Могут ли начислить налог за унаследованную землю, если право собственности еще не оформлено?

Кто и когда уплачивает земельный налог под многоквартирным домом | Бухгалтерский сервис «Интерактивная бухгалтерия»

Могут ли начислить налог за унаследованную землю, если право собственности еще не оформлено?

Какой-либо налог можно охарактеризовать по нескольким признакам: объект, субъект, база обложения, ставка налога. Эти признаки можно считать основными (присущими каждому налогу), остальные (порядок уплаты и отчетности, льготы и т.п.) факультативными. Итак, попытаемся, исходя из этого, разобраться в вынесенном в заголовок вопросе.

1. Объектa налогообложения

В соответствии с пп. 270.1.1 НКУ1, объектами налогообложения являются земельные участки, находящиеся в собственности либо пользовании. Есть ли такой объект налогообложения под вашим домом? Конечно, дом стоит на земле. Но не обязательно на земельном участке!

Чтобы обосновать такой неожиданный для неюриста вывод, обратимся к пп. 14.1.74 НКУ, который содержит следующую дефиницию:

«земельный участок часть земной поверхности с установленными границами, определенным местом расположения, целевым (хозяйственным) назначением и с определенными относительно него правами».

Проще говоря — земельный участок должен быть сформирован. Способы такого формирования предусмотрены ст. 791 ЗКУ2, а его следствием является внесение информации о земельном участке в Государственный земельный кадастр.

Формальным признаком данного внесения является наличие кадастрового номера земельного участка.

Если соответствующий земельный участок сформирован, его и определенную информацию о нем можно будет увидеть на публичной кадастровой карте3.

Однако следует учесть: сейчас на карте могут отсутствовать данные о земельных участках, сформированных до 2013 года4. Для большинства случаев можно беспрекословно утверждать, что земельные участки под новостройками сформированы (иначе застройщик не получил бы разрешение на строительство), а под советскими многоэтажками (если в них не созданы ОСМД или ЖСК) нет.

Вывод: нет объекта налогообложения нет налогообложения.

2. Субъект налогообложения

Если вы обратили внимание, объектами налогообложения являются не любые земельные участки, а только те, которые находятся в собственности или пользовании. Это непосредственно связано и с определением плательщиков земельного налога — ими являются собственники земельных участков и землепользователи (ст. 269 НКУ).

И снова обратимся к дефинициям из общих положений НКУ:

«владельцы земельных участков юридические и физические лица (резиденты и нерезиденты), которые в соответствии с законом приобрели право собственности на землю в Украине, а также территориальные общины и государство в отношении земель коммунальной и государственной собственности соответственно» (пп. 14.1.34);

«землепользователи юридические и физические лица (резиденты и нерезиденты), которым в соответствии с законом предоставлены в пользование земельные участки государственной и коммунальной собственности, в т.ч. на условиях аренды» (пп. 14.1.73).

Об аренде пока что забудем арендаторы уплачивают не земельный налог, а арендную плату. Поэтому в контексте налогообложения землепользователем следует считать лишь то лицо, которое имеет земельный участок в постоянном пользовании либо в собственности. Под большинством многоквартирных домов права на землю не оформлены.

Вывод: нет субъекта налогообложения нет налогообложения.

3. База налогообложения

Согласно п. 271.1 НКУ:

«Базой налогообложения является:

271.1.1. нормативная денежная оценка земельных участков с учетом коэффициента индексации, определенного в соответствии с порядком, установленным настоящим разделом;

271.1.2. площадь земельных участков, нормативная денежная оценка которых не проведена».

На сегодняшний день нормативная денежная оценка проведена в большинстве населенных пунктов. Но это не значит, что она определена для каждой территории под многоквартирными домами.

Конечно, исчислить такую оценку несложно взять соответствующую площадь участка, среднюю (базовую) стоимость квадратного метра, применить соответствующие коэффициенты, перемножить это все, и оформить извлечение из нормативной денежной оценки.

Но сделать это можно только тогда, когда существует сформированный земельный участок. Иначе мы сталкиваемся с очень простой проблемой невозможностью определения площади земельного участка. Такую площадь можно исчислить только непосредственно под домом.

