Можно ли наказать организацию за введение в обман покупателей за недостоверную информацию в рекламе?

Статья 5. Общие требования к рекламе

Можно ли наказать организацию за введение в обман покупателей за недостоверную информацию в рекламе?

1. Реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

2. Недобросовестной признается реклама, которая:

1) содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами;

2) порочит честь, достоинство или деловую репутацию лица, в том числе конкурента;

3) представляет собой рекламу товара, реклама которого запрещена данным способом, в данное время или в данном месте, если она осуществляется под видом рекламы другого товара, товарный знак или знак обслуживания которого тождествен или сходен до степени смешения с товарным знаком или знаком обслуживания товара, в отношении рекламы которого установлены соответствующие требования и ограничения, а также под видом рекламы изготовителя или продавца такого товара;

4) является актом недобросовестной конкуренции в соответствии с антимонопольным законодательством.

3. Недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения:

1) о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами;

2) о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара;

3) об ассортименте и о комплектации товаров, а также о возможности их приобретения в определенном месте или в течение определенного срока;

4) о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара;

5) об условиях доставки, обмена, ремонта и обслуживания товара;

6) о гарантийных обязательствах изготовителя или продавца товара;

7) об исключительных правах на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации товара;

8) о правах на использование официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов) и символов международных организаций;

9) об официальном или общественном признании, о получении медалей, призов, дипломов или иных наград;

10) о рекомендациях физических или юридических лиц относительно объекта рекламирования либо о его одобрении физическими или юридическими лицами;

11) о результатах исследований и испытаний;

12) о предоставлении дополнительных прав или преимуществ приобретателю рекламируемого товара;

13) о фактическом размере спроса на рекламируемый или иной товар;

14) об объеме производства или продажи рекламируемого или иного товара;

15) о правилах и сроках проведения конкурса, игры или иного подобного мероприятия, в том числе о сроках окончания приема заявок на участие в нем, количестве призов или выигрышей по его результатам, сроках, месте и порядке их получения, а также об источнике информации о таком мероприятии;

16) о правилах и сроках проведения основанных на риске игр, пари, в том числе о количестве призов или выигрышей по результатам проведения основанных на риске игр, пари, сроках, месте и порядке получения призов или выигрышей по результатам проведения основанных на риске игр, пари, об их организаторе, а также об источнике информации об основанных на риске играх, пари;

17) об источнике информации, подлежащей раскрытию в соответствии с федеральными законами;

18) о месте, в котором до заключения договора об оказании услуг заинтересованные лица могут ознакомиться с информацией, которая должна быть предоставлена таким лицам в соответствии с федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

19) о лице, обязавшемся по ценной бумаге;

20) об изготовителе или о продавце рекламируемого товара.

4. Реклама не должна:

1) побуждать к совершению противоправных действий;

2) призывать к насилию и жестокости;

3) иметь сходство с дорожными знаками или иным образом угрожать безопасности движения автомобильного, железнодорожного, водного, воздушного транспорта;

4) формировать негативное отношение к лицам, не пользующимся рекламируемыми товарами, или осуждать таких лиц;

5) содержать информацию порнографического характера.

5. В рекламе не допускаются:

1) использование иностранных слов и выражений, которые могут привести к искажению смысла информации;

2) указание на то, что объект рекламирования одобряется органами государственной власти или органами местного самоуправления либо их должностными лицами;

3) демонстрация процессов курения и потребления алкогольной продукции;

4) использование образов медицинских и фармацевтических работников, за исключением такого использования в рекламе медицинских услуг, средств личной гигиены, в рекламе, потребителями которой являются исключительно медицинские и фармацевтические работники, в рекламе, распространяемой в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий, в рекламе, размещенной в печатных изданиях, предназначенных для медицинских и фармацевтических работников;

5) указание на то, что рекламируемый товар произведен с использованием тканей эмбриона человека;

6) указание на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни, объекта рекламирования, за исключением такого указания в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий.

6.

В рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия.

7. Не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

7.1. В рекламе товаров и иных объектов рекламирования стоимостные показатели должны быть указаны в рублях, а в случае необходимости дополнительно могут быть указаны в иностранной валюте.

