Можно ли привлечь к уголовной ответственности за отрицание Бога?

Тюремный срок за

Можно ли привлечь к уголовной ответственности за отрицание Бога?

Сегодня в Ставрополе судят пользователя ВКонтакте, который усомнился в существовании Бога.

В кратком пересказе Рустема Адагамова сюжет выглядит так:

Какая-то фантастическая история. Некто Виктор Краснов из Ставрополя в комментах в соцсети написал оппонентам, что бога нет, а Библия — сборник еврейских сказок. На него подали заявление в полицию.

После этого принудительно посадили в психушку на месяц, а потом менты из управления «Э» стали его прессовать за экстремизм — вызывали на забор генетического материала (!), просили работодателя уволить с работы его мать.

В результате, он теперь обвиняемый по статье об оскорблении чувств верующих, будет суд, ему грозит год тюрьмы. Что-то совершенно невероятное, не укладывается в голове.

Подробности раскрывает руководитель правозащитной организации “Агора” Павел Чиков:

Сейчас начались слушания уголовного дела мировым судьей Промышленного района Ставрополя. Блогера Виктора Краснова в Ставрополе судят по новой редакции ст. 148 УК РФ (Оскорбление чувств верующих), принятой после дела Pussy Riot.

Осенью 2014 года в споре с участниками групп социальной сети «ВКонтакте» о существовании бога Краснов заявил, что «Бога нет», а Библия — «сборник еврейских сказок». За эти слова двое его оппонентов подали на него заявления в полицию.

Следственный комитет по Промышленному району Ставрополя в конце 2015 года предъявил обвинение Виктору Краснову по части 1 статьи 148 Уголовного кодекса (оскорбление чувств верующих).

Защищает его наш Андрей Сабинин.

Статья 14
Каждому гарантируется свобода совести, вероисповедания, религиозной или атеистической деятельности.

Каждый вправе свободно исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, выбирать, иметь и распространять религиозные либо атеистические убеждения и действовать в соответствии с ними при условии соблюдения закона (Декларация прав и свобод человека и гражданина, принятая Верховным советом РСФСР 22 ноября 1991 года (действующая)).

Православные активисты празднуют:

Но большинство комментаторов пребывают в шоке:

Dmitry Gudkov

Я об этом, правда, узнал только сегодня. В России судят человека за фразу «Бога нет». И за нецензурную характеристику Библии как «сборника еврейских сказок». Завтра, возможно, последнее заседание. Потенциальный срок — до года тюрьмы.

То есть один пользователь разговаривал «ВКонтакте» с другим — обычный сетевой треп — и в итоге получил уголовное дело, собеседник, прямо как 80 лет назад, стукнул «куда надо».

«Алло, товарищ! Это КГ.., ой, извиняюсь, ФСБ? Тут вот гражданин пишет, что Бога нет. Да-да, приезжайте. Жду!».

Может, оно, конечно, и было не так, не в тех выражениях — но результат — сначала психушка на месяц. Выяснили — подсудимый вменяем. А потом и сам суд. Наверное, Страшный.

Экспертиза выясняет, что оскорбления конкретных людей в диалоге не было, зато было оскорбление их чувств.

Ну как, вот просто — как такое может быть в XXI веке? Я понимаю, что меня читают и верующие, и неверующие, и христиане, и мусульмане, и буддисты, и иудеи (простите, кого не перечислил).

Но вас, правда, задевает, если кто-то говорит, что Бога нет, или там, наоборот, Дарвин все перепутал? Меня вот — нет.

Похоже, завтра и меня могут посадить: давно на исповедь не ходил, подозрительно это.

Natalia Shantal

Думала, анекдот, когда пару дней назад история появилась в сети. Не поверила. Слишком уж абсурдно. Оказалось правда.
Ну что ж, костры священной инквизиции не за горами, вестимо. Какие там исламисты-фанатики, тут вполне себе христиане любого в пепел оприходуют!

