Контрольные полномочия счетной палаты

Счетная палата РФ: функции, председатель, полномочия

Контрольные полномочия счетной палаты

Счетная палата РФ является постоянно действующей структурой. Она подотчетна Федеральному собранию. Деятельность Счетной палаты РФ ориентирована на усиление надзора со стороны ФС за своевременной реализацией госбюджета (расходных и доходных его частей) и внебюджетных фондов по структуре, объему, целевому назначению.

Историческая справка

Прототипом палаты была сформированная при Петре Первом Камер-коллегия. Она была учреждена в 1718 г. Камер-коллегия заведовала казенными сборами и контролировала некоторые отрасли хозяйства страны.

До момента ее учреждения в казне предыдущих царей был полный беспорядок. Идеологом и создателем Камер-коллегии считается Петр Аксенов. Именно он впервые ввел в 1719 г. расходно-приходную ведомость.

Еженедельно Аксенов подавал Петру отчет о движении средств по донесениям, которые поступали в коллегию. Корме этого, он составил формы учета.

В 1811 г. была введена должность госконтролера. Она просуществовала до 1918 г., а затем была упразднена. Вместо нее сформировали Центральную контрольную коллегию. В июле 1918 г. она была преобразована. С этого момента начал работу Народный комиссариат по госконтролю РСФСР. В 1920 г.

прошла еще одна реорганизация. Комиссариат преобразовали в Рабоче-крестьянскую инспекцию. В 1934 г. она была упразднена. Функции инспекции были переданы уполномоченному КСК СССР. Однако в 1940 г. комиссариат был воссоздан.

Впоследствии он стал называться Министерством госконтроля, которое было преобразовано в 1957 г. в Комиссию при Совете министров СССР. В 1991 г. руководство страны учредило должность главного госинспектора РСФСР. В 1993 г. на основании Конституции была сформирована Счетная палата РФ.

С этого же момента начали образовываться областные подразделения, с 1997-го – городские, а с 2006-го – районные.

В своей работе Контрольно-счетная палата РФ руководствуется конституционными положениями, ФЗ № 4 от 11.01.1995 г. и прочими нормативными актами. При реализации своих задач структура обладает определенной независимостью. Счетная палата РФ выступает как юрлицо, имеет свою печать с изображением герба страны и со своим названием. Располагается этот орган в г. Москве.

Функции Счетной палаты РФ

Основными направлениями деятельности рассматриваемой структуры выступают:

  1. Организация и ведение надзора за своевременной реализацией расходных и доходных статей госбюджета и внебюджетных фондов по целевому назначению, объему и структуре.
  2. Оценка эффективности и целесообразности затрат федеральных средств и использования госсобственности.
  3. Выполнение финансовой экспертизы проектов федеральных нормативных актов, правовых документов органов госвласти, в которых предусматриваются расходы, покрываемые из госсредств либо которые оказывают влияние на составление и исполнение бюджета.
  4. Оценка обоснованности расходных и доходных статей.
  5. Анализ обнаруженных отклонений от предусмотренных показателей госбюджета и внебюджетных фондов, разработка предложений по их устранению и совершенствованию финансового процесса.
  6. Надзор за соблюдением законности и своевременностью движения средств в Центробанке, уполномоченных банковских организациях и прочих кредитных учреждениях.
  7. Регулярное представление СФ и Госдуме сведений о процессе реализации госбюджета и результатах проведенных ревизионных мероприятий.

Работа рассматриваемой структуры основывается на принципах гласности, объективности, независимости и законности.

В составе органа присутствует председатель, его заместитель, аудиторы и прочие сотрудники, формирующие аппарат. Структура и штатное расписание утверждается Коллегией по представлению высшего должностного лица в рамках средств, выделяемых на содержание института. Председатель Счетной палаты РФ назначается на свой пост Госдумой на 6 лет.

Соответствующее постановление принимается большинством . Кандидатом на должность может выступать гражданин России, который имеет высшее образование и стаж работы в сфере госуправления, госнадзора и экономики.