8. В рекламе товаров, в отношении которых в установленном порядке утверждены правила использования, хранения или транспортировки либо регламенты применения, не должны содержаться сведения, не соответствующие таким правилам или регламентам.

9. Не допускаются использование в радио-, теле-, видео-, аудио- и кинопродукции или в другой продукции и распространение скрытой рекламы, то есть рекламы, которая оказывает не осознаваемое потребителями рекламы воздействие на их сознание, в том числе такое воздействие путем использования специальных видеовставок (двойной звукозаписи) и иными способами.

10. Не допускается размещение рекламы в учебниках, учебных пособиях, другой учебной литературе, предназначенных для обучения детей по основным образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования, школьных дневниках, школьных тетрадях.

10.1. Не допускается размещение рекламы информационной продукции, подлежащей классификации в соответствии с требованиями Федерального закона от 29 декабря 2010 года N 436-ФЗ “О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию”, без указания категории данной информационной продукции.

10.2.

Не допускается распространение рекламы, содержащей информацию, запрещенную для распространения среди детей в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2010 года N 436-ФЗ “О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию”, в предназначенных для детей образовательных организациях, детских медицинских, санаторно-курортных, физкультурно-спортивных организациях, организациях культуры, организациях отдыха и оздоровления детей или на расстоянии менее чем сто метров по прямой линии без учета искусственных и естественных преград от ближайшей точки, граничащей с территориями указанных организаций.

10.3. Не допускается размещение рекламы на платежных документах для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, в том числе на оборотной стороне таких документов. Положения настоящей части не распространяются на социальную рекламу и справочно-информационные сведения.

11. При производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации, в том числе требования гражданского законодательства, законодательства о государственном языке Российской Федерации.

12.

В случае размещения рекламы на телеканале (в телепрограммах, телепередачах) на основании данных, полученных по результатам исследования объема зрительской аудитории телеканалов (телепрограмм, телепередач), рекламодатели, рекламораспространители и их представители и посредники обязаны использовать указанные данные в соответствии с договорами, заключенными указанными лицами или их объединениями с организациями (организацией), уполномоченными (уполномоченной) на проведение указанных исследований федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи.

Источник: https://www.zakonrf.info/zoreklame/5/

Обман потребителей: судебная практика в делах о распространении информации, вводящей в заблуждение

Можно ли наказать организацию за введение в обман покупателей за недостоверную информацию в рекламе?

Одним из нарушений законодательства о защите от недобросовестной конкуренции в соответствии со статьей 151 Закона Украины “О защите от недобросовестной конкуренции” является распространение информации, вводящей в заблуждение.

Согласно сведениям, изложенным в ежегодном Отчете Антимонопольного комитета Украины за 2014 год, “наиболее распространенным видом недобросовестных действий, которые совершались с целью достижения неправомерных преимуществ в конкуренции, было распространение информации, вводящей в заблуждение.

Этот вид нарушения составлял в 2014 году 90,0 процентов общего количества нарушений среди недобросовестной конкуренции субъектов хозяйствования”.

В соответствии со статьей 151 Закона Украины “О защите от недобросовестной конкуренции” распространением информации, вводящей в заблуждение, является сообщение субъектом хозяйствования, непосредственно или через другое лицо, одному, нескольким лицам или неопределенному кругу лиц, в том числе в рекламе, неполных, неточных, ложных сведений, в частности вследствие выбранного способа их изложения, замалчивания отдельных фактов или нечеткости формулировок, которые повлияли или могут повлиять на намерения этих лиц относительно приобретения (заказа) или реализации (продажи, поставки, выполнения, оказания) товаров, работ, услуг этого предприятия.

Информацией, вводящей в заблуждение, являются, в частности, сведения, которые:

– содержат неполные, неточные или ложные данные о происхождении товара, производителя, продавца, способ изготовления, источники и способ приобретения, реализации, количестве, потребительских свойствах, качестве, комплектности, пригодности к применению, стандартах, характеристиках, особенностях реализации товаров, работ, услуг, цене и скидке на них, а также о существенных условиях договора;

– содержат неполные, неточные или ложные данные о финансовом состоянии или хозяйственной деятельности предприятия;

– приписывают полномочия и права, которых не имеют, или отношения, в которых не находятся;

– содержат ссылки на объемы производства, приобретения, продажи или поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, которых фактически не было на день распространения информации.

