозреваемый заключен под стражу. Уголовные дела соединены в одном производстве.

В ходе следствия допрошены свидетели происшествия, с их участием проведен следственный эксперимент, назначены судебные экспертизы».

«Согласно заключению судебно-автотехнической экспертизы, водитель „не располагал технической возможностью предотвратить наезд на пешехода путем применения мер экстренного торможения с момента возникновения опасности для движения“, — отметили следователи.

— На основании свидетельских показаний, результатов проведенных экспертиз уголовное преследование в отношении водителя по подозрению в нарушении им ПДД, повлекшем по неосторожности причинение тяжкого телесного повреждения, прекращено. Медицинское освидетельствование показало, что в момент ДТП подозреваемый находился в состоянии алкогольного опьянения.

Также установлено, что у подозреваемого отсутствовали при себе водительское удостоверение и документы на автомобиль. Эти нарушения ПДД подтверждают совершение гражданином административно наказуемых деяний и не состоят в причинной связи с наступившими последствиями.

Материалы о вышеуказанных правонарушениях направлены в подразделение ГАИ для привлечения водителя к административной ответственности. Уголовное дело по обвинению в угоне водителя Jeep Grand Cherokee передано прокурору для направления в суд».

«Отец пострадавшего мальчика уведомлен о прекращении уголовного преследования в отношении подозреваемого в части, касающейся совершения им ДТП, а также о возможности ознакомиться с материалами уголовного дела и обжаловать принятое следствием решение в установленном законом порядке, — дополнили в Следственном комитете. — Отец также проинформирован, что в соответствии с Гражданским кодексом он вправе ходатайствовать перед судом о привлечении к ответственности лица, противоправно завладевшего и управлявшего источником повышенной опасности (транспортным средством), которым причинен вред здоровью его ребенка. С учетом выявленных в ходе следствия условий, способствовавших ДТП, в настоящее время столичная ГАИ принимает меры по надлежащей организации дорожного движения в районе улицы Пожарского, в том числе установке соответствующих дорожных знаков».

Валерий считает, что следователи не сообщили ничего нового: «Мне посоветовали обратиться в суд с иском к человеку, управлявшему источником повышенной опасности. Если бы хотел „срубить бабла“, давно бы это сделал. Но я хочу добиться справедливости и наказать виновника ДТП.

Я нанял адвоката и теперь собираюсь доказать в суде, что решение неправомерно.

Кроме того, я попытаюсь доказать, что место, где произошло ДТП, можно считать прилегающей территорией, а потому скорость в 60 км/ч, с которой ехал Jeep, является превышением и его действия действительно являются нарушением ПДД, а это попадает под статью».

Источник: https://auto.onliner.by/2013/10/28/sud-127

Лишиться водительских “прав” – такая перспектива не прельщает никого. А ведь ежегодно только за управление ТС в нетрезвом состоянии в Беларуси задерживается порядка 50 тысяч водителей! 50 тысяч- вдумайтесь в цифру! Все они лишаются водительских удостоверений и штрафуются.

А сколько водителей лишается “прав” за другие серьезные нарушения ПДД, хотя в последнее время законодательство в этом плане стало либеральнее. Так, с 23 февраля минимальный срок лишения водительских удостоверений в Беларуси уменьшен вдвое и составляет не шесть месяцев, а три.

Да и в случае ДТП во многом судьба причинителя вреда решается не сотрудником ГАИ, а потерпевшим. Простит он виновника – и “прав” за ДТП того уже не лишат, а лишь накажут за нарушение, которое привело к ДТП.

Сам факт остаться без “прав” уже чреват различными неудобствами, но порой многие не догадываются, какими именно.

Что же, попробуем рассмотреть различные ситуации и ответить на некоторые вопросы автолюбителей (при подготовке материала использованы официальные ответы ГАИ УВД Брестского облисполкома (www.gaibrest.by) и УГАИ ГУВД Мингорисполкома (www.guvd.gov.by)).

– Можно ли получить в/у после того, как был оштрафован за вождение в нетрезвом состоянии без права управления автомобилем?
– Так как вы не имеете права управления, то есть водительского удостоверения не получали, даже после того как вас оштрафовали, можете пройти обучение и получить “права”.

– Нужно ли учиться в автошколе, если 9 лет назад забрали водительское удостоверение категории “А”? Или можно просто сдать экзамен на категорию “В”?
– Изъятое у вас водительское удостоверение было направлено на хранение в МРЭО ГАИ по месту жительства.

Через 2 года после истечения срока лишения оно было уничтожено как невостребованное. Таким образом, вам необходимо обратиться в РЭО ГАИ, сдать теоретический и практический экзамены по вождению мотоцикла, после чего вам выдадут временное разрешение сроком на 1 месяц, а затем дубликат водительского удостоверения категории “А”.

