Атрибуция и экспертиза художественных ценностей

Атрибуция и экспертиза художественных ценностей

Атрибуция и экспертиза художественных ценностей

Вопрос: Хотелось бы узнать, в чём различие между профилями «Атрибуция и экспертиза художественных ценностей» и «Атрибуция и экспертиза культурных объектов» направления «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия»?

Ответ начальника Управления образовательных программ Григорьева Ивана Михайловича:

В связи с Вашим вопросом от 25.03.2014 № 275470, поступившим в виртуальную приёмную СПбГУ, сообщаю.

Отличие в профилях заложено в их наименовании и перечне компетенций:

для профиля: Атрибуция и экспертиза культурных объектов:

  • способность к подготовке научных обоснований для консервации и реставрации музейных предметов;
  • готовность к разработке методических рекомендаций для изучения и сохранения церковных ценностей, проведению научной экспертизы методов атрибуции культурных объектов;
  • знание и умение использовать на практике естественнонаучные методы атрибуции культурных объектов, правовые и экономические принципы экспертизы культурных объектов.

для профиля: Атрибуция и экспертиза художественных ценностей:

  • знание современных методик проведения экспертизы и атрибуции художественных ценностей;
  • способность к управленческой деятельности в структурах художественного рынка, органах контроля за перемещением художественных ценностей;
  • способность к практической работе в области экспертизы и атрибуции художественных ценностей.

Разнится набор профильных учебных дисциплин:

для профиля: Атрибуция и экспертиза культурных объектов:

  • История охраны объектов культурного наследия в России
  • Человек в естественнонаучной картине мира
  • Основы атрибуции объектов культуры
  • Наследие индустриальной культуры: интерпретация и охрана
  • Музеефикация и проблемы атрибуции предметов науки и техники
  • Основы экспертизы культурных объектов

для профиля: Атрибуция и экспертиза художественных ценностей:

  • Галереи, антикварные дома, художественный рынок
  • Военная геральдика
  • История коллекционирования, экспертиза и атрибуция ювелирных изделий
  • Основы атрибуции и экспертизы музейных предметов
  • Атрибуция и экспертиза произведений изобразительного искусства
  • Атрибуция и экспертиза предметов декоративно-прикладного искусства.

Кроме того, имеются существенные отличия в задачах, видах, областях и объектах профессиональной деятельности:

Области профессиональной деятельности выпускников

Атрибуция и экспертиза культурных объектов — государственные органы охраны культурных объектов, общественные и частные организации, связанные с художественным рынком.

Атрибуция и экспертиза художественных ценностей — антикварные дома, аукционные фирмы, иные структуры, связанные с художественным рынком.

Объекты профессиональной деятельности выпускников

Атрибуция и экспертиза культурных объектов – естественнонаучные методы атрибуции культурных объектов, правовые и экономические принципы экспертизы культурных объектов.

Атрибуция и экспертиза художественных ценностей — основные научные принципы атрибуции и экспертизы культурных ценностей, закономерности развития художественного рынка.

Виды профессиональной деятельности выпускников

Атрибуция и экспертиза культурных объектов — подготовка научных обоснований для консервации и реставрации музейных предметов, подготовка методических рекомендаций для изучения и сохранения церковных ценностей, научная экспертиза методов атрибуции культурных объектов.

Экспозиционная и выставочная деятельность — разработка концепций экспозиций и выставок, менеджмент и маркетинг в выставочной деятельности.

Атрибуция и экспертиза художественных ценностей – изучение и анализ современных методик проведения экспертизы и атрибуции художественных ценностей; управленческая деятельность в структурах художественного рынка, органах контроля за перемещением художественных ценностей; практическая работа в области экспертизы и атрибуции художественных ценностей.

Задачи профессиональной деятельности

Атрибуция и экспертиза культурных объектов — использование методов вспомогательных исторических дисциплин при атрибуции культурных объектов, составление экспертного заключения и выработка экономических критериев оценки культурного объекта

Атрибуция и экспертиза художественных ценностей – проведение научных исследований, связанных с проблемами истории, теории и практики экспертизы и атрибуции художественных ценностей; применение теоретических знаний и практических навыков в области менеджмента в сфере культуры в ходе деятельности структур художественного рынка; создание справочного аппарата, компьютерных баз данных по вопросам экспертизы и атрибуции художественных ценностей.

Атрибуция и экспертиза художественных ценностей в СПбГУ 51.03.04 Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия

  • 4 года Срок обучения
  • 200 100 ₽ Стоимость обучения в год

программы

Ниже перечислены предметы, которые необходимо сдать для поступления на специальность в данном вузе и минимальные баллы ЕГЭ

  • История Профильный предмет
  • 65

Учет индивидуальных достижений

Здесь показаны максимальные баллы за достижения

> Расписание

Расписание дополнительной образовательной программы «Атрибуция и экспертиза историко-культурных ценностей»

2013 год октябрь-декабрь

18 октября пятница

Цыпкин Денис Олегович, к.и.н. доц.

19 октября суббота

Атрибуция предметов живописи

Шеин Григорий Михайлович, искусствовед

21 октября понедельник

Экспертная деятельность и экспертиза историко-культурных ценностей (актуальные вопросы)

Цыпкин Денис Олегович, к.и.н., доц.