Но земельный участок должен включать и придомовую территорию. И вот именно ее определить без формирования земельного участка невозможно. Ведь:

«придомовая территория территория вокруг многоквартирного дома, определенная на основании соответствующей градостроительной и землеустроительной документации, в пределах земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и относящиеся к нему здания и сооружения, необходимого для обслуживания многоквартирного дома и удовлетворения жилищных, социальных и бытовых потребностей собственников (сособственников и нанимателей (арендаторов) квартир, а также нежилых помещений, расположенных в многоквартирном доме» (п. 4 ч. 1 ст. 1 Закона Украины «Об особенностях осуществления права собственности в многоквартирном доме»).

Такая же проблема возникает и при отсутствии в населенном пункте нормативной денежной оценки земель.

Вывод: отсутствие базы налогообложения делает невозможным налогообложение.

4. Ставка налогообложения

Такие ставки устанавливаются соответствующими местными советами согласно ст. 274 НКУ:

«274.1. Ставка налога за земельные участки, нормативная денежная оценка которых проведена, устанавливается в размере не более 3% от их нормативной денежной оценки, а для сельскохозяйственных угодий не более 1% от их нормативной денежной оценки.

274.2. Ставка налога устанавливается в размере не более 12% от их нормативной денежной оценки земельных участков, которые находятся в постоянном пользовании субъектов хозяйствования (кроме государственной и коммунальной формы собственности)».

Приведенные нормы также свидетельствуют о невозможности применить ставки налога, если земельный участок не сформирован, а право на него не оформлено.

Вывод: отсутствие сформированного земельного участка делает невозможным применение ставки налогообложения.

Общий вывод

Обязанность по уплате земельного налога за земельный участок под многоквартирным домом возникает у лица, оформившего право собственности либо право пользования данным земельным участком. До оформления данного права земельный налог не уплачивается.

5. Исключение из правил

Все вышеизложенное учитывает общие нормы. Именно согласно им, в случае отсутствия сформированного земельного участка и оформленных прав на него отсутствуют и налоговые обязательства.

Однако данное правило не является всесторонним, поскольку возможна ситуация, в которой платить за землю придется при отсутствии и прав на землю, и самого земельного участка.

Юристам известно, что специальные нормы имеют преимущество перед общими. И такая специальная норма прописана в п. 287.8 НКУ:

«Собственник нежилого помещения (его части) в многоквартирном жилом доме уплачивает в бюджет налог за площади под такими помещениями (их частями) с учетом пропорциональной доли придомовой территории с даты государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество».

Наше мнение. Отношение автора этой публикации к данной норме крайне негативное по нескольким причинам.

Во-первых, ее очень трудно применить, когда земельный участок не сформирован (причины см. выше).

Во-вторых, она дискриминационная по существу, поскольку создает налоговую нагрузку только для собственников нежилых помещений. Предположим, если вы имеете квартиру на первом этаже, вы налог не уплачиваете. Но, как только вы ее переведете в нежилое помещение (например, сделаете в ней парикмахерскую), сразу возникает налогообложение.

В-третьих, если земельный участок сформирован и право на него зарегистрировано, данная норма приводит к двойному налогообложению. За весь земельный участок будет платить его владелец или землепользователь, а за определенную его часть дополнительно еще и собственник нежилого помещения. Тем самым нарушается известный из Древнего Рима принцип non bis in idem5.

В-четвертых, формулировка приведенной нормы допускает ее искаженное толкование, когда налог за лифтовые площадки, мусоросборники, холлы, коридоры (которые являются общим имуществом сособственников дома и не могут передаваться в собственность отдельных лиц) и т.д. можно возложить на всех жильцов дома. Надеемся, фантазии фискальных органов на это не хватит.

6. О практике…

К сожалению, как чисто правоприменительная практика, так и практика налогообложения, имеет множество «квазизаконных» примеров.