Комментаторы отмечают иронию происходящего:

Elena Andreeva

тридцать лет назад можно было сесть за “Бог есть”…

Maxim Kuderov

Еще совсем недавно по сути те же самые люди жгли иконы, строили бассейны вместо храмов и сажали в психушку – по совершенно противоположной причине.

Данила Демин

Кто постарше помнят, как в СССР в психушку закрывали тех, кто что-то высказывал против коммунизма. Логика была простая: против коммунизма может быть только психически нездоровый человек, значит его надо лечить.
Дожили. Теперь в психушку отправляют атеистов.

Что творится у нас в стране?! Где пределы этому?

Видимо, пора новый флэшмоб объявлять: пишем в своей ленте “Бога нет”.
Ну, не всех же они в психушку пошлют?

Флэшмоб не заставил себя ждать:

Некоторые верующие так и считают:

Andrei Desnitsky

Того “бога”, которого надо было бы защищать при помощи прокуратуры – его действительно нет. Это глупая и злая пародия на Творца и Спасителя, выдуманная атеистами.Хотя теперь уж и не знаю… может, и не атеистами.

Они могли бы оскорбить мои религиозные чувства – те, кто это выдумал – если бы мои религиозные чувства имели бы хоть какое-то значение перед лицом Творца.

Замечу, в римском праве был принцип “Deorum injuriae diis curae” – об обидах, нанесенных богам, пусть заботятся сами боги, пусть накажут кощунников. Земному правосудию это неподвластно.Они просто верили в этих самых богов, римляне.

А не в прокуратуру.

Nikolay Alesvit

Какой-то странный у них Бог, что ментовские, прокурорские и судейские его с особой прытью защищают. Вот мой – со мной, и мне в принципе фиолетово, кто там что имеет за то сказать. Мои религиозные чувства оскорбить невозможно.

А вот систематическое нарушение Конституции РФ очень сильно оскорбляет мои околорелигиозные чувства. А ещё мну оскорбляет то обстоятельство, что 86% дорогих россиян – клинические мудаки.

Требую всем выдать всенепременно по три года расстрела.

“А он сказал, ему плевать на тьму.
И заявил, что многих расстреляет…”

​Для кого-то происходящее – само по себе повод усомниться в том, что Бог есть:

Можно ли оскорбить чувства атеиста? Многие считают, что нет, хотя Ричард Докинз не согласился бы:

Многим комментаторам не хватило деталей:

Михаил Мыльников

Интересно было бы посмотреть материалы Дела. Какую именно фразу ставят в вину. “Бога нет”, “Библия – сборник еврейских сказок”, обе или еще что-то. По идее, конечно, правозащитники должны заниматься и публично.

Дополнительные материалы можно посмотреть на Гранях, и в них обнаруживаются интересные подробности:

Alexey Shaburov

Сегодня все пишут про атеиста, которого судят за оскорбление религиозных чувств.

Во всех новостях утверждается, что его судят за фразы “Бога нет” и за утверждение о том, что Библия – это “сборник еврейских сказок”.

Но если вы посмотрите исходную публикацию на запрещенных в РФ “Гранях”, то там есть скриншот с перепиской, из-за которой и возбудили дело.

Исходная фраза звучит так: “Сборник еврейских сказок под названием “Библия” – полная “. Ну то есть все было чуть более резко, чем кажется из новостей.

Это не значит, что атеиста за эти слова надо судить. Конечно, не надо. И статьи 148 в УК быть не должно.

Но все-таки цитировать нужно точно, чтобы у людей было адекватное представление, за что у нас могут судить.

Как ни цитируй, а вывод один: поскольку статья 148 в УК все же есть, как и статья 282 (Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства), судить в России могут примерно за что угодно. Например, за споры в соцсетях.

Youry Dardik

Профанация правосудия защищает профанацию веры. Вполне естественный для России процесс.

Александр Плющев

Просто хочу, чтобы вы об этом знали. На Ставрополье судят человека за не слишком уважительные высказывания о боге в интернет-общении на каком-то богом же забытом паблике . Два агрессивных верующих спроовоцировали, возможно, не самого умного атеиста. Бывает? Бывает.

