Могут ли исключить из школы за покраску волос?

«Учителя ругали из-за цвета волос»: что делать, если ребёнка обижают из-за внешности

Могут ли исключить из школы за покраску волос?

В средней школе № 4 Сосновоборска Красноярского края учителя затравили мальчика из-за причёски. Ребёнок сделал стрижку, как у любимого футболиста, но педагоги назвали её «нацистской» и предложили родителям перевести сына на домашнее обучение. Случай вызвал ажиотаж в обществе — в соцсетях запустили тег #ProkhorNeedYourHelp, а мальчика поддержали даже знаменитости.

Сталкивались ли кузбассовцы с травлей со стороны учителей, имеет ли право директор выгнать из школы из-за внешнего вида и что делать, если ученика по этой причине обижают педагоги, разбирался корреспондент A42.RU.

архив A42.RU

В одной из кузбасских школ, где училась Анастасия Т., до 10 класса не было формы и требований к внешнему виду. Но когда в учреждении сделали ремонт, родителям советовали купить форму. Чтобы привлекательно смотрелись не только школьные стены, но и дети.

— Разработали единый стандарт. Сочетание цветов было неплохим, но сама форма выглядела не лучшим образом. Первоклашки носили, а нам, в 10-11 классе, не хотелось в такое наряжаться — максимализм прёт.

Старшеклассники постоянно устраивали бунт: флешмобы, когда ученики поголовно приходили в красном или жёлтом. Учителя сначала выгоняли с уроков, но потом поняли, что это бесполезно. Тогда  разрешили носить что-то своё, но строгое.

Такая альтернатива старшеклассников устроила, — рассказала Анастасия.

Если ввести форму — это право школы, то вмешательства со стороны учителей в другие параметры внешности кажутся сумасбродными.

— Лет в 14 я перекрасилась из блондинки в чёрный цвет — расцвет субкультур, хотелось быть крутой. Это было шоком для родителей, когда зашла в ванную с одним цветом волос, а вышла с другим. Но не думала, что это произведёт такой «фурор» среди учителей.

Классная руководительница гнобила из-за цвета волос, говорила, что мне не идёт, что выгляжу глупо, что пожалею. Вызывали к директору даже — мама не пошла, сказала, что её дочь может краситься как хочет.

До сих пор не понимаю, какое дело учителям до цвета волос, — вспомнила кемеровчанка Ирина Г.

Родители вынуждены обороняться от тех, кто критикует их детей за внешность. К подобному готова мама из Кемерова Анна Горелик. Шестилетний сын захотел афрокосы.

— Я носила афрокосы, сыну понравилось. А у него была стрижка андеркат. Мы вплели рыжие афрокосы, как ребёнок и хотел. Узколобые твердили, что косы носят только девочки. А люди с типом мышления, склонном к развитию, говорили, что это круто и красиво.

Руководство сада даже не заикалось, потому что я умею постоять за себя и своего ребёнка. У гражданина РФ есть право на свободу самовыражения, не оскорбляющего ничьи чувства.

Считаю, что никто не должен ни доказывать, ни сообщать своего мнения, если его не спрашивают, — сообщила Анна. 

  • На фото сын Анны. Фото предоставлено героиней

Согласно закону «Об образовании», школа должна создать условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья учеников. Поэтому на федеральном уровне у преподавателей нет права выгонять учеников с урока ни при каких обстоятельствах. В том числе за неподобающий внешний вид. По факту: детей, которые живут близко от школы, отправляют домой переодеваться.

Письмо Минобрнауки от 28 марта 2013 «Об установлении требований к одежде обучающихся» обязывает учеников носить форму.  Согласно документу, вид одежды, цвет и фасон определяет орган государственно-общественного управления образовательной организации: совет школы, родительский комитет, классное, общешкольное собрание и так далее.

— Обучающимся не рекомендуется ношение в образовательных учреждениях одежды, обуви и аксессуаров с травмирующей фурнитурой, символикой асоциальных неформальных молодёжных объединений, а также пропагандирующих психоактивные вещества и противоправное поведение, — говорится в письме.

При этом на федеральном уровне нет документа, который предписывал бы ученикам носить определённый цвет волос или причёску, запрещал бы прокалывать нос. Подобные запреты вводят некоторые школы. Например, в Карелии прокуратура потребовала отменить ограничения, связанные с пирсингами, маникюром и экстравагантным видом школьников в нескольких образовательных учреждениях.

— В ряде школ запрещались каблуки выше 5-7 см в зависимости от школьного звена — чем старше, тем длиннее позволялись каблуки.

Прописывалось, что волосы учеников должны быть естественного цвета и прибраны, макияж — неброский или же должен отсутствовать.

Некоторые школы запрещали экстравагантные стрижки, пирсинг, яркий маникюр и большие сумки, — рассказали в прокуратуре Лоухского района Республики Карелия.

архив A42.RU

В школе Сосновоборска Красноярского края учителя объяснили свои действия с мальчиком с «нацистской» причёской внутренним положением учреждения. 2 сентября вступило в силу правило, которое запрещает красить волосы в яркие цвета. По мнению психолога, пренебрежение этими требованиями, как правило, идёт от семьи.

— Сейчас молодые люди раньше формируются за счёт открытой информации, в том числе активнее идёт сексуализация. Но ребёнку нужно устанавливать границы, иногда жёсткие. Школа подразумевает соблюдение определённых требований.

В чужой монастырь, как говорится, со своим уставом не ходят. Родители должны учитывать это, когда ребёнок собирается в школу. Если они допустили, что мальчик нарушил правила, значит, они сами их не принимают.