Это и оформление крайне сомнительных договоров наподобие аренды части (доли) земельного участка, и произвольное определение земельного участка для целей налогообложения (без его формирования), и непонятное (читай: неправовое) применение ставок, коэффициентов и пр. Перечислять и критиковать все эти примеры нет необходимости.

Достаточно понимания одного: уплачивать земельный налог надо только за существующий (сформированный, зарегистрированный) земельный участок, и уплачивать его должен владелец или землепользователь данного участка.

А вот примеров того, что долго было предусмотрено законом, к сожалению, нет. Говорим о старой редакции (просуществовала она более 10 лет!) ч. 1 ст. 42 ЗКУ6:

«Земельные участки, на которых расположены многоквартирные жилые дома, а также относящиеся к ним здания, сооружения и придомовые территории государственной или коммунальной собственности, предоставляются в постоянное пользование предприятиям, учреждениям и организациям, осуществляющим управление этими домами»7.

Упомянутые в ней предприятия, учреждения и организации (читай: ЖЭКи) ни разу не заинтересовались возможностью оформить право на землю и, соответственно, стать плательщиками земельного налога.

Видимо, именно данной нормой руководствуются некоторые представители фискальных органов, которые нынче (после изменений в законодательстве, вступивших в силу 1 июля) настаивают на оформлении прав (и, соответственно, на уплате налога) на земельные участки под многоквартирными домами организациями, обслуживающими такие дома. Данная позиция не основывается на законе. Земельный участок может быть передан в собственность или пользование только сособственникам соответствующего дома. Исключение возможно разве что для домов, которые все еще полностью находятся в государственной или коммунальной собственности. Но существуют ли еще такие?

7. …и перспективы

Перспективы следуют из действующей редакции ст. 42 ЗКУ:

«1. Земельные участки, на которых расположены многоквартирные дома, а также относящиеся к ним здания, сооружения и придомовые территории государственной или коммунальной собственности, предоставляются в постоянное пользование предприятиям, учреждениям и организациям, осуществляющим управление данными домами.

2. Земельные участки, на которых расположены многоквартирные дома, а также относящиеся к ним здания, сооружения и придомовая территория, находящиеся в общей совместной собственности собственников квартир и нежилых помещений в доме, передаются безвозмездно в собственность или в постоянное пользование сособственникам многоквартирного дома в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины».

Упомянутый порядок Правительство еще не утвердило, но перспектива понятна ― земельные участки под многоквартирными домами постепенно будут переходить в собственность или постоянное пользование жителей, которые и станут налогоплательщиками. Конечно, о конкретных положениях будущего правительственного постановления мы можем только догадываться, но на некоторые нюансы, прямо вытекающие из действующего законодательства, можно обратить внимание уже теперь.

1. Сейчас получение земельного участка в собственность или пользование является правом, а не обязанностью. Это касается и сособственников многоквартирных домов.

2. Формирование земельного участка под многоквартирным домом потребует оформления землеустроительной документации по заказу и за счет заказчика (сособственников дома либо ОСМД).

В зависимости от ситуации это может быть более сложная и дорогостоящая процедура (проект землеустройства по отводу земельного участка) или более простая и дешевая (техническая документация по восстановлению границ земельного участка в натуре).

3. При отсутствии нормативно определенного механизма формирования придомовой территории реально на площадь и конфигурацию земельного участка будут влиять положения градостроительной документации (генеральный план и при наличии детальный план территории).

4. Уплачивать налог нужно будет с момента государственной регистрации права на земельный участок и ни днем раньше.

5. С текущего года земельный налог относится к местным, его ставки определяются соответствующими местными советами.

Виктор КОБЫЛЯНСКИЙ,

председатель комитета аграрного и земельного права
Ассоциации адвокатов Украины

1 Налоговый кодекс Украины.

2 Земельный кодекс Украины.

3 http://www.map.land.gov.ua/kadastrova-karta

4 Наполнение Государственного земельного кадастра «старой» информацией до сих пор продолжается.

5 Не дважды за одно и то же (лат.).

6 Земельный кодекс Украины.

7 Норма утратила силу 01.07.2015 г.

