Как зарегистрировать частный психологический кабинет для занятий с особыми детьми?

Инклюзивная практика работы педагога-психолога в ДОУ

Как зарегистрировать частный психологический кабинет для занятий с особыми детьми?

Светлана Коссе
Инклюзивная практика работы педагога-психолога в ДОУ

Из опыта работы педагога-психолога МАДОУ МО г. Нягань «Д/с № 6 «Рябинка» Коссе Светланы Федоровны

«Дети разные – детский сад один»

инклюзивная практика работы педагога-психолога в ДОУ

Мировая статистика показывает, что примерно 500 миллионов человек на нашей планете – это люди с ограничениями возможностей здоровья (ОВЗ). Этот термин предполагает наличие психических, сенсорных или двигательных дефектов. Из общей массы выделяется 150 миллионов детей.

Важнейшая цель, достигаемая в сфере инклюзивного образования детей с особыми образовательными потребностями — это создание условий для успешной социализации, самореализации обучающихся на основе ориентации в мире ценностей, в себе самом и в своих возможностях, а также улучшение уровня жизни семьи.

Субъект-субъективное взаимодействие в адаптивной образовательной системе ориентировано на приспособлении ДОУ к возможностям и особенностям обучающихся, а не на приспособление ребенка к требованиям дошкольного учреждения: детский сад для всех детей, а не дети для детского сада.

Инклюзивная практика работы с детьми с РАС и другими ментальными нарушениями в МАДОУ МО г. Нягань «Д/с № 6 «Рябинка» началась в 2016 году.

Мы считаем рациональным постепенное включение детей с ограниченными возможностями здоровья в среду нормально развивающихся сверстников. Поэтому приняли решение об организации различных структурных подразделений в дошкольном учреждении.

• Консультативный пункт — «точечная инклюзия», когда ребенок включается в коллектив сверстников лишь на праздниках, кратковременно в играх или на прогулке

• Группа кратковременного пребывания — «частичная инклюзия» предполагает включение ребенка в режиме половины дня или неполной недели, например, когда ребенок находится в группе сверстников, осваивая непосредственно учебный материал в ходе индивидуальной работы, но участвует в занятиях по изобразительной деятельности, физической культуре, музыке и др. вместе с другими детьми.

• Группа комбинированной направленности — вариант «полной инклюзии» — посещение ребенком с ограниченными возможностями здоровья возрастной группы в режиме полного дня самостоятельно или с сопровождением. Ребенок занимается на всех занятиях совместно со сверстниками. При этом выбираются задания различного уровня сложности, дополнительные игры и упражнения.

В рамках работы консультативного пункта В МАДОУ оказывается психолого-педагогическая помощь родителям детей с ОВЗ по различным вопросам воспитания, обучения и развития ребенка дошкольного возраста, содействие в социализации детей с особенностями в развитии и их интеграции в среду нормально развивающихся сверстников.

В ходе консультации составляются первичные рекомендации по разработке индивидуальной программы развития, определяются направления дальнейшего обучения, частные виды помощи, необходимые модули коррекционно-развивающей программы.

Перед ДОУ стоит задача подготовить своих воспитанников к обучению в школе, а в будущем и к самостоятельной жизни.

Для этого необходима достаточно полная коррекция и развитие компенсаторных механизмов у детей, максимально ранняя коррекционно-воспитательная работа, позволяющая предотвратить вторичные отклонения в развитии ребенка.

В связи с особенностями развития дети с РАС и другими ментальными нарушениями в развитии нуждаются в целенаправленном обучении. Они не усваивают общественный опыт спонтанно, у них отсутствует интерес к окружающему.

Поэтому для организации обучения и воспитания этих детей особую роль играют способы воздействия, направленные на активизацию их познавательной деятельности. Например, с аутичных воспитанников нельзя требовать того же быстрого усвоения материала, как с других, большую роль играет психологическая обстановка, т. к. для них очень важно чувствовать себя комфортно в новых условиях.

Коррекционная работа с детьми с ОВЗ подразумевает совместную работу логопеда, психолога, других специалистов, воспитателей, а также активное взаимодействие с родителями.

С целью организации психолого-педагогической и социальной поддержки семьи, имеющей ребенка с ограниченными возможностями здоровья и формирования педагогической культуры родителей в нашем ДОУ был организован и проведён круглый стол для родителей детей с РАС и другими ментальными нарушениями.

Мной был представлен опыт работы с детьми с ОВЗ с целью ознакомления родителей с формами и методами работы с детьми, имеющими интеллектуальные нарушения и детьми с РАС. Презентация проходила в форме демонстрации видеофрагментов занятий.