25 октября пятница

Дерево, мебель, изделия из дерева

Смотрите так же:  Доплата за работу на глубине

Мараев Владимир Николаевич, к.ф.н., доц.

26 октября суббота

Золотарев Анатолий Александрович, к.гео-мин.н, доц.

28 октября понедельник

Экспертная деятельность и экспертиза историко-культурных ценностей (актуальные вопросы

Цыпкин Денис Олегович, к.и.н., доц

01 ноября пятница

Дерево, мебель, изделия из дерева

Мараев Владимир Николаевич, к.ф.н., доц.

02 ноября суббота

Золотарев Анатолий Александрович, к.гео-мин.н, доц.

Мараев Владимир Николаевич, к.ф.н, доц.

Нумизматические и фалеристические коллекции

Метелкин Евгений Николаевич, к.и.н., доц.

09 ноября суббота

11 ноября понедельник

Печатная продукция, архивные материалы, фотоматериалы

Цыпкин Денис Олегович, к.и.н., доц.

15 ноября пятница

Нумизматические и фалеристические коллекции

Метелкин Евгений Николаевич, к.и.н., доц

16 ноября суббота

18 ноября понедельник

Печатная продукция, архивные материалы, фотоматериалы

Цыпкин Денис Олегович, к.и.н, доц

22 ноября пятница

Предметы культа, иконы

Тулубаева Нигина Олеговна, Академия художеств

23 ноября суббота

Шаблавина Екатерина Арнольдовна, к.и.н. Государственный Эрмитаж

Ткань, предметы из ткани

Тулубаева Нигина Олеговна, Академия художеств

29 ноября пятница

Ткань, предметы из ткани

Тулубаева Нигина Олеговна, Академия художеств

30 ноября суббота

02 декабря понедельник

Фарфор и керамика

Ярмош Анастасия Сергеевна, искусствовед

6 декабря пятница

Фарфор и керамика

Ярмош Анастасия Сергеевна, искусствовед

Расписание может меняться, следите за объявлениями, часть практических занятий будет проходить на базе Государственного Эрмитажа, иконописной мастерской при Александро-Невской лавре, реставрационных мастерских, в рукописном отделе РНБ, о чем будет сообщено на занятиях. По всем вопросам можно писать по электронной почте pk-history@, об изменении в расписании можно узнавать в группе — /club18100945

Искусно покупать искусство

Международная конфедерация антикваров и арт-дилеров (МКААД) МЕНЮ

«Искусствоведение. Атрибуция и экспертиза предметов антиквариата»

Учебная программа профессиональной переподготовки
Срок обучения – 2 года

По окончании полного курса выдается диплом установленного образца о профессиональной переподготовке.

Форма обучения – дневная (очная), вечерняя (очно-заочная), дистанционная (заочная)
Режим дневных занятий (очная форма) – 2 раза в неделю (в период с 10:00 до 15:00).

Стоимость обучения (очная форма) – 186 000 руб. за 1 учебный год.
Режим вечерних занятий — 2 раза в неделю (с 19:00 до 22:10).

Стоимость обучения (очно-заочная форма) — 155 000 руб. за 1 учебный год.

Оплата осуществляется после подписания договора не позднее 5 дней

  1. Оплата по квитанции в любом отделении банка.
  2. Осуществить оплату возможно по карте, после регистрации в личном кабинете на сайте института. https://www.artinstitut.ru/office/registration.html

Учебный план (очная, очно-заочная форма обучения)

  1. Введение в современный арт-рынок
  2. Стилистический анализ произведений живописи и декоративно-прикладного искусства
  3. Живопись XX в. и современный художественный процесс
  4. Высокий дизайн. История. Бренды.

    Рынок

  5. Принципы коллекционирования
  6. Философия современного искусства
  7. Искусство Древней Греции и Рима
  8. Искусство Византии
  9. Искусство Средневековья
  10. Искусство Древней Руси
  11. Искусство эпохи Возрождения
  12. Западноевропейское искусство XVIIв.
  13. Западноевропейское искусство XVIIIв.

  14. Русское искусство XVIII в.
  15. Западноевропейское искусство XIXв.
  16. Русское искусство XIX в.
  17. Русское искусство конца XIX — начала XX в.
  18. Введение в проблематику процесса атрибуции
  19. Атрибуция и экспертиза живописи и графики
  20. Атрибуция и экспертиза фарфора и керамики
  21. Атрибуция и экспертиза художественного стекла
  22. Атрибуция и экспертиза ювелирного искусства
  23. Атрибуция и экспертиза произведений из художественного металла
  24. Атрибуция и экспертиза мебели и методы реставрации
  25. Атрибуция и экспертиза букинистики и книжной графики
  26. Атрибуция и экспертиза икон
  27. Атрибуция и экспертиза оружия и предметов военного искусства
  28. История и атрибуция костюма
  29. Нумизматика и бонистика
  30. Галерейное дело: принципы профессионализма через мастер-классы трендсеттеров
  31. Экспозиционная и выставочная деятельность: концепция, пространство, дизайн. Музееведение
  32. Формирование стоимости и оценка культурных ценностей. Методика проведения аукционов
  33. Хранение и учет арт-объектов. Реставрация
  34. Современное музееведение: стратегии менеджмента и маркетинга
  35. Законодательство: экспертиза, страхование, ввоз-вывоз
  36. Фальсификация в мире искусства
  37. Искусство как предмет инвестирования
  38. Искусство как коммуникация. Арт-критика. Ивенты. Социальные сети.
  39. Технологии продаж искусства как товаров класса люкс

Практика проектно-исследовательской работы

Подготовка и защита дипломной работы. Основы научного труда

Атрибуция и экспертиза музейных предметов

Распределение часов по семестрам

Программу составил(и):
д.и.н., профессор, Горбунов В.В.