На информационном портале для сособственников многоквартирных домов Вы найдете больше информации о:

  • выборе формы управления многоквартирным домом;
  • оформлении договорных отношений с поставщиками услуг;
  • получении государственной поддержки на осуществление энергоэффективных мероприятий;
  • создании и организации деятельности ОСМД.

Источник: https://interbuh.com.ua/ru/documents/oneanalytics/82124

Можно ли избежать уплаты налога на землю?

Могут ли начислить налог за унаследованную землю, если право собственности еще не оформлено?

«ФАКТЫ» уже рассказали своим читателям о двух «имущественных» налогах, квитанции о которых должны быть разосланы до 1 июля: о налоге на автомобили и на недвижимость.

Однако у нас есть еще третий «имущественный» налог, который наши сограждане уплачивают каждый год, — налог на землю. И квитанции о его уплате также должны быть разосланы до 1 июля.

О том, кто платит налог на землю, на какие земельные участки он распространяется и можно ли избежать его уплаты, «ФАКТАМ» рассказал партнер юридического объединения ID LegalGroup Олег Добровольский.

— Начнем с главного. Кто платит земельный налог?

— Его обязаны платить физические лица, которым принадлежит право собственности на земельные участки.

— Какие именно земельные участки?

— Все паи, которые находятся в собственности физических лиц. Это могут быть участки для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок), земельные участки сельскохозяйственного назначения, для садоводства, для личных сельских хозяйств, огородничества и так далее.

— Относятся ли к объектам, с которых платится налог, дачные участки?

— Да, относятся, и не только дачные. Объектами такого налогообложения являются земельные участки, занятые садовыми и дачными домами физических лиц для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, сенокоса и выпаса скота.

Очень важным условием для определения объекта налогообложения земельным налогом является то, что этот участок находится в собственности такого физического лица.

— А участки земли, на которых стоят обычные дома в селе?

— Применяются те же правила, что и для дачных участков. Это земельные участки для личных сельских хозяйств.

— При каких условиях считается, что земельный участок находится именно «в собственности»? Он должен быть оформлен должным образом?

— Если земельный участок зарегистрирован в Государственном земельном кадастре и имеет кадастровый номер, то считается законодательно оформленным.

— А если участок не оформлен и у него нет номера?

— Действительно, есть такие случаи. Земельные участки, на которые право собственности получено до 2004 года, не имеют кадастрового номера. Но при этом они считаются сформированными в соответствии с Законом Украины «О государственном земельном кадастре».

Отсутствие кадастрового номера говорит о том, что сведения о таком участке не внесены в Государственный реестр земель. Этот недостаток правового режима земельного участка легко исправить, подав соответствующее заявление от имени владельца.

— Какой именно налог платится с земли? По какой ставке?

— Ставка земельного налога устанавливается исключительно решением органа местной власти на территориях, где находятся земельные участки. Однако есть ограничение — она не может быть больше трех процентов от нормативной денежной оценки участка (с учетом коэффициента индексации).

— А как люди узнают, сколько стоит их участок?

— Каждое физическое лицо, которому принадлежит право собственности на земельный участок, вправе получить информацию о своем участке по его кадастровому номеру. Для этого нужно обратиться в центр предоставления административных услуг или заказать выписку в электронном виде о нормативной денежной оценке земли на сайте Госгеокадастра.

Для получения услуги Госгеокадастра физическому лицу необходимо осуществить следующие действия:

  • зайти на вышеупомянутый интернет-адрес;
  • зарегистрироваться в электронном кабинете с помощью электронной почты, электронной цифровой подписи или платежной карты банка (BankID);
  • в окне электронного кабинета «Е-сервисы», в разделе «НДО», заполнить заявку для получения выписки. Обязательно указать кадастровый номер земельного участка, ФИО заявителя, заполнить другие поля формы заявки, дать согласие на обработку персональных данных заказчика и «отправить» заявку.

После обработки запроса на электронный адрес заявителя придет письмо с информацией, как получить заказанную выписку из технической документации НДО.

Услуга предоставляется бесплатно. Срок исполнения — не более трех рабочих дней с даты получения заказа.