А на категорию “В” вам необходимо пройти обучение в автошколе.

– Был лишен права управления по ст.115 на три года, срок уже истек. При лишении удостоверение не сдал, так как оно было утеряно.

Как восстановить в/у?
– Необходимо обратиться в МРЭО ГАИ по месту жительства и восстановить право управления, сдав теоретический и практический экзамены. После сдачи экзаменов вам выдадут дубликат водительского удостоверения.

При себе необходимо иметь медсправку (медкомиссию придется пройти заново), паспорт, квитанции об оплате.

– Истек срок лишения “прав” за пьянку. Сколько раз можно сдавать теоретический экзамен в ГАИ? Могут ли направить снова в автошколу?
– Сдавать можно до тех пор, пока не сдадите. Направление на переобучение в настоящее время не предусмотрено.

– Подскажите, какое наказание последует за управление ТС c остаточной дозой алкоголя наутро – медосвидетельствование показало 0,5 промилле.

Существуют ли смягчающие обстоятельства?
– Для инспектора ДПС есть три вида заключения медосвидетельствования водителя: трезв; установлен факт употребления алкоголя, опьянения нет; алкогольное опьянение (есть еще алкогольная кома, но это тоже опьянение).

В первых двух случаях водителю пожелают счастливого пути, в третьем составят протокол за нарушение ПДД. Заключение выносит врач-нарколог на основании комплекса признаков, а не только “трубки” (трубка – это просто газоанализатор).

Решение по протоколу принимает начальник РОВД или ОГАИ в порядке, предусмотренном ПИКоАП РБ. Наказание – штраф плюс лишение права управления ТС.

– Был лишен “прав” сроком на 1 год за мелкое ДТП. Забирать “права” этим летом. Когда сдавал удостоверение, сказали, что пересдавать теоретический и практический экзамены не нужно, а только показать действующую медсправку. Все чаще слышу, что пересдавать все-таки придется…


– В случае лишения права управления ТС за иные нарушения ПДД, кроме лишения за управление в состоянии опьянения, экзамены в МРЭО ГАИ пересдавать не нужно. В данном случае возврат “прав” осуществляется при предъявлении действующей медсправки бесплатно по истечении срока лишения.

– У меня забрали “права” на 3 года, были две категории “В” и “С”. Прошло 2 года.

Могу ли я управлять ТС категории “С”? Если да, то как получить “права”? Можно ли сократить срок при имеющемся ходатайстве с предприятия, где я работаю?
– Лишение права управления ТС в состоянии опьянения предусматривает лишение всех категорий. Сокращение срока лишения действующим законодательством не предусмотрено.

– Летом 2008 года я был лишен “прав” на 3 года за передачу управления ТС нетрезвому водителю. Через 7 дней я пошел служить в армию и даже не был на суде. Автомобиль был не мой, а я получил лишение “прав” на 3 года и штраф.

Могу ли я обжаловать наказание или сократить срок лишения?
– Постановление суда 2008 года о лишении вас права управления вступило в законную силу через 10 дней после его вынесения, так как не было обжаловано в вышестоящий суд. В настоящее время данное постановление обжалованию не подлежит.

Сокращение срока лишения права управления действующим законодательством не предусмотрено.

– Был в нетрезвом состоянии, а ехать надо было. Позвонил другу, предварительно поинтересовавшись, трезвый ли он и может ли он меня на моей машине завезти.

Нас остановили, и оказалось, что у него 0,55 промилле! Отобрали и у меня “права”! Говорят, что лишат и штраф дадут. Что-нибудь можно сделать?
– Нарушение ч.1 ст.18.16 “Управление ТС лицом, находящимся в состоянии алкогольного опьянения…

либо передача управления ТС такому лицу” наказывается штрафом от 15 до 35 б.в. с лишением на 3 года.

– Был лишен права управления по ч.1 ст.18.17 за ДТП. В течение 10 суток подал обжалование с просьбой лишение заменить штрафом.

Чего теперь ждать и сколько? Идет ли время рассмотрения заявления в счет лишения в/у?
– Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении рассматривается в месячный срок со дня ее поступления. Постановление вступает в законную силу немедленно после его вынесения.

Жалоба на вступившее в законную силу постановление может быть подана в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу постановления. Ожидайте, вас вызовет должностное лицо, рассматривающее жалобу.

– Подскажите, если лишили “прав” на 3 года 20.12.2007, когда кончается срок и когда можно обращаться за получением “прав”? Через 3 года или через 3 года и 10 дней?
– Через 3 года и 10 дней. Не забывайте, что вам еще необходимо сдать квалификационные экзамены на право управления ТС.