Родителям были предложены рекомендации по выбору адекватных способов взаимодействия с детьми с ОВЗ, их воспитания и обучения, коррекции отклонений в развитии. Целью мероприятия стало ориентирование родителей на создание оптимальных педагогических условий в семье, путем обучения родителей специфическим способам и приемам взаимодействия с ребенком.

Общение проходило в свободной непринуждённой форме и способствовало созданию атмосферы доверительности, конфиденциальности и доброжелательности. С целью повышения эффективности работы проводилось изучение уровня удовлетворённости родителей организацией и содержанием работы по вопросам внедрения инклюзивного образования в ДОУ.

Результаты опроса родителей свидетельствуют об их удовлетворенности работой всего педагогического коллектива в целом.

За период с 2016 года наблюдается динамика улучшения развития детей с различными нарушениями. Хочется отметить положительную динамику в развитии социально-коммуникативных навыков.

Дети идут на контакт, понимают инструкцию педагога, если она излагается более детально, нуждаются в повторении инструкции, частично выполняют предложенные задания. У детей появились любимые занятия, снизилась общая и ситуативная тревожность.

Практика показала, что наиболее эффективными средствами в коррекционной работе с детьми являются: индивидуальная игротерапия, психогимнастика, песочная терапия, релаксационные игры и упражнения, игры по развитию психомоторики.

После проведенной коррекционно-развивающей работы с детьми произошли динамические изменения в развитии познавательной сферы.

Оценка результатов освоения обучающимися с РАС и другими ментальными нарушениями программы коррекционной работы осуществляется с помощью мониторинговых процедур.

Мониторинг, обладая такими характеристиками, как непрерывность, диагностичность, научность, информативность, наличие обратной связи, позволяет осуществить не только оценку достижений планируемых результатов освоения обучающимися программы коррекционной работы, но и вносить (в случае необходимости) коррективы в ее содержание и организацию.

В целях оценки результатов освоения обучающимися с РАС и другими ментальными нарушениями программы коррекционной работы используются три формы мониторинга: стартовая, текущая и финишная диагностика (итоговая).

Поведение детей с РАС и другими ментальными нарушениями довольно специфично, и даже при успешной интеграции в социум, например, у детей с РАС аутистичные черты всё равно останутся, просто не будут ярко выраженными.

Может быть, некоторых детей не удастся полностью ввести в общество, и коррекционная работа может продвигаться довольно медленно.

Точных прогнозов не существует, поэтому нужно всегда сохранять положительный настрой, ведь дети с ОВЗ очень нуждается в поддержке.

Источник: https://www.maam.ru/detskijsad/-deti-raznye-detskii-sad-odin.html

Как занимаются с аутистами в Краснодаре. Интервью с руководителем программы «РАСсвет» | Юга.ру

Как зарегистрировать частный психологический кабинет для занятий с особыми детьми?

2 апреля — Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма. Чтобы узнать о том, как занимаются с аутичными детьми в Краснодаре и как помогают родителям, журналист Юга.ру пообщался с Анной Сметаной, руководителем программы «РАСсвет» благотворительной организации «Синяя птица», и с Никитой, одним из воспитанников фонда.

Анна Сметана

Руководитель программы поддержки детей с расстройствами аутистического спектра, фонд «Синяя птица»

— Сам проект существует чуть больше года. В программе «РАСсвет» сейчас занимается 20 детей: 18 мальчиков и 2 девочки. Ребята от 3 до 18 лет. Но всего у нас около сотни подопечных детей с аутизмом, включая ребят, которые не могут ходить на занятия регулярно.

Почти половина детей к нам ходит бесплатно. Часть — за минимальную стоимость, в которую входит оплата специалиста и налог. «Синяя птица» оплачивает уборку, игрушки, обучение. Если сложно с материальным положением, всегда идем на уступки. Делаем скидки, если родители могут нам в чем-то помочь.

Наша команда: я, три педагога, два волонтера и еще несколько помощников. Волонтером может стать любой человек, прошедший отбор. Необязательно с педагогическим образованием, главное — что в сердце, какая мотивация. Люди, которые приходят с мыслью «я хочу спасти мир и помочь всем», долго здесь работать не смогут.

Никита — высокофункциональный аутист. Он приятный, классный, с ним может заниматься любой человек. Есть дети гораздо более тяжелые — не говорящие, не умеющие управлять своими эмоциями, не понимающие поток речи; дети, которые боятся света, резких звуков. С ними нужна решимость заниматься, нужна психологическая устойчивость и мотивация.

Поэтому волонтеры сначала у нас просто ходят и смотрят на занятия минимум месяц. И только после этого говорят: «Да, я могу». Или нет. Потом мы читаем им лекции, проводим тренинги. И затем уже постепенно, под наблюдением, начинаем пускать к детям на сопровождающие занятия, но все равно в присутствии квалифицированного педагога.