Председатель Счетной палаты РФ не может быть родственником президента и руководителя его администрации, председателей Совета Федерации, правительства и Госдумы, а также ВАС, ВС и КС.

Задачи должностного лица

Председатель палаты:

  1. Руководит работой органа и организует ее в соответствии с утвержденным регламентом.
  2. Представляет совместно с заместителем отчеты о деятельности СФ и Госдуме.
  3. Выступает от имени палаты в органах госвласти и за рубежом.

Должностное лицо вправе издавать распоряжения и приказы, осуществлять принятие на работу и увольнение сотрудников аппарата, заключать хозяйственные и другие договоры.

В случаях, установленных законодательством, председатель может присутствовать на заседаниях обеих палат парламента, их комиссий и комитетов, на собраниях правительства и его президиума. Должностное лицо не может быть депутатом Госдумы. Не допускается членство и в правительстве.

Кроме этого запрещается осуществление иной оплачиваемой деятельности, кроме научной, творческой и преподавательской.

Заместитель

Он назначается на должность Советом Федерации на 6 лет. Соответствующее постановление утверждается большинством от общего числа членов совета. Заместителем председателя СП может выступать гражданин России, имеющий высшее образование и опыт работы в сфере финансов, экономики, госуправления и госконтроля. Должностное лицо не может иметь родственных отношений со следующими лицами:

  1. Президентом России и руководителем его администрации.
  2. Председателями Госдумы и Совета Федерации.
  3. Генпрокурором.
  4. Председателями КС, ВАС и ВС, а также правительства.

Свои обязанности заместитель исполняет в соответствии с регламентом. В отсутствие председателя СП он исполняет его задачи, представляет палату за рубежом и в российских органах госвласти.

Заместитель вправе присутствовать на заседаниях в Госдуме и СФ, их комиссий и комитетов, а также правительства и его президиума.

Должностному лицу запрещено быть депутатом, осуществлять другую оплачиваемую деятельность, кроме творческой, научной и педагогической. Не допускается его членство в правительстве.

Аудиторы

Счетная палата РФ включает в свой состав должностных лиц, руководящих определенными направлениями работы органа. Они охватывают группу, комплекс либо совокупность конкретных статей расходов и доходов госбюджета.

Конкретное содержание возглавляемого тем или иным аудитором направления, в рамках которого реализуются функции Счетной палаты РФ, определяется Коллегией.

В качестве кандидатов на должности могут выступать граждане России, имеющие высшее образование и опыт работы в сфере госнадзора, экономики и денежной политики. 1/4 аудиторов может иметь высшее образование и стаж иного профиля.

Специфика формирования штата

Госдума и СФ могут назначить по 6 аудиторов на шесть лет. Соответствующие постановления принимаются большинством от общего количества членов (депутатов). В случае появления вакантной должности аудитора она должна быть занята в двухмесячный срок.

Сотрудники в рамках свей компетенции самостоятельно решают вопросы, касающиеся организации работы направлений, возглавляемых ими. Аудиторы несут ответственность за ненадлежащее исполнение либо невыполнение своих задач. Служащие вправе участвовать в заседаниях Госдумы и СФ, их комиссий и комитетов, коллегий федеральных исполнительных и иных госорганов.

Аудиторам запрещено выполнять иную оплачиваемую работу, кроме научной, творческой и педагогической.

Коллегия

Она образуется для рассмотрения вопросов, касающихся организации и планирования работы органа, формирования информационных сообщений и отчетов, направляемых в Госдуму и СФ.

Коллегия также утверждает порядок, в соответствии с которым осуществляется контроль. Счетная палата РФ работает в соответствии с положениями регламента. Он также утверждается Коллегией. В ее составе присутствуют председатель палаты, заместитель, аудиторы.

Коллегия вправе утверждать содержание направлений работы, возглавляемых служащими.

В него входят инспекторы и прочие штатные сотрудники. Первые осуществляют непосредственную организацию и выполнение ревизий в пределах компетенции СП. Обязанности, ответственность и права сотрудников аппарата, условия их работы устанавливаются в федеральном законодательстве, ТК и иных нормативных актах.