Рабочая программа дисциплины
Атрибуция и экспертиза музейных предметов

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 51.03.

04 Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия (уровень бакалавриата). Утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 01 июля 2016 г. №788 Утвержден 14.03.

2000 г. Номер государственной регистрации №58гум/сп

составлена на основании учебного плана:
51.03.04 Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия

Источник: https://izhstatus.ru/atribucija-i-jekspertiza-hudozhestvenn-3433

Антикварный салон «Янус»

Атрибуция и экспертиза художественных ценностей

экспертиза антиквариата

Возникает необходимость выделить особенности техники или материалов, позволяющие определить дату создания объекта оценки.

Поэтому при определении стоимости предметов материальной культуры необходима не только искусствоведческая, но и технико-технологическая экспертиза антиквариата.

Здесь применяются химические и физические методы исследования, а специалист, проводящий данную экспертизу, должен знать историю материаловедения, а также методов и технологий, с помощью которых создавались произведения искусства и антикварные вещи.

Атрибуция и экспертиза антиквариата

Под технико-технологической экспертизой понимается исследование, в результате которого подлинность объекта будет подтверждена или опровергнута.

Общепринятое значение слова экспертиза подразумевает использование приборов точного измерения и диагностики, позволяющих определить количественные параметры исследуемого предмета.

Экспертиза в более широком смысле — это заключительное мнение о предмете исследования авторитетного специалиста, и помимо прочего включает в себя атрибуцию, оценка антиквариата более ориентирована на тенденции рынка.

Под атрибуцией понимается процедура определения времени создания данного произведения, и его автора. При определении региона и времени создания исследуемого объекта используются такие понятия, как стиль, региональные школы, школа конкретного автора.

Атрибуция антиквариата является процессом распознавания образов, определяя более или менее точное расположение объекта в исторической пространственно-временной шкале. Как большинство таких процессов, она является процессом интуитивным. В широком смысле атрибуция — это историко-художественное определение предмета.

Данное понятие применяется, как правило, в искусствоведении. В то же время, экспертиза — это результат применения специальных знаний, источником которых служит образование и опыт работы.

Высокопрофессиональная атрибуция может называться искусствоведческой экспертизой, поскольку она проводится авторитетными специалистами-искусствоведами, признанными в своей области экспертами. Если в процессе получения результата применяется аппаратура, методы, средства других наук (физики, химии и др.), то такое исследование является экспертизой.

Оно обычно проводится специалистами, далёкими от искусствоведения, поэтому, как правило, не является атрибуцией. Экспертизой также принято называть исследование, цель которого находится вне потребностей науки.

Например, намереваясь купить антиквариат или картину известного художника, для проверки его подлинности вы заключаете договор на проведение музейной экспертизы.

Задачи и методы практической экспертизы антиквариата

Разобравшись с понятиями экспертизы и атрибуции, определим основные практические задачи экспертизы.

В результате её проведения требуется, во-первых, установить подлинность исследуемого объекта; во-вторых — определить время и место его создания, а также авторство; в-третьих — определить художественную ценность предмета.

Перечисленные задачи можно решить посредством комплексного исследования, которое включает в себя формально-стилистический, историко-искусствоведческий и технико-технологический анализ.

Формально-стилистический анализ позволяет получить предположительные данные о времени создания, об оригинальности произведения, о школе, возможно — об авторстве. Технико-технологический анализ позволяет подтвердить или опровергнуть выдвинутые предположения.

К данному виду анализа относится исследование в ультрафиолетовом и инфракрасном излучении, анализ фактуры и химический анализ, рентгенографическое исследование и исследование под микроскопом.

Полученные данные позволяют решить вопрос о подлинности предмета, выяснить степень его сохранности, приблизительно датировать произведение, определить его оригинальность или копийность, установить авторство предмета антиквариата.

Очень важно выяснить, производилась ли реставрация данного произведения искусства или предмета антиквариата. Нереставрированная вещь обладает всей полнотой или, если угодно, целостностью первоначальной информации, позволяющей определить подлинность, автора, время, место создания.

Произведение искусства, подвергавшееся реставрации, утрачивает часть своих первоначальных качеств, и может приобрести новые. Эксперты делают вывод о факте реставрации по ряду известных им признаков. Оценить степень реставрационных вмешательств можно с помощью микроскопического анализа.

На нашем сайте вы можете провести профессиональную оценку антиквариата онлайн.

