Что мне делать, если учитель меня оскорбляет и доводит до слез?

Родители пожаловались в прокуратуру на учительницу, которая называла малышей безмозглыми балбесами

Что мне делать, если учитель меня оскорбляет и доводит до слез?
В распоряжении “КП” оказалась аудиозапись, которую тайно сделали третьеклашки.

– Ты в первый раз пришла на урок? Почему из-за таких балбесов страдают хорошие ученики!? Из-за таких, как ты, ты, ты… Вы действительно балбесы! Натуральные балбесы!

Это аудиозапись с урока. Ее приложили к заявлению в прокуратуру родители учеников 3 “А” класса гимназии № 70.

ДЕТИ ВОЗВРАЩАЛИСЬ В СЛЕЗАХ

Школа, где разгорелся скандал, считается одной из лучших в городе. Что только ни делают родители, чтобы отдать своего ребенка учиться именно в эту гимназию с углубленным изучением английского языка.

Даже специально покупают квартиры рядом со школой, чтобы по прописке усадить отпрыска за парту в заветном образовательном учреждении.

Поговаривают, что жители окрестных домов наладили особый бизнес: прописывают желающих за 50 тысяч рублей.

И вдруг в одну из лучших городских школ нагрянула прокурорская проверка. Родители утверждают, что педагог Маргарита Игоревна Арефьева, преподаватель первой категории, издевается над их детьми! У Маргариты Игоревны – 40-летний опыт работы с детьми. И не в колонии для малолетних преступников, а в гимназии № 70, в начальной школе.

– Я давно замечала, что моя дочь очень мало рассказывает о том, что происходит в школе, — рассказывает Анна Агапитова, мама одной из учениц Маргариты Игоревны. — Учится она хорошо, занимается спортом. Но я чувствую, что ребенок напряжен.

И когда она в очередной раз прибежала из школы в слезах, я уговорила ее все рассказать.

Дочка, плача, выложила, что классная руководительница оскорбляет, унижает ее и других детей, а после берет с ребенка слово ничего не рассказывать родителям!

Анна в тот же день отправилась в школу, чтобы поговорить с учительницей. Но та все отрицала. А на следующий день Арефьева отчитала девочку перед классом, заявив, что она стукачка, которая все рассказывает маме. Анна позвонила другим родителям. Оказалось, что некоторые из них уже в курсе того, что происходит в классе.

Другие же просто не могли поверить в происходящее и не верят до сих пор. Родители до последнего не хотели доводить дело до скандала, боясь испортить отношения с учительницей, а то и потерять место в школе. Подходили к Маргарите Игоревне, просили ее быть сдержаннее. Но малыши продолжали возвращаться из школы в слезах.

ПОЛОЖИЛИ В ШКОЛЬНЫЕ РЮКЗАКИ ДИКТОФОНЫ

Тогда несколько родителей положили в школьные рюкзачки своих детей диктофоны. Услышав, как заслуженный педагог костерит третьеклашек, папы и мамы побежали директору и потребовали уволить Арефьеву.

Но та продолжала работать в школе. Более того, родители в классе раскололись на два лагеря. У Маргариты Игоревны были любимые ученики, на которых она не срывалась.

Их родители и встали на защиту педагога.

Сама Маргарита Ивановна попыталась наладить отношения с детьми. Правда, сделала это в своей обычной манере. А родители уже не решались отправлять детей на ее уроки без диктофона. И ужасались, слыша очередную запись:

– Разговор не для передачи родителям, — кричит на третьеклашек Арефьева. — Ты меня боишься? А ты? Ты?!

Дальше слышно, как одна из девочек громко плачет.

“БАЛБЕС — СЛОВО НАРОДНОЕ”

Маргарита Игоревна Арефьева.Фото из архива учеников

Родители написали заявление в прокуратуру, в Управление образования Екатеринбурга, в аппарат уполномоченного по правам ребенка области. После этого Арефьева ушла на больничный. Мы связались с Маргаритой Игоревной по телефону, когда она как раз находилась на приеме в поликлинике.

– Меня оклеветали, — заявила она “КП”. — Да, я крикнула несколько раз на детей. Но слово “балбес” — оно народное. Я не оскорбляла детей систематически, у меня с ними хорошие отношения.

Я думаю, что администрация начальной школы в лице завуча Натальи Воробьевой решила избавиться от меня как от пенсионерки.

Я буду четвертой учительницей за три года, уволенной по жалобам родителей, которым потакает администрация.

Руководство гимназии от комментариев отказалось. Не удалось получить комментарии и в городском Управлении образования, там попросили записаться на прием.