Источник: https://www.abw.by/novosti/law/170312

Скрыться с места ДТП: несколько типичных историй с печальным концом – МК

На кого подавать в суд после ДТП,  совершенного пьяным 16 летним водителем?

«Номер мобильного телефона определился, за эту ниточку потянули»

У меня нет ни гаража, ни тем более личного шофера, вот и приходится бросать авто где придется. Поэтому сюрпризы где-нибудь на бампере оттого, что кто-то неловко к нему притерся, увы, не редкость. Относиться к этому философски, как, к примеру, во Франции, где принято парковаться впритык, не всегда удается, потому что ремонт — это дорого. Но предъявлять счет обычно некому: не пойман — не вор.

Ясным апрельским вечером, гуляя с собакой, я вдруг услышала визг тормозов, вой клаксона и звук удара в узком проезде с тыльной стороны дома, где жители, и в том числе ваша покорная слуга, паркуют своих «коней».

Первая мысль — двое не разъехались, и произошло глупейшее лобовое столкновение из-за того, что никто не хотел уступать. Но, к моему изумлению, водители, громко обменявшись «любезностями», благополучно разъехались. Нехорошее предчувствие заставило меня подойти поближе.

Незнакомый мужчина сидел на корточках рядом с моей машиной.

— Извините, что вы тут делаете? — спросила я, думая, что это он меня зацепил и как честный человек не «свинтился», а решил рассмотреть повреждения и вызвать полицию.

— Записываю номер автомобиля, который вас стукнул, — ответил он, старательно выводя пальцем на пыльной двери буквы и цифры, вплоть до региона.

— Может, вы и марку запомнили?

— Запомнил: «Шкода Октавия».

— Боюсь спросить: а на цвет тоже обратили внимание?

— Белый. И еще. За рулем была женщина, наглая такая, даже не остановилась! — наблюдательный свидетель пылал праведным гневом.

Повреждения, на мой взгляд, выглядели скромно — потертости и царапины, но на этот раз я решила довести дело до конца: зря, что ли, свидетель старался!

Экипаж ДПС прибыл довольно быстро. Составили протокол. Предупредили, что если водителя установят — он наверняка будет все отрицать, и вообще надо готовиться к мучительному хождению по инстанциям: в подразделение ГИБДД, в суд, в страховую компанию, на сервис…

По наивности я думала, что виновницу аварии найдут молниеносно. Есть госномер, цвет и марка — что еще надо? К тому же информация была передана в «02», что называется, по горячим следам, и лихачка вряд ли успела покинуть пределы района.

Увы, механизм розыска раскручивается неспешно, особенно когда речь идет о мелком ДТП. Но Ирине П. в тот день отчаянно не везло! Ровно через четверть часа она устроила новое ДТП — на этот раз уже серьезную аварию. Надо ли говорить, что в группе разбора ее ждал неприятный сюрприз, потому что злополучная «Шкода» уже числилась в базе розыска.

«Подумаешь, притерли кого-то»

В таких случаях, что бы ни говорили автоюристы, приемлемой альтернативы лишению прав — в виде, допустим, крупного штрафа — нет, и нарушителю даже в случае мелкого ДТП (та же царапина на бампере) грозит почти то же, что и пьяному за рулем. Короче, сбежал с места аварии — стань пешеходом на год или полтора!

Впрочем, иногда судьи назначают административный арест до 15 суток, и некоторые водители радостно отправляются в спецприемник мести улицы или в настольные игры играть — главное, можно будет сразу сесть за руль.

По статистике, место ДТП оставляет каждый десятый водитель. Реальные цифры, конечно, выше, потому что далеко не все потерпевшие обращаются в полицию, считая, что это бесполезно.

— Каждый день водители скрываются с места аварии. Только за пять месяцев этого года в нашем административном округе произошло 248 случаев ДТП с пострадавшими, 33 человека оставили место аварии, 21 из них удалось разыскать.

За этот же период зафиксировано 8690 мелких ДТП, скрылись 650, — рассказывает майор полиции Денис Муравьев, старший инспектор розыска Отдельного батальона ДПС ГИБДД по Западному административному округу.

— В основном это достаточно молодые водители, в возрасте 25–35 лет; в последнее время отмечаем, что среди них стало больше женщин. Не потому, что они плохие водители. Просто количество автоледи стремительно растет.

Майор полиции Муравьев: «Ежедневно кто-то скрывается с места ДТП». Денис Стихарев.

