Доказательства сбыта наркотиков без наличия самого вещества

Ответственность за сбыт наркотиков: статьи УК РФ, как избежать тюрьмы

Доказательства сбыта наркотиков без наличия самого вещества

Законодательство РФ однозначно подразумевает запрещение сбыта наркотиков, а также прочих подобных им веществ.

Ответственность за сбыт наркотических и аналогичных веществ, равно как их прекурсоров, растений, содержащих в своих частях наркотические вещества и другие аналогичные химические соединения, наступает в уголовном порядке за редкими исключениями.

Тем не менее, степень наказания и способы квалификации такового преступления разнятся в зависимости от конкретных ситуаций.

Рекомендуем прочитать: Ответственность за употребление наркотиков 1. Уголовные статьи за сбыт наркотиков 2. Ответственность за сбыт наркотиков по ст. 228.1 УК РФ 3. Особенности ст. 228.2 УК РФ и её применения при сбыте наркотических веществ 4. Особенности ответственности за сбыт прекурсоров согласно с положениями ст. 228.4 5. Статья 234.1 УК РФ и сбыт новых психоактивных опасных веществ 6. Как избежать ответственности за сбыт наркотиков

Уголовные статьи за сбыт наркотиков

Уголовным кодексом РФ предусмотрено несколько различных статей, квалифицирующих наказание за продажу наркотических веществ, их различных аналогов, а также химических соединений, которые могут использоваться для создания наркотиков.

Все без исключения статьи уголовного кодекса про наркотики относятся по своей сути к преступлениям против человеческого здоровья и нравственности, что регулируется главой 25 вышеупомянутого кодекса.

Непосредственно сбыт наркотиков преследуется положениями следующих статей УК РФ:

При этом положениями вышеуказанных статей предусмотрены различные степени наказания за отдельные свершенные преступления и учет обстоятельств таковых проступков. Следует отметить, что хранение или изготовление наркотических средств даже без целей сбыта может привести к уголовному преследованию.

Важный факт

Наличие цели сбыта или её отсутствие во многих случаях может служить для квалификации проступка как уголовного преступления. При этом в случае, если обвинение не сможет доказать факт самого сбыта или таковых целей, хранение, транспортировка и другие действия с наркотическими веществами могут быть признаны административным правонарушением.

Ответственность за сбыт наркотиков по ст. 228.1 УК РФ

Положениями статьи 228.1 УК РФ подразумеваетсястрогая ответственность за сбыт наркотиков, их производство и пересылку. Аналогично, к таковым веществам с точки зрения уголовного права приравниваются содержащие психотропные и наркотические вещества растения и их части.

Вне зависимости от обстоятельств преступления, оно в обязательном порядке наказывается лишением свободы – разница может заключаться в наличии или отсутствии денежного штрафа, в максимальных сроках такового лишения и наличии запрета на занятие должностей или ведение конкретной деятельности.

Так, по степени тяжести, и, соответственно, объемам наказания, разделяются пять частей вышеупомянутой статьи. Квалифицируются они следующим образом:

  • Непосредственно за производство, сбыт, почтовую или иную пересылку и транспортировку, равно как и за наличие в хранении таковых веществ с целями сбыта, предусмотрено минимальное наказание, заключающееся в лишении свободы сроком от 4 до 8 лет, а также в применяемом по решению суда ограничении свободы при этом на один год, или без таковой санкции. По части 1 вышеупомянутой статьи преступление квалифицируется исключительно в случаях, когда нет обстоятельств, позволяющих квалифицировать его по последующим частям.
  • Если при сбыте наркотиков использовались коммуникационные сети, в частности – Интернет, СМИ, а также когда сбыт проводился в определенном перечне общественных мест, наказание увеличивается. Так, срок лишения свободы составляет от 5 до 12 лет, а также допускается наложение на преступника денежного штрафа, размерами вплоть до 0,5 млн. рублей либо до трёхгодичного дохода.
  • Когда при преступлении, квалифицируемом вышеописанными случаями, присутствовал значительный размер наркотических веществ, и/или таковое преступление совершалось по предварительному сговору группой лиц без признаков существования организованной преступности, срок лишения свободы составляет от 8 до 15 лет, размеры денежных штрафов аналогичны части 2, а сроки ограничения свободы могут увеличиваться до двух лет.
  • При свершении вышеупомянутых преступлений совершеннолетним относительно несовершеннолетнего, в случае крупных размеров наркотиков, при использовании преступником наличествующего служебного положения, лишение свободы длится от 10 до 20 лет, размеры штрафа ограничиваются максимально 1 млн. рублей или доходом за пятилетний срок, а также возможно применение запрета на занятие определенных должностей или ведение определенной деятельности, которая была связана с осуществлением преступления.
  • Преступления, описанные выше, совершенные с особо крупным размером наркотиков, могут предусматривать лишение свободы длительностью от 15 до 20-летнего срока, с аналогичными четвертой части размерами штрафов и ограничений на ведение деятельности. Однако, помимо этого за данное преступление в качестве наивысшей меры наказания может применяться пожизненное заключение.