После чего обратились в полицию, СКР возбудил дело, провели глубокомысленную экспертизу, которая, перепутав праздник Пейсах с пейсами, вынесла заключения об оскорбительности высказываний. Парня уже продержали месяц в психушке на экспертизе, а теперь ему светит год тюрьмы.

Ну судимость-то, зная нашу практику, будет практически гарантированно. Нормально? Сегодня по этому делу, возможно, последнее заседание.

Не первый год наблюдая за развитием борьбы с экстремизмом в интернете, предположу, что двое провокаторов, которые, кстати, свои высказывания потерли — не из убеждений на форумах бьются, а помогают местным следователям статистику раскрываемости улучшать. Полная монетизация отсутствия свободы совести.

Когда в следующий раз будете говорить кому-то, что в России — неслыханная свобода слова, вон по Эху Москвы сколько всего говорят, а уж в интернете и подавно — вспомните этот случай. То, что пока не тянут в СКР за каждое слово против православия и самодержавия — это не свобода, ребята. Это их недоработка.

Источник: https://www.svoboda.org/a/27585137.html

Что нужно знать о 148-й статье УК РФ

Можно ли привлечь к уголовной ответственности за отрицание Бога?

11 мая суд Екатеринбурга приговорил к трем с половиной годам условно блогера Руслана Соколовского за серию видеороликов, в одном из которых он «ловил покемонов» в храме. Суд признал его виновным, в частности, в публичном оскорблении чувств верующих. “Ъ” изучил теорию и практику применения этой статьи.

Как появилась уголовная ответственность

До 2013 года оскорбление чувств верующих квалифицировалось как административное правонарушение по ст. 5.26 КоАП РФ «Нарушение законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях». Статья действует до сих пор. Она, в частности, предусматривает штраф до 200 тыс. руб. или обязательные работы до 120 часов за

умышленное публичное осквернение религиозной или богослужебной литературы, предметов религиозного почитания, знаков или эмблем мировоззренческой символики и атрибутики либо их порчу или уничтожение.

В июне 2013 года на волне скандала вокруг акции группы Pussy Riot в храме Христа Спасителя были внесены поправки в ст.  148 УК РФ. Вместо «Воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и вероисповеданий» она стала называться «Нарушение права на свободу совести и вероисповеданий» и была дополнена двумя пунктами:

1. Публичные действия, выражающие явное неуважение к обществу и совершенные в целях оскорбления религиозных чувств верующих.

2. Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, совершенные в местах, специально предназначенных для проведения богослужений, других религиозных обрядов и церемоний.

Верхняя планка наказания — три года лишения свободы. По данным судебного департамента Верховного суда, до настоящего времени судами вынесено только семь приговоров по этой статье.

Кого и за что судили

В феврале 2016 года в Ставрополе начался суд по делу блогера Виктора Краснова, который в споре в социальной сети «ВКонтакте» написал, что «Боха нет», а Библию назвал «сборником еврейских сказок». Экспертиза признала Краснова вменяемым. В феврале 2017 года дело было закрыто в связи с истечением срока давности.

В апреле 2016 года Кировский районный суд Екатеринбурга направил местного жителя Антона Симакова на принудительное лечение в психиатрическую клинику. В октябре 2014 года Симаков в своем офисе провел «обряд» с использованием куклы вуду, крови жертвенного животного, а также предметов христианского культа. Симаков вышел из больницы в январе 2017 года.

В апреле 2016 года Оренбургский суд оштрафовал на 35 тыс. руб.преподавателя Оренбургского медицинского университета Сергея Лазарова. В 2013 году в статье «Злой Христос», опубликованной на сайте Лазарова, в отношении Христа были приведены негативные эпитеты — «убийца» и «тиран».

В июле 2016 года Кировский областной суд признал виновными по ст. 148 УК РФ Константина Казанцева и Рустема Шайдуллина. По версии следствия, они повесили самодельное чучело c оскорбительной надписью на поклонный крест в деревне Старая Малиновка. Каждый получил по 230 часов исправительных работ.

