Как проходит прокурорская проверка по жалобе?

Что проверяет прокуратура

Как проходит прокурорская проверка по жалобе?

Не прочитано

Ключевые проблемы

  • Что будет поводом для прокурорской проверки?
  • Как проходит проверка?
  • Какие полномочия и права есть у прокуроров?

Илья БРОВКИН, специалист по охране труда ОАО «Пензтяжпромарматура» (Пенза)

Проверка прокуратуры может настигнуть любого работодателя. При этом прокуроры могут проверять исполнение трудового законодательства, привлекая к проверке Государственную трудовую инспекцию, Роспотребнадзор, Ростехнадзор и т. д. Какие права есть у сотрудников прокуратуры и к чему готовиться работодателю? Разберемся подробнее.

Самые необходимые нормативные акты по этой теме вы найдете здесь.

Что будет поводом для прокурорской проверки

Прокуратура призвана контролировать исполнение законов государственными органами, их должностными лицами, коммерческими и некоммерческими организациями. Поводом для прокурорской проверки может быть:

  • задание вышестоящей прокуратуры, в котором прокурору предписано комплексно проверить исполнение трудового законодательства на определенной территории или на предприятии;
  • необходимость плановой проверки;
  • указание прокурора о проведении выборочной проверки исполнения трудового законодательства в организации при получении сведений о нарушениях (необходимость внеплановой проверки);
  • материалы СМИ о нарушениях трудового законодательства (это повод для внеплановой проверки, и ее может инициировать, помимо руководителя прокуратуры, работник прокуратуры, на которого возложен данный вид надзора);
  • обращение в прокуратуру (как устное, так и письменное) с информацией о нарушении законодательства в организации.

«Кто и как проверяет нормы охраны труда в организации» (№ 1, 2013)

Как проходит проверка

В прокурорской проверке могут быть задействованы многие. Поэтому о ее начале работодателя уведомляют заранее. Проверка начинается с предъявления представителем прокуратуры служебного удостоверения и документов, обосновывающих проверку. Если хотя бы один из этих документов отсутствует, то проверка считается незаконной и представители организации вправе отказать в ее проведении.

Прокуроры проверяют документы, материалы и другие сведения, касающиеся обращения о нарушениях. Иногда по запросу прокуратуры с документов и материалов снимаются копии. У должностных лиц и граждан, связанных с обращением, берутся письменные объяснения.

Если представители прокуратуры выявляют нарушение, они выносят представление с требованием его устранить, возбуждают административное дело, а материалы направляют в Государственную инспекцию труда для принятия мер реагирования – наложения штрафов, приостановления деятельности и т. д.

По всем выявленным нарушениям прокуратура составляет акт прокурорского надзора. Его передают в тот орган или тому должностному лицу, у которого есть полномочия для устранения допущенных нарушений. В течение месяца организация должна представить в прокуратуру отчет об устранении выявленных замечаний.

Какие организации прокуратура может привлечь в помощь при проверке

Прокуратура вправе привлекать к проверке различных специалистов1. Ведь на практике прокуроры не обладают специальными знаниями в узких отраслях (например, в производственных характеристиках сложного технического оборудования и вариантах его безопасной эксплуатации для работников).

На практике прокуратура может привлечь к совместной проверке Государственную инспекцию труда и другие органы, причастные к регулированию трудовых отношений. Например, Роспотребнадзор, Росприроднадзор, Ростехнадзор и т. д. Это поднадзорные субъекты прокуратуры, которые обязаны предоставлять своих специалистов по требованию.

Таким образом, прокуратура может проверять исполнение трудового законодательства, используя различные подходы. И если трудовые инспекторы по итогам проверки обычно возбуждают производство об административном правонарушении по статьям 5.27, 5.27.1 Кодекса об административных правонарушениях, то органы прокуратуры не ограничиваются этими статьями.

«Проверки Ростехнадзора. Что проверяют инспекторы» (№ 4, 2014)

В прокуратуру Симбирского района поступило сообщение из органов полиции об обращении работника ООО «Инвест» в больницу с травмой. Чтобы выяснить причины и обстоятельства инцидента, прокуратура передала материалы в Государственную инспекцию труда.

Вышедший на проверку инспектор установил, что слесари-ремонтники ООО «Инвест» Петров А. В. и Никифоров И. А., закончив ремонт крана-штабелера (находящегося на высоте пяти метров), спускались по стеллажам с готовой продукцией. Петров потерял равновесие и упал на бетонный пол с высоты трех метров. В результате падения он получил травму правой ноги и закрытую черепно-мозговую травму.

Петров был принят на работу за несколько дней до несчастного случая. Он не прошел инструктаж на рабочем месте и обучение по охране труда при работе на высоте.

На выполнение данной работы не выдавался наряд-допуск, несмотря на то, что она относится к опасным. На рабочем месте не было лестницы для подъема и спуска. Кроме того, на месте работ не было мастера ремонтного участка Маркина И. П.

, поручившего Никифорову и Петрову ремонт крана-штабелера. Расследование данного случая в организации не проводилось.

По результатам проверки в отношении ООО «Инвест» было возбуждено административное дело по статье 15.34 Кодекса об административных правонарушениях и на организацию был наложен штраф в размере 10 000 рублей. Материалы проверки направили в прокуратуру.

По требованию прокуратуры в отношении Маркина было возбуждено уголовное дело по статье 143 Уголовного кодекса и назначено наказание – один год лишения свободы и штраф в размере 150 000 рублей.