Образование для специалистов, которые могут работать с аутистами, бывает разным. Подойдет образование как дефектолога, так и поведенческого аналитика. Эти курсы есть в Москве, Питере. У меня, к примеру, заочные израильские курсы. В России с детьми с расстройствами аутистического спектра чаще работают детские психологи, которые переучиваются на АВА-терапевтов.

У всех расстройство проявляется по-разному — у кого-то это может быть в 3–4 года, у некоторых в 1,5 года. Бывают не говорящие, не ходящие, не сидящие дети, бывают бегающие, говорящие и отпускающие едкие замечания.

Чаще всего ребенок не смотрит в глаза, не говорит или говорит мало, бегает кругами, поздно начинает ходить — или может не ползать, а сразу начать ходить, поздно садится. Часто у таких детей нет указательного жеста и они не наблюдают за указательными жестами других людей.

  Ребенок может пугаться громких звуков, яркого света, сенсорной перегрузки. Это проявляется в избирательности в пище — например, отказ от продуктов оранжевого цвета, прием только перемолотой пищи. Чаще всего становится ясно в три года.

У нас диагноз ставится с 2,5 лет, в мире сейчас аутизм диагностируют начиная с 1,5 лет.

Никакой самодиагностики, и этим не занимаются психологи. Если у родителей возникают подозрения, прежде всего нужно идти к неврологу. Невролог направляет к психиатру, и психиатр (так как аутизм — психиатрический диагноз в России) уже рассматривает постановку инвалидности.

В профессиональном сообществе есть такая поговорка: «Если ты знаешь одного человека с аутизмом — ты знаешь только одного человека, а не весь аутизм». Расстройство аутистического спектра может проявляться совершенно по-разному. Одни дети не говорят, не реагируют на свое имя.

Другие могут хорошо говорить, быть открытыми и очень талантливыми. Кто-то совсем немного отличается от других — как герой популярного сериала «Теория Большого взрыва» доктор Шелдон Купер. Его синдром Аспергера — это аутизм, все его отклонения свойственны аутистическому спектру.

Иногда это проявляется в умственной отсталости, вместе с сильными проблемами с речью, проблемами с сенсорикой (например, боязнь яркого света или даже хлопковой одежды). Этот спектр огромен, именно поэтому работа с аутистами невероятно сложна — очень сложно выстроить систему сопровождения ребенка в государстве. Все аутисты слишком разные, чтобы подобрать единую систему.

Способов сообщить что-то миру гораздо больше, чем мы привыкли думать

Важно помнить, что полностью невербальным ребенок быть не может. Он будет использовать жесты, а если заниматься по системе карточек ПЕКС — использовать картинки. У такого ребенка есть специальная папочка с набором картинок, он достает карточку и показывает: я хочу вот это, мне сейчас так-то. Способов сообщить что-то миру гораздо больше, чем мы привыкли думать.

Некоторые дети могут попасть в обычный садик или школу, некоторые нет. Если ребенок высокой функции — в садик можно, отличия не так заметны в этом возрасте. А вот попасть в школу сложнее: с инклюзией у нас сложно, особенно с тьюторством.

Инклюзивное образование — организация процесса обучения, при которой дети, независимо от их физических, психических и интеллектуальных особенностей включены в общую систему образования и обучаются вместе со своими сверстниками без инвалидности.

Тьютор — персональный педагог-наставник, сопровождающий в обычных школах ребенка с аутизмом и другими отклонениями в развитии.

Сейчас есть новые государственные образовательные стандарты, которые позволяют школам нанимать тьюторов, но пока это явление еще новое, и в Краснодаре я случаев настоящего инклюзивного тьюторства не знаю.

Ведь инклюзия — это не просто запихнуть ребенка в класс физически, но и сопровождать его правильно, и других детей учить, чтобы это им не вредило. В более тяжелых случаях применяется либо домашнее обучение, либо специализированные школы.

В Краснодаре школ с нормальной инклюзией я назвать не могу.

Кроме занятий со специалистами, детям очень важно создавать среду для общения друг с другом. Вообще собрать так много людей с аутизмом и замотивировать их что-то сделать вместе — большое мастерство.

На мастер-классах мы сначала играем, знакомимся. Затем каждый раз делаем что-то новое: сенсорные бутылки, коробочки желаний, поделки к праздникам.

Работаем на сенсорику, но пытаемся при этом еще научить их чему-то.

