Как нам разрешить проблему с теплоснабжением?

«Альтернативная котельная»: как это будет работать

Как нам разрешить проблему с теплоснабжением?

В декабре прошлого года Госдума РФ приняла в первом чтении поправки в закон «О теплоснабжении». Они предполагают переход на новую модель определения стоимости тепла — так называемый метод «альтернативной котельной». Newslab.ru выяснил, что он подразумевает, и зачем понадобились изменения в регулировании теплоснабжения.

Поправки в закон «О теплоснабжении» предполагают новую модель рынка тепловой энергии. А именно — отказ от ежегодного государственного регулирования тарифов организаций, входящих в систему теплоснабжения: производителей и продавцов тепла, и сетевых компаний.

Вместо этого цена на тепло будет устанавливаться по соглашению сторон в рамках предельного уровня, контролируемого государством.

Этот предельный уровень будет рассчитываться по тому самому методу «альтернативной котельной»: он позволяет определить такую стоимость гигакалории, при которой потребитель сможет отказаться от центрального теплоснабжения и построить собственный источник тепла. Собственно, отсюда и термин — «альтернативная котельная».

«Проще говоря, „альтернативная котельная“ — это формула, которая позволяет нам рассчитать стоимость строительства некоего „виртуального“ источника тепла, и таким образом определить, во сколько нам будет обходиться его тепловая энергия.

К примеру, мы хотим построить котельную для одного микрорайона: закладываем в формулу стоимость нового оборудования и котлов, рассчитанных на жилой фонд, больницу, школу и детский сад.

Также забиваем в нее расходы на строительство, зарплату рабочих, стоимость земельного участка, количество дней отопительного сезона и т. д.

Затем, исходя из итоговой суммы, рассчитываем стоимость одной гигакалории и сопоставляем ее с ценой гигакалории центрального источника теплоснабжения», — поясняет директор по тарифообразованию Сибирской генерирующей компании Екатерина Косогова.

К слову, на сайте Минэнерго РФ уже существует так называемый «калькулятор», где каждый гражданин может посчитать стоимость конечной цены на тепло в случае перехода на «альтернативную котельную» в своем регионе.

Подорожает ли тепло для потребителя?

Расчеты, произведенные СГК совместно с Минэнерго, показали, что стоимость одной гигакалории «альтернативной котельной» в регионах Сибири будет составлять 2,3-2,6 тыс. руб. Это в два раза выше нынешних цен — 1,2-1,3 тыс. руб.

Однако в СГК подчеркивают, что причин для паники нет — речь идет о предельной цене, рассчитанной по стоимости «альтернативной котельной», и это не значит, что стоимость тепла в регионах автоматически подскочит до этого уровня.

«Мы исходим из того, что нам нет необходимости продавать тепло по максимуму.

Поэтому совместно с Минэнерго подготовили поправку в законодательство о том, что можем продавать тепло намного дешевле цены „альтернативной котельной“, скажем, по текущим ценам.

Сейчас в законопроекте есть формулировка, которая гласит, что по соглашению между администрацией региона, города и единой теплоснабжающей организацией может быть установлена сниженная цена по отношению к цене „альтернативной котельной“.

К примеру, тепловая энергия торгуется по цене „альткотельной“ с применением коэффициента 0,7 или 0,5 в зависимости от региона.

Мы понимаем, что у нас объекты уже стоят, их не надо строить заново, и с нашей стороны будет неправильно брать с потребителя плату по стоимости „альтернативной котельной“.

В принципе, сейчас примерно найдена та цена, которая нас устраивает и при которой мы готовы вкладывать в систему теплоснабжения в наших регионах значительные инвестиции», — заявила Екатерина Косогова.

В Минэнерго также не прогнозируют резкого скачка цен на тепло при вводе «альтернативной котельной». Так, по данным министерства, 20% потребителей не почувствуют никаких ценовых изменений, для 40% цены вырастут на инфляцию плюс 1-2%, для 36-37% — на инфляцию плюс 4-5%, и только для 3-4% потребителей цена вырастет на 10%.

В чем необходимость «альтернативной котельной»?

Возникает естественный вопрос: если текущие тарифы устраивают участников системы теплоснабжения, более того, и в дальнейшем плата за тепло фактически не изменится, в чем необходимость перехода на новую модель ценообразования?

Как поясняют в СГК, текущий механизм формирования тарифа не дает возможности долгосрочных инвестиций.

Дело в том, что по нынешнему тарифному законодательству, как только инвестор вкладывает деньги в развитие мощностей, он улучшает экономику, а на следующий год это приводит к снижению тарифа.

Иначе говоря, законодательство сейчас не гарантирует инвесторам возврата инвестиций, что делает невозможным развитие отрасли.

«То регулирование, которое на данный момент сложилось, сдерживает наши инвестиционные возможности. Создана абсолютно нерациональная искаженная среда, которая не дает нам реализовывать длинные проекты», — констатирует основной акционер СГК Андрей Мельниченко.

При этом участники системы теплоснабжения подчеркивают, что требуют немного — единожды посчитать тариф и зафиксировать его. Именно такую возможность предоставляет схема «альтернативной котельной». При ней установленный тариф ежегодно будет изменяться только на размер инфляции, и этого будет достаточно, чтобы гарантировать инвесторам возврат инвестиций.