Прокуратура не подменяет другие контролирующие органы2 и не проводит самостоятельно плановые проверки организаций, кроме случаев прямого надзора, о которых говорилось в начале статьи. Органы прокуратуры только участвуют в планировании проверок, а также контролируют исполнение планов.

Какие полномочия и права есть у прокуроров

При проверках прокуратура имеет особые права3:

  • по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территорию и в помещения организации, получать доступ к ее документам и материалам;
  • требовать от руководителей и других должностных лиц организации предоставления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений;
  • вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушения законов.

Есть требования, которым прокуратура должна четко следовать.

  • Нельзя вмешиваться в текущую хозяйственную деятельность организации. То есть разрешено просматривать только те документы, которые напрямую относятся к обращению.
  • Необходимо соблюдать сроки рассмотрения обращений о нарушениях закона в организации. По общему правилу, результат должен быть представлен заявителю спустя 30 дней с момента обращения.
  • Нужно соблюдать установленные формы прокурорского реагирования: протест, представление, постановление прокурора. Если получены сведения о готовящихся противоправных деяниях, прокурор должен направить предостережение о недопустимости нарушения закона.

За умышленное невыполнение законных требований прокурора грозит ответственность (ст. 17.7 КоАП РФ):

  • для граждан – штраф от 1000 до 1500 рублей;
  • для должностных лиц – штраф от 2000 до 3000 рублей или дисквалификация на срок от шести месяцев до одного года;
  • для организаций – штраф от 50 000 до 100 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Дмитрий КАЗАНЦЕВ, 

старший юрисконсульт ОАО «Центр развития экономики» – В2В-Center (Москва)

Если своевременно не предоставить прокурору информацию, необходимую для проверки, организации грозит штраф до 5000 рублей (ст. 19.7 КоАП РФ). За невыполнение в срок представления прокуратуры можно поплатиться штрафом: для должностного лица – от 1000 до 2000 рублей или дисквалификация на срок до трех лет, для организации – от 10 000 до 20 000 рублей (п. 1 ст. 19.5 КоАП РФ).

Ответы на ваши вопросы

Может ли сводная ведомость стать причиной проверки?

Может ли сводная ведомость результатов спецоценки, направленная в ГИТ, стать причиной для проведения внеплановой проверки в организации?
Кира ПАРШИНА, специалист по охране труда (Санкт-Петербург)

Внеплановая проверка может проводиться, если получены сведения о причинении вреда жизни и здоровью работников или о возможном риске причинения такого вреда4.

Сводная ведомость результатов спецоценки вполне может содержать такие сведения. Например, если условия труда признаны вредными или опасными, неправильно установлен размер компенсаций, не выданы полагающиеся СИЗ и т. д.

Таким образом, сводная ведомость может инициировать внеплановую проверку.

Документы за какой срок понадобятся при проверке?

При проверке инспекторы проверяют только актуальные документы по охране труда или за несколько прошедших лет?
Дмитрий ЖЕРДИН, индивидуальный предприниматель (Саратов)

Законом не установлена давность документов, которые вправе проверять инспекторы. Одно выявленное нарушение может повлечь проверку документов за несколько прошедших лет. Поэтому инспекторы вправе запрашивать документы по охране труда любой давности.

Однако постановление об административном нарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев с момента правонарушения. То есть инспектор не вправе выдать постановление по нарушениям, которые произошли давно и по которым срок давности является общим (п. 1 ст.

24.5 КоАП РФ).

Может ли предписание инспектора дублировать существующий план мероприятий по охране труда?

После внеплановой проверки трудовой инспектор выдал предписание об устранении нарушений. Оно фактически дублирует план мероприятий по улучшению условий труда. Не является ли это нарушением?
Елена ЦИМЕР, специалист по охране труда (Смоленск)

Нет, это не является нарушением. Если основанием проверки стала жалоба о невыполнении существующего плана мероприятий по охране труда, то инспектор вправе выдать предписание, дублирующее существующий план.

По истечении срока выполнения предписания работодатель должен представить в ГИТ сведения, подтверждающие, что оно выполнено хотя бы по части пунктов, а также скорректировать и заново утвердить план мероприятий по охране труда.

Иначе стоит ожидать повторной проверки и нового предписания.

Задайте свой вопрос!

Если у вас возник свой вопрос, задайте его сейчас. Ответ вы получите в следующем номере.

Самые необходимые нормативные акты

ДокументПоможет вам
Статья 15.34 КоАП РФУзнать, что грозит за сокрытие страхового случая
Статья 17.7 КоАП РФВспомнить, какое наказание грозит за невыполнение законных требований прокурора
Статья 19.5 КоАП РФВыяснить, что будет, если не выполнить представление прокурора
Статья 19.7 КоАП РФПонять, как накажут за непредоставление информации, необходимой для проверки
Статья 24.5 КоАП РФУточнить сроки давности привлечения к административной ответственности
Статья 143 УК РФПонять, чем обернется нарушение требований охраны труда
Федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202-1Разобраться, как проходят проверки прокуратуры
Закон РФ от 27 апреля 1993 г. № 4866-1Узнать, как обжаловать действия прокурора

1 Прокурорская проверка может проводиться, например, по заданию вышестоящей прокуратуры, по сообщениям в СМИ, а также по обращениям граждан по поводу нарушения их трудовых прав.

2 Перед началом проверки прокурор должен предъявить служебное удостоверение и документы, обосновывающие проверку.

3 Прокуратура может привлекать к проверке узкопрофильных специалистов, а также органы госнадзора – ГИТ, Ростехнадзор, Роспотребнадзор и т. д.