Полномочия Счетной палаты РФ

Ключевые направления работы органа устанавливаются федеральным законодательством и регламентом. Финансовый контроль Счетной палаты РФ включает в себя ревизии и тематические инспекции. При этом рассматриваемая структура не вправе вмешиваться в непосредственную работу поднадзорных организаций. О результатах проведенных мероприятий орган информирует Госдуму и СФ.

В полномочия Счетной палаты РФ входит направление предписаний администрации поднадзорной организации в случае выявления нарушений при выполнении хозяйственных и иных операций, причиняющих вред интересам страны и требующих пресечения. При неисполнении либо ненадлежащем выполнении полученных указаний надзорная структура может применить санкции. В частности, по согласованию с Госдумой Счетная палата РФ может заморозить все операции по банковским счетам.

Спорные моменты

В процессе работы бюджетных учреждений достаточно часто происходят проверки Счетной палаты РФ.

У руководства таких предприятий возникает вопрос: может ли орган выполнять ревизии по направлениям, не связанным с расходованием госсредств, использованием имущества, находящегося в хозяйственном ведении, применением таможенных/налоговых послаблений и преимуществ? В действующих нормативных актах четко определяется круг задач, которые решает Счетная палата РФ. Они касаются исключительно надзора за исполнением расходных и доходных статей госбюджета. Полномочия палаты не могут дублировать задачи других органов госвласти и затрагивать текущую работу экономического субъекта.

Данный вывод обосновывается следующими положениями. В части 5 ст. 101 Конституции определяется, что Госдума и СФ формируют Счетную палату с целью обеспечения контроля исполнения федерального бюджета.

Это положение отражено и конкретизировано в ст. 2 ФЗ № 4. Из нормы следует, что задачи палаты в сфере контрольно-ревизионной работы связаны с выполнением статей бюджета и внебюджетных фондов. По ст.

245 БК, реализацией доходной части признается:

  1. Перечисление и зачисление поступлений на единый бюджетный счет.
  2. Распределение регулирующих налогов в соответствии с утвержденным финансовым планом.
  3. Возврат сумм, излишне уплаченных субъектами.
  4. Учет доходов госбюджета и отчетность о поступлениях в соответствии с принятой классификацией.

Из указанного выше следует, что вопросы по текущей экономической деятельности предприятия, осуществляемой в рамках гражданской правоспособности, не относятся к исполнению статей финансового плана.

В частности, речь идет о заключении договоров, совершении сделок, связанных с распоряжением имуществом, принятии решений об участии в юрлицах и так далее.

Таким образом, проверки палаты могут признаваться правомерными только в части управления и использования госсобственности, средств федерального бюджета или применения налоговых послаблений. В остальных случаях ревизия будет противоречить установленным задачам.

Заключение

Счетная палата выступает как один из ключевых контрольных органов в стране. В ее ведении находятся важнейшие задачи, касающиеся исполнения статей бюджета. В этой связи к сотрудникам палаты предъявляются особые требования.

В органе должны работать только высококвалифицированные кадры, четко понимающие свои обязанности и ответственность. Именно поэтому в процессе формирования Счетной палаты участвуют Госдума и СФ. Несмотря на определенную самостоятельность органа, он подотчетен Совету Федерации и нижней палате парламента.

В его обязанности входит составление отчета по своей деятельности и представление его в вышестоящие структуры.

Источник: https://FB.ru/article/261231/schetnaya-palata-rf-funktsii-predsedatel-polnomochiya

Полномочия Контрольно-счетной палаты

Контрольные полномочия счетной палаты

Контрольно-счетная палата осуществляет контроль за исполнением областного бюджета, местных бюджетов, получающих средства из областного бюджета, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, проводит экспертизы проектов указанных бюджетов, обоснованности их доходных и расходных статей, размеров государственного (муниципального) внутреннего долга и дефицитов бюджетов, а также экспертизы областных целевых программ и иных нормативных правовых актов бюджетного законодательства области, подготовку и представляет в Законодательное собрание Челябинской области заключения по проекту областного бюджета на очередной год и отчету об исполнении областного бюджета за год.