Источник: https://yanusantik.ru/ocenka-antikvariata-i-proizvedenij-iskusstva-chast-vtoraya/

Задать вопрос

Атрибуция и экспертиза художественных ценностей
sh: 1: –format=html: not found

Лаврикова Марина Юрьевна, Первый проректор по учебной и методической работе
Все вопросы, касающиеся поступления, обучения, внеучебной деятельности, методической работы, отчисления, переводов и восстановления в СПбГУ

Бойко Наталья Геннадьевна, Начальник Главного управления по учебной и методической работе
Организация учебного процесса, практик, аттестаций, учет успеваемости, переводы и восстановления, запросы справок об обучении, образовании

Хуршудян Александр Леонович, Начальник Управления по организации приема
Поступление, проведение олимпиад школьников, довузовская подготовка

Соловьева Мария Александровна, Начальник Управления образовательных программ
Образовательные программы, документационное и методическое обеспечение образовательного процесса, учебно-методические стажировки, запросы справок о содержании программ и дисциплин

Намозова Светлана Шарудиновна, Начальник Управления по организации спортивной деятельности
Спортивные мероприятия, объекты и клубы

Савинов Владимир Александрович, Начальник Управления по работе с молодежью
Внеучебные мероприятия, конкурсы, стипендии, об оказании материальной помощи, волонтерских проектах

Чернова Елена Григорьевна, Первый проректор
Все вопросы о финансовой и экономической деятельности СПбГУ

Кузьмин Константин Анатольевич, Заместитель по эксплуатации материально-технической базы первого проректора
Работа эксплуатационных служб Университета, обеспечение функционирования зданий, техническое оборудование СПбГУ, ремонтные работы и заявки, организация работы комендантов

Михайлов Дмитрий Владимирович, Начальник Управления по обслуживанию и эксплуатации общежитий
Техническое состояние общежитий, обеспечение условий проживания

Севрюков Сергей Юрьевич, Начальник Управления-службы информационных технологий
Информационные технологии, техническая поддержка, телефония, интернет

Кудилинский Михаил Николаевич, Проректор по экономическому развитию
Строительство объектов СПбГУ, развитие инфраструктуры и изменения в работе с материальными благами, социальная защита, аренда помещений, работа контрактной службы, закупки

Шингиреева Светлана Владимировна, Начальник Управления по организации питания в СПбГУ
Организация питания в СПбГУ, столовых и вендинговых автоматах

Чиркова Галина Анатольевна, Начальник Управления бухгалтерского учета и финансового контроля — главный бухгалтер
Начисление стипендий и заработных плат, вопросы бухгалтерского учета, запрос финансовых справок

Микушев Сергей Владимирович, Проректор по научной работе
Все вопросы, касающиеся научной деятельности СПбГУ

Лебедева Елена Витальевна, И. о. начальника Управления научных исследований
Конкурсы, гранты, премии для ученых. Научные исследования, аффилиация с СПбГУ

Мосягина Елизавета Николаевна, И. о. директора Научного парка СПбГУ
Научый парк СПбГУ, его оборудование, возможности и порядок использования

Семенов Владимир Александрович, Директор Центра экспертиз СПбГУ
Экспертная деятельность СПбГУ, порядок заказа экспертизы, подготовка экспертных заключений

Тульсанова Ольга Леонидовна, Заместитель по организации публичных мероприятий и сотрудничества с партнерами первого проректора
Организация мероприятий, работа с партнёрами СПбГУ, организация художественных съемок на территории СПбГУ

Зайнуллин Тимур Тагирович, Начальник Управления по связям с общественностью
Информационная политика СПбГУ, взаимодействие с представителями СМИ, поддержка сайтов СПбГУ, официальных сообществ в социальных сетях

Андрюшин Сергей Владимирович, Заместитель ректора по международной деятельности
Международные соглашения, партнёрские проекты

Шарыгина Елена Павловна, Заместитель ректора по безопасности
Обеспечение безопасности, пропускной режим, паспортно-визовый отдел, миграционный учет иностранных граждан

Пенов Юрий Витальевич, Заместитель ректора по правовым вопросам
Все правовые вопросы СПбГУ

Дорохин Виктор Саркисович, И. о. начальника Главного управления по использованию и защите интеллектуальной собственности СПбГУ
Интеллектуальная собственность, патентование, трансфер технологий, товарные знаки

Еремеев Владимир Валерьевич, Проректор по организации работы с персоналом 
Кадровая политика СПбГУ

Морозова Светлана Васильевна, Начальник Управления кадров 
Кадровый учет работников, оформление заявлений, перевод на другие должности, увольнения

Морозов Андрей Владимирович, Начальник Управления по работе с персоналом 
Приём на работу, рабочий процесс и его условия, конкурсы на замещений должностей

Архипов Александр Никитович, Начальник Управления по работе с выпускниками 
Работа с выпускниками СПбГУ, мероприятия Ассоциации выпускников, стипендиальные и иные программы ассоциации

Усеинова Лаура Ефимовна, Начальник Организационного управления 
Документооборот в Университете, предоставление архивных справок и архивных выписок

Карпова Марина Эдуардовна, Директор Научной библиотеки СПбГУ имени М. Горького 
Научная библиотека имени М. Горького, библиотечные фонды, предоставление доступа к ресурсам Научной библиотеки СПбГУ (электронные журналы, доступ к базам данных)

Лебедкина Елена Викторовна, Директор Издательства СПбГУ 
Издательская деятельность СПбГУ, книги и книжные магазины, организация работы типографии СПбГУ

Федотов Юрий Николаевич, Первый проректор по медицинской деятельности, директор Клиники высоких медицинских технологий имени Н. И. Пирогова СПбГУ 
Вопросы о работе медицинской клиники СПбГУ