4 За умышленное невыполнение требований прокурора, предоставление ложной информации и невыполнение прокурорского представления работодателю грозит штраф или дисквалификация.

Звезда
за правильный ответ

Неправильно

Правильно!

Вправе ли прокурор вмешиваться в текущую хозяйственную деятельность предприятия:

вправе, если на то есть разрешение вышестоящей прокуратуры

вправе, по согласованию с работодателем

Источник: https://e.otruda.ru/389958

Проведение проверок органами прокуратуры — ПРАВЕДА

Как проходит прокурорская проверка по жалобе?

Полномочия органов прокуратуры при проведении проверок субъектов хозяйствования определены, в первую очередь, Законом Украины «О прокуратуре».

Порядок проведения проверок органами прокуратуры предусмотрен также Положением о порядке проведения органами прокуратуры проверок при осуществлении надзора за соблюдением и применением законов, утвержденным Приказом Генпрокуратуры от 12.11.2012 № 111.

Проверка, осуществляемая органами прокуратуры, – один из способов осуществления прокурорского надзора за соблюдением и применением законов.

Основания проведения проверок органами прокуратуры.

Предметом прокурорского надзора и, соответственно, проверок является соблюдение и применение законов, а именно:

  1. соответствие актов, издаваемых всеми органами, предприятиями, учреждениями, организациями и должностными лицами, требованиям Конституции Украины и действующим законам;
  2. соблюдение законов о неприкосновенности личности, социально-экономических, политических, личных прав и свобод граждан, защита их чести и достоинства, если законом не предусмотрен иной порядок защиты этих прав;
  3. соблюдение законов, касающихся экономических отношений, бюджетного, земельного, таможенного законодательства и внешнеэкономической деятельности, конституционных основ предпринимательской деятельности, охраны окружающей среды, межнациональных отношений;
  4. соблюдение законодательства об административных правонарушениях.

Проверка проводится по заявлениям и другим сообщениям о нарушениях законности (в том числе по письменным обращениям органов государственной власти, органов местного самоуправления, депутатов всех уровней, физических и юридических лиц), требующим прокурорского реагирования, а при наличии оснований — также по собственной инициативе прокурора.

https://www.youtube.com/watch?v=YkJcX1LsyGA

Проверки по заявлениям физических или юридических лиц, обращениям и запросам депутатов всех уровней, кроме заявлений и сообщений об уголовном правонарушении, проводятся только в случае их предварительного рассмотрения компетентными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами или непринятия ими в установленные сроки решений по этим вопросам.

В связи с бездействием органа государственного надзора (контроля), уполномоченного по закону защищать интересы государства, права и свободы человека и гражданина, или при отсутствии такого органа письменное обращение проверяется непосредственно прокурором.

Основаниями для проведения проверки прокурором по собственной инициативе являются данные, свидетельствующие о возможных нарушениях законности.

Выводы о наличии оснований для проведения проверки могут быть сделаны органом прокуратуры по результатам проведенных анализов, обобщений, обработки информаций о состоянии законности, изучений актов и материалов органов государственного надзора (контроля), материалов рассмотрения судами гражданских, административных, хозяйственных дел и дел об административных правонарушениях, материалов уголовных производств, информационных баз данных государственных органов, сообщений в средствах массовой информации, сети Интернет и из других источников.

Такие выводы могут быть отражены в:

  • поручениях Генерального прокурора Украины, предоставленных в пределах компетенции поручениях его первого заместителя, заместителей, прокуроров АР Крым, городов Киева и Севастополя, областей и приравненных к ним прокуроров, их первых заместителей и заместителей;
  • приказах Генерального прокурора Украины;
  • планах работы органов прокуратуры;
  • решениях коллегий Генеральной прокуратуры Украины, прокуратур областного уровня; — решениях совещаний у руководителей органов прокуратуры;
  • поручениях прокуратуры другого региона о проведении проверки, которая требует совершения отдельных действий в пределах полномочий прокуратуры;
  • в иных организационно-распорядительных документах.

Следует отметить, что прокуратура не подменяет органы ведомственного управления и контроля и не должна вмешиваться в хозяйственную деятельность, если такая деятельность не противоречит действующему законодательству.

Проверки проводятся с обязательным предоставлением оценки законности правоотношений в проверяемой сфере органом государственного надзора (контроля), если такая сфера правоотношений относится к компетенции соответствующих органов государственного надзора (контроля).

Постановление прокурора о проведении проверки.

Основанием для проведения проверки является принятие прокурором соответствующего постановления о проведении проверки. Постановление о проведении проверки должно содержать основания для проведения проверки, свидетельствующие о возможных нарушениях законности, а также действия, которые будут осуществлены в ходе проверки, и их обоснование.

Требования к постановлению:

1) постановление о проведении проверки оформляется на бланке соответствующей прокуратуры и подписывается прокурором, принявшим постановление.

2) в постановлении отмечается:

  • дата и место его принятия;
  • основания проведения проверки, свидетельствующие о возможных нарушениях законности;
  • объект проверки;
  • обоснование необходимости совершения соответствующих проверочных действий;
  • порядок обжалования постановления;
  • сведения о способе предоставления копии постановления;
  • данные о должностном лице , которое вынесло и подписало постановление.

Копия постановления о проведении проверки предоставляется представителю предприятия, учреждения, организации, физическому лицу — предпринимателю, лично или путем передачи в подразделение, которое осуществляет регистрацию входящих документов объекта проверки, направляется по почте или предоставляется другим способом. Не допускается проведение проверки без предоставления копии постановления объекту проверки.