«По регионам нашего присутствия могу с уверенностью сказать — для того чтобы решить наболевшие проблемы теплоснабжения и улучшить ситуацию в этой сфере, нам не нужно как таковое повышение тарифа — тот, что есть, достаточен. Все, что нам нужно — чтобы он рос вместе с инфляцией и не более того.

При этом мы принесем миллиарды инвестиций, решим застарелые проблемы, не повышая тарифов, а в некоторых случаях можем снизить действующие тарифы. Это произойдет потому, что у нас будут гарантии возврата вложенных средств.

У нас будет уверенность, что тариф будет расти по инфляции, а не так, как захочется руководителю РЭК, или губернатору, или кому-то в ФАС», — заявил генеральный директор СГК Михаил Кузнецов.

В Минэнерго РФ признают, что отрасли теплоснабжения необходим колоссальный объем вложений в модернизацию, однако существующие механизмы управления делают ее непривлекательной для инвесторов.

В то же время, как отметил замминистра энергетики РФ Вячеслав Кравченко, новая модель рынка тепла позволит привлечь инвесторов в отрасль, сделать стоимость тепловой энергии более предсказуемой и решить проблему высокой изношенности инфраструктуры.

По предварительным оценкам переход на «альтернативную котельную» позволит привлечь в теплоснабжение 2,5 трлн руб., увеличит ВВП не менее чем на 600 млрд руб., даст более 35 тыс. новых рабочих мест и более 800 млрд руб. налоговых отчислений.

Что думают в регионах?

Как уже было сказано, поправки в закон «О теплоснабжении» относительно «альтернативной котельной» были приняты Госдумой в первом чтении в декабре 2016 года.

Ожидается, что второе чтение пройдет до осени 2017 года.

Законопроектом предполагается, что переход на новую модель рынка будет добровольным — решение будут принимать региональные и муниципальные власти — и постепенным — в течение 5-10 лет.

В Минэнерго РФ говорят, что ряд регионов уже вызвались в качестве пилотных для внедрения у себя модели «альтернативной котельной». В их числе Татарстан, Ханты-Мансийский округ, Алтайский край.

В рамках Международного инвестиционного форума «Сочи-2016» губернатор Красноярского края Виктор Толоконский заявил о том, что край также готов в числе первых начать отрабатывать у себя новую модель определения стоимости тепла.

Он подчеркнул, что изменения должны быть направлены на то, чтобы при тех же тарифах, потребители получали лучшее качество.

«Переход на новую модель не только привлекает инвестиции, но меняет серьезно тарифную политику. Если ориентироваться на тариф преобладающего производителя энергии, не было бы никаких вопросов, тогда как на отдельных котельных тариф в три раза выше», — отметил Толоконский.

В СГК заявляют, что никаких препятствий для внедрения «альтернативной котельной» в регионах своего присутствия не видят.

«Мы прогнозируем, что успешная реализация одного проекта, предположим, в Хакасии, потянет за собой другие регионы. В том числе, Красноярск», — заметила Екатерина Косогова.

В целом, ожидается, что потребители в регионах выиграют от введения новой модели рынка тепла. Расчеты станут понятными и прозрачными, каждый покупатель сможет прогнозировать свои затраты на тепло на долгосрочный период.

А в случае реализации мероприятий по повышению энергоэффективности и снижению объемов потребления у него появится возможность реальной экономии — при новой системе будет регулироваться только предельный уровень цены, при этом платеж за счет снижения объемов потребления может оказаться ниже, чем при нынешней системе тарифного регулирования.

Толоконский Виктор АлександровичЭкс-губернатор Красноярского края

Источник: http://newslab.ru/article/777949

Решение проблем теплоснабжающих организаций

Как нам разрешить проблему с теплоснабжением?

Некоммерческим партнёрством «Энергоэффективный город» при поддержке НП «Российское теплоснабжение» в результате постоянного поиска и мониторинга реализованных в теплоснабжающих организациях проектов производится отбор успешных практик с целью доведения их до уровня типовых и дальнейшего тиражирования в регионах и муниципальных образованиях России.

Отобранные проекты применяются, например, при консультациях администраций муниципальных образований по формированию комплекса мероприятий для вывода на безубыточную работу теплоснабжающих предприятий и повышения уровня надежности систем теплоснабжения.

Как показывает практика, проблемы в населенных пунктах с низкой надежностью теплоснабжения достаточно типовые, однако особенности местных условий и самих систем теплоснабжения необходимо учитывать при подбора оптимального набора мероприятий и технологий, позволяющих резко повысить качество и надежность теплоснабжения, чтобы обеспечить это наиболее экономичным способом.

При рекомендации мероприятий, технологий или исполнителей проектов специалисты НП «Энергоэффективный город» пользуются хорошо зарекомендовавшей себя отраслевой системой качества, а также опытом проектов, эффективность и экономических эффект которых подтверждены многократной практикой, это позволяет привлекать инвестиционные средства на их реализацию, включая механизмы энергосервиса, факторинга и т.д.

НП «Энергоэффективный город» готово оказать содействие в повышении эффективности, надежности и экономичности систем теплоснабжения. Если у Вас есть вопросы, заполните форму. Мы обязательно с Вами свяжемся!