Контрольные полномочия палаты распространяются на все государственные органы и учреждения области, на территориальные государственные внебюджетные фонды, органы местного самоуправления, организации, банки, страховые компании и другие финансово-кредитные учреждения, их союзы, ассоциации и иные объединения независимо от форм собственности, если они получают, перечисляют, используют средства из областного бюджета и местных бюджетов, получающих средства из областного бюджета, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, или используют государственную собственность области либо управляют ею, а также имеют предоставленные законодательством области льготы по налогам и сборам.

На деятельность общественных объединений, негосударственных фондов и иных негосударственных некоммерческих организаций контрольные полномочия Контрольно-счетной палаты распространяются в части, связанной с получением, перечислением или использованием ими средств областного бюджета и местных бюджетов, получающих средства из областного бюджета и территориальных государственных внебюджетных фондов, государственной собственности области, а также в части предоставленных законодательством области льгот по налогам и сборам.

Палата контролирует полноту и своевременность денежных поступлений, целевое расходование бюджетных ассигнований в сравнении с утвержденными показателями областного бюджета, выявляет отклонения и нарушения, проводит их анализ, вносит предложения по их устранению.

Контроль за поступлением средств от распоряжения имуществом и использования имущества, находящегося в государственной собственности Челябинской области.

Контрольно-счетная палата осуществляет контроль за полнотой и своевременностью поступления в областной бюджет средств, полученных от распоряжения имуществом (в том числе его продажи) и использования имущества, находящегося в государственной собственности Челябинской области, остающихся после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах.

Предоставление информации Контрольно-счетной палате.

Органы государственной власти, органы местного самоуправления, органы управления территориальных государственных внебюджетных фондов, Главное управление Центрального банка Российской Федерации по Челябинской области, иные кредитно-финансовые учреждения, организации независимо от форм собственности и их должностные лица обязаны предоставлять в установленных действующим законодательством случаях по запросам Контрольно-счетной палаты информацию, необходимую для обеспечения ее деятельности.

При проведении ревизий и проверок КСП получает от проверяемых организаций, коммерческих банков и иных кредитно-финансовых учреждений всю необходимую документацию и информацию по вопросам, входящим в ее компетенцию.

По требованию Контрольно-счетной палаты Главное управление Центрального банка Российской Федерации по Челябинской области, коммерческие банки и иные кредитно-финансовые учреждения обязаны предоставлять ей необходимые документальные подтверждения операций и состояния счетов проверяемых объектов.

В целях обеспечения оперативного контроля за исполнением областного бюджета, подготовки и представления в законодательный орган области заключений о ходе исполнения областного бюджета Главное финансовое управление администрации области представляет в Контрольно-счетную палату информацию об исполнении областного бюджета за первое полугодие, 9 месяцев и за год в разрезе получателей бюджетных средств.

Ревизии и проверки.

Контроль за своевременным исполнением областного бюджета и местных бюджетов, получающих средства из областного бюджета, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов осуществляется в виде комплексных ревизий и тематических проверок финансово-хозяйственной деятельности организаций любых форм собственности.

Комплексные ревизии и тематические проверки проводятся по месту расположения проверяемых объектов. Сроки, объемы и способы их проведения устанавливаются Контрольно-счетной палатой.

В ходе проведения ревизий и проверок на основе документального подтверждения законности производственно-хозяйственной деятельности, достоверности бухгалтерского учета и финансовой отчетности определяются своевременность и полнота платежей между проверяемым объектом и бюджетом.

По итогам проведения ревизии или проверки составляется отчет, за достоверность которого должностные лица Контрольно-счетной палаты несут персональную ответственность.

При рассмотрении отчета аудитора на заседании коллегии Контрольно-счетной палаты должны присутствовать должностные лица, проверенных органов государственной власти Челябинской области, органов местного самоуправления, организаций, в которых выявлены нарушения.