Кстати, сама Арефьева призналась нам, что ей уже предложили в школе место в группе продленного дня все в той же начальной школе. Но так просто уходить она не намерена.

– Я буду защищаться. А тем родителям 3 “А”, которые пишут на меня заявления, хочу сказать, что им нужно заниматься воспитанием своих детей, а не перекладывать это на других. Они должны мне быть благодарны за то, что я столько сделала для их детей. А они пишут на меня заявления!

– Я не собираюсь отступать, эта учительница несколько раз ударила мою дочь по голове, — говорит возмущенная мама третьеклассницы Ольга Селянина. — Доказательств у меня нет, но своему ребенку я верю. Если прокуратура Ленинского района не найдет в поведении педагога причин для ее увольнения, мы пойдем по другим инстанциям.

Во вторник родителям устроили внеплановое собрание в школе. Корреспондент “КП” также присутствовал на нем.

Чего мы там только ни услышали! Одни мамы кричали, что Арефьеву надо срочно гнать из школы, другие заступались: она опытнейший педагог! Школьный психолог призывала во всем разобраться: мол, срывы у всех бывают. А завучи просили пойти на компромисс и дать педагогу доработать учебный год.

Возмущенные родители согласиться на это не готовы. Договорились, что будут дожидаться окончания проверки прокуратуры, ответ из которой ждут 19 апреля.

Тем временем другие ведомства также занялись скандалом в гимназии.

Так, например, по словам сотрудницы аппарата уполномоченного по правам ребенка Свердловской области Елены Алексеевой, уже установлено, что госпожа Арефьева как минимум нарушила должностную инструкцию учителя.

Вот ее формальные промахи: “удаление учащихся с уроков, отвлечение обучающихся во время учебного процесса на иные, не связанные с учебным процессом мероприятия”.

КОММЕНТАРИЙ ПСИХОЛОГА

– Кричать, срываться на детей недопустимо. Дети есть дети, правила взаимоотношения с ними должен устанавливать взрослый, — комментирует ситуацию психоаналитик Светлана Катырева.

— Так что здесь почти все зависит от личности педагога. Есть учителя, которые никогда не кричат, а дети их прекрасно слушают.

Видимо, этот педагог изначально поставила себя с детьми так, что все вопросы с ними она может решать только криком.

Источник: https://www.amic.ru/news/214916/

Что делать, если учитель обижает ребенка?

Что мне делать, если учитель меня оскорбляет и доводит до слез?

Итак, ваш ребенок пошел в школу. Дни учебы летят один за другим, вроде бы все нормально, но малыш как-то странно ведет себя. Не любит рассказывать о школе, на все расспросы бурчит под нос «нормально», а потом вдруг как гром среди ясного неба: «Учительница плохая».

Очень многие дети жалуются на своих учителей. И очень часто родители оставляют эти жалобы без внимания, списывая их то на усталость, то на изнеженность, то на каприз. А между тем от того, какое отношение выстроится между ребенком и первым учителем, зависит то, как в дальнейшем ребенок будет воспринимать школу и насколько сильным будет его желание учиться.

Не секрет, что качество персонала в российских школах оставляет желать лучшего. Не секрет, что преподавательские места зачастую занимают люди, не имеющие желания и таланта преподавать и работать с маленькими детьми.

Низкие заработные платы, тяжелые условия труда, непрестижность профессии — на самом деле талантливые педагоги зачастую уходят в дорогие школы, в частное преподавательство, а их места в школах занимают незаинтересованные люди.

Отсюда едва ли не с первого дня обучения ребенок сталкивается с непривычным отношением к себе со стороны учителя: криком, оскорблениями, угрозами, манипулированием, а то и побоями.

Подобные ситуации складываются гораздо чаще, чем нам хотелось бы, просто обычно дети об этом молчат, и родители узнают о происходящем только тогда, когда дело доходит до серьезного конфликта, а то и вовсе на выпускном вечере.

Какие симптомы должны вызвать у вас тревогу? Как понять, что в школе что-то не так?

Самый важный симптом: ребенок отказывается говорить о школе. Он защищает свою психику, избегая травмирующей ситуации. Он не хочет еще раз даже в разговоре касаться этой темы.

Другие признаки: ребенок не хочет ходить в школу, начинает выдумывать заболевания, ищет причину пропустить занятия. Низкая успеваемость. Отсутствие желания учиться. Садясь за уроки, малыш может показывать признаки страха или паники.