Все проекты

  • Далее
  • Далее
  • Далее
  • Энергосервис – просто! Суть энергосервисного контракта: энергосервисная компания (ЭСКО) за свой счет устанавливает оборудование, приводящее к снижению потребления энергоресурса (например, тепловой энергии). Фактический платеж жителей практически сохраняется на прежнем уровне (на период окупаемости проекта, а потом заметно снижается). Далее
  • Окупаемость 1-2 отопительных сезона*! Борьба с перетопами в многоэтажных домах. Вы экономите деньги на отоплении и живете комфортно. ПРЕИМУЩЕСТВА:  Простота установки и эксплуатации  Надежно: регулирует потребление тепловой энергии здания позиционно, обеспечивая прерывистое отопление  Недорого: невысокая стоимость базового комплекта Далее
  • Изготовлен из комплектующих высокого качества российского производства, прошедших проверку в условиях реальной эксплуатации в теплоснабжающих организациях России (подходит под программы импортозамещения). ПРЕИМУЩЕСТВА: — сверхлегкие, компактные — разработан для применения в российских условиях — разработан типоряд для характерных (типовых) объектов Далее
  • Далее
  • Повышение качества и надежности теплоснабжения, эффективности деятельности теплоснабжающих и теплосетевых организаций, в том числе в пределах сложившегося уровня тарифов. Далее
  • Доведение эффективности работы котельной до уровня современных аналогов за счет модернизации или оптимизации работы отдельных агрегатов или узлов схемы котельной и устранения потерь Далее
  • Снижение затрат на топливо за счет оптимизации процессов горения, замены вида топлива или снижения влияния «человеческого фактора» на перерасход топлива Далее
  • Снизить затраты теплоснабжающей организации на обеспечение теплом «бесприборных» потребителей с низкой нагрузкой (0,2 Гкал/ч и менее) при существенной доле таких потребителей Далее
  • Снижение затрат на передачу тепловой энергии и поддержание оптимальных режимов работы теплосети Далее
  • Снижение коммерческих потерь тепловой энергии теплоснабжающей организации (т.е. тепловой энергии которая произведена и поставлена, но денежные средства за нее ТСО не получены) и, соответственно увеличение реализации тепловой энергии потребителям. Далее
  • Достижение нормативного уровня надежности тепловых сетей за счет оптимального распределения имеющихся средств и привлечения внешних инвестиций и снижение эксплуатационных затрат Далее
  • Проектом предлагается набор быстроокупаемых (до 2-х лет) технических мероприятий по снижению в 10-15 раз тепловых потерь в камерах теплосетей. Далее
  • Снижение некоммерческих потерь в тепловых сетях Далее
  • Снижение эксплуатационных затрат за счет оптимизации гидравлического и температурного режимов функционирования системы теплоснабжения Далее
  • Разработать (в составе инвестиционной программы или Схемы теплоснабжения) проект ликвидации ЦТП, включая оценку возможных механизмов возврата инвестиций с учетом интересов и эффектов для всех участников проекта. Далее
  • Далее
  • Большинство теплоснабжающих организаций из-за финансовых ограничений не могут обеспечить ежегодную замену тепловых сетей в объеме 4%. Альтернативным решением может быть только организация работ по поддержанию и восстановлению их ресурса. Далее

Источник: http://www.energosovet.ru/techresh

Отказ от централизованного отопления – решение проблемы или проблемное решение?

Как нам разрешить проблему с теплоснабжением?

В последние годы украинские СМИ и соцсети все чаще транслируют мнение о том, что единственный способ снизить стоимость отопления – это отказаться от централизованного отопления.

Данное решение предлагается и жителям многоквартирных домов, и государству как собственнику объектов бюджетной сферы (а это больницы, школы, детские сады и др.).

Представители органов власти ряда городов уже публично декларируют отказ от централизованного отопления, считая это важным шагом к экономии природного газа.

Аргументов «за» и «против» отказа от централизованного отопления много и решение каждый раз следует принимать, исходя из реальных условий конкретного населенного пункта. Попробуем разобраться в этой непростой теме вместе с экспертом в области централизованного теплоснабжения Вадимом Алдошиным.

— На сегодняшний день существует тенденция отказа целых городов от централизованного отопления. Почему это происходит?

— Причин несколько. Первая – это устаревшее оборудование предприятий теплокоммунэнерго и практически полностью изношенные теплосети, которые периодически «латают» без ощутимого эффекта.

Вторая причина – высокая стоимость услуги. Население это видит по суммам в платежках в текущем отопительном сезоне.

И третья причина – большие долги предприятий ТКЭ за газ перед НАК «Нафтогаз Украина», которые продолжают накапливаться.

— Получается, если отказаться от централизованного отопления, то можно решить сразу все эти проблемы?

— К сожалению, не все так просто. Давайте рассмотрим каждую причину отдельно и попробуем разобраться, поможет ли отказ от централизованного отопления решить эти проблемы.

Устаревшее оборудование на предприятиях теплокоммунэнерго – это реальность. На большинстве предприятий оно было установлено еще в период существования СССР. Это оборудование не просто устарело, оно неэффективно: потребляет больше энергоресурсов, дорого в ремонте и загрязняет окружающую среду.

Фактически на всех этих предприятиях необходимо провести модернизацию и заменить оборудование на более современное. Такая же ситуация и с теплосетями. Периодически меняются трубы на небольших участках, а по факту необходимо заменить их все.

Такие работы требуют больших инвестиций, которых на текущий момент недостаточно.

— В Украине уже есть примеры успешной модернизации на предприятиях ТКЭ или на всех все плохо?

Такие примеры есть. Есть предприятия, которые уже провели модернизацию, некоторые частично, за счет привлечения внешнего финансирования – кредитов и грантов. Есть предприятия, которые находятся в стадии поиска финансирования. Следует также понимать, что модернизацию можно проводить по-разному.

