На каком основании меня не берут в профильный 10 класс?

Как попасть в 10-й класс: когда в школу хочется, но не можется

На каком основании меня не берут в профильный 10 класс?

В редакцию KazanFirst обратилась мама одного из выпускников 9 класса лицея №78 в Казани Люция Ахметова. Ее ребенка (и еще около 70 учеников) отказываются принимать в 10 класс, рассказала она. Виной всему нехватка мест и низкий «рейтинг успеваемости».

— Нас не берут в 10 класс. Аргументируют это тем, что нет мест. На 106 человек выпускников сделали 26 человек класс. Отобрали по рейтингу оценок самых лучших, а остальных «попросили». Заявление не принимают, не регистрируют. Отказ обещают прислать в течение месяца по почте. Хотя я приходила сама лично с заявлением, — рассказывает собеседница издания.

В лицее создали лишь один профильный 10 класс — гуманитарно-технический, сетует женщина. Отбор туда проводят, ссылаясь на некие «локальные акты». Куда делись обычные общеобразовательные классы, не совсем понятно. Не попавшим в список «счастливчиков» ученикам предлагают искать место в других школах района или продолжить учебу в техникуме.

Прием в 10 классы проводится по специальному положению, оформленному локальным актом, рассказала исполняющая обязанности руководителя лицея №78 Надежда Приходько (директор учреждения сейчас находится в отпуске).

— Принимаются ученики, у которых средний бал по аттестату 4,5, участники, победители и призеры предметных олимпиад, дети, которые закончили с отличием, и дети, которые имеют льготы — сироты или инвалиды, — рассказала она.

Желающих поступить в 10 класс действительно было очень много, отмечает она. Поэтому и сформировали рейтинг — не только по оценкам в аттестате, но и по результатам обучения в течение всего года. Сейчас в школу набран один класс с гуманитарно-техническим профилем. — Профильными предметами будут математика и русский язык. Те, кто не сможет к нам поступить, могут поступить в другое общеобразовательное учебное заведение. Можно выбрать ту школу, где универсальный профиль, — говорит Приходько.

Случай в казанском лицее не единственный, рассказала основатель общественного движения против поборов в школах Екатерина Матвеева. Жалобы на проблемы при поступлении в 10 класс стали поступать еще в середине июня.

Сейчас их накопилось больше десятка со всех уголков республики — из Казани, Челнов, Нижнекамска и поселка Уруссу в Ютазинском районе.

И это только малая часть — многие родители не спешат распространяться о подобных сложностях.

— Не берут в 10 класс с тройками, — пишут из поселка Уруссу родители ученика школы №3.

— Заявление в школе приняли, но сказали, чтобы ученик ждал ответ с отказом, в школу его, в 10 класс, не возьмут, — сообщение из Нижнекамска из школы №10.

— Сына не берут в 10 класс, ссылаясь на плохую успеваемость. Ответ письменный не дали, сначала сказали, что есть документ, в котором прописано, что с тройками не брать. Когда я попросила написать на заявление отказ со ссылкой на этот документ, мне сказали, что не будут ничего писать, что еще есть время рассмотреть заявление, — жалуется мама ученика челнинской школы №10.

Даже аттестат без троек со средним балом 4,4 и хорошо сданные экзамены не дают полной уверенности в том, что ребенок попадет в 10 класс, рассказывает мама выпускника 9 класса одной из школ Челнов, пожелавшая остаться анонимной.

Из двух профильных классов, которые планировали создать — физико-математического и социально-экономического — школа выбрала только один. Ученики, которым этот профиль не подошел, сейчас вынуждены бегать по учебным учреждениям города, пытаясь пристроиться хоть куда-нибудь.

И таких в Челнах немало, ведь в большинстве школ только один 10 класс.

 — Получается, что из общеобразовательной школы мы сейчас превратились в мини-университеты — экзамены, вступительные испытания, проходной балл. Тогда, какой смысл в существовании 10 и 11 классов? Пусть дети сразу после 9 идут, кто в ВУЗ, кто в техникум — у кого к чему лежит душа, у кого какие способности.

Сейчас получается, что кто-то имеет возможность учиться и получить высшее образование, а другим такой возможности сознательно не дают.

Если ребенок любит литературу, а в школе создан физико-математический класс, то остается либо идти в училище, либо в другую школу, которая может оказаться чуть ли не на другом конце города.