Отчет в недельный срок после утверждения его коллегией Контрольно-счетной палаты направляется в законодательный орган области, Губернатору области.

К отчету прилагаются копии представлений и предписаний Контрольно-счетной палаты, направленных по результатам соответствующих ревизий, проверок.

При выявлении нарушения законов, влекущего за собой уголовную ответственность, соответствующие материалы передаются в правоохранительные органы.

Должностные лица Контрольно-счетной палаты и привлеченные к ее работе специалисты могут использовать данные, полученные в ходе ревизий и проверок, только при выполнении работ, поручаемых Контрольно-счетной палатой.

Представление и предписание Контрольно-счетной палаты.

Контрольно-счетная палата по результатам проведенных ревизий и проверок направляет:

в органы государственной власти области, органы местного самоуправления и руководителям организаций представления, содержащие предложения Контрольно-счетной палаты указанным должностным лицам в определенный срок принять соответствующие меры по устранению выявленных нарушений, возмещению причиненного области ущерба и привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в допущенных нарушениях;

должностным лицам проверяемых организаций предписания, содержащие обязательные для исполнения требования Контрольно-счетной палаты указанным должностным лицам по устранению выявленных нарушений в определенный срок.

Представление или предписание должно быть рассмотрено в указанный в документе срок, если срок не указан, в течение месяца со дня получения.

Отменить предписание или внести в него изменения может коллегия Контрольно-счетной палаты.

Предписание может быть обжаловано в судебном порядке.

При неоднократном неисполнении или ненадлежащем исполнении ее предписаний Контрольно-счетная палата может внести на рассмотрение законодательного органа области, Губернатора области предложения о приостановлении всех видов финансовых платежных и расчетных операций, связанных с финансированием из областного бюджета, по счетам проверяемых предприятий, учреждений и организаций.

Информация об исполнении представлений и предписаний представляется Контрольно-счетной палатой в законодательный орган области, Губернатору области ежеквартально до 10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, в котором наступил срок исполнения вынесенных представлений и предписаний.

Полномочия инспекторов-ревизоров Контрольно-счетной палаты при проведении ревизий и проверок.

Инспекторы-ревизоры Контрольно-счетной палаты при выполнении своих должностных обязанностей по проведению бюджетно-финансового контроля имеют право:

  • – беспрепятственно посещать государственные органы, организации, банки и иные кредитно-финансовые учреждения независимо от форм собственности, входить в любые производственные, складские, торговые и канцелярские помещения, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации;
  • – совместно с уполномоченными на это органами опечатывать кассы, кассовые и служебные помещения, склады и архивы, а при обнаружении подделок, подлогов, хищений и злоупотреблений изымать необходимые документы, оставляя в делах акт изъятия и копии или опись изъятых документов.

Руководители проверяемых объектов обязаны создавать необходимые условия для работы инспекторов-ревизоров Контрольно-счетной палаты, проводящих проверку, предоставлять необходимые им помещения, средства транспорта, связь, обеспечивать техническое обслуживание и выполнение работ по делопроизводству.

Требования инспекторов-ревизоров Контрольно-счетной палаты, связанные с исполнением ими своих обязанностей, являются обязательными для всех государственных органов и учреждений области.

Невыполнение законных требований инспекторов-ревизоров Контрольно-счетной палаты влечет за собой ответственность в установленном законом порядке.

В соответствии с действующим законодательством инспекторы-ревизоры Контрольно-счетной палаты несут ответственность за достоверность результатов проводимых ими ревизий и проверок.

Заключения Контрольно-счетной палаты.

Контрольно-счетная палата по поручению законодательного органа области проводит финансовую и экономическую экспертизу и дает заключения по:

  • – проекту областного бюджета, обоснованности его доходных и расходных статей, размерам областного государственного внутреннего и внешнего долга и дефицита областного бюджета;
  • – проектам законов и иных нормативных правовых актов по финансовым вопросам;
  • – проектам программ, на финансирование которых используются средства областного бюджета.