Например, в одной из областей Украины в 2016 году сразу три населенных пункта заявили об отказе от централизованного отопления и переходе на альтернативное. Городские власти сочли невыгодным проводить модернизацию городских котелен и ремонтировать теплосети.

Что решили сделать – нашли инвесторов, которые построили несколько новых котелен и проложили несколько километров новых труб в этих городах. Котельные обслуживают только организации бюджетной сферы (детские садики, школы, больницы и др.).

Население полностью перевели на индивидуальное отопление, предложив три варианта: газовое стандартное, газовые конвекторы и электрическое отопление. Замечу, что жители одного из городов выбрали газовые конвекторы.

Инвестору были переданы в долгосрочную аренду участки земли; ему же в субаренду перешли здания котелен. В результате все довольны – и администрации городов, и инвестор, и жители.

Вы скажете «так все же замечательно». Для администрации городов – да, замечательно. Они решили проблему некачественного отопления и необходимости модернизировать находящиеся в городской собственности предприятия теплокоммунэнерго.

Для инвестора тоже все отлично – он выгодно вложил средства, получив фактическую монополию на поставку тепла для учреждений бюджетной сферы этих городов минимум на десять лет.

Для населения, казалось бы, тоже все хорошо – горожане перешли на индивидуальное отопление и могут самостоятельно решать сколько и когда топить.

С другой стороны, решила ли администрация проблему большого долга за газ перед НАК «Нафтогаз Украина»? Нет, не решила. Долг остался и его надо погашать, но из каких средств? Часть новых котелен газовые, поэтому необходимость в газе осталась. Теперь город полностью зависит от инвестора. Даже если сейчас стоимость единицы тепла зафиксирована, нет гарантии, что в дальнейшем она не изменится.

Ведь стоимость газа, электроэнергии, твердого топлива (пеллет, дров и др.) может меняться, и инвестор вынужден будет повышать цену на свои услуги для города. Теперь что касается жителей. Их «отрезали» от централизованного отопления, и они отапливают свои дома и квартиры электричеством или газом.

Выгодно ли это людям при росте цен на эти ресурсы, ведь они теперь полностью от них зависят?

В итоге, потребление газа городами значительно не снизится, зато возрастет потребление электроэнергии. Следует также учесть важный фактор возможного ухудшения экологии этих городов. Установить газовое отопление в квартире можно, но дымоходы в старых зданиях не предусмотрены для выхлопа газовых котлов.

Соответственно их надо выводить дополнительно. Некоторые жильцы выводят выхлопы просто – через форточку или делают вывод через уличную стену на кухне, где выхлопы будут попадать к соседу этажом выше. Другими словами – прямо на улицу.

Украина уже имеет примеры ухудшения экологии в городах, где перешли на индивидуальное газовое отопление.

Что в итоге получили эти города? Децентрализации, о которой заявили администрации этих городов, по факту нет. Если котельная обслуживает несколько объектов – это не децентрализация, а небольшая тепловая сеть.

Проще говоря, городскую сеть централизованного отопления разбили на несколько меньших сегментов, которые поставляют тепло только в здания бюджетных организаций. Частично перешли на альтернативные источники тепла – твердое топливо.

Потребление газа осталось, поскольку часть котелен и населения продолжают использовать газ. Увеличилось потребление электроэнергии, стоимость которой продолжает повышаться.

Энергоэффективности, которую декларировали, тоже нет. Газовые устаревшие котлы заменили частично на твёрдотопливные, но коэффициент полезного действия (КПД) таких котлов ниже, чем газовых. То, что сейчас дешевле обходятся пеллеты, чем газ или уголь, не означает, что в ближайшие годы ситуация не изменится.

— Тогда вопрос: что надо делать местным администрациям, чтобы действительно улучшить ситуацию с отоплением в многоквартирных домах?

— Начнем с того, что централизованное отопление – это наиболее эффективное решение для крупных городов, особенно миллионников. Поэтому не нужно спешить от него отказываться.

Необходимо пригласить экспертов и с их помощью найти технические решения, позволяющие повысить энергоэффективность и снизить затраты.

Также необходимо постепенно, но полностью обновить инфраструктуру теплосетей, чтобы снизить потери на пути поставки тепла к домам потребителей.

При этом важно понимать, что наибольшие потери тепла, как ни странно это прозвучит, имеют место в самих домах. Мы хорошо знаем, в каких домах живет большинство украинцев – советские постройки, в которых практически ни разу не проводился капитальный ремонт, а срок их эксплуатации уже давно истек.

Входные двери, окна на лестничных клетках, крыши, холодные стены (некоторые с трещинами) – все это участки, через которые уходит тепло, за которое мы платим немалые на сегодняшний день деньги. А если вы спуститесь в подвал, то увидите старые проржавевшие коммуникации, которые давно нужно заменить.

Тепловые коммуникации в подвале дома.

— Получается, что местные власти должны позаботиться о модернизации предприятий теплокоммунэнерго, но также важно, чтобы жильцы домов осознали, что их дома – это тоже источник потери тепла?

— Совершенно верно. Ведь модернизация на предприятиях теплокоммунэнерго улучшит работу самого предприятия: современное оборудование позволит повысить эффективность и снизить затраты. В результате предприятия будут эффективнее работать и использовать меньше топлива (того же газа), а значит – снизят свои затраты.