Никто не имеет права лишать родителей и их детей возможности поступать в 10 класс, рассказали KazanFirst в пресс-службе Министерства образования и науки Татарстана. Но часто родители путают понятия «выгонять» и «ориентировать».

— Учителя, оценивая знания учащихся, стремление к знаниям, рекомендуют детям продолжить обучение в образовательных организациях среднего профессионального образования.

Обучающихся 10-11 классов готовят для поступления в вузы. Слабому ученику будет сложно обучаться и преодолеть минимальный порог на ЕГЭ по обязательным предметам.

В итоге данный выпускник может остаться без аттестата, — отмечают в ведомстве.

Школа имеет полное право создавать профильные классы — для поступления в такой нужно сдать соответствующий экзамен. Но при выборе направлений обязательно должно быть учтено мнение родительской общественности, запросов и возможностей учеников.

— Если школа открывает профильные классы, это не снимает с нее обязанности осуществлять общеобразовательные программы в старших классах со школы и обеспечить получение среднего образования теми учащимися, кто не выбрал соответствующий профиль, — пояснили в пресс-службе.

Конкурсные поступления и создание в школах профильных классов нарушают права учеников, отмечает Матвеева.

— Школы намеренно создают барьеры для того, чтобы отсеять детей из школ после 9 класса.  Делается это ради высоких рейтингов по ЕГЭ. По Татарстану уже были случаи увольнений директоров по низким показателям по ЕГЭ. А это уже конфликт интересов.

Школы, в которых родители и ученики испытывают сложности при зачислении в 10 класс, необходимо проверить прокуратуре на доступность среднего образования, говорит общественник. Ведь проведение конкурсных отборов, собеседований, конкурсов аттестатов и составление прочих рейтингов противоречит федеральном закону «Об образовании», который гарантирует «общедоступность и бесплатность» среднего общего образования.

Как попасть в 10 класс: краткое руководство к действию

В группе «ВКонтакте» «Поборы в школах и детсадах» Матвеева дает несколько советов тем, кого не принимают в 10 класс.

1. Необходимо написать заявление на прием. Затем включить на телефоне диктофон и отправиться в школу, чтобы зарегистрировать заявление.

2. Если бумагу не приняли — с записью разговора можно отправляться в прокуратуру. Чтобы написать еще одно заявление — о нарушении закона об образовании и об обращении граждан.

3. Заявление на поступление в 10 класс, написанное на имя директора школы, следует отправить почтой заказным письмом с описью.

4. Копию этого заявления можно также отправить в группу — его передадут лично министру образования и науки Татарстана, говорится в сообществе.

Как показывает опыт прошлого года, после выполнения всех этих действий ученика обычно принимают в 10 класс, пишет общественник, — главное, не молчать и не бояться.

Источник: https://kazanfirst.ru/article/414014

Источник: https://rvs.su/statia/kak-popast-v-10-y-klass-kogda-v-shkolu-hochetsya-no-ne-mozhetsya

Страсти по ОГЭ: поступить в 10 класс станет ещё сложнее

На каком основании меня не берут в профильный 10 класс?

Наш блогер Михаил Ланцман регулярно информирует вас о самых свежих изменениях в содержании или процедурах выпускных экзаменов. Сегодня он рассуждает о трёх основных трендах этого года, влияющих не только на выпускные экзамены, но и на всё школьное образование в целом.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

Недавно я посмотрел видеоролик, который заставил задуматься.

В телевизионном репортаже рассказывали о непростой ситуации, возникшей в одной из тульских школ, главным действующим лицом сюжета стал выпускник девятого класса.

Его мама обратилась с заявлениями в прокуратуру и местный комитет по образованию, когда усомнилась в законности действий администрации школы при составлении списка зачисленных в 10 класс учеников.

Дело в том, что с 2016 года в этом учебном заведении существует конкурсный отбор в специализированные 10 классы. составляется не только на основании баллов ОГЭ, формула довольно сложная: средний балл аттестата + годовые оценки + оценки за ОГЭ + баллы за портфолио.

Согласитесь, даже в университетах подсчёт конкурсных баллов проще, чем требования школы № 18 города Новомосковска Тульской области. В вузе у вас спросят только баллы ЕГЭ, к которым можно прибавить лишь 10 бонусных баллов за индивидуальные достижения.