Копия постановления о проведении проверки после принятия направляется вышестоящему прокурору.

Уклонение от получения постановления не останавливает проведения прокурорской проверки.

Постановление прокурора может быть обжаловано вышестоящему прокурору или в суд в порядке административного судопроизводства в течение десяти дней со дня получения копии постановления.

При обжаловании постановления вышестоящий прокурор проверяет его обоснованность безотлагательно, но не позднее 15 дней со дня поступления жалобы.

По результатам рассмотрения жалобы вышестоящий прокурор принимает решение об удовлетворении жалобы и отмене постановления или об отказе в удовлетворении жалобы. Обжалование постановления о проведении проверки прокурору высшего уровня не лишает лицо права на обжалование постановления в суд.

Такое обжалование может быть совершено в течение десяти дней со дня получения решения вышестоящего прокурора о результатах рассмотрения жалобы.

Обжалование постановления о проведении проверки вышестоящему прокурору и в суд не останавливает ее проведения, за исключением случаев применения судом мер по обеспечению иска.

С момента получения принятого постановления об отмене постановления о проведении проверки все проверочные действия прекращаются, а оригиналы документов возвращаются объекта проверки.

Порядок проведения проверки.

Проверка осуществляется в разумные сроки, необходимые для ее проведения. Под разумными сроками понимаются сроки, объективно необходимые для осуществления проверки с учетом ее объема, сложности, объекта и места его нахождения.

При проведении проверки прокурор имеет право:

  • требовать от руководителей и коллегиальных органов проведения проверок, ревизий деятельности подчиненных и подконтрольных предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности, а также выделения специалистов для проведения проверок, ведомственных и вневедомственных экспертиз;
  • иметь доступ к документам и материалам, необходимым для проведения проверки, в том числе по письменному требованию, и содержащие коммерческую тайну или информацию с ограниченным доступом. Письменно требовать представления в прокуратуру в определенный им разумный срок указанных документов и материалов, выдачи необходимых справок, в том числе по операциям и счетам юридических лиц и других организаций, для решения вопросов, связанных с проверкой. Получение от банков информации, содержащей банковскую тайну, осуществляется в порядке и объеме, установленных Законом Украины «О банках и банковской деятельности»;
  • получать от должностных и служебных лиц, граждан устные или письменные объяснения, в том числе путем вызова соответствующих лиц в орган прокуратуры.
  • беспрепятственно по удостоверению, подтверждающему занимаемую должность, входить в помещения предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности без особых пропусков, где такие введены;
  • истребовать от предприятий, учреждений и организаций решения, распоряжения, инструкции, приказы и другие акты и документы, получать информацию о состоянии законности и мерах по ее обеспечению, иметь доступ к соответствующим информационным базам данных государственных органов;

Такие действия могут быть совершены органами прокуратуры только при проведении проверки в предусмотренном законом порядке, при наличии постановления на проведение проверки.

Оригиналы документов в ходе проверок, как правило, изучаются на месте без их истребования, а при необходимости – изготовляются их копии. Запрещается безосновательное истребование и хранения прокурором оригиналов документов объекта проверки.

Оригиналы актов, документов и материалов истребуются в исключительных случаях при наличии угрозы их уничтожения, подмены или иного недобросовестного их использования, при необходимости сохранения доказательств для уголовного производства или суда, а также для проверки их на возможность подделки.

По окончании проверки и согласования ее результатов оригиналы истребованных или полученных прокурором актов, документов и материалов в течение 10 дней возвращаются объекту проверки, кроме случаев их приобщения к материалам уголовного производства в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством. При необходимости до окончания проверки могут быть возвращены копии указанных документов. Прокурор высшего уровня вправе принять решение о возвращении оригиналов документов объекта проверки до ее окончания, если установит отсутствие оснований для их дальнейшего хранения.

Невыполнение законных требований прокурора при проведении проверки является основанием для решения вопроса о привлечении виновных лиц к ответственности.

При проведении проверки работники органов прокуратуры обязаны:

  • принимать надлежащие меры для полного, объективного и оперативного установления обстоятельств, по которым проводятся проверки;
  • не допускать предвзятости и необъективности при предоставлении правовой оценки действий (бездействия) должностных лиц объектов проверок и не разглашать без разрешения руководителя прокуратуры результаты проверки;
  • не разглашать информацию, которая стала известна во время проведения проверки, в том числе информацию, содержащую коммерческую или банковскую тайну, информацию с ограниченным доступом;
  • соблюдать правила этического поведения.

Оформление результатов прокурорской проверки.

По результатам проверки составляется докладная записка. В докладной записке указываются:

  • основания проведения проверки;
  • фактические данные, установленные в ходе проверки;
  • установленные нарушения законов и предложения по принятию мер прокурорского реагирования к их устранению, привлечению к ответственности виновных должностных лиц, возмещению причиненных убытков;
  • предложения по возможности возврата оригиналов документов в случае их истребования при проверке.

Докладная записка подписывается прокурором, осуществившим проверку, и согласовывается руководителем прокуратуры, который принял постановление о проверке.

В случае выявления в ходе проверки нарушений закона прокурором готовятся проекты документов реагирования в соответствии с характером выявленных нарушений, в частности:

  • представление;
  • постановление об инициировании привлечения лица к административной ответственности;
  • протокол об административном правонарушении;
  • исковое заявление (заявление), апелляционная жалоба в суд в предусмотренных законом случаях.