Всё начинается с семьи, — пояснила  аналитический и семейный психолог Ольга Замазий.

По словам учителя биологии кемеровской школы № 54 Андрея Цеттеля, сейчас в вопросах внешности часто происходит конфликт воспитания.

Сталкиваются учителя, которые преподают в школах (в основном старшее поколение, так как молодёжь не стремится в педагогику), и дети, которых воспитывают люди, рождённые в 90-е.

Становление личности последних происходило уже в другой стране, у них другие понятия приличия.

— Когда сам учился в школе, то подвергался травле из-за внешности. Я был рэпером — носил широкие штаны с мотнёй до колена, кепка с прямым козырьком, одежда на 5-6 размеров больше. В 8 классе проколол ухо. Тогда началась вакханалия.

меня оскорбляли, причисляли к сексуальным меньшинствам. Учителя то же самое говорили. Эту серьгу даже выдирали, слава богу, ухо не порвали. Но сейчас такого нет. Общество стало более терпимым.

И то, что является самовыражением, списывается в рамки дозволенного, — рассказал Андрей Цеттель.

Также учитель говорит: введение строгих правил относительно внешнего вида (за исключением формы) — довольно проблематично для школы и самих родителей.

— Если есть подобный устав, то это, скорее, какая-то закрытая школа должна быть, в которой дети не покидают её пределы, подчиняются внутреннему распорядку. В обычной школе такое провернуть вряд ли получится.

Нельзя ввести такие правила и выдать родителям на школьном собрании, мол, вот, вы должны соблюдать каждый пункт. Это лишняя головная боль, в первую очередь, для самих родителей.

Им проще будет в другую школу отдать детей, — рассказал Андрей Цеттель.

архив A42.RU

В другой кузбасской школе существует такой регламент. В нём прописаны требования к форме, а также правила: никакой экстравагантной причёски и яркого маникюра.

— С положением о школьной форме учащихся можно ознакомиться на сайте. Администрация, учителя, классные руководители и совет лицеистов проводят огромную работу с учениками и родителями. Например, проходят рейды совета лицеистов по классам, где учащихся проверяют на наличие школьной формы,  затем формируется рейтинг классов.

Это всегда стимул для ребят ходить в форме и не подводить весь класс. Случаев, когда они намеренно одеваются по-другому, ни разу не было. Конечно, у всех разные финансовые возможности. Поэтому у девочек могут быть не прямые классические юбки или отличаются по оттенку. Но мы не придаём этому значения.

Главное, чтобы одежда была похожа на школьную форму. Бывало, дети приходили с разноцветными волосами. Мы удивлялись, но опять-таки не делали из этого катастрофы.

Беседовали с учениками и родителями, после чего дети перекрашивали волосы в нормальный цвет, — рассказала заместитель директора по учебно-методической работе лицея № 17 в Берёзовском Анастасия Чаурова. 

Разумнее всего — соблюдать дресс-код, установленный школой, не провоцировать учителей на конфликт. В причёсках, макияже, маникюре руководствоваться здравым смыслом. Это избавит от проблем и ученика, и его родителей, считают специалисты. Ведь ответственность за внешний вид ребёнка всегда несут родители.

— Иногда ученики спрашивают про стиль, одежду. Я всегда говорю, что лучше подчиняться родителям, но вносить в это немного своей личности. То есть находить компромисс.

До 18 лет за детей отвечают родители, а создавать им лишние проблемы из-за внешнего вида не стоит. Кидал ссылки на модные блоги, где стилисты рассказывают, как одеваться в школу, просил показать их родителям.

Там нет никакого эпатажа, которые представляют люди, когда говорят о моде, — рассказал учитель Андрей Цеттель.

Также психологи советуют родителям разобраться в собственных проблемах. Зачастую именно они становятся причиной каких-то стычек учителей и детей.

— Проблема неоднозначная и судить о ней, не зная ситуации и участников, точно не стоит. С одной стороны, родители должны быть на стороне своего ребёнка. С другой — школа на то и школа, чтобы воспитывать и образовывать. Если учитель не авторитет, то зачем отдавать ребёнка к такому учителю? Дискредитация учителей не благо ни для общества в целом, ни для учеников.

Поэтому могу лишь посоветовать родителям то, что всегда рекомендую в похожих случаях: возникла проблема с ребёнком — идите к психологу сами.

Не детей водить по разным инстанциям, не по прокуратурам ходить, а постараться вовремя разобраться, что они упускают в жизни и воспитании собственного ребёнка, какую их проблему он отражает, — считает кемеровский психолог Светлана Рябова.

Источник: https://gazeta.a42.ru/lenta/articles/62076_uchitelya-rugali-iz-za-cveta-volos-chto-delat-esli-rebyonka

Могут ли наказать школьников из-за цвета волос, макияжа или одежды?

Могут ли исключить из школы за покраску волос?

Новый учебный год породил еще одну дискуссию в кругах родителей и педагогов.

1 сентября в одной из мариупольских школ ученицу отчитали за малиновый цвет волос, предложив в течение недели перекраситься в природный – каштановый.

На защиту девочки встали многие ее сверстники, а также немаловзрослых, аргументируя свою позицию тем, что цвет волос никоим образом не влияет на успеваемость ребенка, а именно это и должно заботить школу.

EtCetera выяснял, устанавливает ли кто-то нормы внешнего вида школьников и существуют ли санкции за нарушение этих норм.

