Каковы условия использования данных, полученных в процессе оперативно розыскной деятельности?

Процедура преобразования результатов орд в доказательства по уголовному делу

Каковы условия использования данных, полученных в процессе оперативно розыскной деятельности?

Библиографическая ссылка на статью:
Дудулина Н.В. Процедура преобразования результатов ОРД в доказательства по уголовному делу // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2017/11/84774 (дата обращения: 25.03.2019).

Вхождение материалов оперативно-розыскной деятельности в материалы предварительного расследования всегда представляло собой проблемный фактор. Законодатель в ст.

89 УПК РФ [2] строго указал, что в процессе доказывания запрещается использование результатов оперативно-розыскной деятельности, если они не отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам.

Вследствие чего возникает вопрос, каковы правовые основания проведения ОРД и последующее их вхождение в материалы дела.

Требование закона означает, что фактические данные, полученные путем ОРД могут быть использованы в уголовно-процессуальном доказывании, но лишь при условии, что они проверены следственным путем.

То есть если информация, полученная на этапе возбуждения уголовного дела, при проведении оперативно-розыскных мероприятий, в дальнейшем проверена и подтверждена в ходе выполнения следственных и иных процессуальных действий по возбужденному уголовному делу, например, путем допросов, обысков и выемки, подтверждающих информацию ОРД.

Несоблюдение или отступление от закона, как известно, влечет за собой недопустимость использования в процессе доказывания полученных в результате проведенных ОРД фактических данных или недействительность сделанных выводов.

Однако, например, введенная законодателем сокращенная форма дознания имеет сильную и противоречивую взаимосвязь, как с усеченным процессом доказывания, так и с качеством собранного материала в период досудебной проверки сообщения о преступлении путем ОРД (полученных гласным и негласным путем в соответствии с законом[3]).

Так как в ходе дознания в сокращенной форме материалы предварительной проверки (доследственной проверки), полученные, в том числе оперативно-розыскным путем, используются как «допустимые доказательства», если подозреваемый в ходе предварительного расследования заявил ходатайство о сокращенной форме и признал свою вину.

При этом допустимость результатов ОРД оценивается судом равнозначно с другими доказательствами.

Использование законодателем упрощенной формы дознания, предполагает учет многочисленных условий, определяемых совокупностью факторов (то есть всех существенных обстоятельств), влияющих на процесс установления юридически значимых обстоятельств дела (в том числе на их доказывание), и как следствие, предметно упрощая предварительное расследование (в сокращенной форме). Вместе с тем ставится под удар – установление реальной истины, в том числе все это влияет на соблюдение законности и свойств допустимости доказательств с использованием ОРД, в случае отказа подсудимого в судебном заседании от своего заявления.

Правовая норма о том, что орган дознания вправе не проверять доказательства, в случае если дознание приобрело сокращенную форму, и если они не были оспорены подозреваемым, его защитником, потерпевшим или его представителем, может повлечь такие негативные последствия как: попытка ввести в заблуждение, сокрытие иного преступления, сговор сторон, приобщения к материалам дела недопустимых доказательств, полученных в ходе ОРМ (например, негласным путем). Все это создает серьезные препятствия для достижения объективной истины при доказывании в суде [4]. Поэтому, что бы в ходе предварительной проверки на этапе возбуждения уголовного дела, собранные фактические данные в результате проведения сотрудниками полиции ОРМ, могли иметь юридические последствия, необходима только удостоверительная деятельность предварительного следствия по их исследованию и оценке.

Обобщая изложенное, выделим основную проблему, с которой трудно согласиться, но она с учетом внесения законодателем изменений в УПК РФ, заняла очень спорную и по нашему мнению внеправовую позицию.

Обоснуем ее, так, по мнению законодателя,  материалы предварительной доследственной проверки сообщений или заявлений, собираемые оперативными сотрудниками, в ходе оперативных розыскных мероприятий (гласным и негласным путем), и в последствии вошедшие в предмет предварительного расследования по уголовному делу, именно в сокращенной форме дознания, становятся в ранг иных доказательств по делам небольшой и средней тяжести. Поскольку законодатель не определяет обязанность органа дознания собранные таким образом сведения подвергать проверке. Данная «внеправовая» позиция существенно влияет на соблюдении критерия допустимости доказательств. А поскольку в ходе дознания в сокращенной форме материалы предварительной проверки, полученные путем ОРМ, используются как допустимые доказательства, то в УПК РФ необходимо внести изменения и признать то обстоятельство, что ст. 89 УПК РФ – утратила силу.