Но, если в доме, куда предприятие поставляет тепло, коммуникации изношены, система отопления разбалансирована и имеют место большие потери тепла, то качество отопления для такого дома не улучшится.

Поэтому граждане должны позаботиться о своем доме, чтобы система отопления хорошо работала, а потери поставляемого в дом тепла были сведены к минимуму.

— Многие украинцы считают, что дома за пределами дверей квартир – не их забота, что они не должны заниматься ремонтом домов, что это должен делать ЖЭК. Другими словами – государство

— Многоквартирные дома сегодня – собственность владельцев квартир. Можно, конечно, по-прежнему ждать, когда государство в лице ЖЭКа сделает ремонт в доме. Уже ждали не один десяток лет и можно еще столько же ждать, а за это время дом будет разрушаться все больше.

А можно стать хозяевами в своих домах, объединиться с соседями и начать приводить свое жилье в порядок. Я много езжу по Украине и вижу, как меняется ситуация в домах, где жильцы начали это делать. Они устанавливают энергоэффективные окна, утепляют стены и крыши, чтобы беречь тепло.

Кроме того, они устанавливают индивидуальные тепловые пункты, которые способствуют эффективному потреблению и распределению тепла в доме и позволяют использовать столько тепла, сколько нужно дому с учетом температуры на улице.

Все эти меры в комплексе снижают потребление тепла и, соответственно, уменьшают его стоимость для жильцов дома.

Телопункт. Источник: Данфосс.

Я убежден, что объединив усилия, местные власти, тепловики и граждане смогут полностью модернизировать всю систему централизованного отопления – начиная с производства и заканчивая потреблением.

Процесс это не быстрый и достаточно затратный, но чем раньше начать, тем быстрее все получат ощутимый эффект. Люди ощутят больше комфорта в своих домах и смогут меньше платить за отопление. Теплокоммунэнерго улучшат качество услуги, при этом снизят затраты на производство.

Местные администрации, наконец, избавятся от проблем с устаревшей системой отопления и смогут честно заявить о том, что снизили потребление газа и угля, модернизировав централизованную систему отопления. Разрушать всегда проще, чем создавать.

При этом во всем мире централизованная система отопления остается наиболее эффективной и дешевой – особенно для крупных населенных пунктов.

— Вы говорите, что централизованное отопление – наиболее дешевый и эффективный способ подачи тепла. А как же мировые тенденции в сфере возобновляемых источников электроэнергии, тепла?

— Давайте не путать два понятия. Есть процесс производства тепла. И есть энергетические ресурсы, которые используются в этом процессе. В настоящее время используются добываемые природные ресурсы – газ, мазут, уголь. Но, существуют альтернативные возобновляемые ресурсы – энергия солнца, ветра, воды, которые уже достаточно активно используются, в том числе и для обогрева зданий.

Мир принял решение, что пришло время бороться с изменением климата. Страны Европейского союза, например, декларируют цель снизить выбросы СО2 на 40% к 2030-му году и на 80% – к 2050-му.

Другие страны определили для себя аналогичные цели.

Для того, чтобы существенно снизить выбросы СО2, Все страны мира должны последовательно улучшать эффективность своих энергетических систем и одновременно больше использовать энергию из возобновляемых источников.

Для повышения эффективности энергетических систем европейские страны движутся к расширению сети централизованного отопления и максимальному использованию излишков тепла, вырабатываемых при производстве электроэнергии и на крупных промышленных предприятиях.

Современные технологические решения позволяют улавливать избыточную энергию и использовать ее в городской системе отопления. По подсчетам экспертов, Европа может заменить весь газ, который она сейчас импортирует для отопления в домах, вырабатываемым местным излишним теплом.

Уже начались работы для осуществления этих изменений и обеспечения эффективного перехода от использования невозобновляемых энергоресурсов к возобновляемым.

Если же украинские города начнут переходить на индивидуальную систему отопления, разрушая существующее централизованное теплоснабжение, Украина будет двигаться в направлении, противоположном тому, которое выбрали прогрессивные страны мира.

Знаете, высокая стоимость энергетических ресурсов уже давно научила европейцев экономии и учету, в то время как украинцы этому только учатся. Мы привыкли к дешевому газу, электроэнергии и теплу и, по понятным причинам, нас пугает повышение тарифов на эти энергоресурсы.

Но Украина – не первая страна, которая сталкивается с удорожанием добываемых природных ресурсов. И мы находимся в выгодном положении, поскольку можем использовать уже опробованные в более развитых странах эффективные технологические решения для экономии энергоресурсов при производстве тепла и электроэнергии.

Нам осталось научиться их грамотно применять.

[Всього оцінок: 2 Середній рейтинг: 5]

Источник: https://thermomodernisation.org/otkaz-ot-tsentralizovannogo-otopleniya-reshenie-problemyi-ili-problemnoe-reshenie/

Проблемы теплоснабжения и подходы к их решению на региональном уровне (на примере Чувашской Республики)

Как нам разрешить проблему с теплоснабжением?

К.т.н. Ж.Р. Кузнецова, ведущий эксперт НП «АСИНЭКС», г. Чебоксары  

В феврале – марте 1999 г. по заданию кабинета министров республики Некоммерческим партнерством «Ассоциация инженерной экспертизы и сертификации» (НП «АСИНЭКС») был проведен выборочный аудит объектов теплоснабжения городов Чебоксары и Новочебоксарск.