ЧИСТОТА И ОПРЯТНОСТЬ – это главные требования к внешнему виду учеников всех украинских школ, независимо от формы собственности. Школьная форма или обычная одежда –  должна быть выстиранной, выглаженной и приближенной к деловому стилю. То же самое относится к телу ребенка: его лицо, руки, волосы и ногти должны быть чистыми.

Довольно часто в современных школах педагоги обращают внимание только на эти вещи, и очень редко причиной замечаний становятся детское самовыражение при помощи одежды, обуви и прически. Правда, особо отметим, что в этом плане срабатывает еще и «родительский фильтр». Ведь именно родители контролируют, в каком виде ребенок отправляется на учебу.

Однако в случае со школьницей из Мариуполя учительница позволила себе явно больше, чем предписано нормами. Девочку отчитали при всей школе, сказав ей «скрыться подальше».

По словам юриста ГО «Батьки SOS» Романа Бондаренко, это явное нарушение прав ребенка, что зафиксировано в Приказе МОН о жестоком обращении с детьми.

В документе, кроме прочего, значится недопустимость унижения детей и публичного обсуждения их внешности.

ПО УСТАВУ. Впрочем, по словам директора киевской специализированной школы №203 Андрея Мельника, каждая школа в своем уставе может прописать собственные требования к внешнему виду школьников.

И если в этом документе прописано, например, обязательное ношение формы определенного образца, то не согласные с этим родители могут задуматься разве что о смене школы.

Потому что замечания и требования со стороны учителей будут правомерными.

Отметим, что не только форма и особенности ее использования могут быть предусмотрены школьным уставом. Например, на сайте киевской школы №52 указано, что здесь категорически запрещается:

— иметь неопрятные длинные волосы, красить их;

— иметь длинные ногти или покрывать их лаком яркого цвета;

— накладывать макияж на лицо;

— носить украшения (кроме пары небольших сережек для девушек);

— носить джинсы.

А вот в Требованиях к внешнему виду учеников гимназии №20 города Херсона по поводу цвета волос и ногтей не сказано ничего, зато много внимания уделено одежде. Так, в учебном заведении запрещены:

— джинсовая одежда;

— декольтированные, слишком яркие, клетчатые, укороченные блузки («топики», футболки и т.д.), слишком яркие рубашки;

— очень короткие и очень длинные юбки;

— укороченные, утягивающие брюки, бриджи, шорты и т.д.;

— одежда для летнего отдыха.

Поэтому во всех спорах по поводу внешнего вида детей финальную точку должен поставить именно устав учебного заведения. Если в нем напрямую не запрещена та или иная деталь внешнего вида ученика, то у администрации школы и педагогов нет оснований для замечаний.

ЗАЧЕМ НУЖНЫ ОГРАНИЧЕНИЯ? Многие эксперты соглашаются, что часть правил, которые прописывают в своих уставах школы, не всегда соотносятся с реалиями времени.

Особенно отчетливо это проявляется, например, в отношении к джинсам.

Сегодня это удобная и очень практичная одежда, которая не стесняет движения ребенка и позволяет как девочкам, так и мальчикам быть физически активными.

С макияжем тоже не так все просто. Например, его можно использовать, чтобы скрыть недостатки кожи, которые могут стать причиной насмешек и издевательств. Спортивная обувь также давно перестала быть исключительно спортивной – кеды и кроссовки часто удобнее и доступнее, чем требуемые правилами туфли.

В то же время, требование не использовать резкие парфюмерные ароматы вполне логично – детям будет сложно сидеть в замкнутом пространстве, наполненном посторонними запахами.

Запрет на массивные украшения и шейные платки также объясним – в процессе игры или занятий спортом такие предметы могут травмировать ребенка.

Тем не менее, многие уставы сегодня содержат спорные требования, которые нуждаются в пересмотре.

Елена БОНДАРЕНКО, сопредседатель ОО «Родители SOS»в интервью Украинскому радио:

Когда мы начали анализировать уставы учебных заведений, мы увидели очень много норм, которые противоречат действующему законодательству, поскольку не соответствуют нормативно-правовым актам высшей юридической силы. В настоящее время нет нормативных актов, которые бы заставляли носить ребенка школьную форму или что-то подобное.

Но все же современная школа постепенно отходит от строгих требований к деловому стилю учащихся и стремится к комфорту во всем, в том числе и во внешнем виде. Поэтому со временем в сводах правил обычных общеобразовательных школ останутся только те требования, которые напрямую будут касаться безопасности и здоровья ребенка, но не внешних проявлений его характера и стиля.

НАКАЗАНИЕ для школьников за нарушение требований к внешнему виду – не предусмотрено. Исключить из школы за джинсы, макияж или яркие волосы никто не имеет права.

Однако, если в уставе школы прописан прямой запрет на подобные проявления индивидуальности, то педагог имеет право сделать замечание, провести с ребенком беседу и обратиться к его родителям с сообщением о нарушении нормы устава и просьбой проследить, чтобы это не повторилось.

Выразить свое впечатление образование, общество, родители, ученики, форма, школа

Источник: https://etcetera.media/mogut-li-nakazat-shkolnikov-iz-za-tsveta-volos-makiyazha-ili-odezhdyi.html

Что делать, если меня отчисляют из школы?

Могут ли исключить из школы за покраску волос?

«Хочешь, чтобы тебя отчислили?», – грозно интересуется классный руководитель. «Да выгонят тебя, и все!», – беспечно бросает старшая сестра.

И такие фразочки каждый школьник может услышать от кого угодно, найти бы повод. Отчисление кажется нам концом света, настоящим дном, высшей степенью наказания.