Особенности ст. 228.2 УК РФ и её применения при сбыте наркотических веществ

Непосредственно сама по себе ст. 228.

2 УК РФ используется для регулирования ответственности за нарушение установленного законодательными актами порядка обращения наркотических веществ для лиц, которые имеют в силу своей работы или должности к ним доступ.

При этом, наказание за нарушение такового порядка зависит от нескольких факторов, в частности, регламентируется двумя частями таковой статьи, а именно:

  1. Когда таковое деяние не содержало в себе корыстных побуждений и не повлекло за собой по неосторожности наступления тяжких последствий или нанесения вреда чьему-то здоровью, то оно карается штрафом до 120 тыс. рублей или до годичного дохода преступника. Также возможно применение в качестве меры наказания обязательных работ сроком вплоть до 360 часов и лишение права занятия определенных должностей или ведения определенной деятельностью вплоть до трехлетнего срока. Лишение, ограничение свободы, принудительные работы в таковом случае в качестве наказания недопустимы.
  2. Когда таковое деяние свершалось с корыстными целями или повлекло вслед за собой тяжкие последствия или причинение вреда чьему бы то ни было здоровью, штраф исчисляется суммой от 100 до 300 тыс. рублей или же доходом от годичного до двухгодичного периода. Максимальная длительность обязательных работ в таковой ситуации составляет 480 часов. Также допустимо применение в качестве наказания ограничение или лишение свободы вплоть до трехлетнего срока, с аналогичным запретом на занятие должностей или ведение деятельности.

Использование этой статьи, несмотря на то что непосредственно не затрагивает понятие сбыта наркотиков, может позитивно сказаться на ведении уголовного дела.

В случае, если для сбыта наркотиков использовалось служебное положение, а таковой сбыт производился лицом, которое имеет доступ к таковым веществам, возможная квалификация преступления по данной статье может помочь избежать лишения свободы, уменьшить размер штрафа и уровни другой ответственности.

Особенности ответственности за сбыт прекурсоров по статье 228.4

Под прекурсорами российским законодательством подразумеваются вещества, которые не обладают сами по себе признаками психотропных или наркотических, однако могут использоваться или являются необходимыми составляющими для производства наркотиков.

Таковые вещества регулируются правительственными списками и подразумевают особый порядок оборота.

Нарушение такового порядка, хранение, сбыт и производство самих прекурсоров считаются уголовным преступлением исключительно в ситуациях, когда объем таковых веществ является крупным или особо крупным.

При этом уровень ответственности за таковое преступление значительно ниже, чем при аналогичных преступлениях, связанных непосредственно со сбытом наркотических веществ.

Так, при крупном размере производимых, хранимых или сбываемых прекурсоров, наказание будет составлять до 4 лет ограничения или до 5 лет лишения свободы, а также штраф размером от 200 до 300 тыс. рублей или девятимесячного дохода преступника.

При этом лишение или ограничение свободы являются обязательной мерой, а штраф – опциональной.

Особо крупный размер сбыта прекурсоров, совершение такового преступления по сговору или организованной группой, а также с применением служебных полномочий подразумевают не менее четырех лет лишения свободы с максимальным сроком наказания в 8 лет. Также предусмотрена возможность наложения штрафа в размере от 300 до 500 тыс. рублей или дохода за период от 9 до 12 месяцев. Допустимо также применение ограничения свободы на двухлетний срок.

Статья 234.1 УК РФ и сбыт новых психоактивных опасных веществ

Помимо установленного законодательно перечня психоактивных веществ, учитывая наличие огромного количества новых соединений, законодательно предусмотрен также реестр новых опасных психоактивных веществ, оборот которых, в частности, ввоз, вывоз, сбыт, транспортировка и хранение являются запрещенными. При этом оборот таковых веществ является уголовно наказуемым преступлением, однако строгость такового наказания всё же меньше, чем при аналогичных действиях с веществами, входящими в Перечень наркотических средств.

Статья 234.1 УК РФ содержит в себе три части, предусматривающие различные степени ответственности:

  • Часть первая рассматривает общие ситуации, не подпадающие под последующие части данной статьи. Так, за таковое преступление предусматривается штраф до 30 тысяч рублей или в размерах двухмесячных доходов, а также подразумевает возможным применение ограничения свободы с максимальным сроком в два года без ограничения минимального срока.
  • Если же таковые действия совершались со сговором нескольких лиц или же повлекли за собой тяжкий вред здоровью, то размеры штрафа за них составляют вплоть до 200 тыс. рублей или годичного дохода. Кроме этого, допускается применение обязательных работ сроками вплоть до 480 часов, принудительных работ с максимальным сроком в пять лет, а также лишение свободы вплоть до шестилетнего срока.
  • В ситуациях, когда подобные действия свершались или организованной преступной группировкой, или же повлекли за собой тяжкие последствия в виде человеческой смерти, то наказание подразумевает либо применение принудительных работ до пятилетнего срока длительности, либо лишения свобод на восемь лет.

