Можно ли избежать наказания, если сотрудник ГИБДД неправильно указал статью в протоколе?

Оформление правонарушения

Можно ли избежать наказания, если сотрудник ГИБДД неправильно указал статью в протоколе?

Нарушая правила дорожного движения, водитель должен помнить, что своими действиями он может угрожать чьей-то жизни. В этой ситуации инспектор ДПС обязан остановить машину нарушителя и оформить соответствующие процессуальные документы.

Даже когда вина водителя подкреплена прямыми доказательствами, он должен помнить о своих правах и требовать от сотрудника милиции их соблюдения.

В статье мы решили отразить основные правила оформления правонарушения, и указать вам на важные моменты этого вопроса.

После остановки автомобиля, инспектор обязан выполнить все предписания при  общении с водителем: поздороваться, представиться, показать свое удостоверение и номер жетона, указать причину остановки и уточнить вменяемое вам нарушение.

Дальнейшее развитие истории может пойти по двум различным направлениям. Более снисходительным по отношению к водителю является устное предупреждение. Используется оно при незначительных, мелких нарушениях.

Сделав замечание, инспектор может отпустить вас, посчитав, что такого урока на сей раз будет достаточно.

Постановление-квитанция

Еще один вариант наказания находит свое применение, когда инспектор решает, что одним предупреждением нарушитель «не перевоспитается». В этом случае оформляется постановление-квитанция. Обратимся к «Приказу МВД РФ №185 от 02.03.2009» для разъяснения причин оформления:

«п. 95. Основанием для составления постановления-квитанции о наложении административного штрафа является выявление административного правонарушения, наличие события которого участник дорожного движения не оспаривает и не отказывается от уплаты административного штрафа на месте совершения административного правонарушения»

Если нарушитель не достиг совершеннолетия, но уже имеет право на управление транспортным средством, о составлении постановления-квитанции не может идти речи. Он должен быть доставлен в помещение органов внутренних дел, при этом оповещается прокурор и заводится дело об административном правонарушении с последующим составлением протокола.

На формуляре постановления-квитанции, или коротко постквитке, указываются:

  • дата выдачи;
  • должность, специальное звание, фамилия, инициалы сотрудника, назначившего административное наказание;
  • фамилия, имя, отчество, год и место рождения, место работы и место жительства или место пребывания лица, привлеченного к административной ответственности;
  • статья Кодекса либо соответствующего закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное правонарушение;
  • время и место совершения административного правонарушения;
  • сумма налагаемого административного штрафа;
  • информация о получателе штрафа для составления банковской выписки-расчета;
  • адрес подразделения, сотрудник которого выдал постановление-квитанцию.

Постквиток заполняется в двух экземплярах, на которых должны быть подписи инспектора и нарушителя, после чего водителю вручается копия. Разъяснив порядок оплаты оформленного штрафа, сотрудник ДПС может отпустить водителя.

Протокол

Что касается протокола об административном правонарушении, то он составляется в соответствии с пунктом 109 «Приказа МВД РФ №185 от 02.03.2009», когда:

«выявление административного правонарушения, в случае если рассмотрение дела о данном административном правонарушении не находится в компетенции сотрудника; оспаривание лицом, в отношении которого возбуждено дело, наличия события административного правонарушения и (или) назначенного ему административного наказания;

выявление административного правонарушения, совершенного несовершеннолетним, достигшим возраста шестнадцати лет»

В протоколе должны быть заполнены следующие поля:

  • дата и место его составления;
  • должность, специальное звание, фамилия и инициалы сотрудника, составившего протокол;
  • сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении;
  • фамилии, имена, отчества, адреса места жительства, телефоны свидетелей и потерпевших, если таковые имеются;
  • место, время совершения и событие административного правонарушения;
  • статья Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение;
  • пункт Правил дорожного движения или иного нормативного правового акта, нарушение которого допущено;
  • объяснение лица, в отношении которого возбуждено дело, иные сведения (схема нарушения), необходимые для разрешения дела;
  • подписи сотрудника ДПС и нарушителя.

Когда необходимо участие понятых для их подписи отводятся специальные поля. В качестве понятых могут быть привлечены граждане незаинтересованные в результатах дела и достигшие совершеннолетия.

Применяемые для разбирательства технические средства, должны быть также отмечены на бланке протокола.

Необходимо указать заводское наименование и серийный номер изделия, а также дату метрологической поверки.

Обратите внимание

  1. Тщательно изучите протокол, который передал вам в руки инспектор ДПС.
  2. Если сотрудник ДПС не объяснил вам ваши права, то сделайте соответствующую запись в графе «Объяснения лица». Помните, что разъяснение прав — это прямая обязанность гаишника. Вы не должны изучать нормативные документы самостоятельно.
  3. В графе «Объяснения лица» всегда пишите «Не согласен, ПДД не нарушал. Действия ИДПС не основаны на законе». Это лучше, чем расписывать всю произошедшую ситуацию, с которой вы не согласны, так как не все обладают юридически-грамотным языком. Можно своими же руками выкопать себе яму.