И попасть в такую ситуацию могут не только вечные двоечники – причин, к сожалению, масса. Есть ли какие-то выходы или лазейки? Естественно!

Для начала поговорим о юридической стороне вопроса.

У нас есть федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». В нем 15 глав и целых 111 статей, и очень важно, чтобы ты понимала, за что тебя могут отчислить, а за что не имеют права. А если попробуют, ты всегда можешь прийти к ним с этим законом и ткнуть пальцем в нужную статью. Итак, поехали.

Нас интересует статья 61 «Прекращение образовательных отношений». Согласно ей, образовательные отношения могут закончиться досрочно в четырех случаях: 

  1. В случае перевода в другое учебное заведение (то есть, если вы с родителями вместе решили, что пора переходить в другую школу).
  2. По инициативе школы (в случае применения к обучающемуся, достигшему возраста пятнадцати лет, отчисления как меры дисциплинарного взыскания).
  3. Если ученик был незаконно зачислен в школу.
  4. И, наконец, по обстоятельствам, не зависящим от воли ученика или его родителей (например, если школу лишили лицензии или что-то вроде того).

Первый, третий и четвертый пункты нас особо не касаются, а вот со вторым хорошо бы разобраться. Во-первых, при каких условиях точно не отчислят из школы?

  • Если тебе не исполнилось 15 лет
  • Если есть ограниченные возможности здоровья
  • Если есть задержка психического развития

В первых двух случаях школа может применять любые наказания, только не отчисление. Еще одна категория учащихся: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.

Их могут отчислить, но процедура будет несколько сложнее, в ней участвует не только администрация школы.

На отчисление также должна дать согласие комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав и орган опеки и попечительства.

Неуспеваемость. Однако это не значит, что за пару двоек ты сразу же вылетишь из школы. Под «неуспеваемостью» в данном случае подразумевается регулярный повтор года, пока ученик не освоит программу основного общего образования (а это 9 лет, а не 11). Что касается учеников старших классов (10-11) и их постоянных двоек, все зависит от устава школы. 

Отсюда, кстати, вытекает второй пункт – грубое нарушение устава школы. Поэтому советуем хорошенько изучить правила, согласно которым функционирует твоя школа, чтобы не попасть впросак. 

Уклонение от учебы (ну это нужно либо очень много прогуливать, либо не посещать школу вообще. Сколько «много» – вероятнее всего, зависит от школы, потому что в законе не указаны точные сроки).

Отрицательное влияние на других учащихся, учителей, административных работников и т.д.

Что это может быть? Ну, например, если ты притащишь в школу ящик папиного виски и начнешь спаивать учеников начальной школы (или своих одноклассников или даже Марьиванну).

Если будешь применять какой-либо из видов насилия: как физическое – драки или что-нибудь посерьезнее; так и психологическое. 

Если ты учишься в частной школе, и родители перестают платить за обучение, за это, конечно, тоже отчислят.

Состояние здоровья. К сожалению, заболевания, из-за которых ученик не в состоянии осваивать школьную программу, могут стать причиной для отчисления. 

Важно понимать, что отчисление не происходит в одну секунду.

Отчисляют за систематические нарушения. И это не значит, что ты сейчас можешь вытворить что-нибудь из ряда вон выходящее, мило хлопнуть глазками и сказать: «Так ведь это было всего один раз, вы не имеете права меня отчислять!». Все зависит от тяжести проступка.

Например, если ты вечно прогуливала, но потом с тобой провели воспитательную беседу (она должна проводиться обязательно), и ты все осознала и исправилась – исключать тебя не имеют права.

А вот если ты вела себя как паинька, а потом на тебя что-то нашло, и ты вытолкнула доставшего тебя окончательно одноклассника из окна… ну, извини, это уже за гранью. 

Поэтому повторим еще раз: обязательно изучи устав школы, ну и, конечно, старайся не лезть на рожон.

Это тоже важно. Увидев твои эксперименты с мейк-апом, учитель может злобно прищуриться и пригрозить: «Выгонят тебя за это! Иди быстро все смой!». Ха-ха 2 раза.

За яркий макияж не выгоняют. И за яркие цвет волос тоже. Однако – обрати внимание – если в уставе твоей школы что-то есть об этом, то закон может не работать. Поэтому прежде чем покрасить свои шикарные локоны во все цвета радуги, ознакомься с уставом школы (повторяем уже в третий раз, потому что это действительно важно).

Ранняя беременность. Все мы люди, так бывает. Никто не знает, какая судьба ему уготована. В общем, если так случилось, ты имеешь право доучиться и закончить школу и сдать экзамены позже, если предоставишь медицинскую справку.

Условная судимость или отсрочка исполнения приговора. Да, это так!

Мелкое хулиганство. Здесь можешь посмотреть подробнее, какие вещи входят в это понятие, согласно УК РФ.

Хамство. Если ты дерзко ответила учителю, тебя вряд ли выгонят. Проверено на личном опыте, но повторять не советую: обернуться это может не самыми приятными последствиями. Я, например, однажды честно сказала учителям физкультуры, что мне не нравится посещать их уроки.

Как итог: пришлось брать справку о том, что я не могу ходить на физ-ру и в течение последних двух школьных лет сдавать рефераты лично директору, потому что отношения с теми учителями я умудрилась испортить парой не самых грубых фраз (говорила я правда вежливо, просто сам смысл высказываний был не очень).

Так что хамить правда не советую.

Порча школьного имущества. В этом случае твоим родителям придется возместить ущерб, так что постарайся не вгонять их в лишние траты. Правда, опять же – если в уставе школы прописано, что за это могут отчислить, значит, такое вполне может произойти. 