Аудит показал:

  • заключаемые договора на поставку тепловой энергии некорректны, так как отсутствует увязка способов регулирования, температуры теплоносителя, его расхода с возможностью реализации низкотемпературного тепла в отопительных системах потребителей с элеваторным присоединением;
  • фактический расход тепловой энергии на горячее водоснабжение за все документально проанализированные летние месяцы, май и сентябрь в 1998 и 1999 гг. значительно меньше договорной нагрузки, т. е. это означает, что установленный лимит на ГВС жителями не выбирается;
  • потери тепла в обследованных теплопроводах существенно превышают значения, допускаемые нормативными документами;
  • имеет место низкое качество наладки систем теплоснабжения, и как следствие – тепловая и гидравлическая разрегулировка систем.

Онеобходимостиналадки

Наладка – это работа, проводимая по всей цепочке теплоснабжения: – источник – тепловые сети – тепловые узлы – отопительные системы здания с целью обеспечения потребителя требуемым количеством тепла. При этом к зданию должен подводиться теплоноситель (горячая вода) с расчетными расходом, температурой и давлением.

При низком качестве наладки потери тепла и теплоносителя возникают в первую очередь из-за сливов теплоносителя и «провалов по перемычкам».

Сливы из систем отопления в канализацию организуются жильцами там, где из-за нехватки давления сетевой воды или повышенного сопротивления отопительной системы происходит недостаточная циркуляция воды через отопительные приборы.

Присоединение отопительных систем большинства зданий в Чебоксарах к тепловой сети через элеватор.

При недостаточном давлении сетевой воды происходит «вялое» поступление воды в сопло, и вместо подсоса обратной воды происходит разделение сетевой на два потока: часть поступает в отопительную систему, а часть горячей сетевой воды, не заходя в здание, по элеваторной перемычке попадает в обратный трубопровод.

При этом не только не используется ее тепло в здании, но и из-за такого прямого поступления горячей воды из подающего трубопровода в обратный повышается температура обратной воды, увеличивая потери через изоляцию трубопроводов и снижая эффективность источника тепла.

Затруднительной является наладка систем ГВС при наличии в микрорайоне одного или группы высотных зданий.

При отсутствии оптимального варианта – зонирования систем (обслуживание высотной части отдельным насосом) микрорайон вынужден ориентироваться на давление, необходимое высоткам, что приводит к перерасходу электроэнергии, а при отсутствии регулятора давления и наличии приблизительного шайбирования – к значительному перерасходу микрорайоном воды на горячее водоснабжение.

Приведем данные по ущербу от отсутствия наладки в обследованных тепловых системах. За одни сутки в 12 обследованных зданиях городов Чебоксары и Новочебоксарск потеряно со сливом 4,54 Гкал, из-за возврата горячей сетевой воды по перемычке – 4,15 Гкал. В целом за сутки потери составили 8,7 Гкал.

Для сравнения: утепление жилого 9-этажного здания объемом 16 тыс. м3 по требованиям второго этапа (с использованием минваты толщиной 16÷18 см, тройного остекления), дорогое по стоимости и трудоемкое по изготовлению, дает экономию ~ 1 Гкал/сут.

В то же время беззатратная наладка тепловых узлов обследованных зданий (обычная дежурная работа наладки теплосети) дала бы экономию 8,7 Гкал/сут.

Однако для того, чтобы наладка стала действительно легко управляемой и эффективной, необходимо понять причины ее неуспеха и последовательно решить ряд задач.

В теплоснабжении оптимизированный требуемый расход и температура теплоносителя обеспечиваются источником (котельной или ТЭЦ), а тепловая сеть должна укладываться в норму допустимых потерь тепла через изоляцию трубопроводов и обеспечить правильную раздачу теплоносителя по потребителям (т. е. обеспечить оптимальный гидравлический режим). Такие крупные источники тепла, как ТЭЦ, должны не реже, чем раз в 5 лет, вызывать наладочную службу типа «ОРГРЭС» для разработки оптимального графика отпуска тепла и рекомендаций по наладке.

Знакомство с материалами по наладке теплоснабжения отТЭЦ-2 (г. Чебоксары) показало, что вызов специалистов осуществлялся ТЭЦ-2 последний раз в 1986 г., причем тщательно разработанные приезжими специалистами графики отпуска тепла и рекомендации в практике эксплуатации не используются.

Такое положение характерно не только для Чебоксар. Очень часто службы теплоснабжения городов, выполнившие рекомендуемые работы по врезке шайб и другим наладочным мероприятиям, с наступлением отопительного сезона вынуждены вносить серьезные коррективы в меру своих сил и возможностей.

И связано такое расхождение рекомендаций и практики совсем не с низким уровнем работы специализированных технических служб. Как показывает анализ отчетов по наладке, работы выполнены тщательно, грамотно, в полном соответствии с действующими нормативными документами и предоставленными исходными данными.

Проблемы возникают из-за исходных данных.

Определениереальных тепловыхнагрузок

Для эффективной наладки требуется точное знание тепловых нагрузок потребителей и гидравлического сопротивления всех участков системы теплоснабжения. Сложности здесь следующие.

Тепловая нагрузка зданий (количество требуемого тепла) согласно нормативным документам определяется или по проектным данным, или по объему здания и удельным отопительным характеристикам. Проектные характеристики существуют только для относительно новых зданий. Удельные отопительные характеристики весьма приближенны.