Дети начинают вместе играть на пианино, наигрывать в четыре руки какой-то ритм. Это удивительно, потому что при этом они друг с другом не разговаривают

Результат бывает поразительный: дети, которые раньше просто сидели рядом и не обращали друг на друга внимания, через три-четыре мастер-класса ложатся друг другу на колени. Или начинают вместе играть на пианино, наигрывать в четыре руки какой-то ритм. Это удивительно, потому что при этом они друг с другом не разговаривают.

К сожалению, современным детям не очень интересно и приятно быть рядом с особенными детьми, а у аутичных детей не слишком много шансов побыть с нормотипичными детьми. Поэтому результат таких мастер-классов — это всегда рост.

С каждым ребенком занятия проходят два-три часа в неделю, и этого катастрофически мало. Поэтому мы обучаем родителей, чтобы они могли сопровождать ребенка дома. На лекциях я рассказываю, что такое прикладной анализ поведения, как работать с такими детьми, что можно сделать дома, чтобы им было легче. Какие бывают терапии, какие бывают врачи, какие бывают подходы.

Объясняю, что нормально чувствовать вину или стыд, нормально испытывать не только положительные эмоции. Советую, как можно помочь конкретному ребенку. Мне одна мама сказала: «Я вам могу рассказать то, что не расскажу ни одному врачу». И мамы меняются, увидев, что их окружают такие же родители с такими же проблемами.

Откуда берется непринятие? Во время беременности женщины мечтают, что ребенок будет таким-то и таким-то, у него будет такой носик и глазки, ему дадут имя, он пойдет в школу и полюбит девочку или мальчика, заведет семью.

А потом в какой-то момент понимаешь: этого не будет. Полученное не соответствует твоим ожиданиям. И ты в этом не виноват. Никто не виноват.

И только после принятия, после понимания границ своей ответственности начинается работа, внутренняя и внешняя.

Психологическая помощь для родителей — это отдельная тема. Есть несколько этапов принятия. Аутизм — это когда рос ребенок здоровый, развивался — а потом за несколько месяцев все ушло. Это потеря.

Некоторые мамы так и говорят: «Я потеряла ребенка».

А потом говорят: «Спасибо, что вернули ребенка», потому что они просто поняли, как с этим работать и что их ребенок никуда не делся, просто исчезли какие-то возможности.

Аутизм — это когда рос ребенок здоровый, развивался — а потом за несколько месяцев все ушло. Это потеря

Следующая стадия — перед школой. Ребенок покидает детский садик, и мама видит, что он не справляется со школьной программой. Снова депрессия, снова непринятие, снова чувство вины.

Затем получение паспорта, 14 лет, пубертатный возраст, когда родители снова задумываются о будущем, и снова нужно учиться принимать. Хотя вроде бы ты уже пережил все это, все равно начинаешь сравнивать ребенка с нормотипичными детьми и переживаешь все заново.

Еще один этап — когда мама понимает, что ребенок заканчивает школу, а дальше идти некуда. Для аутистов 18+ в России нет вообще ничего. Есть психоневрологические интернаты, диспансеры, в которых должного внимания и чуткости воспитанники не получают — просто нет ресурсов. Родителям страшно даже подумать, что будущее их ребенка — это психдиспансер.

И это одна из самых тяжелых вещей. Мама не знает, что будет с ее ребенком, когда она умрет. Это можно проработать до какой-то степени, но мы не можем убрать правду.

Мы пытаемся помочь этим детям социализироваться, найти способ зарабатывать. Пытаемся внедрить систему сопровождаемого проживания.

Но правда остается правдой, и самое страшное для родителей — думать, что будет после 18 лет или после их смерти.

Многие думают, что аутисты закрытые, что они живут в своем мире. Что аутисты — это люди, выросшие без любви. Что аутизм — это умственная отсталость. Это далеко не так.

Аутизм — это не социально опасное расстройство, это не шизофрения. Аутист не ткнет в вас ножом, аутист не навредит вашему ребенку. Человек с расстройством аутистического спектра воспринимает окружающий мир немножко по-другому — и, соответственно, отдает информацию во внешний мир немного иначе.

Они не агрессивные, не плохо воспитанные. Их истерики не от плохого поведения, а от сенсорной перегрузки, от того, что слишком много всего вокруг. Если такой ребенок кричит на полу в магазине — это не значит, что он плохо воспитан, возможно, ему очень плохо и непонятно.

Если ребенок кричит на полу в магазине — это не значит, что он плохо воспитан. Возможно, ему очень плохо и непонятно

Никита знает наизусть по энциклопедии все виды животных. Все маршруты Краснодара. Все! Трамвайные, троллейбусные и маршруточные. А еще он, как Шелдон, любит поезда. Причем не только любит, но и может сказать, что этот на постоянном токе, этот на переменном, этот в 1986 году выпущен. Это разновидность гениальности — по крайней мере, я это так воспринимаю.