    Отметьте, что свидетели с вашей стороны не вписаны и не составлена схема нарушения. А если она все-таки составлена, то на ней также не оставляйте своей подписи. В суде это может быть воспринято как ваше согласие с описанием инспектора.

  4. Приложите свои показания, а также ваших свидетелей, собственную схему нарушения.

  5. Все незаполненные графы, такие как наличие свидетелей, необходимо перечеркнуть, чтобы потом туда не были подставлены липовые подписи.
  6. Найденные ошибки инспектора не торопитесь исправлять. Проанализируйте их и, если они вам пойдут на руку — не зачеркивайте.
  7. Обратите внимание на пункт «копию протокола получил на руки» и «с протоколом ознакомлен, разъяснены права и обязанности». Они объединены в одной графе. Таким образом, получается, что расписавшись за получение копии, вы подтверждаете разъяснение вам прав.

    При этом укажите в графе «Объяснения лица», что ваши права не разъяснены, а подпись о получении не ставьте.

 Вот так выглядит протокол об административном правонарушении

Правильно составленный протокол об административном правонарушении, дает вам шанс при его рассмотрении на суде, обнаружить неточности и неверную трактовку правонарушения сотрудником ДПС. В итоге может сложиться и так, что инспектор действовал не по закону, а это уже ведет к закрытию дела за неимением состава правонарушения.

Знайте свои права и добивайтесь их соблюдения. В следующей статье мы расскажем о задержании водителя.

В статье использовано изображение с сайта http://www.korolevnews.ru

9 ноября, Плехов Константин ГИБДД, Изменения ПДД, ПДД

Источник: http://spokoino.ru/articles/gibdd/oformlenie_narycheniya/

ВС: Ошибки инспекторов ГИБДД в протоколе трактуются в пользу водителей

Можно ли избежать наказания, если сотрудник ГИБДД неправильно указал статью в протоколе?

Оформление нетрезвых водителей – процедура не из самых простых. В ее тонкостях досконально разбираются только юристы и судьи Верховного суда. Во всяком случае, как показывает практика ВС, водителей оправдывают именно по причине нарушения процедуры.

Непонятно, почему эти нарушения происходят. То ли сотрудники ГИБДД плохо знакомы с этой процедурой, то ли некоторые из них нарушают ее сознательно. Ведь, как правило, нижестоящие суды на эти нарушения редко обращают внимание и лишают обвиняемых водителей прав.

Напомним, что сотрудники ГИБДД могут предложить водителю пройти освидетельствование на алкогольное опьянение на месте, если есть подозрения в нетрезвости. То есть предложить ему дыхнуть в алкотестер.

Но эта процедура, так же как и процедура отстранения от управления, должна проводиться либо в присутствии двух понятых, либо под видеозапись. Направление на медосвидетельствование также должно проходить либо в присутствии двух понятых, либо под видеозапись.

При этом видеозапись должна быть приложена к материалам дела. Однако не всегда эта формальность соблюдается.

Почта сократит срок хранения писем со штрафами ГИБДД

Так, например в январе этого года в городе Нерехта Костромской области был остановлен некто Малышев. Инспекторы решили, что он нетрезв, и провели алкогольное освидетельствование без понятых, но под видеозапись. Впрочем видеозапись к делу не была приложена. Более того, из-за неисправности видеоархива ГИБДД не смогло предоставить файл с этой записью по запросу суда.

Однако мировой суд счел это нарушение несущественным. С ним согласились районный и областной суды. Однако Верховный суд посчитал это нарушением порядка, предусмотренного Кодексом об административных правонарушениях. А составленные протоколы в связи с этим – недопустимыми доказательствами.

В итоге все решения нижестоящих судов по этому делу отменены, а производство по делу прекращено.

У инспекторов в Калужской области, которые остановили водителя Безрукова, камера работала и запись с нее была приложена к материалам дела. Водителю вменили управление в нетрезвом виде за то, что при проверке на алкогольное опьянение алкотестер показал 0,17 мг спирта на литр выдыхаемого воздуха.

Напомним, что факт употребления вызывающих алкогольное опьянение веществ определяется наличием абсолютного этилового спирта в концентрации, превышающей возможную суммарную погрешность измерений, а именно 0,16 мг на литр выдыхаемого воздуха.

Если гаишники нарушают положенные процедуры при составлении протокола, то водитель должен быть освобожден в суде от наказания

Но согласно показаниям допрошенного мировым судьей инспектора Безруков трижды проходил освидетельствование. Сначала прибор показал 0,15 мг/л. После второго выдоха показания чуть-чуть поднялись. А после третьего выдоха прибор показал 0,17 мг/л. Именно эти данные и внесли в протокол. Всю эту картину проверки водителя подтверждает и запись видеорегистратора.

Верховный суд указал, что лицо привлекается к ответственности за те нарушения, в которых установлена его вина. При этом все сомнения толкуются в его пользу. Поэтому инспекторы должны были использовать то показание, которое прибор выявил при первом измерении. А это 0,15 мг/л.