Если сравнить отопительные характеристики зданий одного и того же объема, например 20 тыс. м3, для разных лет застройки: до 1930 г., 1930 – 58 гг. и после 1958 г., то их нормативная величина равна соответственно 0,195, 0,28 и 0,37 (ккал/м3х°С).

Это означает, что с годами качество теплозащиты зданий ухудшалось: чтобы натопить единицу объема на 1 ОС здания постройки после 1958 г., требуется тепла на 40% больше, чем здания постройки в 1930 – 1958 гг., и почти в два раза больше, чем здания, построенного до 1930 г. После 1958 г.

нормативные отопительные характеристики зданий не изменялись, хотя трудно предположить, что за последующие 40 с лишним лет отопительные характеристики зданий остались неизменными (что подтверждают многочисленные опубликованные данные по обследованию в нашей стране зданий различных типов, свидетельствующие об увеличении фактических удельных затрат на отопление зданий).

В Чебоксарах такие работы проводятся по мере поступления заказов с 1982 г. Причины, вызывающие повышение потребления тепла зданиями: ведомственный самострой (отсыревшие жилые дома г. Новочебоксарска по ул.

Силикатной), низкое качество местного кирпича в сочетании с нарушением технологий (замокание верхних этажей в г. Канаше по ул. Дружбы), неудачные проекты (здания, облицованные снаружи воздухонепроницаемым кафелем в г.

Новочебоксарске), подмокание верхних этажей 9 – 10-этажных зданий с теплыми чердаками в г. Чебоксары.

Проектные показатели теплопотребления зданий также не могут быть точными: проектирование выполняется по теплофизическим характеристикам, приведенным в СНиП, а строительство в Чувашии ведется в основном из собственных материалов (кирпича, панелей, монолитного бетона), для которых ни один из местных заводов не имеет документов с необходимыми для грамотного проектирования показателями теплопроводности и паропроницания. А ведь зданий с повышенной теплозащитой, с применением теплоизоляционных материалов (для которых основной материал уже не играет роли теплозащиты) в Чувашии совсем немного по сравнению с основным эксплуатируемым фондом.

По тепловой нагрузке здания определяется, сколько воды требуется подать в его отопительную систему. А чтобы доставить эту воду к потребителю, необходимо на источнике обеспечить достаточное давление, в сети – необходимое распределение его по всем ветвям.

Здесь уже исходными данными для наладки являются диаметры трубопроводов, местные сопротивления в виде задвижек, вентилей, сопротивления отопительных систем зданий и тепловых узлов.

Чтобы предоставить достоверные данные для наладки, необходимы жесткий контроль за документацией при ремонте участков, замене труб, ревизия запорно-регулирующей арматуры, так как даже частично неисправная задвижка может в несколько раз увеличить сопротивление участка.

Сопротивления отопительных систем потребителей, как правило, искажаются из-за переделок, увеличения жильцами количества отопительных приборов, коррозии трубопроводов. Для наладки же предоставляются не фактические, а проектные параметры и характеристики как по тепловым нагрузкам зданий, так и по гидравлическим сопротивлениям.

Поэтому шайбы, регулирующие гидравлику, рассчитываются весьма условно, а наладка систем теплоснабжения ведется вслепую, «на ощупь», и не может быть эффективной при существующем положении вещей. Раньше при дешевом топливе наладка была простая: покрывая все потери, обеспечить теплом конечные, тупиковые здания, а если близстоящие к источнику здания перетапливаются, то не страшно – проветрятся. В современных условиях необходимы новые подходы и требования.

Cтраницы:1 | 2 | 3 | читать дальше>>

Источник: http://www.rosteplo.ru/Tech_stat/stat_shablon.php?id=1879

Согреют инвестициями: как решить проблему отопления в России

Как нам разрешить проблему с теплоснабжением?

Сибирская генерирующая компания (СГК) готова выделить 60 млрд рублей на проекты в сфере теплоснабжения во всех сибирских городах присутствия. Только для Красноярска уже разработаны программы на 18,7 млрд рублей.

Такие вложения необходимы, чтобы изменить сложившуюся в некоторых регионах России плачевную ситуацию с теплоснабжением. Гарантии возврата денег инвесторам обеспечит метод «альтернативной котельной» — когда вместо ежегодного госрегулирования тарифов устанавливается верхняя планка цены на период от 10 лет.

Переход на него не приведет к резкому росту цен на тепловую энергию для населения, уверены в СГК.

Ситуация на грани

Прошлая зима в Сибири была аномально холодной даже для этой самой холодной территории России. Нынешняя только начинается, а количество аварий на теплосетях уже возросло, отметил полномочный представитель президента в Сибирском федеральном округе Сергей Меняйло на совещании в Новосибирске 21 ноября.

Половина теплохозяйства Сибири в любой момент может выйти из строя. Проблемы возникают не первый год — изношенная инфраструктура дает о себе знать.

Как привлечь в эту отрасль инвестиции и переломить ситуацию, обсуждали на IX Сибирском энергетическом форуме в Красноярске представители федеральной и региональной властей, Федеральной антимонопольной службы (ФАС) и эксперты.

«При понятных условиях возврата инвестиций мы готовы профинансировать проекты в наших городах на 60 млрд рублей. По Красноярску мы разработали инвестиционные проекты на 18,7 млрд. Сейчас в инвестициях нас сдерживают постоянно изменяющиеся условия тарифного регулирования, не хватает стабильности», — заявила директор по тарифообразованию СГК Екатерина Косогова.