В июле 2016 года Элистинский городской суд приговорил к двум годам условно спортсмена из Дагестана Саида Османова. Османов в буддийском храме ударил статую Будды и помочился на нее, а после выложил видео в интернет.

Что говорят юристы

Андрей Князев, председатель коллегии адвокатов «Князев и партнеры»: «Эта поправка в УК абсолютна излишняя.

У нас есть уголовное наказание за хулиганство, вот ее и надо к подобным типам применять. Дерзость, неуважение к обществу — это все хулиганство.

У нас почему-то начали разделять общество отдельно на верующих и неверующих, потом отдельно будут делить на коммунистов, на гомосексуалистов».

Петр Скобликов, доктор юридических наук: «Соколовский осужден не за то, что ловил в храме покемонов, а за то, что совершил противоправное действие.

Он посетил храм, где скрыто вел видеосъемку ловли покемонов, после чего вернулся домой и соорудил ролик, в котором на отснятый видеоряд наложил аудиоряд с оскорбительной нецензурной бранью в адрес верующих, в адрес процедуры моления.

А затем этот ролик он придал огласке, выложив в интернет для всеобщего просмотра… Эта статья защищает не только чувства верующих, она защищает право человека на что-то дорогое и святое».

Вадим Волков, научный руководитель Института проблем правоприменения при Европейском университете в Санкт-Петербурге: «В данном случае судебный процесс является показательным. Соколовский — популярный видеоблогер, имеющий множество подписчиков. Уголовные репрессии против таких людей являются способом государственного устрашения».

Евгений Тонкий, управляющий партнер группы «Тонкий и партнеры»: «В большинстве случаев 148-ю статью притягивают за уши.

Понятие оскорбления личности определено действующим УК РФ и не вызывает вопросов, а вот с оскорблением чувств — это новое понятие для российской правовой системы. Действующая редакция ст.

148 не отвечает правилам логики и юридической техники, поскольку состоит лишь из не поясненных законодателем оценочных категорий».

Мария Баст, председатель Ассоциации адвокатов за права человека: «Уже с XIX века у нас никого не сажали и сжигали на кострах за отрицание Бога — и вдруг такая статья. Полное ощущение, что нас в это дремучее Средневековье вновь пытаются затащить».

Евгений Козичев, Евгений Федуненко, Ольга Шкуренко, группа «Прямая речь»

Источник: https://www.kommersant.ru/doc/3294094

«Злую поросль нужно лечить добрыми делами»

Можно ли привлечь к уголовной ответственности за отрицание Бога?

За «ловлю покемонов в храме» районный суд Екатеринбурга сегодня приговорил блогера Руслана Соколовского к трем с половиной годам условно. Он признан виновным в незаконном обороте специальных технических средств, в возбуждении ненависти и нарушении прав на свободу вероисповедания. Вот что думают о приговоре православный священник, муфтий и раввин

Алексей Уминский Александр Фомин/PhotoXpress

Само отрицание или не отрицание существования Бога не может являться преступлением. Это частное мнение, гарантированное нашей Конституцией. Каждый человек решает для себя: верить ему в Бога или нет.

Поведение блогера мне неприятно так же, как поведение пьяного человека, который ругается матом в обществе. Я просто не буду обращать на него внимания. Поскольку поведение пьяного причиняет только неудобства в виде неприятного звука и запаха, я перейду на другую сторону дороги. К подобным действиям я отношусь примерно как к плохой погоде.

Но если во время богослужения кто-то, например, начнет плевать в икону или прикуривать от лампадки, я, конечно же, буду пресекать эти действия, в том числе с привлечением полицейских. Это хулиганство.

Недопустимое поведение, за которое человек должен отвечать. В том числе и по закону. Но наказание и проступок должны быть соизмеримы — для того чтобы человек вразумлялся, перевоспитывался и становился лучше.

Наказание должно человека чему-то учить, а не быть средством репрессии по отношении к нему.