Забавно, что некоторые даже не считают, что совершили ДТП: подумаешь, притерли кого-то на дороге или на парковке. Обычные отговорки: не заметил, не услышал, опаздывал за ребенком в школу, торопился к больному родственнику…

— Многие водители лукавят и в очень редких случаях признают свою вину, — говорит мой собеседник. — Особенно если нет свидетелей.

Пытаются узнать, что у нас на них есть, в частности, интересуются видеозаписью с камер наружного наблюдения. К сожалению, часто мы сталкиваемся с плохим качеством записи, расплывчатым изображением.

В такой ситуации водитель возмущается: «А где видно, что это я за рулем?!».

Интересуюсь, к каким еще хитростям прибегают люди, чтобы скрыть свою причастность к ДТП.

Около 6 утра на Минской улице водитель совершил наезд на пешехода и скрылся. Человек погиб, машину нашли во дворах. За рулем находился бывший сотрудник полиции. Такое тоже случается, хотя и очень редко, — констатирует майор Муравьев.

— Он хотел заявить о якобы угоне своего автомобиля, но не успел: его быстро задержали. А по мелким ДТП часто бывает, что водители, которые покинули место аварии, обращаются в полицию в других округах, чтобы оформить ДТП, если у них КАСКО, и скрыть следы.

Ремонтируют даже у официальных дилеров, но тем не менее есть достаточно примеров, когда этих предприимчивых автолюбителей удавалось изобличить.

Виновника вычислили по звонку в «скорую»

Для гаишников все аварии, в которых пострадало только «железо», от едва заметных потертостей во дворе до трассовых ДТП, где другие скорости и последствия, когда машина «в хлам», считаются мелкими. Виновников ищут, но, наверное, с меньшим рвением, чем тех, кто устроил ДТП с пострадавшими. Трещина в бампере или перелом руки — комплекс мероприятий по розыску один и тот же.

Когда пострадавший в результате аварии обращается за медицинской помощью в травмопункт или больницу, информация в обязательном порядке передается в службу 02. Как правило, описываются телесные повреждения и сообщается адрес, где произошло ДТП. Естественно, медики не знают ни номера, ни цвета машины, которая совершила наезд, а пострадавшему тем более не до этого.

— Некоторое время назад произошла такая история, — вспоминает старший инспектор розыска. — Бабушка 90 лет шла из аптеки домой. Во дворе стояла машина, в которой сидели молодые люди.

Как нарочно, когда старушка проходила мимо, автомобиль двинулся задним ходом. Бабушка упала — ей много не надо. Перелом тазобедренного сустава. Кто-то из молодых людей вызвал «скорую», дождались приезда и уехали.

Номер мобильного телефона определился, за эту ниточку потянули. Водитель был установлен и привлечен к ответственности.

Оставление места ДТП — тяжелая практика для водителей автобуса. Пожилого возраста пассажиры при резком торможении падают, ломают тазобедренный сустав.

Это всегда расценивается как тяжкий вред здоровью, а в таком случае неизбежно наступает уголовная ответственность.

Водитель обязан остановиться и вызвать полицию, но многие, передав пострадавшего в руки врачей, продолжают движение по маршруту, как будто ничего не случилось.

Вот человек случайно сбил пешехода и, чтобы не терять время, отвез его в больницу. Неужели это тоже расценивается как оставление места ДТП? Он ведь не просто сбежал, а действовал из лучших побуждений! Может быть, чью-то жизнь спасал. В такие моменты не до формальностей.

Так вот, инициатива наказуема. Даже если водитель лично отвез пострадавшего в медицинское учреждение, он обязан после этого вернуться на место и сообщить в полицию. Все-таки в городе лучше вызывать «скорую», потому что в некоторых случаях бывают такие повреждения, когда пострадавшего нельзя ни трогать, ни перемещать.

Записки на лобовом стекле и шантаж

Дорога в ад, как известно, вымощена благими намерениями. Моя коллега, выезжая из двора, случайно задела припаркованный автомобиль. В результате — трещина на бампере. Ждать приезда полиции журналистка не могла — опаздывала на важное интервью.

Но как порядочный человек оставила под «дворниками» на ветровом стекле записку со всеми своими координатами в расчете на то, что владелец с ней свяжется, и они урегулируют вопрос компенсации вреда.

Через несколько дней ей действительно позвонили, только из полиции, и сообщили, что она оставила место ДТП. Дальше — суд и лишение прав на год.

Так что записки лучше не писать. Очень часто пострадавшего не устраивает предложенная сумма, он начинает шантажировать честного водителя, выдвигать новые требования и в конечном счете заявляет на него в полицию.

— Я мог бы рассказать не одну историю на эту тему. Вот водитель задел пешехода. Остановился, переговорил с ним, тот махнул рукой: «Езжай, все нормально!», а потом написал заявление в полицию. По-человечески все понятно, водителю можно посочувствовать, но «лирика» в судах не применяется.