Источник: http://web.snauka.ru/issues/2017/11/84774

Новости

Каковы условия использования данных, полученных в процессе оперативно розыскной деятельности?

22.03.2012

Результатыоперативно – розыскной деятельности – это сведения, полученные в соответствии сФедеральным законом «Об оперативно – розыскной деятельности», о признакахподготавливаемого, совершаемого или совершенного преступления, лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших преступления и скрывшихся оторганов дознания, следствия, суда.

В соответствии с Федеральным законом«Об оперативно – розыскной деятельности» результаты оперативно – розыскнойдеятельности могут быть представлены ворган дознания, следователю и суд, а также использоваться в доказывании поуголовным делам в соответствии с положением УПК, регламентирующими собирание, проверку и оценку доказательств (ст. 11).

Использование результатов оперативно – розыскной деятельности практически необходимо при расследовании наиболее тяжкихпреступлений — заказные убийства, наркобизнес и др.

Оперативно – розыскнаядеятельность по своему характеру, по особенностям мероприятий, ограниченности прав лиц, вотношении которых такие мероприятия проводятся, отсутствию гарантии, имеющейсядля граждан в уголовно – процессуальной деятельности, могут приводить к нарушению или ограничению правграждан.

Для использования результатовоперативно – розыскной деятельности в доказывании необходимо, прежде всего, точноеисполнение предусмотренных законом и подзаконными актами правил проведения оперативно – розыскныхмероприятий.

Порядок представления результатов оперативно – розыскнойдеятельности указанным органом регулируется «Инструкциейо порядке представления результатовоперативно – розыскной деятельности дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд», утвержденной совместным Приказом Министерства внутреннихдел Российской Федерации, Федеральной службой безопасности Российской от 17апреля 2007г. № 368/185/164/481/32/184/97/147 (далее – Инструкция).

В соответствии с Инструкцией результаты оперативно – розыскной деятельности должны содержать сведения, имеющие значение дляустановления обстоятельств, подлежащихдоказыванию по уголовному делу, указания на источник получения предполагаемыхдоказательств или предмета, который может стать доказательством, а такжеданные, позволяющие проверить в условиях судопроизводства доказательства, сформированные на их основе. Поэтому для использования результатов оперативно – розыскной деятельности, как это следует из ст. 89 УПК РФ, необходимоустановить, соблюдены ли установленные Законом «Об оперативно – розыскнойдеятельности» правила проведения оперативно – розыскных мероприятий.

Далее устанавливается, кем былиобнаружены и представлены предметы, которые могут стать вышеназваннымдоказательством, или сообщены сведения о лицах, которые могут быть вызваны длядопроса в качестве свидетелей. После приобщения предметов в качестведоказательств, допроса лиц в качестве свидетелей по правилам УПК РФ онистановятся доказательствами по делу.

Могут быть использованы такие материалы, как аудиозаписи телефонныхпереговоров, видеозаписи или фотографии, однако должно быть установлено, кем, когда, при каких обстоятельствах эти материалы получены. С этой целью можетбыть допрошено лицо, производившее этизаписи или фотографирование.

На основе данных видео – и аудиозаписей в уголовномпроцессе может быть сформировановещественно доказательство. В этих целях видео – и аудиозапись должна бытьосмотрена следователем с участием понятых и применением соответствующихтехнических средств.

После осмотра должно бытьпринято решение о признании пленки вещественным доказательством и ееприобщении к делу в качестве такового. Этим решением завершается формированиевещественного доказательства в процессуальных рамках.

Результаты оперативно – розыскнойдеятельности представляются в уголовныйпроцесс по инициативе органов, осуществляющих ОРД, либо при выполнениипоручения органов расследования, указания прокурора или определения суда поуголовным делам, находящимся в их производстве.

Результаты оперативно – розыскнойдеятельности осуществляется на основании постановления, утвержденногоруководителем органа, осуществляющего ОРД (начальником или его заместителем).

Данное постановление составляется в двухэкземплярах, первый из которых направляетсяорганам расследования, прокурору или в суд, второй – приобщается кматериалам дела оперативного учета или, в случае его отсутствия, к материаламспециального номенклатурного дела.

При использовании в доказывании результатовОРД следует учитывать, что сами по себе результаты оперативно – розыскнойдеятельности доказательствами в уголовно – процессуальном смысле не являются. Ихнужно рассматривать только в качестве основы, на которой в уголовной процессемогут быть сформированы доказательства.

Источник: https://prokuror-kaluga.ru/razyasnenie-5164.html

Окно права
Добавить комментарий