Обратите внимание

Применение вышеописанной статьи предусматривает назначение наказания за распространение новых потенциально опасных психоактивных веществ, включенных в соответствующий Реестр.

Сбыт же психоактивных веществ, которые не представлены в данном реестре, не может быть квалифицирован в качестве уголовного преступления, а уголовное преследование за их сбыт до момента внесения в Реестр является недопустимым и может быть легко обжаловано в судебном порядке.

Как избежать ответственности за сбыт наркотиков

Современная судебная практика демонстрирует, что для избежания уголовной ответственности или лишения свободы применяется в основном несколько главных позиций и линий защиты.

В первую очередь, одним из основных действий для защиты во всех ситуациях является попытка опровергнуть непосредственные цели сбыта, так как фактически, в случае хранения, транспортировки и производства наркотических веществ обвинение и правоохранительные органы стремятся в первую очередь квалифицировать таковые действия, как имевшие за собой цель сбыта. Однако, таковая защита не является эффективной в случае, если достоверно был установлен факт сбыта.

Наиболее защищёнными при фактах сбыта лицами являются таковые, которые в силу своих рабочих обязанностей, служебного положения и других обстоятельств имели законный фактический доступ к наркотикам. В таковом случае, квалификация уголовного дела по ст. 228.2 позволяет избежать длительного тюремного срока, либо лишения свободы как такового.

Обратите внимание

Существует заблуждение, согласно которому можно избежать уголовной ответственности за нарушения закона, связанные с незаконным оборотом наркотиков, при добровольной сдаче имеющихся наркотических веществ и сотрудничестве со следствием.

Возможность отмены уголовного преследования в таком случае действительно присутствует, однако лишь в тех ситуациях, когда таковое преступление рассматривается положениями ст. 228 УК РФ, и соответственно, не предусматривает целей сбыта как таковых.

При случившемся факте сбыта наркотических веществ, информирование о нём правоохранительных органов и добровольная сдача наркотических средств не будут являться основаниями для прекращения уголовного преследования.

При активном сотрудничестве со следственными и судебными органами и искреннем раскаянии, когда опровергнуть факты сбыта наркотических средств невозможно, таковое поведение подсудимого, равно как и линия защиты, могут направляться на получение в качестве наказания лишения свободы с условным отбытием положенного срока без фактического тюремного заключения. Необходимо помнить, что подобная мера пресечения допускается исключительно при отсутствии аналогичных уголовных преступлений в деле подсудимого в прошлом и при его соответствующем поведении во время следственных процедур и судебных заседаний.

(408 голос., 4,53 из 5)
Загрузка…

Источник: https://pravo.moe/otvetstvennost-za-sbyt-narkotikov/

Как отличить хранение наркотиков с целью сбыта от хранения без цели сбыта?

Доказательства сбыта наркотиков без наличия самого вещества

Как переквалифицировать обвинение с ч.2 ст.328 УК на ч.1 ст.328 УК Республики Беларусь. Отличие хранения наркотического, психотропного вещества с целью сбыта от хранения без цели сбыта.

Какие доказательства используются в правоприменительной практике?

В соответствии с ч.1 ст.328 УК Республики Беларусь  под незаконным без цели сбыта оборотом наркотических средств, психотропных веществ без цели сбыта признаются — незаконные без цели сбыта изготовление, переработка, приобретение, хранение, перевозка или пересылка наркотических средств, психотропных веществ либо их прекурсоров или аналогов.

На основании с ч.2 ст.328 УК Республики Беларусь  под незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ с целью сбыта признаются незаконные с целью сбыта изготовление, переработка, приобретение, хранение, перевозка или пересылка наркотических средств, психотропных веществ либо их прекурсоров или аналогов либо сбыт.

На первый взгляд, отличия в квалификации очевидны, однако, при производстве по уголовным делам в ходе предварительного следствия и в суде возникают обоснованные затруднения при квалификации умысла на сбыт.

Так, в соответствии с п.7 постановления Пленума Верховного суда Республики Беларусь от 26 марта 2003 года № 1 «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными веществами, их прекурсорами и аналогами, сильнодействующими и ядовитыми веществами (ст.ст.

327-334 УК)»  о наличии умысла на сбыт могут указывать такие обстоятельства, как предварительная договоренность о поставке наркотических средств, дача обязательства оплатить оказанную услугу наркотиками, значительный объем наркотических средств, приобретение этих средств лицом, их не употребляющим.