Балова Ирина Анатольевна, Директор Института химии

Даудов Абдулла Хамидович, Директор Института истории

Дергунова Ольга Константиновна, Директор Института “Высшая школа менеджмента”

Дудник Сергей Иванович, Директор Института философии

Пую Анатолий Степанович, Директор Института “Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций”

Чистяков Кирилл Валентинович, Директор Института наук о Земле

Деканы факультетов

Белов Сергей Александрович, Декан Юридического факультета 

Вербицкая Людмила Алексеевна, Декан Филологического факультета

Гергиев Валерий Абисалович, Декан Факультета искусств

Ковальчук Михаил Валентинович, Декан Физического факультета

Кудрин Алексей Леонидович, Декан Факультета Свободных искусств и наук

Курочкин Александр Вячеславович, И. о. декана Факультета политологии

Маргания Отар Леонтьевич, Декан Экономического факультета

Новикова Ирина Николаевна, Декан Факультета Международных отношений

Петросян Леон Аганесович, Декан факультета Прикладной математики — процессов управления

Пиотровский Михаил Борисович, Декан Восточного факультета 

Разов Александр Игоревич, Декан Математико-механического факультета

Скворцов Николай Генрихович, Декан Факультета социологии

Тихонович Игорь Анатольевич, Декан Биологического факультета

Шаболтас Алла Вадимовна, Декан Факультета Психологии

Щербук Юрий Александрович, Декан Факультета стоматологии и медицинских технологий

Яблонский Петр Казимирович, Декан Медицинского факультета

Руководители других учебно-научных подразделений

Андрианова Дарья Дмитриевна, Директор Академической гимназии имени Д. К. Фаддеева СПбГУ

Завгородний Александр Васильевич, Начальник Факультета военного обучения

Лукина Светлана Михайловна, И.о. заведующего кафедрой физической культуры и спорта

Обращаем Ваше внимание на то, что ответы на вопросы, размещённые в Виртуальной приёмной, подготовлены на основании нормативных актов, действующих на день размещения ответа.

При ознакомлении с ответами просим Вас учитывать данное обстоятельство и принимать во внимание возможность изменения действующего законодательства Российской Федерации и локальных нормативных актов СПбГУ.

Источник: http://guestbook.spbu.ru/?catid=0&id=5677

Искусствоведческая экспертиза

Атрибуция и экспертиза художественных ценностей

С помощью искусствоведческой экспертизы определяется культурная или историческая ценность различных объектов. Спектр объектов очень широк.

Искусствоведческая экспертиза исследует картины, скульптуры, тексты, оружие, музыкальные произведения – это лишь малая часть объектов, которые могут иметь как культурное, так и историческое значение.

Подобная экспертиза также проводится в отношении предметов, не имеющих художественной ценности, зато представляющих собой историческую редкость – монеты, открытки, марки. Это может быть любой предмет, характеризующий ту или иную историческую эпоху.

К экспертизе привлекаются специалисты в соответствующей области деятельности.

Ими могут быть как искусствоведы, работники музеев, литературных архивов, так и профессионалы, работающие в отрасли, к которой принадлежит исследуемый объект – оружейники, религиоведы, литературные критики.

Такие специалисты, как эксперты-искусствоведы, встречаются довольно редко, по причине слишком широкой сферы интересов экспертизы данного вида. Поэтому, как правило, в состав экспертной комиссии входят искусствоведы, специализирующиеся в узкой области.

Задачи, которые решает искусствоведческая экспертиза

Задачи искусствоведческой экспертизы многообразны и зависят от объекта исследования, области, в которой проводится экспертиза, дела (уголовного или гражданского), в рамках которого она проводится и других факторов.

Различают два вида экспертиз: атрибуция и, собственно, искусствоведческая экспертиза. Цель атрибуции – исследовать объект, установить его характеристики, классифицировать и определить стоимость.

Цель экспертизы – установить подлинность объекта – то есть понять, соответствует ли он заявленному набору характеристик. Часто целью экспертизы становится подтверждение или опровержение результатов атрибуции.

Задачи искусствоведческой экспертизы:

  1. Установление культурно-исторической ценности объекта.
  2. Классификация объекта – к какому виду искусства или ремесла он относится, начиная от глобальных различий типа: картина или оружие, заканчивая детальной классификацией, в которую может входить жанр, эпоха, место изготовления, принадлежность к той или иной школе.
  3. Определение материалов, из которых изготовлен объект.
  4. Определение состояния объекта, его сохранность, наличие или отсутствие дефектов.
  5. Определение времени изготовления объекта – от эпохи до конкретного года.
  6. Установление авторства. Данный вопрос ставится в двух случаях: автор неизвестен и необходимо его идентифицировать; автор известен предположительно, и необходимо установить, на самом ли деле объект выполнен его рукой.
  7. Определение места изготовления.
  8. Определение степени уникальности объекта.
  9. Определение оригинальности объекта – является он оригиналом или копией.
  10. Установление наличия переделок или реставрационных работ.
  11. Определение стоимости объекта.
  12. Установление подлинности объекта.
  13. Определение принадлежности объекта к порнографической либо эротической продукции.

Объекты, исследуемые в рамках искусствоведческой экспертизы

Составить полных перечень объектов, которые исследует искусствоведческая экспертиза, невозможно, потому что спектр предметов, имеющих отношение к культуре и искусству, очень широк и постоянно пополняется, а если объект претендует на историческую ценность, он может в этот спектр и вовсе не входить.