Герой этого ролика не набрал нужного количества баллов, в список зачисленных не попал, но родители не торопятся смириться с положением вещей и просят подробного обоснования такого решения. Тульская школа — далеко не исключение. Такой конкурсный набор в профильные 10 классы практикует сейчас чуть ли не каждая школа России.

Предлагаю от конкретной жизненной ситуации перейти к обсуждению довольно серьёзной и животрепещущей темы, имеющей отношение ко всем выпускникам девятых классов.

Что происходит с ОГЭ: основные тренды и метаморфозы

Если мы зайдём на сайт ФИПИ и внимательно посмотрим демонстрационные материалы ОГЭ текущего учебного года, то убедимся, что существенных изменений в демоверсиях нет.

Все корректировки ограничатся небольшим списком:

1. На первом месте, разумеется, будет стоять введение в 2019 году обязательного итогового собеседования по русскому языку.

Это новшество давно обсуждалось, прошло период апробирования и стало обязательным для всех именно в этом году.

Промежуточный экзамен станет своеобразным допуском всех выпускников девятых классов к ГИА, запланирован он на вторую среду февраля (13 февраля) 2019 года. Собеседование состоит из четырёх частей:

  • чтение текста вслух;
  • пересказ;
  • высказывание на определённую тему;
  • диалог с экзаменатором (по тому же тексту).

Проходить испытание будет в школе, где учатся выпускники. Каждый ученик получит «зачёт» или «незачёт». Продолжительность экзамена — 15 минут. Будет организована аудиозапись экзамена.

2. Второе новшество касается экзамена по иностранному языку. В ОГЭ по иностранным зыкам в 2019 году внесены уточнения в критерии оценивания задания № 33, которое носит название «Личное письмо».

3. Третье изменение коснулось ОГЭ по литературе. Тут тоже нет изменений в самих заданиях, корректировки коснулись только критериев оценивания экзаменационной работы.

В частности, изменены критерии оценивания задания с развёрнутым ответом: изменились формулировки критерия № 1 (1.1.1 и 1.1.2, 1.2.1 и 1.2.2), а также теперь в заданиях 2.1–2.

4 экзаменаторы будут обращать внимание на логические ошибки (и снижать баллы, разумеется).

4. Особого внимания, на мой взгляд, заслуживает демоверсия ОГЭ образца 2019 года по истории. Дело в том, что в этом учебном году ФИПИ представило целых две демоверсии экзаменационных материалов по одному и тому же предмету.

Для тех, кто не в курсе, коротко поясню, что система преподавания такого предмета как отечественная история, осуществляет сейчас плавный переход от концентрического принципа к линейному. Для тех школ, которые ещё не перешли на линейный принцип, актуальны будут старые формы заданий демоверсии ОГЭ.

На первый взгляд, изменения абсолютно не критичные. Но не торопитесь с выводами. Общение с многочисленными выпускниками и их родителями убедили меня в обратном.

Есть целый комплекс изменений, который очень сильно меняет образовательный пейзаж средней школы, и который косвенно уже повлиял на рынок репетиторских услуг. Речь не о ЕГЭ, а именно об экзамене в девятом классе.

В этом году изменения незначительные именно потому, что их было слишком много в прошлом.

И ещё очень важный момент, о котором я обязан вам сообщить. Совсем скоро будут утверждены новые образовательные стандарты. Как только это случится, будут сразу же вводиться в режиме апробации совершенно новые задания ОГЭ и ЕГЭ. Об этом чиновники заявляли уже неоднократно.

В частности, глава Рособрнадзора Сергей Кравцов анонсировал апробацию новых моделей ОГЭ уже в 2019 году. Что это будут за задания, пока никто предметно сказать не может. Простите за каламбур, но уже в этом году на смену тюнингу ОГЭ может прийти полный апгрейд.

Надо понимать, что ОГЭ и ЕГЭ — это, по сути, сообщающиеся сосуды, и именно экзамен в девятых классах является своеобразной экспериментальной площадкой, на которой обкатываются (апробируются) всевозможные новшества, поэтому все тренды, имеющие отношение к ОГЭ, прямо или косвенно влияют и на изменения в главном экзамене страны.

