Как привлечь к ответственности человека,умышленно разбившего авто, если авто застрах. По КАСКО

Поцарапали машину – ущерб не возместят: что нужно знать об

Как привлечь к ответственности человека,умышленно разбившего авто, если авто застрах. По КАСКО

В каких ситуациях автовладелец может рассчитывать на помощь страховщика по “автогражданке”, как возместить ущерб, если у виновника ДТП нет страховки, и что делать, если не согласен с суммой страховой выплаты, выяснил Sputnik.

Сосед гвоздем поцарапал автомобиль, лобовое стекло разбилось от вылетевшего из-под грузовика камня, под колеса попал перебегавший трассу лось – ни один автомобилист не застрахован от подобных неприятностей. Оказываясь в таких ситуациях, многие водители обращаются к страховщику: у них ведь есть “автогражданка”, значит, страховщики должны выделить им деньги на решение проблемы. На самом деле – нет.

Корреспондент Sputnik побеседовала с начальником управления методологии обязательного страхования и международных связей Белорусского бюро по транспортному страхованию Раисой Александрович и выяснила, в каких случаях не действует “автогражданка”, как возместить ущерб, если у виновника ДТП нет страховки, и что делать, если не согласен с суммой страховой выплаты.

Зачем нужна “автогражданка”

Обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств – по-народному “автогражданка” – действует в Беларуси уже 20 лет.

“Данный вид страхования был введен в целях защиты имущественных интересов потерпевших в ДТП.

С другой стороны, такой договор в некоторой степени защищает интересы и виновников аварий, поскольку они, уплатив сумму страхового взноса в незначительном размере, страхуют свою ответственность в пределах установленного на сегодняшний день лимита ответственности перед потерпевшими в пределах 10 тысяч евро. Такая страховка защищает обе стороны в материальном плане”, – рассказала Раиса Леонидовна.

По ее словам, “автогражданка” имеет социальную направленность: не только защищает интересы пострадавших в ДТП, но и стимулирует автовладельцев к соблюдению ПДД.

“Указом президента Республики Беларусь от 25 августа 2006 года №531 предусмотрена система скидок и надбавок к страховым взносам, которая применяется в зависимости от аварийности использования транспортного средства.

То есть если автовладелец безаварийно использует в дорожном движении свой автомобиль, то при заключении договора страхования сроком не менее одного года ему будет предоставляться скидка к страховому взносу.

Если же автовладелец в период действия договора страхования совершил ДТП, то при заключении очередного договора страхования к страховому взносу будет применен повышающий коэффициент, что увеличит размер подлежащего уплате страхового взноса”, – отметила специалист.

В Беларуси ответственность за вред, причиненный автомобилем, предусмотрена Гражданским кодексом: виновник ДТП должен возместить ущерб в полном объеме. “Автогражданка” позволяет потерпевшим получить выплату намного быстрее, чем через суд.

Если у виновника на момент ДТП не был заключен договор страхования гражданской ответственности, пострадавший может обратиться в Белорусское бюро по транспортному страхованию за возмещением ущерба.

“На нас возложены полномочия производить в такой ситуации выплату с последующим предъявлением регрессивного иска к причинителю вреда.

Вред возмещается из специально сформированных фондов Белорусского бюро, которые имеют строго целевое назначение и должны быть восстановлены.

Мы выполняем функцию защиты потерпевшего, а с причинителя вреда мы взыскиваем деньги потому, что он не заключил договор страхования своей гражданской ответственности”, – описала схему собеседница.

“При этом страховая организация вправе предъявить к лицу, ответственному за причинение вреда, и виновнику ДТП либо к одному из них требование в пределах выплаченных сумм страхового возмещения, расходов, связанных с определением размера вреда и оформлением документов”, – подчеркнула Александрович.

Отсутствие у виновника аварии техосмотра или неисправность транспортного средства, на котором он совершил ДТП, не являются основанием для отказа в выплате потерпевшему страхового возмещения и для предъявления виновнику регрессных требований со стороны страховщика.

Страховка ответственности, а не авто

Люди считают, что, если они заключили договор “автогражданки”, их машина застрахована. На самом деле, это не так. По такому договору застрахована гражданская ответственность автовладельца, но не само транспортное средство.

“Если автомобилист хочет застраховать и само транспортное средство в рамках “автогражданки”, он может заключить договор комплексного внутреннего страхования, по которому можно застраховать и свою гражданскую ответственность, и свой автомобиль.