Это почему-то любимый вопрос всех школьников. Отвечаем: все зависит от устава школы. Если в нем прописан акт о запрете курения (а он, наверняка, прописан) – учащегося могут привлечь к дисциплинарной ответственности. Кстати, за курение на некоторых территориях (например, на школьном дворе) и в некоторых помещениях (например, в школьном туалете) предусмотрен штраф.

Так что, скорее всего, если ученика «спалят», то привлекут к административной ответственности (его или его родителей).

Зависит от школы, но если отчислят, то решение, скорее всего, можно будет оспорить. Как это сделать – поговорим дальше.

Не нервничать. Понимаю, это сложно, но тратить нервы на администрацию школу не нужно. В конце концов, это еще не конец света: выходов много. Сейчас о них поговорим. 

  • Во-первых, не скрывай ничего от родителей.

В данном случае – они твои главные помощники и защитники. Они имеют право поговорить с директором и выяснить все обстоятельства. Если он отказывается их принять, то можно написать письмо на его имя: тогда директор будет обязан указать, по какой причине тебя отчисляют, и объяснить ситуацию. 

  • Во-вторых, от твоих действий тоже не мало зависит.

Перед отчислением с тобой должны провести воспитательную беседу – эдакий последний шанс. Если ты хочешь остаться в школе, прислушайся ко всему, что тебе на ней скажут, не перебивай, не пытайся защититься и не возражай. Соглашайся с тем, что говорят и пообещай, что исправишься.

Главное: исправиться действительно придется.

Начать следует с извинений и чтения устава школы. Ха-ха, да, мы опять о нем, чтобы это точно осталось у тебя на подкорке. Ты можешь попробовать убедить учителей/директора, что это было в последний раз, и других нарушений не последует. Как говорится, попытка не пытка. 

Твои родители имеют право обжаловать меры дисциплинарного взыскания.

Для этого нужно обратиться в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений (в каждой школе должно быть свое положение). В крайнем случае можно даже написать заявку в правоохранительные органы. 

Что ж, и такое случается. Если это произошло, школа обязана проинформировать об этом тебя и твоих родителей. И в течение месяца ты должна будешь устроиться в новую школу, чтобы получить общее образование. Так что если ты вдруг думала, что на отчислении учеба заканчивается – совсем нет. Ты просто перейдешь в другую школу.

Конечно, личное дело со справкой об отчислении красивей не станет, но это может быть твой шанс начать все с чистого листа. Новые одноклассники и новые учителя, перед которыми можно показать себя в лучшем свете: перестать прогуливать, начать, наконец, учиться и усерднее готовиться к экзаменам.

Думай об отчислении не как о казни или конце света.

Думай, что судьба предоставляет тебе второй шанс – и будет очень глупо не воспользоваться им. 

Источник: http://www.ellegirl.ru/articles/chto-delat-esli-menya-otchislyayut-iz-shkolyi/

Новость: Цвет настроения — школа. Должны ли ученики и учителя соблюдать дресс-код?

Могут ли исключить из школы за покраску волос?

В одной пермской муниципальной гимназии от занятий отстранили двух десятиклассниц. Девушки пришли на урок с перекрашенными волосами, а это противоречит правилам внутреннего распорядка гимназии.

Рейды по форме

Десятиклассница Зина перекрасила волосы в модный розовый цвет и на следующее утро отправилась на уроки. Но до новых знаний её не допустили.

Из личного архива/ Тимур Абасов

«Когда ребёнок пришёл в школу, — рассказывает мать девушки Надежда Агишева, — её остановил завуч.

Моя дочь Зинаида и ещё одна девочка были приглашены в кабинет директора, где им было сказано, что они отстраняются от занятий.

Пока разбирались с первой, у которой волосы были покрашены в рыжий, моя написала мне СМС. Я ей сказала, чтобы она взяла письменное распоряжение, и пока его не будет, чтобы школу не покидала».

Спустя 40 минут Надежда получила от дочери фото распоряжения и приглашение на беседу с администрацией гимназии по поводу внешнего вида девушки.

«Требования к внешнему виду в этой гимназии новые, появились в июне 2017 года, — поясняет Надежда. — Весь прошлый учебный год они тестировались. Зина говорит, что периодически происходят какие-то обострения, проводятся „рейды по форме« (проверки того, носят ли гимназисты школьную форму — прим. ред.).

Может, были образцово-показательные удаления, замечания, попытки дисциплинарного воздействия на других, но мне это не известно, так как со мной до этого случая администрация не связывалась. Сложно добиться, чтобы все подряд соблюдали требования, потому что они не соответствуют сложившейся практике.

Подростки давно используют при окрашивании волос не очень традиционные цвета». 

Требования к внешнему виду гимназистов в этой школе подразумевают не только натуральный цвет волос, но и соблюдение дресс-кода. К примеру, ученицам 1-4 класса ежедневно нужно ходить в гимназию № 4 в белых колготках и с белыми бантами. Все гимназисты должны иметь на пиджаке или жилетке эмблему образовательного учреждения.

        Посмотреть эту публикацию в Instagram                  

о дискриминации подростков можно говорить долго. начну с того, что я не ожидала того, что я столкнусь с этим сама, казалось, так все далеко, но нет, столкнуться с этим может каждый. «взрослые люди» считают, что если они старше — они правы, нет мнения другого. так вот, поверьте, это не так.