Я не предсказатель, инсайдерской информацией о грядущих образовательных реформах, к сожалению, не обладаю. Поэтому возьму на себя задачу просто сформулировать чётко те самые тренды, в соответствии со своей личной логикой, которая базируется на практическом опыте работы в сфере бизнеса по оказанию репетиторских услуг.

Тренд № 1. Расширилось количество обязательных ОГЭ

В 2018 году выпускники девятых классов стали сдавать четыре обязательных экзамена. Напомню, что ещё четыре года назад девятиклассники могли без последствий отказаться от сдачи экзаменов по выбору, ограничиваясь лишь обязательными ОГЭ по русскому языку и математике. Тогда этой возможностью воспользовались почти 90% учеников!

Кстати, количество обязательных ОГЭ будет к 2020 году увеличено до трёх — добавится обязательный экзамен по иностранному языку.

Общее количество экзаменов в девятом классе хотят увеличить до шести: три обязательных и три по выбору.

Думаю, не надо быть предсказателем, чтобы понять, каким образом это отразится на рынке репетиторских услуг. Именно этот тренд, как мне кажется, максимально очевидно показывает, что и ЕГЭ ждёт та же участь — количество обязательных экзаменов для всех участников ГИА (и ОГЭ, и ЕГЭ) будет только расти.

Тренд № 2. Значительно укрепился статус результатов ОГЭ

В 2018 году изменения коснулись не только количества ОГЭ, именно в 2018 году баллы ОГЭ стали напрямую влиять на оценки в аттестате. И если для выпускников 11 классов подобная мера не стала бы катастрофой, поскольку оценки в аттестате не влияют напрямую на поступление в вуз, то для многих выпускников девятых классов это решение в 2018 году стало судьбоносным.

Если раньше мало кто из школьных учителей всерьёз воспринимал апелляцию результатов ОГЭ как необходимую меру, то именно этим летом всё поменялось кардинальным образом. Я не видел статистику по количеству апелляций результатов ОГЭ, но думаю, что в этом году таких детей было значительно больше, чем обычно.

Ролик в начале статьи наглядно иллюстрирует, что конкуренция при приёме в профильные классы вышла на качественно новый уровень.

Повышение статуса ОГЭ и заметно возросший «вес» баллов ОГЭ связан, на мой взгляд, с желанием влиять на качественый отбор желающих получить высшее образование

Именно поэтому ОГЭ уготована роль ещё одного фильтра для отбора наиболее талантливых и мотивированных учеников (будущих абитуриентов вузов).

Тренд № 3. Чиновники обратили внимание на несоответствие статистики по ОГЭ и ЕГЭ

Всё чаще стала звучать из уст чиновников критика в адрес школ, где показатели ОГЭ значительно (в несколько раз) превышают те же показатели на ЕГЭ. Статистика по ВПР, ОГЭ и ЕГЭ сейчас под пристальным вниманием.

Вот фрагмент очень важного интервью, которое «Известия» взяли этим летом у самых высокопоставленных чиновников, заместителя главы Рособрнадзора и руководителя Центра мониторинга качества образования Института образования НИУ ВШЭ.

Нужно ли помимо ЕГЭ развивать другие формы аттестации?

Анзор Музаев: Мы серьёзно работаем в этом направлении. Всероссийские проверочные работы (ВПР), национальное исследование качества образования, экзамен в девятых классах (ОГЭ). Имея результаты ЕГЭ, ВПР и ОГЭ, мы прекрасно видим уровень вранья в конкретной школе. Есть школы, в которых все отличники по ВПР и ОГЭ, но в ЕГЭ у них почему-то провальная ситуация.

Каков процент таких школ?

Анзор Музаев: По стране — больше 400. А всего школ в России свыше 40 тысяч. Самое интересное, 200 с лишним школ продолжают эту линию. Мы им указали ещё в прошлом году, в региональные министерства отдали списки, дали задание поработать с этой школой, посмотреть, что происходит. Но они и во второй раз показывают, что занимаются приписками.

Виктор Болотов: Я сам был на совещании представителей субъектов федерации. «По ЕГЭ такие результаты, по ОГЭ такие. Прокомментируйте, пожалуйста, почему по ОГЭ в два раза лучше, чем по ЕГЭ?» Стыд и краска на лицах. Три года боролись.