Что почитать об аутизме?

Я могу порекомендовать в первую очередь два сайта: сайт фонда «Выход»  и сайт «Особые переводы» — это сайт тематических переводных работ об аутизме, бесценных настолько, что у нас они распечатываются, брошюруются и хранятся на полках.

Из книг: Франческа Аппе, «Введение в психологическую теорию аутизма» — это простым языком написанная книга, рассказывающая об истории нахождения проявлений аутизма. Еще одна — Роберт Шрамм, «Детский аутизм и АВА-терапия».

Помочь можно разными способами: распространяя информацию, участвуя в жизни проекта своими профессиональными навыками — от проведения мастер-классов до фотографирования, помощи с ремонтом помещений, ведением сайта, группы «ВКонтакте». Это может быть помощь вещами какими-то, игрушками, книжками.

Это может быть помощь волонтерско-тьюторская, когда вы приходите и месяц-два сопровождаете одного ребенка, ведете его, таким образом открывая ему новые пути общения и социализации.

Что касается пожертвований, есть два способа: отправить СМС на специальный номер или перевести деньги на счет «Синей птицы» в Сбербанке. При отправке можно указать, что ваши деньги для «РАСсвета». В конце месяца у нас на сайте в отчете можно увидеть свои деньги и на что они ушли.

Как помочь программе «РАСсвет»:

1. Отправить СМС на номер 3443 со словом ПТИЦА и суммой пожертвования после пробела, например, Птица 50.

Сумма пожертвования — от 35 до 5000 рублей.

2. Перевести деньги на счет в Сбербанке: 5469 3005 5738 5686.

Источник: https://www.yuga.ru/articles/society/7942.html

Коррекционно-образовательная помощь детям с особыми образовательными потребностями

Как зарегистрировать частный психологический кабинет для занятий с особыми детьми?

Если родители сталкиваются с проблемами у детей, мимо которых нельзя пройти:

  • снижение слуха, зрения,
  • нарушение функций опорно-двигательного аппарата,
  • позднее появление и плохое качество речи,
  • трудности в усвоении любых знаний, в обучении, трудности общения, проблемы в поведении,

то психолого-медико-педагогическая консультация (ПМПК) является именно той организацией, где родители могут получить консультирование по проблемам развития ребенка и рекомендации по необходимым видам специальной помощи специалистов разного профиля (логопед, психолог, дефектолог, сурдопедагог, тифлопедагог, социальный педагог) и подбор необходимой специальной организации обучения и воспитания. Проводится осмотр детей от рождения до восемнадцати лет.

Обратиться в психолого-медико-педагогическую консультацию. В городе Алматы функционируют 5 ПМПК:

  • Психолого-медико-педагогическая консультация №1(ул.Торайгырова, д.1, уг.ул.Каблукова, в здании школы-интерната №1, тел.227-62-61). Обслуживает население  Ауэзовского и Бостандыкского районов.
  • Психолого-медико-педагогическая консультация №2(ул.Жангелдина, д.27, уг.ул.Ашимбаева, напротив роддома №2, тел.397-41-55). Обслуживает население Медеуского и Алмалинского районов.
  • Психолого-медико-педагогическая консультация №3(ул.Физули, д.71, тел.351-33-08) Обслуживает население Турксибского и Жетысуского районов.
  • Психолого-медико-педагогическая консультация №4(ул.Федченко, д.2 б, в здании Дома школьников №1, тел.384-69-50) Обслуживает население Ауэзовского и Алатауского районов.
  • Психолого-медико-педагогическая консультация №5(М-н Акжар, Абая, д.15, т.360-45-82) Обслуживает население Наурызбайского района.

Специалистами психолого-медико-педагогической консультации выдается заключение по состоянию ребенка, где указываются рекомендации по получению помощи специалистов в определенном образовательном учреждении и рекомендации по оказанию медицинских, образовательных и социальных услуг; направление детей с особыми образовательными потребностями в специальные организации и организации образования.

Динамика развития каждого ребенка, обратившегося в ПМПК находится под контролем специалистов данной организации. При возникновении любых вопросов о пребывании в любых организациях образования родитель имеет право получить консультативную помощь и рекомендации при определении дошкольного, школьного и профессионально-технического обучения.

По заключению ПМПК ребенок может получать коррекционную помощь в коррекционной-диагностической группе и в кабинетах психолого-педагогической коррекции.

В настоящее время в г.Алматы функционируют 8 кабинетов психолого-педагогической коррекции (КППК), 6 коррекционно-диагностических групп (КДГ), расположенных в разных районах города.