То есть меньше возможной суммарной погрешности измерений. А если инспекторов эти показания не удовлетворили и у них остались подозрения, что водитель нетрезв, то у них есть возможность предложить ему пройти медицинское освидетельствование.

Однако они этой возможностью не воспользовались.

Поэтому Верховный суд отменил решения нижестоящих судов, а производство по делу прекратил.

Водителям будет проще сообщать в ГАИ о нарушителях

Случается даже, когда инспекторы забывают установить, кто же управлял машиной. С жалобой в Верховный суд обратился начальник одного из ГИБДД Приморского края.

Дело в том, что в отношении некоего гражданина Побережного было возбуждено административное производство за отказ от медосвидетельствования. Суд первой инстанции лишил его прав на полтора года и назначил штраф в размере 30 тысяч рублей.

Однако апелляционная инстанция отменила это решение. Отмену поддержала и кассационная инстанция.

Дело в том, что согласно свидетельским показаниям Побережный не управлял автомобилем. Причем сами инспекторы в суде показали, что из машины никто не выходил, а Побережный открыл окно с заднего пассажирского сиденья.

Начальник ГИБДД настаивал на том, что свидетели – заинтересованные лица, потому что близкие приятели обвиняемого. Однако в деле нет никаких доказательств, что именно он находился за рулем. Установить, кто управлял автомобилем, невозможно и по видеозаписи. Поэтому Верховный суд оставил решения апелляционной и кассационной инстанций в силе, а жалобу начальника ГИБДД без удовлетворения.

Иногда избежать наказания за управление в нетрезвом виде помогает непосредственно судебная канцелярия. Например, в один прекрасный момент в извещении о судебном заседании забыли указать дату и время его проведения.

При этом суд все-таки состоялся в отсутствие обвиняемого. И ему было назначено наказание. Однако апелляционная инстанция на основании того, что подсудимый не был должным образом уведомлен о времени разбирательства, отменила решение нижней инстанции.

А дело прекратила в связи с истечением сроков давности.

Источник: https://rg.ru/2018/10/22/vs-oshibki-inspektorov-gibdd-v-protokole-traktuiutsia-v-polzu-voditelej.html

Вс объяснил, когда протокол гибдд является недействительным

Можно ли избежать наказания, если сотрудник ГИБДД неправильно указал статью в протоколе?

Верховный суд (ВС) РФ снова выступил на стороне водителей, указав инспекторам ГИБДД на необходимость составлять протоколы без ошибок и заполнять все графы документа: любой промах автоинспектора трактуется в пользу автомобилистов и является поводом вернуть им право садиться за руль. 

До высшей инстанции с жалобой дошёл житель Москвы, которого сотрудники ГИБДД остановили на Рублевском шоссе.

Они составили на водителя Land Rover Freelander II протокол об отказе пройти медосвидетельствование, и на основе этого документа сначала мировой суд столичного района Кунцево лишил его прав вождения и оштрафовал на 1,5 тысячи рублей, а затем Мосгорсуд признал это решение законным. Тогда автолюбитель обратился с жалобой в Верховный суд РФ, и судья Сергей Никифоров обнаружил в протоколе целый ворох нарушений, который подробно проанализировал. 

Временной сбой 

ВС напоминает, что к числу доказательств по делу об административном правонарушении относится протокол об административном правонарушении, в котором, согласно части 2 статьи 28.2 КоАП РФ, должны отражаться: 

– событие административного правонарушения, 

– место и время совершения административного правонарушения.

«Установление места и времени совершения административного правонарушения имеет существенное значение для правильного рассмотрения дела об административном правонарушении, в частности для защиты лица, привлекаемого к административной ответственности.

Протокол об административном правонарушении – это процессуальный документ, где фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение», – отмечает ВС.

При этом в деле московского водителя протоколы содержали разные данные о времени совершения правонарушения: согласно одному документу правонарушение произошло в 2 часа 40 минут, а согласно другому – на сорок минут позже (в 3 часа 20 минут). 

Эту ошибку судья ВС РФ счёл существенной. 

Разъяснение прав 

Согласно части 3 статьи 28.2 КоАП РФ при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, разъясняются их права и обязанности, о чем обязательно делается запись в протоколе.

Игнорирование этого требования приводит к тому, что доказательства по делу признаются судами недопустимыми, подчеркивает высшая инстанция. Она ссылается на пункт 18 постановления пленума от 24 марта 2005 года №5 – при рассмотрении дела собранные доказательства должны оцениваться с позиции соблюдения требований закона при их получении.

«Нарушением, влекущим невозможность использования доказательств, может быть признано, в частности, получение объяснений потерпевшего, свидетеля, лица, в отношении которого ведется производство по делу, которым не были предварительно разъяснены их права и обязанности, предусмотренные частью 1 статьи 25.1, частью 2 статьи 25.2, частью 3 статьи 25.6 КоАП РФ и статьей 51 Конституции», – указывает ВС.

В данном случае в протоколе не отображено, что водителю разъяснили положения статьи 25.1 КоАП: в соответствующей графе документа его подпись отсутствует. Нет в деле и расписки о разъяснении автовладельцу его прав.