Но это только на случай, если автовладелец будет виновником ДТП. В этом случае по договору страхования, заключенному в отношении автомобиля, причинившего вред, возмещается вред, причиненный потерпевшему, а также вред, причиненный автомобилю виновника ДТП.

Для остальных случаев есть возможность использовать страхование КАСКО”, – отметила Раиса Александрович.

Люди часто предполагают, что по “автогражданке” они могут получить страховое возмещение, когда, например, мимо шел человек и по каким-то причинам поцарапал гвоздем машину. Но это не подпадает под обязательное страхование, поскольку это не ДТП. 

“Это уже область гражданско-правовых отношений, владелец авто может обратиться в милицию и подать в суд на виновника для возмещения вреда. По такой страховке не выплатят ущерб автомобилисту и в случае, когда он столкнулся с диким животным и автомобиль поврежден”, – комментирует Александрович.

“Также не является страховым случаем по “автогражданке” ситуация, когда вред причинен выброшенным из-под колеса предметом либо смонтированным на автомобиле механизмом при его функционировании. Например, разбрасывателем песка во время дорожных работ. Перечень фактов причинения вреда, не подпадающих под страховой случай, содержится в пункте 158 Положения о страховой деятельности”, – перечислила специалист.

При этом с 1 сентября текущего года в данное положение внесены некоторые удобные для автовладельцев изменения по “автогражданке”. “Например, если раньше падение груза на чужое авто не было страховым случаем, то сейчас это уже страховой случай. То же самое касается ДТП в местах, не предназначенных для движения”, – подчеркнула Раиса Леонидовна.

Чем хорош “европротокол”

С 1 сентября сумма страхового возмещения по “европротоколу” выросла с 400 до 800 евро.

“С 19 августа заработал call-центр по номеру 140, который оказывает круглосуточную поддержку при оформлении ДТП без вызова ГАИ. Туда уже обращаются за консультацией довольно много людей”, – рассказала Александрович.

Если при ДТП соблюдаются все условия для составления “европротокола”, участники в праве не сообщать в ГАИ и заполнить бланк извещения самостоятельно. Он заполняется по установленной форме. Главное, чтобы он был заполнен правильно. Если хотя бы одно из обстоятельств, позволяющих составить “европротокол”, отсутствует, то участники ДТП должны вызвать ГАИ.

“В любом случае, потерпевший в ДТП может обратиться либо в свою страховую организацию, либо в страховую организацию виновника ДТП”, – пояснила эксперт.

Если не согласен с суммой выплаты

Бывает такое, что автомобилист, который составил “европротокол”, не согласен с суммой страховой выплаты. Чтобы произвести выплату страхового возмещения за поврежденный автомобиль, нужно его осмотреть. Осмотр должен проводиться оценщиком, аттестованным аттестационной комиссией Белорусского бюро.

“Оценщик в силу своих знаний и опыта может расценить, могли ли быть получены повреждения в ДТП, по результатам которого был оформлен “европротокол”, или автомобиль повредили при других обстоятельствах и просто решили таким, не совсем четным путем, возместить вред. У страховщика есть право пригласить на осмотр оба участвовавших в ДТП и указанных в “европротоколе” транспортных средства и сопоставить их повреждения”, – пояснила Раиса Леонидовна.

Если автовладелец не согласен с суммой возмещения, он может обжаловать решение страховой организации в судебном порядке.

Источник: https://sputnik.by/motor/20191108/1043182319/Potsarapali-mashinu--uscherb-ne-vozmestyat-chto-nuzhno-znat-ob-avtograzhdanke.html

Верховный суд изменил правила страхования при угоне автомобилей

Как привлечь к ответственности человека,умышленно разбившего авто, если авто застрах. По КАСКО

Если машину угнали вместе с документами, то страховая компания может и не выплатить возмещение. Но при условии, если такой риск не был предусмотрен в договоре.

Такое решение принял Верховный суд. Примечательно, что в этом решении он, по сути, разрешил страховщикам предусматривать разные риски угона. Например, риск угона машины с документами и без документов. Ранее практика у судов была несколько иной. Но обо всем по порядку.

Оставление документов в машине по неосторожности не освобождает страховщика от выплаты, но только если это признано страховым случаем

Некая Бондаренко застраховала свой Datsun On-Do по риску “Угон без документов и ключей”. По всей видимости, решила сэкономить. Ведь пакет страховки с таким риском стоил чуть менее 16 тысяч рублей. У страховой компании было предложение по страхованию риска “Угон с документами и ключами”. Но стоил гораздо дороже – почти 37 тысяч рублей.