Направление и зачисление детей в кабинет психолого-педагогической коррекции осуществляется по заключению психолого-медико-педагогической консультации.

Прием детей в кабинет психолого-педагогической коррекции ведется в течение года.

  • КППК №1 – в помещении общеобразовательной школы №116, мкр.8, д.46, тел. 249-10-65;
  • КППК №2 – по адресу Жангельдина,27 уг.ул.Ашимбаева, 397-41-55;
  • КППК №3 – по адресу Физули, тел.393-29-68;
  • КППК №4 – в помещении общеобразовательной школы №63 по адресу ул. Каблукова, 88, тел 376-58-29;
  • КППК №5 – в помещении общеобразовательной школы №128 по адресу ул.Жарокова, 18, тел 269-80-31;
  • КППК №6 – в помещении общеобразовательной школы №112 по адресу ул. Ратушного, 131, тел 229-03-16;
  • КППК №7 – в помещении Дома школьников №1, по адресу ул. Федченко, 2б, тел. 399-97-39;
  • КППК №8 – в помещении общеобразовательной школы №174 по адресу М-н Шугыла, д.340 б, т.351-79-57.

В г.Алматы существует сеть специальных организаций образования для детей дошкольного и школьного возраста с нарушениями слуха, зрения, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с интеллектуальными нарушениями.

Основанием для направления детей с особыми образовательными потребностями в специальные организации и организации образования является заключение ПМПК. Заключение ПМПК выдается на руки родителям (законным представителям).

В Алматы действует сеть всех типов специальных коррекционных организаций образования. В городе для всех детей с ограниченными возможностями функционируют 18 специальных коррекционных организаций образования, (10 коррекционных детских садов, 8 коррекционных школ‐интернатов).

С 2017 года функционирует сайт КГУ «Алматинского городского реабилитационного центра для детей с ограниченными возможностями» Управления образования города Алматы: www.special-child.kz, где предоставлена вся информация и родители в свободном доступе могут получить ответы на интересующие их вопросы.

Источник: https://open-almaty.kz/ru/korrekcionno-obrazovatelnaya-pomoshch-detyam-s-osobymi-obrazovatelnymi-potrebnostyami

Особое обучение: детям с ограниченными возможностями здоровья необходимо ходить в детсад и школу

Как зарегистрировать частный психологический кабинет для занятий с особыми детьми?

Большинство семей, в которых воспитываются дети с ограниченными возможностями здоровья, не любят говорить о том, что их сыновья и дочери немного не такие, как их сверстники. “Мы такие, как все. Ну, почти….”, — так сказала в разговоре со мной одна из мам, добавив, что отличие состоит лишь в том, что таким деткам требуется чуть больше внимания. Как со стороны родителей, так и педагогов.

Не все родители детей с ограниченными возможностями здоровья могут самостоятельно заниматься с детьми и добиваться прогресса. Им очень требуется помощь специалистов и педагогов. Поэтому родители всеми силами стараются отдать свое чадо в детский сад. И, как показывает практика, надежды на резкий скачек в развитии ребенка не лишены шанса воплотиться в жизнь.

В то же время возникает и другая проблема. Приведу пример следующей ситуации, которая развивалась буквально на моих глазах.

В одну из младших барнаульских групп в муниципальном дошкольном образовательном учреждении приняли мальчика, который на год был старше среднего возраста детей, посещающих ее. Несмотря на то, что мальчик был заметно крупнее и старше ребят, он не разговаривал.

Совсем. Даже отдельными словами. Во время утренников и групповых мероприятий он не участвовал в массовых мероприятиях, а лишь бегал рядом.

Кроме того, нередко он вел себя агрессивно по отношению к другим деткам, пользуясь тем, что больше и выше их. Первое время родители молча терпели это. Затем стали общаться с воспитателем, высказывая просьбы передать свое недовольство родителям мальчика. В результате дело дошло до заведующей.

Но заведующая пояснила, что не может исключить ребенка, а в группе более старшего возраста ребенок “не прижился”.

Решение о переводе ребенка в специализированный детский сад может принимать лишь психолого-медико-педагогическая комиссия, родители ребенка отказывались идти на нее, мотивируя, что у мальчика нет никаких отклонений. Так ситуация и осталась неразрешенной, мальчик по-прежнему ходил в группу.

Сама по себе эта ситуация двоякая. С одной стороны, алтайские психологи отмечают, что дети с ограниченными возможностями здоровья могут и должны находиться и развиваться в обычном детском саду. Начинать совместное воспитание и обучение нужно в дошкольном возрасте.

Вместе с тем, специалисты не рекомендуют включать в группы детского сада детей с умственной отсталостью умеренной и тяжелой степени, а также детей со сложными (множественными) нарушениями.