«Изложенное свидетельствует о том, что привлечённый к административной ответственности не был осведомлен об объеме предоставленных ему процессуальных прав, что повлекло нарушение его права на защиту», – отмечает ВС РФ. 

Понятые и Конституция 

Высшая инстанция напоминает, что доказательствами по делу являются любые фактические данные, на основании которых устанавливаются наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (часть 1 статьи 26.2 КоАП РФ). 

Эти данные устанавливаются протоколом, объяснениями привлекаемого к ответственности, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (часть 2 статьи 26.2 КоАП РФ).

Не допускается использование доказательств, если они получены с нарушением закона, а отсутствие разъяснений норм КоАП и Конституции понятым относится к подобным нарушениям, отмечает ВС.

Он ссылается на письменные объяснения двух понятых, из которых усматривается, что им не были разъяснены положения статьи 25.1 КоАП и нормы статьи 51 Конституции, так как в документах нет их подписи об этом.

«Следовательно, протокол об административном правонарушении и письменные объяснения понятых являются недопустимыми доказательствами по делу и не могли быть использованы судом при вынесении постановления», – подчеркивает судья. 

Извещение правонарушителя 

Кроме того, в соответствии с частью 2 статьи 25.1 КоАП дело должно быть рассмотрено с участием привлекаемого к ответственности, а исключение составляют случаи, когда имеются данные о надлежащем извещении правонарушителя о процессе, на который он добровольно и без уважительной причины не явился. 

Но в материалах рассматриваемого дела информация о надлежащем извещении водителя Land Rover о предстоящем судебном процессе отсутствует.

«Аналогичная информация отсутствует и в отчете автоматизированной информационной системы «ПК Мировые судьи». Из истории операции доставки регистрируемых почтовых отправлений уведомление об извещении (водителя) о дате судебного заседания находилось в стадии «обработка».

Таким образом, порядок рассмотрения дела об административном правонарушении был нарушен, поскольку дело рассмотрено мировым судьей в отсутствие (водителя), который не был надлежащим образом извещен о месте и времени рассмотрения дела», – считает ВС РФ. 

Он пришёл к выводу, что все ошибки, допущенные сотрудниками ГИБДД и судами, являются существенными, а значит нельзя считать, что по делу принято справедливое и верное решение.

В связи с этим ВС не только отменил решение о лишении водителя прав и наложении на него штрафа, но и прекратил административное преследование автомобилиста в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было принято решение.

Алиса Фокс 

Источник: http://www.supcourt.ru/press_center/mass_media/27576/

На что обратить внимание при ознакомлении с протоколом сотрудника ГИБДД

Можно ли избежать наказания, если сотрудник ГИБДД неправильно указал статью в протоколе?

На что обратить внимание при ознакомлении с протоколом сотрудника ГИБДД

Некоторые водители не знают, на что нужно обратить внимание при ознакомлении с протоколом, который составил сотрудник ГИБДД. Между тем, грамотное ознакомление с протоколом и внесение в него своих возражений – это важный момент, влияющий на вероятность дальнейшего обжалования действий сотрудника ГИБДД.

На что водителю стоит обратить своё внимание при ознакомлении с протоколом?

Знакомиться с протоколом нужно по определенным правилам. Сначала автомобилист проверяет правильность заполнения в протоколе граф «дата, время и место составления» протокола. Почему очень важно чтобы эти графы были правильно заполнены (не просто заполнены, а именно правильно заполнены).

Дело в том, что сроки оформления протоколов должны быть минимальными, протоколы должны быть заполнены в строго определенных местах (например, в месте где было выявлено нарушение и сразу же после возникновения оснований для составления протоколов).

Инспектор, который допустил нарушения в части порядка оформления протоколов, может не заполнить определённую графу протокола или заполнить её неправильно. Если графа протокола будет не заполнена, то водитель не обратит внимания на нарушение и поставит свою подпись в протоколе.

Если сотрудник ГИБДД не выдаст водителю копию протокола и заполнит эту графу позднее, то получиться, что как бы водитель заверил свой подписью, что протокол содержит достоверные обстоятельства.

Потом автолюбителю будет сложно доказать допущенное сотрудником ГИБДД нарушение именно по причине того, что он не обратил своё внимание на этот момент при ознакомлении с протоколом.

По этой причине необходимо сразу же смотреть, чтобы все графы протокола были заполнены правильно и обязательно получать на руки копию составленного протокола. Если в протоколе есть незаполненные поля, то нужно указывать инспектору на это и просить ставить там прочерк. А расписываться за получение копии нужно только после того, как вам её реально вручили.

Также в протоколе об административном правонарушении есть графа о том, владеет ли автолюбитель русским языком или не владеет. Если автомобилист не владеет русским языком в достаточной мере, чтобы грамотно защитить свои права, то нужно проверить, чтобы данной графе в «владеет/не владеет» была сделана отметка, что водитель не владеет русским языком.