Если вы заметили нечто подобное в поведении своего сына или дочери, самое время для откровенного разговора. В статье «25 вопросов» мы приводим пример того, как можно разговорить ребенка на тему школы. Ваша задача — узнать, что происходит.

Чаще всего дети жалуются на то, что учительница «орет». Профессия учителя требует большого нервного напряжения, у многих учителей психика с годами расшатывается.

И учительница уже не может найти сил в стотысячный раз объяснять одно и то же, она начинает кричать.

С одной стороны — учитель тоже человек, но с другой — эмоциональный крик является одним из наиболее травмирующих методов воздействия на психику, особенно на психику ребенка.

Что еще может делать учитель? Оскорблять детей. Увы, такое тоже встречается. У некоторых учителей просто манера преподавания обзывать детей дураками, дебилами, лохами и иными нелестными эпитетами.

К методам унижения детей можно отнести высмеивание ребенка перед классом, приказ стоять на протяжении всего урока, намеренное занижение язвительный тон.

В особо тяжелых случаях могут иметь место случаи рукоприкладства. Учитель может дать подзатыльник, может потыкать ребенка лицом в учебник, может ударить указкой по рукам или по ногам.

К большому сожалению, это не сценарий фильма ужасов. Все приведенные примеры — реально имевшие место эпизоды, рассказанные родителями детей.

Как быть в ситуации, если ребенок рассказывает такие кошмары, жалуется на учителя?

Прежде всего, необходимо поговорить с другими родителями. Дети обладают богатой фантазией, порой они способны выдумать такое, что не приснится самому талантливому фантасту.

Чтобы отсеять правду от выдумок и собственного понимания происходящего вашим ребенком, надо поговорить с другими родителями, попросить их побеседовать с их детьми.

Если и другие дети подтвердят рассказы вашего сына или дочери, то следует принимать меры.

Многие родители, особенно родительницы, узнав о творящемся безобразии, воскипают гневом и на эмоциях начинают грозить школе прокуратурой, всевозможными санкциями, чуть ли не Гаагским трибуналом. Это неправильно.

Их гнев вполне понятен, но это неверный путь решения вопроса. Ваш первый шаг — переговоры с самой учительницей. Без угроз, без трясущихся рук надо подойти к ней и сказать, что ваш ребенок рассказывает вот о том-то и том-то. Другие дети говорят о том же.

Мне бы хотелось услышать ваши объяснения по этому поводу.

Очень часто беседа с родителем «встряхивает» преподавателя, и он исправляется. Но бывает и так, что беседы оказывается недостаточно.

Если у вас среди родителей нашлись единомышленники, то можно поднять этот вопрос на родительском собрании.

Если случилось так, что вы оказались в одиночестве, другие родители не хотят вас поддерживать (например, из боязни портить отношения с учителем), то тогда вам следует обратиться к директору.

В этом случае вы должны написать в двух экземплярах заявление на имя директора школы и прийти с ними на прием. Один экземпляр останется у директора, второй с датой принятия и подписью вернут вам.

В течение тридцати дней директор будет обязана дать вам письменный ответ на ваше обращение. Этого срока обычно предостаточно, чтобы директор смогла провести беседу с педагогом.

Такая беседа действует весьма отрезвляюще и как правило, на этом проблемы заканчиваются.

Однако бывает и так, что по каким-либо причинам директор не желает применять меры к педагогу. Если вы видите, что никаких изменений не происходит, ребенок продолжает жаловаться, то тогда вам прямая дорога в УНО или РОНО (в разных регионах это учреждение называется по-разному).

С копией вашего заявления директору вы должны подойти к секретарю и написать (опять же, в двух экземплярах) заявление, что ваш ребенок, учащийся такого-то класса такой-то школы регулярно жалуется на унижения и оскорбления со стороны преподавателя такого-то. Ранее вы обращались к директору школы (заявление прилагается), но никаких мер принято не было.

Прошу вас разобраться в данной ситуации и принять меры к преподавателю такому-то.

Если не помогут и в УНО, то последняя инстанция — прокуратура. Сначала местная, затем Генеральная.

Но может случиться и так, что все негативные поступки учителя окажутся всего лишь выдумками ребенка. Бывает и так. Причина таких фантазий может крыться в не сложившихся личных отношениях ребенка и учителя.

Бывает. И учитель хороший, и обстановка нормальная, а вот не сложилось у малыша с преподавателем, не понимают они друг друга. В таком случае выход один — перевести ребенка в другой класс, а то и в другую школу.

Хочется пожелать всем родителям, чтобы у них не доходило до подобных ситуаций, а учеба в школе приносила вашим детям только радость.