я могу выражаться как я хочу, это не обязательно должно быть «что-то стоящее, спорт, например». я очень люблю стиль. я обожаю продумывать образ до мелочей, сочетать одежду, укладывать волосы и подбирать make-up.возможно, в глубине души мне хочется стать fashion influencer’ом, но давайте говорить не обо мне.

вы можете выражаться, как вы хотите: через стрелки на глазах, надпись на руке или проколотый хрящ. если вам не нравится — не делайте, меняйте, но не критикуйте других. у каждого есть право делать то, что хочется, поверьте, никто не в праве вас ограничить (пока это не будет нарушать закон или права других людей).

никакие «взрослые» не в праве диктовать то, как вам жить. эта ваша жизнь и только. пожалуйста, никогда не меняйтесь ради кого-то, делайте то, что хочется вам. photo by the greatest @memeeyer

Публикация от zina agisheva (@agishevaza) 11 Сен 2018 в 9:49 PDT

«Розовый не был радикальным, — говорит Надежда. — Зинаида — блондинка, поэтому розовый чуть ярче, чем если был на волосах другого цвета. Это был не дикий цвет, а оттенок, не выглядел вызывающе.

Зина точно не хотела никого спровоцировать или вызвать агрессию. Я думаю, что она считала свои действия нормой. Окрасила волосы в модный цвет в салоне красоты, где мастера делают это каждый день.

Во всяком случае, такой реакции педагогов мы точно не ожидали».

Надежда говорит, что когда она пришла в гимназию, то специально обратила внимание на учениц, проходящих мимо, и отметила, что у нескольких девушек и юношей волосы были окрашены.

Школьная форма — не просто элемент гардероба?

«У многих волосы были как минимум осветлены, — говорит она. — Зина говорит, что в классе несколько девочек с окрашенными волосами. Я считала, что случился эксцесс и так на произошедшее реагировала, пока не пришла в школу вечером».

Надежда несколько раз повторяет, что она не за то, чтобы нарушать правила:

«Всё намного сложнее. Школа получила автономию. Это предполагает появление механизмов самоуправления. Есть администрация, родительское сообщество, сообщество учеников, наблюдательный совет. В соответствии с Уставом некоторые решения принимаются по согласованию с представителями родителей, педагогическим советом. Но школьное самоуправление не сильно развито.

Только после произошедшего на классных часах начали обсуждать, нужно ли создавать в гимназии совет , состоящий из учеников. На моей встрече с администрацией не было представителя родительского комитета, наблюдательного совета, представителя департамента образования. Это говорит о том, что нет никакого самоуправления. Есть только администрация.

В беседе с администрацией гимназии я поняла, что есть непримиримая позиция. Я предлагала директору гимназии собрать конфликтную комиссию и обсудить, несут ли действия Зины по окрашиванию волос негативные последствия для других. Час я там провела, но педагоги находились в радикальной позиции и не хотели меня услышать.

В том числе не готовы были посоветоваться с юристом прежде, чем отстранять ребёнка от учёбы».

Она рассказывает, что произошедшее с её дочерью взволновало многих. Родители, попадая в подобные ситуации, не знают, как действовать и начали обращаться к ней в соцсетях за советом.

«Многие стараются избежать конфликтов в школах, потому что боятся, что это скажется на детях. Но как? Это же педагоги! Это не система ГУФСИН и не армия, это муниципальное учреждение образования — говорит Надежда.

— Сейчас 2018 год, а школа находится в состоянии десятилетней давности, когда розовый цвет волос был недопустим. Запрещены татуировки, но как можно запрещать кому-то наносить рисунок на тело? Они даже в армии разрешены.

Получается, маргинализируется то, что сегодня принято как норма? Школа — это территория, где одна жизнь, а на улице — другая? Понятно, что школьники бунтуют, они не согласны, ведь это же ложь.

Я говорю педагогам: „Вы три женщины с окрашенными волосами, я — женщина с окрашенными волосами, а вы написали в требованиях, что окрашивание запрещено«. Мы что хотим сказать детям? Что нам можно, а вам нельзя?».

В гимназии № 4 отказались комментировать ситуацию.

Школьницу с розовыми волосами не пустили в здание гимназии. АиФ/ Ульяна Трескова

Выпускница этой гимназии рассказала корреспонденту АиФ.ru, что требование к деловому стилю одежды и неокрашенным волосам было ещё во время её учёбы, но практически всем девушкам удавалось изредка посещать занятия без формы.

«Было модно красить волосы в чёрный, делать мелирование, — вспоминает она. — Моя одноклассница покрасила волосы в ярко-красный, в начале сентября учителя и администрация многократно повторяли ей, что цвет „не по уставу«. Тогда она сделала его менее насыщенным, но волосы все равно остались красно-рыжими».

Она вспоминает, что однажды её одноклассник, пришедший на уроки без сменной обуви, был вынужден весь день ходить по гимназии босиком, держа в руках уличные ботинки. Утром дежурный педагог поставила перед ним выбор: либо возвращаться домой за сменной обувью, либо снимать уличную. Пропускать занятия по предметам, которые планировал сдавать в конце года на ЕГЭ, 11-классник не захотел.

Учитель — как полицейский?

В российских школах требуют неукоснительного соблюдения дресс-кода не только от учеников, но и от учителей.

Учитель русского языка и литературы одной из школ Новосибирской области Снежана Будько не раз вступала в конфликты с администрацией учебного заведения, хотя её гардероб и причёска не отличаются особой экстравагантностью.

У девушки чуть выше запястья есть небольшая татуировка, а на волосах — цветное омбре: концы окрашены в насыщенный бордовый.