Такие дети в силу особенностей их психофизического развития не смогут участвовать во фронтальных, подгрупповых занятиях группы.

Как отмечается в методических рекомендациях по организации работы с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, доступным для детей с ограниченными возможностями здоровья любое образовательное учреждение делают педагоги, способные реализовать особые образовательные потребности детей данной категории.

Это создание психологической, нравственной атмосферы, в которой особый ребенок  перестанет ощущать себя не таким как все.

Это место, где ребенок с ограниченными возможностями здоровья может реализовать не только свое право на образование, но и, будучи включенным в полноценную социальную жизнь ровесников, обрести право на обычное детство.

В настоящее время часто происходит так называемая стихийная интеграция детей с отклонениями в развитии, особенно в сельской местности.

Дети с ограниченными возможностями здоровья пребывают в общеобразовательных учреждениях независимо от психоречевого развития, от структуры дефекта, от психофизических возможностей.

Все дети с ограниченными возможностями здоровья имеют, помимо общих потребностей, свои специальные образовательные потребности. И эти потребности должны быть удовлетворены специальными образовательными условиями.

Отбор детей с ограниченными возможностями здоровья во все типы и виды образовательных учреждений осуществляет психолого-медико-педагогическая комиссия.

Родители могут самостоятельно обратиться на прием в ПМПК или направить их могут из медицинского или образовательного учреждения.

Комиссия дает заключение о состоянии психофизического развития ребенка и рекомендации о дальнейших формах обучения.

Здесь стоит особо отметить, что для ребенка с ограниченными возможностями здоровья непрерывный процесс обучения имеет большое значение. На днях в редакцию ИА Амител обратилась бабушка ребенка с ограниченными возможностями (один из диагнозов – синдром Дауна).

В настоящее время ее внук, которому летом исполнится 7 лет, посещает специализированное детское дошкольное учреждение. Мама воспитывает ребенка и его старшего брата одна, поэтому финансовые возможности у данной семьи ограниченные.

Дополнительно водить его на платные развивающие занятия для них очень накладно.

За время посещения детсада у ребенка наметился значительный прогресс. Он уже начал говорить слова и несложные предложения, стал немного спокойнее и выполняет многие задания. Но бабушка и мама узнали, что в специализированную школу ребенок сможет пойти лишь с 8 лет после того, как пройдет психолого-медико-педагогическую комиссию, а детсад они заканчивают уже в этом году.

В результате мама и бабушка ребенка стали опасаться, что у него может произойти “провал” в развитии, так как с такими детьми необходимо постоянно заниматься специалистам. Им необходимо особое и постоянное внимание. Чтобы разобраться в этой ситуации, редакция ИА Амител обратилась в городской комитет по образованию.

“Вопрос о выборе образовательного маршрута ребенка-инвалида, ребенка с ограниченными возможностями здоровья, в том числе об определении формы и степени его инклюзии в образовательную среду, должен решаться психолого-медико-педагогическими комиссиями исходя, прежде всего, из потребностей, особенностей развития и возможностей ребенка, с непосредственным участием его родителей”, — пояснила председатель комитета по образованию Наталья Полосина.

Как подчеркивают в комитете, образование детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов является одним из приоритетных направлений деятельности системы образования. В настоящее время в Барнауле для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья существует дифференцированная сеть специализированных образовательных учреждений.

Для детей с ограниченными возможностями здоровья в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях города функционирует 103 группы компенсирующей направленности (для детей с нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с задержкой психического развития). Данные группы посещают 1 тыс. 375 детей. С введением в эксплуатацию МАДОУ “Детский сад №265” дополнительно будет открыто еще 3 группы компенсирующей направленности.

Кроме того, на территории города имеется положительный опыт организации работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья дошкольного возраста в учреждениях дополнительного образования.

В городском детском оздоровительно-образовательном (профильном) центре “Потенциал” с 2011 года существует практика организации образовательной деятельности и психологической помощи детям с психоневрологическими заболеваниями, в том числе СДВГ, ЗПР, ДЦП легкой степени в группах школы раннего развития “Умка”, в которых детям оказывается психологическая, педагогическая, логопедическая помощь, организуется занятия с элементами ЛФК.

В краевом реабилитационном центре для детей и подростков с ограниченными возможностями “Журавлики” функционирует лекотека, которая также является одной из форм предоставления дошкольного образования, психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в режиме кратковременного пребывания.

Для детей школьного возраста функционируют 8 краевых государственных бюджетных специальных (коррекционных) образовательных учреждений (школы-интернаты). В данные учреждения принимаются дети в возрасте 7 — 9 лет по направлению Главного управления образования и молодежной политики на основании заключения центральной медико-психолого-педагогической комиссии.