Тем не менее, существует список наиболее распространенных объектов, которые отдают на искусствоведческую экспертизу.

  1. Живопись – картины, иконы, мозаики, фрески, графические изображения. Материалы и могут быть самые разные – холст, дерево, металл, камень, картон. Это относится и к краскам – исследуются картины, написанные маслом, акварелью, гуашью, и другими средствами, вплоть до угля и восковой живописи.
  2. Скульптура – гипсовая, глиняная, восковая, бронзовая, других видов металла. Это далеко не полный перечень материалов. Исследуются скульптуры, изображающие тела людей и животных, их лица, места и предметы, сложные сцены. Также исследуются рельефные изображения – разновидность скульптуры, вылепленная на плоском фоне.
  3. Декоративно-прикладное искусство – вазы, статуэтки, другие произведения из керамики, фарфора, фаянса, часто с нанесенным на них изображением.
  4. Тексты – проза и стихи, книги, рукописи. Здесь может иметь значение не только произведение целиком, но и небольшой автограф известного автора – например, страница, написанная его рукой.
  5. Музыкальные произведения.
  6. Фото- и видеоматериалы.
  7. Старинная мебель.
  8. Одежда прошлых веков.
  9. Старые открытки, марки.
  10. Монеты, давно вышедшие из обращения.
  11. Старинное оружие.
  12. Иные вещи, не представляются ценности в качества предметов искусства, но изготовленные много веков назад.
  13. Эротические/порнографические материалы.

Существующие методы

Химико-технологический – наиболее распространенный метод, которым пользуются в ходе искусствоведческой экспертизы . Он определяет состав и соотношение материалов, из которых изготовлен исследуемый объект.

Таким образом, устанавливается возраст объекта – каждой эпохе соответствуют свои материалы и своя технология изготовления.

Также с помощью этого метода устанавливается авторство – определяется, характерны ли данные материалы и способ их обработки для того или иного автора.

Химическо-технологический анализ включает в себя несколько разных видов:

  • Рентгенофлуорисцентный анализ
  • Ультрафиолетовый анализ
  • Традиционные микрохимические методы
  • Микроскопический анализ.

Цифровой анализ позволяет наиболее точно определить руку мастера – исследуется структура мазков, штрихов, линий, особенности лепки, почерк.

Графологический анализ используется при исследовании текстов, подписей на картинах. Он позволяет установить авторство.

Это далеко не полный перечень существующих методов искусствоведческой экспертизы.

Так, для того, чтобы установить, является ли объект исследования исторической редкостью, требуется информация о существующих в современном мире аналогичных предметах искусства или исторических объектах – то есть исследование частных и музейных коллекций. Для оценки стоимости – изучение цены аналогичных произведений на современном рынке. Для исследования акустического произведения – музыкальный анализ.

Правовые аспекты

Искусствоведческая экспертиза проводится в рамках как уголовных, так и гражданских судебных дел.

К уголовным относятся хищение, контрабанда, нарушение авторских прав, различные виды мошенничества – например, торговля поддельными предметами искусства. К гражданским – наследственные споры, раздел имущества.

Также подобная экспертиза может быть проведена по желанию хозяина исследуемого объекта, с целью установления его подлинности, ценности, эпохи и других интересующих заказчика вещей.

Особое место среди искусствоведческих экспертиз занимает исследование материалов на предмет порнографии – это также относится к уголовному судопроизводству. Распространение порнографических объектов преследуется по закону, однако их изготовители и владельцы пытаются обойти закон, выдавая порнографию за эротику. Чтобы разрешить спорную ситуацию, проводится искусствоведческая экспертиза.

Преступления, в рамках которых может потребоваться искусствоведческая экспертиза, определяются следующими статьями УК РФ:

  1. 146 – нарушение авторских и смежных прав.
  2. 159 –мошенничество. Сюда изготовление и торговля поддельными предметами искусства.
  3. 164 – хищение предметов или документов, имеющих особую историческую, научную, художественную или культурную ценность, независимо от способа хищения.
  4. 190 – невозвращение в установленный срок на территорию Российской Федерации предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран.
  5. 222 – незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение оружия, его основных частей, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств.
  6. 242 – незаконные изготовление и (или) перемещение через Государственную границу Российской Федерации в целях распространения, публичной демонстрации или рекламирования либо распространение, публичная демонстрация или рекламирование порнографических материалов или предметов. В том числе статья 242.1 – порнография с изображениями несовершеннолетних, и статья 242.2 – использование несовершеннолетнего в целях изготовления порнографических материалов или предметов.
  7. 243 – уничтожение или повреждение памятников истории, культуры

Искусствоведческая экспертиза может потребоваться и для расследования преступлений, предусмотренных иными статьями УК.

Вопросы, которые следует задать эксперту-искусствоведу

В зависимости от исследуемого объекта и цели, ради которой он исследуется, перед участниками экспертной комиссии могут ставится совершенно разные вопросы. Ниже перечислен наиболее полный список вопросов, на которые может ответить искусствоведческая экспертиза. Как правило, при исследовании конкретного предмета нужен ответ лишь на часть из них.