Снежана Будько. Из личного архива

 «В этой школе я работаю третий год, — рассказывает Снежана. — Педагогом решила стать потому, что люблю детей и люблю литературу. Пошла на филологический факультет, чтобы совместить два своих интереса.

Через год после того, как я пришла работать, сменился директор. Старому директору было всё равно на то, как мы выглядим, никаких замечаний по поводу своего внешнего вида я не получала.

Новый директор решил ввести положение о школьной форме для учителей».

От молодого учителя требуют, чтобы она носила рубашки с длинным рукавом, чтобы дети не видели татуировку. Никакие аргументы на администрацию школы не действуют. Девушка говорит, что если школьники будут смотреть футбол по телевизору, то они увидят спортсменов с рисунками на теле, — и это станет для них примером.

«Татуировки — это нормально, — говорит она. — Не так давно коллега сделала прилюдное замечание по поводу моих брюк. Ей показалось, что они слишком обтягивающие для меня.

Когда я зашла в зал, она сказала: „Что у вас за внешний вид?«. Через какое-то время директор говорит: „Сделайте что-нибудь со своим внешним видом, родители жаловались в отдел образования«.

На самом деле я понимаю, что ни один родитель никогда не поехал бы из-за брюк в областной центр».

        Посмотреть эту публикацию в Instagram                  

Пока во всём мире говорят про бодипозитив, борются с зашоренностью и стереотипами о красоте, восхищаются татуировками как произведениями искусства, в моей школе форма по-прежнему превалирует над содержанием. Школьная, разумеется. Я противник школьной формы для детей в тех реалиях, в которых мы существуем.

Ещё больше я отторгаю идею о форме для учителей, робе, которая нивелирует индивидуальность. В контексте стремления превратить школу в сферу услуг это выглядит вполне органично. Проблема в том, что я не хочу стать набором функцией. Моя роль отличается от роли тех, кто служит в полиции или армии, поэтому сравнение с этими сферами звучит абсурдно.

Я не лишена самоцензуры, никто не говорит об откровенных перегибах, но вчера всё началось с брюк 7/8, которые показались моему руководству слишком облегающими.

«Что у вас за внешний вид?», «Сделайте что-нибудь со своим внешним видом!», «Я ваш внешний вид уже две недели терплю!» (Милочка, я его почти 25 лет терплю!) — так реализовывалась карательная мера, именуемая общественным порицанием. Её прописали в положении, чтобы навязать совестливым учителям «правила корпоративной этики».

Год назад мне предложили носить рубашки с длинными рукавами или часы, закрывающие маленькую татуировку чуть выше запястья, которую я сделала ещё в студенчестве. Все дети уже знали о ней, но нет! «Видимо не ту профессию мы выбрали!» — с серьёзным лицом констатировал директор. Разлагаю молодежь. Моё тело принадлежит государству.

Татуировка — пропаганда маргинальной культуры. Запретить! Тогда я впервые задумалась, как объяснить людям, что СССР распался… #snezhok #snezhok_о_работе #snow #teacher #учитель #school #школа #тыжучитель #ученики #students #дети #children #мнение #opinion #школьнаяформа #форма #stereotypes #стереотипы #beautiful #красота #education #образование #bodypositive #tattoo

Публикация от Snezhana Budko (@snezhok_siberia) 14 Сен 2018 в 11:45 PDT

Девушка рассказывает, что администрация школы начала обсуждать вопрос о введении формы для учителей. При этом для школьников форма в школе не регламентирована, но еженедельно проводятся рейды по внешнему виду.

«Это корпоративная этика, — передаёт слова сотрудников Снежана. — В полиции, армии есть форма, в банках — форма. На это я ответила, что у нас другая специфика, другая работа. В банке обезличивание необходимо, там человек выступает как функция, а у нас иное. Мы должны прививать вкус детям».

Уроки унижения. Физические наказания в школах не ушли в прошлое?

Снежане угрожали тем, что лишат её стимулирующих выплат, вынесут выговор с занесением в личное дело. 

«С правовой точки зрения, они не имеют права этого делать», — убеждена девушка.

Рассуждая о школьной форме, учитель говорит, что прежде чем её вводить, нужно добиться, чтобы ученик хотел её носить, потому что, надевая форму, он бы приобщался к чему-то большему. 

Она рассказывает, что сами школьники несколько раз делали ей комплименты:

«Дети на любые изменения во внешности очень тонко реагируют. Ни разу не было осуждения. Они смотрят с восхищением: „Нас прессуют за форму, а кто-то может противостоять«, принимают за своего. Дети понимают, что учитель не консервативен и может принимать чужую внешность, чужую точку зрения, чужое мнение.

Вообще внешность на выстраивание отношений влияет минимально. Гораздо важнее отношение к этой внешности. Если бы учителя — мои коллеги — относились к этому спокойнее и не пытались отторгать культуру, в которой дети сейчас живут, то это значительно бы минимизировало конфликты.

Получается, что детям внушают, что внешность — не главное, а сами своими действиями доказывают обратное».

Источник: https://aqparat.info/news/2018/09/27/8995612-cvet_nastroeniya_shkola_dolzhny_li_uchen.html

Синие волосы — фанфик по фэндому «Vocaloid»

Могут ли исключить из школы за покраску волос?

– Мику Хацуне! Что Вы сделали со своими волосами? – Я стояла и смотрела на свою классную руководительницу, которая отчитывала меня за мой цвет волос. На каникулах я покрасила волосы в голубой цвет и думала, что к школе цвет смоется. Но нет, не смылся. – Хацуне, я Вас спрашиваю. – Я думала, что краска смоется к школе.