Азбука воспитания

Источник: https://azbyka.ru/deti/chto-delat-esli-uchitel-obizhaet-rebenka

Учитель оскорбляет учеников – что можно сделать?

Что мне делать, если учитель меня оскорбляет и доводит до слез?

Что делать, если учитель систематически «шуточно» обзывает ребёнка, ссылаясь, например, на его внешние данные? Если он явно и умышленно несправедлив к конкретному учащемуся? Имеет ли учитель право прилюдно критиковать, высмеивать учеников? Как бороться с неэтичным поведением учителя? 

В настоящее время законодательством не определены конкретные требования к профессиональному поведению педагогов общего образования. Как правило, образовательные учреждения утверждают кодексы профессиональной этики педагогов собственными локальными нормативными актами.

Право на уважение человеческого достоинства в школе

Обучающийся имеет право на уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности, охрану жизни и здоровья (статья 34 Федерального закона «Об образовании в РФ»).

Педагог обязан соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики; уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений (статья 48 Федерального закона «Об образовании в РФ»).

Учитель не имеет права: кричать на детей, поднимать руку, оскорблять его достоинство, унижать его перед одноклассниками, наказывать ребенка негуманным способом. В случае дисциплинарного нарушения со стороны ученика, учитель должен руководствоваться Уставом школы и решать вопрос с родителями и администрацией школы.

Что делать родителям, если педагог позволяет себе оскорблять ученика?

В соответствии со ст.

45 данного закона родители (законные представители) вправе защищать интересы своих детей путем направления соответствующих обращений в органы управления образовательного учреждения или в комиссию по урегулированию споров (если таковая создана в ОУ) с требованием о проведении дисциплинарного разбирательства в отношении педагога и привлечении его к дисциплинарной ответственности, в том числе и увольнения. Родители (законные представители) также имеют право на обращение с иском в суд к конкретному педагогу и ОУ с требованием о выплате компенсации морального вреда.

Вы как родитель имеете право требовать прекращения таких действий со стороны учителя. Конкретные шаги зависят от личных особенностей данного учителя, директора и общей ситуации в школе.

Также много зависит от возможности доказать факт унижающих действий и оскорбительных высказываний.

Дополнительно читайте по этму вопросу – Тайную диктофонную запись можно использовать как доказательство в суде. 

Шаг первый. Если учитель готов к диалогу, может помочь личный разговор. Можно объяснить учителю, что Ваш ребенок не привык к крику и вы считаете что подобные меры воздействия недопустимыми.

Шаг второй. Написать обращение на имя директора школы (оно может быть как индивидуальным так и коллективным), перечислить факты и обстоятельства, которые нарушают права учащихся науважение чести и достоинства и просить принять меры воздействия по отношению к учителю, либо привлечь к дисциплинарной ответственности.

Чтобы ваша жалоба не была воспринята как наговор, а ваш ребенок не оказался виноватым — попробуйте привлечь других родителей. Наверняка у них подобные проблемы. Жалоба к директору подписанная родителями класса — очень эффективный способ. Директор не игнорировать подобное обращение — он обязан провести служебное расследование и вправе привлечь учителя к дисциплинарной ответственности.

Шаг третий. Направить заявление в Комиссию по урегулированию конфликтов. Такая комиссия должна собираться в каждой школе и рассматривать поступившие обращения. Обращение может быть направлено как от имени учащихся, так и от имени родителей. В состав комиссии в обязательном порядке должны входить родители.

Шаг четвертый. Обращение в суд, прокуратуру, полицию, инспекцию по контролю за образованием может последовать как после проведения дисциплинарного разбирательства, так и в тех случаях, когда дисциплинарное разбирательство не проводилось или в ходе этого разбирательства, не были установлены, описанное Вами поведение педагога.

Если исправить ситуацию не получается – родитель может поставить вопрос о переводе ребёнка в другой класс или к другому учителю. Порядок перевода и другие организационные моменты, связанные с деятельностью школы, должны быть отражены в Уставе общеобразовательного учреждения. Родители имеют право ознакомиться со всеми документами, которые регулируют деятельность школы и затрагивают их права.

Последствия

После установления фактов непрофессионального и неэтичного поведения педагога Вы вправе требовать:

1) привлечь к дисциплинарной ответственности, вплоть до увольнения (при обращении в администрацию школы или в комиссию по урегулировании споров);

2) привлечь к административной или уголовной ответственности (при обращении в полицию, прокуратуру, инспекцию по контролю за образованием);

  • Административная ответственность. Оскорбление, то есть унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме, — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц — от 10 000 до 30 000 рублей; на юридических лиц — от 50 000 до 100 000 рублей.(ст. 5.61. Кодекс об административных правонарушениях)

3) к компенсации морального вреда (при обращении в суд с требованием о взыскании с педагога и школы).