Важным моментом при ознакомлении с протоколом также является проверка водителем графы «фактически проживающий по адресу».

Дело в том, что адрес, где живёт водитель, может быть указан в данной графе неверно. Например, инспектор укажет не адрес места жительства водителя, а адрес его регистрации.

Помимо этого сотрудник ГИБДД может вообще перепутать и указать неверный адрес дома или квартиры водителя.

Если автомобилист не проверит правильность заполнения графы «фактически проживающий по адресу» и подтвердит своей подписью неверные данные, то его ждут неприятности. Самое худшее, что может быть для водителя в таком случае – дело будет рассмотрено без его участия (повестку конечно же направят по адресу указанному в протоколе, но адрес-то неверный).

Возможны и другие проблемы в случае не проверки автолюбителем сведений внесённых в данную графу. Например, из-за неправильного указания сведений водитель впоследствии не сможет перевести дело по месту своего фактического проживания. В отказе в удовлетворении ходатайства водителя будет ссылка на то, что он изначально указал другой адрес (суд подумает, что водитель что-то «мухлюет»).

 Проверка графы «работает/не работает» также является важным моментом для водителя. В ряде случаев инспектор ДПС автоматически пишет в этой графе «не работает».

Далеко не всегда такая запись выгодна автолюбителю (могут побудить водителя на указание себя в качестве безработного со ссылкой на то, что при рассмотрении дела в суде якобы сообщит на его работу, что данный автолюбитель нарушает ПДД).

Например, если сотрудник ГИБДД обвинил водителя в нарушении ПДД предусматривающем арест, то указание себя в качестве безработного может привести к назначению наказания в виде ареста, а не штрафа (который может быть предусмотрен за данное нарушение). Ведь безработный штраф уплатить не сможет, а значит, ему нужно назначить арест. 

При ознакомлении с протоколом обязательно нужно обратить внимание на графу «дата, время и место совершения административного правонарушения» и графу «существо нарушения».

Например, водителю вменяется выезд на полосу встречного движения в нарушение ПДД (нарушение знака или разметки). Понятно, что по данному делу очень важным является уточнение конкретного места, где якобы было совершено нарушение. Может быть, это место не вообще содержит или не должны содержать сплошной линии разметки, дорожного знака (на «бумаге» или в реальности).

Проверять нужно всё вплоть до номера дома в районе, которого как считает инспектор, было допущено нарушение. Правильность указания номера дома, к которому сотрудник ГИБДД «привязывает» ваш протокол – это также очень важный момент. Не секрет, что по умолчанию дело об административном правонарушении рассматривается по месту совершения предполагаемого нарушения.

Если инспектор не правильно укажет номер дома, то дело может быть рассмотрено не тем судьей, к подсудности которого оно отнесено законом (например, один номер дома – это судебный участок №1, а другой дом это уже судебный участок №2).

Графа «существо нарушения» – это ещё один важный момент. Ведь исходя из того что именно якобы нарушил водитель, он будет давать свои объяснения. До сих пор встречаются, что автолюбителю дают свои письменные объяснения, даже не понимая, в чём конкретно их обвиняют.

Особенно часто такую ситуацию можно встретить при одновременно составлении сотрудником ГИБДД двух протоколов или протокола и постановления. В этом случае водитель пишет в протоколе объяснения, которые имеют отношение совсем к другому делу.

Такая путаница идёт во вред автолюбителю.

Чтобы избежать этого он должен внимательно прочитать и уяснить для себя содержание графы «существо нарушения». После этого он сможет дать грамотные письменные объяснения по существу данного дела.

Далее в протоколе идёт графа, в которой написано по какой части и статье Кодекса РФ об административных правонарушениях пытаются привлечь водителя. Информация, содержащаяся в это графе важна для автолюбителя, так как, открыв КоАП РФ на странице с данной статьёй, он сможет понять, какое именно наказание ему грозит: штраф, арест, лишение водительских прав, обязательные работы.

Ниже расположена графа «сведения о свидетелях и потерпевших». Если у водителя есть свидетели, то он должен обратить внимание инспектора ГИБДД на необходимость заполнения этой графы путем внесения в неё их данных.

Если сотрудник ГИБДД откажется это сделать, то водитель сможет внести данные свидетелей в своих письменных объяснениях (соответствующая графа в протоколе расположена ниже).

В любом случае тогда в графе «сведения о свидетелях и потерпевших» должен стоять прочерк.

Если в графе указаны какие-либо свидетели, то нужно уточнить у инспектора кто эти люди. Водитель имеет право заявить ходатайство об опросе свидетелей, имеет право задавать вопросы этим людям и т. д. Свидетелям должны быть разъяснены их права и обязанности, они должны быть предупреждены об ответственности за дачу ложных показаний.

Далее идёт графа о разъяснении автолюбителю его прав. Сотрудник ГИБДД обязан при составлении протокола об административном правонарушении разъяснить автолюбителю его права. Если инспектор этого не сделал, то нужно сделать отметку об этом в протоколе или потребовать от сотрудника ГИБДД исполнения своих обязанностей.