— А каким образом контролирующий орган получает информацию о нормативно-денежной оценке земельных участков? Я должна ее самостоятельно предоставить налоговой службе?

— А вот тут у нас произошли изменения — с 1 января 2018 года вступили в силу изменения относительно процедуры получения контролирующими органами информации о нормативной денежной оценке земельных участков.

— Какие именно?

— Теперь Государственное агентство земельных ресурсов направляет фискальному органу информацию (в электронном виде) о проведенной нормативно-денежной оценке земельных участков по состоянию на 1 февраля 2018 года. Эту информацию контролирующий орган публикует на своем официальном сайте.

Таким образом, на официальном сайте фискального органа размещается сводная информация о размере установленных ставок земельного налога и нормативной денежной оценке земельных участков на соответствующих территориях.

— Ясно. А если не была проведена нормативная денежная оценка участка?

— В случае, если такая денежная оценка земли отсутствует, базой налогообложения будет площадь земельного участка. Она указана в документе, который подтверждает право собственности на землю: в свидетельстве о праве собственности на недвижимое имущество.

— Так, я совсем запуталась. Кто должен определить, какой земельный налог нужно уплатить человеку — сам человек или фискальная служба?

— Рассчитывают и определяют сумму налога, которую нужно заплатить в бюджет, исключительно контролирующие органы по месту нахождения земельного участка.

— Когда?

— Решение об уплате земельного налога направляется контролирующим органом по почте или вручается налогоплательщику по месту его регистрации до 1 июля.

Но я вам хочу сказать, что в связи с внесенными в Налоговый кодекс изменениями с 2018 года физическое лицо — собственник земельного участка освобождается от штрафа и пени за несвоевременную уплату земельного налога, если контролирующий орган не направил либо не вручил решение в срок до 1 июля.

— Понятно. То есть, если мне до 1 июля никаких решений и квитанций не пришло, то это не моя забота?

— С 2018 года — да. В случае, если контролирующий орган не выносит решения об уплате налога или физическое лицо не получает такое решение, ответственность собственника земельного участка действующим законодательством не предусмотрена.

— Тогда очень важным является ответ на вопрос: в каком случае считается, что налоговое решение является врученным?

— Нормами действующего законодательства определено, что решение считается врученным физическому лицу в следующих случаях:

  • если решение направлено по месту жительства с уведомлением о вручении;
  • вручено лично физическому лицу или его представителю.

— А если я отказываюсь брать решение?

— Есть четкие позиции, которыми определено, когда решение считается врученным физлицу. Если его вручили лично гражданину или его представителю, а также, когда отправили по адресу местожительства с уведомлением о вручении.

Если почта не может вручить такое решение в случае отсутствия владельца по месту жительства или он отказывается принять решение, получать письмо, либо не пришел за письмом в почтовое отделение, то налоговое уведомление-решение все равно считается врученным со дня, отмеченного почтовой службой в уведомлении о вручении с указанием причин невручения.

— Имеет ли право контролирующий орган начислить земельный налог за 2018 год после законодательно определенного срока — после 1 июля 2018 года?

— Да. Новшества, вступившие в силу с января 2018 года, предусматривают, что контролирующие органы имеют право начислить физическим лицам, являющимся собственниками земельных участков, земельный налог за 2018 год не позднее 1095 дней (трех лет) от последнего дня предельного срока уплаты земельного налога за 2018 год.

То есть налоговая служба может начислять земельный налог за 2018 год до 1 июля 2021 года.

— Понятно. В какой срок нужно заплатить земельный налог?

— Физическое лицо — собственник земельного участка должен уплатить налог в течение 60 дней со дня вручения решения об уплате.

— А какое наказание предусмотрено для тех, кто не уплатил налог?

— В случае получения решения от контролирующего органа и неуплаты налога в течение 60 дней законодательством предусмотрена ответственность в виде штрафа и пени.

— За какой период будут начислять земельный налог в 2018 году?

— За отчетный 2018-й год.

— То есть наперед?

— Фактически — да.

— А если я заплачу налог в июле, а в августе продам участок?