В любом случае, поднимать вопрос оскорблений стоит поскольку даже педагог не будет наказан, возможно, что на его поведение все же повлияет факт наличия жалоб, либо беседа с директором с глазу на глаз.

Цитаты из закона:

Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления.

пункт 1 статьи 21 Конституции Российской Федерации

Обучающийся имеет право на уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности, охрану жизни и здоровья

Статья 34 Федерального закона «Об образовании в РФ»

Педагог обязан соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики; уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений.

Статья 48 Федерального закона «Об образовании в РФ»

Нематериальные блага

1.

Жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.

2. Нематериальные блага защищаются в соответствии с настоящим Кодексом и другими законами в случаях и в порядке, ими предусмотренных, а также в тех случаях и пределах, в каких использование способов защиты гражданских прав (статья 12) вытекает из существа нарушенного нематериального блага или личного неимущественного права и характера последствий этого нарушения.

В случаях, если того требуют интересы гражданина, принадлежащие ему нематериальные блага могут быть защищены, в частности, путем признания судом факта нарушения его личного неимущественного права, опубликования решения суда о допущенном нарушении, а также путем пресечения или запрещения действий, нарушающих или создающих угрозу нарушения личного неимущественного права либо посягающих или создающих угрозу посягательства на нематериальное благо.

Статья 150 Гражданского кодекса РФ

Оскорбление, то есть унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме, — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Статья 5.61. Кодекса об административных правонарушениях РФ

Источник: https://usperm.ru/content/uchitel-unizhaet-uchenikov

Как сдержать гнев и раздражение на уроке? Советы учителям и педагогам

Что мне делать, если учитель меня оскорбляет и доводит до слез?

Есть такие люди, которые получают удовольствие, доводя других до белого каления: им нравится портить настроение другим, они хотят выместить свой гнев и раздражение, понаблюдать за вами.

Обычно такие «развлечения» свойственны людям старшего возраста, но и среди детей могут попадаться такие.

Однако намеренное провоцирование учителя учениками — не главная причина, почему учитель может выйти из себя.

Хроническая раздраженность и недовольство

На наш взгляд, раздражение учителя в школе имеет более глубокие причины: гнев, недовольство собой и окружающими, подавление своих положительных и отрицательных эмоций, недовольство условиями работы, а также отсутствие полноценного отдыха, нормального сна и питания — вот что приводит к тому, что некоторые учителя становятся как бомба замедленного действия. Их все раздражает: громкие голоса детей, их непослушание, музыка на переменах, шум, беготня… Такие учителя могут сорваться в любой момент, и их возмущению не будет предела: крики, оскорбления, истерика станут одним из этапов урока.

Что делать, если вы чувствуете, что вот-вот лопнет терпение, что вы вот-вот сорветесь и начнете кричать и судорожно махать руками или заплачете?

Как это ни странно, нужно успокоиться. Как правило, даже в момент сильнейшего раздражения человек осознает, что может остановиться и не идти по худшему сценарию.

Представьте, как вы будете выглядеть в глазах своих учеников, коллег и руководства школы, если дадите волю всем своим чувствам, эмоциям и порывам. На ответ разгневанной души «Будь что будет» задайте еще раз тот же вопрос.

Вы — взрослый самостоятельный человек, профессионал своего дела, педагог, владеющий навыками самоконтроля и прошедший курс психологии, вы не будете кричать и срываться на учеников или коллег.

В этот момент помогают:

  • Концентрация на своем дыхании: дышите ровно и глубоко, контролируйте свое дыхание;
  • Настрой на позитив: постарайтесь придумать шутку о сложившейся ситуации, представьте ее комичность со стороны, представьте, что ваш раздражитель стоит голый перед вами, оденьте его в шутовской наряд и т.д.;
  • Подумать о чем-то приятном, о том, как вы побалуете себя, если выиграете этот бой: купите пирожное, пройдетесь по любимой аллее, придете домой и примете ванну с успокаивающими маслами и т.д.;
  • Визуализировать свой гнев и раздражение «внутри»: представьте все, что бы вы хотели сделать и сказать в данный момент, но внешне оставайтесь в спокойствии;
  • Выйти из кабинета хотя бы за дверь или до туалетной комнаты — отдышитесь, сомните лист бумаги, умойтесь, скажите все, что вы хотите сказать, поплачьте, а потом приведите себя в порядок и приходите в класс. Не торопитесь возвращаться, если еще не пришли в себя.