  1. Имеет ли объект культурную ценность, то есть является ли предметом искусства?
  2. Имеет ли объект историческую ценность?
  3. К какому виду искусства или ремесла относится объект?
  4. Из какого материала изготовлен объект?
  5. В каком состоянии находится объект, имеются ли у него дефекты?
  6. Из каких материалов изготовлен объект?
  7. В какое время изготовлен объект?
  8. Кто автор объекта?
  9. Где был изготовлен этот объект?
  10. Уникален ли данный объект – то есть существует в единственном экземпляре или имеются другие аналогичные объекты?
  11. Объект является оригиналом или копией?
  12. Подвергался ли объект переделке, реставрации, если да – какие его части доделывались или реставрировались, насколько это повлияло на его состояние, сохранился ли изначальный смысл?
  13. Какова стоимость объекта на современном рынке?
  14. Является ли объект подлинным – то есть тем, за что его выдают? Это относится к авторству, возрасту, тематике и т.д.
  15. Относится ли данный объект к порнографии или является эротической продукцией?

Источник: https://sudexpa.ru/expertises/iskusstvovedcheskaia-ekspertiza/

Задачи

Основные задачи искусствоведческой экспертизы — атрибуция исследуемого произведения, предмета или вещи (определение времени, места и других обстоятельств его создания), установление его подлинности, культурной и(или) исторической ценности, иногда — установление конкретного автора произведения.

Объекты

Объекты искусствоведческих экспертиз настолько разнообразны, что вряд ли можно составить из них сколько-нибудь полный перечень.

Например к ним относятся предметы живописи (картины, рисунки, иконы, графика), скульптура, произведения декоративно-прикладного искусства (фарфор, керамика, фаянс, майолика, терракота), старинное или древнее оружие, старая антикварная мебель, одежда прошлого века, почтовые марки, и почтовые открытки, фотографии, старые книги, рукописи, музыкальные произведения и т. д.

Используя криминалистическую терминологию, можно сказать, что объектами искусствоведческой экспертизы выступают предметы, изделия и тексты, имеющие историческую, культурную или художественную ценность. В криминалистическом смысле при назначении и проведении судебной искусствоведческой экспертизы и внесудебных исследований решаются идентификационные, диагностические и классификационные задачи.

Среди экспертов-искусствоведов принято различать атрибуцию и экспертизу.

В первом случае речь идет об искусствоведческой экспертизе с целью изучении предмета и определения его индивидуальных и классификационных особенностей, на основании которых он занимает свое место в музейных или библиотечных коллекциях, получает свой художественный или исторический статус.

Искусствоведческая экспертиза проводится в тех случаях, когда данные атрибуции или сведения о предмете вызывают сомнение и по тем или иным причинам должны быть надлежащим образом подтверждены экспертами-культурологами.

Специфика данного вида экспертной деятельности заключается в том, что профессиональных судебных экспертов-искусствоведов имеющих практический опыт проведения искусствоведческой экспертизы в рамках уголовных дел до недавнего времени практически не было.

Это связано с тем, что эксперты-искусствоведы широкого профиля встречаются редко, один и тот же специалист вряд ли способен одновременно знать в деталях историю производства фарфора, особенности изготовления московских старопечатных книг и изменения в составе авторских грунтов живописных работ второй четверти XIX в.

В большинстве случаев назначение искусствоведческой экспертизы связывается с необходимостью подтверждения атрибуции художественных или антикварных предметов и оценкой их денежной стоимости, но не всегда. Вопросы, которые ставятся перед экспертами-искусствоведами (культурологами), довольно сильно различаются в зависимости от характера исследуемых объектов.

Вопросы

Так, эксперт-оружейник (эксперт по историческому оружиеведению) чаще всего отвечает на вопросы:

  • представляет ли данный предмет (оружие) историческую и культурную ценность?
  • относится ли данное оружие к боевому оружию?
  • каково состояние сохранности предмета (оружия) на момент проведения историко-искусствоведческой (культурологической) экспертизы?
  • какова ориентировочная цена данного предмета (оружия)?

Эксперту-искусствоведу по ювелирным изделиям чаще всего поступают предметы с клеймом мастера и вопросами о подлинности предмета и его ориентировочной стоимости.

Приблизительно те же вопросы решает и эксперт по произведениям живописи: в большинстве случаев ему приходится проверять сведения, имеющиеся у владельца произведения, и давать оценку его денежной стоимости.

С развитием рынка антиквариата потребность в историко-культурологических экспертизах возрастает из года в год.

Эксперт-искусствовед отдела рукописей осуществляет следующие виды работ при экспертизе рукописных книг и архивных материалов:

  • определяет авторство и подлинность документов;
  • датирует материалы (при экспертизе рукописных книг и ряда архивных материалов активно привлекается научная литература, посвященная бумажным знакам; изучаются филиграни и штемпели);
  • определяет место составления и бытования материалов;
  • описывает дефекты сохранности, физическое состояние переплетов и материалов;
  • изучает пометы, владельческие записи, экслибрисы и штампы, определяет статус и значимость упоминаемых лиц;
  • решает вопрос о степени уникальности материалов (наличие списков, в том числе в других архивохранилищах; изучение языковых особенностей);
  • определяет их научную значимость и дает денежную оценку.