Представление — это акт реагирования прокурора на выявленные нарушения закона с требованием (требованиями) по:

  • устранению нарушений закона, причин и условий, им способствующих;
  • привлечению лиц к предусмотренной законом ответственности;
  • возмещению ущерба;
  • отмене нормативно-правового акта, отдельных его частей или приведению его в соответствие с законом;
  • прекращению незаконных действий или бездействия должностных лиц.

По результатам самостоятельного выявления в ходе осуществления надзора за соблюдением и применением законов обстоятельств, которые могут свидетельствовать о совершении уголовного преступления, начинается досудебное расследование.

Источник: http://www.praveda.com.ua/provedenie-proverok-organami-prokuratury/

Прокурорская проверка: боевая готовность № 1

Как проходит прокурорская проверка по жалобе?

Комиссаров Андрей

Руководитель коллегии адвокатов
“Комиссаров и партнеры”

специально для ГАРАНТ.РУ

Прокуратура – это орган, осуществляющий надзор за соблюдением законов во всех сферах общественной жизни.

Прокуратора имеет самые обширные полномочия среди всех представителей власти, не считая правоохранительных органов.

Поэтому если тот или иной госорган хочет проверить предпринимателя, он нередко действует в тандеме с прокуратурой, дабы задействовать широкий спектр ее полномочий в своих целях.

https://www.youtube.com/watch?v=Xu3yj0Q6qkk

Прокуратура также может прийти к предпринимателю по своей инициативе в случае плановой проверки или проводя проверку по жалобе гражданина или иного лица.

Первые проводятся, если в прокуратуре запланировано, к примеру, на апрель проверить соблюдение предпринимателями трудового законодательства, а на май – деятельность предприятий строительной отрасли.

Кроме того, прокуратура уполномочена формировать ежегодный сводный план проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, проводимых различными государственными надзорными органами.

Перечень организаций, в отношении которых запланировано проведение проверки в текущем году, является публичным. Проверить информацию относительно своей организации можно в соответствующем сервисе на официальном сайте Генеральной Прокуратуры РФ.

Напомню, что с 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года установлен запрет на проведение плановых проверок в отношении субъектов малого предпринимательства (п. 1 ст. 26.

1 Федерального закона от 13 июля 2015 г.

№ 246-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля”).

Что касается внеплановых проверок, то жалоба может поступить от вашего конкурента, недовольного потребителя или иного недоброжелателя.

По данным Генеральной прокуратуры РФ в 2015 году 66% проверок носили именно внеплановый характер.

Если на пороге вашей организации появилось лицо с прокурорским служебным удостоверением, будет полезно знать следующее.

В соответствии с Федеральным законом от 17 января 1992 г. № 2202-1 “О прокуратуре Российской Федерации” прокурор имеет право:

  • беспрепятственно входить на территории и в помещения любых коммерческих и некоммерческих организаций;
  • требовать от руководителей и сотрудников организаций представления документов, материалов и иных данных;
  • требовать выделения специалистов для выяснения возникших вопросов;
  • требовать проведения ревизий деятельности подконтрольных организаций;
  • вызывать должностных лиц и граждан для получения объяснений по поводу нарушений законодательства;
  • инициировать привлечение лиц, виновных в нарушении закона, к административной и уголовной ответственности (если прокурор выявит нарушения, не относящиеся к предмету проверки, к примеру, налоговые, он обязан уведомить о них налоговую инспекцию, которая в свою очередь предпримет свои меры реагирования).

Прокурор не имеет права:

  • вмешиваться в оперативно-хозяйственную деятельность организации;
  • истребовать излишние материалы, документы и сведения, которые могут быть получены прокурорами непосредственно в ходе проверки с выходом на место;
  • возлагать на организации обязанности по представлению в органы прокуратуры сведений, не относящихся к предмету проверки либо выходящих за ее пределы.

Предприниматель (руководитель организации) обязан:

  • безусловно исполнить требования прокурора в установленный им срок;
  • безвозмездно предоставить всю требуемую прокурором информацию (справки, документы и их копии).

Последствия неподчинения требованиям прокурора

Умышленное невыполнение требований прокурора, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц – от 50 тыс. до 100 тыс. руб. либо административное приостановление деятельности организации на срок до 90 суток (ст. 17.7 КоАП РФ).

Вмешательство в какой бы то ни было форме в деятельность прокурора в целях воспрепятствования всестороннему, полному и объективному расследованию дела наказывается штрафом в размере до 80 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до 480 часов, либо арестом на срок до шести месяцев (ч. 2 ст. 294 УК РФ).

Краткий порядок действий при появлении прокурора (его заместителя или помощника) в вашем офисе

1

Пригласите вашего юриста или адвоката для того, чтобы он оказал юридическое сопровождение проводимой проверки.

2

Попросите должностное лицо органа прокуратуры предъявить служебное удостоверение и разъяснить предмет проверки, предъявить письменный документ, подтверждающий основания проведения проверки. В случае отказа в предъявлении подтверждающего проверку документа, официально запросите этот документ у прокуратуры, ведь согласно Приказу Генпрокуратуры России от 7 декабря 2007 г.

№ 195 “Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина” прокурорский надзор осуществляется гласно, что означает, что вам должна быть доступна вся информация, касающейся вашей проверки. Подобные запросы прокуратура рассматривает в течение 15 дней.

После получения запрошенного документа на нем можно основывать те или иные жалобы на действия прокурора.

3

Желательно организовать видео- или аудио-запись процесса прокурорской проверки.