Конечно, вам не нужно полностью скрывать свои эмоции и чувства: если ситуация того требует, скажите о своих чувствах: «Твои слова оскорбляют меня», «Ваше поведение выводит меня из себя». Дети должны понимать, что учитель не робот и не кукла, у которых всегда хорошее настроение и они всегда готовы работать с любой аудиторией, дети должны видеть в вас человека, и ваше умение справиться с возмущением будет только хорошим примером в их глазах.

Однако, если причина вашего раздражения вне класса (например, вы злитесь на своего мужа (жену), начальство или другие обстоятельства), смысла говорить о них с детьми — нет, более того, не нужно срываться на детях в этих случаях.

Что делать после вспышки гнева?

Вот, вы удачно пережили вспышку гнева, не дали своим эмоциям волю и сдержались. Молодец, иногда это очень трудно. Однако всегда скрывать, зажимать свои эмоции нельзя — они должны иметь выход. Если вы не выпустили пар в классе, нужно выпустить его потом, иначе он будет накапливаться и тогда уже точно беде не миновать.

Как снять напряжение и стресс после конфликта?

  • Как вы можете выпустить пар? Разбить тарелку, громко крикнуть, топнуть, ударить подушку, порвать бумагу, выбросить ненужные вещи? Сделайте то, что вам подходит, не оставляйте злобу в себе, не копите.
  • Займитесь спортом: сходите в спортзал, отожмитесь, подтянитесь, поиграйте в футбол, волейбол или другую игру — дайте выход своим эмоциям.
  • Контрастный душ, ванная, релаксирующий массаж: представьте, что с вашего тела смывается вся злость, гнев, раздражение, возбуждение…
  • Послушайте любимую музыку, а лучше пойте. И вы увидите, как негативные эмоции сменятся позитивными.
  • Ну и конечно: займитесь уборкой, лучше генеральной, и лучше руками: вымойте пол во всех углах, под диваном, за шкафами, вымойте люстру, перестирайте занавески. Это помогало снимать напряжение многим поколениям. Сначала вас будет брать раздражение, а потом вы успокоитесь, и уборку можно будет закончить.

Еще не все потеряно: боремся с раздражением

Прежде чем бороться с раздражением, нужно понять его причину.

Что вас раздражает? На что вы злитесь? Что вызывает в вас бурю отрицательных эмоций? Ответы могут быть разными: семейные неурядицы, проблемы на работе, плохое самочувствие (в том числе ПМС, климакс), отдельные ученики и их характер, манера общения и т.д.

Обратите внимание, как часто вы испытываете раздражение: единственный ли это случай за последний год или вы регулярно думаете, что с вами творится что-то неладное: вечно вы недовольны, вечно вас все раздражает и мешает.

Ответив на эти вопросы, и нужно принимать решение, что делать. Если это «разовая акция» вашего организма, выпустите пар, отдохните, погуляйте и забудьте. А если вы постоянно испытываете раздражение, то помните, что:

  • Эмоции нельзя всегда подавлять и гасить, им нужно давать «конструктивную» волю: не крича и топая в классе, что вы больше не можете работать с Ивановым, что его выкрики с места вас бесят и вы вызовите его родителей на профсовет и добьетесь его исключения из школы, а позже, дома (читайте выше): вытрясите половики, отожмитесь, разбейте старую тарелку;
  • Всегда высыпайтесь: если вы спите по 5-6 часов в день не удивительно, что вы раздражены и злы — в такой ситуации любой рано или поздно станет «злой собакой». Соблюдайте режим сна в будни и выходные, спите в прохладном, хорошо проветриваемом помещении, не ешьте на ночь и не пейте кофе, не читайте и не смотрите криминальную хронику, политические новости и захватывающую художественную литературу. Организм ночью должен отдыхать.
  • Полноценно питайтесь: неразумные диеты, перекусы, отсутствие упорядоченности в питании приводят к тем же проблемам.
  • Занимайтесь спортом, зарядкой или хотя бы какими-то физическими упражнениями: откажитесь от лифта, ходите пешком не менее 30 минут в день.
  • Полноценно отдыхайте: читайте, гуляйте, встречайтесь с интересными людьми, посещайте интересные мероприятия и места. День лежа перед телевизором или с книгой — не лучший вид отдыха. Человеку нужен активный, качественный, полноценный отдых.
  • Пропейте курс успокаивающих средств или витаминов. Проверьте свое здоровье. В любом случае, если ваше раздражение кажется ненормальным и слишком частым и длительным, обратитесь к врачу.