Кроме того, в правоприменительной практике распространенными являются случаи, когда о наличии умысла на сбыт могут свидетельствовать обнаружение во владении подозреваемого (обвиняемого) электронных весов с наслоениями запрещенных к обороту веществ, показания свидетелей, а также сотрудников органов внутренних дел о наличии оперативной информации, свидетельствующей о распространении подозреваемым (обвиняемым) запрещенных к обороту веществ путем продажи.

Пример переквалификации действий обвиняемого из своей юридической практики…

Ленинским (г.Минска) РО СК Республики Беларусь возбуждено уголовное дело в отношении гражданина М. по ч.1 ст.

328 УК Республики Беларусь за незаконные без цели сбыта приобретение, хранение, перевозку   психотропных веществ без цели сбыта.

При себе у задержанного было обнаружено запрещенное к обороту психотропное вещество в нескольких фасовочных пакетиках, а также электронные весы с наслоениями микрочастиц.

В отношении подозреваемого была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу.

В ходе предварительного следствия действия М. были переквалифицированы и ему предъявлено окончательное обвинение по ч.2 ст.328 УК Республики Беларусь, а именно — незаконные с целью сбыта приобретение, хранение, перевозка психотропных веществ. В ходе предварительного следствия наложен арест на принадлежащий обвиняемому на праве собственности автомобиль.

Позиция органов следствия о переквалификации действий обвиняемого на ч.2 ст.

328 УК Республики Беларусь была основана на фактах обнаружения у задержанного значительного объема психотропного вещества, наличии фасовочных пакетиков и электронных весов с наслоениями микрочастиц, показаниями сотрудников органов внутренних дел о наличии оперативной информации, свидетельствующей об умысле обвиняемого на сбыт психотропных веществ путем продажи.

Таким образом, в случае осуждения М. в рамках предъявленного обвинения по ч.2 ст.328 УК Республики Беларусь итоговое наказание могло составить от 5 (пяти) до 8 (восьми) лет лишения свободы с конфискацией имущества или без конфискации имущества.

В соответствии со ст.18 УПК Республики Беларусь суд, сохраняя объективность и беспристрастность, обеспечивает сторонам обвинения и защиты необходимые условия для реализации их прав. Решение о виновности либо невиновности обвиняемого суд выносит лишь на основе достоверных доказательств, подвергнутых всестороннему, полному и объективному исследованию и оценке.

На основании со ст.105 УПК Республики Беларусь каждое доказательство подлежит оценке с точки зрения относимости, допустимости, достоверности, а все собранные доказательства в их совокупности — с точки зрения достаточности для окончания предварительного расследования и разрешения уголовного дела в судебном разбирательстве.

Несмотря на позицию органов следствия в ходе судебного рассмотрения дела были установлены несколько иные обстоятельства, нежели те, которые были отражены в материалах уголовного дела.

В итоге, приговором суда Ленинского района г.Минска действия М. были переквалифицированы с ч.2 ст.328 УК Республики Беларусь на ч.1 ст.328 УК Республики Беларусь и вместо лишения свободы обвиняемому М.

назначено наказание в виде 3 (лет) лет ограничения свободы с направлением в исправительное учреждение открытого типа без конфискации имущества. Арест, наложенный на автомобиль обвиняемого, судом снят.

Учитывая изложенное, совокупность представляемых следствием доказательств, а также окончательное обвинение, предъявленное обвиняемому, не всегда убеждает суд о наличии у обвиняемого умысла на сбыт запрещенных к обороту веществ. Итоговая квалификация судом действий обвиняемого зависит от различных факторов, в т.ч., от позиции самого обвиняемого, наличия прямых либо совокупности косвенных, опровергнутых стороной защиты доказательств.

Адвокат Вадим Коробко, +375-29-1744004 (Vyber, WhatsApp), advokate-minsk@mail.ru

Источник: http://jurcatalog.by/articles/48491/kak-otlichit-hranenie-narkotikov-s-ce

Что такое сбыт в уголовном праве?

Доказательства сбыта наркотиков без наличия самого вещества

Незаконный сбыт наркотических средств — тяжкое преступление, за которое ужесточается наказание практически ежегодно.

Несмотря на все усилия правоохранительных органов, сбыт наркотиков остается распространенным преступлением. Он представляет серьезную угрозу жизни и здоровью граждан.

Что подразумевает закон под сбытом наркотиков? Какие его признаки являются основанием для уголовного преследования? На какой срок за продажу запрещенных веществ могут посадить преступника в 2019 году?

Понятие сбыта наркотиков

Любое распространение наркотиков является сбытом. И получение за них денежного вознаграждения не является ключевым его критерием. Нередко преступные сообщества распространяют запрещенные вещества бесплатно, чтобы привлечь новых потребителей.

Поэтому закон выделяет в отдельный состав преступные деяния, связанные со сбытом наркосодержащих веществ, — из-за их повышенной общественной опасности.

Сбыт наркотических веществ — их распространение другим людям за деньги или безвозмездно.