Нельзя уезжать, даже если в вашу припаркованную машину врезался на велосипеде ребенок. Вы ни в чем не виноваты, но на следующий день мать потерпевшего заявит, что машина двигалась задом.

И если происшествие не попало в камеру наружного наблюдения, доказать, что автомобиль стоял, будет практически невозможно.

Или пешеход сам налетел на машину, ушиб ногу или ударился лбом — надо обезопасить себя на месте и вызвать полицию. Лучше опоздать на работу, не успеть на свидание, пропустить визит к стоматологу, чем лишиться водительского удостоверения на год или полтора.

Помню только один случай, когда федеральный судья переквалифицировал такое правонарушение на более легкую часть, — рассказывает Денис Муравьев. — Водитель, останавливаясь на пешеходном переходе, в самый последний момент слегка задел пожилую женщину. Он довез ее до ближайшего медицинского учреждения, дождался, пока ей окажут помощь, и доставил ее домой.

Съездил в аптеку, купил лекарства, дал денег и оставил свой телефон. А через три недели старушка обратилась с заявлением в полицию. Она рассчитывала, что мужчина будет и дальше оказывать ей материальную поддержку, а он «пропал и трубку не берет!».

Мы этого водителя, конечно, установили, направили материал в суд, но судья учел все обстоятельства и назначил наказание в виде штрафа.

«Иногда машину прячут в соседнем дворе»

Если нарушитель все-таки благополучно скрылся после совершения ДТП и никаких сигналов от правоохранительных органов не получил, не стоит думать, что теперь можно расслабиться и забыть неприятный инцидент, как страшный сон. А вдруг в тот самый момент, когда он быстро сматывал удочки, его засекла местная «мисс Марпл» или чудесным образом сработала камера наружного наблюдения?..

По словам моего собеседника, в случае, когда в аварии есть пострадавшие, возможно продлить расследование на срок до 6 месяцев, потому что необходимы временные затраты на истребование медицинских документов. Потом назначается судебно-медицинская экспертиза, и тогда нарушителя могут привлечь к ответственности уже по второму составу — причинение вреда здоровью.

Через какое время информация об оставлении водителем места ДТП появляется в базе? В любом случае — не сразу. Часто это зависит от тяжести последствий.

Если на ваших глазах произошел наезд, и пешеходы полетели на крышу, а вы успели «отсканировать» госномер уходящего на скорости автомобиля, дежурная часть по вашему звонку оперативно примет информацию и передаст в управление ГИБДД.

В любой камере на дороге, а их сегодня сотни, автомобиль будет «светиться».

— Иногда машину прячут буквально в двух шагах от ДТП, где-нибудь в соседнем дворе, — рассказывает майор Муравьев. — Девушка недавно сбила женщину с собакой, которые переходили дорогу в неположенном месте, да еще и в вечернее время.

Удар пришелся на поводок, собака не пострадала, а женщину-пешехода затянуло под колеса. Девушка в панике бросила автомобиль в близлежащем дворе. Его нашли ровно через два часа по разбитому зеркалу и характерным повреждениям на капоте.

А недавно удалось разыскать водителя, который, сдавая задом во дворе, задел девочку на самокате. В полицию сообщили только цвет седана, тем не менее мы его нашли.

Мальчики-мажоры тоже иногда фигурируют в сводках. Некоторые торопятся открутить номера, но это не всегда помогает. А шестнадцатилетнего студента МГИМО, который на своем квадроцикле сбил пешехода, от наказания спас возраст. Водительского удостоверения у юноши не было, а административный арест возможен только с 18 лет.

…В назначенное время мы с Ириной П. приехали в подразделение ГИБДД, где инспектор сравнил характер механических повреждений и их высоту на обоих авто — все совпало до сантиметра.

На суде Ирина свою вину признала частично, уверяла, что просто не заметила наезда, и звука удара тоже не слышала: в салоне играла громкая музыка.

И вообще во всем винила неизвестного водителя встречной машины, который якобы чуть не всадил ей в лоб.

Но суд признал женщину виновной в административном правонарушении и назначил ей наказание в виде лишения права управления транспортным средством сроком на один год.

Если бы Ирина не уехала с места ДТП, она не угодила бы в другую аварию и рулила бы себе дальше. После таких историй волей-неволей начинаешь верить в знаки судьбы, которые мы часто игнорируем…

Источник: https://www.mk.ru/social/2016/06/16/skrytsya-s-mesta-dtp-neskolko-tipichnykh-istoriy-s-pechalnym-koncom.html

Какой срок исковой давности при ДТП в различных ситуациях?