Целью распространения сведений, вводящих в заблуждение, является получение неправомерного преимущества в конкуренции.

Примеров распространения ложной информации с целью введения в заблуждение потребителей очень много.

Обычно способом такого распространения является реклама продукта или услуги в средствах массовой информации, на открытках, средствах наружной рекламы, телевидении, радио и тому подобное.

Перечень источников распространения обманчивой информации не установлен законодателем, а следовательно, это может быть любой носитель информации.

В частности, не так давно широкое распространение получили листовки рекламного характера, размещенные, в основном, в общественном транспорте, с предложением предоставить заем, кредит, деньги на очень выгодных условиях, без справки о доходах, залога, поручителей.

Впрочем, по результатам проверки, проведенной Антимонопольным комитетом Украины, установлено, что потенциальные кредиторы по этому предложению не являются финансовым учреждением и не имеют собственных средств для предоставления предлагаемых услуг, а намерены построить “пирамиду” и предоставлять деньги заемщикам за счет привлечения средств других физических лиц.

Следовательно, поскольку неясно, когда такие деньги будут привлечены и будут ли вообще, представляется крайне сомнительным и получение их адресатами листовок.

Можно выделить различные виды обмана покупателей, к примеру:

– приписывание товару или услуге уникальности, эксклюзивности;

– создание у покупателя ложного представления об объеме товара (фасовка продукта в пакеты весом 800 – 900 грамм и их размещения на полках рядом с килограммовыми пакетами);

– применение приемов сравнительной рекламы, не соответствующих действительности (“самые дешевые цены”, “наиболее эффективный”, “самый большой выбор”);

– указание характеристик товара, которыми он не обладает (“детский”, при том, что товар не прошел государственную санитарно-эпидемиологическую экспертизу и государственную регистрацию как продукт детского питания; сообщение о лечебных свойствах медицинских препаратов, которые имеют только противосимптомное действие);

– использование известных географических обозначений для идентификации товара с указанным местом, при том, что место производства товара никакого отношения к указанному месту не имеет.

Источник: http://uz.ligazakon.ua/magazine_article/EA008328

ГОСТы дорогие: за ложную ссылку на стандарт предложили ввести штрафы

Можно ли наказать организацию за введение в обман покупателей за недостоверную информацию в рекламе?

Для производителей могут ввести отдельное наказание за недостоверную информацию о соответствии их продукции ГОСТу. Чиновники обсуждают возможность штрафовать за это на сумму до 800 тыс. рублей, такие цифры прописаны в проекте Особенной части нового КоАП, выяснили «Известия».

Наказать бизнесменов за ложную ссылку на стандарт можно и сейчас, квалифицировав этот как обман потребителей, но заплатить им придется меньше. Еще в феврале глава Росстандарта предлагал ввести штраф за недостоверную маркировку продукции ГОСТами.

По данным Роскачества, примерно под третью этикеток с упоминанием стандартов находятся не соответствующие им товары.

Стандарт обмана

В проекте Особенной части нового КоАПа, с которым ознакомились «Известия», выделена отдельная глава «Административные правонарушения в области технического регулирования, обеспечения единства измерений…». Ее текст на согласование в одно из ведомств отправлен с сопроводительным письмом от заместителя министра юстиции Дениса Новака в конце ноября.

Сейчас большая часть норм в области техрегулирования отнесена к главе, связанной с нарушениями со стороны предпринимателей. Однако авторы проекта не только перегруппировали статьи внутри кодекса, но и выделили новые нарушения.

В частности, предлагается штрафовать за «неприменение изготовителем продукции, исполнителем работ национального стандарта РФ в случае публичного заявления о соответствии». Уточняется, что речь в том числе об обозначении в маркировке, эксплуатационных или других документах.

Национальные стандарты в обиходе, как правило, называют ГОСТами, а знак соответствия представляет собой овал с буквами РСТ (его часто ошибочно называют «Ростест»). Иногда производители не используют эмблему, а печатают на упаковке «Сделано по ГОСТу» и тому подобные фразы.

Юридических лиц за ложь о соответствии стандарту в новой редакции КоАП предлагается штрафовать на 500–800 тыс. рублей, индивидуальных предпринимателей — на 100–400 тыс. рублей, должностных лиц — на 20–50 тыс. рублей.