Кроме того, в 10 общеобразовательных учреждениях города открыты 65 классов для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья по адаптированным общеобразовательным программам (с 1 по 9 класс). Обучением по адаптированным общеобразовательным программам в общеобразовательных учреждениях охвачено 764 ребенка.

С 2011 года в рамках государственной программы “Доступная среда” на территории города реализуются мероприятия по оснащению общеобразовательных учреждений специальным оборудованием и приспособлениями для беспрепятственного доступа и обучения детей-инвалидов, в том числе с нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата.

Мероприятия по формированию необходимых условий (безбарьерной среды) проведены в 13 школах (из 83), обеспечивающих совместное обучение детей-инвалидов и детей, не имеющих нарушений развития (инклюзивное образование).

В данных образовательных учреждениях были проведены следующие работы: сделаны пандусы, расширены входные двери, сделаны туалет и душевая комната для детей-инвалидов. Подготовлены помещения для занятий лечебной физкультурой и психологической разгрузкой, приобретены устройства для подъема по лестницам.

В эти школы было поставлено оборудование для оснащения кабинета ЛФК, специализированное оборудование для занятий с детьми-инвалидами.

2011год

2012 год

2013 год

2014 год

2015 год

Действующие

Созданы  условия архитектурной доступности

Планируется

МБОУ “Лицей №3”

МБОУ “СОШ №60”

МБОУ “СОШ №37”

МБОУ”СОШ №120″

МБОУ “СОШ №10”

МБОУ “СОШ №51”

МБОУ “СОШ №84”

МБОУ “СОШ №118”

МБОУ “СОШ №49”

МБОУ “СОШ №111”

МБОУ “Гимназия №40”

МБОУ “СОШ №106”

МБОУ “СОШ №75”

МБОУ “СОШ №62”

МБОУ “СОШ №91”

МБОУ “Лицей “Сигма”

МБОУ “СОШ №76”

МБОУ “СОШ №31”

МБОУ “СОШ №54”

МБОУ “Гимназия №74”

МБОУ “Лицей №122”

МБОУ “Лицей №121”

общего образования и условия организации обучения учащихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации.

Для учащихся, нуждающихся в длительном лечении, детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, на основании заключения медицинской организации и письменного обращения родителей (законных представителей) обучение по общеобразовательным программам организуется на дому или в медицинских организациях.

С 1 сентября 2010 года в Алтайском краевом педагогическом лицее на базе краевого центра дистанционного образования детей-инвалидов организовано обучение детей-инвалидов, с сохранным интеллектом, не имеющих медицинских противопоказаний для работы с компьютером, постоянно обучающихся индивидуально на дому по образовательным программам начального, основного, среднего общего образования.

По данным, представленным Главным управлением образования и молодежной политики, в 2013 году количество обучающихся в данном центре составило 222 ребенка (в целом по Алтайскому краю). Это более 70% от общего числа детей-инвалидов, обучающихся постоянно на дому по общеобразовательным программам и не имеющих противопоказаний для работы за компьютером.

“Несомненно, проведенная работа позволяет реализовать право детей инвалидов на получение качественного образования.

Вместе с тем, развитие инклюзивных форм обучения инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья будет продолжено, так как реализации комплекса мер, обеспечивающих соблюдение требований к организации данной деятельности (включая наличие соответствующей материальной базы, специальных образовательных программ, подготовку педагогических коллективов, проведение разъяснительной работы с обучающимися и их родителями) должно осуществляться постепенно. Иначе подобная мера не только не позволит обеспечить полноценную инклюзию обучающихся детей-инвалидов, но и негативно скажется на качестве работы образовательных учреждений с другими обучающимися”, — подчеркнула председатель комитета по образованию Наталья Полосина.

Дошкольные образовательные учреждения, получившие финансовую поддержку в рамках краевого конкурса на реализацию программ инклюзивного образования детей дошкольного возраста, создают условия для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. В текущем году общий объем средств на реализацию мероприятий программ победителей составил 500 тыс. рублей.

Отметим, в регионе разработан проект Концепции развития образования детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в Алтайском крае на 2014–2017 годы, обозначили проблемы подготовки и повышения квалификации педагогов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Он проходит общественное обсуждение.

Кроме того, в крае специалисты обсуждают федеральные государственные образовательные стандарты для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (ФГОС). В настоящее время эти стандарты разрабатываются ведущими специалистами страны в области коррекционной педагогики.

Редактор ИА Амител Светлана Яковлева

Источник: https://www.amic.ru/news/250067/

Окно права
Добавить комментарий