Признаки сбыта наркотических средств

К признакам такого преступления относятся:

  • доказанный факт распространения наркотиков или их аналогов третьим лицам, либо осознанное намерение приступить к передаче;
  • наличие договоренности о распространении наркотических веществ с третьими лицами;
  • обнаружение наркотика промышленного производства;
  • наличие значительного объема запрещенных веществ у человека, который их не употребляет.

Уголовная ответственность грозит за распространение наркотиков или их аналогов, внесенных в федеральный перечень запрещенных веществ. Он утвержден Постановлением Правительства РФ от 01.10.2012 № 1002.

Даже если вы распространили незначительную часть наркотиков, вам грозит уголовная ответственность.

Какая статья УК РФ предусматривает ответственность за сбыт?

Сбыт наркотиков является уголовным преступлением. Наказание наступает по ст. 228.1 УК РФ.

Санкции грозят за передачу наркотических, психотропных веществ и их аналогов, растений с содержанием наркотических веществ, смесей и солей, запрещенных в легальном обороте.

Количество переданных наркотиков будет иметь значение только для разграничения ответственности по различным частям статьи.

Наказание по ч. 1 ст. 228.1 УК РФ наступает при любом размере сбыта.

Нормы статьи не распространяются на случаи легальной продажи или отпуска лекарственных препаратов, назначенных по рецепту врача. Факт нарушения правил продажи легальных наркотиков также не будет рассматриваться как сбыт.

Какой срок грозит за сбыт наркотиков?

Поскольку сбыт является тяжким преступлением, то санкция предусмотрена одна — тюремное заключение. Срок зависит от того, по какой части ст. 228.1 УК РФ квалифицируют деяние.

По части 1 к ответственности привлекут за:

  • распространение или передачу любой партии наркосодержащих веществ или их аналогов;
  • изготовление, перевозка, переработка или хранение запрещенных веществ, если они преследуют цель сбыта.

Наказание — тюремный срок от 4 до 8 лет (с возможным ограничением свободы на период до 1 года).

По части 2 наступает ответственность за:

  • распространение наркотиков в общественных местах или специализированных учреждениях — вокзалы, объекты общественного транспорта, административные здания и учреждения, следственные изоляторы или исправительные заведения;
  • сбыт с использованием СМИ или онлайн (сайты, социальные сети, мессенджеры и т.д.).

Санкции существенно строже — тюремное заключение на срок от 5 до 12 лет, с возможным штрафом до 500 тыс. руб. (или в размере дохода преступника за 3 года), ограничением свободы до 1 года.

Назначение дополнительной санкции в виде штрафа или ограничения свободы — право, а не обязанность суда.

По части 3 назначаются санкции за распространение запрещенных веществ:

  • в значительном размере;
  • группой лиц по предварительному сговору.

Наказание — лишение свободы на период от 8 до 15 лет. Кроме того, суд может назначить дополнительные санкции — штраф до 500 тыс. руб. или в размере дохода виновного за 3 года, а также ограничение свободы на период до 2 лет.

В части 4 содержатся дополнительные квалифицирующие признаки, которые существенно влияют на тяжесть наказания:

  • преступление, совершенное организованной группой;
  • сбыт наркосодержащих веществ лицом с использованием служебного положения;
  • распространение наркотиков несовершеннолетним гражданам;
  • сбыт в крупном размере.

За перечисленные деяния тюремный срок составит от 10 до 20 лет. Дополнительные виды наказания — лишение права занимать определенные должности, штраф до 1 млн. руб. или в размере дохода преступника за 5 лет.

Сбыт наркотических средств в особо крупном размере

Наиболее тяжкие виды санкций предусмотрены частью 5, которая применяется при доказанном факте сбыта в особо крупном размере.

Основная санкция за преступление — тюремный срок от 15 до 20 лет, либо пожизненное заключение. Дополнительными мерами воздействия выступают:

  • лишение права занимать определенные должности до 20 лет;
  • штраф в сумме до 1 млн. руб. или в размере дохода осужденного за 5 лет.

За сбыт наркотиков в особо крупном размере можно получить пожизненное тюремное заключение.

Доказательства сбыта наркотиков

Процесс доказывания сбыта наркосодержащих веществ является обязанностью следственных органов и стороны обвинения в суде.

В качестве доказательств могут выступать:

  • показания потерпевших, обвиняемых и свидетелей;
  • материалы оперативно-розыскной деятельности — аудио и видеозаписи, съемки с камер наблюдения, расшифровка телефонных переговоров и т.д.;
  • вещественные доказательства — упаковка и тара, в которую были расфасованы наркотики, оборудование для производства и фасовки наркотиков и т.д.;
  • иные доказательства, признанные судом допустимыми.

Сбор доказательств осуществляется на стадии предварительного расследования.

Для привлечения к уголовной ответственности также нужно доказать значительный, крупный или особо крупный размер изъятого наркотика. Это возможно только на основании экспертного заключения. Для каждого вида наркосодержащих веществ объем или масса партии будет различаться.