Я противник ВПР в том виде, в котором их сейчас проводят. Я за то, чтобы на федеральном уровне разрабатывали примерные материалы для переводных экзаменов по каждому классу и каждому предмету. Но ничего не изменится, если не будут созданы нормальные внутришкольные системы оценивания. Школа должна научиться сама объективно проводить и итоговое, и текущее оценивание.

В контексте сказанного совершенно очевидно, что логика развития событий предсказуема: усиление контроля за проведением самой процедуры ОГЭ.

Кстати, уже озвучены конкретные меры: оборудование всех ППЭ, где проводятся ОГЭ, видеонаблюдением (сейчас камеры есть не везде) и создание общефедеральной предметной комиссии для проверки экзаменационных работ (раньше этим занимались комиссии региональные).

Самый главный вывод коротко звучит так: попасть в 10 класс будет всё сложнее

Для этого надо будет подтвердить своё желание конкретными знаниями по обязательным и профильным предметам.

Кстати, для тех, кто планирует попасть в вуз альтернативным путём — через учёбу в колледже или техникуме после девяого класса, у меня не очень хорошая новость: чиновники озвучили возможность введения ЕГЭ для учащихся СПО.

За них тоже «возьмутся» буквально в ближайшее время — уже осенью во всех колледжах и техникумах проведут срезы знаний по русскому языку и математике.

Весь комплекс мер, которые принимают форму вполне очевидных трендов, я называю принципом трёх «У»: увеличение, усложнение, ужесточение. И, конечно, об этом желательно знать не только родителям выпускников, но и тем, кому ещё далеко до экзаменов. Не хочется никого пугать, моя цель была иная. Я хотел лишь проинформировать вас о грядущих переменах. А предупреждён, значит вооружён.

Unsplash (Craig Whitehead)

Источник: https://mel.fm/blog/mikhail-lantsman/48261-strasti-po-oge-postupit-v-10-klass-stanet-eshche-slozhneye

Минобразования установило критерии отбора школьников в 10-е профильные классы

На каком основании меня не берут в профильный 10 класс?
Одного желания пойти учиться в 10 профильный класс школ и гимназий мало – прием будет проходить по конкурсу. Подать заявления смогут только ребята с отметками не ниже 7 по профильным предметам и средним баллом аттестата не ниже 6.

При этом практически в каждой школе сохранят и обычные 10-е классы, где прием учеников останется без изменений.В них все учебные предметы будут изучать на базовом уровне.

  Об особенностях формирования профильных классов и подгрупп говорится в инструктивно-методическом письме Министерства образования, опубликованном на сайте ведомства. 

Экзамены для поступления в 10-й класс школ, как и обещал министр образования Михаил Журавков, не вводят. Пока речь идет лишь о конкурсном отборе.

Ребята, которые окончили 9 классов гимназий, перейдут в 10 класс без сдачи вступительных испытаний и проверки способностей. Как и прежде, экзамены останутся для поступающих в 10-е классы лицеев.

С нового учебного года в старших классах учреждений общего среднего образования вводится профильное обучение. Оно предусматривает изучение отдельных предметов на повышенном уровне. А также проведение факультативов профессиональной направленности (профессионально ориентированных курсов) для ориентации на получение педагогических, военных и других специальностей. Факультативы, скорее всего, будут проводить в шестой школьный день.

В школах могут появиться как профильные классы, так и профильные группы. “Мы вводим так называемое мультипрофильное обучение – это когда одна часть класса изучает углубленно одни предметы, а другая часть – совсем другие”, – поясняют в Министерстве образования.

Но сегодня речь не идет о том, что профильные классы и группы появятся в каждой школе. Школы могут организовывать профильное обучение, только если в этом заинтересованы учителя и ученики, и в учреждении хватает квалифицированных педагогов, есть современная компьютерная техника, оснащенные учебные кабинеты физики, химии, биологии и т.д. Что касается гимназий, то в них есть профильные направления (физика и математика, биология и химия, обществоведение, искусствоведение). Согласно рекомендациям, при наличии запросов от детей и родителей обычные 10 и 11 классы, в которых все учебные предметы будут изучаться на базовом уровне, оставят. Школы и отделы образования проанализируют запросы учеников и в соответствии с ними организуют профильные и обычные классы. Зачисление в профильные классы будут проводить на конкурсной основе по результатам обучения в базовой школе. Средний балл аттестата ученика за 9 классов должен быть не ниже 6 баллов. А отметки по профильным предметам не ниже 7.