На кого подавать в суд после ДТП,  совершенного пьяным 16 летним водителем?

Здравствуйте, уважаемые читатели блога!

Восемь из десяти водителей, попадавших в дорожно-транспортное происшествие, подтвердят, что авария – дело само по себе неприятное, но еще хуже долгий и тернистый путь поиска справедливости, который начинается после нее.

И нередко этот путь завершается в суде – если еще не вышел срок исковой давности по ДТП.

В этой статье я расскажу вам, что означает этот термин и как наличие у любого гражданского дела «срока годности» может сослужить пользу или стать препятствием в восстановление прав.

Срок исковой давности – что это и зачем нужно?

Для начала – немного юридических терминов. Срок исковой давности (СИД), как его определяет ст. 196 ГК РФ, – это время, отведенное лицу на защиту своих прав при помощи иска в суд.

Различают общий срок длительностью в 3 года и специальные сроки, определяемые конкретными законами.

СИД считается от того дня, когда гражданин узнал о нарушении своих прав и о лице, которому следует предъявить судебную претензию.

Даже в самом простом ДТП с двумя участниками возникает масса разногласий об обстоятельствах инцидента и степени вины каждого водителя.

Привычным явлением стали взаимные претензии автовладельцев и страховщиков о размерах и сроках страховой компенсации. Порой основания для судебных исков появляются уже спустя год-два после происшествия.

Чтобы судебные тяжбы не продолжались по десять лет, в российском гражданском праве и существует понятие «срок исковой давности».

Говоря простыми словами, закон устанавливает конкретный отрезок времени для подачи иска в суд по любому гражданскому делу. Таким образом, суд может отказать в удовлетворении ваших требований, если вы подадите иск с опозданием, не имея на это уважительной причины.

Знать, когда закончится срок давности по гражданским делам, связанным с ДТП, полезно, если:

  1. Страховая компания виновника отказала в выплате или выплатила неполную компенсацию;
  2. Виновник не имел полиса ОСАГО или ущерб превысил лимит покрытия;
  3. Страховая компания требует от вас выплаты по регрессу или суброгации.

Срок давности по искам к виновнику

Хорошо, если выплата по ОСАГО способна покрыть ущерб автомобилям и здоровью потерпевших. Машин в городах становится больше, а сами они – дороже. Между тем, ответственность страховой компании виновника ограничена 400 тыс. руб.

на компенсацию вреда имуществу и 500 тыс. руб. – вреда здоровью. Все расходы свыше этих сумм обязан возместить сам виновник.

Еще хуже для виновника ДТП, если он ненамеренно или осознанно не имел в момент аварии действующего полиса ОСАГО – тогда ему придется выплачивать всю сумму ущерба.

Компенсировать ущерб виновник может и добровольно, однако если он этого не делает или делает, но не в полном объеме, потерпевшие должны подать к нему сначала досудебную претензию, а затем гражданский иск. В какой срок можно это сделать, и с какого события начинать отсчет, вы узнаете из следующих частей.

Виновник оставил место ДТП

Если виновник происшествия не остался на месте ДТП, пожелав остаться неизвестным и избежать ответственности, то он только усугубил свою вину. Установить его личность, наличие прав на управление автомобилем и полиса ОСАГО теперь предстоит ГИБДД. Оставление места ДТП без уважительной причины – административное правонарушение, которое наказывается лишением прав на срок до полутора лет.

Административный кодекс определяет для этого нарушения срок привлечения к ответственности – 3 месяца со дня события, если обошлось без пострадавших, в противном случае срок увеличивается до года.

Если в этот срок нарушитель не установлен или дело не передано в суд, то с водителя снимается ответственность по этому нарушению, но он не освобождается от обязанности возместить материальный ущерб, нанесенный потерпевшему.

Пока личность виновника и его страховая компания не установлены, подавать иск на возмещение ущерба становится не к кому. В таком случае отсчет срока давности начнется только с того момента, когда можно будет определить ответчика по иску. При этом суммарная давность со дня ДТП не может быть более 10 лет.

Виновник без полиса ОСАГО

Водители без страховки ОСАГО, к сожалению, не редкость. Иногда это несчастливая случайность: владелец не успел оформить полис или не продлил имеющийся. Кто-то намеренно не приобретает страховку из-за высокой стоимости и ездит, надеясь на везение и собственное мастерство.

В любом случае, если виновник не имеет страхового полиса на момент аварии, вам придется взыскивать весь ущерб напрямую с него. Есть вероятность, что виновник согласится уладить дело на месте.

Если он откажется платить, то вам следует провести экспертизу повреждений и выставить виновнику досудебную претензию, приложив к ней пакет документов: заключение технического эксперта, квитанции по ремонтным работам и т.д.