И не забывайте: не предъявляйте особых требований к ученикам, помните: они дети как дети и ученики как ученики. Если ученик, родитель или коллега не соответствует вашим представлениям о хорошем ученике, родителе и педагоге, это не значит, что он заслуживает вашего раздражения, потери вашего здоровья.

Если все-таки сорвались

Всякое в педагогической жизни бывает: дети видят, что вы тоже человек и реагируете на их поведение и слова. Если вы кого-то обидели резким словом, попросите прощения лично.

Если вы сорвались на уроке, извинитесь за несдержанность перед классом, скажите, что ситуация была для вас настолько неприятна, что вы не смогли сдержаться.

Хотя извиниться перед учениками бывает трудно, в этой ситуации это обязательно: как бы плохо не вели себя ученики, вы как взрослый человек, нанятый учитель-профессионал не должны были срываться.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя стало известно автору, войдите на сайт как пользователь

и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Источник: http://pedsovet.su/publ/164-1-0-5005

Не молчи! Как спасти ребёнка от учителя

Что мне делать, если учитель меня оскорбляет и доводит до слез?

В середине сентября за день до родительского собрания дочь спросила: “А что такое докладная?” После моего ответа Анька разрыдалась в голос, причитая: “Ооой! А что теперь со мной будет? А что теперь с тобой будет?!”

Надо сказать, что моя девочка плачет очень редко, очень.

Именно поэтому на этот раз я даже испугалась: что могло так расстроить ребёнка? Оказалось, что в этот день на уроке математики они с подругой сделали самостоятельную работу на 15 минут раньше звонка и начали играть в крестики-нолики.

Обнаружив такое безобразие, учительница сказала, что она всё расскажет мне на собрании, оставит их после уроков и напишет докладную директору. Видимо, два страшных слова, “директор” и “докладная”, и сделали своё дело: ребёнок по-настоящему испугался.   

Я никогда с таким желанием не шла на родительское собрание.

Я рассчитывала, что нас, родителей, познакомят со всеми учителями наших пятиклассников и я смогу спросить у учителя математики: а что она написала бы в той докладной, если бы на самом деле захотела это сделать? “Я, такая-то, докладываю, что не смогла обеспечить занятость пятиклассников на своём уроке и посему предлагаю этих пятиклассников расстрелять?” 

С учителями нас не знакомили. А классная руководительница дочки сказала: “Ну что вы, она же хотела их напугать!” Хотела напугать. Учительница. Одиннадцатилетних девчонок, которые от нечего делать на уроке играли в крестики-нолики. Надо сказать, ей это удалось.

В позапрошлом веке классик русской литературы Н.А. Некрасов обратил к другому классику, В.Г.

Белинскому, трогательные слова: “Учитель! Перед именем твоим позволь смиренно преклонить колени! Спустя столетие представители замечательной профессии решили, что эти слова не про конкретного человека, оставившего неизгладимый след в судьбе и творчестве другого человека, а про всех, у кого в трудовой книжке написано “учитель”. И требование “смиренно преклонить колени” прочно вошло в жизнь всех школьников нашей страны, а заодно и их родителей. При этом колени полагается преклонять как перед теми представителями профессии, которые на самом деле этого заслуживают (и такие пока есть!), так и перед теми, кто оставляет в нашей жизни другой неизгладимый след: комплексы, страхи, неуверенность в себе, напрочь отбитое желание учиться, неспособность достойно ответить на хамство… Потому что “онажеучитель”.

“Онажеучитель” может абсолютно безнаказанно кричать, оскорблять, доводить до слёз, пугать, ставить незаслуженные оценки, унижать и публично презирать наших детей.

“Онажеучитель” может вообще не выполнять свои функции — учить предмету, — однако после радостно получить грамоту и премию за своих учеников, которые успешно сдали ЕГЭ, подготовившись у репетитора.

“Онажеучитель” вообще никак не отвечает за результаты своего  труда, разве что перед самой собой.

Представьте: вы приносите в химчистку шубу. Через неделю вам её возвращают такой же грязной и вдобавок без пуговиц.

И при этом говорят: “Сами виноваты, надо было аккуратнее носить и дома регулярно чистить! А сейчас идите к частному мастеру, если хотите чистую шубу, мы своё дело сделали”.

А вы в ответ на это приносите в химчистку цветы в День работников химчистки и с благодарностью их вручаете. Не забыв при этом смиренно преклонить колени. 