Без учета среднего балла и отметок по профильным предметам зачислят победителей третьего и заключительного этапов республиканской олимпиады по соответствующим (профильным) учебным предметам.

Министерство оставило за школами возможность выбрать по какой модели организовать профильные классы.

Модель 1: объединение в одном классе учащихся, изучающих на повышенном уровне одинаковые учебные предметы.

Возможный вариант учебного плана.

№ пп

Учебный предмет

Количество часов

в неделю

1.1. Учебные предметы, изучаемые на базовом уровне

1.

Белорусская литература

2/1

2.

Русский язык

1

3.

Русская литература

1/2

4.

Математика

4

5.

Информатика

1

6.

История Беларуси

1

7.

Всемирная история

1

8.

Обществоведение

1

9.

География

2

10.

Биология

2

11.

Физика

2

12.

Химия

2

13.

Физическая культура и здоровье

2

14.

Допризывная и медицинская подготовка

1

Всего

23

1.2. Учебные предметы, изучаемые на повышенном уровне

1.

Белорусский язык

3

2.

Иностранный язык (английский)

5

Всего

8

Всего по пп.1.1-1.2

31

1.3. Факультативные, стимулирующие, поддерживающие занятия

1.

Час здоровья и спорта

1

2.

Стимулирующие и (или) поддерживающие занятия

2

3.

Факультативные занятия

5

Всего

8

Максимальная допустимая недельная учебная нагрузка

34

Общее количество часов, финансируемых из бюджета, в соответствии с типовым учебным планом

39

Учебно-полевые сборы (медицинская практика)

5 дней

(30 часов)

Модель 2: объединение в одном классе учащихся, изучающих на повышенном уровне разные учебные предметы. Можно, чтобы один учебный предмет, изучаемый на повышенном уровне, являлся одинаковым для всех (левый столбец таблицы), а другие учебные предметы – были разными для разных учащихся (правый столбец таблицы).

Математика

Иностранный язык

Физика

Химия

Иностранный язык

Белорусский язык

Русский язык

История Беларуси

Биология

Химия

История Беларуси

География

Всемирная история

История Беларуси

Обществоведение

Русский язык

И т.д……

…..

А также можно в одном 10-м классе сформировать несколько профильных групп с разным набором обоих учебных предметов, изучаемых на повышенном уровне. Это так называемое мультипрофильное обучение. Так, каждый учащийся 10 класса будет иметь свою индивидуальную образовательную траекторию.

Модель 3: объединение в одном классе учащихся, изучающих отдельные учебные предметы на повышенном уровне и изучающих все предметы на базовом уровне.

Министерство образования рекомендует школам сразу предложить родителям и ученикам типовой учебный план средней школы, в котором предусмотрено количество часов для изучения предметов на базовом и повышенном уровнях. А потом дать возможность ученикам выбрать два предмета, которые они хотят изучать углубленно. На основе интересов учеников школа определяет направления профильного обучения и формирует группы. Так, в школе может быть всего несколько конкретных направлений, например, физико-математическое и химико-биологическое, или химико-биологическое и гуманитарное. А может быть и достаточно большой набор сочетания учебных предметов для изучения их на повышенном уровне, отмечается в рекомендациях. Изучение учебных предметов, не выбранных учащимися в качестве профильных, будут проходить всем классом. Если предмет изучается на базовом уровне не всеми учащимися класса, то может формироваться одна группа из учеников нескольких классов. В учреждениях общего среднего образования могут функционировать классы профессиональной направленности для ориентации на получение педагогических, военных и других специальностей (педагогические, военно-патриотические, правовые классы и др.), говорится в рекомендации. Может быть, для ребят, окончивших педагогические классы, введут особый порядок приема в вузы на педспециальности. Такая возможность сегодня рассматривается.

Педагогический класс формируется по тем же правилам, что и обычный профильный. Ученики педклассов, как правило, будут изучать на повышенном уровне предметы, учителями которых планируют стать. Все учащиеся педклассов должны пройти факультативный курс “Введение в педагогическую профессию”.

Источник: https://news.tut.by/society/450265.html

Окно права
Добавить комментарий