Помимо Красноярска, компания также работает в Барнауле, Новосибирске, Абакане, Кемерове и других городах Сибири.

По словам Косоговой, за 10–15 лет все проекты по методу «альтернативной котельной» окупятся. Во многом потому, что на срок действия соглашения инвестор защищен от каких-либо изменений в законодательстве.

«Но чем дольше мы откладываем решение, тем дороже в дальнейшем переход на новую модель рынка тепла обойдется потребителю и тем больше времени понадобится для возврата инвестиций.

А инвестпроекты со сроком окупаемости в четверть века мы рассматривать не готовы», — отметила она.

Автор цитаты

«Альтернативная котельная» — новый принцип метода расчета тарифов на тепло, утвержденный федеральным законом № 279 от 29 июля 2017 года.

Он подразумевает, что вместо ежегодного государственного регулирования тарифов устанавливается верхняя планка цены минимум на 10 лет. Для расчета планки берется стоимость строительства и обслуживания новой инфраструктуры.

Итоговая цена определяется по соглашению между теплоснабжающей компанией и муниципалитетом и может быть ниже предельного уровня

Новой системой, которая дает гарантии и инвестору, и потребителю, заинтересовались и власти Красноярского края. «Метод «альткотельной», или метод долгосрочного тарифного регулирования, гарантирует возможность возврата инвестиций.

Мы получили пакет предложений Сибирской генерирующей компании по инвестиционным проектам на 18,7 млрд рублей и сейчас рассматриваем их. Как регулирующий орган мы стоим на стороне потребителя и не допустим взрывного роста тарифа.

Но, опять же, по нашему мнению, переход на новую модель рынка тепла будет очень выгоден для потребителя», — считает министр тарифной политики Красноярского края Марина Пономаренко.

Потенциальная возможность применения нового подхода подтвердили и в краевом министерстве промышленности, энергетики и ЖКХ.

«Помимо тарифных решений, приемлемых для населения, еще должны быть достаточные возможности у предприятия модернизировать систему, повышать надежность и улучшать качество предоставляемых услуг, и это тоже одно из условий. И здесь, конечно, важен баланс.

Если мы баланс соблюдем и он будет понятен всем участникам процесса, в таком случае подход может быть применен», — заявил руководитель ведомства Евгений Афанасьев.

Никто не хочет поднимать тарифы

Однако опасения, что после изменения подхода к тарифному регулированию цены на тепло резко вырастут, остаются и у населения, и у властей. Заместитель руководителя ФАС Виталий Королев уверен, этого не произойдет.

«Все условия перехода на «альткотельную» и дальнейшее регулирование тарифа по этой модели строго прописаны в законодательстве. Потребитель защищен от резкого скачка тарифов на законодательном уровне», — подчеркнул Королев.

По его словам, перед внесением в правительство документа о переходе муниципалитета на новый метод регулирования ФАС и Минэнерго согласовывают параметры «альтернативной котельной».

Федеральные, региональные и муниципальные власти оценивают приемлемый уровень цены, чтобы не допустить неподъемной нагрузки на население. «Нестабильность тарифного регулирования зависит от экономической ситуации в стране.

«Альтернативная котельная» стабилизирует ситуацию и позволяет инвестору не сомневаться в своем будущем», — добавил замглавы ФАС.

Не заинтересован в резком росте тарифов и бизнес, напомнила Екатерина Косогова из СГК. Высокие цены отпугнут потребителей. «Нам как бизнесу неинтересно торговать по высокой цене. Нам важно, чтобы к нам подключалось больше потребителей по разумным ценам», — подчеркнула она. По ее словам, преимущество новой модели для инвесторов не в росте цен, а в стабильности.

Эксперимент в Рубцовске

СГК уже перешла на принцип «альтернативной котельной» в городе Рубцовске Алтайского края. Этот город стал первым в России, где опробовали эту модель. Компания работает здесь со второй половины 2016 года. И общий объем инвестиций составляет около 2 млрд рублей.

«Надо посмотреть, как будет развиваться такое регулирование. Практика — лучшее мерило. Если получится, значит, и в других городах нужно идти по такому пути», — полагает генеральный директор ассоциации «ЖКХ и городская среда» Алексей Макрушин.

По его мнению, из-за неэффективного потребления тепла россияне по сравнению с жителями скандинавских стран тратят в три раза больше топлива на обогрев одного квадратного метра.

В результате, несмотря на то что теплоснабжение на Западе стоит гораздо дороже, чем в России, платить населению приходится столько же. Изменить эту ситуацию помогут инвестиции.

Но для замены сетей и повышения качества теплогенерации вложения должны быть большими.

С тем, что основная проблема теплоснабжения — изношенные коммуникации, согласна и исполнительный директор некоммерческого партнерства «ЖКХ Контроль» Светлана Разворотнева. «Усталость» оборудования приводит к потере тепла.

Как следствие — людям приходится переплачивать за отопление, выпадающие доходы — субсидировать из бюджета, а отопительный сезон не удается начинать вовремя.

По мнению Разворотневой, тот, кто решит эти проблемы в крупных городах, точно может рассчитывать на то, что инвестиции окупятся.

Источник: https://iz.ru/818562/khariton-galitckii/sogreiut-investitciiami-kak-reshit-problemu-otopleniia-v-rossii

Окно права
Добавить комментарий