Блогер Соколовский никаких физических действий не производил. Его оскорбления были сделаны на уровне высказываний.

И именно поэтому мера наказания должна быть в воспитательной форме, чтобы научить человека правильно высказывать свои мысли и не допускать оскорбления людей, верующих, неверующих или представителей тех или иных национальностей. Все люди равны. Никого не нужно оскорблять.

Люди, которые пытаются декларировать какие-то свои ценности — религиозные или антирелигиозные — с помощью оскорблений, должны отвечать за свои слова. Но борьба с такими вещами должна происходить в гуманитарной области — в виде увещеваний и административных наказаний.

Если человек повел себя плохо, то пусть возьмет в руки тряпку и помоет больницу, поухаживает за стариками, сделает какое-нибудь полезное дело. Злую поросль нужно лечить добрыми делами, а не репрессиями.

Христос обличал неверующих словесно. А за некоторых (тех, кого его распинали, пригвождали к кресту, били по лицу, то есть всячески оскорбляли) и вовсе просил молиться. Он говорит своему Отцу Небесному: «Отче, прости им, ибо не ведают, что творят». Есть в Библии и другой эпизод на эту тему.

Когда Христа ударяют по щеке, по лицу, то есть явно оскорбляют, апостол Петр берет в руки меч. Он, защищая своего Бога и Спасителя, ударяет по уху раба, который осмелился поднять руку на Христа.

На что Христос ему говорит: «Вложи меч в ножны; разве не должен я испить чашу, которую дал мне Отец? Или думаешь, что я не могу воззвать к Отцу моему, и он не пошлет мне на помощь больше двенадцати легионов ангелов?»

Рушан Аббясов Зураб Джавахадзе/ТАСС

Рушан Аббясов, заместитель председателя Совета Муфтиев России и Духовного управления мусульман РФ:

Мы живем в правовом государстве. У нас есть такая норма как оскорбление чувств верующих. Она была основана на изучении материалов, которые были представлены для того, чтобы проводить судебные решения. Мы поддерживали решение о том, чтобы в законодательстве была такая норма, как оскорбление чувств верующих.

Мы видим, что сегодня некоторые горячие головы, не понимая тонкостей в религиозной сфере, пытаются провоцировать разные ситуации. Есть решение, принятое судом. Я не изучал процесс [Соколовского], но, как я понимаю, там внимательно разобрались и то, что принято такое решение, наверное, имеет под собой основание.

На мой взгляд, решение вынесено за то, что человек занимался оскорблением чувств верующих людей непосредственно в храме.

Чтобы ответить на вопрос, за что можно судить, а за что нельзя, существует суд. Нужно у судей спрашивать, на каких основаниях они выносят те или иные решения. Я так понимаю, что они не только по поводу «отрицания Бога» выносили данное решение. У нас есть атеисты, которые не верят в Бога, не верят в Христианство, ни в Ислам, ни в Буддизм.

Если судить за неверие, им тогда что, не жить в этом государстве? Конечно, это неправильно. Еще раз говорю, этого человека судили не за высказывания. Его судили не за то, что он стоял и кричал. Если человек будет выкрикивать, что нет Бога, за это его, естественно, не посадят и не будут ему вменять оскорбление чувств верующих.

У нас есть закон о свободе совести и свободе вероисповедания. Мы живем по законам правового государства, которые на сегодняшний день устраивают представителей наших религий. Мы также принимаем активное участие в обсуждении законодательных нормативов, когда они проходят этап слушаний.

Мы вносим свои какие-то предложения, а уже депутаты принимают непосредственно ту или иную норму.

В светском государстве за выкрики не судят. Судят за то, что люди нарушают какие-то определенные нормы, которые недопустимы, например, в культовых сооружениях.

Основная мотивация была в том, что человек зашел в храм, начал там искать этих покемонов выдуманных и там уже творил действия, которые повлекли за собой оскорбление чувств верующих людей. Я слышал по радио, что какие-то [видео] ролики приобщили к его делу.