Если и эта попытка урегулировать дело добровольно не возымела эффекта, то все, что остается – в течение 3 лет со дня ДТП передать в суд документы, собранные в ходе составления досудебной претензии, сопроводив их исковым заявлением в адрес виновника аварии.

Ущерб превысил предел по ОСАГО

400 тысяч рублей – это, конечно, крупная сумма, но и она не всегда способна покрыть стоимость восстановления автомобиля потерпевшего. А если потерпевших два или больше? Лимита «автогражданки» точно не хватит. Разницу между суммой фактического ущерба и максимальной выплатой по ОСАГО виновник происшествия обязан оплатить из собственных средств.

Потерпевший или его страховая компания имеют право обратиться за возмещением в срок до 3 лет после ДТП. Впрочем, перед подачей заявления в суд стороны обычно пытаются решить вопрос миром.

Если иск предъявлен вам, в первую очередь проверьте, не закончился ли еще срок давности по сути претензии. Для этого внимательно изучите все документы по делу, которые истец обязан предоставить для ознакомления.

Обратите внимание, какое событие истец считает началом периода давности.

В ДТП есть пострадавшие или погибшие

Несмотря на все старания автопроизводителей сделать свои автомобили безопаснее, статистика ГИБДД пугает: каждая десятая из общего числа аварий с пострадавшими оборачивается человеческими жертвами. Водитель, по вине которого в дорожном происшествии пострадал или погиб человек, будет привлечен к нескольким видам ответственности с разными сроками исковой давности:

  • Административная ответственность за нарушения ПДД, повлекшие ДТП с вредом здоровью пострадавших или со смертельным исходом. Срок привлечения к ответственности в этом случае составляет 1 год.
  • Уголовная ответственность за причинение тяжкого вреда или смерти. Срок привлечения к уголовной ответственности не ограничивается.
  • Гражданская ответственность за причиненный виновником материальный ущерб и моральный вред. Выплачивается потерпевшему или его родственникам, если потерпевший погиб. Материальные претензии можно предъявлять в течение 3 лет со дня происшествия, иск на возмещение морального ущерба не имеет ограничений на срок подачи.

Судебные иски на возмещение морального вреда

Под термином «моральный вред» понимают ущерб, который возник вследствие нарушения неимущественных прав или посягательств на нематериальные блага гражданина. Невозможность вести прежний образ жизни, потеря работы, все психологические травмы, связанные с ДТП – все это имеет свою цену. Вам надо лишь убедить суд, что урон действительно был нанесен.

https://www.youtube.com/watch?v=n-VlsrwEVOQ

Для обоснования требований вы можете использовать медицинские документы, справку с работы или показания свидетелей. Требовать возмещения можно только с причинителя вреда, то есть с виновника аварии. Давностный срок по требованиям компенсации морального ущерба не ограничен.

Исковая давность по страховому случаю

Допустим, что все участники инцидента установлены, и виновник точно определен. Невиновные в аварии участники теперь могут требовать страховую компенсацию.

Для получения компенсации по страховому случаю нужно правильно оформить документы для СК и предоставить автомобиль для осмотра.

Первая выплата не заставит себя ждать, но только 20% российских автовладельцев были довольны суммой, которую страховая выплатила им в качестве компенсации.

Неприятным сюрпризом окажется то, что дело не заканчивается на выплате компенсации потерпевшим. Получив всю информацию о происшествии, юристы страховой компании решают, вправе ли они выставить кому-то из участников ДТП регрессные или суброгационные требования. Кому грозят эти требования и каким сроком они ограничены – читайте ниже.

Претензии к страховой компании

Несправедливое отношение автостраховщиков к клиентам вынуждает их добиваться через суд полного возмещения затрат на ремонт.

С 1 апреля 2017 года официально начинается «натурализация» компенсации по ОСАГО – страхователь теперь получит не деньги, а направление в рекомендованный страховой компанией автосервис.

По мнению чиновников, это снизит количество имущественных исков от автовладельцев к страховщикам. Однако зная склонность страховых компаний к уменьшению расходов, можно ожидать массовых исков, связанных с некачественным ремонтом.

Для претензий к страховой компании установлен срок в 2 года. Проблемы возникают, когда нужно точно определить начало отсчета срока.

Каждая сторона трактует закон по-своему: страховщики настаивают на том, что двухлетний период начинается со дня ДТП.

Суды, как правило, встают на сторону страхователей, требующих вести отсчет со дня нарушения страховой компанией имущественных прав автовладельца, то есть со дня получения страхователем заниженной выплаты или отказа в выплате.