И вот незадача – через четыре месяца машину угоняют. И, как назло, вместе с документами. Неизвестно, почему она хранила документы в машине, но факт остается фактом: в страховую компанию она передала все необходимые документы, кроме свидетельства о регистрации машины.

Страховщик отказал ей в выплате, указав, что событие – не страховой случай по риску “Угон без документов и ключей”.

Минтруд рассказал, кто сможет парковаться на местах для инвалидов

Тогда Бондаренко обратилась в суд. И суд первой инстанции указал, что законом не предусмотрено такого основания для освобождения страховщика от выплаты, как оставление в машине свидетельства о регистрации. А потому это не может служить основанием для отказа в выплате.

При этом суд сослался на пункт 32 постановления Пленума ВС от 27 июня 2013 года №20 “О применении судами законодательства о добровольном страховании имущества граждан”.

Согласно ему оставление в транспортном средстве по неосторожности регистрационных документов не является основанием для освобождения страховщика от выплаты страхового возмещения.

Суд частично удовлетворил требования Бондаренко и обязал компанию произвести выплату. Однако страховщик обжаловал это решение в апелляционной инстанции. Но там решение первой инстанции оставили в силе. Тогда страховщик обратился в Верховный суд. И Верховный суд не согласился с решением нижестоящих судов.

Он указал, что в соответствии с пунктом 32 уже упомянутого постановления Пленума ВС оставление по неосторожности документов в машине не освобождает страховщика от выплаты. Но только в том случае, уточнил ВС, если наступившее событие относится к риску, которое входит в страховое покрытие.

В Подмосковье сфотографировали необычную “Волгу”

Но, как следует из страхового полиса, договор был заключен по риску “Угон без документов и ключей”. И этот риск значительно дешевле, чем “Угон с документами и ключами”. Таким образом Бондаренко самостоятельно выбрала условия договора страхования и заплатила соответствующую премию.

По правилам страхования, в этом случае непредоставление автовладельцем ключей или документов страховщику после наступления события, имеющего признаки страхового случая, рассматривается, как их оставление в машине. Кроме случаев, когда страхователь до наступления случая письменно сообщил об их утрате. Или когда они были похищены вместе с машиной в результате грабежа, сопряженного с разбоем.

Суды не учли, что исходя из принципа свободы договора страховщиком могут быть определены различные варианты перечня страховых случаев и соответствующий размер платы за них, что позволяет учесть интересы как страховщика, так и автомобилиста. Поэтому ВС вернул дело на новое рассмотрение.

Производство внедорожников Chevrolet Niva возобновлено

Напомним, что до недавнего времени страховое мошенничество активно развивалось. В том числе благодаря судебным решениям по делам, в которые судьи не особенно вникали. Не столь давно за такое мошенничество были привлечены муж и жена, которые организовали следующую схему.

Машина страхуется по каско. Через некоторое время она перегоняется в другой регион. Потом автовладелец заявляет в полицию об угоне и требует со страховой компании выплату. Машина уходит и с документами, и с ключами. Тот, кто ее якобы угнал, спокойно ее продает, ведь документы чистые.

А в это время якобы пострадавший получает страховку. Семейству удалось провернуть несколько подобных махинаций. Машины страховались в разных компаниях, поэтому с ходу аферу было сложно выявить.

И только благодаря службе безопасности одной из крупных страховых компаний аферу удалось раскрыть.

Примечательно, что подобным способом действовали и иностранные автовладельцы, сбывая нашим соотечественникам поддержанные машины в 90-х годах. Так что ничего нового в этой махинации нет.

Но было решение Пленума ВС, которое позволяло получить страховку в такой ситуации. Сейчас страховщики нашли способ себя обезопасить, разнообразив условия страхования тех или иных рисков. А Верховный суд этим решением их поддержал.

Источник: https://rg.ru/2019/09/09/verhovnyj-sud-izmenil-pravila-strahovaniia-pri-ugone-avtomobilej.html

Верховный суд защитил владельцев полисов КАСКО

Как привлечь к ответственности человека,умышленно разбившего авто, если авто застрах. По КАСКО

За угнанную машину страховщик заплатил по КАСКО меньше, чем указано в договоре? Такое бывает. Но суд вернет недоплаченные деньги.

Подобные случаи происходят довольно часто. Некоторые хитрые страховщики заявляют, что на момент похищения автомобиля рыночная его стоимость уже была значительна ниже. Но более хитрые компании утверждают, что на момент заключения договора страхования сумма была завышена.