Так же как эти ролики, отрицание Бога, я думаю, было приобщено к делу, но не шло как основная мотивация.  За отрицание Бога у нас в стране не наказывают уголовно.

Если завтра провести опрос и узнать кто верит, а кто нет, и посадить – не полстраны, конечно, но большáя часть в тюрьмах сидеть будет? Это абсурд, конечно. Уголовным преступлением это не является.

Арон Гуревич Евгений Биятов/РИА Новости

Арон Гуревич, главный военный раввин России, руководитель департамента по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными учреждениями РФ:

Речь шла о том, что человек вел себя кощунственно в местах религиозного поклонения, а вовсе не о том, что он подверг сомнению существование Бога.

Даже из его последнего слова на суде сложно понять, как он относится к метафизическим понятиям, потому что он скорее ориентируется на публику, он больше зависит от того, насколько он смотрится фотогенично в фокусе фотокамеры и видеокамеры, насколько удачно находит и строит предложения, насколько они, скажем, действительно интересны для изданий, интернет-порталов и блогеров. Мне кажется, вся его риторика исходит исключительно из конъюнктуры. Он считает, что ситуация сложилась так что подобные выпады со стороны молодежных активистов востребованы, они могут принести ему сомнительную, но популярность. А в отношении того, что творится внутри у него с Богом, я не знаю. Может, как у многих политиков: в жизни этот человек один, а когда дает интервью — совсем другой. На мой взгляд, в погоне за такой дешевой популярностью он говорит то, что хотят от него услышать.

Впрочем, я думаю, что нельзя привлекать к уголовной ответственности человека за отрицание Бога. У нас светское государство, у нас Конституция гарантирует свободу вероисповедания, а также свободу не исповедовать никакую религию, и в этом контексте приговор чрезмерен.

Если мы говорим о правовом поле, то скажу, что я не согласен [с приговором]. Он, безусловно, достаточно суров. Потому что судимость, как мы знаем, ограничивает человека в неких свободах, в трудоустройстве и т.д. Человек с судимостью не будет воспринят доброжелательно при найме на работу.

Поэтому я считаю его слишком суровым.

Если же мы говорим о том, как лично я отношусь к его поступку, то я считаю такие вещи действительно кощунством. Если бы это произошло 110 лет назад, то он был бы осужден достаточно сурово.

До 1905 года это довело бы до каторги. Времена поменялись, но для народов, населяющих Россию, которые исповедуют авраамические религии, попрание религиозных чувств противоестественно и неприятно.

Им кажется, что это дурно пахнет.

[Соколовский] попал в какую-то волну богоборчества, на которой он собирается делать свою популярность. Он уже популярен.

К таким персонажам у меня отношение крайне негативное, но если говорить о решении суда – его осудили достаточно сурово.

С другой стороны, если бы к нему применили принудительные работы в качестве меры наказания — это, может, было бы и правильно: сто часов уборки на территории монастырей православной церкви, которые нуждаются в рабочих руках.

Спасибо, что дочитали до конца!

Каждый день мы пишем о самых важных проблемах в нашей стране. Мы уверены, что их можно преодолеть, только рассказывая о том, что происходит на самом деле. Поэтому мы посылаем корреспондентов в командировки, публикуем репортажи и интервью, фотоистории и экспертные мнения. Мы собираем деньги для множества фондов — и не берем из них никакого процента на свою работу.

Но сами «Такие дела» существуют благодаря пожертвованиям. И мы просим вас оформить ежемесячное пожертвование в поддержку проекта. Любая помощь, особенно если она регулярная, помогает нам работать. Пятьдесят, сто, пятьсот рублей — это наша возможность планировать работу.

Пожалуйста, подпишитесь на любое пожертвование в нашу пользу. Спасибо.

ПОДДЕРЖАТЬ

Хотите, мы будем присылать лучшие тексты «Таких дел» вам на электронную почту? Подпишитесь на нашу еженедельную рассылку!

ислам иудаизм мракобесие православие религия священники соколовский суды

Источник: https://takiedela.ru/2017/05/sokolovsky/

Окно права
Добавить комментарий