На основании собранных доказательств суд выносит приговор и определяет меру наказания.

Признаки преступного сообщества по сбыту наркотиков

Сбытом наркотических средств, произведенных промышленным способом, зачастую занимаются преступные сообщества. Чтобы доказать их причастность, следствию требуется выявить следующие признаки:

  • четкое и постоянное распределение обязанностей между членами организации;
  • устойчивость и сплоченность группы;
  • наличие единого и прямого умысла на совершение сбыта;
  • регулярность совершения противоправных действий;
  • согласованность и организованность преступных действий, в том числе единоначалие руководства.

Наличие признаков организованной группы по сбыту наркотиков позволяет привлечь преступников по ч. 4 ст. 228.1 УК РФ.

Приготовление к сбыту наркотических средств

Если преступником были созданы все условия для возможного распространения наркотиков, он понесет уголовное наказание, даже если не довел свой замысел до конца.

Приготовление и покушение на сбыт также рассматриваются в рамках ст. 228.1 УК РФ. Однако наказание будет существенно ниже — суд не может назначить санкцию выше 3/4 от максимально возможного тюремного срока, предусмотренного соответствующей частью статьи.

Можно ли смягчить наказание за сбыт наркотиков?

Несмотря на крайне суровые санкции, можно добиться смягчения наказания. Для этого обвиняемый должен заключить досудебное соглашение о сотрудничестве.

Ходатайство о заключении соглашения нужно оформлять только после консультации с адвокатом. Эта мера эффективна только в случае, когда доказательства по делу объективно подтверждают вину, а настаивать на невиновности неразумно.

При заключении соглашения суд будет обязан назначить наказание, не превышающее 2/3 от максимального размера тюремного срока по одной из частей ст. 228.1 УК РФ.

Чтобы защитить свои права от необоснованного обвинения в сбыте наркотиков, либо добиться смягчения наказания, обратитесь к нашим адвокатам. Они окажут полноценную помощь на всех этапах расследования и судебного процесса.

Источник: https://sozvezdie-zakon.com/chto-takoe-sbyt-v-ugolovnom-prave/

Мвд создаст спецподразделения для борьбы с нарушениями в работе сотрудников наркоконтроля

Доказательства сбыта наркотиков без наличия самого вещества

По преступлениям связанным со сбытом наркотических средств и психотропных веществ, с 30 июня 2015 года, оконченным преступлением, без применения ч.3 ст.

30 УК РФ – покушение на преступление, считаются действия по передаче наркотического средства покупателю, независимо от того, получил он их фактически или нет. Как оконченное преступление, без ч.3 ст.

30 УК РФ, квалифицируется осуществление “закладок”, в том числе когда покупатель не забрал оттуда наркотик, передача в ходе оперативно-розыскных мероприятий “проверочная закупка”, “оперативный эксперимент”, когда наркотик был изъят сотрудниками полиции и т.д.    

С 30 июня 2015 года, покушением на преступление, с применением ч.3 ст.

30 УК РФ, считаются действия лица по незаконному приобретению, хранению, перевозке, изготовлению наркотических средств или психотропных веществ, который тем самым совершает действия, направленные на их последующую реализацию и составляющие часть объективной стороны сбыта, однако по не зависящим от него обстоятельствам не передает указанные средства покупателю.

Так, если лицо хочет продать наркотическое средство или психотропное вещество, и с этой целью их приобретает, хранит, изготавливает, но не успевает осуществить действий к их продаже, например путем осуществления “закладки”, или договорившись с покупателем об их сбыте и т.д., то такие действия квалифицируются как покушение на сбыт с применением ч.3 ст.30 УК РФ. 

КАК СЛЕДСТВИЕ ДОКАЗЫВАЕТ СБЫТ НАРКОТИКОВ

При доказывании сбыта наркотических средств и психотропных веществ подлежат доказыванию две составляющих:

1-я составляющая, это так называемая субъективная сторона совершения преступления – направленность цели, именно на сбыт наркотика (умысел).

То есть, сбытчик является собственником наркотического средства или действует в интересах собственника, осознает, что совершает преступление – незаконные действия направленные на передачу наркотика другому лицу, и желает совершить или совершает данные действия.

Таким образом, следствие будет доказывать направленность умысла именно на сбыт, инициативу исходящую именно от сбытчика, что может выражаться в поиске покупателя наркотика (предложении купить), путей его реализации, осуществлении “закладок”, предложении угостить наркотиком, размещении в интернете предложений о его продаже, переписка в социальных сетях, и мессенджерах направленная на сбыт наркотиков и т.д.

О направленности умысла на сбыт также свидетельствует продажа или передача наркотического средства или психотропного вещества лицу, которому оно не принадлежит, по его просьбе, при условии, что покупатель (приобретатель) не действует в рамках оперативно-розыскных мероприятий, под контролем сотрудников полиции, о чем будет написано ниже.