Контрольно-счетная палата проводит финансовую экспертизу и дает заключение по результатам внешней проверки отчета об исполнении областного бюджета.

Взаимодействие Контрольно-счетной палаты с другими контрольными органами Челябинской области.

Контрольные органы администрации Челябинской области, правоохранительные органы, Главное управление Центрального банка Российской Федерации по Челябинской области и его контрольно-ревизионное управление, Государственная налоговая инспекция по Челябинской области, Управление федеральной службы налоговой полиции по Челябинской области и иные государственные контрольные органы, органы внутриведомственного контроля должны оказывать содействие деятельности Контрольно-счетной палаты, предоставлять по ее запросам информацию о результатах проводимых ревизий и проверок.

При проведении контрольно-ревизионной деятельности в пределах своей компетенции Контрольно-счетная палата взаимодействует с государственными контрольными органами, а также на договорной основе по согласованию с законодательным органом области и в пределах средств, предусмотренных на содержание Контрольно-счетной палаты.

Контрольно-счетная палата осуществляет методическое обеспечение органов ведомственного контроля и контрольных органов местного самоуправления.

Планирование работы Контрольно-счетной палаты.

Контрольно-счетная палата организует свою работу на основе годовых и текущих планов.

Годовой план работы формируется на основе предложений депутатов законодательного органа области, органов исполнительной власти области, органов местного самоуправления, аудиторов Контрольно-счетной палаты и должен предусматривать обеспечение всестороннего системного контроля за формированием и использованием средств областного бюджета.

Обязательному включению в планы Контрольно-счетной палаты подлежат поручения законодательного органа области, Губернатора области, оформленные в виде соответствующих постановлений, распоряжений.

Годовой план работы Контрольно-счетной палаты рассматривается коллегией Контрольно-счетной палаты и утверждается законодательным органом области.

Ответственность Контрольно-счетной палаты и ее должностных лиц.

За невыполнение или ненадлежащее выполнение должностными лицами Контрольно-счетной палаты своих обязанностей они привлекаются к дисциплинарной, гражданско-правовой и уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.

Контрольно-счетная палата несет ответственность перед хозяйствующими субъектами за ущерб, причиненный им в результате неправомерных действий должностных лиц Контрольно-счетной палаты, разглашение государственной и иной охраняемой законом тайны, в соответствии с действующим законодательством.

Хорошей традицией стало проведение ежегодного конкурса на лучший акт проверки. Его целью является не только моральное поощрение, но и возможность сравнить подходы в проведении контрольных мероприятий, выработать определенные рекомендации по их совершенствованию.

Подведению итогов конкурса предшествует анализ актов на предмет полноты охваченных проверкой вопросов, соответствие выводов требованиям законодательства, обсуждение положительных моментов проверки и недостатков на Президиуме Объединения контрольно-счетных органов Челябинской области.

Итоги анализа представленных на конкурс актов направляются всем членам Объединения для использования в работе.

Для осуществления профессиональной подготовки государственных и муниципальных служащих, прикладных научных разработок в области государственного и муниципального финансового контроля, создан Учебно-методический центр Контрольно-счетной палаты Челябинской области при ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный университет».

В целях повышения мотивации служебной деятельности в Контрольно-счетной палате совершенствуется система поощрения и награждения. Постановлением Коллегии Контрольно-счетной палаты в 2012 году утверждены ведомственные награды: медаль Контрольно-счетной палаты «За заслуги в укреплении финансового контроля» и знак отличия «За безупречную службу» I и II степени.

За большой вклад в становление и развитие системы государственного и муниципального финансового контроля председатель Контрольно-счетной палаты Э.Н. Тарасов награжден медалями «За укрепление финансового контроля России», имени В.А. Татаринова «За службу на благо России».

Page 3

Перейти к загрузке файла

  • 1. Бюджетный кодекс Российской Федерации (ФЗ №145 от 31.07.1998 г.) СПС «Консультант Плюс».

Источник: https://studwood.ru/923498/pravo/polnomochiya_kontrolno_schetnoy_palaty

Окно права
Добавить комментарий