Чему учит наших детей “онажеучитель”? Терпеть хамство? Отвечать послушанием на необоснованные требования? Молчать в ответ на оскорбления? Плакать от бессилия, когда взрослый, опытный педагог гнобит тебя из года в год и у него это отлично получается, потому что он взрослый и опытный?

Да, дети сегодня очень непростые, очень. Они гиперактивны. Они зачастую загружены родителями морально и физически так, что регулировать свою эмоциональную сферу просто не в состоянии. Они умеют ругаться матом, в том числе на учителя. Но если ты выбрал для себя эту профессию, то ты обязан уметь со всем этим справляться.

Обязан понимать, что крик и угрозы непродуктивны. Обязан отличать, когда ребёнка надо воспитывать, когда лечить, а когда — спасать. Обязан знать, что фразы “дебил”, “пустоголовый”, “закрой свой рот!” — недопустимы. Обязан уважать ученика, каким бы он ни был.

Обязан делать это даже лучше, чем родители, потому что они, в отличие от тебя, не учились в педагогическом вузе.    

Не молчите

Я не понимаю родителей, которые молча реагируют на то, что учитель оскорбляет ребёнка, или доводит до слёз, или пугает.

Ну нельзя это разрешать человеку, даже если он учитель! Потому что спустя год после окончания школы “онажеучитель” может и не вспомнить фамилию вашего сына, а вам с этим школьным наследством справляться ещё ох как долго! Поэтому права своего ребёнка на уважение его как личности надо защищать.

Если ребёнок не прав, с ним надо работать. Искать причину, прежде чем избавляться от следствия. Любое плохое поведение ребёнка имеет причину. И пока мы её не найдём и не исправим, бороться со следствием бесполезно.

Но никакое (даже самое отвратительное) поведение ребёнка не оправдывает оскорблений, унижений и хамства со стороны учителя. Потому что он, учитель, априори умнее и знает, как погасить любой негативный порыв. И если не умнее и не знает, то это плохой учитель и ребёнка от него надо защищать.

Для начала попытаться объяснить учителю, что вы не одобряете такие методы. Не поможет — искать более убедительные  способы, вплоть до обращения в суд.

Понятно, что искать справедливости в суде большинство родителей не пойдут. Но просто терпеть и заставлять терпеть ребёнка — нельзя. Уходить в другую школу, на худой конец.

Важно понимать, что мы хотим получить в результате.

Сломленную психику своего ребёнка, пусть даже в комплекте с одними пятёрками? Вам нужен отличник-невротик? Или человек, позволяющий вытирать об себя ноги постороннему человеку?  

Ребята постарше могут защищать себя сами. В этом случае достаточно бывает объяснить ребёнку, что “онажеучитель” — не последний в его жизни человек, который будет относиться к нему несправедливо или по-хамски. И сейчас надо использовать его как тренажёр.

Не воевать, не отвечать грубостью на грубость. Методы каждый выбирает сам. Например, используя “заезженную пластинку”, не повышая голоса, говорить в ответ на крики: “Я вас прошу, не надо на меня кричать, давайте говорить спокойно”.

Пытаться остановить маятник неожиданным заявлением: “А я вас люблю, Наталья Петровна!” или “А что мне сделать, чтобы вы стали относиться ко мне по-другому?” Свести до минимума общение и использовать только дежурные фразы типа  “здравствуйте”, “до свидания”, “я вас понял”, “обязательно”. Но позволять себя унижать — нельзя.     

Естественно, не стоит обсуждать с ребёнком личность учителя и во всём винить одну сторону. Необходимо чётко понимать, что конструктивно говорить не о человеке, а о его поступке. Почему так повёл себя взрослый? Чем ты спровоцировал? Что мы можем сделать, чтобы изменить ситуацию? Но внушать ребёнку, что человек прав только потому, что он учитель, не стоит. Потому что это не так.          

Мы не сможем перевоспитать всех учителей. Мы не сможем добиться того, чтобы в школу пошли только люди, которые знают свой предмет и любят его, которые любят детей и знают, как найти подход к каждому своему ученику. Но каждый из нас может защитить своего ребёнка. Просто обязан это сделать.

P.S. Я безмерно уважаю учителей, которые на самом деле отдают душу нашим детям. Отдают честно, просто потому что однажды выбрали для себя такой путь. Таких учителей у нас ещё немало, и благодаря им система образования пусть плохо, но дышит. У них на уроках сидят затаив дыхание те же дети, которые на следующем уроке будут неуправляемыми. Дай Бог им здоровья и сил!

Источник: https://life.ru/946008

Окно права
Добавить комментарий