В пособиях для следователей и судей приводятся следующие обобщенные вопросы, разрешаемые экспертами-искусствоведами:

  • представляет ли данное произведение, предмет или вещь художественную или историко-культурную ценность?
  • имеет ли данное произведение, предмет или вещь художественное назначение, или оно не принадлежит к предметам искусства?
  • каково время и место создания (производства или изготовления) данного произведения, предмета или вещи?
  • является ли данное произведение оригиналом или копией (репликой, стилизацией, позднейшей подделкой, муляжом, компиляцией), является оно уникальным или серийным?
  • к какому направлению искусства или ремесла (школе) относится данное произведение?
  • каково состояние сохранности произведения?
  • подвергалось ли данное произведение переделке (реставрации, редактуре), какой именно?
  • какова ориентировочная денежная стоимость произведения?
  • является ли автором представленного произведения конкретное лицо?

Некоторые художественные предметы и объекты поступают на исследование к экспертам-криминалистам, которым, необходимо определить свою вторичную роль при проведении искусствоведческих экспертиз.

Так же наша организация проводит, в рамках искусствоведческих экспертиз, экспертизу элементов имиджмейкерства.

Современная мода выросла в целую индустрию, в которой необходимо поддерживать статус оригинальности и новизны с позиции эстетического искусства.

Иногда возникают ситуации, при которых дизайнерские и модельные агентства в погоне за новыми трендами в моде присваивают себе чужие новшества и оригинальные идеи. В таком случае разбирательства доходят и до судебных тяжб.

Экспертиза элементов имиджмейкерства включает в себя:

  • оригинальность художественного образа, созданного при использовании новых тенденции макияжа (make up), прически и дизайна украшений;
  • плагиат тех или иных деталей образа модели или полное копирование образ.

С другой стороны, криминалистическая и методическая составляющие в заключениях судебных историко-искусствоведческих экспертиз, сделанных в учреждениях неэкспертного профиля, нередко выражены недостаточно.

Бывают случаи, когда заключения экспертов-искусствоведов при решении вопросов об атрибуции или авторстве произведений лишь констатируют мнение эксперта, а не выступают результатом многоступенчатого исследования, описание которого позволило бы другому эксперту или специалисту убедиться в достоверности и обоснованности сделанных выводов.

Комплексная

Большинство судебных искусствоведческих экспертиз носят комплексный характер, что обусловлено интегративным характером стоящих перед экспертом задач.

Во многих случаях эксперту-культурологу приходится исследовать материалы художественного изделия, подпись или клеймо автора, манеру (стиль) письма, признаки позднейшего воздействия (порчи, переделки, реставрации).

Не каждый даже крупный музей и не каждая библиотека могут позволить себе приобрести дорогостоящее аналитическое оборудование для проведения физических и химических измерений, не говоря уже о дефиците хороших электронных микроскопов.

НП «Федерация Судебных Экспертов» проводит весь спектр историко-культурологических и искусствоведческих экспертиз без привлечения сторонних экспертов, в чем наше основное отличие от абсолютного большинства экспертных организаций страны, пытающихся проводить сложнейшие судебные искусствоведческие экспертизы. Наш профиль: искусствоведческая экспертиза картин, икон, книг, скульптур, ювелирных изделий, искусствоведческая экспертиза порнографии.

Виды

Историко-культурная экспертиза
Трудно переоценить сегодняшнее значение такого исследования, как историко-культурная экспертиза.

Для многих музеев и частных коллекций бывает очень важно с максимальной точностью определить подлинность тех или иных культурно-исторических объектов, детали их происхождения и производства.

Далее исследуется состояние объектов культуры, и назначается тот или иной прогноз в отношении того, как оно может развиваться в дальнейшем. На основании этих сведений принимаются решения о необходимости тех или иных реставрационных действий в отношении исследуемых объектов.

Культурологическая экспертиза
Сегодня в обязанности культурологической экспертизы входит большое количество самых разнообразных исследований. Например, экспертиза архитектурных или градостроительных произведений – как объектов культуры.

Но это только одна из многих, хотя и очень сложная, часть этого общего направления экспертных исследований.

Вообще культурологическая экспертиза является одним из крупнейших классов экспертных работ, который объединяет в себе множество различных областей.

по теме «Искусствоведческая экспертиза» >>

Цены

№Основные виды искусствоведческих исследованийСтоимость экспертизы, руб.
1Экспертиза антикварных книг (полное заключение)от 15 000
Справка об исследовании букинистических книгот 7 000
2Экспертиза предметов религиозного назначения (иконы) (полное заключение)от 20 000
Справка об исследовании предметов религиозного назначения (иконы)от 7 000
3Экспертиза живописных и графических произведений (полное заключение)от 25 000
Справка об исследовании живописных и графических произведений.от 7 000
4 Экспертиза скульптурных произведений (полное заключение)от 20 000
Справка об исследовании скульптурных произведений.от 7 000
5Экспертиза предметов декоративно-прикладного искусства (полное заключение)от 15 000
Справка об исследовании предметов декоративно-прикладного искусства.от 6 000
6Экспертиза антикварной мебели (полное заключение)от 15 000
Справка об исследовании антикварной мебелиот 7 000
7Экспертиза государственных и негосударственных геральдических символов (гербов, флагов) и наград.от 25 000

Источник: http://sud-expertiza.ru/iskusstvovedcheskaya-ekspertiza/

Окно права
Добавить комментарий