В законе указано, что права должны быть именно «разъяснены». Если автолюбителю что-то непонятно после прочтения статьи 25.1 КоАП и статьи 51 Конституции РФ, то он может требовать от инспектора именно разъяснения данных статей и перечисленных в них прав.

Далее идет графа «к протоколу прилагается». В данной графе должен быть указан перечень доказательств, которые собраны сотрудником ГИБДД по данному делу. Например, протокол такой-то, рапорт, объяснение свидетеля и т.д.

Как известно водитель имеет право на ознакомление со всеми материалами дела.  Поэтому на эту графу нужно обязательно обратить своё внимание.

В случае необходимости нужно заявить инспектору ДПС ходатайство об ознакомлении с доказательствами, перечисленными в качестве приложения в графе «к протоколу прилагается».

После этого идёт графа «место и время рассмотрения дела…». Эта графа также является важной для прочтения. В случае необходимости водитель имеет право заявить ходатайство о переводе дела по месту жительства.

Соответствующая графа имеется ниже в этом же протоколе.

В таком случае (при переводе дела по месту жительства) нужно написать, куда именно водитель просит перевести дело (например, в суд такого-то района) и поставить в данной графе свою подпись.

Также в протоколе об административном правонарушении есть графа «объяснения ЛВОК». Эта графа предназначена для того, чтобы водитель мог объяснить, что же именно произошло, дал оценку действиям сотрудника ГИБДД, внес данные своих свидетелей и т.д.

При написании объяснений нужно обратить внимание на следующее: водитель не обязан давать объяснения, но имеет право это делать; никто не должен мешать автомобилисту писать объяснения; в своих объяснениях нужно постараться в концентрированном виде отразить все важные обстоятельства; если этой графы не хватит, то можно попросить у сотрудника ГИБДД отдельный бланк объяснений.

Ниже размещена графа «согласен на уведомление посредством СМС-сообщения». Соглашаться на СМС-уведомление о дате рассмотрения дела – это право, а не обязанность водителя. Водитель вообще не обязан сообщать свой номер телефона при составлении протоколов.

Если же автолюбитель дал своё согласие на СМС-уведомление, то такое уведомление будет считаться надлежащим извещением о дате рассмотрения дела об административном правонарушении (если он не только было отправлено, но и получено заблаговременно, чему есть доказательства).

Далее идёт графа «объяснения и замечания по протоколу» здесь также нужно сделать отметку что «не согласен с протоколом», если автолюбитель не согласен с нарушением, так как содержание протокола содержит не достоверные сведения (ведь в нём написано, что водитель допустил нарушение). Вообще эту графу можно использовать как дополнение к графе «объяснения ЛВОК». Таким образом, можно написать больше данных о допущенных нарушения со стороны сотрудника ГИБДД, имеющихся у водителя доказательствах невиновности и т.д.

Далее идёт графа «подпись ЛВОК» где водитель расписывается за ознакомление с протоколом. Опять же ставить подпись в данной графе или не ставить подпись – это решение принимает сам автолюбитель. Если водителю предоставили возможность внести все необходимые возражения в протокол, то можно поставить в это графе свою подпись.

Ниже размещена графа «копию протокола получил». Эту графу можно подписывать только после того как копия будет уже на руках.

Допустимым вариантом также является ситуация, когда сотрудник ГИБДД передаёт водителю оригинал протокола, водитель ставит подпись в графе «копию протокола получил» и после этого сам отрывает копию и забирает её себе. В вышеуказанных случаях водитель не рискует остаться без копии протокола.

В иных случаях проставление подписи в графе «копию протокола получил» до момента, когда она реально была вручена, может привести к тому, что её не отдадут. Это уже зависит от добропорядочности конкретного сотрудника ГИБДД.

Источник: https://zakon.ru/blog/2017/7/16/na_chto_obratit_vnimanie_pri_oznakomlenii_s_protokolom_sotrudnika_gibdd

«Любая ошибка или неточность в протоколе, оформленном инспектором ГАИ, — это зацепка для..

Можно ли избежать наказания, если сотрудник ГИБДД неправильно указал статью в протоколе?

По словам адвоката Алексея Святогора, в большинстве случаев водителю даже не требуется обращаться в суд — в самой Госавтоинспекции, как правило, без проблем и волокиты отменяют спорные постановления своих сотрудников

Поводом к встрече с адвокатом Алексеем Святогором, известным по своим публикациям в защиту прав автомобилистов, стала неприятная история с нашими знакомыми. На парковке возле большого супермаркета они ухитрились задним ходом въехать в бордюр, прилично помяв заднее крыло.

Ни бетонная конструкция, ни другие автомобили не пострадали.

Посовещавшись, знакомые решили, что раз у них полное КАСКО (полис добровольного страхования транспортного средства), следовательно, пусть страховая компания и возмещает убытки — сколько можно платить страховщикам, пусть и они когда-нибудь заплатят.

Позвонили по телефону горячей линии в страховую компанию, где им пояснили, что для получения возмещения нужна справка из ГАИ. Поэтому, хочется или нет, а придется вызывать инспекторов для оформления документов о ДТП.