4

Если прокурор требует представления документов, не относящихся к предмету проверки, вы можете предоставить эти документы, и в последствии обжаловать неправомерные действия прокурора через суд, либо отказать в предоставлении указанных документов, и в случае возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 КоАП РФ, доказывать неправомерность требований прокурора в суде. Если суд установит факт существования нарушения со стороны прокурора, решение суда можно будет впоследствии использовать в другом судебном процессе, например при обжаловании представления прокурора.

5

Если прокурор обращается к вам с абстрактным требованием представления “всех документов”, вы можете отказать в нем до получения конкретного перечня требуемых для проверки документов, зафиксировав ваш отказ в письменной форме с обоснованием причин и уведомлением о готовности предоставить документы после определения конкретного круга, либо как в предыдущем случае, вы можете удовлетворить требования прокурора и далее подготовить жалобу на его незаконные действия.

6

Давать прокурору объяснения по обстоятельствам, относящимся к предмету проверки, лучше после консультации с юристом.

7

Передавайте документы прокурору только по описи.

8

В случае невозможности представления запрашиваемых документов письменно проинформируйте прокурора о причинах, препятствующих исполнить его требования, и сроках, в которые документы могут быть вами предоставлены.

9

Если до вас не дошли результаты проверки, воспользуйтесь своим правом – обратитесь в прокуратуру с заявлением об ознакомлении с материалами проверки.

10

Если прокурор вынес в ваш адрес представление или предостережение, и вы согласны с выявленными им нарушениями, устраните их в указанный в представлении срок, обязательно уведомив об этом событии прокурора в течение 30 календарных дней.

11

Если прокурор вынес в ваш адрес представление или предостережение, и вы не согласны с выявленными им нарушениями, вы можете обратиться с жалобой в суд.

Срок на обжалование составляет три месяца со дня, когда проверяемому стало известно о нарушении его прав.

Можно попробовать обжаловать представление вышестоящему прокурору, но в этом случае существует риск пропустить срок на обращение в суд, поэтому лучше сразу обращаться в органы судебной власти.

БЛАНКИ

Заявление о предоставлении проверяемому лицу перечня документов для проведения прокурорской проверки

https://www.youtube.com/watch?v=vGzc6K0A1bc

Заявление об отсрочке представления документов по требованию прокуратуры

Другие бланки

По данным Генпрокуратуры РФ в 2015 году в прокуратуру поступило 4 412 370 жалоб, в ходе прокурорских проверок выявлено 5 141 906 случаев нарушений закона, из них 1 171 530 нарушений в сфере экономики.

К дисциплинарной ответственности за нарушение закона в экономической сфере привлечено 163 692 лица, к административной ответственности – 55 839 лиц, возбуждено 7800 уголовных дел.

Следование приведенным в статье инструкциям поможет вам не попасть в статистику органов прокуратуры.

В следующей части я расскажу об особенностях проверки, проводимой Роспотребнадзором, и рассмотрю наиболее уязвимые места предпринимателей в части соблюдения требований законодательства в области защиты прав потребителей, продажи товаров, санитарии и эпидемиологии.

Источник: http://www.garant.ru/ia/opinion/author/komissarov/721721/

Прокурорские проверки ограничили

Как проходит прокурорская проверка по жалобе?

С 18 марта действуют новые правила прокурорских проверок. Теперь прокуроры не могут требовать документы когда захотят, бесконечно продлевать сроки и проверять то, что их вообще не касается.

Закон ограничил длительность проверок и объяснил, какие документы прокурорам можно не показывать.

Это касается всех: обычных людей, мелких предпринимателей, неизвестных фирм и крупных организаций.

Ведь прокуратура может проверять всё что угодно: как соблюдаются права сотрудников на предприятии, правильно ли установлены тарифы на жилищно-коммунальные услуги и имел ли право мэр отменять бесплатный проезд для многодетных. А еще прокуратура проверяет проверяющих: налоговую, районную управу или пожнадзор.

Управа на прокурора 

Источник: https://journal.tinkoff.ru/news/prokuratura-new/

Проверка прокуратуры: общие условия проведения – Статья

Как проходит прокурорская проверка по жалобе?

Примечание: дополнительно по теме читайте статью «Проверка прокуратуры: акты прокурорского надзора при проверке».

Прокуратура РК осуществляет высший надзор за точным и единообразным применением законов, указов Президента РК и иных нормативных правовых актов на всей территории РК, осуществляя свою деятельность независимо от других государственных органов и должностных лиц и подотчетна лишь Президенту РК. Высший надзор прокуратурой осуществляется путем проведения проверок и (или) анализа состояния законности.

Проверка применения законодательства проводится прокурором в пределах его компетенции после вынесения постановления о производстве проверки. Производство проверки осуществляется в связи с (п. 2 ст. 5 Закона РК «О Прокуратуре»):

  • поручением Президента РК;
  • заявлениями, жалобами, сообщениями и другими данными о нарушениях законодательства;
  • непосредственным выявлением признаков нарушения законодательства;
  • полугодовым сводным планом проведения плановых проверок;
  • поручением или запросом вышестоящего прокурора.

Примечание: проверка может быть также поручена соответствующему компетентному органу, который обязан сообщить прокурору о ее результатах в установленный законом или прокурором срок.

Срок проведения прокурорской проверки составляет 1 (один) месяц. Прокурор, назначивший проверку, с согласия вышестоящего прокурора может продлить ее производство.

Важно: прокурор вправе приступить к проверке только при наличии постановления о производстве проверки (Постановления правомочны выносить: Генеральный Прокурор, его заместители, начальники департаментов и лица их замещающие, прокуроры областей, городов Астаны и Алматы и приравненные к ним прокуроры, их заместители, прокуроры городов, районов, специализированных прокуратур и лица, исполняющие их обязанности)!