Регрессные требования

Все сложнее, когда страховая компания, компенсировав ущерб потерпевшим в ДТП, находит основание предъявить виновнику регрессные требования.

СК может требовать возмещение денежных средств в порядке регресса, если страховой случай произошел в результате умышленного ДТП (с целью получения выгоды), либо если виновник совершил грубое нарушение ПДД или правил страхования.

Если виновник был пьян или в наркотическом опьянении, то регрессный иск от страховой компании потерпевшего ему гарантирован.

Иски, связанные с регрессными требованиями, СК может предъявить виновнику в течение 3 лет со дня исполнения своего основного обязательства по отношению к потерпевшей стороне. Если выплаты потерпевшим были разделены на несколько частей, СИД по регрессу считается со дня последней выплаты

Суброгация

В том случае, если по вашей вине произошло ДТП, но пострадавший участник отказался от претензий, потому что у него в наличии полис КАСКО, то не спешите радоваться и отпускать потерпевшего с места аварии.

Тщательно зафиксируйте все детали происшествия, запишите данные второго участника и в дальнейшем поддерживайте с ним связь. А нужно это вот зачем: вместо потерпевшего водителя иск подаст его страховая компания.

Автостраховщик имеет право на взыскание с виновника ДТП средств, выплаченных в виде компенсации по КАСКО. Подобные требования законны и определяются ст. 965 ГК РФ, но часто страховщики идут на хитрость и подают иск года через два, когда повреждения уже отремонтированы, а детали произошедшего начинают забываться.

Между тем, требовать возмещения по ущербу в порядке суброгации, в отличие от регресса, можно только в пределах 3 лет со дня ДТП, при этом передача права востребования от страхователя к страховой компании никак не влияет на отсчет срока. Поэтому получив досудебную претензию от страховой компании, сразу же проверьте, не истек ли еще срок исковой данности по этому событию.

https://www.youtube.com/watch?v=cMnZW1rWJwI

Статья в тему:

Суброгация по осаго с виновника дтп

Что такое суброгация в страховании и чем она опасна, когда машина застрахована по каско

Применение исковой давности к последствиям ДТП

Даже если срок давности закончился, то это не повод для однозначного отказа в рассмотрении иска. Дело в том, что суд не имеет права самостоятельно указывать сторонам дела на превышение срока подачи искового заявления. Согласно ГК РФ, именно ответчик должен объявить о том, что положенный срок закончился и требования истца неправомерны.

Поэтому, если ответчик – вы, ни в коем случае не игнорируйте судебные заседания, ведь в этом случае дело рассмотрят без учета требований к срокам подачи исков.

Кроме того, неявка в суд поспособствует тому, что дело с большей вероятностью рассмотрят не в вашу пользу. Необходимо прийти в суд и обратить внимание судьи на то, что исковое заявление подано с нарушением законных сроков.

Вероятно, этого будет достаточно, чтобы прекратить рассмотрение дела.

Как увеличить срок подачи иска?

Если же вы отстаиваете свои права в роли истца, то знайте – период исковой давности можно продлить или восстановить. Чтобы убедить суд рассматривать такое дело, необходимо подать специальное заявление и представить доказательства, убедительно свидетельствующие о правомерности иска:

  • Свидетельства о невозможности подать иск в установленные сроки, например, ввиду тяжелой болезни или длительной командировки истца. Суд примет во внимание только те обстоятельства, которые препятствовали подаче иска в течение крайних 6 месяцев срока давности. Более ранние события судья не сочтет важной причиной для восстановления срока давности;
  • Подтверждение прерываниясрока давности, например, если ответчик ранее каким-либо действием признавал и частично удовлетворял требования истца. В случае перерыва СИД, его отсчет начинается заново.

Резюме

  • Срок исковой давностиограничивает период подачи искового заявления в суд;
  • Имущественные претензиик виновникуДТП можно предъявлять в течение трех лет со дня установления его личности
  • Претензии к страховым компаниям принимаются только в течение двух лет после ДТП;
  • Не ограничен срок давности для требований: о компенсации вреда здоровью, жизни, а также морального ущерба;
  • Отсчет срока начинается с момента нарушения прав истца, если установлено, кто будет отвечать по иску;
  • Только ответчик имеет право просить прекратить рассмотрение дела, если истец подал иск вне срока давности.

Заключение

Теперь вы точно знаете, как определить срок исковой давности в разных ситуациях, связанных с последствиями дорожной аварии, и как его применять для собственной пользы.

Источник: https://kulikavto.ru/dtp/srok-iskovoj-davnosti-po-dtp-kogda-zakanchivaetsya-i-mozhno-li-prodlit.html

Окно права
Добавить комментарий