— В случае перехода права собственности на земельный участок в течение 2018 года уплата земельного налога осуществляется двумя владельцами.

Предыдущий платит налог за период с 1 января 2018 года до начала месяца, в котором прекратилось его право собственности на такой участок.

А новый владелец земли должен уплатить налог с того месяца, в котором он приобрел право собственности.

— Но ведь я уже полностью уплачу налог в июле!

— В таком случае предыдущий владелец земли должен предоставить фискальной службе информацию о переходе права собственности на участок.

— А деньги мне вернут? Как?

— Предыдущий владелец предоставляет в контролирующий орган оригиналы документов о переходе права собственности на земельный участок.

Контролирующий орган в течение десяти рабочих дней проводит перерасчет суммы земельного налога и отправляет или вручает физическому лицу новое налоговое уведомление-решение.

Предыдущее же считается отмененным или отозванным. А сумма переплаты по этому налогу должна быть возвращена.

— Допустим, мне не пришло решение до 1 июля, но я очень сознательный гражданин и хочу заплатить налог. Я могу это как-то сделать?

— Да. В случае, когда плательщик не получает решение, или владелец участка имеет право на пользование льготой, либо меняется собственник, то человек вправе обратиться в фискальные органы (по месту нахождения земельного участка) и предоставить соответствующие документы.

— Кстати, а если мне пришло решение по моему участку, но оно не соответствует его площади — вместо шести соток мне посчитали налог на 60 соток?

— В случае выявления несоответствия данных (площадь участка, право на пользование льготой, размер ставки налога, начисленная сумма налога) физическое лицо имеет право обратиться с письменным заявлением в контролирующий орган для проведения сверки данных.

Если контролирующий орган выявляет несоответствия на основании предоставленных к проверке физическим лицом оригиналов документов, то в течение десяти рабочих дней осуществляет перерасчет налога и направляет или вручает новое налоговое решение.

Предыдущее решение считается отмененным.

Кроме того, владелец участка имеет право в административном порядке обжаловать решение в течение 30 дней после получения квитанции.

— А кому предоставляются льготы по уплате земельного налога?

— От уплаты земельного налога, в соответствии с законодательством, освобождаются следующие лица:

  • инвалиды первой и второй группы;
  • физические лица, воспитывающие трех и более детей в возрасте до 18 лет;
  • пенсионеры по возрасту;
  • ветераны войны и лица, на которых распространяется действие Закона Украины «О статусе ветеранов войны»;
  • физические лица, пострадавшие вследствие Чернобыльской катастрофы и официально признанные законом.

Очень важно: с 1 января 2018 года было отменено ограничение применения льготы для одного вида участка.

— Что это значит?

— А то, что с 2018 года применение льгот распространяется на участки по каждому виду использования в пределах граничных норм. До 2018 года эта льгота касалась только одного участка каждого вида.

Допустим, физическое лицо имеет в собственности два или больше земельных участков одного вида использования, и общая сумма этих участков превышает льготные нормы. В этом случае возникает необходимость самостоятельного выбора того земельного участка, который будет освобожден от уплаты налога на землю.

Рассмотрим на примере.

В собственности у физического лица находится два земельных участка. Целевое назначение одинаковое — для ведения садоводства. Площади участков 0,07 га и 0,08 га. Общая суммарная площадь 0,15 га. В соответствии с Налоговым кодексом, льготная норма для такого вида земельного участка (для ведения садоводства) составляет не более 0,12 га.

Поскольку общая площадь этих двух участков превышает льготные 0,12 га, значит, необходимо выбрать из них (0,07 га или 0,08 га) один, который будет льготным. И предоставить в фискальный орган письменное заявление. Тогда за него не придется платить земельный налог.

Но сделать это нужно было до 1 мая 2018 года.

* Фото Светланы ЕЛШАНСКОЙ, «ФАКТЫ»

Читайте нас в Telegram-канале, и

Источник: https://fakty.ua/273266-mozhno-li-izbezhat-uplaty-naloga-na-zemlyu

Окно права
Добавить комментарий