Данные факты могут быть закреплены следствием в протоколах допросов обвиняемого (подозреваемого), свидетелей, результатах прослушивания телефонных переговоров, результатах осмотра компьютеров, планшетов и телефонов, в которых содержится данная информация, отражена в протоколах следственных действий с участием обвиняемого, если при их проведении он дает пояснения о наличии цели сбыта наркотиков, в результате оперативного наблюдения (например делает “закладки”, передает наркотик), запросах о движении денежных средств по счетам сбытчика и т.д.

2-я составляющая, объективная сторона совершения преступления – документирование действий по сбыту наркотического средства или психотропного вещества.

Если покупатель (приобретатель) не действует в рамках оперативно-розыскных мероприятий под контролем сотрудников полиции, а является лицом приобретающим наркотическое средство по собственной инициативе, то факт сбыта доказывается протоколом его личного досмотра, в рамках которого изымается наркотическое средство, результатами химической экспертизы, протоколами допроса лица у которого наркотическое средство изъято, протоколами допроса предполагаемого сбытчика, результата оперативного наблюдения, прослушивания телефонных переговоров, протоколами осмотра компьютеров, телефонов с которых велась переписка, заключениями биологической и даткитолоскопической экспертиз, на принадлежность отпечатков пальцев и биологических следов имеющихся на упаковке сбытого наркотика предполагаемому сбытчику, смывов с его рук, протоколами личного досмотра предполагаемого сбытчика, экспертизы срезов с его карманов, обыска в жилище и т.д.

Указанные следственные действия проводятся следователем или сотрудниками полиции при  необходимости и не являются обязательными.

ДОКАЗАТЕЛЬСТВА СБЫТА В РАМКАХ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В подавляющем большинстве случаев, факты сбыта наркотических средств или психотропных веществ выявляются и документируются сотрудниками правоохранительных органов в рамках проведения оперативно-розыскных мероприятий “проверочная закупка” или “оперативный эксперимент”.

Суть законного мероприятия заключается, в создании определенных условий для документирования незаконной деятельности по сбыту наркотических средств лица, в отношении которого имеется обоснованное подозрение в причастности к распространению наркотиков.

В данном случае, покупатель наркотического средства – закупщик, действует под контролем сотрудников полиции приобретая наркотик, сделка документируется в рамках ОРД (оперативно-розыскной деятельности), и в дальнейшем эти материалы становятся доказательствами по делу.

Закупщик наркотического средства или психотропного вещества действует в рамках оперативно-розыскных мероприятий, и согласно ФЗ “Об оперативно-розыскной деятельности”, до проведения такого мероприятия оперативные службы должны обладать информацией о причастности предполагаемого сбытчика к совершению подобных преступлений, или подготовке к его совершению, либо сотрудники полиции должны действовать по письменному поручению следователя в рамках уже возбужденного уголовного дела.

Материалы уголовного дела, в случае если оперативно-розыскные мероприятия проводились до его возбуждения, должны содержать основания для проведения оперативно-розыскного мероприятия “проверочная закупка” или “оперативный эксперимент” из которых бы следовало, что предполагаемый сбытчик причастен к сбыту наркотиков, и осознанно ставит перед собой цель их сбыть, то есть имеет место умысел на сбыт.

” В тех случаях, когда материалы уголовного дела о преступлении рассматриваемой категории содержат доказательства, полученные на основании результатов оперативно-розыскного мероприятия, судам следует иметь в виду, что для признания законности проведения такого мероприятия необходимо, чтобы оно осуществлялось для решения задач, определенных в статье 2 Федерального закона “Об оперативно-розыскной деятельности”, при наличии оснований и с соблюдением условий, предусмотренных соответственно статьями 7 и 8 указанного Федерального закона. Исходя из этих норм, в частности, оперативно-розыскное мероприятие, направленное на выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступления, а также выявление и установление лица, его подготавливающего, совершающего или совершившего, может проводиться только при наличии у органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, сведений об участии лица, в отношении которого осуществляется такое мероприятие, в подготовке или совершении противоправного деяния.” –  

В случае, если мероприятия проводятся в рамках возбужденного уголовного дела, то основанием для их проведения является только поручение следователя, в производстве которого оно находится.

Согласно ст.

7 ФЗ “Об оперативно-розыскной деятельности”, основанием для проведения оперативно-розыскных мероприятий являются, в том числе ставшие известными органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, сведения о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

К сожалению, в силу несовершенства законодательства, в Российских судах укоренилась порочная практика принимать на веру любые утверждения сотрудников полиции, о якобы наличии обоснованного подозрения в отношении лиц у которых были проведена “закупка” наркотических средств или психотропных веществ.

Зачастую, материалы уголовных дел не содержат конкретных данных о причастности предполагаемого сбытчика к совершению преступлений, и формально основания для проведения ОРМ оформляются в виде простого рапорта оперативного сотрудника или ссылки в постановлении на проведение ОРМ, о якобы наличии такой информации, на которые и ссылаются суды, как на основание для проведения ОРМ.