– Закрашивайте волосы в свой натуральный цвет. – Эту краску нельзя закрашивать. – Ничего не знаю. Либо закрашивайте волосы, либо будете отстранены от уроков и от весеннего бала, возможно Вас даже исключат из школы. – Из-за цвета волос? – Да. Всё, либо закрашивайте, либо Вы будете исключены, – Учитель ушла.

Я тоже ушла, раздумывая над словами учителя. По дороге я встретила Кайто. Кайто – это мой друг с параллельного класса. – Привет. Я слышал, как твоя классная руководительница тебя отчитывала. За что? – Из-за моих волос. – А что с твоими волосами? – Цвет. – Тебе идёт этот цвет. – Но меня могут исключить из школы. – Не исключат.

– Ты правда так думаешь? – Ага, – Уверенно сказал Кайто, а потом задумался. – Хотя… Не знаю, они могут сделать всё, что захотят. – Вот и я о том же, – Я посмотрела в сторону, задумавшись о том, что я буду делать если меня исключат из школы. – У меня есть идея! – Какая? – У меня есть синяя краска для волос.

Чтобы тебе не было одиноко я тоже покрашу волосы, и мы вместе пойдём на бал! – Это идиотская идея! Я думала, ты как-то учителя подговоришь, конфеты ей купишь или ещё что-то. – Не, так слишком скучно.

А так хоть не тебя одну из школы исключат – А где мы с тобой учиться будем, если нас исключат? – У меня бабушка директором в другой школе работает, так что можно и по прикалываться. – Ну раз нам есть куда идти после исключения, то почему бы и не повеселиться?

***

– Я надеюсь ты мне шею в синий не покрасишь, или лоб. – Не переживай, я профессионал в покраске волос. Я свои длинные волосы сама красила. – Ответила я, смешивая синюю краску для волос. Завтра весенний бал, так что я сейчас буду красить волосы Кайто. Учительница, конечно, сказала мне, чтобы я не приходила на бал, но мне плевать. – Но если ты мне закрасишь шею, то я завтра не буду тебе помогать и просто не приду на бал. – Хорошо. – Я надела на руки перчатки и взяла кисточку. – Ну что, садись, сейчас будем тебя красить. Через некоторое время. – Всё, иди смывай краску и смотрись в зеркало. – Хорошо, – Кайто взял полотенце и ушёл в ванную, а я осталась в комнате и ждала его. Через несколько минут Кайто вернулся в комнату. – Ну как, будешь мне помогать? – Вроде шея не синяя, лоб тоже. Значит да, помогу. – Да даже с синей шеей ты бы не отказался мне помогать. – Отказался. – Вообще-то это была твоя идея. – Я знаю. Но я же не мог бы прийти с синей шеей на бал и опозориться. – Но я же как-то летом ходила с голубой щекой по городу. – В смысле? – В прямом. Когда я красила волосы то случайно покрасила и щёку. Но она быстро смылась, а вот волосы не смываются. – Понятно. Ну так что, пойдём пить чай и готовить план? – План по захвату мира? – План, из-за которого нас из школы исключат. – Ну да, точно. Пошли.

***

– Ну что, ты готова? – Конечно! – Мы стояли на улице у входа в школу. Я была одета в белое платье, голубые волосы были распущены, специально для сегодняшнего дня я вчера обновила цвет и теперь волосы смотрятся намного ярче. Кайто был в белой рубашке и брюках. Мы зашли в школу. Все люди, которые были там начали смотреть на нас, ибо яркие волосы сразу бросаются в глаза. Классного руководителя и директора пока что не было. Мы начали танцевать и петь песни. Прошёл уже час, мы веселились вдвоём, к нам никто не подходил и не разговаривал с нами, но нам всё равно было весело. Вдруг в зал зашли директор и моя классная руководительница. Они нас заметили, и мы их тоже. Директор что-то сказала учительнице, и они пошли к нам, мы с Кайто переглянулись. – Мику,Кайто, идите за нами, – Мы снова переглянулись и пошли за ними. Директор и учительница привели нас в кабинет, где было много наград, посвящённых школе. Мы сразу поняли, что это кабинет директора. – Ну и что с вашими волосами? – С ними всё прекрасно, – Уверенно ответил Кайто. – То есть, цвет ваших волос вас не смущает? – Нет, – Мы ответили в унисон. – Я вообще говорила Мику, чтобы она закрашивала волосы в свой натуральный цвет, но она отказалась, – Сказала классная руководитель. – Тогда зачем ты разрешила ей приходить на бал? – Я не разрешала, она сама пришла! – Директор повернулась к нам. – Слушайте, лучше закрасьте волосы в свои натуральные цвета. – Нет! – Тогда мне придётся исключать вас. – Исключайте! – Хором ответили мы.

***

– Знаешь, я даже рада что нас исключили из этой школы. – Я тоже. Бабушка давно предлагала перейти к ней в школу. Но у меня была причина по которой я не мог уйти. – Какая причина? – Ты. – Я? – Да. Ты мне нравишься, – Я смотрела Кайто в глаза, не веря его словам. – Правда? – Ага, – Я отвела взгляд от него, он, в свою очередь, подошёл ближе. – А я? – А ты… А что ты? – А я тебе нравлюсь? – Я… Я не знаю, но… Думаю, что да, – Я обняла Кайто. – Так ты знаешь или нет? – Знаю. Да, ты мне тоже нравишься. Я просто растерялась, – Кайтообнял меня сильнее. – Я рад. – Я тоже.

Источник: https://ficbook.net/readfic/8225429

Окно права
Добавить комментарий