Сейчас, если производитель будет выдавать несоответствующий ГОСТу товар за сделанный по нацстандарту, его можно привлечь к ответственности за обман потребителей, пояснила «Известиям» руководитель практики уголовного и административного права юридической службы «Амулекс» Алена Зеленовская. Если покупателю соврали о потребительских свойствах или качестве товара, нынешняя редакция КоАПа подразумевает штраф до 500 тыс. рублей для юрлиц.

Каждый третий знак — фальшивка

На упаковке и в маркировке более чем 40% испытанных Роскачеством товаров заявлено их соответствие национальным стандартам, рассказали в организации. Но исследования показали, что в среднем треть указанным ГОСТам не соответствует, сообщили там.

В целом отсылка к стандарту — беспроигрышный маркетинговый ход, ведь авторитет ГОСТа для потребителя довольно высок.

Нельзя допустить его обесценивания, поэтому усиление ответственности за неправомерное использование весьма своевременно, считают в Роскачестве.

Отличие описанного на этикетке состава от реального, а также указание на соблюдение ГОСТа, не соответствующее действительности — наиболее частые нарушения среди недобросовестных производителей, сказал «Известиям» исполнительный директор ассоциации «Руспродсоюз» Дмитрий Востриков.

Наличие на полках магазинов небезопасных, контрафактных и фальсифицированных продуктов создает риск для здоровья потребителей, а порядочные производители терпят убытки, отметил он.

Поэтому в организации ужесточение штрафов поддерживают, сказал Дмитрий Востриков, но отметил, что воплощать идею в жизнь «нужно аккуратно».

— К сожалению, при развитии методов и методик лабораторных исследований пищевой продукции нормативно-правовая база сегодня далека от совершенства и не всегда учитывает реальные производственные процессы на предприятии, — рассказал Дмитрий Востриков. — Поэтому вместе с усилением борьбы с некачественной продукцией, нужно актуализировать нормативно-правовую базу.

Не ГОСТами едиными

Отдельное наказание за ложь о соответствии ГОСТу — одна из самых ярких новаций в главе 24, но есть и другие. Несмотря на то что большая часть штрафов остаются неизменными в сравнении с действующей редакцией, несколько из них всё же предложено повысить.

В частности, за выдачу лабораторией протокола исследований или испытаний без их проведения максимальная санкция для юрлиц может быть увеличена до 1 млн рублей (сейчас верхняя планка — 0,5 млн).

Также предложено поднять штраф за повторное нарушение техрегламентов до 1,5 млн рублей для компаний (сейчас — до 1 млн), но отказаться от конфискации продукции.

За нарушение обязательных требований к маркировке пищевой продукции, полученной с применением ГМО или содержащей такие организмы, документ предлагает увеличить потолок наказания до 1 млн рублей для юрлиц (сейчас максимум — 300 тыс. рублей).

В целом авторы новой редакции действуют в логике назначения соразмерных и справедливых наказаний в зависимости от вредных последствий правонарушений, считает юрист Алена Зеленовская.

Например, вопрос о наличии в продукции ГМО требует повышенного внимания, так как связан с риском потенциально вредного воздействия генно-инженерной деятельности на здоровье человека.

Для справки эксперт уточнила, что продавать такие товары в России не запрещено — просто продукт должен пройти специальную регистрацию Роспотребнадзора на основании экспертизы биобезопасности.

В пресс-службе Минюста сообщили, что работа по подготовке проекта главы 24 Особенной части нового КоАП не завершена, поэтому комментировать ее содержание преждевременно. В Роспотребнадзоре сказали, что рассмотрят документ «при поступлении в установленном порядке». В Росстандарте оперативно не ответили на запрос «Известий».

При этом в феврале глава Росстандарта сам предлагал ввести штраф за недостоверную маркировку продукции ГОСТами. По словам Алексея Абрамова, было бы актуальным введение оборотного штрафа в 1% годовой выручки компании-нарушителя и в 3% при повторном нарушении.

Источник: https://iz.ru/955279/anna-ivushkina/gosty-dorogie-za-lozhnuiu-ssylku-na-standart-predlozhili-vvesti-shtrafy

Окно права
Добавить комментарий