По требованию прокурора проверяемые субъекты обязаны:

  • безвозмездно и с соблюдением установленных законодательными актами требований к разглашению сведений, составляющих коммерческую, банковскую и иную охраняемую законом тайну предоставить прокурору необходимые материалы и сведения;
  • выделить специалистов для участия в проверке и дачи заключения;
  • принять иные необходимые меры для обеспечения надзорной деятельности прокуроров и обеспечения их безопасности.

Требования (запросы, поручения, указания) прокурора, данные им в пределах своей компетенции, обязательны для исполнения.

Важно: Прокуроры в пределах своей компетенции имеют право на:

  • беспрепятственный вход в любые помещения организаций всех форм собственности;
  • безотлагательный прием их руководителями и другими должностными лицами по вопросам проверки;
  • доступ к любым документам и материалам.

Особенности проверки прокуратуры

Прокурор не обязан давать каких-либо объяснений по существу находящихся в его производстве дел и материалов, а также представлять их кому бы то ни было для ознакомления. Никто не вправе разглашать материалы проверок и дел без разрешения прокурора, в производстве которого они находятся, до их завершения (п. 8 ст. 6 Закона РК «О Прокуратуре»).

При необходимости к прокурорским проверкам могут быть привлечены соответствующие специалисты, при этом экспертиза назначается только в случаях, требующих специальных научных знаний и когда без ее назначения не представляется возможным реализовать прокурорскую проверку.

Постановление о назначении экспертизы выносится Генеральным Прокурором, его заместителями, начальниками департаментов, самостоятельных управлений Генеральной прокуратуры, прокурорами областей, городов Астаны и Алматы и приравненными к ним прокурорами и лицами, исполняющими их обязанности, а также прокурорами городов и районов по согласованию с прокурорами областей, городов Астаны и Алматы и приравненными к ним или лицами, исполняющими их обязанности. Согласование осуществляется в течение 3-х суток, а в случаях, не требующих отлагательств, в течение 24-х часов. Не требуют согласования экспертизы, которые проводятся бесплатно.

https://www.youtube.com/watch?v=Eaw9WAViNKc

Актами прокурорского надзора, принимаемые прокурором в рамках проверки, являются: постановление, предписание, представление, разъяснение закона и др. (подробнее читайте в статье «Проверка прокуратуры: акты прокурорского надзора при проверке»)

Действия и акты прокурора могут быть обжалованы вышестоящему прокурору либо в суд (подробнее читайте в процедуре «Обжалование результатов проверки»).

Важно: обжалование требований и актов прокурора не приостанавливает их исполнение.

Суд либо вышестоящий прокурор может до вынесения решения по заявлению (жалобе) на действия или акты прокурора приостановить их исполнение. Вышестоящий прокурор по жалобе граждан и (или) юридических лиц либо по своей инициативе может отменить либо отозвать акты нижестоящего прокурора.

Прокурорская проверка, являясь особым, отдельным видом проверки, по важности и широким полномочиям проверяющего прокурора превосходит обычную проверку госоргана и поэтому требует более тщательного изучения, пристального внимания к условиям ее проведения и полномочиям проверяющего прокурора, что мы и постарались отразить в нашей статье.

Уважаемые пользователи! Информация в статье соответствует нормам законодательства Республики Казахстан, действовавшим на момент (дату) публикации.

Источник: https://dogovor24.kz/articles/proverka_prokuratury_obsshie_uslovija_provedenija-237.html

Прокурорская проверка

Как проходит прокурорская проверка по жалобе?

Сайт журнала «Трудовые споры»

Электронный журнал «Трудовые споры»

С 2017 года прокурорская проверка изменилась. Теперь визит прокурора продлится не более 30 дней, и он не сможет требовать документы, которые не относятся к предмету проверки.

Напомним, что ранее закон не устанавливал сроков прокурорских проверок и не ограничивал их предмет. На такую неопределенность обратил внимание Конституционный суд РФ (п. 4 выводов постановления от 17.02.2015 № 2-П). Законопроект об изменении Закона № 2202–1 поступил в Госдуму в августе 2015 года. Но только весной 2017 года он стал законом.

  • Важная статья:
  • ФНС усложнила проверки компаниям и инспекторам

Правило 1: прокурор уведомит о проверке не позднее дня ее начала

Кроме ГИТ, работники жалуются в прокуратуру. Прокурор проверит компанию, если не сможет иным образом подтвердить или опровергнуть сведения о нарушениях (п. 2 ст. 21 Закона № 2202–1).

Решение о проверке выносит прокурор или его заместитель. Они же доводят решение до сведения работодателя не позднее дня начала проверки. В решении указывают цели, основания и предмет проверки.

Чтобы попасть на территорию организации, прокурору или его заместителю по-прежнему достаточно лишь предъявить служебное удостоверение. Новые правила в регулировании этого вопроса законодатель не установил.

Возможна ситуация, когда во время визита прокурор обнаружит несколько нарушений. Например, прокурорская проверка проходит из-за жалобы на невыплату зарплаты. Прокурор подтверждает этот факт, но также обнаруживает, что работники не получают необходимые средства индивидуальной защиты. Тогда прокурор или его заместитель вынесет:

  • мотивированное решение о расширении предмета проверки или
  • решение о проведении новой проверки.

О любом решении прокурор или его заместитель уведомит компанию в тот же день, когда примет его (абз. 2 п. 3 ст. 21 Закона № 2202–1).