Как автовладельцам возместить ущерб после урагана

Именно такой случай пришлось разбирать Верховному суду. А дело было так. Некий автовладелец Константинов застраховал свой автомобиль в октябре 2014 года по октябрь 2015-го по рискам “Ущерб” и “Хищение” на сумму 4,8 миллиона рублей. Машина была кредитной. Выгодоприобретателем в случае полной гибели автомобиля выступал банк-кредитор, по всем остальным случаям – сам автовладелец.

2 января 2015 г. автомобиль угнали. Было заведено уголовное дело, Константинов был признан потерпевшим. Автомобиль так и не нашли, и дело было приостановлено. Все документы пострадавший передал в страховую компанию еще 2 марта. Однако только 31 августа страховщик признал случай страховым. А деньги на счет выгодоприобретателя перевел только 8 октября.

При этом сумма перевода оказалась сильно занижена. Вместо положенных 4,8 миллиона рублей выгодоприобретателю, то есть банку, было перечислено 3,98 миллиона рублей. А это на 820 тысяч рублей меньше.

Пострадал от таких действий страховщика не банк, а именно автовладелец. Ведь он исправно платил кредит за машину. А оставшись без автомобиля, он остался еще и наказанным более чем на 800 тысяч рублей.

Поэтому Константинов и обратился в суд, требуя вернуть недоплаченное, а также оплатить неустойку и штраф за нарушение сроков рассмотрения дела и выплатить компенсацию расходов.

Страховщик тут же обратился со встречным иском, требуя признать ничтожным договор страхования в части суммы.

То есть выходит, что страховщик заключил договор с автовладельцем на определенную сумму, исходя из нее рассчитал премию, а потом заявил, что сумма договора – это ничто.

Примечательно, что суд первой инстанции полностью встал на сторону страховой компании. Он отказал во всех претензиях Константинову и удовлетворил встречный иск страховщика.

Эксперты рассказали, как выгоднее страховаться по ОСАГО и каско

Однако апелляционный суд решил, что за нарушение сроков страховщик должен все-таки заплатить. И взыскал со страховщика неустойку, штраф, а также судебные расходы. Но что касается недостатка в выплате, то тут суд также встал на сторону страховщика.

Мол, страховая сумма в договоре была завышена, поскольку на момент заключения договора, согласно экспертным оценкам, рыночная стоимость автомобиля была 3,98 миллиона рублей.

То есть получается, что страховая компания, заключая договор страхования, не оценила реальную стоимость автомобиля, зато с удовольствием получила рассчитанную на этих данных премию.

Однако Верховный суд не согласился с такими доводами. Дело в том, что согласно статьи 947 Гражданского кодекса страховая сумма не должна превышать действительную стоимость имущества. Действительной стоимостью считается та, которая действовала в месте нахождения имущества в день заключения договора страхования.

Но в соответствии со статьей 945 ГК при заключении договора страхования страховщик может произвести осмотр имущества, а при необходимости назначить экспертизу, чтобы установить его действительную стоимость.

Между тем в силу статьи 948 ГК страховая стоимость имущества не может быть оспорена, если при заключении договора добровольного страхования между сторонами было достигнуто соглашение о ее размере.

Верховный суд запретил снижать размер страховки из-за износа машины

То есть если страховщик добровольно подписал договор, не проведя оценку автомобиля, – это его проблемы. Оспорить указанную в договоре сумму он может только в том случае, если докажет, что умышленно введен в заблуждение автовладельцем.

Но страховщик даже не пытался доказать, что его заведомо вводили в заблуждение. Кроме того, ни один из судов нижних инстанций этот вопрос не исследовал. Получается, что страховщик должен выплатить все в полном объеме. А так как сумма спора увеличивается, то необходимо пересчитать в том числе неустойку и штраф.

Поэтому Верховный суд отменил решение апелляционного суда и направил его на новое рассмотрение.

Так что автомобилистам, которые страхуются по КАСКО, стоит иметь в виду, что раз уж в договоре указанна сумма, то страховщик никак не может ее занизить в случае полного уничтожения машины.

В то же время можно предположить, что после такого решения Верховного суда страховщики будут более внимательно оценивать автомобили, которые страхуют по добровольным видам страхования.

Источник: https://rg.ru/2017/08/07/verhovnyj-sud-zashchitil-vladelcev-polisov-kasko.html

Окно права
Добавить комментарий