Гаишники приехали, составили схему, протокол и… изъяли у отца семейства права, обвинив его в создании аварийной ситуации. Мол, не выдержал безопасной дистанции. Теперь знакомые с волнением ждут предстоящего суда, сожалея, что не решили (хотя такая возможность была) все вопросы на месте.

Ведь судья может лишить главу их семейства права управления автомобилем на довольно приличный срок.

Ситуация, в которую попали наши знакомые, типична. Тем не менее, судя по количеству возмущенных звонков в редакцию, для очень многих она становится полной неожиданностью.

«В объяснении для суда можно указать, что вы совершили аварию, пытаясь избежать, например, столкновения с другим автомобилем»

– Алексей, многие водители уверены: если ты поцарапал свою машину об ограду или бордюр, то это вовсе не авария, за что же наказывать?

 — Как гласят правила, ДТП — событие, случившееся при движении транспортного средства, во время которого погибли или ранены люди либо повреждено само транспортное средство, — говорит адвокат Алексей Святогор.  — Есть повреждение, возникшее в результате движения,- есть ДТП.

В кодексе об административных нарушениях существует статья 124, предусматривающая наказание водителя, который нарушил правила, в результате чего получили повреждения транспортные средства, грузы, дорожные сооружения и так далее.

По данной статье предусмотрено взыскание в виде штрафа в размере 340-425 гривен либо лишение права управления транспортным средством сроком от шести месяцев до одного года. Так что формально, к сожалению, сотрудники ГАИ в этом случае были совершенно правы.

Иное дело, что они попытались обвинить водителя в создании аварийной ситуации (за такое правонарушение предусмотрен либо штраф в сумме 680-850 гривен, либо лишение прав на срок от шести месяцев до одного года). Это уже явный перебор. Аварийную обстановку можно создать лишь по отношению к другому автомобилю.

В результате его водитель должен был резко изменить скорость или направление движения, избегая столкновения. Главным доказательством в делах такого рода являются показания потерпевшего водителя (кому, как не ему, знать, что пришлось предпринять, чтобы избежать столкновения).

Впрочем, то, что инспекторы выбрали именно такую формулировку (создание аварийной ситуации), в случае с вашими знакомыми, возможно, даже хорошо. Это отличная зацепка для того, чтобы обжаловать действия инспекторов, сохранить права и не платить штраф.

– И все-таки, если дело в суде, прав могут лишить. Тем более, как я слышал, решения суда по таким делам теперь и обжаловать нельзя.

 — Вы немного ошибаетесь. Действительно, этим летом вступили в силу определенные изменения в законодательствo (их принято называть «судебной реформой»), но они вовсе не лишают вас возможности подавать апелляцию на решение суда первой инстанции, который, как вы полагаете, несправедливо лишил вас права управления.

А вот возможности обжаловать решение по апелляции и в самом деле нет: решение апелляционного суда вступает в силу немедленно (не забываем, что во всех остальных случаях на обжалование отводится десять суток и за соблюдением этого срока крайне важно следить).

Что же касается опасения, что вас могут лишить прав, то здесь не бояться нужно, а хорошо готовиться к судебному процессу…

– Некоторые адвокаты советуют заранее написать чистосердечное признание, тогда, вроде бы, прав не лишают.

 — В своих объяснениях для суда нужно, бесспорно, указать на смягчающие обстоятельства. К примеру, автомобиль для вас — средство зарабатывать на жизнь. Или, оставшись без практики вождения, вы утратите навыки управления автомобилем.

У кого-то в семье, возможно, есть тяжелобольной человек, которого необходимо возить на процедуры в больницу. Или вы, например, совершили правонарушение впервые (ситуации разные бывают). Но просто брать вину на себя, рассчитывая на снисхождение,- это неправильно.

Логика закона такова: виноват — отвечай. Горько смотреть на водителей, которые в качестве оправдания заявляют: дескать, не заметили пешехода, другой автомобиль или столб. Это не оправдание.

Иное дело, если вы совершили аварию, чтобы избежать столкновения с другой машиной, осуществлявшей опасный маневр.

Более того, в этом случае вас вообще могут не привлекать к ответственности, так как правонарушение хоть формально и было совершено, однако оправдано обстановкой, а ваши действия позволили избежать других, более тяжких последствий. Например, вы наехали на бордюр и ограждение, поцарапав свой бампер, но при этом ваш вынужденный маневр позволил избежать наезда на внезапно выбежавшего на дорогу ребенка.

Конечно, общих рекомендаций быть не может, каждое дело сугубо индивидуально. Но во всех случаях отличный эффект, на мой взгляд, может дать тщательное изучение документов. Не секрет, что инспекторы по невнимательности, а иногда и по незнанию, делают в бумагах множество ошибок.

Пишут, что протокол составлен в 11 часов, а нарушение произошло в 11 часов 15 минут (и эта несуразица в протоколе обозначена). Или в протоколе скорость автомобиля 85 километров в час, а в постановлении уже почему-то 90.