Правило 2: проверять компанию будут не больше 30 дней

По общему правилу проверка будет продолжаться не более 30 календарных дней со дня ее начала. В исключительных случаях прокурор или его заместитель могут увеличить срок еще на 30 календарных дней. Дальнейшее продление допускается только по решению Генерального прокурора или его заместителя. Но и они не могут увеличить срок более чем еще на 30 дней (п. 4 ст. 21 Закона № 2202–1).

О том, что проверку продлили, прокурор уведомит работодателя в течение 2 дней со дня принятия решения (п. 11 ст. 21 Закона № 2202–1).

Если прокурор проверяет компанию, которая имеет филиалы по всей стране, то срок проверки считают отдельно по каждому обособленному подразделению (п. 5 ст. 21 Закона № 2202–1).

В срок проверки не включают:

  • период между датой окончания срока, когда работодатель должен был предоставить документы и фактически это сделал;
  • время, на которое прокурорская проверка была приостановлена (п. 9 ст. 21 Закона № 2202–1).

Поэтому работодателю нет смысла затягивать с предоставлением документов в надежде, что 30-дневный срок истечет и проверка закончится.

Правило 3: прокурор может приостановить проверку на 6 месяцев

Если прокурор не успевает завершить проверку вовремя, он вправе приостановить ее. Делают это в двух случаях (п. 6 ст. 21 Закона № 2202–1).

Работодатель препятствовал проверке. Мешают прокурору разными способами. Например, не передают документы вовремя или не пускают на территорию. Обе ситуации — незаконное затягивание проверки. Из-за этого прокурор может приостановить проверку, и противодействие так и не приведет к желаемому результату. Поэтому предоставляйте документы в срок.

https://www.youtube.com/watch?v=oPFlYHpODjU

Прокурору требуется время на экспертизу. Чтобы проверить, например, охрану труда, прокурор может привлечь эксперта. Если исследования затянутся и выйдут за пределы срока проверки, ее приостановят. При этом важно, чтобы экспертиза была направлена на получение информации, которая может повлиять на выводы проверки.

Срок приостановки — до 6 месяцев. Генеральный прокурор или его заместитель может приостановить проверку еще на полгода. На это время документы и материалы, которые изъяли у работодателя, он получит обратно.

Исключение — документы нужны для экспертизы или решения вопроса об уголовном преследовании. Когда работодатель начнет выполнять требования прокурора или эксперт завершит исследование, проверку возобновят (п.п. 7, 8, 10 ст.

21 Закона № 2202–1).

О приостановлении и возобновлении проверки работодателя уведомят в течение 2 дней со дня принятия решения (п. 11 ст. 21 Закона № 2202–1).

Правило 4: работодателю нужно предоставить документы в течение 2 дней

Чтобы проверить жалобу или обращение, прокурор запрашивает документы и другую информацию. Он может запросить и электронные документы (п. 2 ст. 6 Закона № 2202–1).

Ранее прокурор самостоятельно определял, когда нужно передать документы. Теперь сроки установлены в законе:

  • 2 рабочих дня — если информация запрашивается в ходе проверки;
  • сутки — для ситуаций с угрозой жизни или здоровью граждан, имуществу и т. п.;
  • 5 рабочих дней — в иных случаях.

Прокурор может дать больше времени по своей инициативе или просьбе работодателя. Только аргументируйте, почему не получается предоставить информацию в срок (п. 2 ст. 6 Закона № 2202–1).

Увеличить срок нельзя, если ситуация угрожает жизни и здоровью людей. Одни сутки — не больше (п. 2.1 ст. 6 Закона № 2202–1).

Правило 5: прокурор не вправе требовать материалы вне предмета проверки

Ранее прокурор мог затребовать у работодателя любую информацию. Теперь нельзя просить документы и материалы, которые:

  • не относятся к предмету проверки;
  • передавались в прокуратуру в рамках другой проверки;
  • опубликованы в СМИ или размещены на официальном сайте компании (п. 2.3 ст. 6 Закона № 2202–1).

Если такое требование поступило, укажите в ответе, в рамках какой проверки уже передавали сведения, где опубликована информация, актуальна ли она (п. 2.4 ст. 6 Закона № 2202–1).

При этом работодатель обязан предоставить любые сведения и документы, если прокурор требует их, чтобы провести исследования, экспертизу или пресечь чрезвычайную ситуацию, включая угрозу жизни и здоровью людей (п. 2.5 ст. 6 Закона № 2202–1).

Если не представить документы в срок, директора могут дисквалифицировать на год (ст. 17.7 КоАП РФ).

Правило 6: если не устранить нарушение, будет повторная прокурорская проверка

Если прокурор не нашел нарушений, то в течение 10 дней со дня завершения проверки он составит акт и отправит его копию работодателю (п. 14 ст. 21 Закона № 2202–1).

Когда же прокурор обнаружит нарушения, он отреагирует на них. Например, внесет представление об устранении нарушений.

В этом случае у работодателя есть месяц, чтобы принять меры по устранению нарушений закона, их причин и сообщить об этом прокурору (п. 1 ст. 24 Закона № 2202–1).

Если пропустить месячный срок, прокурор может повторно проверить работодателя.

Так же он поступит, если прокурорская проверка закончилась, но появились новые или вновь открывшиеся обстоятельства (п. 12 ст. 21 Закона № 2202–1).

Источник: https://www.glavbukh.ru/art/92127-pravila-prokurorskoy-proverki

Окно права
Добавить комментарий