” Результаты оперативно-розыскного мероприятия могут использоваться в доказывании по уголовному делу, если они получены и переданы органу предварительного расследования или суду в соответствии с требованиями закона и свидетельствуют о наличии у лица умысла на незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, сформировавшегося независимо от деятельности сотрудников органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. ” –

Результаты ОРД могут быть переданы следователю только на основании постановления руководителя (заместителя) органа по субъекту РФ осуществляющего ОРД (руководителем МВД, Следственного комитета, ФСБ, по области, краю, республике или городу Федерального значения –  Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя).

Постановление о предоставлении результатов ОРД должно содержать перечень документов которые передаются, а также перечень предметов полученные в ходе проведения ОРМ. Подписано соответствующим руководителем.

В том случае, если в материалах уголовного дела отсутствует постановление об их предоставлении следователю, либо в нем не указаны какие-либо документы отражающие ход ОРМ, то такие результаты не могут быть использованы в качестве доказательств по делу.

Вместе с тем, под наличием умысла понимается желание лица сбыть наркотическое средство или психотропное вещество, которое сформировалось у него самостоятельно.

Другими словами, он совершил бы данное преступление, в отношении других лиц, независимо от факта проведения в отношении него “проверочной закупки” или “оперативного эксперимента”, действий закупщика, и сотрудников правоохранительных органов.

” Органам (должностным лицам), осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, запрещается подстрекать, склонять, побуждать в прямой или косвенной форме к совершению противоправных действий (провокация) ” –

Провокацией является побуждение в прямой или косвенной форме к совершению преступления, при отсутствии обоснованных подозрений в отношении данного лица. В данном случае к передачи наркотического средства лицу, действующему в качестве закупщика при проведении ОРМ.

Вместе с тем, несмотря на законодательный запрет провоцировать лиц на совершение преступлений, недобросовестные сотрудники правоохранительных органов при фактическом отсутствии обоснованных подозрений в причастности к совершению преступлений, используя своих агентов, либо зависимых от сотрудников полиции лиц, искусственно формируют умысел на передачу наркотического средства их агенту.

Из практики: В. задерживают, при личном досмотре изымают у него наркотическое средство. Перед В. сотрудники полиции ставят условие, либо он сейчас любым способом у своих знакомых лиц возьмет наркотическое средство, либо В. будет немедленно избрана мера пресечения в виде заключения под стражу.

В. испугавшись немедленного заключения начинает обзванивать всех своих знакомых, кто также употребляет наркотики, и под любыми предлогами склоняет их к оказанию помощи в приобретении наркотического средства, угощении В., или продажи ему наркотика.

Вместе с тем, сотрудники полиции не знают, кого В. получится уговорить на передачу ему наркотика, и не могут обладать никакой информацией о причастности к сбыту наркотиков этих лиц.

С. поддавшись на уговоры В., с которым они два дня назад совместно приобрели наркотик, находясь с В. в доверительных отношениях, в том числе на фоне совместного употребления наркотиков, проникшись его уговорами, соглашается продать В. часть оставшегося у него наркотика, о чем В. немедленно сообщает сотрудникам полиции.

Сотрудники в свою очередь, не обладая данными о причастности С. к сбыту наркотиков до обращения к нему В., проводят в отношении С. “проверочную закупку”, в рамках которой документируют факт передачи.

По результатам закупки составляются документы, для В. готовится объяснение, в котором он утверждает, что С. сам ему предлагал приобрести наркотик, и на основании данного факта он добровольно обратился в полицию.

С. задерживается сотрудниками полиции, ему предлагается такая же сделка, и круг замкнулся.

Участвуя в следующей подобной закупке, В. уже является агентом сотрудников полиции, что конечно же в суде категорически отрицает.

Такие действия В. и сотрудников полиции являются провокацией на совершение преступления.

Признаками провокации сбыта наркотических средств являются:

1. Отсутствие предусмотренных законом оснований для проведения ОРМ «проверочная закупка».

2. Отсутствие достоверной (проверяемой) информации, что лицо до начала проведения ОРМ занималось сбытом наркотических средств или готовилось к сбыту.

3. Инициатива в сбыте наркотических средств, в прямой или косвенной форме исходила от сотрудников полиции или их агента (закупщика).

Судебных решений по признанию действий оперативных сотрудников полиции изначально провокационными – ничтожно мало.

Суды РФ признают провокационными в большинстве своем повторные «проверочные закупки» в результате которых не было достигнуто новых результатов.

Есть очень не много примеров признания судами провокацией первой «проверочной закупки», и практически все они связаны с фальсификацией уголовных дел сотрудниками полиции.

Источник: https://konsultant228.ru/sbyt-narkotikov/dokazatelstva-sbyta-narkotikov/

Окно права
Добавить комментарий