Или нарушение зафиксировано на пересечении улиц, которого формально не существует — улицы просто находятся рядом. Очень распространенная ошибка, когда инспектор пишет в протоколе, что к нему прилагается постановление номер такой-то.

Получается, сначала гаишник оштрафовал водителя, а лишь потом составил протокол? И такие ошибки дают основание для прекращения дела. Нужно лишь обратить на них внимание судьи.

«Постановление инспектора возможно обжаловать не только в суде или вышестоящем органе ГАИ, но и в прокуратуре»

– Нередко приходится слышать споры водителей: что лучше — жаловаться на действия инспектора ГАИ его начальству или сразу подавать в суд?

 — Я, как правило, обжалую все спорные решения инспекторов в самой ГАИ. Надо признать, что система рассмотрения жалоб там работает отлично. Как ни странно, но у милиции, похоже, есть показатели не только по количеству вынесенных штрафов, но и по числу отмененных постановлений.

Существуют специальные службы, которые контролируют работу своих сотрудников. Понятно, что они должны постоянно давать какой-то результат. Иногда получаешь просто потрясающие ответы. Однажды зимой меня поймали на «фару».

Я ехал по правилам, но не заметил знак ограничения скорости 50 километров в час со «снежинкой», то есть действующий во время снега. Увы, закон не дает четкой трактовки, что следует понимать под понятием «снег». Впрочем, зацепок для обжалования хватало и без этого.

Скажем, инспектор забыл указать в протоколе номер прибора, которым он определял скорость моего автомобиля. Постановление отменили, но с какой формулировкой! Оказывается, еще полгода назад было вынесено решение этот знак снять. И его вообще не должно было быть на том месте!

Похожий случай также произошел зимой и был связан с «Визиром». Свое обжалование я строил на том, что данный прибор имеет четкий температурный режим использования.

И в мороз его данные не могут приниматься во внимание. Постановление отменили. К слову, мало кто знает, что постановление инспектора ГАИ можно обжаловать не только в суде или вышестоящем органе ГАИ.

Можно подать заявление в прокуратуру.

– Говорят, надо только не забыть записать адрес подразделения ГАИ, в котором работает инспектор, который вас оштрафовал. Иначе непонятно, куда отправлять жалобу.

 — Это не проблема, обычно я пишу жалобу в Главное управление МВД области или управление ГАИ области. Их адрес найти легко, да и дело поступает на своеобразный контроль. Даже если жалобу «спускают» вниз, ответ на нее, как правило, контролируют. Обязательно указываю, что копия жалобы отправлена в Департамент ГАИ и областную прокуратуру (естественно, отправляю и туда).

– В последнее время часто приходится слышать от автомобилистов жалобы, дескать, далеко не у всех инспекторов есть новые алкотестеры, а прежние «трубочки» больше нельзя использовать.

Поэтому, если возникает подозрение, что ты «употреблял», гаишники сразу отправляют тебя на медицинский осмотр.

А закон этого вроде не позволяет: сначала инспектор в присутствии двух свидетелей должен провести осмотр на месте и лишь в случае если этого требует водитель, везти его в медицинское учреждение…

 — Инспекторы все делают правильно. Ведь есть не только алкогольное, но и наркотическое опьянение. Водитель может находиться под воздействием запрещенных для употребления за рулем лекарств. В этих случаях никакой алкотестер не поможет. Так что, такого водителя отпускать? Нет, конечно.

Существует совместный приказ Минздрава и МВД, который устанавливает признаки, дающие основания предполагать наличие у водителя состояния опьянения. Это, например, запах алкоголя изо рта, нарушение координации движения, изменение цвета кожи, дрожание пальцев, путаная речь, неадекватное поведение, заторможенность либо, наоборот, непонятная живость.

При наличии этих признаков (всех или некоторых из них) и начинается процедура проверки, тоже, естественно, зависящая от ситуации.

Другой вопрос, что сотрудник ГАИ не может просто сказать: «Оставляй машину, поехали с нами». Инспектор фиксирует результаты осмотра в протоколе, кроме того, дает официальное направление в экспертное учреждение. Формальностей много, и не все гаишники хотят их соблюдать.

Но как-то повлиять на инспектора в такой ситуации достаточно проблематично. Ведь любое ваше условие может быть истолковано как отказ от обследования. А наказание за это равносильно наказанию за нахождение за рулем в нетрезвом виде.

Но есть прецеденты, когда водитель, который оказывался трезв, однако из-за задержки для осмотра опаздывал на поезд или встречу, доказывал, что инспекторы действовали безосновательно, и требовал в связи с этим привлечения сотрудников ГАИ к ответственности, так что ситуация разворачивалась в другом направлении…

Фото Сергея Даценко, «ФАКТЫ»

Читайте нас в Telegram-канале, и

Источник: https://fakty.ua/122050-lyubaya-oshibka-ili-netochnost-v-protokole-oformlennom-inspektorom-gai-eto-zacepka-dlya-obzhalovaniya-shtrafa

Окно права
Добавить комментарий